рубенс жизнь марии медичи
Рубенс. Цикл из 24 картин о Марии Медичи
Мария Медичи в образе Минервы, 276;149 см.Лувр.
В 1622 году Мария Медичи, вдова Генриха IV и мать Людовика XIII, заказала Рубенсу цикл картин для украшения западной галереи второго этажа Люксембургского дворца (ныне здание Сената). Контракт предусматривал создание 24 биографических полотен, иллюстрировавших жизнь и деяния королевы. Все картины должны были быть полностью нарисованы рукой мастера, работу предполагалось закончить к февралю 1625 года — дате бракосочетания французской принцессы Генриетты Марии и короля Англии Карла Стюарта.
В восточной галерее дворца предусматривалось разместить картины из жизни Генриха IV — едва начатый Рубенсом цикл, две незавершённые картины из которого находятся во Флоренции.
Задача была нелёгкая. Королева не была красива, ничем не блистала, кроме безмерного честолюбия и склонностей к интригам.Образ Марии Медичи, созданный в этом цикле, значительно отличается от рисунков, сделанных Рубенсом, по-видимому, непосредственно с натуры.
Насколько Рубенс был опытным дипломатом и политиком, настолько же эти его качества проявлялись и в официальных портретах. Портретные образы коронованных особ представали перед зрителями умело преподнесенными портретистом: все природные недостатки скрашивались и уходили в тень, а пышность костюма, величие обстановки должны были чисто внешне придать фигурам портретируемых необходимую значительность и торжественность.
И до Рубенса и после него многие живописцы шли этим знакомым для официальных портретистов путем. Скрывая многие внешние и внутренние недостатки модели, приукрашивая и идеализируя ее, Рубенс писал портреты Марии Медичи.
Первое посещение Рубенсом Парижа длилось шесть недель, и было предназначено только для предварительного обсуждения деталей заказа. Однако, Рубенс напряженно работал: он осмотрел дворец, где должен был быть расположен цикл, наметил размеры полотен, написал парадный портрет Марии Медичи и начал портреты короля Людовика XIII и его жены Анны Австрийской, которые окончил в период 1622-25г.
Картины были закончены Рубенсом в 1625 году. С 1815 года находятся в коллекции Лувра, сначала в Большой Галерее, затем (1900—1993 годы) в дворцовом зале, пропорции которого совершенно не были похожи на типично французскую (длинную и узкую с низкими потолками) галерею Люксембургского дворца, для которой создавались картины. С 1993 года цикл выставлен в зале № 18, пропорции которого повторяют скорее дворцовый зал Лувра, чем галерею Люксембургского дворца.
Начинается цикл с Портрета Марии Медичи в образе Миневры и портретами её родителей.
Портрет Марии Медичи является ядром композиции, с него начинается, и им же заканчивается история жизни королевы, рассказанная художником на находящихся в галерее полотнах. Несмотря на своё название, Мария Медичи изображена на нём в первую очередь не как богиня войны Минерва, а как торжествующий монарх, самодержица, своими деяниями принёсшая мир и процветание в королевство. Коронующие Марию Амуры изображены с крыльями бабочек — знаком бессмертия. В руках королева держит статую Победы и королевский скипетр. Эскиз этой картины хранится в Эрмитаже.
Из-за чего королева Мария Медичи враждовала с сыном и Как стала «содержанкой» художника Рубенса
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Брак с Генрихом IV
После первого весьма неудачного брака, Генрих IV Французский женился на Марии де Медичи в тщательно спланированной церемонии, состоявшейся во Флоренции. Будучи королём, он не мог покинуть своё королевство, а Мария, будучи незамужней женщиной, не могла покинуть Флоренцию, поэтому их брак был заключён по доверенности и считался последней альтернативой для Генриха. Первоначально он намеревался жениться на своей давней любовнице, Габриэль д’Эстре. Свадьба намечалась на Пасху 1599 года. Однако его надежды рухнули, когда Габриэль, будучи беременной на пятом месяце, внезапно заболела и умерла, родив мертворожденного мальчика. Поскольку у Генриха не было наследника от первой жены, ему нужна была женщина, которая могла бы родить ему сыновей. Мария была как раз той самой избранницей, на которую король делал очередную ставку. Да и огромное приданое в шестьсот тысяч крон, которое она привезла с собой, тоже не стало лишним в новом королевском дворе.
2. Дети Марии
Как только Мария связала свою жизнь с Генрихом и оказалась во дворце, она тут же приступила к своим прямым обязанностям. И в скором времени у супругов родился первенец, будущий король Людовик XIII. Луи был болезненным ребёнком с целым рядом недугов, как душевных, так и физических, которые беспокоили врачей. Многие опасались, что он не доживёт до трона, но Мария позаботилась о том, чтобы подарить королю ещё одного наследника.
Впрочем, за десять лет у неё родилось шестеро детей, пятеро из которых дожили до своего совершеннолетия, а это весьма приличный и нехарактерный для того времени показатель. Одна из её дочерей стала королевой Испании, другая удостоилась чести стать герцогиней Савойской, а третья, выйдя замуж за Карла I, стала королевой Англии. Что же касается её сына Гастона, то он практически всю жизнь скрывался при французском дворе, время от времени разжигая распри против своего старшего брата в попытках заполучить трон.
3. Измены Генриха
Несмотря на то, что у них родилось несколько детей, их брак был далеко не показательным. Король продолжал всё также заводить любовниц, меняя девиц как перчатки, словно жены у него и вовсе не было. Среди его избранниц были и фаворитки, которые пользовались особыми привилегиями, как и их дети, рождённые от Генриха. Зная о похождениях мужа, Мария стоически терпела происходящее то закрывая глаза на похождения короля, то пытаясь хоть как-то повлиять на сложившуюся ситуацию. Но всё было тщетно и супруг продолжал кутить, не обращая внимания на сплетни, слухи и попытки жены вразумить его. При этом, Генрих довольно-таки ревностно относился к друзьям и подругам супруги, которые одним лишь своим присутствием могли вывести его из себя, тем более, когда она проявляла щедрость по отношению к некоторым из них.
4. Коронация Марии
На протяжении всей своей жизни Генрих пытался найти баланс между враждующими религиозными группировками, что ещё в больше степени сделало его врагом в глазах фанатиков. Он пережил множественные покушения, но в конце концов был убит свирепым католиком, который нанёс ему ножом две смертельные раны. После смерти короля Генриха, его старший сын Людовик взошёл на престол, но в силу своего возраста он не мог быть полноправным королём, поэтому его мать, Мария, став регентом, начала править от его имени.
5. Дворцовый переворот
Мария прекрасно понимала, что удерживать власть в своих руках не сможет вечно, и что как только Людовику исполнится тринадцать лет, она вынуждена будет передать бразды правления ему. Но королева-регент не спешила расставаться с тем, что принадлежало ей «по праву». Она всячески ограждала Луи от политики и его попыток вникнуть в суть правления, постоянно унижая его на людях и высмеивая любые попытки принять то или иное решение.
Также Мария продолжала всячески поддерживать своих итальянских друзей. В итоге, Кончино Кончини стал её ближайшим помощником. С его помощью она ловко решала свои задачи, выискивая выгодные стороны и добиваясь своего. Но её поступки и чрезмерно транжирство королевской казны лишь с каждым днём усугубляли положение горе-королевы, чья репутация падала с каждой минутой, вызывая возмущение у негодующей толпы, как со стороны дворян и собственного сына, так и со стороны простого люда.
В итоге, Людовик вместе со своим другом Шарлем де Люином начали дворцовый переворот. Главный советник королевы был убит, его жена обезглавлена за колдовство, а её останки были сожжены. Что же касается Марии, то изначально её поместили под домашний арест, а после сослали в замок Блуа.
6. Побег
Но Мария оказалась не из робкого десятка. Эта женщина, находясь в заточении, решила не сидеть сложа руки и наблюдать за тем, как у неё пытаются отобрать власть.
Проведя два года в замке Блуа, она не только спланировала свой побег, но и обзавелась достаточно мощной поддержкой среди нескольких верных и преданных дворян, а также армии, ставшей на её сторону.
Однажды зимней ночью 1619 года, Мария при помощи солдат и служанок совершила побег из замка. И всё бы ничего, но как только её спустили вниз по верёвочной лестнице, проходившие мимо охранники приняли королеву за девицу лёгкого поведения. Один из них даже поинтересовался о том, сколько будет стоить провести ночь с ней, на что Мария попросту отшутилась и продолжила свой путь. Но по дороге взволнованная королева вспомнила о том, что забыла шкатулку с драгоценностями неподалёку от замка. Она собиралась продать их, а полученные деньги потратить на армию, которая помогла бы ей свести счёты с собственным сыном. В итоге, экипажу пришлось вернуться на место побега. К счастью, шкатулка обнаружилась в траве, а её содержимое было в ценности и сохранности.
7. Заключение мира
Отношения Марии с её протеже Ришелье поначалу были взаимовыгодными для обеих сторон. Он занимал пост государственного секретаря и был одним из самых видных священнослужителей Франции. После того как Мария сбежала из тюрьмы и пригрозила начать войну против своего сына в 1619 году, Ришелье был призван посредником в заключении мира между матерью и сыном, который состоялся с Ангулемским договором. Согласно этому соглашению, Мария останется свободной, будет иметь собственный двор и сможет участвовать в королевском совете.
Ришелье произвёл впечатление на молодого короля и вскоре стал одним из его ближайших советников. При поддержке Марии и Людовика XIII Ришелье был возведён в сан кардинала в 1622 году. В начале 1620-х годов Ришелье был основной силой, стоявшей за политикой и действиями Людовика XIII против гугенотов или французских протестантов. Он вступил в заговор против главного министра короля Шарля Де Ла Вьевиля и в скором времени обвинил его в коррупции. Затем Ришелье занял его место в качестве эффективного премьер-министра Франции. Многие историки считают Ришелье архитектором французского абсолютизма, и десятилетия его пребывания у власти были огромным вдохновением для Людовика XIV и других будущих монархов.
8. Строительство Люксембургского дворца
Как только Мария помирилась с сыном, она решила построить в Париже роскошный дворец, чтобы прославить своё положение. Строительство Люксембургского дворца началось в 1615 году, но остановилось, когда Мария впала в немилость. Тем не менее, она вернулась к проекту спустя несколько лет. Архитектор Саломон де Броссе построил дворец и его знаменитые сады вдоль левого берега Сены.
9. Питер Пауль Рубенс
Картины были ранней практикой в области связей с общественностью, но визуальная биография, которую они создали, вряд ли была правдивым рассказом о событиях. Марию снова и снова изображали спасительницей Франции, хотя на самом деле она несколько раз чуть не загнала страну в могилу.
10. Заговор и поражение
Несмотря на заключение мира с сыном, положение Марии во Франции вновь ухудшилось в конце 1620-х годов. Король Людовик XIII и Ришелье систематически отменяли всё, что она делала в качестве королевы-регентши, и это приводило Марию в ярость. Ришелье сыграл важную роль в том, чтобы вернуть Францию в положение, противоположное испанской и Габсбургской империи, по существу, повернувшись против Марии. Она сговорилась против Ришелье со своим младшим сыном, Гастоном Орлеанским, но кардинал оказался слишком могущественным, чтобы вдовствующая королева могла свергнуть его.
11. Изгнание
Мария сделала всё, что могла, чтобы дискредитировать Ришелье и избавиться от него. 10 ноября 1630 года, в минуту необузданного гнева, она обрушила на кардинала поток оскорблений, выдвигая перед сыном все обвинения, какие только могла придумать. Луи вышел из комнаты, не сказав ни слова, что королева восприняла как добрый знак. Она верила, что её сын уволит своего главного министра, и старалась, чтобы все при дворе знали, что истинная власть на троне принадлежит ей, а не Ришелье.
Придворные стекались в покои Марии, чтобы выразить своё подобострастное уважение женщине, которая, как все верили, будет управлять будущим Франции, но это было ошибкой. Когда на следующий день Людовик XIII посетил свою мать, она ожидала, что он объявит о кончине Ришелье. Вместо этого, в тот день, который навсегда запомнился как «День дураков», Людовик XIII предпочёл Ришелье своей матери. Он сделал свой второй официальный разрыв с Марией, которая была арестована, а затем выслана из Франции. В 1631 году она была изгнана, оказавшись в Испанских Нидерландах, прежде чем отправиться в Кёльн.
12. Содержанка
Мария вернулась во Францию только после смерти: её тело было погребено в королевской базилике Сен-Дени в Париже. До самого конца своей жизни она не переставала выступать против Ришелье, выпускала памфлеты против него и его тирании, пока не испустила последний вздох нищей в далёкой стране.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Меч Самурая Японский меч (яп. 日本刀 нихонто) — клинковое однолезвийно.
Анастасия Макеева и ее новый муж Актриса Анастасия Макеева приобрела известность не только бла.
Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время кот.
САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ СПОСОБ ПРОЧИСТИТЬ СЛИВ. ВЫ НЕ СЛЫШАЛИ о нем САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ СПОСОБ ПРОЧИ.
—Музыка
—Фотоальбом
—Музыкальный плеер
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Тайны Марии Медичи: правда и ложь на полотнах Рубенса
Тайны Марии Медичи: правда и ложь на полотнах Рубенса
В январе 1622 года в Париж прибыл уже знаменитый к тому времени Петер Пауль Рубенс. Он должен был написать серию из 24 полотен, описывающих биографию Марии Медичи.
За три года титанической работы фламандскому мастеру удалось написать цикл картин, на которых жизнь королевы-регента Франции представляется чередой счастливых событий. Некоторые «сложности» в судьбе благополучно разрешаются с помощь богов, и в конце торжествует Правда. На самом деле судьба Марии Медичи была гораздо более трагичной.
Питер Пауль Рубенс, Судьба Марии Медичи
На первой картине цикла изображены парки, прядущие нить судьбы королевы. Чета богов-олимпийцев Юпитер и Юнона наблюдают за процессом, а в руках у зловещей Морты нет ножниц, прерывающих жизни смертных. Все говорит о том, что будущему ребенку уготовано счастливое и великое будущее. Это полотно и последнее из серии заметно уже остальных, так как все картины «вписывались» по размерам в конкретную в галерею Люксембургского дворца, и эти две должны были располагаться между окон.
Рождение Марии Медичи
Питер Пауль Рубенс, Рождение Марии Медичи
Аллегорическое полотно, на котором богиня Люцина (римская покровительница рождения) передает Марию-младенца Флоренции. Счастливое событие действительно произошло 26 апреля 1575 года в этом городе. Неизвестно, радовался ли ее отец, великий герцог Тосканы Франческо I рождению шестой дочери или надеялся, что супруга подарит наконец ему наследника. Через два года малышка останется без матери, а ее мачехой станет бывшая многолетняя любовница герцога. Единственной подругой с детства и на долгие годы станет для нее камеристка и молочная сестра Леонора Дори Галигай.
Образование Марии Медичи
Питер Пауль Рубенс, Образование Марии Медичи
Перед нами предстает молодая Мария Медичи, склонившаяся перед Минервой, богиней мудрости, наук и искусств. Помогают в учении Орфей, Меркурий и три грации. Интересно, что фигуры трёх граций в 1685 году были занавешены. Около 200 лет обнаженные богини скромно прятались за тканью. После того, как картину в XIX веке открыли, разница между освещенной и затемненной частью была так заметна, что полотну потребовалась тщательная очистка и реставрация.
Представление портрета Марии Медичи Генриху IV
Питер Пауль Рубенс, Представление портрета Марии Медичи Генриху IV
Брак по доверенности
Питер Пауль Рубенс, Брак по доверенности
Эта практика, весьма обычная для высоких особ средневековья, представляется нам сейчас курьезом. По сравнению с ней даже современные виртуальные свадьбы кажутся гораздо более романтичными. Однако из песни слов не выкинешь – на венчании, которое произошло во Флоренции, жениха Марии Медичи заменял дядя невесты Фердинанд, великий герцог Тосканы. Интересно, что сам молодой Рубенс присутствовал на этом событии, поэтому полотно написано очевидцем.
Прибытие в Марсель
Питер Пауль Рубенс, Прибытие Марии Медичи в Марсель
Встреча в Лионе
Питер Пауль Рубенс, Встреча в Лионе
И вот, долгожданная встреча молодой четы. Они аллегорически изображены в виде богов-олимпийцев, амуры рядом с ними говорят о глубоких и нежных чувствах. На самом деле, Генрих так спешил на встречу с супругой, что после прибытия в Леон 6 дней не мог с ней встретиться. Но живописная сказка об этом умалчивает. Однако ровно через 9 месяцев у Марии родится сын, будущий король Людовик XIII.
Коронация Марии Медичи
Питер Пауль Рубенс, Коронация Марии Медичи
Мария короновалась 13 мая 1610 года в аббатстве Сен-Дени. Она уговорила супруга на этот шаг перед тем, как тот должен был отправиться с войском в Германию для поддержки протестантов. На следующий день король был убит. Подозрение, что Мария была соучастницей этого заговора, так и не было с нее снято.
Смерть Генриха IV и провозглашение регентства
Важнейшее событие в жизни Марии Медичи, она становится полновластной правительницей Франции. Несмотря на траур, оно было, вероятно, гораздо более радостным для королевы, чем свадьба. У подножья трона изображена французская знать, умоляющая Марию Медичи взять на себя управление государством. Конечно, это было творческим преувеличением. Принцы крови и знать неоднократно поднимали восстания, подавлять которые Марии удавалось лишь ценой больших усилий и жертв.
Совершеннолетие Людовика XIII
Питер Пауль Рубенс, Совершеннолетие Людовика XIII
Радостно преклонившись перед сыном, достигшим совершеннолетия, Мария на картине передает ему кормило власти. Корабль-Франция, с поддержкой четырех Добродетелей, продолжает свой путь. В действительности передача власти не была такой мирной, Людовик XIII силой взял власть, сослав мать в 1617 году в Блуа. Вместе с ней в ссылку отправился и ее советник, будущий кардинал Ришелье – тот самый знаменитый Красный Кардинал.
Бегство из замка Блуа
Питер Пауль Рубенс, Бегство из замка Блуа
Сложный сюжет, потребовавший от художника максимум дипломатии. Минерва ведёт Марию к Французской Знати, а Ночь и Заря указывают им путь. Так, с Божьей помощью, Мария Медичи действительно сбежала из своей ссылки в Ангулем.
Примирение с сыном
Питер Пауль Рубенс, Примирение с сыном
Мария изображена с жезлом мира в руках, любимый сын Людовик трогательно обнимает ее. Гидра, символизирующая врага и политического противника королевы герцога Люинь, повержена (он действительно умер незадолго перед этим). Все говорит о дальнейшем вечном и нескончаемом счастье и благоденствии Франции. Именно к этому недолгому периоду относится время написания картин.
Триумф Правды
Питер Пауль Рубенс, Триумф Правды
Последняя картина, завершающая цикл мощным торжествующим аккордом. На переднем плане Кронос вытягивает на свет Алефею (Истину) – она традиционно изображается обнаженной (не поэтому ли в русском языке существует выражение «голая правда»?). А вверху Мария Медичи и ее венценосный сын держат в руках лавровый венок с пылающим от любви сердцем.
Эта картина могла бы выглядеть насмешкой над судьбой великой королевы, если бы художник знал дальнейшие события ее сложной жизни. Постоянные игры за власть привели ее в конце концов к полному краху. Бывший верный помощник Ришелье, завоевавший огромное влияние на короля, «переиграл» королеву-мать. 11 ноября 1630 Мария Медичи поставила сыну ультиматум: «Или я, или кардинал». Все были настолько уверены в ее победе, что даже начали праздновать это событие, но ответ короля был противоположным – он выбрал Ришелье, и Мария Медичи опять бежала. Этот день с тех пор носит название «День обманутых» (название триумфальной картины превращается в неприкрытый сарказм). Конец жизни Марии Медичи был печален. Она была вынуждена скитаться по странам и продавать свои драгоценности. Последние годы она провела в Кёльне, в доме приютившего ее Рубенса – такая финальная насмешка судьбы.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Ссылки
—Музыка
—Новости
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Питер Пауль Рубенс. Жизнь Марии Медичи – цикл из 24 картин
Питер Пауль Рубенс. Жизнь Марии Медичи – цикл из 24 картин
Задача была нелёгкая. Королева не была красива, ничем не блистала, кроме безмерного честолюбия и склонностей к интригам.
Образ Марии Медичи, созданный в этом цикле, значительно отличается от рисунков, сделанных Рубенсом, по-видимому, непосредственно с натуры.
Рубенс Питер Пауль (1577-1640). Портрет Марии Медичи
Зрители видят немолодую женщину с оплывшей шеей, с нависающим пухлым двойным подбородком, большой нос, близко расположенные к переносице маленькие глазки, низкий лоб.
Рубенс Питер Пауль (1577-1640). Портрет Марии Медичи
Только с натуры, пристально вглядываясь и мгновенно перенося на бумагу увиденные черты, можно сделать такой беспощадный портретный набросок. Здесь нет места фантазиям и спасительным аксессуарам. Только правдивые, безжалостно переданные художником черты оплывшего лица и довольно тупое выражение взгляда королевы-матери запечатлел на своем рисунке Рубенс. Это маловыразительное лицо предстояло Рубенсу изобразить на парадном портрете и в огромном цикле.
Насколько Рубенс был опытным дипломатом и политиком, настолько же эти его качества проявлялись и в официальных портретах. Портретные образы коронованных особ представали перед зрителями умело преподнесенными портретистом: все природные недостатки скрашивались и уходили в тень, а пышность костюма, величие обстановки должны были чисто внешне придать фигурам портретируемых необходимую значительность и торжественность.
И до Рубенса и после него многие живописцы шли этим знакомым для официальных портретистов путем. Скрывая многие внешние и внутренние недостатки модели, приукрашивая и идеализируя ее, Рубенс писал портреты Марии Медичи.
Первое посещение Рубенсом Парижа длилось шесть недель, и было предназначено только для предварительного обсуждения деталей заказа. Однако, Рубенс напряженно работал: он осмотрел дворец, где должен был быть расположен цикл, наметил размеры полотен, написал парадный портрет Марии Медичи и начал портреты короля Людовика XIII и его жены Анны Австрийской, которые окончил в период 1622-25 гг.
Рубенс Питер Пауль (1577-1640). Мария Медичи, королева Франции
Рубенс Питер Пауль (1577-1640). Портрет Людовика XIII, короля Франции
Рубенс Питер Пауль (1577-1640). Портрет Анны Австрийской
Действительно, заказ был одним из самых трудных, которые Рубенс будет когда-либо выполнять, поскольку он не только должен был соответствовать пространственным требованиям, но и скрыть многое из жизни Марии, чтобы не оскорбить ее, и так обращаться с тем, что он выбрал, чтобы не оскорбить короля Людовика ХIII. Что мог придумать Рубенс, чтобы показать жизнь склочной, раздражительной, праздной и некрасивой Марии Медичи, не перестающей устраивать заговоры против собственного сына?
Он выбрал аллегорию. Обладая огромным воображением, Рубенс окружил Королеву олимпийскими богами, водными нимфами и купидонами, судьбами и всевозможными добродетелями. Они сопровождают королеву всюду, при различных событиях её жизни. Таким образом, довольно скучные, истинные исторические факты с необыкновенным изяществом и мастерством, замаскированы богатой архитектурой, нарядами, необыкновенно красивыми персонажами.
С помощью такого приема он не только облагородил Марию с ее дурным характером, но также резким контрастом противопоставил французских придворных в роскошных одеждах обнаженным богам и полубогам, которых он так любил рисовать. Все многочисленные персонажи картин действуют вокруг Марии Медичи, оттеняя ее помпезное величие, подчеркнутое художником.
Картины из серии Медичи стали самыми драгоценными сокровищами Франции и одним из самых ярких, одержанных художником, триумфов. Ничем не блиставшая при жизни, кроме безмерного честолюбия и склонностей к интригам, Мария Медичи, тем не менее, сохранила память о себе благодаря этому циклу картин, созданному Рубенсом и его мастерской.
Сейчас, 24 картины размещены в специально построенной галерее в крыле Ришелье, Лувр.
С 1871 по 1989 гг. там находилось Министерство финансов. Президент Франсуа Миттеран передал здание музею.
18-ого ноября 1993, дата двухсотлетия музея Лувра, крыло Ришелье было открыто для посещений. Галерея Медичи, единственный зал, где архитектура переплетается с живописью. Огромный железобетонный портик был специально построен, чтобы создать этот зал 40 м х 40 м и высотой 12 м.
Вход в галерею украшают портреты Марии Медичи и её родителей. Родители изображены вполоборота, обрамляя портрет Марии Медичи.
Иоанна Австрийская, великая герцогиня Тосканская,
мать Марии Медичи
Франческо I Медичи великий герцог Тосканы,
отец Марии Медичи
Иоанна Австрийская, младшая дочь императора Фердинанда и племянница Карла V вышла замуж за Франческо Медичи в 1565 году. Франческо Медичи изображён с крестом Ордена Святого Стефана, учреждённого его отцом, Козимо I. Портреты родителей, по всей видимости писаные с более ранних портретов, расположены над входными дверьми галереи, тогда как портрет королевы расположен над центральным камином.
Мария Медичи в образе Минервы
Портрет Марии Медичи является ядром композиции, с него начинается, и им же заканчивается история жизни королевы, рассказанная художником на находящихся в галерее полотнах. Несмотря на своё название, Мария Медичи изображена в первую очередь не как богиня войны Минерва, а как торжествующий монарх, самодержица, своими деяниями принёсшая мир и процветание в королевство. Коронующие Марию Амуры изображены с крыльями бабочек — знаком бессмертия. В руках королева держит статую Победы и королевский скипетр.
Судьба Марии Медичи
Первая картина нарративного цикла — парки, прядущие нить судьбы королевы. Символика картины — отсутствие ножниц в руках у Морты, богиня рождения Юнона, наблюдающая за сценой вместе со своим мужем Юпитером, — всё в картине говорит о счастливом и великом будущем, уготованном королеве.
Картина — вместе с заключающим цикл «Триумфом правды» — заметно у́же остальных картин нарративного цикла. Её размеры были обусловлены расположением окон в галерее Люксембургского дворца, для которой рисовались полотна.
Рождение Марии Медичи
Богиня Люцина (римская богиня рождения, позднее отождествлённая с Юноной) передаёт ребёнка Флоренции — именно в этом городе, 26 апреля 1573 года родилась Мария Медичи. На первом плане — бог-река Арно (на этой реке стоит Флоренция).
Явные отсылки к христианской символике — нимбообразное сияние вокруг головы ребёнка; манера, которой Флоренция держит Марию, — типичны для картин Рубенса.
Образование Марии Медичи
Мария Медичи изображена склонившейся перед Минервой, богиней мудрости, наук и искусств. Сцена выполнена в соответствии с христианской иконографией, подобно сцене преклонения девы Марии перед Святой Анной.
Образованию будущей королевы помогают Меркурий, спустившийся с небес бог красноречия, и Орфей — мифический поэт и музыкант. Позади Марии изображены три грации, одна из которых коронует ребёнка. На переднем плане изображены символы искусств, которыми увлекалась королева — музыка представлена лютней, скульптура — бюстом, изобразительное искусство — палитрой.
Несмотря на подчёркнутую важность диалога между телом (нагота граций) и разумом (изображённый бюст — бюст Платона), обнажённые фигуры трёх граций в 1685 году были занавешены. Полностью открылась картина только в XIX веке.
Практически 200 лет спрятанная от взоров, тем самым защищённая от загрязнений и повреждений часть картины контрастно выделялась на фоне потемневших полотен цикла, и в 1860-х годах была предпринята массивная, далеко не всеми специалистами принятая, чистка картин.
Представление портрета
Генрих IV любуется портретом Марии Медичи. Продолжая параллель между миром людей и миром богов, Рубенс изображает в верхней части полотна супружескую пару Юноны с Юпитером — их присутствие как бы предвосхищает готовящуюся свадьбу Генриха с Марией.
Портрет, принесённый Гименеем, повторяет настоящий портрет, присланный родителями Марии Генриху. Амур показывает портрет очарованному королю, а Франция шепчет ему на ухо слова одобрения.
Брак по доверенности
Символическая — поскольку проходила в отсутствие жениха — церемония свадьбы состоялась 5 октября 1600 года в кафедральном соборе Флоренции. Картина повторяет композицию гравюры «Свадьба Марии» Дюрера.
В центре картины руководящий церемонией кардинал Пьетро Альдобрандини, племянник папы Климента VIII. Справа от кардинала — дядя невесты Фердинанд, великий герцог Тосканы, играющий роль отсутствующего жениха, Генриха IV. Он надевает на руку Марии обручальное кольцо. Фату Марии держит Гименей.
Справа на картине изображены французские послы, слева — тётя и сестра невесты. Над центральной группой Рубенс изобразил скульптуру, композиционно напоминающую пьету, с тем отличием, что Христос изображён умирающим на руках у Бога отца — возможно, художник отсылает нас к находящейся во флорентийской базилике пьете Бандинелли.
Интересно, что в своё время среди гостей на церемонии присутствовал сам молодой Рубенс.
Прибытие в Марсель
Одна из самых известных картин серии изображает прибытие Марии Медичи 3 ноября 1600 года в Марсель. Не в последнюю очередь известность картины обусловлена крайне выразительными фигурами Нереид на первом плане. Слева от Нереид — Посейдон с тритонами.
Продолжая параллель между реализмом и мифом, художник изобразил Францию (в плаще, украшенном лилиями французской монархии) и Марсель (во французском языке город Марсель — женского рода), встречающих Марию Медичи. Мария сходит с богато украшенного гербами семьи Медичи корабля.
Над спускающейся на французскую землю королевой изображена Фама, богиня молвы и славы, летящая сообщить королю новость о прибытии его супруги — своеобразное связующее звено цикла, подготавливающее зрителя к следующей картине.
Встреча в Лионе
Картина изображает встречу супругов в Лионе. Несмотря на то, что Мария прибыла в Лион 3 декабря 1600 года, встреча состоялась лишь вечером 9 декабря, когда туда же приехал совершенно не спешивший увидеться с молодой женой Генрих.
В отличие от предыдущих картин, художник не просто изображает героев под присмотром богов, он преображает героев картины в пару богов-супругов: Генриха IV — в Юпитера, Марию Медичи — в Юнону. Счастливому браку способствует Гименей, изображённый за спинами молодых.
Лион (во французском языке город Лион — женского рода) проезжает в карете на первом плане. Название города (фр. Lyon) обыгрывается тем, что в повозку запряжены львы (фр. lion). На заднем плане различим вид на город Лион.
Амуры, сидящие верхом на львах, подчёркивают проходящую красной нитью через весь цикл картин идею победы любви над силой.
Рождение Людовика XIII
Будущий король Людовик XIII родился 27 сентября 1601 года в Фонтенбло.
В центре картины — уставшая от родов Мария Медичи опирается на бедро защищающей её Кибелы, Матери Богов. Младенец-дофин лежит на руках у духа Здоровья, к нему склонилась богиня Правосудия — отсылка к прозвищу Людовика «Справедливый». Слева от Марии — богиня Плодородия с рогом изобилия, в котором видны пять детских голов — искусный художник изобразил таким образом остальных детей Марии Медичи, не удлиняя своего рассказа.
Красная драпировка кровати на фоне полотна повторяет формы парадной драпировки официальных портретов знатных особ того времени.
Учреждение регентства
В 1610 году Генрих оставляет жену и детей и выходит с армией в Германию — его протестантские союзники ввязались в войну с Австрийскими монархами за наследование герцогств Клевского и Юлих-Берг.
Уезжая, Генрих передаёт правление королеве — на картине он символически отдаёт ей украшенную королевскими цветами державу. Рядом с королевой — Щедрость и Рассудительность. Молодой дофин стоит между королём и королевой — во время отсутствия Генриха, Мария будет управлять страной от его имени.
Архитектура дворца, изображённого на картине, напоминает как дворец Медичи (Люксембургский дворец), так и дом самого Рубенса в Антверпене.
Коронация Марии Медичи
Это и два последующих больших полотна замыкали галерею Люксембургского сада, в которой была размещена серия картин Рубенса. «Коронация» находилась на левой стене, «Смерть Генриха» — в торце и «Совет богов» — на правой стене. Таким образом, три картины окружали зрителя, расположением напоминая триптихи в хорах католических церквей. «Коронация Марии Медичи» закрывала дверь в конце левой стены галереи, ведшую в северный угловой павильон дворца на улице Вожирар. Для того, чтобы дверь могла открываться, картину разрезали в соответствующих местах — следы этой двери до сих пор отчётливо видны на холсте (справа внизу, около собак).
Мария короновалась 13 мая 1610 года в аббатстве Сен-Дени, церемонию проводил изображённый с короной в руках кардинал де Жуайез, за его спиной — помогавшие ему кардиналы Пьер де Гонди и Франсуа де Сурди. Стоящий рядом с королевой молодой дофин изображён со спины. Генрих IV изображён в глубине, стоящим на балконе, — возможно, художник хотел подчеркнуть тем самым его скорую кончину.
На картине изображены реально присутствовавшие на церемонии лица — их список был передан Рубенсу во время работы над полотном. Единственное отклонение от реализма — духи Богатства и Процветания, летящие над собранием. Рассеивая золотые монеты, они предвосхищают процветание Франции под регентством Марии Медичи.
Смерть Генриха IV и провозглашение регентства
Центральное полотно цикла, и важнейшее событие в жизни Марии Медичи — после убийства Генриха IV Равальяком престол формально наследует 9-летний Людовик XIII, но фактически власть в стране переходит к его матери.
На картине Генрих изображён возносящимся на небеса — Юпитер с Сатурном вырывают его у смерти (змея на земле). Лавровый венок на голове Генриха говорит о дарованном ему бессмертии — подобно мифическому Гераклу он принят в число богов. На переднем плане две Победы оплакивают Генриха.
Справа на картине — одетая в траур Мария. Теперь уже Франция, и теперь уже надолго передаёт регентше державу цветов французской монархии. Стоящие рядом с троном богини мудрости и рассудительности советуют Марии. Олицетворяющая Божественное Провидение Децима, в знак грядущего управления государством передаёт Марии судовой руль — подчёркивая тем самым божественность происхождения монаршей власти.
У подножья трона изображена французская знать, умоляющая Марию Медичи взять на себя управление государством.
Совет богов
Как и на «Коронации», на полотне (слева внизу) видны следы прорезанной в нём двери, которая выходила из Люксембургского дворца на террасу у улицы Вожирар.
Слева на картине изображена божественная пара Юпитера с Юноной, перед ними с поклоном — пришедшая посоветоваться Мария Медичи. Среди богов изображена отдыхающая после брака Франции с Испанией Европа — этот очень важный для политики Марии Медичи брак символизируется двумя парами голубей, сидящих на глобусе. Боги Олимпа — в первую очередь богиня Мира (со связкой стрел) и богиня Согласия (с жезлом) — поддерживают проект брака. На переднем плане Аполлон с Минервой изгоняют Пороки, при этом Венера удерживает Марса, спешащего на помощь богине мести — всё в картине говорит о миролюбивой политике королевы, собирающейся поддерживать мир в Европе дипломатическими браками.
Взятие Юлиха
Полотно долго носило имя «Путешествие Марии Медичи в Пон-де-Се» (место битвы 1620 года, столкнувшей Марию Медичи с её сыном, Людовиком XIII), но в 1920 году, благодаря архивам, историками было восстановлено первоначальное название (а вместе с ним и содержание) картины.
Смерть Генриха IV не помешала французским войскам прийти в Германию, чтобы вместе с нидерландскими войсками взять Юлих и вернуть его протестантам. Фактическая наследница престола, Мария Медичи изображена в шикарном военном головном уборе (поверх которого Победа надевает ещё и лавровый венок) с маршальским жезлом — символом верховной военной власти — в руке. Справа на картине видна Фама, разносящая по свету славу о великой победе Франции (роль французских войск в битве слегка приукрашена Рубенсом). Рядом с королевой идёт Щедрость, лев, идущий у её ног, олицетворяет (согласно «Иконологии» Чезаре Рипа — итал. Cesare Ripa) одновременно храбрость и милосердие.
На заднем плане — панорама сдачи Юлиха.
Счастье регентства
Выбивающаяся из общего ряда картина, единственная не имеющая никаких хронологических привязок. Изначально на этом месте была задумана картина ссылки Марии Медичи в Блуа (после убийства Кончини в 1617 году, Мария Медичи была вынуждена покинуть Париж). Но в 1625 году сюжет был сочтён дипломатически сложным, и картина (эскиз которой выставлен в Мюнхене) в спешке была заменена на аллегорическую «Радость регентства».
На этой картине Рубенс изображает Марию как олицетворение разумного и справедливого монарха. Слева от королевы — Франция и Сатурн провозглашают наступление в стране золотого века. Внизу изображены Амуры (олицетворение разных видов искусства), торжествующие над своими вечными врагами — Невежеством, Злословием и Завистью.
Обмен принцессами
Венец политической карьеры Марии Медичи — двойная свадьба между королевскими домами Франции и Испании, замысел такого брака появляется ещё на картине «Совет богов». Присутствие самой Марии Медичи на картине даже не обязательно, настолько это событие ассоциировалось у современников с её именем и её политикой примирения Франции с Испанией.
18 октября 1615 года в Бургосе Анна Австрийская, дочь испанского короля Филиппа III, выходит замуж за сына Генриха IV и Марии Медичи, короля Франции Людовика XIII. В тот же день в Бордо сестра Людовика XIII, принцесса Изабелла Бурбонская, выходит замуж за наследника испанского престола, будущего короля Испании Филиппа IV.
Сцена «обмена принцессами», изображённая на картине, в действительности произошла 9 ноября 1615 года на острове Фазанов — франко-испанском острове на реке Бидасоа.
Слева на картине изображена Испания, передающая Анну Австрийскую Франции. Рядом с Испанией — Изабелла, чей взгляд всё ещё направлен в сторону покидаемой ею Франции.
Внизу — бог реки Бидасоа (во французском языке — мужского рода) и Наяды, напоминающие место и обстоятельства обмена принцессами. Наверху картины — заимствованный из религиозной иконографии хоровод ангелов и олицетворение Счастья, осыпающее невест из рога изобилия.
Совершеннолетие Людовика XIII
Изначально картина должна была находиться перед «Обменом принцесс», как того требует хронология реальных событий. Но после отказа от «Ссылки в Блуа» Рубенс меняет порядок картин.
Преклонившись перед сыном в день его совершеннолетия, Мария Медичи передаёт ему кормило власти. В центре корабля, как бы заменяя собой мачту, стоит Франция, в её руках держава и огненный меч. На вёслах — четыре Добродетели короля: Сила, Вера, Справедливость и Согласие. Подчёркивая превосходство Добродетели над непостоянством Удачи (ветра), Умеренность спускает паруса корабля.
В действительности передача власти не была такой мирной, Людовик XIII силой взял власть, сослав мать в 1617 году в Блуа.
Бегство из замка Блуа
Непростой с дипломатической точки зрения сюжет — бегство Марии Медичи из замка Блуа, куда её сослал Людовик XIII.
Минерва ведёт Марию к Французской Знати, которая проводит её до Ангулема. Наверху картины изображены Ночь и Заря, обозначающие время побега.
Композиция картины является как бы инверсией популярного сюжета ночного ареста Христа.
Договор в Ангулеме
В Ангулеме Мария Медичи получает от своего сына послание с предложением мира.
На картине королева изображена сидящей на троне, встречающей посланца своего сына (Меркурия) с оливковой ветвью — символом мира. Рядом с Марией — Осторожность. На картине также присутствуют два кардинала: возле Меркурия — призывающий принять предложение мира Франсуа де Ларошфуко, возле трона — скептически настроенный кардинал Луи де Лявалетт — точная идентификация персонажа не известна до сих пор.
С идентификацией картины и её персонажей связано множество недоразумений. Так изображённое событие часто определялось как «примирение Марии Медичи с сыном в Анже» (по условиям подписанного мирного договора этот город отошёл Марии Медичи), как следствие — Меркурий опознавался как сам Людовик XIII. Кардинал, стоящий у трона Марии (чья личность до сих пор с достоверностью не установлена историками) часто идентифицировался как кардинал Ришельё, что не может быть верно, так как последний стал кардиналом лишь в 1622 году, то есть 3 года спустя после описываемых на картине событий.
Анжуйский мир
Изначально на этом месте задумывалась картина о битве у Пон-де-Се, но ввиду крайней дипломатической сложности сюжета (битва у Пон-де-Се — главная битва гражданской войны 1620 года между королём Людовиком XIII и Марией Медичи, пытающейся вернуть власть) идея картины была отброшена. Вплоть до августа 1622 года Рубенс упоминает «Битву у Пон-де-Се» в своих письмах, что, несомненно, привело к путанице в названии предыдущей картины.
Примирение с сыном
На картине Мария изображена с жезлом мира в руках, Людовик трогательно обнимает её за плечи — всё свидетельствует о долгом и надёжном мире. Герцог Люинь — согласно Марии Медичи, единственный виновник её раздора с сыном — изображён в виде ужасной гидры, которую Храбрость загоняет молниями в ад. Слева на картине изображена Любовь, справа — Франция.
Композиция картины позволяет провести параллели как с многочисленными вариациями на тему Страшного Суда, так и с женским персонажем Апокалипсиса из Откровений Иоанна Богослова.
Триумф Правды
Судя по эскизам Рубенса, автор задумывал эту картину одновременно с «Судьбой Марии Медичи» — композиционно последнее полотно перекликается с первым.
На переднем плане Кронос вытягивает на свет персонификацию Истины — Алефею (согласно традиционной иконографии изображена обнажённой). Истиной, по версии художника, является абсолютное примирение Марии Медичи с сыном — они изображены в верхней части картины, держащими лавровый венок с пылающим от любви сердцем.
Питер Пауль Ру́бенс (28 июня 1577, Зиген — 30 мая 1640, Антверпен) — крупнейший южно-нидерландский (фламандский) живописец, воплотивший в своих произведениях подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.