розенбаум биография личная национальность
Александр Розенбаум
Имя: Александр Розенбаум (Aleksandr Rozenbaum)
Отчество: Яковлевич
День рождения: 13 сентября 1951 (70 лет)
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: г. Ленинград
Вес: 73 кг
Карьера: певец, музыкант
Семейное положение: в браке
Фото: Александр Розенбаум
Видео: Александр Розенбаум
Биография Александра Розенбаума
Детство и юношеские годы
В двенадцать лет Александр впервые услышал группу The Beatles и стал ее ярым поклонником. Он пытался подражать британским музыкантам, но трудность заключалась в том, что их мелодии исполнялись под шестиструнную гитару, а он играл на семиструнке. Шестиструнные гитары в СССР тех времен в принципе были редкостью – по какой-то необъяснимой причине они считались «буржуазным» инструментом. Чтобы не переучиваться, Розенбаум изобрел свой собственный гитарный строй, выбросив пятую струну. Сейчас он называется Open G и им пользуется огромное количество профессиональных гитаристов.
Параллельно Александр серьезно увлекался боксом – в старших классах он добился весомых успехов в этом виде спорта, неоднократно становился победителем городских и областных соревнований. Но, несмотря на такой далекий от медицины круг интересов, после школы он все-таки решил продолжить семейную династию и поступил в тот же институт, в котором в свое время встретились его родители.
Учился Розенбаум хорошо, окончил вуз с отличием и устроился работать на скорую помощь. Ему нравилось чувствовать себя на передовой медицинского фронта, ведь именно от оперативных умелых действий бригады «неотложки» в подавляющем большинстве случаев напрямую зависит человеческая жизнь.
Творческая карьера
Много песен он посвятил коллегам – врачам, а после первой поездки в Афганистан в репертуаре Александра Яковлевича появились произведения на патриотическую тематику. Розенбаум летал в Афганистан не один раз – каждая поездка буквально переворачивала его душу и наносила глубокую рану, но он все равно снова и снова туда возвращался.
Ему было важно хоть как-то поддержать советских солдат и офицеров, которые каждый день смотрели смерти в глаза и не знали, вернутся ли домой живыми. Он и сам неоднократно попадал под обстрелы и наравне со всеми стойко переносил адскую жару и бытовые трудности. Результатом этих поездок стал целый цикл песен, посвященных Афганистану, которые и сейчас заставляют сжиматься сердца и вызывают слезы на глазах у участников тех страшных событий.
Розенбаум побывал и в других горячих точках – в 1986 году он приезжал поддержать ликвидаторов Чернобыльской аварии, неоднократно посещал Чечню в ходе обеих военных кампаний, давал концерты российским военным в Сирии. Он много выступал перед заключенными и объездил огромное количество исправительных заведений в самых разных уголках страны.
Является полковником медицинской службы в отставке, отмечен нагрудным знаком «Воин-интернационалист», медалями ««Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», «Ветеран Вооружённых Сил СССР» и другими почетными наградами. В 2001 году Александр Яковлевич был удостоен звания Народного артиста РФ, а через десять лет получил из рук Владимира Путина Орден Почета за выдающие заслуги перед Отечеством.
Общественно-политическая деятельность
Личная жизнь Александра Розенбаума
За плечами у Розенбаума долгая яркая жизнь, состоящая как из радостных событий, так и трагических моментов.
Со своей первой женой он познакомился на первом курсе медицинского института – это был незрелый студенческий брак, который продлился всего девять месяцев. Через год Александр в гостях у общих знакомых познакомился с Еленой Савшинской, своей будущей второй супругой. Девушка тоже училась в том же институте, но на другом курсе. До этого они ни разу не пересекались, но встретившись, сразу поняли, что созданы друг для друга и больше не расставались.
Александр Розенбаум сейчас
На работоспособность артиста не повлияла сложная операция по удалению опухоли, которую он перенес в 2019 году. В сентябре 2020 на Первом канале стартует очередной сезон музыкального шоу «Три аккорда», в котором наш герой уже несколько сезонов подряд является почетным членом жюри.
13 сентября 2021 года Розенбауму исполнилось 70. К юбилею музыканта Первый канал выпустил документальный фильм «Сны у розового дерева» (розовое дерево – это буквальный перевод фамилии Розенбаум с немецкого), в котором Александр впервые подробно рассказал о своей семье.
Александр Розенбаум
Александр Яковлевич Розенбаум. Родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский и российский автор-исполнитель, актёр и писатель, заслуженный артист РФ (1996), народный артист РФ (2001).
Александр Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой.
Семья Розенбаумов жила в доме № 102 на Невском проспекте.
В 9-10 классах обучался в школе № 351 с углубленным изучением французского языка на Витебском проспекте 57.
Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет». Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы».
В 1968-1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде. До сих пор ежегодно даёт там концерты. По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Александр Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование.
Александр Розенбаум в молодости
Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова.
Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп.
В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.
Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров, от «А. Я. Розенбаум»).
Началом сольной деятельности можно считать выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД им. Ф. Э. Дзержинского. В дальнейшем он стал художественным руководителем театра-студии «Творческая мастерская Александра Розенбаума».
Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»).
Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну. » и др.), морской тематикой («38 узлов», «Песня старого миноносца»).
За отдельными исключениями, свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары. Среди исключений стоит отметить совместные концерты вместе с братьями Жемчужными).
Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.).
Розенбаум обладает сильным мужественным голосом баритональной природы.
После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы.
Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с оригинальной мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Эта песня исполнялась как самим автором, так и многими вокалистами, существуют многочисленные инструментальные обработки.
По форме творчество Розенбаума близко к жанру бардовской песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках кустарного изготовления, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.
В 2005 году его знаменитая песня «Заходите к нам на огонек. » звучала в мелодраматическом сериале «Две судьбы».
В 2012 году Розенбаум получил третий «Золотой граммофон» за песню «Любовь на бис», исполненную в дуэте с Зарой.
В 2014 году принял участие в озвучивании украинского документального фильма «Тайна Королёвского батальона», посвящённого гибели 1-го батальона 682-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии Вооружённых Сил СССР в апреле 1984 года, во время Афганской войны. В этом фильме Розенбаум выступил как чтец закадрового текста и исполнитель заключительной песни «Караван».
11 декабря 2015 года состоялся релиз альбома «Метафизика».
В своей творческой деятельности Розенбаум не раз записывал песни в дуэте с другими исполнителями, например, с Григорием Лепсом, Михаилом Шуфутинским, Братьями Жемчужными, Иосифом Кобзоном.
Общественно-политическая позиция Александра Розенбаума
В 2003 году избран депутатом Государственной думы России от партии «Единая Россия». Пробыл в должности до 2005 года.
Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».
28 июня 2005 подписал в числе 50 представителей общественности письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа».
Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра».
В декабре 2015 года за свою политическую позицию и взгляды на украинские события 2013-2014 годов Розенбаум был включён в чёрный список российских артистов, являющихся «персонами нон грата» на территории Украины.
Живёт и работает в Санкт-Петербурге.
Совладелец сети пивных «Толстый Фраер» г. Санкт-Петербурга.
Рост Александра Розенбаума: 174 сантиметра.
Личная жизнь Александра Розенбаума:
Семейная жизнь Розенбаума началась рано, но первый брак длился всего 9 месяцев.
Уже через год Розенбаум снова женился, на этот раз на своей однокурснице Елене Савшинской, она врач-рентгенолог больницы Скворцова-Степанова. Поженились в 1975 году. У пары родилась дочь Анна.
Александр Розенбаум и жена Елена
Внуки: Дэвид Чаки-Розенбаум (род. декабрь 1999), живёт в Санкт-Петербурге; Александр Ники Чаки-Розенбаум (род. февраль 2005); Дэниэль и Андрей (родились в феврале 2014).
Дискография Александра Розенбаума:
«Домашний концерт» (1981)
«Памяти Аркадия Северного» (апрель 1982) (совместно с Братьями Жемчужными)
«Посвящение посвящающим» (1983)
«Новые песни» (ноябрь 1983) (совместно с Братьями Жемчужными)
«Концерт в Воркуте» (1984)
«Эпитафия» (1986)
«Мои дворы» (1986)
«Нарисуйте мне дом» (1987)
«Дорога длиною в жизнь» (1987)
«Концерт на ЛОМО» (1987)
«Нью-Йоркский концерт» (1987)
«Казачьи песни» (1988)
«Анафема» (1988)
«Гоп-стоп» (1993)
«Ностальгия» (1994)
«Горячая десятка» (1994)
«Вялотекущая шизофрения» (сентябрь 1994)
«Розовый жемчуг» (август-ноябрь 1995) (совместно с Братьями Жемчужными)
«На плантациях любви» (март-май 1996)
«Концерт в день рождения» (4 октября 1996)
«Возвращение на Арго» (февраль 1997)
«Июльская жара» (ноябрь 1997)
«Транссибирская магистраль» (ноябрь 1999)
«Настоящий солдат» (апрель 2001)
«Старая гитара» (2001)
«Странная жизнь» (2003)
«Я вижу свет» (июль-август 2005)
«Попутчики» (2007)
«Мечта блатного поэта» (февраль 2009)
«Рубашка нараспашку» (май-июнь 2010)
«Берега чистого братства» (июль 2011) (совместно с Григорием Лепсом)
«Метафизика» (2015)
Фильмография Александра Розенбаума:
Розенбаум биография личная национальность
В 1956 году в семье Розенбаумов родился младший сын Владимир, которого, к сожалению, уже нет в живых. В памяти Александра Розенбаума – лучшие годы общения с братом в детстве, юности и старшем возрасте. С 1975 года Александр Яковлевич Розенбаум состоит в браке с Еленой Викторовной Савшинской. Их дочь Анна — профессиональный переводчик, выйдя замуж, подарила им четырёх замечательных внуков.
В детстве Александр Розенбаум не получил элитарного воспитания, он – продукт обычной советской интеллигентной семьи. Относительная свобода действий и выбора явились залогом его развития как многогранной личности. Единственным давлением со стороны матери было обучение Александра в музыкальной школе, за что он бесконечно благодарен ей.
Александр начал заниматься музыкой с пятилетнего возраста, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в последствии – вечернее музыкальное училище по классу джазовой аранжировки.
В период обучения в 1-ом Ленинградском Медицинском институте, в который Александр Розенбаум поступил сразу после школы, он охотно участвовал в студенческих капустниках. Ещё на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре, была отмечена призом зрительских симпатий на Киевском фестивале авторской песни.
В 1974 году, успешно сдав все государственные экзамены, Розенбаум получает диплом врача-терапевта общего профиля по специализации «Анестезиология-реаниматология» и устраивается работать на 1-ую подстанцию «скорой помощи», где почти 6 лет находится на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. В последствии Розенбаум скажет: «Не побоюсь самомнения – я мыслю массой людей, и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что моё человечество – это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которых я не в силу дарования, а в силу своей медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло».
Естественно, что в период работы на «скорой» рождались песни специфической тематики: «Песня врача «скорой помощи», которая была написана ночью в машине при вынужденной стоянке под разведённым мостом, «Один день врача «скорой помощи», «Ничего нет невозможного», «Ностальгическая», написанная уже после ухода Александра из медицины. Уход был неизбежен, песня перестала быть хобби, стала по существу второй профессией, нужно было выбирать, быть либо врачом, либо артистом. Он выбрал последнее.
Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из-под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.
Говоря о многогранности творчества Александра Розенбаума, необходимо отметить, что он никогда не писал песни циклами, сгруппировать их можно только по тематике.
Удивительно, как ещё совсем молодой человек смог написать такие сильные, проникновенные, пронизанные настоящей любовью к Родине, песни о 37-м годе: «Вальс 37-го года», «Колыбельная на нарах», «Анафема», «Покаяние». Вроде бы не обличающие напрямую, не конкретизирующие факты годов репрессий, сопровождающиеся даже лирическими мелодиями, эти песни имеют такую мощь, раскрывая страх и страдания народа, что даже в 80-х годах запрещались для исполнения перед публикой.
Такую же мощь и силу имеют песни о Великой Отечественной войне, вызывающие скупые слёзы на глазах ветеранов, смотревшие без страха даже в глаза смерти; проникновенно и тихо эти песни слушают уже правнуки этих ветеранов. Это: «Красная стена» (о памяти погибших в боях за Сталинград), «Бабий Яр» (о гибели более ста тысяч советских людей под Киевом), «На Дороге Жизни» (о блокадном Ленинграде), «А может, не было войны?» (об ужасах фашизма, которые должны быть сохранены в нетленной памяти многих поколений, чтобы не было подобного повторения), «Я часто просыпаюсь в тишине» (песня написана Розенбаумом в период его работы на «скорой помощи» как отклик на рассказ больного о том, что ему каждую ночь снится война) и другие.
Творчество Александра Розенбаума также характеризуется интересом к судьбе декабристов («Декабристский сон»), истории России послереволюционных годов («Романс генерала Чарноты», «Романс Най-Турса», «Романс Колчака»), к цыганской жизни («Песня коня цыганских кровей», «Если было бы можно…») и многим другим темам. И везде он честен и открыт. В лихие 90-е годы, когда многие упивались свободой «разделяй и властвуй», прославляя время становления любой ценой, Розенбаум пишет простенькую с виду песню «Что-то здесь не так», которая выражает гражданскую позицию автора к жестокому и подчас безрассудному времени перемен, его любовь к многострадальной Родине. Этому же периоду посвящены песни: «Посмертная записка», «Воры в законе», «Стрелка», «Транссибирская магистраль» и другие.
Розенбаум имеет чёткое понятие – каким должен быть мужчина и чем он должен заниматься, продолжает учиться всему и у всех. Его слушатели – от подростков до пожилых людей, места выступлений различны: от тюрем, временных сцен в местах боевых действий, небольших сцен провинциальных городов, кораблей ВМФ до лучших концертных залов мира. Каждый год 9 мая выступает в Санкт-Петербурге, потому что День Победы для него больше, чем праздник. И каждое его выступление – при полном аншлаге. Он не заискивает перед слушателями, не поёт по заказу, в День медицинского работника с удовольствием надевает белый халат, потому что бывших врачей не бывает.
Он сделал себя сам, он никого не пускает в свою душу и готов заплатить за всё, что взял у судьбы.
Сегодня Александр Яковлевич Розенбаум продолжает писать новые песни и активно гастролировать, потому что остановка для него – вещь опасная.
Андрей Сердюков
Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой, профессиональная деятельность которых впоследствии была связана только с медициной, что в значительной степени предопределило выбор профессии врача и их сыном Александром.
В 1956 году в семье Розенбаумов родился младший сын Владимир, которого, к сожалению, уже нет в живых. В памяти Александра Розенбаума – лучшие годы общения с братом в детстве, юности и старшем возрасте. С 1975 года Александр Яковлевич Розенбаум состоит в браке с Еленой Викторовной Савшинской. Их дочь Анна — профессиональный переводчик, выйдя замуж, подарила им четырёх замечательных внуков.
В детстве Александр Розенбаум не получил элитарного воспитания, он – продукт обычной советской интеллигентной семьи. Относительная свобода действий и выбора явились залогом его развития как многогранной личности. Единственным давлением со стороны матери было обучение Александра в музыкальной школе, за что он бесконечно благодарен ей.
Александр начал заниматься музыкой с пятилетнего возраста, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в последствии – вечернее музыкальное училище по классу джазовой аранжировки.
В период обучения в 1-ом Ленинградском Медицинском институте, в который Александр Розенбаум поступил сразу после школы, он охотно участвовал в студенческих капустниках. Ещё на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре, была отмечена призом зрительских симпатий на Киевском фестивале авторской песни.
В 1974 году, успешно сдав все государственные экзамены, Розенбаум получает диплом врача-терапевта общего профиля по специализации «Анестезиология-реаниматология» и устраивается работать на 1-ую подстанцию «скорой помощи», где почти 6 лет находится на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. В последствии Розенбаум скажет: «Не побоюсь самомнения – я мыслю массой людей, и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что моё человечество – это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которых я не в силу дарования, а в силу своей медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло».
Естественно, что в период работы на «скорой» рождались песни специфической тематики: «Песня врача «скорой помощи», которая была написана ночью в машине при вынужденной стоянке под разведённым мостом, «Один день врача «скорой помощи», «Ничего нет невозможного», «Ностальгическая», написанная уже после ухода Александра из медицины. Уход был неизбежен, песня перестала быть хобби, стала по существу второй профессией, нужно было выбирать, быть либо врачом, либо артистом. Он выбрал последнее.
Говоря о многогранности творчества Александра Розенбаума, необходимо отметить, что он никогда не писал песни циклами, сгруппировать их можно только по тематике.
Удивительно, как ещё совсем молодой человек смог написать такие сильные, проникновенные, пронизанные настоящей любовью к Родине, песни о 37-м годе: «Вальс 37-го года», «Колыбельная на нарах», «Анафема», «Покаяние». Вроде бы не обличающие напрямую, не конкретизирующие факты годов репрессий, сопровождающиеся даже лирическими мелодиями, эти песни имеют такую мощь, раскрывая страх и страдания народа, что даже в 80-х годах запрещались для исполнения перед публикой.
Такую же мощь и силу имеют песни о Великой Отечественной войне, вызывающие скупые слёзы на глазах ветеранов, смотревшие без страха даже в глаза смерти; проникновенно и тихо эти песни слушают уже правнуки этих ветеранов. Это: «Красная стена» (о памяти погибших в боях за Сталинград), «Бабий Яр» (о гибели более ста тысяч советских людей под Киевом), «На Дороге Жизни» (о блокадном Ленинграде), «А может, не было войны?» (об ужасах фашизма, которые должны быть сохранены в нетленной памяти многих поколений, чтобы не было подобного повторения), «Я часто просыпаюсь в тишине» (песня написана Розенбаумом в период его работы на «скорой помощи» как отклик на рассказ больного о том, что ему каждую ночь снится война) и другие.
Творчество Александра Розенбаума также характеризуется интересом к судьбе декабристов («Декабристский сон»), истории России послереволюционных годов («Романс генерала Чарноты», «Романс Най-Турса», «Романс Колчака»), к цыганской жизни («Песня коня цыганских кровей», «Если было бы можно…») и многим другим темам. И везде он честен и открыт. В лихие 90-е годы, когда многие упивались свободой «разделяй и властвуй», прославляя время становления любой ценой, Розенбаум пишет простенькую с виду песню «Что-то здесь не так», которая выражает гражданскую позицию автора к жестокому и подчас безрассудному времени перемен, его любовь к многострадальной Родине. Этому же периоду посвящены песни: «Посмертная записка», «Воры в законе», «Стрелка», «Транссибирская магистраль» и другие.
Розенбаум имеет чёткое понятие – каким должен быть мужчина и чем он должен заниматься, продолжает учиться всему и у всех. Его слушатели – от подростков до пожилых людей, места выступлений различны: от тюрем, временных сцен в местах боевых действий, небольших сцен провинциальных городов, кораблей ВМФ до лучших концертных залов мира. Каждый год 9 мая выступает в Санкт-Петербурге, потому что День Победы для него больше, чем праздник. И каждое его выступление – при полном аншлаге. Он не заискивает перед слушателями, не поёт по заказу, в День медицинского работника с удовольствием надевает белый халат, потому что бывших врачей не бывает.
Он сделал себя сам, он никого не пускает в свою душу и готов заплатить за всё, что взял у судьбы.
Сегодня Александр Яковлевич Розенбаум продолжает писать новые песни и активно гастролировать, потому что остановка для него – вещь опасная.