роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явление

Урок русского языка в 9 классе «Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление»

« Маргенауская средняя общеобразовательная школа»

Урок русского языка в 9 классе по теме

«Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление»

Ивашка Нина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

«Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление»

— обобщить теоретические основы вопросов раздела «Общие сведения о языке», дать понятие о языке как системе словесного выражения мыслей, средстве общения;

— актуализировать умения, сформированные при их изучении;

— определять лексическое значение слова;

— употреблять слова в соответствии с их значением;

— характеризовать изученные языковые единицы и особенности их употребления в речи.

— развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала;

— развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания;

— развивать умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости, умение графически оформлять текстовый материал, активизировать творческие способности учеников;

— закреплять навыки работы с информационным текстом и различными видами словарей;

— воспитывать чувство гордости и уважения к своему языку.

Оборудование: 1) словари русского языка,
2) таблички с системой маркировки текста (инсерт),
3) информационный текст о роли языка, о языке как
развивающемся явлении (распечатан для каждого ученика)

Задачи урока формулируют сами учащиеся, исходя из темы урока

Работа со словарями.

На вопрос, что такое язык и для чего он служит, можно дать несколько ответов. Заглянем в словари и посмотрим, сколько значений у этого существительного.

(«Словарь русского языка» С.И.Ожегова даёт следующие толкования слова:

Язык 1 : 1. Орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Лизать языком. Коровий язык. 2. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.

Язык 2 : 1. Система звуковых и словарно-грамматических средств, закрепляющих результаты работы мышления и являющихся орудием общения людей, обмена мыслями и взаимного понимания в обществе. Великий русский язык. Славянские языки. 2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной словарно-грамматической системе, слог. Язык Пушкина. Язык художественной литературы. 3. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Владеть языком. 4. Перен. То, что выражает, объясняет собою что-н. (о предметах и явлениях, о звуках животных). Язык фактов. Язык птиц.

Язык 3 : Пленный, от которого можно получить нужные сведения. Захватить языка. )

Конструирование предложений. Составить словосочетания или предложения, в которые входили бы разные значения существительного «язык».

Пересказ учителем легенды о языке.

роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явлениеЗнаменитый древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф позвал гостей и велел Эзопу приготовить для них са­мое лучшее, что есть на свете. Когда Эзоп подал гостям языки, все удиви­лись, а Эзоп объяснил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различ­ные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, вы­полнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объ­ясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Против такого объяснения никто не смог возразить.
В другой раз Ксанф приказал Эзопу купить к обеду самое худшее. Когда
Эзоп подал гостям языки и в этот раз, все удивились еще больше и потре­бовали объяснений. Эзоп обратился к Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые го­сударства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскор­блять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»
Гости Ксанфа и сам философ не нашлись, что ответить рабу Эзопу,
имя которого до сих пор известно всему миру. Имена же тех, кто считал себя выше, безвозвратно канули в Лету.

5. Вопросы для обсуждения:

Какой «язык» имел в виду Эзоп в своих объяснениях?

С каким значением слова «язык» мы имеем дело на уроках русского языка?

Являются ли синонимами слова «язык» и «речь»?

Какова основная функция языка?

Какие еще функции языка вы можете назвать?

Разбивка на кластеры известных сведений о языке (работа ведётся на доске и в тетрадях).

(Получаются примерно такие кластеры. Возможны другие варианты в зависимости от подготовки класса.)

Средство общения Средство познания мира

роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явлениероль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явление

передачи опыта человеческого

роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явлениероль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явление

Роль языка в жизни общества.

Язык как развивающееся явление

роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явлениероль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явление

связаны с изменениями

Стадия II «Осмысление». Маркировка текста (инсерт)

Перед вами информационный текст о языке как развивающемся явлении. Пользуясь системой маркировки текста «Инсерт» (на табличках, см. приложение 1), вам нужно маркировать данный текст (см. приложение 2).

Стадия III «Рефлексия».

Возвращение к кластерам, дополнение

Пятиминутное эссе о роли русского языка в современном мире и его проверка.

Домашнее задание: § 20, упр. 267, 1 вариант – упр. 268, 2 вариант – упр. 269

Система маркировки текста «Инсерт»

Галочкой (V) помечается то, что уже известно;

знаком минус (-) помечается то, что противоречит представлениям;

знаком плюс (+) помечается то, что является интересным и неожиданным;

вопросительный знак (?) ставится, если возникло желание узнать о чем-то подробнее.

Роль языка в жизни общества.

Язык как исторически развивающееся явление.

роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явлениеI . Язык принадлежит к тем общественным явлениям, кото­рые развиваются на протяжении всего существования челове­ческого общества. История не знает ни одного человеческого коллектива, ни одного народа, который бы не пользовался язы­ком. И это понятно. Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Важнейшим средст­вом, при помощи которого люди общаются друг с другом, пере­-
дают свои мысли, желания, чувства, и является язык.

Язык — это не только средство общения, но и средство по­знания, которое позволяет людям накапливать знания, хранить информацию об окружающем мире.

Язык теснейшим образом связан с мышлением, сознанием людей. В словах, словосочетаниях и предложениях закрепля­ются результаты работы мышления человека, всё, что люди по­знают в окружающей их действительности.

Язык возник в глубокой древности из потребностей обще­ния людей. Он помогал им понимать друг друга, объединять­ся для добывания средств существования, для организации производства и борьбы с силами природы. Развитие языка поз­волило людям закреплять свой разнообразный опыт, переда­вать его из поколения в поколение, что содействовало не толь­ко совершенствованию орудий труда и способа добывания все­го необходимого, но и повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры, т. е. развитию че­ловеческого общества.

II . Родственные, близкие по происхождению народы имеют родственные языки, которые по своему словарю и грамматике ближе друг к другу, чем к другим языкам. Так, все славяне го­ворят на родственных языках, потому что все славянские языки возникли из общего языка-основы, или общеславянско­го языка. Изучая историю отдельных славянских языков: русского, украинского, белорусского, болгарского, польского и др.,— мы узнаём, как эти языки образовались и развивались под вли­янием своеобразных для каждого народа экономических, поли­тических, географических условий.

Наибольшее сходство с русским языком имеют украинский и белорусский языки. Эти языки находятся в особенно близ­ком родстве и составляют особую группу славянских языков — восточнославянскую. Близость восточнославянских язы­ков объясняется исторически: до XIV века предки русских, бе­лорусов и украинцев представляли собой единый народ, гово­ривший на так называемом древнерусском языке.

В отдалённом родстве между собой находятся и многие другие языки Европы: немецкий, английский, испанский, французский и др. Они объединяются в особую семью индо­европейских языков, в которую входит и русский язык.

Образование национальных языков происходит одновременно с формированием наций. Национальный язык является одним из важнейших призна­ков нации.

III . Важную роль в развитии русского языка сыграл старо­славянский язык. Это язык древних богослужебных книг и памятников письменности, которая была создана в IX веке великими просветителями — братьями Кириллом и Мефодием. Позднее старославянский язык стал литературным языком Древней Руси.

Старославянский язык принадлежит к группе южнославян­ских и отражает характерные для неё фонетические черты: 1) на­чальные сочетания ра-, ла- в соответствии с русскими ро-, ло-(ср.: равный — ровный, ладья — лодка); 2) неполногласие, т.е. сочетания ра, ла на месте русских оро, оло (ср.: брада, глава, вратаборода, голова, ворота); 3) звуки щ, жд в соответст­вии с русскими ч, ж (ср.: свеща, между — свеча, межа).

Многие морфемы в современных русских словах имеют ста­рославянское происхождение, это приставки воз-, низ-, чрез-,

роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явлениеИз старославянского языка в русский перешли многие сло­ва, прежде всего слова, обозначающие этические и философ­ские понятия: бытие, время, гордыня, пространство, сущность, грядущее и др.

В русском языке с течением времени возникли лексические параллели — пары слов, одно из которых (старославянское по происхождению) отличается высокой, торжественной стилис­тической окраской (ср.: лик — лицо, уста — губы, стезя — доро­га, страж — сторож, шествовать — идти и др.). Существование таких пар определяет богатство русского языка. Часть слов старославянского происхождения в настоящее время входит в пассивный запас русского языка: одни являются устаревши­ми и называют предметы и реалии, относящиеся к прошлому, другие же продолжают активно использоваться.

Однако значительная часть слов сохраняется в языке в об­щем употреблении на протяжении многих веков. Это такие сло­ва, как вода, земля, небо, огонь, река, лес, дорога, хлеб, человек, ходить, делать, работать, видеть, слышать, говорить, весёлый, грустный, лёгкий, тяжёлый, нужно, можно, хорошо, плохо, два, три, я, ты, мы и многие другие. Таким образом создаётся не­обходимая устойчивость языка, обеспечивающая преемствен­ность в его использовании разными поколениями людей.

Происходят изменения и в грамматике языка, и в его фонетике.

роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явлениеДаже в языке А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина и других пи­сателей начала XIX в. есть такие формы слов, которые в современном русском языке уже не употребляются. Например, в романе «Евгений Онегин» Пушкин пишет: Бывало, он ещё в постеле: ему записочки несутпостеле — форма предлож­ного падежа от существительного постеля; современное по­стель — в постели). В комедии А. С. Грибоедова Фамусов гово­рит: Ешь три часа, а в три дни не сварится (современное в три дня; ср. наречие пополудни).

Примером прежнего, теперь уже устаревшего произношения может служить произнесение слов типа четверг, верх, первый с мягким [р’]. Сейчас в таких словах произносят [р] твёрдый.

За более длительное время в грамматике и фонетике могут происходить и более значительные изменения. Так, в древне­русском языке краткие прилагательные склонялись, как суще­ствительные, и могли быть согласованными определениями при существительных (добр конь, добра коня, добру коню и т. д.). С течением времени краткие прилагательные утратили эту способность. Они теперь употребляются как сказуемые и изменяются только по числам, а в единственном числе и по родам.

Однако до сих пор в некоторых фразеологических оборотах и в составе многих наречий мы обнаруживаем следы склоне­ния кратких прилагательных, например: средь бела дня; от ма­ла до велика; мал мала меньше; не по хорошему мил, а по милу хорош и др.; свысока (род. п. с предлогом с), дочиста (род. п. с предлогом до), попусту (дат. п. с предлогом по) и т. д.; срав­ните также: подобру-поздорову, мало-помалу и др.

Можно обнаружить формы косвенных падежей кратких прилагательных и в произведениях народного творчества, до­нёсших до нас из глубины веков старинные формы: добра мо­лодца, к синю морю и т. д.

V . В современную эпоху в связи с коренными изменения­ми в общественной жизни большие изменения произошли и в русском языке, прежде всего в его лексике. Никогда до это­го такой огромный пласт слов не уходил из языка. Историз­мами стали такие слова и словосочетания, как полицеймей­стер, фельдфебель, великие князья, коронованные особы, купе­ческие гильдии, табель о рангах и т. д. В это же время в русский язык влились новые слова, например: компьютер, космонавт, телевидение, приватизация, конверсия, консен­сус и др.

Программа по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского

Учебник русского языка для 9 класса С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко

Е.В.Лопанова, Т.Б.Рабочих. Личностно-деятельностные технологии обучения. – ИНПО ОмГПУ, Омск, 2004

Источник

«Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление»

Проверочная работа в виде утверждений по теме

«Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».

Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые развиваются на протяжении всего существования человеческого общества. (+)

Истории известен один народ, который не пользовался языком. (-)

Язык – важнейшее средство, при помощи которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, желания, чувства. (+)

Язык – это только средство общения. (-)

Общеславянский язык – это язык-основа всех народов. (-)

В группу восточнославянских языков входят русский, украинский и белорусский языки. (+)

Важную роль в развитии русского языка сыграл индоевропейский язык. (-)

Письменность была создана в 15 веке великими просветителями – братьями Кириллом и Мефодием. (-)

Будучи средством общения людей, язык тесно связан с жизнью общества. (+)

Часть слов, сохраняющаяся в языке в общем употреблении на протяжении многих веков, образует словарный состав языка. (-)

Многие морфемы в современных русских словах имеют старославянское происхождение. (+)

Часть слов старославянского происхождения в настоящее время входит в активный запас русского языка. (-)

Изменения происходят как в грамматике языка, так и в его фонетике. (+)

В древнерусском языке краткие прилагательные склонялись, как существительные и могли быть согласованными определениями при существительных. (+)

Лексикология – это один из разделов языкознания, который не претерпевает изменений.

роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явление

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явление

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явление

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явление

Номер материала: ДБ-611651

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явление

Сколько россияне тратят на репетиторов

Время чтения: 1 минута

роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явление

Учителя рассказали, какую зарплату хотели бы получать

Время чтения: 1 минута

роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явление

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явление

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явление

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явление

Минпросвещения не планирует массово закрывать школы из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Роль языка в жизни общества язык как исторически развивающееся явление

Язык возникает, развивается и существует как коллективное достояние. Его основное назначение заключается в том, чтобы обеспечить общение между членами соци­ального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого сообщества.

Общество — это не просто множество человеческих инди­видов, а система разнообразных отношений между людьми, при­надлежащими к тем или иным социальным, профессиональным, половым и возрастным, этническим, этнографическим, конфессиональным группам, к той этносоциокультурной среде, где каж­дый индивид занимает своё определённое место и в силу этого выступает носителем определённого общественного статуса, со­циальных функций и ролей, как личность. Индивид как член общества может быть идентифицирован на основе большого коли­чества отношений, которые его связывают с другими индивида­ми.

Язык выполняет в обществе следующие социальные функции:

1) коммуникативная / информативная (осуществляемые в актах межличностной и массовой коммуникации передача и по­лучение сообщений в форме языковых / вербальных высказыва­ний, обмен информацией между людьми как участниками актов языковой коммуникации);

2) познавательная / когнитивная (обработка и хранение зна­ний в памяти индивида и общества, формирование концептуаль­ной и языковой картины мира),

3) интерпретативная / толковательная (раскрытие глубинно­го смысла воспринятых языковых высказываний / текстов);

4) регулятивная / социативная / интерактивная (языковое взаимодействие коммуникантов, имеющее целью обмен комму­никативными ролями, утверждение своего коммуникативного лидерства, воздействие друг на друга, организация успешного обмена информацией благодаря соблюдению коммуникативных постулатов и принципов);

5) контактоустанавливающая / фатическая (установление и поддержание коммуникативного взаимодействия);

6) эмоционально-экспрессивная (выражение своих эмоций, чувств, настроений, психологических установок, отношения к партнёрам по коммуникации и предмету общения);

7) эстетическая (создание художественных произведений);

8) магическая / «заклинательная» (использование в религиозном ритуале, в практике заклинателей, экстрасенсов и т.п.);

9) этнокультурная (объединение в единое целое представителей данного этноса как носителей одного и того же языка в ка­честве родного);

10) метаязыковая / метаречевая (передача сообщений о фак­тах самого языка и речевых актах на нём).

Язык и общество — одна из центральных проблем современной лингвистики, данная проблема формируется на базе более частных: общественный характер возникновения, развития и функционирования языка; природа его связей с обществом; социальная дифференциация языка в соответствии с разделением общества на классы, слои и группы; социальные различия в использовании языка в связи с многообразными сферами его применения; взаимоотношения языков в дву- и многоязычных обществах; условия приобрете­ния одним из языков функций средства межнационального общения; формы сознательного воздействия общества на язык.

Проблемы влияния общества на язык начали рассматривать еще античные философы. Однако о становлении социолингвистики как науки можно говорить начиная с XIX века. Первым сугубо социолингвистическим исследованием принято считать книгу П. Лафарга «Язык и революция» («Французский язык до и после революции», 1894 г.), в ней социальные варианты французского языка («аристократического Версаля» и «буржуазного Парижа») конца XVIII — начала XIX в. объяснялись социальными и политически­ми причинами, вызвавшими французскую революцию 1789 года. Французский литературный язык того времени интенсивно отра­жал происходящие в обществе изменения не только в лексике, но и в грамматике.

1) Язык существует лишь постольку, поскольку есть общество, и человеческие общества не могли бы существовать без языка». Соответственно Мейе относил и саму лингвистику к социальным наукам, откуда логично следовал вывод, что одной из задач языкознания должно стать установление взаимоотношений между структурой общества и структурой языка, с одной стороны, и отражений изменений первого во втором – с другой.

2) «Реконструкция не восстанавливает язык таким, каким он был в жизни; никакая реконструкция не сможет представить “общий язык” таким, каким он был в живой речи. Восстановление Шлейхером индоевропейского праязыка при помощи исторически засвидетельствованных языков этого семейства было гениальным нововведением; но составление текста на этом реконструированном праязыке было грубой ошибкой. Сравнение дает систему сопоставлений, на основании которой можно построить историю языковой семьи; однако это сравнение не дает нам реального языка со всеми присущими ему выразительными средствами».

Отечественное языкознание, начиная с М. В. Ломоносова, в лице своих лучших представителей всегда рассматривало язык как социальное явление, неразрывно связанное с обществом. Определяющим был тезис о тесной связи истории языка и истории общества.

Ф. И. Буслаев понимал язык не только как выражение «мыслительности народной», но и всего быта, нравов, преданий народа. Намеченная Ф. И. Буслаевым традиция изучения языка в связи с историей народа была в дальнейшем развита А. А. Потебней, А. А. Шахматовым и др. Благодаря указанному подходу были заложены основы современной науки — лингвокультурологии. Более глубокое исследование социальной природы языка в на­шем языкознании связывается с именем И. А. Бодуэна де Куртенэ. Он указывал на социальную природу индивидуальных речевых актов, но и в очень оригинальной форме выдвинул идею социальной дифференциации языка.

Интерес к социолингвистической проблематике в отечественном языкознании особенно обостряется в послереволюционные годы – в первой трети XX века. На конкретном материале были показаны те изменения в лексике, которые вызываются крупными социальными явлениями, изменения, находящие отражение в различных классах общества. Был в принципе решен вопрос о причинах и условиях образования национальных языков, поставлена проблема изучения языка города с его различными социальными разновидностями, отличающими его от местных говоров и литературного языка.

В результате сформулировалась основная проблематика отечественной социолингвистики:

1) исследование природы языка как социального явления;

2) роль и место языка в общественном развитии;

3) разработка методов социолингвистических исследований;

4) выяснение роли социальных факторов в развитии языка;

5) изучение социальной дифференциальной языка;

6) исследование проблем развития общественных функций языка;

7) гендерные проблемы.

На развитие языка влияют как внутренние (обусловленные системой языка), так и внешние (в частности — социальные) факторы. Социальные факторы, как правило, воздействуют на язык не прямо, а опосредованно (наиболее непосредственное отражение социальные изменения получают лишь в лексике); они могут ускорять или замедлять ход языковой эволюции, но не могут изменять ее направление (Е. Д. Поливанов).

Формы влияния общества на язык:

1) Социальная дифференциация языка, обусловленная социальной неоднородностью общества. Такова дифференциация многих современных развитых национальных языков на территориальные и социальные диалекты, выделение литературного языка как социально и функционально наиболее значимого языкового образования, существование в некоторых обществах «мужского» и «женского» вариантов языка и т. п.

2) Обусловленность использования языковых средств социальными характеристиками носителей языка (возрастом, уровнем образованности, профессией и др.), социальными ролями участников коммуникации, ситуацией общения. Поскольку сферы использования языка многообразны и специфичны (ср. науку, СМИ, быт), в языке вырабатываются функциональные стили — свидетельство зависимости языка от потребностей общества.

3) Языковая жизнь многоязычных обществ. Изучаются отношения между обществом и функционирующими в нем языками, взаимоотношения различных языков, процессы, связанные с выдвижением одного из языков на роль государственного языка, средства межнационального общения, приобретение некоторыми языками статуса международных языков.

4) Языковая политика — сознательное, целенаправленное воздействие общества и его институтов на функционирование языка в различных сферах его применения. В последнее время к сфере языковой политики стали относить совокупность политических и административных мероприятий, направленных на придание языковому развитию желаемого направления.

Речевая деятельность, т. е. процесс говорения и понимания, имеет 2 стороны: индивидуально-психическую и объективно-социальную. Речевая деятельность — коммуникативный акт. Он имеет сложный характер, так как включает в себя не только взаимоотношения собеседников, но и восприятие ими обстановки речи, языка и передаваемой информации.

Социальная обусловленность речевого акта и речевой деятельности проявляется в следующем:

1) Речевая деятельность и речевой акт предполагают наличие типовых речевых ситуаций и контекста культуры, которые являются общими для всех говорящих или группы говорящих. Структура речевого акта предполагает не отдельного говорящего, а типового говорящего. Непременным компонентом речевого акта и речевой деятельности говорящего является реальный язык и общая структура содержания информации, они социальны, так как принадлежат обществу. В языкознании эта проблема оформилась в теорию речевых жанров.

2) Социальная природа речевого акта и речевой способности состоит в социальной обусловленности активности речевой деятельности говорящего. Люди говорят не для того, чтобы воспроизводить или демонстрировать свои речевые способности, как делают, например, попугаи, а для того, чтобы передать внеязыковую информацию. Люди используют средства языка для выражения своих мыслей, чувств, волеизъявлений, и эта социально обусловленная информация воздействует на слушателя (или читателя).

3) Говорящие не могут безразлично относиться к форме выражения своих мыслей и чувств, к сохранению и изменению языковой нормы.

Речевая деятельность является составной частью социальной деятельности человека и всего общества, для которого язык служит орудием развития.

Язык есть необходимое условие возникновения этнической общности. Народность формируется прежде всего как языковая группа, поэтому названия народа и языка совпадают. Этнографический характер языка связан с так называемым чувством родного языка, поскольку у всех народов язык тесно соотнесен с национальным самосознанием.

У каждого народа существуют свои ассоциации образного мышления, составляющие национальную специфику. А оно базируется всегда на родном языке.

Взаимоотношения языка и этноса обусловили возникновение этнолингвистики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *