Рост акций тесла за 10 лет
Акции Tesla торгуются на бирже 10 лет. За это время они выросли на 5837%
В понедельник, 29 июня, исполнилось ровно десять лет с момента начала торгов акциями Tesla на американской бирже NASDAQ. За это время детище Илона Маска превратилось в одну из самых дорогих автомобильных компаний мира и самую дорогую автокомпанию США.
Десятилетний рост Tesla по своим темпам значительно опережает ведущие технологические компании США за аналогичный период, обращает внимание CNBC. Apple, Amazon, Netflix — их рост за десять лет не превысил 3000%.
Ни в какое сравнение с динамикой акций Tesla не идут показатели американских автопроизводителей. За десять лет котировки Ford снизились почти на 50%, акции General Motors упали на 27%.
С момента своего выхода на биржу Tesla ни разу не показывала прибыль по итогам всего финансового года, а по итогам квартала выходила в прибыль семь раз, подсчитали в CNBC. В частности, прибыль компания фиксировала в течение трех последних кварталов. Если ей удастся показать прибыль в четвертый раз подряд, то она сможет претендовать на попадание в индекс S&P 500. Четыре квартала прибыльности — одно из требований при включении в его расчет.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Способ торговли на бирже, когда инвестор заимствует у брокера акции, которыми сам не владеет, чтобы продать их по текущей рыночной цене с тем, чтобы купить эти же акции по более низкой цене и извлечь выгоду. В этом случае инвестор ограничен сроками расчетов, а открытие короткой позиции сопряжено с высоким риском.
За десять лет курс акций Tesla вырос в 41 раз
Источник изображения: Getty Images
Редкая компания технологического сектора, не говоря уже об автопроизводителях, может похвастать подобной динамикой роста капитализации. Убыточность на операционном уровне стала для американского производителя электромобилей нормой, а публичные заявления её основателя Илона Маска (Elon Musk) ежемесячно задают вектор изменения курсовой стоимости этих ценных бумаг. С начала этого года курс акций Tesla вырос на 140 %, и ему не помешали ни пандемия, ни длительная остановка основного конвейера в Калифорнии, из-за которой Маск даже пригрозил местным властям перенести предприятие в соседние штаты.
Источник изображения: CNBC
За всё время пребывания в статусе публичной компании Tesla ни разу не завершала финансовый год без убытков на протяжении всех четырёх кварталов. Всего семь кварталов за эти десять лет были завершены с чистой прибылью. Вот и второй квартал текущего года компания рассчитывает завершить без убытков. Как сообщает Electrek, Илон Маск обратился к сотрудникам Tesla с призывом сделать всё от них зависящее для достижения этой цели. Сделать это будет сложно, учитывая общий спад на автомобильном рынке и длительный простой конвейера Tesla в США из-за самоизоляции. Призыв основателя компании стимулировал рост курса акций на 5,2 %.
«Все это закончится слезами». Инвесторы о феномене Tesla
Такой рост акций Tesla многие аналитики считают неоправданным. По их мнению, по фундаментальным показателям компания сильно переоценена. «Рост цен на акции и тот факт, что Tesla стоит больше, чем Fiat Chrysler, General Motors и Ford вместе взятые, не имеет ничего общего с реальностью», — сказал Боб Лутц, который занимал руководящие посты в Ford, Chrysler и General Motors.
Перспективы и прогнозы
Другие, наоборот, придерживаются мысли, что рост акций отражает перспективы бизнеса компании и ее технологий. Инвесторы вкладываются в акции в надежде на их будущий рост. И у них есть на то причина. Последние три квартала бумаги Tesla показывали прибыль, и такого же результата ждали и от второго квартала 2020 года. Но наступила пандемия, и компании пришлось остановить работу сборочного завода в Калифорнии.
Поэтому многие аналитики сомневались, что второй квартал 2020 года будет для компании прибыльным. Однако Tesla снова всех удивила. Компания сообщила, что поставила на рынок значительно больше новых автомобилей и спортивных внедорожников, чем ожидалось: 90,7 тыс. автомобилей во втором квартале, на 4,9% меньше, чем в таком же периоде прошлого года. Однако аналитики предполагали, что из-за пандемии поставки упадут на 24%.
Это четвертый подряд прибыльный квартал для Tesla. А значит, теперь у компании есть возможность попасть в индекс S&P 500. Для того чтобы бумагу включили в этот индекс, нужно, чтобы компания показывала прибыль за четыре последних квартала, включая самый последний. Если Tesla попадет в S&P 500, это вызовет приток средств в акции компании со стороны фондов, инвестирующих в индексы.
Боязнь упустить возможность
Вряд ли сейчас найдется хоть один инвестор на рынке, который смог бы остаться в стороне от феномена Tesla. Все разделились на два лагеря — тех, кто верит в компанию несмотря ни на что, и тех, кто ждет, когда этот карточный домик рухнет. Первые инвестируют в акции, боясь упустить потенциальную прибыль, и чуть ли не молятся на Tesla. Своим энтузиазмом они заражают и других более неопытных инвесторов.
«Это вечное человеческое желание быть частью толпы, или то, что мы сегодня назвали бы FOMO — fear of missing out, страх упустить», — пишет американский журналист Джейсон Цвейг в своей колонке о феномене мыльных пузырей на фондовом рынке.
Мы спросили у российских инвесторов, что они думают по этому поводу и почему решили инвестировать в бумаги компании или, наоборот, почему обходят ее стороной. Вот что они ответили.
Роберт Закиев, частный инвестор
Я смотрю на безумный рост акций Tesla со стороны, но сам пока покупать не планирую — слишком высокий риск потерять капитал. Текущая цена, на мой взгляд, — это чрезмерный оптимизм инвесторов. Они думают, что компания захватит рынок беспилотных автомобилей и грузовиков и выйдет на лидирующие позиции по продаже автомобилей во всех странах. Сложно сказать, что будет с Tesla через пять — десять лет.
Инвестирование — наука о вероятностях наступления того или иного сценария будущего, которое мы не можем с точностью предсказать. Акции могут еще вырасти, так как многие инвесторы смотрят на прошлое и проецируют его на будущее. Но котировки также могут упасть и уничтожить чей-то капитал. Поэтому я бы не стал вкладывать жизненно важные накопления в Tesla и оставил деньги в более надежных акциях с хорошей дивидендной доходностью. Я отношу себя к консервативным инвесторам, которые больше заботятся о том, как сберечь капитал, нежели о том, как его быстро приумножить с помощью рискованных инвестиций типа биткоина или акций Tesla.
Российский инвестор, который предпочел остаться анонимным
Я делаю расчеты перед покупкой самостоятельно. И по Tesla вижу только феерическую доходность. Мнения псевдоэкспертов, которые пропустили весеннее падение рынка, меня особо не интересуют — я думаю своей головой. Недавно на одном из каналов об инвестициях эксперт решил «шортить» Tesla. Но акции не падали, и у него случился маржин-колл. Так что, можно сказать, он получил красные шорты от Илона Маска.
Сергей Попов, частный инвестор
Я покупал и продавал Tesla много раз — всего у меня было несколько десятков сделок. Покупал в основном перед выходом отчетов, продавал после выхода, когда бумага сильно выросла. Всего за девять месяцев удалось заработать около 100% прибыли. Сейчас я уже не покупаю эти акции на долгий срок, торгую только внутри дня, потому что слишком много рисков, особенно в преддверии отчета.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»