роль зрения в жизни человека
Роль зрения в жизни человека
Роль зрения в жизни человека
ученица 8 «Б» класса
1. Глава1.Глаз. Строение глаза. Гигиена глаза………………………………. 5
1.2. Упражнения при близорукости………………………………………. 7
1.3. Памятка для сохранения зрения……………………………………….. 8
2. Глава 2. Лабораторная работа. Что такое «угол зрения» и «поле зрения». ………………………………………………………………. 9
3. Глава 3. Оптические приборы вооружающие глаз ………………………….10
4. Глава 4. Оптические иллюзии и обманы зрения……………………………. 11
Список используемых источников…………………………………………………. 16
Цели: познакомиться со строением глаза, особенностями зрения, дефектами зрения и способами их исправления.
Наши глаза связаны с мозгом, а также с нервной системой организма. Оба глазных яблока расположены вблизи мозга, в глазных впадинах черепа, имеют одинаковое устройство и связаны с мозгом нервными волокнами очень сложным образом. Состоят они из двух главных частей – оптической и зрительной.
Глаз устроен так, что изображение получается на сложной нервной ткани – сетчатке глаза. На сетчатке, вблизи ее середины, есть особенно чувствительная к свету место – желтое пятно диаметром 0,4 миллиметра. Если мы смотрим на хорошо освещенный предмет и отчётливо видим его, значит, на желтом пятне получается отчётливое изображение этого предмета. Когда же мы рассматриваем мелкие детали и предметы и отчётливо их видим, значит, получается их резкое изображение в центральной ямке.
Хотя изображение предметов на сетчатке глаза получается в перевернутом виде, но благодаря жизненному опыту, с малых лет вырабатывается восприятие предметов не только при помощи зрения, но и осязания, слуха, вкуса, обоняния, а также под действием различных движений тел. Это восприятие закрепляется в памяти нервной системы и в системе глаз-мозг как привычка видеть предметы в тех положениях, в каких они находятся в действительности.
Однако наше зрение имеет некоторые особенности и дефекты. Это связано со многими причинами. Выявлением особенностей зрения мы и займемся в данной работе.
Глава 1. Глаз. Строение глаза. Гигиена глаза.
Глаз человека улавливает отраженный от предметов свет, который попадает на своеобразную линзу – роговицу. Функция роговицы заключается в фокусировке всех поступающих лучей. Преломленные роговицей световые лучи через заполненную бесцветной жидкостью камеру глаза доходят до радужки. В центре радужки расположен зрачок, через отверстие которого далее проходят только центральные лучи. Расположенные по периферии светового потока лучи фильтруются пигментными клетками радужки глаза.
Зрачок отвечает за приспособляемость нашего глаза к различному уровню освещенности, регулируя прохождение световых лучей к самой сетчатке и отсеивая различные боковые искажения, не влияющие на качество изображения. Далее отфильтрованный поток света попадает на хрусталик – линзу, предназначенную для более полной и точной фокусировки потока света. Следующий этап прохождения светового потока – это путь через стекловидное тело на сетчатку – особый экран, где проецируется изображение, но только в перевернутом виде. Строение человеческого глаза предусматривает то, что объект, на который мы смотрим, отображается в самом центре сетчатки – макуле. Именно эта часть глаза человека и отвечает за остроту зрения.
Процесс получения изображения завершается обработкой клетками сетчатки информационного потока с последующей кодировкой в импульсы электромагнитного характера. Здесь можно обнаружить аналогию с созданием цифрового фото. Строение глаза человека представлено и зрительным нервом, через который электромагнитные импульсы поступают в соответствующий отдел головного мозга, где уже и происходит окончательное завершение зрительного восприятия.
При рассмотрении фото строения глаза, последнее, на что нужно обратить внимание, – склера. Непрозрачная оболочка покрывает глазное яблоко снаружи, но сама не участвует в обработке поступающего светового потока.
В Московском НИИ имени Гельмгольца была впервые выдвинута идея о возможности профилактики близорукости и замедления прогрессирования путем воздействия на аккомодационный аппарат глаза при помощи физических упражнений и медикаментозных средств. Поэтому критерием эффективности тренировок должно служить не повышение остроты зрения, а улучшения аккомодационной способности глаз.
Цилиарная мышца – это единственная мышца глаза, которая напряженно трудиться при работе на близком расстоянии. Тренировки существенно улучшают региональное кровообращение и поэтому значение их универсально.
1.2. Упражнения при близорукости
1. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-4 секунды, открыть на 5-ю секунду. Повторить 8-10 раз.
2. Сидя, быстро моргать глазами.
3. Стоя, смотреть прямо 1-2 минуты, указательный палец вести по средней линии от 25-30 см и смотреть на него 5 секунд, опустить руку, повторить 10-12 раз.
4. Смотреть на указательный палец вытянутой руки и медленно приближать его до тех пор, пока появится двоение. Повторить 6-8 раз.
5. Сидя, массировать глаза через закрытые веки круговыми движениями указательных пальцев в течение 1 минуты.
6. Стоя, смотреть на указательный палец правой руки на расстоянии 25-30 см в течение 3-5 секунд, закрыть правый глаз на 3-5 секунд, открыть, двумя глазами смотреть на конец пальца в течение 3-5 секунд, повторить 5-6 раз.
7. Стоя, отвести руку в сторону и медленно передвигать палец полусогнутой руки налево и следить глазами за пальцем (тоже для левой руки), повторить 10-12 раз.
8. Сидя, тремя пальцами каждой руки, легко нажать на верхнее веко, через 1-2 секунды снять пальцы с век, повторить 3-7 раз.
9. На оконном стекле, на уровне глаз, наклейте кружок красного цвета диаметром 8 мм. Станьте на расстоянии 30-35 см от кружка и медленно, как бы продолжайте линию взора поверх кружка к какому-либо предмету, находящемуся на дальнем расстоянии (дом, дерево). Переведите взгляд с кружка на дальний объект и наоборот. 3-7 раз.
Эти упражнения следует делать утром и вечером. После месячной тренировки необходим отдых, затем можно провести ещё 2-4 месячных курса с перерывом в полмесяца. Упражнение №9 выполняется в очках, после месячного курса делается перерыв в 3 месяца.
1.3. Памятка для сохранения нормального зрения
1. Правильность освещения. Рабочее место должно освещаться с левой стороны, если человек пишет правой рукой и справа, если он пишет левой рукой.
2. Расстояние наилучшего зрения (25 см) от глаза до текста книги нужно строго соблюдать.
3. Правильное питание, богатое витаминами, необходимыми для профилактики зрения.
4. Нельзя читать в движущемся транспорте и в состоянии лежа.
5. При возникновении в оптической системе глаза отклонений от нормы и нарушении остроты зрения необходимо пользоваться простейшим медицинским прибором – очками или контактными линзами.
6. При работе с компьютером рекомендуется делать перерывычерез каждые 15 минут.
Глава 2. Лабораторная работа.
Что такое «угол зрения» и «поле зрения»?
Приборы и материалы: карандаш, линейка.
1. «Углом зрения» называют угол α, который составляют две прямые, проведённые к глазу от крайних точек рассматриваемого тела.
2. Точнее всего тела рассматриваются на расстоянии лучшей видимости. Для нормального глаза оно равно 25 сантиметров.
Человек- одно из немногих существ, глаза которого приспособлены к одновременному рассматриванию какого-нибудь предмета: поле зрения правого глаза лишь немного не совпадает с полем зрения левого глаза.
Поле зрения- это максимальный угол, под которым видит человек: каждый глаз видит по горизонтальному направлению в пределах угла 120° и оба почти перекрывают друг друга.
Глава 3. Оптические приборы вооружающие глаз
Учащиеся знают, что размер изображения предмета на сетчатке зависит только лишь от угла зрения, поэтому, желая увидеть детали предмета, его приближают к глазам: угол зренияувеличивается, и детали предмета становятся различимыми. Дальнейшее приближение предмета к глазу с намерением отчётливо увидеть еще более мелкие детали бесполезно и вредно, потому что хрусталик уже не в состоянии аккомодировать изображение деталей на сетчатку.Однако эта трудность преодолевается при помощи оптических приборов: очков, луп, микроскопа, бинокля, телескопа. Эти приборы только лишь с оптическим устройством наших глаз увеличивают угол зрения. При помощи одних приборов (лупы, микроскопы) мы можем заглянуть в микромир и увидеть, например, мельчайшие частицы вещества, бактерии, микробы и т.д. С помощью других (телескоп) удается заглянуть в мега мир и наблюдать удалённые от нас небесные объекты.
Глава 4. Оптические иллюзии и обманы зрения
Иллюзии, вызываемые анатомическими и физиологическими причинами:
Явление зрительного восприятия человеком трехмерных объектов и плоских фигур на контрастном фоне, при котором происходит оптический обман зрения, заключенный в том, что наблюдаемый предмет кажется иного размера, нежели его истинный размер.
-иллюзия «слепого пятна» (иллюзия Мариотта);
Иллюзию «слепого пятна» провоцирует особенность строения зрительного аппарата, вернее, существование на сетчатке глаза небольшой зоны, в которой отсутствует чувствительность к свету. Если луч, отражённый от какой-либо точки предмета, попадает именно в эту зону, то сознание не в состоянии его воспринять, поэтому некоторые части предметов кажутся невидимыми и картинка полностью искажается.
Если рассматривать это изображение с закрытым левым глазом на расстоянии 20-25 сантиметров, то становится невидимым большой кружок, но кружки меньшего размера по бокам видны очень хорошо. А при переводе взгляда на крестик, расположенный внизу, кружок невидим только частично.
Это дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика, роговицы или глаза, в результате чего человек теряет способность к чёткому видению.
Примеров этого явления много, если в течение длительного времени смотреть одним глазом на близком расстоянии на картинку, сосредоточившись на верхнем белом квадрате, то вскоре из поля зрения пропадёт нижняя белая полоска.
-сохранение зрительных ощущений;
Если картонную карточку с изображением скачущей лошади на одной ее стороне и жокея на другой стороне начать быстро вращать на раскручивающейся ниточке, то мы увидим жокея на лошади.
Иллюзии, вызываемые психологическими причинами:
Иллюзия Томпсона демонстрирует оптический обман касательной прямой. Ниже на рисунке мы предполагаем, что нижняя касательная прямая приложенная ко всем кружкам разной величины является кривой дугой, так как мы бессознательно уподобляем её верхней криволинейной границе.
—лестница Шредера ( бесконечная лестница, невозможная лестница);
Представляет собой такую конструкцию лестницы, при которой в случае движения по ней в одном направлении человек будет бесконечно подниматься, а при движении в обратном — постоянно спускаться. При этом после завершения визуального маршрута человек окажется в той же точке, с которой начал своё передвижение.
Эту иллюзию называют еще иллюзией веера. Она наглядно демонстрирует нам эффект искажения.
Вам может показаться, что на рисунке две горизонтальные линии изогнуты, когда на самом деле они прямые и строго параллельны.
Эта иллюзия – искаженное восприятие направления концов диагонали, имеющее место тогда, когда основная часть диагонали закрыта каким-нибудь объектомили поверхностью.
На одной прямой лежат линии BC, а не AC, как кажется.
Выполнив эту работу, я познакомилась со строением глаза, о возможностях сохранения зрения и его дефектами.
Глазной аппарат в первую очередь отвечает за восприятие картинки извне, за ее высокоточную обработку и передачу полученной зрительной информации. Согласованная и высокоточная работа всех частей глаза человека отвечает за полное выполнение зрительной функции.
Полезно сделать общий вывод о том, что анатомические и физиологические иллюзии имеют вполне бесспорные объяснения, а многочисленный класс психологических иллюзий чаще всего недостаточно изучен. По-видимому, можно считать установленным лишь то, что иллюзии этого рода являются следствием предвзятого, ложного суждения, непроизвольного и бессознательного. Источником обмана здесь является интеллект, а не чувство. Нельзя оставить без внимания и то, что во многих случаях не следует рассматривать иллюзии, как всегда нежелательный недостаток.
Анатомия и строение глаза человека
Зрение является важнейшим и очень сложным механизмом для человека. Почти 90% информации воспринимают именно благодаря зрению. Зрительный анализатор состоит из трех частей: периферической, проводниковой, и центральной. Эти три составляющие способствуют восприятию и анализу световых раздражителей, в результате чего человек видит окружающий мир.
Анатомия глаза человека
В пространстве между глазным яблоком и костной тканью находится рыхлая соединительная ткань, значит, в параорбитальной области может образоваться синяк или отек. В этом же месте наблюдается наличие сосудов, которые питают глаз, и нервы, управляющие мышцами.
Из-за сообщения лимфатических и венозных сосудов глаза с сосудами головного мозга и появления гнойного воспалительного процесса, локализацией которого является окологлазная клетчатка, может распространиться в череп. Это грозит человеку летальным исходом.
Оболочки глазного яблока:
Основные функции глаза
Центральное
Периферическое
Определяется полем зрения, которое, в свою очередь, является видимым глазу пространством при фиксированном взгляде. С помощью периферического зрения человек ориентируется в пространстве.
Цветовое
Бинокулярное
Восприимчивость расположенных вокруг предметов одновременно обоими глазами. За эту способность отвечает корковый отдел анализатора. Восприятие обоими глазами одного предмета возможно при его попадании на одинаковые участки сетчатки.
Бинокулярное зрение сформировывается длительное время. Полное развитие происходит к 6-15 годам. Чтобы оно сформировалась, должны быть соблюдены некоторые условия:
Если к этому времени произошло нарушение каких-либо условий, зрение станет монокулярным, то есть, одним глазом.
Светоощущение
Внешнее строение глаза
Являются подвижными складками кожи, которые содержат мышечную ткань. Благодаря таким мышцам веки смыкаются и размыкаются, то есть человек моргает. Это необходимо для того, чтобы глаз равномерно увлажнялся, а при попадании из него удалялись инородные тела.
Слезный мешок и канал
Слезные каналы идут от слезных точек вертикальным образом, а затем изгибаются, после чего происходит их горизонтальное впадение в слезный мешочек.
Глазное яблоко
Зрачок
Это отверстие в радужке. Его размеры изменяются с учетом освещенности. Чем ярче освещение, тем сильней уменьшится зрачок.
Роговица
Является прозрачной оболочкой, которой покрыта передняя часть глаза. В роговице нет кровеносных сосудов. Она обладает большой преломляющей силой, граничит со склерой.
Склера
Представлена в виде непрозрачной внешней оболочки глазного яблока. К ней прикреплены глазодвигательные мышцы. В склере присутствуют нервные окончания и сосуды в небольшом количестве. Если есть патология соединительной ткани, склера становится голубого оттенка. При наличии у пациента болезни печени или с наступлением пожилого возраста склера становится желтой.
Внутреннее строение глаза
Стекловидное тело
Является прозрачной гелеобразной структурой. Ею заполнена полость глаза за хрусталиком. На стекловидное тело возложены функции:
Хрусталик
Относится к наиболее важным элементам зрительного аппарата. Благодаря хрусталику преломляются лучи, которые проектируются и фокусируются на сетчатке. Таким образом человек видит чёткую картинку. Если хрусталик становится мутным, острота зрения снижается. Также возможна полная потеря зрения.
Радужка
Является передним отделом сосудистого слоя глаза. Разделяет роговицу и хрусталик. В центре радужки расположен зрачок. Радужка играет роль анатомической диафрагмы, способствующей регулировке поступления света через зрачок, который способен менять свой диаметр.
Сетчатая оболочка
Зрительный нерв
Представлен в виде пучка нервных волокон. С их помощью передаются нервные импульсы, которые спровоцировало световое раздражение. Зрительный нерв состоит из трех оболочек: твердой, паутинной, мягкой. Между этими оболочками находится жидкость.
От чего портится зрение
Существуют некоторые факторы, которые оказывают негативное влияние на глаза и остроту зрения:
В клинике Элит плюс опытные врачи подберут оптимальный метод коррекции, учитывая все индивидуальные особенности зрительного аппарата пациента.
Что делать, если заметили ухудшение зрения?
Чтобы хорошее зрение было на протяжении всей жизни, необходимо регулярно посещать офтальмолога. В противном случае можно пропустить развитие серьезных патологий зрительного аппарата. Начальную стадию изменений в строении и функционировании глаз можно откорректировать с помощью безоперационных методов. Например, с помощью ортокератологии.
Если запустить офтальмологическую болезнь, можно полностью потерять зрение. Также не рекомендуется заниматься самолечением, так как это может усугубить ситуацию и вызвать развитие серьезных осложнений. Если вы заметили, что зрение стало ухудшаться, необходимо как можно раньше посетить офтальмолога.
В клинике ЭлитПлюс прием ведут высококвалифицированные и опытные специалисты, которые проведут бесплатную диагностику. На основании полученной информации выявляется причина ухудшения зрения, подбираются ночные лизны и назначается аппаратная корректировки зрения.
Полезное видео
Часто задаваемые вопросы
❓ Из каких частей состоит глаз?
✅ Глаз состоит из склеры, сетчатки, глазных мышц, слезных желез, век, слезных каналов, роговицы, зрачка, стекловидного тела, хрусталика, радужки, сетчатой оболочки, зрительных нервов.
❓ Какие изменения в строении глаза у людей с плохим зрением?
✅ Близорукость характеризуется увеличением глазного яблока. Оно удлиняется. При дальнозоркости глазное яблоко укорачивается. При кератоконусе роговица истончается, становится в форме конуса. При катаракте мутнеет хрусталик. При ретинопатии повреждаются сосуды клетчатки, она иссыхает.
❓ Куда можно записаться на диагностику зрения и подбор оптики?
✅ В клинике ЭлитПлюс предоставляется бесплатная диагностика, на основании которой квалифицированные и опытные специалисты назначат эффективное лечение ночными линзами и с использование аппаратного лечения.
❓ Можно ли без операции восстановить зрение?
✅ Да, можно. Самым эффективным методом является ортокератология. С помощью специальных ночных линз кривизна роговицы изменяется, пока человек спит. Утром ортолинзы снимают, и наслаждаются стопроцентным зрением на протяжении 1-2 суток.
Зрение как основа здоровья человека
ИСПОЛНИТЕЛИ: ШАГАПОВА АЛИНА (4 КЛАСС), ШАГАПОВА Н.М.
РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ: СОЗОНОВА Е. В.
Цель работы: подробно изучить и проанализировать причины возникновения нарушения зрения у детей.
Объект, предмет и база исследования:
1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: человек.
2. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: зрение, как основа здоровья человека.
3. УЧАСТНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ: учащиеся 1-4 классов.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:
- Мы предполагаем, что нарушение домашних и школьных условий гигиены зрения вредит здоровью ребенка.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ВВЕДЕНИЕ.
Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира.
Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.
Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.
I. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Хорошее зрение у ребенка играет важную роль в его обучении. Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из 20 детей дошкольного возраста и у одного из четырех школьников. В связи с тем, что многие неприятности со зрением как раз и начинаются в раннем возрасте, очень важно, чтобы ребенок получал должный уход за своими глазами. Запущенные проблемы с глазами могут иметь серьезные последствия, равно как отрицательно влиять на способности к обучению, успеваемость в школе, и даже на особенности характера.
Рассматривая строение глаза (Рис.1) мы видим, что глаз имеет сложную структуру, в которой все части взаимосвязаны и повреждение одной из них ведет к развитию заболеваний глаз.
Рис.1. Строение глаза
Как работает наш глаз? Глазное яблоко, когда мы рассматриваем близко расположенный предмет, вытягивается, а когда мы переводим взгляд вдаль, возвращается к первоначальной круглой форме. Тогда изображение все время фокусируется на сетчатке, независимо от того, далеко оно расположено от глаза или близко (рис.2)
Рис.2. Так видит мир здоровый человек.
Но у части людей склера – оболочка, которая обтягивает глазное яблоко, как чулок, слабая, со временем она перестает возвращать глазному яблоку круглую форму, и человек видит то, что удалено от него, неточно.
Ниже приведем ряд проблем со зрением, с которыми родители могут столкнуться на практике: — врожденная слепота;
— косоглазие (стробизм) – это состояние, когда глаза смотрят в разные стороны и не фокусируются на одном предмете;
— неспособность различать цвета (дальтонизм) – это состояние, когда глаза реагируют на цвет, но имеют сложности с определением отдельно взятого цвета;
— близорукость (миопия) – когда изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней, в результате чего отдаленные предметы расплываются;
— дальнозоркость (гиперметропия) – изображение фокусируется за сетчаткой глаза, а не на сетчатке, в результате чего человек плохо видит вблизи. У детей глазной хрусталик приспосабливается к возникшей проблеме и прилагает большие усилия для обеспечения четкого изображения как вдали, так и вблизи, но эти усилия организма часто приводят к утомляемости глаз, и даже к косоглазию;
— глаукома – повышение внутриглазного давления;
— воспаление глаз (конъюнктивит) – характеризуется характерными выделениями, слезоточивостью, раздражением глаз;
— слабое ночное зрение (куриная слепота) – человек хорошо видит днем, но в ночное время или в сумерки глаз плохо воспринимает предметы;
— повреждения глаз, связанные с некоторыми видами спорта.
Рассмотрим эти формы нарушения зрения более подробно.
Близорукость (миопия). Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению.
В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко (рис. 3). Так видит мир близорукий человек (рис.4)
Рис.3. Вытянутое глазное яблоко при близорукости.
Рис.4. Так видит мир близорукий человек.
Различают следующие типы миопии (близорукости). Рис.5.
Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Дальнозоркость – нарушение, при котором световые лучи фокусируются за сетчаткой. (Рис. 6)
Рис. 6. Дальнозоркость.
Рис.7. Так видит мир дальнозоркий человек.
Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.
Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.
Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость. (Рис. 10)
Рис. 10. Близорукость.
Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. А в школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения.
Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза. Между тем, к сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и в первую очередь, близорукость.
С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций.
Факторы, стимулирующие возникновению близорукости у школьников.
Развитие близорукости у школьников определяется переплетением множества самых разных условий и отдельных факторов.
В городских школах “близорукость”, как правило, встречается чаще, чем в сельских. Очевидно, здесь играет роль меньшая зрительная нагрузка учащихся сельских школ. Помимо того, сельские школьники больше бывают на свежем воздухе и занимаются физическим трудом, что способствует закаливанию организма и повышению его сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Вывод: наше зрение зависит от нас самих.
Профилактические мероприятия по предупреждению развития заболеваний органов зрения в школе.
Учитывая тот факт, что дети с нарушениями зрения есть в каждом классе любой школы необходимо объединить усилия врачей, учителей, медицинских сестер, педиатров, родителей в борьбе с возникновением зрительных заболеваний и их прогрессированием.
Все основные гигиенические вопросы режима для школьника в обычных школах имеют прямое отношение к работе учителя, а именно:
1. Построение учебного дня в школе.
2. Организация уроков и перемен.
3. Организация занятий и отдыха во внешкольное время.
В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения.
Исследования офтальмологов показали, что учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость.
Следует остановиться и на распределении учащихся по сменам. Учебные занятия в 2 смены еще имеют место в наших школах. С позиции гигиены детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс должны заниматься только в первую смену. Первая смена позволяет значительно легче организовать правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. Отдых же улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.
Врачами доказано, что все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Основные гигиенические требования, предъявляются к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.
В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.
На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %.
Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест и в школе, и дома. Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.
Учителя должны регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1 – 2 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими занятиями, когда зрение напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.
Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места школьника в домашних условиях.
Рис.14. Правила гигиены при просмотре телевизора.
Особую опасность в жизни современного школьника представляет компьютер.
Работа за компьютером – это, как правило, длительная сидячая работа, которая может привести к различным проблемам со здоровьем, таким как снижение зрения, боли в спине и мышцах кистей рук. Чтобы значительно уменьшить риск получения серьезных заболеваний соблюдайте правила работы за компьютером (Рис.15). Немаловажное значение имеет посадка за компьютером (Рис.16).
Рис.15. Правила работы за компьютером.
Рис.16. Как правильно сидеть при работе на компьютере.
При выполнении домашних заданий особенно важно соблюдать ряд правил (Рис.17)
Рис.17.Правила гигиены при выполнении домашних заданий.
1. Изучение различной литературы.
3. Исследование состояния зрения у детей начальной школы с 2005 по 2012гг.
4. Исследование условий гигиены зрения в школе и дома.
1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии зрения, опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят начальных классов.
2. Проверить соответствие нормам СанПиНа требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
3. Провести опрос-анкету среди учащихся 1-4 классов.
4. Подвести итоги о выполнении условий гигиены зрения в школе и дома.
5. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.
Для определения % детей с дефектом зрения (миопия) в младших классах нашей школы был проведен анализ результатов диспансеризации учащихся 1-4 классов за период с 2005 по 2012гг. Было определено, что % близорукости у детей в 1 классах практически не наблюдался.
Уже к 4 классу % близоруких детей увеличился с 0 до 12%, что подтверждается результатами обобщенных данных, освещенных в литературе.
Мы считаем, что диагноз “миопия” и диагноз “нарушение осанки” тесно взаимосвязаны. Для подтверждения наших предположений, было подсчитано количество детей с диагнозом “нарушение осанки” и сопоставили с количеством близоруких детей. (Рис 18)
Рис. 18. Результаты изучения медицинских карт детей 1-4 классов.
Из вышесказанного видно, что к 4 классу: семеро детей из 58 имеют диагноз “миопия” и трое из них с диагнозом “нарушение осанки”, тогда как из 51 ребенка со 100% зрением всего двое детей имеют диагноз “нарушение осанки”.
Мы решили узнать, все ли дети понимают важность сохранения зрения, знают ли болезни глаз и причины его ухудшения, выполняются ли необходимые требования гигиены зрения у них дома. Для этого мы провели опрос-анкету в 1-4 классах (Приложение 1). Результаты опроса показали, что:
1) 100% опрошенных детей знают, зачем человеку зрение.
2) Только 22% детей знают основные болезни глаз.
3) 90% детей указали, что причиной ухудшения зрения, они считают компьютер и телевизор, неправильное положение спины во время занятий.
4) Практически все (97%) знают, что нельзя долго находиться у телевизора и компьютера – это может привести к потере зрения.
5) 67,3% указали, что для того чтобы не потерять зрение надо поменьше сидеть за компьютером, правильно питаться (15%), сидеть прямо при выполнении школьных заданий (18%), ходить к врачу (4%).
6) 92% детей делают уроки за столом, остальные, где придется (даже на подоконнике).
7) У 94% детей дома есть свое рабочее место.
8) Только 67,5% пользуются настольной лампой при выполнении домашних заданий.
9) 63% детей хотят сидеть за 1-ой партой, потому что хорошо видно.
Мы решили выяснить причины ухудшения зрения у детей младшего школьного возраста в период обучения в школе. Для этого мы произвели необходимые замеры и согласовали их с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях по СанПиНу (табл.1).
Как видно из таблицы, не все требования согласно СанПиНу выполняются, что частично способствует ухудшению здоровья детей, в общем, и зрения в частности.
Исходя из всего, можем дать следующие рекомендации:
1. Почаще давайте глазам отдых.
— Если у ребенка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях каждые 40 мин.
3. Ограничьте компьютер и телевизор.
4. Книжку или тетрадку держите на расстоянии 35-40 см.
5. Закаляйтесь, занимайтесь спортом.
6. Ешьте полезные для глаз продукты (творог, кефир, отварная рыба, говядина, морковь, капуста, чернику, зелень), принимайте витамины.
7. Систематически посещайте врача-окулиста.
Список используемой литературы.
1. СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”
3. “Семейный медицинский справочник” Л.Хахалин
4. “ Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы” Л.А.Обухова
6. Брошюры Центра микрохирургии глаза “Прозрение” г. Набережные Челны