Рост акций tesla за 5 лет
Акции Tesla: самый большой пузырь на фондовом рынке
Прежде, чем мы проведем небольшой анализ компании, стоит сразу отметить пару моментов. Во-первых, я положительно отношусь к компании Tesla и сам езжу на Tesla Model 3 Performance. Это лучший автомобиль в своем роде на данный момент времени и команда Илона Маска провела отличную работу.
Сколько стоят автомобильные компании?
Выпишем в таблицу сколько сейчас стоят компании на рынке (30 октября 2021).
В таблице представлены 14 крупных автомобильных компаний. Цена компаний указана в миллиардах. Tesla стоит больше всех автомобильных компаний в мире. Столбец Odds показывает, насколько больше стоит Tesla по сравнению с каждой отдельной компанией из списка. Ближайший конкурент Tesla по цене — это Toyota на 283.06%.
Проведем мысленные эксперименты. Какие первичные выводы мы можем сделать, если бы увидели данную таблицу без остальных данных о количестве продаж, выручке и чистой прибыли?
У нас недостаточно данных, чтобы выбрать верное предположение. Давайте посмотрим, сколько компании продают автомобилей в год.
Кто сколько продает авто в мире?
Перенесем в таблицу данные продаж за 2017-2020 год и квартальные продажи за 2021 год.
Как видно из таблицы по количеству проданных автомобилей Tesla находится на 12 месте, а за 2021 год на 11 месте.
За 2020 год Toyota продала в 19 раз больше автомобилей, чем Tesla, а Volkswagen продал в 18,64 раз больше. Tesla стоит больше на 283.06%, чем Toyota и на 686.84%, чем Volkswagen. Разница огромная. Уже здесь можно предположить, что акции Tesla — пузырь. Либо опять же, Tesla стоит справедливо, а все остальные компании сильно недооценены. Опять же, надо смотреть сколько компания зарабатывает выручки. Количество проданных товаров не значит, что компания зарабатывает больше всех денег.
К примеру, iPhone приносит Apple больше денег, чем все остальные производители смартфонов вместе взятые. Хотя по количеству проданных смартфонов компания не на первом месте.
Возможно, у Tesla такая же ситуация как у Apple. Что прояснить ситуацию, давайте посмотрим на финансовые показатели компаний.
Сколько компании зарабатывают?
В таблице автомобильные компании по выручке в млн за 2017-2020. Раз Renault-Nissan-Mitsubishi позиционирует себя как альянс и везде приводят общие данные по количеству проданных автомобилей, то и показатели компании будем суммировать.
В 2021 году Tesla также по выручке лишь на 11 месте. Правда Tesla умудряется расти 3 квартала подряд вместе с Stellantis (Fiat, Alfa Romeo, Chrysler, Citroen, Dodge, Jeep, Maserati, Opel, Peugeot) и BYD. У всех остальные перебои с выручкой из-за дефицита полупроводников. Надо понимать, что чем больше зарабатывает компания выручки, тем больше денег она может тратить на производство, исследования, разработки, маркетинг, сотрудников и тд. Уже по этим показателям видно, что Tesla сильно переоценена. Посмотрим сколько компании зарабатывают Операционной прибыли.
В таблице сортировка по Операционной прибыли за 2020. Держим в голове, что 2020 год был годом пандемии. Если бы мы Renault-Nissan-Mitsubishi рассматривали отдельно каждую компанию, то Mitsubishi была бы на 9 месте. Tesla по операционной прибыли за 2020 год на 9 месте. Tesla заработала в 9,95 меньше операционной прибыли, чем Toyota и в 7,11 меньше, чем Volkswagen. И это самый плохой год для автопрома и лучший год Tesla за всю историю.
Выводы
Это как купить квартиру за 110 млн, чтобы сдавать в аренду по 600 тысяч рублей в год и ждать 183 года, когда инвестиция окупится. На такую сделку не пойдет ни один разумный инвестор. Нет смысла смотреть на активы компании, количество долгов, объемы рынка и темпы роста компании. Акции Tesla переоценены в десятки раз и растут дальше с каждым днем.
Майкл Бьюрри, который предсказал пузырь на рынке ипотечных облигаций США, который привел к финансовому кризису 2008 года, открыто ставит на понижение акций Tesla и называет ее акции огромным пузырем. По его словам как только лопнет пузырь, акции пойдут вниз с такой скоростью, что люди не успеют понять, как потеряли деньги.
С ним сложно не согласиться и меня лично удивляет текущая ситуация, где рынок покупает акции без анализа только потому, что они все время растут, что в свою очередь снова приводит к росту. Замкнутый круг. Я крайне не рекомендую покупать акции Tesla и обратить внимание на недооцененные компании, которых на рынке не мало.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Tesla защитит от падения, считает Wedbush. Насколько это справедливо
Акции Tesla всегда считались высокорискованным инструментом на фондовом рынке, учитывая высокие мультипликаторы и неординарного генерального директора. Однако такое восприятие может оказаться неверным, пишет издание Barron’s. По мнению аналитика Wedbush Дэна Айвза, бумаги Tesla можно отнести к защитным активам.
За последний год индекс S&P 500 падал в течение чуть более 100 торговых дней, приводит статистику издание. Котировки Tesla в эти же дни в 50 случаях росли. Для сравнения, акции Microsoft в эти же 100 дней падения индекса широкого рынка росли всего 28 раз. «Похоже, держать акции Tesla безопаснее», — пишет издание.
«В некотором смысле Tesla превратилась в защитную акцию, поскольку инвесторы знают, что в 2022 году ее динамика будет сильно зависеть от многих факторов роста», — рассказал Barron’s Дэн Айвз.
Среди этих факторов — распространение электромобилей на автомобильном рынке, беспилотные автомобили и возобновляемые источники энергии.
S&P 500 прибавлял в среднем около 0,6% в дни роста и терял 0,57% в дни падения.
Это значит, что инвестор, который держал бы акции Tesla только в течение 100 дней, в которые падал индекс S&P 500, потерял бы 64% вложенных денег. А убыток от инвестиций в S&P 500 составил бы только 46%, подсчитали в Barron’s.
«Это странный расчет, но он показывает, что простое движение в противоположном направлении рынка не устраняет все риски. Любая отдельная акция будет иметь более сильные дневные колебания, чем рынок в целом, который представляет собой совокупность многих акций», — заключило издание.
Акции Tesla торгуются на бирже 10 лет. За это время они выросли на 5837%
В понедельник, 29 июня, исполнилось ровно десять лет с момента начала торгов акциями Tesla на американской бирже NASDAQ. За это время детище Илона Маска превратилось в одну из самых дорогих автомобильных компаний мира и самую дорогую автокомпанию США.
Десятилетний рост Tesla по своим темпам значительно опережает ведущие технологические компании США за аналогичный период, обращает внимание CNBC. Apple, Amazon, Netflix — их рост за десять лет не превысил 3000%.
Ни в какое сравнение с динамикой акций Tesla не идут показатели американских автопроизводителей. За десять лет котировки Ford снизились почти на 50%, акции General Motors упали на 27%.
С момента своего выхода на биржу Tesla ни разу не показывала прибыль по итогам всего финансового года, а по итогам квартала выходила в прибыль семь раз, подсчитали в CNBC. В частности, прибыль компания фиксировала в течение трех последних кварталов. Если ей удастся показать прибыль в четвертый раз подряд, то она сможет претендовать на попадание в индекс S&P 500. Четыре квартала прибыльности — одно из требований при включении в его расчет.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Способ торговли на бирже, когда инвестор заимствует у брокера акции, которыми сам не владеет, чтобы продать их по текущей рыночной цене с тем, чтобы купить эти же акции по более низкой цене и извлечь выгоду. В этом случае инвестор ограничен сроками расчетов, а открытие короткой позиции сопряжено с высоким риском.
«Все это закончится слезами». Инвесторы о феномене Tesla
Такой рост акций Tesla многие аналитики считают неоправданным. По их мнению, по фундаментальным показателям компания сильно переоценена. «Рост цен на акции и тот факт, что Tesla стоит больше, чем Fiat Chrysler, General Motors и Ford вместе взятые, не имеет ничего общего с реальностью», — сказал Боб Лутц, который занимал руководящие посты в Ford, Chrysler и General Motors.
Перспективы и прогнозы
Другие, наоборот, придерживаются мысли, что рост акций отражает перспективы бизнеса компании и ее технологий. Инвесторы вкладываются в акции в надежде на их будущий рост. И у них есть на то причина. Последние три квартала бумаги Tesla показывали прибыль, и такого же результата ждали и от второго квартала 2020 года. Но наступила пандемия, и компании пришлось остановить работу сборочного завода в Калифорнии.
Поэтому многие аналитики сомневались, что второй квартал 2020 года будет для компании прибыльным. Однако Tesla снова всех удивила. Компания сообщила, что поставила на рынок значительно больше новых автомобилей и спортивных внедорожников, чем ожидалось: 90,7 тыс. автомобилей во втором квартале, на 4,9% меньше, чем в таком же периоде прошлого года. Однако аналитики предполагали, что из-за пандемии поставки упадут на 24%.
Это четвертый подряд прибыльный квартал для Tesla. А значит, теперь у компании есть возможность попасть в индекс S&P 500. Для того чтобы бумагу включили в этот индекс, нужно, чтобы компания показывала прибыль за четыре последних квартала, включая самый последний. Если Tesla попадет в S&P 500, это вызовет приток средств в акции компании со стороны фондов, инвестирующих в индексы.
Боязнь упустить возможность
Вряд ли сейчас найдется хоть один инвестор на рынке, который смог бы остаться в стороне от феномена Tesla. Все разделились на два лагеря — тех, кто верит в компанию несмотря ни на что, и тех, кто ждет, когда этот карточный домик рухнет. Первые инвестируют в акции, боясь упустить потенциальную прибыль, и чуть ли не молятся на Tesla. Своим энтузиазмом они заражают и других более неопытных инвесторов.
«Это вечное человеческое желание быть частью толпы, или то, что мы сегодня назвали бы FOMO — fear of missing out, страх упустить», — пишет американский журналист Джейсон Цвейг в своей колонке о феномене мыльных пузырей на фондовом рынке.
Мы спросили у российских инвесторов, что они думают по этому поводу и почему решили инвестировать в бумаги компании или, наоборот, почему обходят ее стороной. Вот что они ответили.
Роберт Закиев, частный инвестор
Я смотрю на безумный рост акций Tesla со стороны, но сам пока покупать не планирую — слишком высокий риск потерять капитал. Текущая цена, на мой взгляд, — это чрезмерный оптимизм инвесторов. Они думают, что компания захватит рынок беспилотных автомобилей и грузовиков и выйдет на лидирующие позиции по продаже автомобилей во всех странах. Сложно сказать, что будет с Tesla через пять — десять лет.
Инвестирование — наука о вероятностях наступления того или иного сценария будущего, которое мы не можем с точностью предсказать. Акции могут еще вырасти, так как многие инвесторы смотрят на прошлое и проецируют его на будущее. Но котировки также могут упасть и уничтожить чей-то капитал. Поэтому я бы не стал вкладывать жизненно важные накопления в Tesla и оставил деньги в более надежных акциях с хорошей дивидендной доходностью. Я отношу себя к консервативным инвесторам, которые больше заботятся о том, как сберечь капитал, нежели о том, как его быстро приумножить с помощью рискованных инвестиций типа биткоина или акций Tesla.
Российский инвестор, который предпочел остаться анонимным
Я делаю расчеты перед покупкой самостоятельно. И по Tesla вижу только феерическую доходность. Мнения псевдоэкспертов, которые пропустили весеннее падение рынка, меня особо не интересуют — я думаю своей головой. Недавно на одном из каналов об инвестициях эксперт решил «шортить» Tesla. Но акции не падали, и у него случился маржин-колл. Так что, можно сказать, он получил красные шорты от Илона Маска.
Сергей Попов, частный инвестор
Я покупал и продавал Tesla много раз — всего у меня было несколько десятков сделок. Покупал в основном перед выходом отчетов, продавал после выхода, когда бумага сильно выросла. Всего за девять месяцев удалось заработать около 100% прибыли. Сейчас я уже не покупаю эти акции на долгий срок, торгую только внутри дня, потому что слишком много рисков, особенно в преддверии отчета.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Обзор Tesla: стоит ли инвестировать в другого производителя электромобилей
Многие инвесторы считают, что это огромный финансовый пузырь и компанию ждет крах. В этой статье расскажу, какие риски и преимущества есть у Tesla для инвесторов и стоит ли вкладывать в компанию после такого роста.
Я собрала информацию из разных источников — цифры, графики, мнения аналитиков и инвесторов. И при этом постаралась не делать прямых выводов и занять нейтральную позицию.
Почему электромобили — это хорошо для экологии
Электромобили напрямую не выделяют CO2. При создании и эксплуатации электромобилей есть вредные выбросы, но примерно на 55% меньше, чем от бензиновых машин. А если активно использовать возобновляемые источники энергии при производстве и зарядке, то выбросы можно снизить до 70% по сравнению с обычными автомобилями. И чем больше возобновляемых источников энергии использовать, тем меньше будут выхлопы.
Для работы электромобилей нужны мощные аккумуляторы. На сегодняшний день такие аккумуляторы состоят из никеля, кобальта, алюминия, графита. Более 50% мирового производства лития и кобальта уходит на производство аккумуляторов.
Добыча полезных ископаемых может вредить людям и окружающей среде. Чтобы не увеличивать добычу этих компонентов, нужна их переработка. Если перерабатывать 95% аккумуляторов и оптимизировать их химический состав, США может обеспечить 30—40% необходимых материалов к 2035 году. Сейчас большинство аккумуляторов производят в Азиатско-тихоокеанском регионе. США экспортируют сырье для аккумуляторов или сами аккумуляторы.
Точный состав батареи влияет на долговечность, стоимость и мощность. Как и во всех приборах, аккумуляторы автомобиля имеют ограниченный срок службы. Со временем их производительность снижается и автомобиль не может долго ехать на одной зарядке.
В связи с развитием технологий производства аккумуляторов за последние 10 лет их средняя стоимость уменьшилась, а расстояние, которое автомобилист может проехать на одной зарядке, увеличилось. Аналитики прогнозируют, что стоимость аккумуляторов будет снижаться и дальше и электромобили будут становиться доступнее. Согласно закону Райта, при удвоении производства издержки уменьшаются. Поэтому чем больше электромобилей, тем дешевле их производство.
Литий, млн метрических тонн
Чили | 51% |
Австралия | 16% |
Аргентина | 10% |
Китай | 6% |
США | 4% |
Остальной мир | 13% |
Кобальт, млн метрических тонн
Демократическая Республика Конго | 51% |
Австралия | 17% |
Куба | 7% |
США | 1% |
Остальной мир | 24% |
Никель, млн метрических тонн
Индонезия | 24% |
Австралия | 23% |
Бразилия | 12% |
Россия | 8% |
Куба | 6% |
Филиппины | 5% |
США | 1% |
Остальной мир | 21% |
Графит, млн метрических тонн
Китай | 25% |
Россия | 30% |
Бразилия | 24% |
Южная Африка | 8% |
Остальной мир | 13% |
Марганец, млн метрических тонн
Южная Африка | 32% |
Украина | 17% |
Бразилия | 17% |
Австралия | 12% |
Габон | 8% |
Китай | 7% |
Остальной мир | 7% |
Перспективы рынка электромобилей
В 2020 году автопарк электромобилей составлял 10 млн штук, в 2030 году их количество может вырасти до 230 млн штук. BloombergNEF пишет, что в деньгах этот рынок до 2050 года составит 46 трлн долларов. Доля легковых электромобилей к 2040 году составит 70%, а грузовых — 30%.
За первый квартал 2021 года мировые продажи электромобилей выросли на 140% по сравнению с первым кварталом 2020 года. На внедрение электромобилей влияют следующие причины.
Государственные субсидии и льготы для владельцев электромобилей. В 2020 году правительства потратили на льготы 14 млрд долларов — это на 25% больше, чем в 2019 году.
Сколько времени и денег Tesla потратила на создание электромобиля
Tesla основал не Илон Маск. Его часто ругают за то, что он отнял компанию у ее основателей — Мартина Эберхарда и Марка Тарпенинга. Название Tesla Motors тоже придумал не Маск, а Мартин Эберхард. Маск на старте компании вложил 6,5 млн долларов и стал основным инвестором, акционером и президентом Tesla. И позднее именно с Эберхардом Маск боролся за контроль над компанией.
Первая полноразмерная модель появилась только в апреле 2005 года, а в мае 2006 года появился первый инженерный прототип — это был двухдверный родстер. После этого компания получила от инвесторов еще 40 млн долларов. Первый прототип стоит 90 тысяч долларов и мог проехать 250 миль на одной зарядке. А его разработка стоила 140 млн долларов вместо запланированных 25 млн.
Компания собиралась начать его серийный выпуск в ноябре 2007 года, но реальные поставки начались только в 2009 году. Маск пообещал сделать более дешевую четырехдверную версию через три года, то есть в 2009 году, но по факту серийные продажи Model S начались только в 2012 году.
Основные проблемы при создании массовых автомобилей заключаются в отсутствии денег и технологий массового производства. В 2003 году американские производители автомобилей оставили у себя только маркетинг, конечную сборку, продажи и исследования двигателей внутреннего сгорания. Все остальное производили в Европе или Азии.
Летом 2010 года Tesla практически бесплатно получила автомобильный завод со штамповочными автоматами и другим оборудованием — за 2,5% акций.
29 июня 2010 года компания провела IPO. С момента основания компания потратила 290 млн долларов, а заработала всего 147,6 млн. Но инвесторам было все равно — в первый же день цена акций выросла на 41%.
Илон Маск с момента основания компании не продал ни одной акции, только увеличивал свою долю. На конец 2020 года Маск владеет 22,4% компании.
Инновации, технологии и преимущества Tesla
Tesla — это не только автомобильная компания. Она производит программное обеспечение, зарядные станции, аккумуляторы. Вот некоторые преимущества, которых нет у компаний-конкурентов.
Аккумулятор. Tesla разрабатывает и будет производить новый аккумуляторный элемент — 4680. В отчете за второй квартал 2021 года Tesla сообщает, что проверила эти элементы и сейчас улучшает производственные процессы. Из этих ячеек можно будет создавать структурные аккумуляторные блоки меньшего веса, но большей производительности. Поэтому себестоимость автомобилей будет снижаться. Цели по производству этих аккумуляторов — 100 ГВт·ч к 2023 году и 3000 ГВт·ч к 2030 году.
Полностью литой корпус автомобиля. Для производителя это экономия времени и денег.
Курс о больших делах
Система автономного вождения FSD, основанная на камерах. Автопилот Tesla FSD — это самая известная система усовершенствованной помощи водителю ADAS. ADAS расшифровывается как advanced driver-assistance systems, она состоит из нескольких уровней. На начальных уровнях водитель участвует в управлении автомобилем. Системы ADAS увеличивают безопасность на дорогах, потому что умеют реагировать быстрее, чем человек, и учитывают гораздо больше факторов.
FSD Tesla установлена на 1 млн автомобилей, всегда включена и высылает снимки на сервер каждый раз, когда ее решение отличается от решения водителя-человека. Водители Tesla ежедневно проводят испытания в реальном мире и формируют базу данных машинного обучения. Каждая автомобильная компания, использующая ADAS, пытается это делать. Но Tesla впереди на несколько лет. В 2020 году емкость рынка ADAS составила 25 млрд долларов, к 2027 году рынок может утроиться. Кроме этого, Илон Маск собирается работать над роботакси, он говорил об этом еще в 2019 году.
Система онлайн-продаж. Автомобили подготавливают и доставляют в указанное место. Это очень удобно, поэтому, например, в Китае онлайн-продажи электроавтомобилей выросли с 15 до 25% с января по сентябрь 2020 года.
Современный сервис. Устранение неполадок происходит через интернет. Обновление ПО происходит примерно раз в месяц автоматически. Для этого не нужен ни вайфай, ни смартфон, потому что все автомобили Tesla оснащены стандартной сотовой связью для передачи данных. Отключить ее нельзя.
Масштабная сеть зарядных станций. Автомобили можно бесплатно заряжать на станциях для зарядки электромобилей, развернутых по всей Америке.
Финансовые показатели
Для автомобильной отрасли один из самых важных показателей — количество произведенных и проданных автомобилей. Для автопроизводителей один из важнейших рынков — Китай, потому что это наиболее быстрорастущий и прогрессивный рынок, а кроме того, там находится один из заводов Tesla. Завод в Китае вышел на запланированную мощность за 10 месяцев — это быстрее, чем ожидалось.
Tesla показывает последовательный и уверенный рост производства даже несмотря на нехватку автомобильных чипов.