роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явление
Урок русского языка в 9 классе «Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление»
« Маргенауская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка в 9 классе по теме
«Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление»
Ивашка Нина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
«Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление»
— обобщить теоретические основы вопросов раздела «Общие сведения о языке», дать понятие о языке как системе словесного выражения мыслей, средстве общения;
— актуализировать умения, сформированные при их изучении;
— определять лексическое значение слова;
— употреблять слова в соответствии с их значением;
— характеризовать изученные языковые единицы и особенности их употребления в речи.
— развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала;
— развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания;
— развивать умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости, умение графически оформлять текстовый материал, активизировать творческие способности учеников;
— закреплять навыки работы с информационным текстом и различными видами словарей;
— воспитывать чувство гордости и уважения к своему языку.
Оборудование: 1) словари русского языка,
2) таблички с системой маркировки текста (инсерт),
3) информационный текст о роли языка, о языке как
развивающемся явлении (распечатан для каждого ученика)
Задачи урока формулируют сами учащиеся, исходя из темы урока
Работа со словарями.
На вопрос, что такое язык и для чего он служит, можно дать несколько ответов. Заглянем в словари и посмотрим, сколько значений у этого существительного.
(«Словарь русского языка» С.И.Ожегова даёт следующие толкования слова:
Язык 1 : 1. Орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Лизать языком. Коровий язык. 2. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.
Язык 2 : 1. Система звуковых и словарно-грамматических средств, закрепляющих результаты работы мышления и являющихся орудием общения людей, обмена мыслями и взаимного понимания в обществе. Великий русский язык. Славянские языки. 2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной словарно-грамматической системе, слог. Язык Пушкина. Язык художественной литературы. 3. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Владеть языком. 4. Перен. То, что выражает, объясняет собою что-н. (о предметах и явлениях, о звуках животных). Язык фактов. Язык птиц.
Язык 3 : Пленный, от которого можно получить нужные сведения. Захватить языка. )
Конструирование предложений. Составить словосочетания или предложения, в которые входили бы разные значения существительного «язык».
Пересказ учителем легенды о языке.
Знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф позвал гостей и велел Эзопу приготовить для них самое лучшее, что есть на свете. Когда Эзоп подал гостям языки, все удивились, а Эзоп объяснил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Против такого объяснения никто не смог возразить.
В другой раз Ксанф приказал Эзопу купить к обеду самое худшее. Когда Эзоп подал гостям языки и в этот раз, все удивились еще больше и потребовали объяснений. Эзоп обратился к Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»
Гости Ксанфа и сам философ не нашлись, что ответить рабу Эзопу,
имя которого до сих пор известно всему миру. Имена же тех, кто считал себя выше, безвозвратно канули в Лету.
5. Вопросы для обсуждения:
Какой «язык» имел в виду Эзоп в своих объяснениях?
С каким значением слова «язык» мы имеем дело на уроках русского языка?
Являются ли синонимами слова «язык» и «речь»?
Какова основная функция языка?
Какие еще функции языка вы можете назвать?
Разбивка на кластеры известных сведений о языке (работа ведётся на доске и в тетрадях).
(Получаются примерно такие кластеры. Возможны другие варианты в зависимости от подготовки класса.)
Средство общения Средство познания мира
передачи опыта человеческого
Роль языка в жизни общества.
Язык как развивающееся явление
связаны с изменениями
Стадия II «Осмысление». Маркировка текста (инсерт)
Перед вами информационный текст о языке как развивающемся явлении. Пользуясь системой маркировки текста «Инсерт» (на табличках, см. приложение 1), вам нужно маркировать данный текст (см. приложение 2).
Стадия III «Рефлексия».
Возвращение к кластерам, дополнение
Пятиминутное эссе о роли русского языка в современном мире и его проверка.
Домашнее задание: § 20, упр. 267, 1 вариант – упр. 268, 2 вариант – упр. 269
Система маркировки текста «Инсерт»
Галочкой (V) помечается то, что уже известно;
знаком минус (-) помечается то, что противоречит представлениям;
знаком плюс (+) помечается то, что является интересным и неожиданным;
вопросительный знак (?) ставится, если возникло желание узнать о чем-то подробнее.
Роль языка в жизни общества.
Язык как исторически развивающееся явление.
I . Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые развиваются на протяжении всего существования человеческого общества. История не знает ни одного человеческого коллектива, ни одного народа, который бы не пользовался языком. И это понятно. Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Важнейшим средством, при помощи которого люди общаются друг с другом, пере-
дают свои мысли, желания, чувства, и является язык.
Язык — это не только средство общения, но и средство познания, которое позволяет людям накапливать знания, хранить информацию об окружающем мире.
Язык теснейшим образом связан с мышлением, сознанием людей. В словах, словосочетаниях и предложениях закрепляются результаты работы мышления человека, всё, что люди познают в окружающей их действительности.
Язык возник в глубокой древности из потребностей общения людей. Он помогал им понимать друг друга, объединяться для добывания средств существования, для организации производства и борьбы с силами природы. Развитие языка позволило людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что содействовало не только совершенствованию орудий труда и способа добывания всего необходимого, но и повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры, т. е. развитию человеческого общества.
II . Родственные, близкие по происхождению народы имеют родственные языки, которые по своему словарю и грамматике ближе друг к другу, чем к другим языкам. Так, все славяне говорят на родственных языках, потому что все славянские языки возникли из общего языка-основы, или общеславянского языка. Изучая историю отдельных славянских языков: русского, украинского, белорусского, болгарского, польского и др.,— мы узнаём, как эти языки образовались и развивались под влиянием своеобразных для каждого народа экономических, политических, географических условий.
Наибольшее сходство с русским языком имеют украинский и белорусский языки. Эти языки находятся в особенно близком родстве и составляют особую группу славянских языков — восточнославянскую. Близость восточнославянских языков объясняется исторически: до XIV века предки русских, белорусов и украинцев представляли собой единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке.
В отдалённом родстве между собой находятся и многие другие языки Европы: немецкий, английский, испанский, французский и др. Они объединяются в особую семью индоевропейских языков, в которую входит и русский язык.
Образование национальных языков происходит одновременно с формированием наций. Национальный язык является одним из важнейших признаков нации.
III . Важную роль в развитии русского языка сыграл старославянский язык. Это язык древних богослужебных книг и памятников письменности, которая была создана в IX веке великими просветителями — братьями Кириллом и Мефодием. Позднее старославянский язык стал литературным языком Древней Руси.
Старославянский язык принадлежит к группе южнославянских и отражает характерные для неё фонетические черты: 1) начальные сочетания ра-, ла- в соответствии с русскими ро-, ло-(ср.: равный — ровный, ладья — лодка); 2) неполногласие, т.е. сочетания ра, ла на месте русских оро, оло (ср.: брада, глава, врата — борода, голова, ворота); 3) звуки щ, жд в соответствии с русскими ч, ж (ср.: свеща, между — свеча, межа).
Многие морфемы в современных русских словах имеют старославянское происхождение, это приставки воз-, низ-, чрез-,
Из старославянского языка в русский перешли многие слова, прежде всего слова, обозначающие этические и философские понятия: бытие, время, гордыня, пространство, сущность, грядущее и др.
В русском языке с течением времени возникли лексические параллели — пары слов, одно из которых (старославянское по происхождению) отличается высокой, торжественной стилистической окраской (ср.: лик — лицо, уста — губы, стезя — дорога, страж — сторож, шествовать — идти и др.). Существование таких пар определяет богатство русского языка. Часть слов старославянского происхождения в настоящее время входит в пассивный запас русского языка: одни являются устаревшими и называют предметы и реалии, относящиеся к прошлому, другие же продолжают активно использоваться.
Однако значительная часть слов сохраняется в языке в общем употреблении на протяжении многих веков. Это такие слова, как вода, земля, небо, огонь, река, лес, дорога, хлеб, человек, ходить, делать, работать, видеть, слышать, говорить, весёлый, грустный, лёгкий, тяжёлый, нужно, можно, хорошо, плохо, два, три, я, ты, мы и многие другие. Таким образом создаётся необходимая устойчивость языка, обеспечивающая преемственность в его использовании разными поколениями людей.
Происходят изменения и в грамматике языка, и в его фонетике.
Даже в языке А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина и других писателей начала XIX в. есть такие формы слов, которые в современном русском языке уже не употребляются. Например, в романе «Евгений Онегин» Пушкин пишет: Бывало, он ещё в постеле: ему записочки несут (е постеле — форма предложного падежа от существительного постеля; современное постель — в постели). В комедии А. С. Грибоедова Фамусов говорит: Ешь три часа, а в три дни не сварится (современное в три дня; ср. наречие пополудни).
Примером прежнего, теперь уже устаревшего произношения может служить произнесение слов типа четверг, верх, первый с мягким [р’]. Сейчас в таких словах произносят [р] твёрдый.
За более длительное время в грамматике и фонетике могут происходить и более значительные изменения. Так, в древнерусском языке краткие прилагательные склонялись, как существительные, и могли быть согласованными определениями при существительных (добр конь, добра коня, добру коню и т. д.). С течением времени краткие прилагательные утратили эту способность. Они теперь употребляются как сказуемые и изменяются только по числам, а в единственном числе и по родам.
Однако до сих пор в некоторых фразеологических оборотах и в составе многих наречий мы обнаруживаем следы склонения кратких прилагательных, например: средь бела дня; от мала до велика; мал мала меньше; не по хорошему мил, а по милу хорош и др.; свысока (род. п. с предлогом с), дочиста (род. п. с предлогом до), попусту (дат. п. с предлогом по) и т. д.; сравните также: подобру-поздорову, мало-помалу и др.
Можно обнаружить формы косвенных падежей кратких прилагательных и в произведениях народного творчества, донёсших до нас из глубины веков старинные формы: добра молодца, к синю морю и т. д.
V . В современную эпоху в связи с коренными изменениями в общественной жизни большие изменения произошли и в русском языке, прежде всего в его лексике. Никогда до этого такой огромный пласт слов не уходил из языка. Историзмами стали такие слова и словосочетания, как полицеймейстер, фельдфебель, великие князья, коронованные особы, купеческие гильдии, табель о рангах и т. д. В это же время в русский язык влились новые слова, например: компьютер, космонавт, телевидение, приватизация, конверсия, консенсус и др.
Программа по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского
Учебник русского языка для 9 класса С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко
Е.В.Лопанова, Т.Б.Рабочих. Личностно-деятельностные технологии обучения. – ИНПО ОмГПУ, Омск, 2004
«Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление»
Проверочная работа в виде утверждений по теме
«Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».
Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые развиваются на протяжении всего существования человеческого общества. (+)
Истории известен один народ, который не пользовался языком. (-)
Язык – важнейшее средство, при помощи которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, желания, чувства. (+)
Язык – это только средство общения. (-)
Общеславянский язык – это язык-основа всех народов. (-)
В группу восточнославянских языков входят русский, украинский и белорусский языки. (+)
Важную роль в развитии русского языка сыграл индоевропейский язык. (-)
Письменность была создана в 15 веке великими просветителями – братьями Кириллом и Мефодием. (-)
Будучи средством общения людей, язык тесно связан с жизнью общества. (+)
Часть слов, сохраняющаяся в языке в общем употреблении на протяжении многих веков, образует словарный состав языка. (-)
Многие морфемы в современных русских словах имеют старославянское происхождение. (+)
Часть слов старославянского происхождения в настоящее время входит в активный запас русского языка. (-)
Изменения происходят как в грамматике языка, так и в его фонетике. (+)
В древнерусском языке краткие прилагательные склонялись, как существительные и могли быть согласованными определениями при существительных. (+)
Лексикология – это один из разделов языкознания, который не претерпевает изменений.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДБ-611651
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Сколько россияне тратят на репетиторов
Время чтения: 1 минута
Учителя рассказали, какую зарплату хотели бы получать
Время чтения: 1 минута
На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании
Время чтения: 2 минуты
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения не планирует массово закрывать школы из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явление
Язык возникает, развивается и существует как коллективное достояние. Его основное назначение заключается в том, чтобы обеспечить общение между членами социального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого сообщества.
Общество — это не просто множество человеческих индивидов, а система разнообразных отношений между людьми, принадлежащими к тем или иным социальным, профессиональным, половым и возрастным, этническим, этнографическим, конфессиональным группам, к той этносоциокультурной среде, где каждый индивид занимает своё определённое место и в силу этого выступает носителем определённого общественного статуса, социальных функций и ролей, как личность. Индивид как член общества может быть идентифицирован на основе большого количества отношений, которые его связывают с другими индивидами.
Язык выполняет в обществе следующие социальные функции:
1) коммуникативная / информативная (осуществляемые в актах межличностной и массовой коммуникации передача и получение сообщений в форме языковых / вербальных высказываний, обмен информацией между людьми как участниками актов языковой коммуникации);
2) познавательная / когнитивная (обработка и хранение знаний в памяти индивида и общества, формирование концептуальной и языковой картины мира),
3) интерпретативная / толковательная (раскрытие глубинного смысла воспринятых языковых высказываний / текстов);
4) регулятивная / социативная / интерактивная (языковое взаимодействие коммуникантов, имеющее целью обмен коммуникативными ролями, утверждение своего коммуникативного лидерства, воздействие друг на друга, организация успешного обмена информацией благодаря соблюдению коммуникативных постулатов и принципов);
5) контактоустанавливающая / фатическая (установление и поддержание коммуникативного взаимодействия);
6) эмоционально-экспрессивная (выражение своих эмоций, чувств, настроений, психологических установок, отношения к партнёрам по коммуникации и предмету общения);
7) эстетическая (создание художественных произведений);
8) магическая / «заклинательная» (использование в религиозном ритуале, в практике заклинателей, экстрасенсов и т.п.);
9) этнокультурная (объединение в единое целое представителей данного этноса как носителей одного и того же языка в качестве родного);
10) метаязыковая / метаречевая (передача сообщений о фактах самого языка и речевых актах на нём).
Язык и общество — одна из центральных проблем современной лингвистики, данная проблема формируется на базе более частных: общественный характер возникновения, развития и функционирования языка; природа его связей с обществом; социальная дифференциация языка в соответствии с разделением общества на классы, слои и группы; социальные различия в использовании языка в связи с многообразными сферами его применения; взаимоотношения языков в дву- и многоязычных обществах; условия приобретения одним из языков функций средства межнационального общения; формы сознательного воздействия общества на язык.
Проблемы влияния общества на язык начали рассматривать еще античные философы. Однако о становлении социолингвистики как науки можно говорить начиная с XIX века. Первым сугубо социолингвистическим исследованием принято считать книгу П. Лафарга «Язык и революция» («Французский язык до и после революции», 1894 г.), в ней социальные варианты французского языка («аристократического Версаля» и «буржуазного Парижа») конца XVIII — начала XIX в. объяснялись социальными и политическими причинами, вызвавшими французскую революцию 1789 года. Французский литературный язык того времени интенсивно отражал происходящие в обществе изменения не только в лексике, но и в грамматике.
1) Язык существует лишь постольку, поскольку есть общество, и человеческие общества не могли бы существовать без языка». Соответственно Мейе относил и саму лингвистику к социальным наукам, откуда логично следовал вывод, что одной из задач языкознания должно стать установление взаимоотношений между структурой общества и структурой языка, с одной стороны, и отражений изменений первого во втором – с другой.
2) «Реконструкция не восстанавливает язык таким, каким он был в жизни; никакая реконструкция не сможет представить “общий язык” таким, каким он был в живой речи. Восстановление Шлейхером индоевропейского праязыка при помощи исторически засвидетельствованных языков этого семейства было гениальным нововведением; но составление текста на этом реконструированном праязыке было грубой ошибкой. Сравнение дает систему сопоставлений, на основании которой можно построить историю языковой семьи; однако это сравнение не дает нам реального языка со всеми присущими ему выразительными средствами».
Отечественное языкознание, начиная с М. В. Ломоносова, в лице своих лучших представителей всегда рассматривало язык как социальное явление, неразрывно связанное с обществом. Определяющим был тезис о тесной связи истории языка и истории общества.
Ф. И. Буслаев понимал язык не только как выражение «мыслительности народной», но и всего быта, нравов, преданий народа. Намеченная Ф. И. Буслаевым традиция изучения языка в связи с историей народа была в дальнейшем развита А. А. Потебней, А. А. Шахматовым и др. Благодаря указанному подходу были заложены основы современной науки — лингвокультурологии. Более глубокое исследование социальной природы языка в нашем языкознании связывается с именем И. А. Бодуэна де Куртенэ. Он указывал на социальную природу индивидуальных речевых актов, но и в очень оригинальной форме выдвинул идею социальной дифференциации языка.
Интерес к социолингвистической проблематике в отечественном языкознании особенно обостряется в послереволюционные годы – в первой трети XX века. На конкретном материале были показаны те изменения в лексике, которые вызываются крупными социальными явлениями, изменения, находящие отражение в различных классах общества. Был в принципе решен вопрос о причинах и условиях образования национальных языков, поставлена проблема изучения языка города с его различными социальными разновидностями, отличающими его от местных говоров и литературного языка.
В результате сформулировалась основная проблематика отечественной социолингвистики:
1) исследование природы языка как социального явления;
2) роль и место языка в общественном развитии;
3) разработка методов социолингвистических исследований;
4) выяснение роли социальных факторов в развитии языка;
5) изучение социальной дифференциальной языка;
6) исследование проблем развития общественных функций языка;
7) гендерные проблемы.
На развитие языка влияют как внутренние (обусловленные системой языка), так и внешние (в частности — социальные) факторы. Социальные факторы, как правило, воздействуют на язык не прямо, а опосредованно (наиболее непосредственное отражение социальные изменения получают лишь в лексике); они могут ускорять или замедлять ход языковой эволюции, но не могут изменять ее направление (Е. Д. Поливанов).
Формы влияния общества на язык:
1) Социальная дифференциация языка, обусловленная социальной неоднородностью общества. Такова дифференциация многих современных развитых национальных языков на территориальные и социальные диалекты, выделение литературного языка как социально и функционально наиболее значимого языкового образования, существование в некоторых обществах «мужского» и «женского» вариантов языка и т. п.
2) Обусловленность использования языковых средств социальными характеристиками носителей языка (возрастом, уровнем образованности, профессией и др.), социальными ролями участников коммуникации, ситуацией общения. Поскольку сферы использования языка многообразны и специфичны (ср. науку, СМИ, быт), в языке вырабатываются функциональные стили — свидетельство зависимости языка от потребностей общества.
3) Языковая жизнь многоязычных обществ. Изучаются отношения между обществом и функционирующими в нем языками, взаимоотношения различных языков, процессы, связанные с выдвижением одного из языков на роль государственного языка, средства межнационального общения, приобретение некоторыми языками статуса международных языков.
4) Языковая политика — сознательное, целенаправленное воздействие общества и его институтов на функционирование языка в различных сферах его применения. В последнее время к сфере языковой политики стали относить совокупность политических и административных мероприятий, направленных на придание языковому развитию желаемого направления.
Речевая деятельность, т. е. процесс говорения и понимания, имеет 2 стороны: индивидуально-психическую и объективно-социальную. Речевая деятельность — коммуникативный акт. Он имеет сложный характер, так как включает в себя не только взаимоотношения собеседников, но и восприятие ими обстановки речи, языка и передаваемой информации.
Социальная обусловленность речевого акта и речевой деятельности проявляется в следующем:
1) Речевая деятельность и речевой акт предполагают наличие типовых речевых ситуаций и контекста культуры, которые являются общими для всех говорящих или группы говорящих. Структура речевого акта предполагает не отдельного говорящего, а типового говорящего. Непременным компонентом речевого акта и речевой деятельности говорящего является реальный язык и общая структура содержания информации, они социальны, так как принадлежат обществу. В языкознании эта проблема оформилась в теорию речевых жанров.
2) Социальная природа речевого акта и речевой способности состоит в социальной обусловленности активности речевой деятельности говорящего. Люди говорят не для того, чтобы воспроизводить или демонстрировать свои речевые способности, как делают, например, попугаи, а для того, чтобы передать внеязыковую информацию. Люди используют средства языка для выражения своих мыслей, чувств, волеизъявлений, и эта социально обусловленная информация воздействует на слушателя (или читателя).
3) Говорящие не могут безразлично относиться к форме выражения своих мыслей и чувств, к сохранению и изменению языковой нормы.
Речевая деятельность является составной частью социальной деятельности человека и всего общества, для которого язык служит орудием развития.
Язык есть необходимое условие возникновения этнической общности. Народность формируется прежде всего как языковая группа, поэтому названия народа и языка совпадают. Этнографический характер языка связан с так называемым чувством родного языка, поскольку у всех народов язык тесно соотнесен с национальным самосознанием.
У каждого народа существуют свои ассоциации образного мышления, составляющие национальную специфику. А оно базируется всегда на родном языке.
Взаимоотношения языка и этноса обусловили возникновение этнолингвистики.