российский актер немецкого происхождения

«Смешанная кровь»: МНГ о звездах с немецкими корнями

российский актер немецкого происхождения

На сайте AdMe вышла подборка звезд российского кино и шоу-бизнеса с колоритной внешностью, в жилах которых смешалась кровь разных народов. Оказалось, что у некоторых из них есть немецкие корни. Московская немецкая газета присмотрелась к этим артистам.

В список вошли такие звезды российского шоу-бизнеса как Елизавета Боярская, Александр Паль, Стас Пьеха, Кристина Асмус и Антон Макарский. МНГ дополнила этот список еще несколькими известными личностями.

Например, актер театра и кино Дмитрий Миллер. В интервью Московской немецкой газете по случаю 250-летия переселения немцев в Россию, он рассказывал: «Когда я был мальчишкой, мне очень хотелось быть похожим на папу, поволжского немца.

В 70-е годы, например, родители так и не решились записать мою сестру немкой, и в графе „национальность“ у нее стояло „русская“». Дмитрий Миллер хорошо знает историю семьи – и про депортацию из Энгельса, и про трудармию, которую прошел дед и где он подорвал свое здоровье, и про жизнь бабушки на спецпоселении с трехлетним отцом Дмитрия.

О других известных российских немцах читайте в материале Московской немецкой газеты.

Конкурсы, гранты, олимпиады

C 28 по 29 октября в онлайн-формате пройдет ежегодный Культурно-исторический семинар для молодых исследователей из России и Германии. Заявки принимаются до 27 октября.

С 15 октября по 14 ноября в России состоится перепись населения, в которой каждый может указать свою национальную принадлежность и родной язык. Принять участие в переписи можно дождавшись переписчика дома, явившись на переписной участок или через портал «Госуслуги».

Московская немецкая газета

На днях стало известно, что самыми популярными именами среди новорожденных в этом году в Москве стали Александр и София. МНГ решила выяснить, чем руководствуются молодые российские немцы, когда дают имена своим малышам. Несколько историй, рассказанных семьями из России и Германии.

В Федеральном министерстве внутренних дел, строительства и родины прошла встреча уполномоченного по делам переселенцев и национальных меньшинств, депутата Бундестага, профессора, доктора Бернда Фабрициуса и руководителя Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН России) Игоря Баринова. Поводом для встречи стало XXV заседание Межправительственной германо-российской комиссии по вопросам российских немцев, председателями которой они являются.

Новый проект кулинарного YouTube-канала EckArtRezept посвящен не только рецептам блюд российских немцев, но и изучению немецкого диалекта. Проект рассчитан на людей, интересующихся культурой, традициями и языком российских немцев.

Конкурсы, гранты, олимпиады

В 2021 году при содействии Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы проводится ежегодный конкурс творческих работ для детей и молодежи «Билингва». Участники проекта подают на конкурс эссе на двух языках (родном и русском) по выбранной тематике. Финальные мероприятия проекта пройдут в Москве с 15 по 18 ноября 2021 года.

С 30 сентября по 3 октября в Саратове состоялась рабочая встреча ведущих вокальных и танцевальных клубов. Участие в проекте приняли 30 представителей общественных организаций российских немцев региона Поволжья и Юго-Запада РФ.

3 октября члены семейного клуба «Freundekreis» отпраздновали Праздник урожая в областном Доме дружбы народов. Семьи российских немцев принесли с собой плоды урожая этого года, овощи и фрукты, из которых оформили живописную выставку.

Неделя кино российских немцев

С 14 по 30 сентября в России прошла «Неделя кино российских немцев», приуроченная к 80-й годовщине депортации немецкого населения СССР. Рассказываем, как это было.

Этнографический ансамбль из Петрозаводска «Volkskarussell» стал «гвоздем» программы праздника урожая карельского села Колатсельга.

Российско-Немецкий Дом в Москве

9 октября в Российско-Немецком Доме в Москве состоится открытие выставки-проекта «Герман Гессе. Бесконечно огромный мир», в рамках которой пройдет музыкально-литературный вечер при участии художников и поэтов ТОРН, а также представителей творческой и научной элиты столицы.

Культурно-деловой центр «Немцы Алтая» предлагает в рамках цикла видеороликов «Экскурсия в село Немецкого национального района» ближе познакомиться с селом Гришковка, основанном в 1908 году переселенцами из Екатеринославской губернии.

Лауреатом конкурса «Лучшие имена немцев России» в области искусства в этом году стал главный дирижер и художественный руководитель Новосибирского академического симфонического оркестра Томас Зандерлинг. В интервью Московской немецкой газете он рассказал, как относится к этой награде.

30 сентября в Калининграде состоялось первое в этом году заседание собрания немецких предпринимателей при поддержке Культурно-делового центра российских немцев и Партнерского бюро земли Бранденбург для российских регионов Балтийского моря.

7 октября в Бугурусланском краеведческом музее в городе Бугуруслане Оренбургской области откроется передвижная выставка «Немцы в российской истории».

Источник

Российский актер немецкого происхождения

Электронной почтой товарищ прислал фотографию. Чёрно-белую, с коротким вопросом: «Узнаёшь?» Рассматриваю. Три молодых, судя по форме – германских офицера вермахта, на фоне высокой кирпичной стены. Нет, этих людей я никогда не видел. Да и где? Хотя, может быть, они теперь старики и я просто не узнаю их? Но среди моих знакомых бывших офицеров вооружённых сил Германии вроде нет. А может, есть, но об этом они не распространяются.

Звоню в Берлин Александру Райзеру (Alexander Reiser), эту фотографию прислал он, и спрашиваю, мол, кого это ты мне отправил?
– Не узнал?! – восхищается Райзер. – А ведь ты с ними или, по крайней мере, с одним из них работал.
– С кем?
– Перечисляю: Курт Видмайер (Kurt Widmeier), Сергей Генке (Sergei Genke), Гуго Вормсбехер (Hugo Wormsbecher).
– Точно, – потрясаюсь я. – С Гуго Густавовичем в московской Neues Leben, Курта Павловича знал по Москве, а вот Сергея Генке никогда не встречал.

– Он тоже в Neues Leben трудился. Но давно. А потом в ГДР переехал. Неужели не знаешь? Редкой предприимчивости человек.

– Первый раз слышу. Но фотография у тебя откуда? И почему они в форме?

– Фотографию мне в виде хохмы прислали. Её на съёмках какого-то фильма сделали. Забавно, правда?

– Да уж, – соглашаюсь я.

Прошла неделя, другая, а я нет-нет, да и вспомню этот снимок. А вспомнив, пытаюсь вычислить, в каком фильме те, что на нём запечатлены, снимались? И в каком качестве? Наверняка в массовке, а вдруг нет? Вдруг, если не всем, то одному роль доверили. Естественно, не главную, не второго и даже не третьего плана, но со словами. Потом начинаю вспоминать вообще советские фильмы и актёров, в них сыгравших. Но немцев среди них почему-то не обнаруживаю. Наконец мне это надоедает, и я отправляю фотографию в Москву Вормсбехеру с просьбой прояснить ситуацию.

российский актер немецкого происхождения

Слева направо: Курт Видмайер, Сергей Генке и Гуго Вормсбехер на съёмочной площадке «Мосфильма»

Спустя пару дней получаю ответ: «Фото было сделано летом в 1969 или, более вероятно, в 1970 году, во дворе „Мосфильма“. Автор – Курт Видмайер. Он поставил фотоаппарат на асфальт на автоспуск. Щёлкнул аппарат неожиданно, поэтому и снимок получился естественным. На нём (слева направо) – Видмайер, Сергей Генке и я. Все мы тогда работали в газете Neues Leben, и нас пригласили в кино как „настоящих немцев“. Курт играл бравого пехотного командира, Сергей – эсэсовца, а я – адъютанта фельдмаршала Эриха фон Манштейна. За участие в массовках тогда платили по 3 рубля в день, но т. к. мы были не „прибеглые с улицы“, а из редакции, да настоящие немцы, да ещё исполняли роли, то нам, если не ошибаюсь, заплатили по 12 руб. в день – это было хорошо. Фильм делался к 30-летию Победы, об обороне Севастополя, назывался он „Море в огне“, двухсерийный, цветной. Многие сцены снимались в песчаном карьере под Москвой, на Рублёвском шоссе, дымили дымовыми шашками, чтобы создать черноморский туман, сажа летела и на нас. Направляю ещё один снимок, сделанный в том же карьере, на котором я один. Это Курт сфотографировал меня в перерыве между съёмками».

российский актер немецкого происхождения

Гуго Вормсбехер в роли адъютанта фельдмаршала Манштейна.

Я ещё раз посмотрел на фотографию и подумал, что наверняка один из них, если не все трое, вполне могли стать «актёрами средней руки». А может, даже первой? Но не стали. А кто из немцев стал? Вроде никто. Хотя нет, ошибаюсь. Татьяна Пельтцер, Алиса Фрейндлих, Константин Эггерт … Ещё Татьяна Александровна Еремеева. Но Еремеева – это псевдоним, а вообще-то, она Битрих. Российская немка. Была замужем за Игорем Ильинским. Играла на сцене Малого театра, снималась в кино. Народная артистка РСФСР.

Всё так, но тыл, точнее щит у неё был мощный: любимец миллионов зрителей и вождей – Ильинский. Да и фамилия, под которой её знали и награждали, была не немецкой, а русской.

История семьи Пельтцер

И с Татьяной Ивановной, а если быть точным, то Иоганновной, не всё так просто. Да, по документам она была немкой и до десяти лет, то есть до начала Первой мировой войны, дома у неё говорила исключительно по-немецки. Затем, во избежание неприятностей, даже в отсутствие посторонних они друг с другом стали говорить по-русски. Но это их не спасло. В 1941 году вместе с отцом – лауреатом Сталинской премии, заслуженным артистом РСФСР, в тот момент актёром театра им. Моссовета Иваном Романовичем – настоящее имя Иоганн Робертович, её, как и всех остальных советских немцев, должны были выслать на Север, в Сибирь или в Северный Казахстан. Но не выслали. Согласно легенде, за них заступились видные актёры Б. Ф. Андреев, П. М. Алейников, Е. Р. Зелёная (Рина Зелёная), М. В. Миронова, которые пришли в театр и отстояли Пельтцеров. Но, повторяю, это не более чем легенда, ибо кого высылать, а кого миловать, решала не дирекция театра и даже не министерство культуры, а совершенно другие органы.

В июльском номере журнала «Москва» за 2003 год я прочёл воспоминания близкого друга семьи Пельтцер, бывшего преподавателя Московской медицинской академии им. Сеченова, автора научных трудов и учебников Сергея Александровича Вознесенского, озаглавленные «Русские немцы и старые русские». В них он приводит немало интересных фактов, в том числе рассказывает, как некоторым немцам удалось избежать депортации. В частности, Ивана Романовича и его дочь Татьяну Ивановну, как пишет Вознесенский, было решено выслать из Москвы в течение 48 часов, о чём они получили соответствующее уведомление. Но отцу актрисы удалось получить справку, что он был женат на дочери главного раввина Киева (что было правдой), и матерью Татьяны является еврейка. Это, а не чьё то заступничество, и спасло их от депортации. В 1960 году Татьяна Ивановна стала народной артисткой РСФСР, в 1972 году – народной артисткой СССР, ну а в качестве главной награды эта талантливая актриса получила неофициальное звание «Заслуженной бабушки Советского Союза».

История семьи Фрейндлих

Алиса Фрейндлих, родившаяся в 1934 году в Ленинграде в семье актёра немецкого происхождения Бруно Артуровича Фрейндлиха и русской Ксении Фёдоровны Фёдоровой, тоже избежала депортации. В самый канун войны её отец уехал в Ташкент на гастроли, что, согласно официальной версии, уберегло его от молоха репрессий. А вот родного брата Бруно Артуровича – Артура Артуровича вместе с женой, тоже немкой, вначале арестовали, а затем расстреляли. Была выслана их мать, то есть бабушка Алисы, другие родственники.

Вспоминаю, как уже в перестроечные годы сотрудники выходящей в Москве Neues Leben, в которой я тогда работал, в частности, Гуго Вормсбехер связывались с Бруно Артуровичем и просили рассказать, как ему удалось избежать депортации. Но он ограничился рассказом, как из Ташкента вместе с труппой Ленинградского ТЮЗа был эвакуирован на Урал, как выступал в Березниках на сцене местного драматического театра, как нашёл там свою новую любовь – Клавдию Николаевну Копчёнову и у них родилась дочь Ирина.

Ну а Алиса Бруновна окончила Ленинградский театральный институт, была удостоена звания сначала заслуженной, затем народной артистки РСФСР и СССР, выступала на сценах театров имени Комиссаржевской, Товстоногова, Ленсовета, сыграла в семидесяти художественных фильмах и телевизионных сериалах. Она много и охотно давала интервью, но никогда не касалась вопроса, как ей и отцу удалось избежать депортации. Хотя, скорее всего, её с матерью не сослали по той причине, что отец-немец их бросил. А может быть, Ксения Фёдоровна, чтобы избежать тяжких испытаний, официально отказалась от мужа, как в то время поступали многие жёны не немки? И именно это уберегло их с дочерью.

Ещё, работая над этим текстом, я вспомнил постановку в московском Малом театре чеховского «Вишнёвого сада», которую в конце 80-х минувшего века осуществил режиссёр Владимир Мартенс (Vladimir Martens). Был он человеком талантливым, энциклопедически образованным, но хода в России ему не давали. Душили всеми доступными способами. Тогда вместе с семьёй Владимир Яковлевич переехал в Германию. Но и тут, на родине предков, проблем у него только прибавилось. Мартенса обвинили в том, что он, являясь режиссёром, «занимал привилегированное положение в обществе», а кроме того, ставя спектакли, «сотрудничал с тоталитарным режимом». Смешно? Ничуть. Подобные обвинения сломали жизнь не одной сотне российских немцев, добившихся в СССР даже незначительных успехов в творческих профессиях. Мартенса с женой решили выслать обратно, но тут выяснилось, что, вообще-то, он не только российский немец, но и «райхсдойче», то есть потомок немцев, имевших германское гражданство. А это, согласно закону, давало ему право на беспрепятственное получение германского гражданства. И он его получил. Как сложилась дальнейшая жизнь Владимира Яковлевича, к сожалению, не знаю, но не думаю, чтобы здесь, впрочем, как и «там», этому талантливому человеку позволили, не говоря уж помогли, заняться делом, в котором он был действительно Мастером.

История Артмане и Герман

Сравнительно недавно выяснилось, что в советском театре и кинематографе была ещё одна немка – Вия Артмане, урождённая Алида Артмане. Её отец – Фриц Артман был прибалтийским немцем, а мать Анна Заборская – полька. Но в советский период все без исключения считали Вию Фрицевну латышкой. Она это не опровергала. Зачем? Чтобы собственными руками воздвигнуть для себя непреодолимую преграду?

Например, певицу Анну Герман в Советском Союзе тоже называли полькой, а она была стопроцентной немкой, родившейся в ссылке в 1936 году в Ургенче. Её отца – Ойгена Германа в 1938 году расстреляли в Ташкенте как «немецкого шпиона и долголетнего вредителя» (в 1957 году его реабилитировали). Через год после ареста Ойгена семья Германов пережила ещё одну потерю: умер Фридрих – младший брат Ани. А перед этим – в годы коллективизации был осуждён и погиб от голода на лесоповале в Архангельской области дед Анны – Фридрих Герман. Как «немецких шпионов», «кулаков» и «вредителей» власти репрессировали других родственников. Поэтому мать Анны – Ирма, в девичестве Мартенс, решает вместе с дочерью бежать из ссылки и долго скитается по всему Союзу – Ургенч, Ташкент, Новосибирск, Красноярск, Джамбул. Здесь в 1943 году она вторично вышла замуж за офицера польской армии генерала Андерса – Германа Бернера, что в 1946 году помогло ей вместе с дочерью переехать на его родину в Польшу. Но об этом и другом в СССР даже не заикались, да и в современной России Анну Герман упорно продолжают называть полькой. Наверное, по причине, что стесняются грехов и преступлений тех, кому продолжают петь осанну? А может, просто не хотят их признавать, считая вполне нормальным и естественным, что немцу в СССР быть актёром, режиссёром, певцом возбранялось?

Почему? А чтоб случайно про незаконно отобранную республику со сцены не ляпнули. Чтобы про то, что началом немецкого театра в России следует считать спектакли, организованные ещё при дворе царя Алексея Михайловича в Москве пастором Грегори при содействии полковника фон Стадена, органного мастера Газенкруха и других жителей Немецкой слободы в 1672 году. Чтобы вдруг не пустились в рассуждения о вкладе немцев, наряду с итальянцами и французами, в развитие русского драматического и танцевального искусства. Или не вспомнили, что талантливый российский режиссёр, актёр, педагог, один из реформаторов театра XX века Всеволод Мейерхольд при рождении – Мейергольд Карл Эмильевич – немец по происхождению. Да и своё кино у советских немцев было, и актёры, но в 1940 году, несмотря на ходатайство правительства Республики немцев Поволжья, решением ЦК ВКП(б) киностудию «Немкино» закрыли. В связи, вероятно, с началом подготовки к массовой депортации всего народа.

История Константина Эггерта

Имя талантливого актера и режиссера Константина Владимировича Эггерта сегодня практически забыто. Да и я, если бы не живущий в Майнце Генрих Дауб, с которым в момент работы над этим очерком разговорился о немецком театре и кино, вряд ли его вспомнил. А, вспомнив, искренне удивился, почему имени Эггерта нет в трёхтомной Энциклопедии «Немцы России», выпущенной в Москве Общественной Академией наук российских немцев. Впрочем, в ней много кого и чего нет.

Родился Константин Эггерт в обрусевшей немецкой семье в Москве в 1883 году. В 1906 году окончил юридический факультет университета, а в 1910 актёрскую школу при МХАТе. Играл на сцене Московского камерного театра. Затем был сценаристом, режиссером и актёром на киностудии «Межрабпомфильм»( позже переименованной в «Союздетфильм»). Снялся в популярных фильмах того периода: «Аэлита», «Шахматная горячка», «Медвежья свадьба», «Горячая кровь» и других, был режиссером постановщиком кинокартин «Ледяной дом», Хромой барин», «Гобсек», «Чужая»… В феврале 1938 его арестовали и, обвинив в «участии в шпионско-террористической организации», а также «проведении шпионской работы в пользу Германии» приговорили к 15 годам лишения свободы. В апреле 1940 года Верховный Суд СССР отменил этот приговор, а дел отправил на доследование. Спустя девять месяцев Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР обвинение в терроризме с Эггерта было снято, но подозрение в шпионаже оставили и приговорили к 8 годам исправительно-трудовых лагерей.

Срок, к счастью для Эггерта, он отбывал не на лесоповале или в шахте, а в лагерных клубах Ухтижемлага. Его коллега по заключению, популярный писатель, публицист и литературный критик Лев Разгон в книге «Плен в своём Отечестве» писал: «Во всех лагерях, а их в Коми было множество! — находились начальники-меценаты, которые друг перед другом выдрючивались своей крепостной труппой. Ну это как кому повезёт! Больше всего, кажется, повезло начальнику Ухтижимлага. У него в Ухте была настоящая опереточная труппа, которой руководил Константин Эгерт, тот самый, знаменитый красавец из Малого театра, снимавшийся в „Медвежьей свадьбе“…»

30 апреля 1945 года Константина Владимировича освободили, но оставили в лагере по вольному найму до окончания войны. Работал он главным режиссером Ухтинского театра музыкальной драмы и комедии. Как тут не вспомнить фразу из некогда популярного анекдота: Сталин, обращаясь к Берии, говорит: «Да, трудное было время, Лаврентий, но ведь шутили. И как шутили…».

Умер К.В. Эггерт 24 октября 1955 года в Новосибирске, а спустя десять месяцев, в августе 1956 года, решением Верховного Суда СССР «за отсутствием состава преступления» дело в отношении него было наконец-то прекращено.

Вот, пожалуй, и все немцы, допущенные властью к большому советскому кино и великому русскому театру, которых я знаю.

Немецкий театр в Темиртау

В 70-е годы прошлого века в СССР стало шириться движение немцев за восстановление республики и одновременно за право свободного выезда на постоянное жительство в ФРГ или, на худой конец, в ГДР. В письмах и обращениях в высшие органы страны немцы также указывали на то, что у них нет своих театров, высших и средних учебных заведений, в которых бы преподавание велось на родном языке. Нет журналов, издательств, что в центральной газете советских немцев Neues Leben немцы составляют меньшинство и т. д. Поэтому они и просят восстановить республику. В Кремле поразмышляли и решили, что республику восстанавливать не будут, так как лишать регионы рабочей силы (немцы на Волгу ведь уедут), прежде всего, Казахстан, экономически невыгодно. Но что-то сделать нужно. Так, по команде из Кремля, но на основании решения Министерства культуры Казахской ССР в феврале 1975 года было принято решение о создании в республике немецкого театра. Тогда же в училище им. Щепкина при Малом театре Москвы приняли группу девушек и юношей, немцев по национальности. Через пять лет все они возвратились в Казахстан и были зачислены в труппу немецкого драматического театра, который разместили в небольшом городке Темиртау в Карагандинской области. Почему в одном из мест «вечной ссылки» – объяснять, надеюсь, не нужно.

Труппа театра колесила по всей республике, гастролировала в соседнем Узбекистане, Киргизии, России… Спектакли шли при аншлагах. Но не это главное. Главное – актёры вели большую просветительскую работу. Ведь, напомню, в то время всё, что касалось истории российских немцев, имело гриф строгой секретности, и даже о том, что была республика, не то что писать – говорить не рекомендовалось. А они об этом говорили. Громко. Не таясь.

В 1989 году Кремль, дабы снизить «эмиграционный накал» и «автономистские настроения», делает «своим немцам» ещё один подарок – переводит театр в Алма-Ату. Но большинство уже поняло: в этой стране будущего у них как народа нет. Начинается массовая миграция. На историческую родину уезжают и актёры театра. Никто их не удерживает, тем более не приглашает в Россию. Да и куда?

…Я снова смотрю на фотографию, размышляя, что ничего уже не изменить и прошлого не вернуть. Но стоит ли грустить по этому поводу? И решаю, что нет, не стоит. Все мы, по крайней мере, те, кто хотел, живём теперь в Германии. И у каждого из наших детей, внуков есть шансы стать не только актёром, но даже канцлером. Главное – иметь к этому стремление, хорошо бы ещё талант, обязательно упорство и каплю удачи.

Источник

Российский актер немецкого происхождения

российский актер немецкого происхождения

Великие немцы советского кино

Сообщение админ » 07 окт 2018, 15:03

Знаю несколько актеров из числа советских немцев, которые сыграли в многочисленных советских фильмах. Все они угадываемые, стоит лишь взглянуть на кадры из фильмов с их участием. Зачастую это эпизодические роли, поэтому далеко не все знают и помнят их фамилии. Но мастерски сыгранные ими персонажи хорошо запомнились всем нам.

российский актер немецкого происхождения

Сыграл в таких известных фильмах, как «Бриллиантовая рука», «Корона Российской империи, или снова неуловимые», «Сказка о потерянном времени», «Двенадцать стульев» и многих других (около 60 ролей в кино).
Андрей Андреевич Файт

российский актер немецкого происхождения

Известен по фильмам: «Молодая гвардия», «Королевство кривых зеркал», «Конец «Сатурна», «Бриллиантовая рука», «Корона Российской империи, или снова неуловимые» и др. (около 100 ролей в кино).
Список можно продолжить: Бруно Артурович Фрейндлих, Алиса Бруновна Фрейдлих, Иван Романович (Иоганн Робертович) Пельтцер, Татьяна Ивановна Пельтцер, Татьяна Львовна Пилецкая (Татьяна Людвиговна Урлауб), Георгий Антонович Штиль.

Давайте продолжим список актеров советского кино немцев по национальности.

российский актер немецкого происхождения

Великие немцы советского кино

Сообщение Надежда Пенкевич » 14 окт 2018, 19:14

Александр Фитц. «Российские немцы и кино. Советское…»
30.11.2011 / Редакция
Электронной почтой товарищ прислал фотографию. Чёрно-белую, с коротким вопросом: «Узнаёшь?» Рассматриваю. Три молодых, судя по форме – германских офицера вермахта, на фоне высокой кирпичной стены. Нет, этих людей я никогда не видел. Да и где? Хотя, может быть, они теперь старики и я просто не узнаю их? Но среди моих знакомых бывших офицеров вооружённых сил Германии вроде нет. А может, есть, но об этом они не распространяются.

Звоню в Берлин Александру Райзеру (Alexander Reiser), эту фотографию прислал он, и спрашиваю, мол, кого это ты мне отправил?
– Не узнал?! – восхищается Райзер. – А ведь ты с ними или, по крайней мере, с одним из них работал.
– С кем?
– Перечисляю: Курт Видмайер (Kurt Widmeier), Сергей Генке (Sergei Genke), Гуго Вормсбехер (Hugo Wormsbecher).
– Точно, – потрясаюсь я. – С Гуго Густавовичем в московской Neues Leben, Курта Павловича знал по Москве, а вот Сергея Генке никогда не встречал.

– Он тоже в Neues Leben трудился. Но давно. А потом в ГДР переехал. Неужели не знаешь? Редкой предприимчивости человек.

– Первый раз слышу. Но фотография у тебя откуда? И почему они в форме?

– Фотографию мне в виде хохмы прислали. Её на съёмках какого-то фильма сделали. Забавно, правда?

– Да уж, – соглашаюсь я.

Прошла неделя, другая, а я нет-нет, да и вспомню этот снимок. А вспомнив, пытаюсь вычислить, в каком фильме те, что на нём запечатлены, снимались? И в каком качестве? Наверняка в массовке, а вдруг нет? Вдруг, если не всем, то одному роль доверили. Естественно, не главную, не второго и даже не третьего плана, но со словами. Потом начинаю вспоминать вообще советские фильмы и актёров, в них сыгравших. Но немцев среди них почему-то не обнаруживаю. Наконец мне это надоедает, и я отправляю фотографию в Москву Вормсбехеру с просьбой прояснить ситуацию.

Слева направо: Курт Видмайер, Сергей Генке и Гуго Вормсбехер на съёмочной площадке «Мосфильма»

Спустя пару дней получаю ответ: «Фото было сделано летом в 1969 или, более вероятно, в 1970 году, во дворе „Мосфильма“. Автор – Курт Видмайер. Он поставил фотоаппарат на асфальт на автоспуск. Щёлкнул аппарат неожиданно, поэтому и снимок получился естественным. На нём (слева направо) – Видмайер, Сергей Генке и я. Все мы тогда работали в газете Neues Leben, и нас пригласили в кино как „настоящих немцев“. Курт играл бравого пехотного командира, Сергей – эсэсовца, а я – адъютанта фельдмаршала Эриха фон Манштейна. За участие в массовках тогда платили по 3 рубля в день, но т. к. мы были не „прибеглые с улицы“, а из редакции, да настоящие немцы, да ещё исполняли роли, то нам, если не ошибаюсь, заплатили по 12 руб. в день – это было хорошо. Фильм делался к 30-летию Победы, об обороне Севастополя, назывался он „Море в огне“, двухсерийный, цветной. Многие сцены снимались в песчаном карьере под Москвой, на Рублёвском шоссе, дымили дымовыми шашками, чтобы создать черноморский туман, сажа летела и на нас. Направляю ещё один снимок, сделанный в том же карьере, на котором я один. Это Курт сфотографировал меня в перерыве между съёмками».

Гуго Вормсбехер в роли адъютанта фельдмаршала Манштейна.

Я ещё раз посмотрел на фотографию и подумал, что наверняка один из них, если не все трое, вполне могли стать «актёрами средней руки». А может, даже первой? Но не стали. А кто из немцев стал? Вроде никто. Хотя нет, ошибаюсь. Татьяна Пельтцер, Алиса Фрейндлих, Константин Эггерт … Ещё Татьяна Александровна Еремеева. Но Еремеева – это псевдоним, а вообще-то, она Битрих. Российская немка. Была замужем за Игорем Ильинским. Играла на сцене Малого театра, снималась в кино. Народная артистка РСФСР.

Всё так, но тыл, точнее щит у неё был мощный: любимец миллионов зрителей и вождей – Ильинский. Да и фамилия, под которой её знали и награждали, была не немецкой, а русской.

(Фото не удалось вставить, ввиду каких-то работ на сайте Фотошоп).

российский актер немецкого происхождения

Великие немцы советского кино

Сообщение Надежда Пенкевич » 14 окт 2018, 19:19

История семьи Пельтцер

И с Татьяной Ивановной, а если быть точным, то Иоганновной, не всё так просто. Да, по документам она была немкой и до десяти лет, то есть до начала Первой мировой войны, дома у неё говорила исключительно по-немецки. Затем, во избежание неприятностей, даже в отсутствие посторонних они друг с другом стали говорить по-русски. Но это их не спасло. В 1941 году вместе с отцом – лауреатом Сталинской премии, заслуженным артистом РСФСР, в тот момент актёром театра им. Моссовета Иваном Романовичем – настоящее имя Иоганн Робертович, её, как и всех остальных советских немцев, должны были выслать на Север, в Сибирь или в Северный Казахстан. Но не выслали. Согласно легенде, за них заступились видные актёры Б. Ф. Андреев, П. М. Алейников, Е. Р. Зелёная (Рина Зелёная), М. В. Миронова, которые пришли в театр и отстояли Пельтцеров. Но, повторяю, это не более чем легенда, ибо кого высылать, а кого миловать, решала не дирекция театра и даже не министерство культуры, а совершенно другие органы.

В июльском номере журнала «Москва» за 2003 год я прочёл воспоминания близкого друга семьи Пельтцер, бывшего преподавателя Московской медицинской академии им. Сеченова, автора научных трудов и учебников Сергея Александровича Вознесенского, озаглавленные «Русские немцы и старые русские». В них он приводит немало интересных фактов, в том числе рассказывает, как некоторым немцам удалось избежать депортации. В частности, Ивана Романовича и его дочь Татьяну Ивановну, как пишет Вознесенский, было решено выслать из Москвы в течение 48 часов, о чём они получили соответствующее уведомление. Но отцу актрисы удалось получить справку, что он был женат на дочери главного раввина Киева (что было правдой), и матерью Татьяны является еврейка. Это, а не чьё то заступничество, и спасло их от депортации. В 1960 году Татьяна Ивановна стала народной артисткой РСФСР, в 1972 году – народной артисткой СССР, ну а в качестве главной награды эта талантливая актриса получила неофициальное звание «Заслуженной бабушки Советского Союза». Александр Фитц.

российский актер немецкого происхождения

Великие немцы советского кино

Сообщение Bangert » 04 мар 2019, 16:14

И́рма Я́ковлевна Ра́уш (род. 21 апреля 1938, Саратов) — советская и российская актриса и кинорежиссёр. Первая жена Андрея Тарковского.
Ирма Рауш родилась 21 апреля 1938 года в Саратове в семье поволжских немцев.

В 1954 году Ирма поступила во ВГИК на режиссёрский курс Михаила Ромма, где познакомилась с Андреем Тарковским, который учился в той же мастерской. В апреле 1957 года они поженились. В браке в 1962 году родился сын — Арсений Тарковский. В июне 1970 года они развелись.

С 1970 года — режиссёр-постановщик фильмов для детей, киносказок, более 20 лет проработала на Киностудии имени М. Горького.

В 1990-х годах Ирма Рауш-Тарковская, как и многие другие деятели российского кино, была вынуждена уйти из профессии, но осталась верной искусству для детей: стала писать детские книги. Книга «Мальчик и домовой», ставшая победителем конкурса на лучшую книгу для семейного чтения, была издана в 2008 году Московским детским фондом при поддержке Комитета общественных связей города Москвы. В июле 2013 года Ирма Рауш-Тарковская с согласия сына Арсения передала в дар будущему музею «Дом Тарковских», который создаётся в Москве, архив материалов, связанных с годами творческого становления и первыми произведениями Андрея Тарковского. Экспонаты составят основу музейной экспозиции[2].

Живёт в Москве.
Награды

«Хрустальная звезда» / «Étoile de Cristal», премия Французской киноакадемии за роль немой дурочки в фильме «Андрей Рублёв» (номинация «Лучшая зарубежная актриса» 1970 года).
«Золотая медаль» XIX кинофестиваля неореалистических фильмов в Авеллино (удостоена как режиссёр-постановщик в 1978 году.)

1962 — Иваново детство — мать Ивана
1966 — Андрей Рублев — дурочка
1967 — Доктор Вера — главная роль

Великие немцы советского кино

Сообщение welga » 31 окт 2019, 21:41

Елена Юнгер родилась в Санкт-Петербурге в 1910 году, в семье художника и поэта Владимира Александровича Юнгера и Зои Викторовны (урожд. Дроздовой), дочери военного врача (оба выпускники Петришуле). В 1916 году поступила в женскую гимназию Шаффе на Васильевском острове. После революции училась во многих школах города, в том числе в известной немецкой школе Петришуле (1923 год). В 1927 году Юнгер была зачислена в Школу русской драмы на улице Росси.
После окончания Театральной студии, в 1930—1933 годах Елена Юнгер сменила несколько театров. Среди них: ТЮЗ в Свердловске, театр Синяя блуза и Реалистический театр в Москве.
В 1933 году в Экспериментальной театральной мастерской в Ленинграде познакомилась с её руководителем — Николаем Павловичем Акимовым. В 1935 году была принята в труппу Ленинградского театра Драмы (ныне — Александринский театр). В 1936 году вместе с ведущими артистами Экспериментальной театральной мастерской вошла в труппу Театра Комедии, которую возглавил Н. П. Акимов.
Сыграла более полусотни ролей на сцене Театра Комедии, среди них Диана («Собака на сене»), Леонарда («Валенсианская вдова»), Виола («Двенадцатая ночь»), Лидия Чебоксарова («Бешеные деньги»), Гурмыжская («Лес»), Эльвира («Дон Жуан»), Наталья Петровна («Месяц в деревне»), Раневская («Вишневый сад»), Гекуба («Троянской войны не будет»), Эржбет Орбан («Игра с кошкой»), Мод («Гарольд и Мод»), Лидия («Синее небо, а в нём облака»), Сара Бернар («Смех лангусты»). В 1940 г. исполнила роль Принцессы в первой постановке знаменитой сказки Е. Шварца «Тень» (Ленинградский Театр Комедии, реж.: Н. Акимов).
В последние годы жизни актриса не выходила на сцену родного театра, но оставалась в труппе театра до последних дней. Играла в театре «Эксперимент», в театре-студии «Арлекин».

Е. В. Юнгер умерла 4 августа 1999 года. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге

Фильмы
1935 — Крестьяне — Варвара Нечаева
1937 — Большие крылья — Люба, жена Кузнецова
1940 — Приятели — учительница
1947 — Золушка — Анна
1954 — Герои Шипки — Александра Петровна, жена Николая Николаевича
1955 — Овод — Юлия
1956 — Софья Ковалевская — Софья Ковалевская
1961 — Пёстрые рассказы — госпожа Н.Н.
1966 — Первая любовь (фильм-спектакль) — Марья Николаевна
1980 — Ещё о войне (фильм-спектакль) — Савишна
1984 — Пусть цветет иван-чай — Александра Петровна Верёвкина, соседка Вити
1989 — Анна Петровна
1990 — Зимняя вишня 2 — свекровь
1992 — Жёсткий спрос
1992 — Наваждение — Графиня
1995 — Зимняя вишня 3 — свекровь
1995 — Классная дама (короткометражный) — директор пансиона

Фильм » Анна Петровна» — благодаря ее таланту вошел в золотую коллекцию советского кино.

Великие немцы советского кино

Сообщение Ирина Михайлова » 22 мар 2020, 20:53

российский актер немецкого происхождения

Великие немцы советского кино

Сообщение админ » 18 мар 2021, 15:32

В 1933-1934 гг. играла в Саратовском театре имени Карла Маркса.

И ещё одна публикация.
Судьба талантливой актрисы из х/ф «Семнадцать мгновений весны». Эмилия Мильтон

Наверное, трудно будет найти среди советских зрителей тех, кто не знал бы эту актрису в лицо, но её имя – помнят немногие. Фаина Раневская о ней говорила: «Это Великая актриса!».

Э. Д. Мильтон cкончалась 12 февраля 1978 года. Похоронена в г. Москве на Введенском кладбище. (25 уч.), рядом с мужем, заслуженным артистом А. Краснопольским.
Московский некрополь

российский актер немецкого происхождения

Великие немцы советского кино

Сообщение Andrej Hohmann » 06 апр 2021, 22:54

Меркурьев Василий Васильевич
российский актер немецкого происхождения
Васи́лий Васи́льевич Мерку́рьев (24 марта (6 апреля) 1904, Остров, Российская империя — 12 мая 1978, Ленинград, СССР) — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог; народный артист СССР (1960). Лауреат трёх Сталинских премий II степени (1947, 1949, 1952) и Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1979, посмертно), кавалер ордена Ленина (1974).
Родился в Острове Псковской губернии Российской империи (ныне Псковская область России) в смешанной русско-немецкой семье Василия Ильича Меркурьева, торговавшего дёгтем и снетком, и Анны Ивановны Гроссен, уроженки Швейцарии: когда мать была ещё совсем молодой девушкой, её привёз в Россию местный помещик Нехлюдов, у которого та служила экономкой.

В семье было семь сыновей и одна дочь. По воспоминаниям актёра, отец прекрасно пел, и любовь к пению, к музыке унаследовали все его дети. Сам Меркурьев в детстве пел в церковном хоре.

В 1912—1916 годах учился в церковно-приходском училище, в 1917—1920 годах — в школе «второй ступени».

Театральную деятельность начал в 1920 году в островском театре в качестве артиста и помощника режиссёра. В 1922 году работал управляющим в театре Новоржева. В 1923 году был направлен на обучение в Ленинград в Институт сценических искусств по комсомольской путёвке
Hаибольшую известность он получил после войны благодаря комедийным ролям старшего лейтенанта Тучи в «Небесном тихоходе», академика Нестратова в «Верных друзьях», Мальволио в «Двенадцатой ночи», Лесничего в «Золушке» и других. Военная драма «Летят журавли» (1957), в которой Меркурьев исполнил одну из главных ролей, завоевала «Золотую пальмовую ветвь» на 11-м Каннском кинофестивале

Великие немцы советского кино

Сообщение Andrej Hohmann » 08 апр 2021, 23:10

Ну кто из нас не смотрел «Полосатый рейс»?
Режиссёр фильма Влади́мир Алекса́ндрович Фе́тин (настоящая фамилия Фе́ттинг)
российский актер немецкого происхождения
Родился 14 октября 1925, Москва —умер 20 августа 1981, Ленинград — советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1975)
Родился в семье Александра Александровича Феттинга из немецкого дворянского рода. После Октябрьской революции семья сократила фамилию до Фетинг, для титров «Полосатого рейса» Фетин решил ещё больше «русифицировать» её, но по документам остался Фетингом.
Окончил режиссёрский факультет ВГИК в 1959 году (мастерская Сергея Герасимова). Дипломной работой стал короткометражный фильм «Жеребёнок» по мотивам рассказа Михаила Шолохова.
После института работал на киностудии «Ленфильм». Первая же его полнометражная работа — комедия «Полосатый рейс» (1961) — стала лидером советского проката: в год выхода её посмотрели 45,8 млн зрителей, она занимает 51 место среди абсолютных лидеров отечественного проката.

Ещё одной экранизацией рассказов Шолохова стала драма «Донская повесть» (1964), занявшая 7-е место в прокате при 31,8 млн зрителе. Главную роль исполнила актриса Людмила Чурсина, вскоре ставшая женой Фетина и сыгравшая главные роли ещё в трёх картинах мужа:
1968 — Виринея (по Л. Н. Сейфуллиной)
1970 — Любовь Яровая (по пьесе К. А. Тренёва)
1973 — Открытая книга (по одноимённому роману В. А. Каверина)

Мне очень нравится его фильм «Таёжная повесть» (1979 по роману В. П. Астафьева «Царь-рыба»)

Характерным почерком режиссёра в те годы было психологическое исследование женских характеров и проблем нравственности. Он сохранил его и после ухода Чурсиной, поставив, в частности, драму «Сладкая женщина», по итогам 1977 года занявшую 12-е место в прокате при 31,3 млн зрителей
Скончался в Ленинграде 20 августа 1981 года на 56-м году жизни от сердечного приступа, не застав премьеры своей последней работы «Пропавшие среди живых». Похоронен в Ленинграде на Центральной аллее Южного кладбища

1961 — МКФ короткометражных фильмов в Оберхаузене — Премия Объединения промышленности в Оберхаузене
1973 — Серебряная медаль на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Калькутте (за фильм «Полосатый рейс»).
По итогам ежегодного конкурса зрителей, проводимого журналом «Советский экран», Людмила Чурсина заняла 2 место среди лучших актрис года (1964).
Приз фильму «Донская повесть» и Почётный приз «Серебряный павлин» за лучшее исполнение мужской роли Евгению Леонову на III МКФ в Нью-Дели, Индия (1965).
Вторая премия за исполнение мужской роли Е. Леонову на II ВКФ (1966).

Великие немцы советского кино

Сообщение Andrej Hohmann » 09 апр 2021, 23:56

О́льга Никола́евна Андро́вская (настоящая фамилия Шульц; 9 (21) июля 1898, Москва — 31 марта 1975, там же) — советская актриса театра и кино, педагог; народная артистка СССР (1948), лауреат Сталинской премии I степени (1952) и Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1974).
российский актер немецкого происхождения
Ольга Шульц родилась 9 (21) июля 1898 год в Москве в семье Николая Михайловича Шульца — студента юридического факультета Московского университета, впоследствии адвоката русско-немецкого происхождения, — и француженки Марии Ригуле, приехавшей в Россию на заработки в качестве преподавателя французского. У неё также были два брата: Андрей и Борис
В 1914 году с началом Первой мировой войны окончила с золотой медалью Московскую женскую гимназию Л. О. Вяземской и поступила на медицинские курсы. Год проработала в клинике, ухаживала за ранеными, поступающими с фронта. По настоянию отца в 1915 году поступила на Высшие женские юридические курсы В. А. Полторацкой. Во время учёбы участвовала в любительских спектаклях.
В 1918 году играла в спектакле в имении известной помещицы Наталии Козновой, и та отвела Ольгу к актрисе Малого театра Гликерии Федотовой, которая содействовала её поступлению в Театр Корша; Шульц была единственной в труппе без профессиональной подготовки (взяли «в порядке исключения»). Её наставником стал ведущий актёр театра Николай Радин. Премьеры проходили по нескольку раз в месяц, благодаря чему молодая актриса, не имевшая актёрского образования, получила первые уроки мастерства.
В 1918—1919 годах параллельно работала в Драматической студии имени Ф. И. Шаляпина, где сыграла Флоретту в водевиле «Спичка между двух огней». Посмотрев его, руководители Второй студии МХТ Вахтанг Мчеделов и Николай Баталов зачислили её в труппу студии и одновременно в школу МХАТа, где Ольга исполнила несколько небольших ролей.
В 1921 году Ольга Шульц и Николай Баталов (1899—1937) поженились, а в 1924 году она взяла псевдоним Андровская в память о младшем брате Андрее, погибшем от ран, полученных в ходе Гражданской войны.(Николай Баталов родной дядя Алексея Баталова)

С 1924 года Андровская служила во МХАТе.В 1938 году дебютировала в кинематографе, исполнив роль помещицы Поповой в водевиле Исидора Анненского «Медведь» по Чехову.

В роли лакея, кстати, Иван Пельтцер

Через год вновь снялась с Михаилом Жаровым в фильме Анненского «Человек в футляре», также по рассказу Чехова.

Исполнила роли Елены в спектакле «Дни Турбиных» по Михаилу Булгакову и леди Тизл в комедии «Школа злословия» Ричарда Шеридана, которую играла на сцене МХАТа свыше десяти лет. Специально для роли выучилась играть на арфе, а её партнер Михаил Яншин — на флейте. «Основная удача спектакля — исполнение ролей четы Тизл М. М. Яншиным и О. Н. Андровской»

В 1959—1973 годах преподавала в ГИТИСе (профессор с 1963 года). Среди её учеников — Александр Аржиловский, Станислав Садальский, Михаил Филиппов, Нелли Пшённая, Ангелина Вовк, Владимир Коренев, Людмила Гарница, Лионелла Пырьева.
До последних дней Андровская сохраняла творческую активность.В 1973 году, уже будучи неизлечимо больной, с блеском сыграла роль пани Конти в прославленном спектакле «Соло для часов с боем» по пьесе Освальда Заградника в постановке Олега Ефремова. В нём были заняты и другие старожилы МХАТа — Алексей Грибов, Виктор Станицын, Марк Прудкин, Михаил Яншин. Премьера состоялась 13 декабря 1973 года. Одновременно спектакль был экранизирован. На съёмки Ольгу Николаевну привозили из больницы.Эта роль оказалась для неё последней.

C 30 минуты она играет саму себя. Ольга Николаевна знает, ей самой осталось недолго. И её партнёры- старые служаки это тоже знают. И каждый из них подумал об Андровской и о самом себе. Ведь и им не долго осталось. Только Марк Пру́дкин проживёт ещё 20 лет

Ольга Николаевна Андровская скончалась 31 марта 1975 года в Москве на 77-м году жизни от рака. Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с мужем.

Жирным шрифтом я отметил работы с её участием, запомнившиеся на всю жизнь ещё в детстве.

Великие немцы советского кино

Сообщение Andrej Hohmann » 11 апр 2021, 14:56

Ви́я Фри́цевна А́ртмане (полное имя Алида-Вия, латыш. Alīda Vija Artmane) — советская, латышская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1969)
российский актер немецкого происхождения
Вия Артмане родилась 21 августа (по другим источникам — 21 июля) 1929 года в небольшом посёлке Кайве Семской волости (ныне — Тукумский край, Латвия) (по другим источникам — в Тукумсе) в крестьянской семье польки Анны Заборской и прибалтийского немца Фрициса Артманиса (Sprich Fritz Artmann)*. Отец погиб за четыре месяца до рождения дочери. С 10 лет пасла скот.

С 15 лет жила в Риге.

После войны, в 1946 году поступила во 2-ю студию при Художественном театре, которую окончила в 1949 году. Училась вместе с Э. Павулсом, Х. Лиепиньшем, В. Скулме.

С 1949 года — актриса Художественного театра им. Я. Райниса (ныне Театр «Дайлес»), где работала до 1998 года.

С 1998 года играла в Новом Рижском театре.

В кино дебютировала в 1956 году в фильме «После шторма». Этапными для актрисы стали роли Сони в фильме «Родная кровь» и Оны в фильме «Никто не хотел умирать».

Одной из самых ярких в карьере стала роль Джулии Ламберт в экранизации романа С. Моэма «Театр».

Возглавляла Союз театральных деятелей Латвии.

В 1968 году вступила в КПСС, была кандидатом в члены ЦК компартии Латвии (1971—1976), членом Советского комитета защиты мира. Депутат Верховного совета Латвийской ССР 10-го и 11-го созыва (1980—1990).

В 1993 году, в процессе реституции лишилась своей квартиры. Последние годы жизни жила на даче у дочери в посёлке Мурьяни в 40 км от Риги, много болела, перенеся два инсульта и инфаркт. Незадолго до смерти приняла православие с именем Елизавета
Умерла 11 октября (по другим источникам — 12 октября) 2008 года в клинике города Стренчи (Латвия) на 80-м году жизни.
Похоронена на Покровском кладбище в Риге

Великие немцы советского кино

Сообщение Andrej Hohmann » 14 апр 2021, 22:05

Ви́ктор Я́ковлевич Стани́цын (настоящая фамилия — Гёзе; 20 апреля (2 мая) 1897, Екатеринослав — 24 декабря 1976, Москва) — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, преподаватель. Народный артист СССР (1948). Лауреат четырёх Сталинских премий (1947, 1949, 1951, 1952) и Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1974). За актерские и режиссерские работы был награжден орденами «Знак Почета» (1937) и Трудового Красного Знамени (1957)
российский актер немецкого происхождения

(Играл с Андровской в «Соло для часов с боем»)
Родился в семье присяжного поверенного Я.Г. Гезе. В 1916 г. после окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета, откуда был мобилизован в армию. После демобилизации в конце 1917 г. вернулся в Екатеринослав. В 1918 г. после распада брака родителей вместе с матерью переехал в Москву, где поступил на учебу во 2-ю студию Московского художественного театра. В начале 1920-х гг. начал играть под псевдонимом Станицын в спектаклях студии: «Зеленое кольцо» З.Н. Гиппиус (Никс), «Гроза» А.Н. Островского (Кудряш), «Елизавета Петровна» Д. П. Смолина (А.Г. Разумовский). В 1924 г. стал актером МХТа. Его первой ролью здесь был образ князя Шаховского в спектакле «Царь Федор Иоаннович».

Лучшими ролями Станицына в театре были: фон Шратт в «Днях Турбиных» М.А. Булгакова (1926); Вася Шустрый в «Горячем сердце» А.Н. Островского (1926); губернатор в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя (1932); Стива Облонский в «Анне Карениной» Л.Н. Толстого (1938); Андрей Прозоров в «Трех сестрах» А.П. Чехова (1940); инспектор Мич в «Соло для часов с боем» О. Заградника (1973).

В 1930–1950-е гг. Станицын много работал как режиссер-постановщик. Режиссерский почерк Станицына, его чуткость к стилю автора и эпохи, изображенной в пьесе, сказались в «Пиквикском клубе» Ч. Диккенса (1934), «Последних днях» М.А. Булгакова (1943), «Идеальном муже» О. Уайльда (1945) и др. В 1957 г. он поставил совместно с В.А. Орловым и И.А. Марковым «Золотую карету» Л.М. Леонова и в одиночку – «Марию Стюарт» Ф. Шиллера. Эти постановки стали творческой вершиной Станицына как режиссера.

В 1946—1976 годах преподавал в Школе-студии им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького (профессор по кафедре мастерства актёра — с 1948 года). Ряд студенческих работ, руководителем которых он являлся, был поставлен на основной сцене театра. Его учениками были такие известные актеры театра и кино как Ю. Гребенщиков, В. Невинный, В. Кашпур, А. Лазарев, А. Ромашин, А. Филозов и многие другие.
Выдающийся театральный актёр, один из корифеев мхатовской сцены. Сыграл множество ярких ролей в театре и несколько заметных ролей в кино: «Чины и люди», «Зори Парижа», «Падение Берлина», «Война и мир»
Литература
Московский Художественный театр. 100 лет. В 2-х томах. Том 2. – М., 1998. – С. 165–166; Безносов А.И, Безносова О.В. Путешествие по меннонитскому Екатеринославу-Днепропетровску // Российские немцы: Научно-информационный бюлетень. – М., 2008. – № 3 (55). – С. 8.

Великие немцы советского кино

Сообщение Мифаня » 17 июн 2021, 08:39

российский актер немецкого происхождения

Великие немцы советского кино

Сообщение Тина Л » 22 июн 2021, 22:11

Татьяна Александровна Еремеева(Битрих).

российский актер немецкого происхождения

Будущая звезда Малого театра Татьяна Еремеева (Битрих) родилась 4 июля 1913 года в городе Архангельске.
Отец Татьяны Еремеевой, учёный-дендролог Александр Битрих.Ему приходилось объезжать многие километры лесных массивов, но это очень пригодилось при написании книг и брошюр, выпущенных впоследствии, в которых поднимались проблемы русских лесов.Кроме лесоустройства, он умел столярничать, рисовать, прилично петь, играть на валтроне. Александр Битрих принимал участие в любительских постановках. В 20-х годах он бросает семью, в которой подрастают две дочери и маме Элеоноре Федоровне пришлось выходить на работу, чтобы прокормить детей. Мама Татьяны тоже была немкой по национальности, но русский язык был для нее как родной, поэтому она работала в советской партийной школе преподавателем русского языка.
В 1929 году он был репрессирован (реабилитирован в 1959 г.)

российский актер немецкого происхождения

Танечка Битрих в детстве была очень красивой – с синими большущими глазами и милыми ямочками на щечках, непосредственная и женственная. Эти свои качества девочка сумела сохранить на всю жизнь.
Свою артистическую деятельность начала в 1929 году в Театре юного зрителя при Театре рабочей молодежи в Архангельске.
Как профессиональная артистка работала с 1931 года – сначала в театре им. Луначарского в Севастополе, затем во 2-м Государственном театре Белоруссии, в городских театрах Рязани, Великого Устюга, Уфы.
В 1944 году из Тамбова играть на сцене Малого театра она была приглашена Константином Зубовым.

российский актер немецкого происхождения

Но в Москве все было не так просто и гладко, как хотелось. Ее немецкая фамилия Битрих не давала покоя чекистам, ведь время было военное, и актрисе даже грозила высылка назад в Тамбов. Татьяна решила взять псевдоним и стать Еремеевой – именно такую фамилию носили ее лучшие друзья.
(Еремеевы — фамилия близких друзей семьи Битрих по Архангельску. Глава семьи, Н. А. Еремеев, руководил промысловым флотом, затем занимал различные должности в Главном управлении Северного морского пути).

российский актер немецкого происхождения

российский актер немецкого происхождения

В 1972 году Татьяне Еремеевой было присвоено звание народной артистки РСФСР.
Скончалась на 100-м году жизни 28 ноября 2012 года в Москве.

российский актер немецкого происхождения

Великие немцы советского кино

Сообщение Тина Л » 23 июн 2021, 12:09

Татьяна Львовна Пиле́цкая (урождённая Урлауб).

российский актер немецкого происхождения

Прапрапрабабушка Татьяны — Луиза Графемус-Кессених (1786—1852), женщина-офицер, участница войны с Наполеоном 1812—1815 годов, прусский уланский вахмистр. Вышла замуж за прусского офицера по фамилии Графемус (погиб во время войны с Наполеоном) и родила двоих детей. Но ещё до его гибели Луиза, скрыв свой пол, вступила в корпус генерала Блюхера, который в составе прусской армии воевал против французов. Она сражалась храбро, несколько раз была ранена. Лишилась правой руки и в чине уланского вахмистра вышла на инвалидный пенсион. В тогдашних газетах её называли «второй Дуровой». Переехав в Петербург, Луиза вышла замуж за печатника Иоганна Кессениха, родила и воспитывала детей. А в 1840-х годах она стала владелицей знаменитого ещё со времён Петра Первого «Красного кабачка», трактира на десятой версте Петергофской дороги.

Крёстным отцом Татьяны Пилецкой был художник Кузьма Петров-Водкин. Когда девочке было девять лет, художник написал её портрет. Картина получила название «Девочка с куклой» («Портрет Татули»).

российский актер немецкого происхождения
Портрет Пилецкой в возрасте 9 лет кисти Кузьмы Петрова-Водкина.

российский актер немецкого происхождения

В кино дебютировала в 1946 году в эпизоде фильма «Солистка балета».Первой заметной работой стала роль Веры в картине 1955 года «Княжна Мери» по «Герою нашего времени» Лермонтова.

В 1956 году на экраны вышел фильм «Разные судьбы», где Пилецкая сыграла одну из самых известных своих ролей.

российский актер немецкого происхождения

После роли советской женщины-вамп на актрису обрушилась слава, ее фотографии продавались во всех киосках «Союзпечати», Татьяну Пилецкую стали узнавать на улицах.

российский актер немецкого происхождения

В 1957 году своей красотой и талантом актриса покорила Венецианский фестиваль. Пилецкая впечатлила западных режиссеров, которые очень хотели видеть ее в своих картинах. Но в те годы было не принято отпускать артистов работать на Запад. Заметными стали работы в картинах «Мечты сбываются» (Анна), «Зелёная карета» (прима Александринки Надежда Самсонова), «Прощание с Петербургом» (Смирницкая Наталья Георгиевна), «Путешествие в другой город» (Кира), «Сильва» (княгиня фон Веллергейм), «Жизнь Берлиоза» (королева Ганновера), «Лермонтов» (княгиня Нессельроде).

российский актер немецкого происхождения

В период с 1962 по 1990 год Татьяна Пилецкая — актриса Ленинградского театра им. Ленинского комсомола (ныне — театр «Балтийский дом»).
С 1990 по 1995 год служила актрисой в Санкт-Петербургском драматическом театре «Патриот» РОСТО.
В 1996 году она возвращается в театр «Балтийский дом», где служит по настоящее время. Сейчас актрисе- 92 года.
В 2000-е актриса стала появляться в телесериалах.
Автор книг «Серебряные нити», «Хрустальные дожди» и др.

В разное время в нее были влюблены Александр Вертинский, Олег Стриженов, Виталий Соломин, Григорий Козинцев.

российский актер немецкого происхождения

В 2021 году на экраны вышли сразу 3 новых проекта с участием знаменитости — «Северный ветер», «Па-де-де» и «Скоро будет счастье», премьеры которых с нетерпением ждали ее поклонники.

российский актер немецкого происхождения

Великие немцы советского кино

Сообщение Тина Л » 24 июн 2021, 11:18

Ольга Леонардовна Книппер, с 1901 года Чехова (9 (21) сентября 1868, Глазов — 22 марта 1959, Москва) — русская и советская актриса, служившая в МХАТе; народная артистка СССР (1937). Лауреат Сталинской премии I степени (1943).
Жена писателя Антона Павловича Чехова.

российский актер немецкого происхождения

Родилась в семье инженера-технолога Леонарда Августовича (уроженец Вены, «по происхождению эльзасский немец», по матери имел венгерские корни) и его жены Анны Ивановны, урождённой Зальца ( камерная певица и музыкальный педагог, профессор Московского филармонического училища. ).
Отец работал инженером и получал солидное жалованье. В дочери он видел либо художницу, либо переводчицу, а потому нанял для нее учителя живописи и преподавателей иностранных языков. Уже в юности Ольга Книппер свободно владела английским, немецким, итальянским, французским языками и переводила небольшие сказки и повести. Также она занималась музыкой и играла на фортепиано, но мечтала быть актрисой.

российский актер немецкого происхождения
Ольга Книппер с родителями и братом Константином. 1876 год.

В 1894 году умер отец, не оставив родным средств к существованию. Быт семьи кардинально изменился: зарабатывать на жизнь пришлось и матери, и детям. Ольга Книппер занялась репетиторством: она преподавала игру на фортепиано. Параллельно пыталась поступить в театральную студию. В 1895 году ее зачислилили в драматическую школу-студию Императорского Малого театра. Однако Ольга Книпер проучилась там лишь месяц: она провалила проверочный экзамен и была отчислена.

Ольге Книппер было уже 27 лет, когда ее приняли в театральный класс при Московской филармонии. Ей повезло вдвойне: курс набирал Владимир Немирович-Данченко, который позже с Константином Станиславским основал Московский Художественный театр. Книппер посчастливилось стоять у самых его истоков — в 1898 году она закончила обучение и стала частью нового театра.
В первом спектакле Московского Художественного театра по пьесе Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович» Ольга Книппер исполнила роль царицы Ирины. Уже во время репетиций стало понятно, что театральные подмостки сулят ей большое будущее. На одном из последних прогонов в зале присутствовал Антон Чехов. Позже он писал своему издателю Алексею Суворину об актрисе: «Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется… Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину». Чехов к тому времени уже был серьезно болен и жил в «скучной Ялте», приезжая в Петербург или Москву лишь по срочным делам.

В этом же году состоялось еще одно значимое для Ольги Книппер событие: в театре начали репетировать «Чайку» Антона Чехова. Главная роль, Аркадиной, досталась ей. Несмотря на популярность рассказов писателя, его пьесы не имели успеха. Особенно громким был провал спектакля в столичном Александринском театре. Потерпев неудачу в Петербурге, Чехов побывал только на одной репетиции в Москве и вскоре уехал в Ялту.

российский актер немецкого происхождения
Станиславский и Книппер в пьесе «Чайка».

Московской премьере «Чайки» зрители аплодировали стоя. С тех пор спектакль ждали аншлаги. Он стал визитной карточкой театра. Однако Чехов успеху не верил и не спешил возвращаться в Москву. Посмотреть пьесу его уговорили. Прибыв на спектакль, драматург был восхищен не только спектаклем, но и игрой Книппер: актриса жила своей героиней.
После триумфа «Чайки» отношения между писателем и актрисой стали более доверительными. Весной 1899 года Чехов посетил дом Книппер, затем с ответным визитом она приехала в небольшое подмосковное имение литератора в Мелихове. С лета того же года они начали вести переписку. Между ними завязался роман. Весной 1901 года Антон Чехов сделал предложение Ольге Книппер, но с одним условием: «Никакой пышной свадьбы я не хочу — а то придется стоять с бокалами в руках и постными лицами». Летом того же года они обвенчались.
Медовый месяц молодожёны провели в Башкирии, где лечился Чехов, в Андреевском туберкулёзном санатории в селе Аксёново. В том же году Книппер забеременела, но у неё случился выкидыш. В марте 1902 года она, вновь беременная, упала в открытый люк с высоты нескольких метров во время выступления в Петербурге, и после операции и долгой болезни больше не могла иметь детей
российский актер немецкого происхождения
Однако быть вместе они не могли: из-за болезни Чехову пришлось уехать на Юг, в Ялту, Книппер осталась в Москве. Супруги встречались урывками. Их отношения напоминали скорее эпистолярный роман — каждый из них написал другому более четырехсот писем. Недоброжелатели укоряли Книппер, что она не последовала за мужем. Чехов же успокаивал ее: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству».
Известно о 443 письмах от Чехова к Книппер и более чем о 400 письмах от Книппер к Чехову. Переписка отражает последние годы жизни писателя. Даже после его смерти Ольга Леонардовна на протяжении нескольких лет продолжала писать письма, обращённые к мужу, и в общей сложности сохранилось более тысячи писем

В то время в театре Книппер была занята во всех чеховских пьесах: она играла Елену Андреевну в «Дяде Ване», Машу в «Трех сестрах», Раневскую в «Вишневом саде».
Брак продлился всего три года. Весной 1904 года состояние здоровья писателя ухудшилось, и Ольга Книппер отвезла его в немецкий курортный город Баденвайлер. В июле 1904 года Чехов умер. Чтобы близкие и поклонники простились с писателем, Ольга Книппер повезла тело мужа в вагоне-холодильнике, в котором обычно перевозили устрицы. Общество вновь нашло повод упрекнуть вдову.

После смерти Чехова Ольга Книппер исчезла из театра на несколько месяцев. А по возвращении взялась за работу с еще большим рвением. По словам современников, роли, исполненные Книппер, стали более характерными, а игра актрисы — глубже.

Октябрьская революция поставила театр перед угрозой закрытия. В 1919 году труппа была вынуждена отправиться на гастроли. Актеры поехали сначала в Киев, потом — на юг страны, наконец — в Европу. В стране шла Гражданская война, и труппа оказалась отрезана от Москвы. В гастролях-скитаниях артисты провели три года.
В большинстве городов Европы спектакли театра пользовались успехом, однако в Загребе приезд русских актеров не вызвал интереса. Чтобы привлечь внимание публики, в афише решили написать «Книппер-Чехова», обозначив фамилию знаменитого мужа актрисы. Рекламный трюк удался — зал был полон. Так благодаря театральному плакату Ольга получила фамилию Книппер-Чехова.

российский актер немецкого происхождения

В 1924 году Ольга Книппер-Чехова вернулась в Москву.

В 1937 году она получила звание народной артистки СССР, а также стала лауреатом Государственной премии — эти награды достались актрисе за былые заслуги. В 1940 году Владимир Немирович-Данченко возобновил в театре спектакль «Три сестры» и пригласил на премьеру свою бывшую приму. Увидев новую актрису в роли Маши, Ольга Книппер-Чехова расплакалась со словами «Все прошло».

российский актер немецкого происхождения

В конце жизни Ольга Книппер-Чехова жила одиноко: те, с кем она начинала свой путь в Художественном театре, умерли, ее племянницы уехали за границу. Она больше не могла играть, к тому же здоровье ее постепенно ухудшалось. В последние годы актриса часто вспоминала свои театральные роли и думала, как бы их можно было улучшить.

Ольга Книппер-Чехова умерла 22 марта 1959 года. Похоронили актрису на Новодевичьем кладбище в Москве.

Ольга Константиновна Чехова (урожд. Книппер; 14 [26] апреля 1897, Александрополь, Российская империя (ныне Гюмри, Армения) — 9 марта 1980, Мюнхен) — русская и немецкая актриса театра и кино.
Государственная актриса Третьего рейха.

российский актер немецкого происхождения

российский актер немецкого происхождения

В 1920 году Ольга Чехова уехала из России в Германию. В 1921 году дебютировала в немецком кино в фильме «Замок Фогелёд» Фридриха Вильгельма Мурнау. В 1929 году поставила в качестве режиссёра фильм «Шут своей любви», главную роль в котором исполнил Михаил Чехов, также решивший не возвращаться в Советскую Россию. К началу 30-х годов Чехова стала настоящей звездой немецкого кино. В 1930 году получила немецкое гражданство. В 1936 году вышла замуж за бельгийского промышленника Марселя Робинса, но брак через два года распался. Ольга Чехова сосредоточилась на работе в кино и активно снималась вплоть до крушения Третьего рейха. В 1936 году ей было присвоено звание Государственной актрисы.

27 апреля 1945 года была арестована советскими оккупационными властями и на самолёте доставлена из Берлина в Москву. Два месяца спустя, 25 июня, на самолете её снова отправили в Берлин.
После войны в ряде зарубежных газет и книг утверждалось, что Чехова якобы была агентом советской разведки.

российский актер немецкого происхождения

В первые послевоенные годы Чехова работала в основном в театре. В 1949 году переехала из дома во Фридрихсхагене в советской оккупационной зоне на новую квартиру в западноберлинском районе Шарлоттенбург. С 1949 по 1974 год сыграла в 22 фильмах, из которых половина была снята в 1950-х. В 1950 году она обосновалась в Мюнхене, который стал центром западногерманского кинопроизводства. В 1952 году выпустила первую часть воспоминаний «Я ничего не замалчиваю!», а также сборник статей о красоте и моде «Женщина без возраста».

В 1955 году основала в Мюнхене фирму «Косметика Ольги Чеховой» с филиалами в Берлине и Милане. В 1973 году опубликовала новые воспоминания «Мои часы идут иначе».

Её дочь Ада и внучка Вера также стали известными актрисами.

российский актер немецкого происхождения

Ольга Чехова скончалась от рака мозга в возрасте 82 лет. Похоронена в Грефельфинге (Gräfelfing) под Мюнхеном на Лесном кладбище (Waldfiedhof).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *