российская актриса дни турбиных метель
За кадром фильма «Дни Турбиных»: Какую личную и творческую катастрофу пережил режиссер Владимир Басов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Летом 1941 г. Владимир Басов пришел во ВГИК, чтобы узнать правила приема, – он собирался поступать на режиссерский факультет. Но его планы разрушила война. Он ушел на фронт добровольцем, служил сначала начальником клуба стрелковой бригады, затем стал минометчиком, в феврале 1945 г. получил ранение, после которого вновь вернулся в строй. С войны Басов вернулся в чине капитана и имел все шансы сделать блестящую военную карьеру, но предпочел уволиться на гражданку. В 1947 г. он все-таки поступил на режиссерский факультет, а в 1952 г. стал режиссером киностудии «Мосфильм».
С актрисой Валентиной Титовой Басов познакомился, когда приступил к съемкам фильма «Метель». Когда он впервые увидел ее на пробах, сразу же не только решил утвердить ее на главную роль, но и заявил съемочной группе: «На этой актрисе я женюсь». У него за плечами было уже 2 брака, он был на 18 лет ее старше, Валентина была все еще влюблена в актера Вячеслав Шалевича, который не решился ради нее оставить свою семью, но все это не стало препятствием для их отношений с Басовым. Вскоре режиссер женился на Титовой и начал снимать ее практически во всех своих фильмах, сделав настоящей звездой. И сама актриса была ему за это очень благодарна. « Вся наша семейная жизнь была подчинена творческой карьере Басова. Творчество для нас и было любовью. Ведь моя актерская карьера только начиналась. И я неожиданно попала не просто в семью, а в творческую мастерскую талантливого режиссера », – говорила Титова.
Идею экранизации пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных» Басов вынашивал в течение нескольких лет, снимая тем временем другие фильмы, сложившие образ «надежного» режиссера. Когда он приступил к экранизации, у него не было сомнений по поводу того, кого снимать в главной женской роли – конечно, Елену Тальберг сыграла Валентина Титова, хотя она была старше своей литературной героини на 10 лет. А сам Басов не только выступил в качестве режиссера и сценариста, но и исполнил роль Виктора Мышлаевского.
Вспоминая о работе над этим фильмом, Басов писал: « Я всегда ставлю только те произведения, которые мне близки, которые хочется играть. Так получилось и с Булгаковым: «Дни Турбиных» – моя давняя страсть. Может быть, потому, что я сам был мальчишкой в армии как раз в Николкином возрасте и не раз ходил на этот спектакль в Художественный театр. Мне хотелось самому очутиться на сцене, быть на месте Николки… Но это присказка. Главная же причина вот в чем. Мне хотелось напомнить зрителям о нашей истории, о нашем родстве с героями Булгакова, с их мыслями и чувствами, ибо нет ничего хуже Иванов, не помнящих родства… Фильм выполнен в манере правдивого вымысла, когда большие чувства, катаклизмы, дыхание самой истории в её тревожный момент врываются в тихую, уютную квартиру ». С этими персонажами, хотя они и были белогвардейцами, Басов ощущал родственную связь, узнавал в них себя и своих товарищей – ему казалось, что у всех офицеров есть много общего.
Тому, что Басову удалось добиться разрешения на съемки, удивлялась даже его жена. Титова рассказывала: « Однажды Володя пришел домой очень возбужденный и сказал: «Валя, мне дают снимать «Дни Турбиных». Я говорю: «Не радуйся, завтра решение могут отменить». Так случалось довольно часто. Но Басов, едва получив разрешение, сразу запустился со съемками. «Дни Турбиных» были готовы в рекордно короткие сроки – за два с половиной месяца… Снимать фильм о белой гвардии, да еще в период развитого социализма было нельзя, категорически невозможно! Конечно, в свое время пьеса шла во МХАТе, но с разрешения Сталина – то ли ему пьеса понравилась, то ли вождю было интересно наблюдать в зале, как спектакль смотрят зрители… Но что такое зал МХАТа – 700 человек и в основном интеллигенция, другое дело – когда вся страна увидит, как прекрасны эти люди ».
Для того, чтобы экранизация выглядела «идеологически правильной», в начале вставили закадровый текст о грядущем освобождении Киева Красной Армией, чего у Булгакова не было. Однако опасения Титовой оказались небезосновательными: фильм показали по телевизору только один раз, а затем на 10 лет отправили на полку, назвав «гимном белогвардейщине». Второй шанс увидеть свою картину на экране выпал Басову только в конце 1980-х гг., незадолго до его смерти.
После этой неудачи Басов ничего не снимал на протяжении 5 лет. Кризис случился не только в творческой, но и в личной жизни режиссера. «Дни Турбиных» стали последней совместной работой Басова и Титовой – вскоре после завершения съемок их брак распался. Для многих их знакомых это стало полной неожиданностью – они прожили вместе около 14 лет, воспитывали двоих детей. Но немногие знали о том, что последние 2 года совместной жизни стали для обоих настоящим кошмаром – Басов начал злоупотреблять алкоголем. Позже Титова вспоминала: « Басову нужно было всегда во всем только помогать, никогда ни о чем не спрашивая… С того момента, как он запил, это был уже совершенно другой Басов. Басов, которого я не знала. Последние два года нашей жизни были чудовищными. Наши знаменитые соседи – Чулюкин, Таланкин – подтаскивали Владимира Павловича к двери и оставляли у порога… Алкоголь меняет людей, это тяжело. Я пыталась помочь, но он не хотел ничего делать, а я не могла жить с алкоголиком. Я бы никогда не оставила его, если бы все было как прежде ».
В 1977 г., через год после премьеры «Дней Турбиных», Валентина Титова на съемках фильма «Отец Сергий» влюбилась в оператора Георгия Рерберга и подала на развод. Этот разрыв сказался на самочувствии Басова – тогда у него начались серьезные проблемы со здоровьем, он попал в больницу с обширным инфарктом, затем перенес инсульт. В результате и в творчестве наступила затяжная пауза. В 1980-х гг. он снял еще 3 фильма, а 17 сентября 1987 г. Басов ушел из жизни после второго инсульта.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Роковая «Метель»
Иллюстрация: Ольга Быстрова-Эрри
За кадрами съемок пушкинской повести разыгрывались реальные драмы
Фильм «Метель», снятый в 1964 году, режиссер Владимир Басов считал своим семейным проклятием. Во-первых, несмотря на искренность и талант главных героев и любовь зрителей, картина не получила признания у критиков. Во-вторых, на съемках «Метели» Басов испытал роковую любовь к актрисе Валентине Титовой, из-за которой разрушилась вся его жизнь.
Владимир Басов на съемках «Метели» встретил свою роковую любовь
Заразительный пример
Фильм «Метель» по одноименной повести Александра Пушкина многие помнят благодаря вальсу композитора Георгия Свиридова, который по сей день звучит на симфонических концертах. Сами герои, блиставшие на экране в 1964 году, публикой немного подзабыты. А между тем Владимир Басов (кстати, тоже отличный артист) собрал великолепный актерский состав. Молодые Валентина Титова (Марья Гаврилова) и Олег Видов (прапорщик Владимир) выглядели очень трогательно вместе, да и Николай Бурляев в роли улана сразу запомнился зрителю тех лет.
Валентина Титова
Часть сцен снимали в павильонах «Мосфильма», а для «натуры» Басов присмотрел город Суздаль. На роль усадьбы Гаврилы Гавриловича был утвержден городской сад в кремле, где к лету по эскизам художника Евгения Куманькова установили декорации. Выглядело поместье очень убедительно. Правда, на ночь приходилось ставить усиленную охрану — городские мальчишки так и норовили пробраться на площадку.
Николай Бурляев в роли улана сразу запомнился зрителям тех лет.
Оживление местных жителей было невероятным. Мало того, что по улицам ходили актеры в исторических костюмах, кое-кого из суздальцев взяли в массовку. Натурные съемки «Метели» проводились по всему городу летом 1963 года и следующей зимой. Благодаря тому, что Басов расписал красоты Суздаля своим коллегам, к его творческой группе неожиданно присоединились еще две команды с «Мосфильма»: «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным в главной роли и «Царская невеста» с Раисой Недашковской. Говорят, Вицин любил приходить на площадку Басова и наблюдать, как там идет работа. Он был большим ценителем прозы Пушкина, особенно «Повестей Белкина».
Сюжет «Метели» строится на большой семейной тайне. Марья Гавриловна по ошибке была обвенчана не со своим возлюбленным, бедным прапорщиком, а с совершенно незнакомым офицером (жениха задержала разыгравшаяся метель). Теперь девушка обречена хранить верность чужому человеку, тут же исчезнувшему из ее жизни, а настоящий жених вскоре погибает на войне. Марья Гавриловна вынуждена отказывать богатым и перспективным молодым людям без объяснения причин, ведь никто не знает, что она уже замужем. Так и живет барышня одна, обреченно глядя в окно…
«Убейте вашего мужа!»
В то время тему безысходности в личной жизни Владимир Басов в полной мере испытал на себе. К моменту выезда группы на съемки «Метели» в его судьбе уже было два развода. Вторая жена — красавица Наталья Фатеева — ранила режиссера даже тем, что просто ходила мимо по коридорам киностудии. Ходят слухи, что он со слезами умолял товарищей перестать ее снимать.
Лишь когда на пробах «Метели» Басов увидел юную Валентину Титову, то немного отошел. Но, утвердив ее на главную роль, долго не показывал своих чувств. Да и Титова не обращала на режиссера никакого внимания. В тот момент у нее была своя тайная драма: Валентина тяжело переживала разрыв с женатым «вахтанговцем» Вячеславом Шалевичем, который так и не решился уйти от супруги.
Валентина Титова (слева) злилась на мужа-режиссера, который не сделал ее звездой
Но Басов задался целью завоевать актрису и в какой-то момент устроил настоящую осаду. Он дарил ей цветы, посылал стихи, приглашал в местные рестораны и буквально не давал прохода. Когда съемки закончились — стал ездить в Ленинград, где жила актриса. Валентина сдалась и согласилась стать третьей женой Басова, хотя его не любила. Вскоре она переехала к нему в Москву.
Брак этот был долгим — длился целых 14 лет, но несчастливым. Титова продолжала страдать из-за Шалевича, с которым перестала общаться. От мужа она даже не скрывала, что вышла за него от безысходности. Басов обожал супругу и не хотел ее отпускать. Брак подкосило еще и то, что «Метель» провалилась на нескольких фестивалях. Титова злилась на мужа, считая, что тот не смог «вытянуть» картину и сделать ее звездой.
Настоящий скандал разразился на фестивале в Восточном Берлине в 1965 году. Какой-то немецкий режиссер спросил у Титовой: «Чем вы занимаетесь?» — «Я актриса, — удивилась Титова. — Вот у мужа как раз снималась в «Метели». — «Так это вы?! — выкатил глаза потрясенный немец. — Убейте его!» Валентина зарыдала в голос и убежала, она не разговаривала с Басовым неделю.
Бурная ссора в итоге закончилась примирением: такое в семье Басовых происходило часто. За время совместной жизни у супругов родилось двое детей: дочь Елизавета и сын Александр. Но Титова все время смотрела «налево» и в итоге заявила, что уходит к оператору Георгию Рербергу. Чтобы удержать жену, Басов стал судиться за опеку над детьми, но и это не помогло. Детей он отсудил, а жена ушла от него окончательно в конце 70-х. Именно после этой драмы Басов сломался и впал в затяжную депрессию. Он много пил, перенес несколько инфарктов и инсультов, в начале 80-х у него парализовало левую часть тела, однако работу Басов так и не бросил, пока не ушел из жизни в 1987-м.
Гонорар Маши увеличили на 300 рублей
Валентина Титова считает, что невольно «отбила» роль Маши у своей коллеги. Диктаторским тоном Басов сказал, что будет сниматься Титова, а не уже утвержденная актриса, и велел костюмерам перешить платье. Но Валентина только начала учиться у Товстоногова, который не приветствовал отъезды актеров на съемки. Она сначала отказалась от роли. Тогда Басов позвонил помощнику министра культуры Калинину, от имени которого Товстоногову была послана телеграмма с просьбой отпустить Титову на «Метель». Это стало настоящим ЧП, коллеги по театру долго осуждали Валентину и считали ее «отступницей».
В Суздале по вечерам делать было нечего, и вся съемочная группа шла в кино. Басов садился рядом с Валентиной и целый сеанс на нее смотрел. Однажды она не выдержала и попросила: «Отвернитесь, пожалуйста». Режиссер даже не смутился и молча повернулся к экрану. Зато когда группа вернулась в Москву и снимали уже в павильоне, Владимир бурно поссорился с возлюбленной.
У Титовой в сцене финального объяснения по щеке катилась одна слеза. А Басов хотел, чтоб она бурно рыдала, «как крестьянка». Режиссер грубо ругался. Оскорбления при всей труппе юная актриса не вынесла. Пообещав надеть на голову обидчика стул, вышла из павильона с твердым намерением на съемки не возвращаться.
В то время Валентина жила у приятельницы. Директор картины как-то смог разыскать актрису, приехал к ней и увеличил сумму гонорара на триста рублей (это были по тем временам бешеные деньги). А еще заверил, что режиссер принесет извинения при всей съемочной группе. Титову привезли на студию, Басов попросил прощения, сказав, что больше этого не повторится никогда. В дальнейшем ему удалось не только загладить свою вину перед молодой актрисой, но и понравиться ей.
Виды Видова на Америку
Своя тайна была и у исполнителя главной роли Олега Видова. «Метель» не добавила ему профессионального счастья. После этой картины на него поставили штамп «благородный красавец». Играя таких мужчин, Видов не получал творческого и материального удовлетворения. К тому же он окончил режиссерский факультет ВГИКа, мечтал снимать свое кино, даже нашел сценарий о революции на Кавказе. Но картину запустить ему не дали, и Олег задумал эмигрировать в Америку. Этим секретом он не делился даже с самыми близкими друзьями. А все предпосылки реализоваться на Западе у актера были.
Олег Видов
В 1968 году Дино де Лаурентис предложил ему семилетний контракт — сниматься в двух фильмах в год в Италии и Голливуде. Но из СССР Видова, конечно, не выпустили. Он не попал и на роль Есенина в американской «Айседоре», это тоже не одобрили чиновники из Госкино. Даже в Болгарию на рядовой кинофестиваль в начале 80-х актера не аккредитовали. После чего Олег стал готовить настоящий план побега, но тут ему улыбнулась удача: датский кинорежиссер Габриэль Аксель пригласил «благородного красавца» сниматься в фильме «Красная мантия», и ему вдруг дали разрешение.
После «Метели» на Олега Видова поставили штамп «благородный красавец»
Видов гордо прикатил в Данию в своем пальто из «советской дерюги». После барака, где он жил на родине, скромная гостиница показалась ему дворцом. Тем более Аксель подбодрил его морально, назвав «настоящим викингом». Снимаясь в Дании, Видов нашел себе фиктивную жену — югославку — и вскоре переехал к ней жить. Успешно поработал в Югославии в нескольких фильмах. Потом нелегально перебрался в Австрию, оттуда в Италию.
У итальянских друзей познакомился с журналисткой Джоан Боэн, влюбившись по-настоящему. Джоан работала в Италии корреспондентом «Лос-Анджелес таймс» и собиралась возвращаться в США. Видову было одиноко, и на ломаном английском он много рассказывал новой знакомой о себе. Та терпеливо слушала, жалела его и в итоге ответила взаимностью «странному русскому». Они поженились и живут вместе до сих пор.
Сейчас Видов редко приезжает на родину. У него особняк в Лос-Анджелесе, собственная фирма Films by Jove. На Западе Видов снял фильмы «Три дня в августе», «У времени в плену», «Любовная история», «Бессмертные» и «Моя Антония». О «Метели» он всегда говорит как о не самом удачном своем фильме.
Семейная драма Георгия Мартынюка
Семейная тайна была также у третьего главного героя — Георгия Мартынюка (Бурмин). Басов обожал этого актера. «Ты никуда не иди сниматься, только ко мне», — часто говорил Георгию режиссер. У Басова Мартынюк сыграл в фильмах «Тишина», «Метель» и «Щит и меч». Но известен он стал по советскому сериалу «Следствие ведут знатоки», где снялся в роли Павла Знаменского.
О драме Геория Мартынюка многие узнали лишь после смерти актера.
Наталья Черных
Интересные факты
Медленный фильм
Одной из главных претензий критиков стало то, что «Метель», снятая по мотивам повести Пушкина, получилась затянутой. Владимир Басов сам написал сценарий. Но так как повесть была короткой, пришлось удлинять действие многозначительными паузами, взглядами героев, охами-вздохами, проходами и пейзажами. Из-за всего этого динамика повествования потерялась.
Вальс стал сюитой
В 1963 году Владимир Басов позвонил композитору Георгию Свиридову и сообщил, что ему нужна музыка для фильма «Метель». Тот с радостью согласился писать: он очень любил работу для театра и кино, так как не тяготел к абстракции, а в картинах обычно был точный хронометраж и конкретные образы.
Никто не ожидал, что музыка не только украсит фильм, но и станет безумно популярной у исполнителей СССР и даже иностранных музыкантов. Свиридов сам так влюбился в свое детище, что решил его расширить, и в 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для фильма, сделал целую сюиту. Так появилось на свет не менее популярное произведение — музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» из 9 эпизодов. Его во всем мире исполняют и по сей день.
Параллельно снялся у Гайдая
Работая над «Метелью», Басов умудрился параллельно сняться у своего друга Леонида Гайдая в комедии «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (новелла «Напарник»).
Дни Турбиных: Василий Лановой и Андрей Мягков в фильме Владимира Басова
Когда дети и взрослые в семидесятых и в восьмидесятых годах прошлого века смотрели фильм «Дни Турбиных», они неожиданно для себя могли увидеть офицеров Русской Императорской Армии с положительной стороны.
Они не были тупыми солдафонами и идиотами, как это было принято показывать в советских фильмах, посвященных гражданской войне. Для молодого поколения это было совершенно чуждо.
Фильм снят по пьесе Михаила Булгакова «Дни Турбиных». Именно по пьесе, а не по книге «Белая гвардия». Кстати, возникает вопрос: можно ли называть всех героев фильма белогвардейцами? Ведь ни одни из не отправился на Дон, где формировалось Белое движение.
В фильме фигурируют следующие офицеры: полковник-артиллерист Турбин Алексей Васильевич (Андрей Мягков), полковник генерального штаба Украинской державы Тальберг Владимир Робертович (Олег Басилашвили), капитан-артиллерист Студзинский Александр Брониславович (Петр Щербаков), штабс-капитан, артиллерист Мышлаевский Виктор Викторович (Владимир Басов), поручик, адъютант Гетмана Украинской державы Шевринский Леонид Юрьевич (Василий Лановой). А также 18-летний юнкер Николай Васильевич Турбин (Андрей Ростоцкий), которого ласково называют Николкой.
В фильме всего-навсего одна героиня – Елена Васильевна Тальберг (Валентина Титова). Она сестра Алексея и Николая Турбина, супруга Владимира Тальберга.
Кроме того, есть одна маленькая, но довольна заметная роль двоюродного брата Турбиных – Суржанского Лариона Ларионовича (Сергей Иванов). Или как его все называют в фильме – Лариосик.
События картины происходят в конце 1918 года в Украинской державе. К Киеву приближаются войска Семена Петлюры, а вслед за ними войска большевиков.
Владимир Басов давно хотел снять фильм по пьесе Булгакова, но он понимал, что разрешение на съемки не так просто будет получить.
Пьеса о белогвардейцах в конце 20 годов прошлого века с успехом шла в Московском художественном академическом театре. Постановка очень нравилась Иосифу Сталину, поэтому и была разрешена. Посмотрев спектакль несколько раз, Сталин для себя сделал странный вывод: если даже семья Турбиных признает силу и власть большевиков – значит власть справедливая и непобедимая…
Как вспоминал Басов: «Дни Турбиных» – моя давняя страсть. Может быть, потому что я сам был мальчишкой в армии как раз в Николкином возрасте и не раз ходил на этот спектакль в Художественный театр…». Режиссер хотел напомнить советским зрителям, что мы очень похожи, близки с героями Булгакова. Что наши мысли, желания и чувства нисколько не отличаются.
Случилось чудо, и сценарий фильма «Дни Турбиных» был утвержден. Тут нужно отметить несколько немаловажных факторов, повлиявших на это. Во-первых, к середине семидесятых Басов уже имел определенный статус «благонадежного» режиссера. Во-вторых, был специально сделан отдельный сценарий телефильма из-за того, что комиссия, принимающая сценарии для большого экрана, была намного строже. В-третьих, в сценарий внесены изменения, не имеющие ничего общего текстом Булгакова, но вводившие в заблуждение советский худсовет. Например, фраза диктора в начале фильма: «Все хотели управлять Украиной, но только большевики понимали, что ее надо защищать!».
Владимир Басов после получения разрешения на съемки понимал, что время работает против него. Это разрешение может быть в любой момент аннулировано, об этом ему также говорила его супруга, исполнительница главной роли в фильме, Валентина Титова. Чтобы опередить советскую застойную машину, трехсерийный фильм «Дни Турбиных» был снят буквально за смешное время – чуть более двух месяцев. Из-за этого в жертву были принесены съемки на улицах Киева, в фильме всего несколько минут кадров на открытом воздухе. В основном все было снято в одном помещении. К минимуму сведены батальные сцены.
И все равно вышел потрясающий и невероятно душевный фильм. Благодаря замечательному актерскому составы были натурально переданы зрителю переживания героев в это непростое время, когда власть и идеология меняются несколько раз за год, когда близкие люди отдаляются друг от друга из-за политики…
Несомненно, в фильме значительную роль сыграл образ Андрея Мягкова (Алексей Турбин). Он глава семьи и в то же время командир дивизиона юнкеров. От него брат и сестра ждут наставлений, а офицеры и юнкера приказов.
Андрей Мягков еще раз доказал свою актерскую разноплановость. В этот раз он настоящий полковник, переживающий за Родину, за вверенных ему юнкеров и за свою семью.
Алексей Турбин проявляет неимоверную человечность, когда на общем построении сообщает офицерам и юнкерам, что не нужно воевать и лучше расходиться по домам. Он, прошедший войну с немцами, демонстрирует навыки настоящего командира, когда голосом истинного военачальника усмиряет взбудораженный его речью строй. Он заставляет себя слушаться в тот момент, когда только начинались пререкания и крики. Турбин четко и грамотно дал понять, что воевать уже не за кого и не за что. Он убедил 18-летних юнкеров в том, что они еще слишком юны, и их жизни не стоят политических козней.
Полковник Турбин пресек желания некоторых офицеров и юнкеров ехать на Дон и присоединиться к Белому движению. Он понимал, что это Гражданская война, в которой никогда не будет победителей.
Андрей Мягков выразительно показал в своей роли страдания, переживания и поиск истины дворянином, офицером. Он спас от неминуемой гибели несколько сотен молодых людей, но сам, один, без своих однополчан, остается на боевом посту, где погибает на руках своего младшего брата. Он был честен перед всеми и перед собой до самого конца.
Как же точно Василий Лановой сыграл поручика Шервинского. Он вжился в роль, передал его душевное состояние, когда при нем Павел Петрович Скоропадский, облачаясь в немецкую форму, тайно бросает армию.
Шервинский – красавец мужчина, обладатель хорошего голоса, он любит Елену Васильевну. Он понимает, что его место на сцене, однако в то же время он офицер и долг перед Родиной превыше всего. И снова мы видим переживания дворянина, когда жизнь меняет цвета с белого на черный, с черного на серый.
Нельзя не отметить игру самого Владимира Басова. Его штабс-капитан Мышлаевский (кстати, режиссер вернулся с фронтов Великой Отечественной войны в звании капитана Советской армии) выглядит очень убедительно и естественно. Есть конечно небольшое предположение, что Басов уж очень много времени уделил внимания своему герою и героине, роль которой сыграла его супруга, но он режиссер – ему видней.
Валентина Титова в своей роли смотрится просто великолепно. Она действительно влюбляет в себя всех мужчин.
Для книги, пьесы и фильма про столь трагический период нашей истории как никогда нужен свой Лариосик. Он совершенно не военный человек, однако именно он выражает мнение многих людей, находящихся за дверью квартиры Турбиных.
В целом фильм получился достойным. Он понравился зрителям, но был негативно встречен советскими критиками. Да, действительно белые офицеры были показаны обыкновенными людьми, они высказывали разумные мысли. На них отлично сидела военная форма, то есть была подогнана по размеру. Ведь в большинстве советских фильмов белогвардейцев показывали глупыми и жестокими да и форма была как-будто с чужого плеча.
Неизвестно откуда пошла информация о том, что фильм «Дни Турбиных» показали один раз и положили на полку на десять лет. На самом деле это не так. Первого ноября 1976 года показали первую и вторую серию телефильма, а на следующий день была показана заключительная серия. Время показа самое рейтинговое для советского ТВ – 19:45.
В следующий раз фильм «Дни Турбиных» показали по Центральному советскому телевидению в Олимпийский 1980-й год. В 14:00 14 сентября – первая серия. В 15:15 21 сентября – показали вторую серию и в 14:00 27 сентября – демонстрировали третью серию. А вот потом действительно фильм не показывали целых семь лет вплоть до 1987 года.