роль выбора профессии в жизни человека

Зачем нужна профессия и где ее можно освоить?

Каждый человек как минимум раз в жизни (а порой и больше) сталкивается с серьезной проблемой – выбор профессии и способа ее освоения. Давайте разбираться, что же это такое, какую роль специальность играет в жизни человека и какие существуют способы профессиональной подготовки.

роль выбора профессии в жизни человека

Каждый человек как минимум раз в жизни (а порой и больше) сталкивается с серьезной проблемой – выбор профессии и способа ее освоения. Давайте разбираться, что же это такое, какую роль специальность играет в жизни человека и какие существуют способы профессиональной подготовки.

Что такое профессия?

Профессия представляет собой специфическую деятельность человека, знания и навыки по которой он обретает исключительно после обучения в специальном учебном центре. По сути, это раскрываемый на протяжении всей жизни потенциал индивида с учетом его возможностей и способностей. К сожалению, далеко не каждому человеку удается правильно выбрать для себя будущую специальность, поэтому некоторые из нас сталкиваются с необходимостью дополнительно обучаться, осваивать новые профессиональные горизонты неоднократно: по собственному желанию, по требованию руководства и пр.

роль выбора профессии в жизни человекаЧто дает получение профессии?

На сегодняшний день более 99% видов трудовой деятельности требуют наличия соответствующего образования: знаний и навыков, качеств и пр. Поэтому абитуриент должен грамотно и ответственно подойти к выбору будущей трудовой деятельности и специализации, которая фактически отнимет у него около 30-50% его жизни и досуга.

Профессия – это деятельность, требующая длительной и особой подготовки. Притом в большинстве случаев освоение специализации происходит на теоретическом уровне, а применение полученных знаний осуществляется уже в процессе работы. В этом и проявляется взаимосвязь профессии и работы (профессиональной деятельности).

Какие бывают профессии?

В настоящее время действует свыше тысячи специализаций и направлений подготовки, трудовой деятельности. Каждая из них по-своему уникальна, требует наличия конкретных представлений и умений. Все профессии можно разделить на сектора (по отраслевой и научной принадлежности): экономические, технические, строительные, педагогические, психологические и пр.

Независимо от сферы деятельности каждая профессия предполагает выполнение конкретных обязанностей, знание выбранной отрасли и специфики работы, наличие определенных представлений и навыков в рамках специальности. Фактически без наличия профессионального образования освоить желаемый профиль, направление не удастся.

роль выбора профессии в жизни человекаНаправления в профессионально-трудовой деятельности человека

Чем выше уровень знаний, навыков специалиста, тем выше его шансы на трудоустройство в престижную компанию, продвижение по карьерной лестнице, получение достойного и высокого дохода и пр.

В то же время существует несколько направлений трудовой активности, не требующие наличия специфических способностей, теоретического багажа и практического опыта. К данной категории относят такие вакансии, как курьер (пеший), дворник, уборщик, вахтер, разнорабочий и пр. Здесь «профессиональные навыки» вырабатываются в ходе выполнения обязанностей: курьер учится строить оптимальные маршруты доставки, уборщик – использует специальные чистящие средства, специальные тряпочки, губки в конкретных условиях (поверхностях, температурных режимах) и пр. К сожалению, неквалифицированный труд – самый низкооплачиваемый.

Также существуют профессии, не требующие долгого обучения. Для их освоения достаточно пройти небольшие курсы по подготовке, тренинги, получить соответствующее удостоверение – допуск к работе. К этому разряду относят частных охранников, операторов и диспетчеров и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Любая специальность – прикладное направление, даже если исследователь посвятил свою жизнь науке, гуманитарии и пр. В любом случае ему предстоит выполнять определенные обязанности на работе, проводить какие-либо мероприятия/действия/эксперименты для получения конкретного результата.

Как и где освоить профессию?

На сегодняшний день существует масса способов профессиональной подготовки. Все зависит только от желания, возможностей и стремления абитуриентов.

Профессиональной подготовкой квалифицированных кадров в стране могут заниматься только образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования: СУЗы (училища, колледжи, техникумы) и ВУЗы. Притом учебный центр обязан иметь соответствующую лицензию, своевременно проходить аккредитацию (для выдачи дипломов об образовании государственного образца и предоставления студентам всех причитающихся им по закону льгот).

роль выбора профессии в жизни человекаКак понять, какая профессия Вам подходит?

Выбирая учебный центр, необходимо сначала определиться: какую специальность Вы желаете освоить? Притом важно, чтобы окончательное решение было принято самостоятельно поступающим. При выборе профессии целесообразно опираться на собственные желания, учебные успехи, таланты, предлагаемые учебными центрами направления, их престиж и востребованность. Прислушивайтесь ко мнению родителей и друзей, тщательно взвешивайте все «за и против».

Важно помнить, что в СУЗах студенты осваивают программу бакалавриата, а в ВУЗе возможности и перспективы шире: можно поступать как на бакалавриат, так и в магистратуру, при желании связать свою жизнь с наукой – продолжить обучение в аспирантуре.

Программа бакалавриата предполагает освоение азов профессии, магистратура дает более узкие знания и навыки в рамках выбранной специализации, выпуская более подготовленных к суровым реалиям специалистов.

Освоить профессию можно в разных форматах: очно (посещая все занятия в ВУЗе, при этом совмещать учебу и работу законно невозможно), заочно (посещая учебный центр во время сессии и аттестации), дистанционно (это относительно новая версия профподготовки, когда обучение возможно в любом удобном месте с помощью подключения к сети Интернет).

роль выбора профессии в жизни человекаПолучить профессию в современном мире

На сегодняшний день с развитием интернет-технологий появилось много новых направлений трудовой деятельности, которые можно освоить в онлайн-школах, бизнес-центрах, а также на курсах по переподготовке кадров. Они связаны преимущественно с работой за компьютером, в различных программных приложениях и на специальных платформах. К таким видам относят графического дизайнера, онлайн-маркетолога, программистов, различных аналитиков, специалистов по продвижению аккаунтов и пр. к числу наиболее престижных и популярных онлайн-площадок по подготовке специалистов относят SkillBox, который успешно взаимодействует с такими структурами, как Сбербанк, АльфаБанк, Яндекс, Мегафон и пр.

Образование стало доступнее благодаря возможности стать профессионалом на счет государств а или за свой счет (коммерческое отделение). Сегодня можно подобрать любое образовательное заведение с учетом специальности, и «кошелька».

Продолжительность обучения зависит от выбранного учебного центра, ступени образования и формы обучения. Бакалавры осваивают «трудовой профиль» на протяжении 4 лет, магистры – 2 лет, аспиранты – 3 лет, у заочников продолжительность обучения может увеличиться примерно на 1 год. Притом существует определенная градация: получить образование по каждой ступени можно только после освоения предыдущей (по принципу «матрешки»). На курсах по переподготовке специалистов освоить «новый горизонт» можно в течение 1-2 лет, имея за плечами любое профессиональное образование.

Обратите внимание, что независимо от специфики выбранной специальности, каждый студент будет обязан следовать учебному плану, выполнять домашнее задание, писать курсовые, контрольные, лабораторные и иные работы, а для получения заветного диплома – сдавать ГОСы и защищать ВКР. Эта участь неизбежна для всех учащихся СУЗов и ВУЗов без исключений!

Выбирайте ту форму обучения и учебный центр, профессию, которая Вам подходит, пригодна для дальнейшего использования, востребована на рынке труда и позволяет раскрыть ваши возможности, предоставляет хорошие перспективы.

Роль профессии в жизни человека

Выбор правильной и подходящей для индивида специальности фактически предопределяет его успех, уровень и качество жизни. Больше половины жизни человек проводит на работе, стараясь обеспечить себя и свою семью необходимыми благами. При этом важно, чтобы трудовая деятельность приносила не только финансовое (материальное), но и моральное удовлетворение. В этом случае специалист будет полностью отдаваться работе, и получать от этого «двойной бонус».

роль выбора профессии в жизни человекаКак профессия влияет на жизнь человека в целом?

Если человек вынужден работать на тяжелом производстве, не подходящем для его характера, не позволяющем раскрыть его таланты, способности, проявить себя, то «принудительная трудовая деятельность» может негативно сказаться на его здоровье. Как правило, в подобных ситуациях наблюдаются сплошные минусы: доход небольшой, обязанностей много, работа и место работы не нравится, отношения с начальством и коллективом напряженные, постоянный стресс и пр. В данном случае индивид морально истощается и профессионально выгорает.

Чтобы не тратить время зря, нужно тщательно подбирать будущую профессию с учетом собственных желаний, возможностей и амбиций. Если все же, Вы допустили ошибку, получили «не то» образование, не стоит отчаиваться. Вам не придется всю жизнь ходить на нелюбимую работу. Достаточно освоить новую специальность, притом делать это можно без ущерба для себя и близких: совмещая работу и учебу, дистанционно и пр.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

Роль профессии в жизни человека

Мотивы выбора профессии. Формы влияния профессии на человека. Деформация внутренних и физических качеств человека под действием профессии. Физико-соматические признаки людей различного рода профессий. Факторы, определяющие профессиональный выбор.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления10.10.2011
Размер файла23,6 K

роль выбора профессии в жизни человека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

по введению в профессию

на тему «Роль профессии в жизни человека»

Целью данной работы было актуализация внимания на такой важной составляющей нашей жизни как профессия.

Задачей данного реферата является рассмотрение данной темы с двух позиций: позиции изначального выбора и позиции деформации внутренних и физических качеств человека под действием профессии.

Роль выбора профессии

Профессиональный путь человека, конечно, начинается с выбора самой профессии. Это первый этап профессионального развития. Каждый молодой человек начинает выбирать профессию в первую очередь из анализа собственных возможностей.

Свобода выбора профессии, которая в наше время стало панацеей, это привилегия, доступная только современному обществу. Еще сто пятьдесят лет назад все решали традиции: мужчина занимался тем, чем занимались его предки, женщины не работали вовсе. Как правило, наш современник самостоятельно принимает решение, кем быть. Конечно, на выбор влияет множество факторов (мнение родителей и друзей, социальное положение, состояние рынка труда, случай), но последнее слово обычно остается за молодым человеком. Именно отчетливое осознание того что молодой человек выбрал профессию сам, а не его заставили, очень важно для нормального формирования личности.

Впервые серьезно задумываться над выбором профессии мы начинаем в школе. В целом по итогам развития ребенка в школе его самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумывание, проектирование вариантов профессиональных жизненных путей. В большинстве случаев мотивами выбора профессии становятся:

· Советы друзей (25% учащихся)

· Советы родителей (17% учащихся)

· Влияние СМИ (10% учащихся)

· Случайные факторы, например близость учебного заведения к дому (9% учащихся)

· Интерес к профессии (оставшиеся 39%)

По большей части успешны в выборе учащиеся, мотивирующие выбор интересом. Они же и более успешны в выбранном ими обучении и дальнейшей профессиональной деятельности.

Этап выбора профессии в жизни проходит каждый и главное выбрать правильно. Для помощи в выборе существует профессиональная ориентация.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (англ. vocational orientation ) система мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий. (БПС Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко)

Очень интенсивно она проводится в старших классах школы.

В профориентацию входят несколько пунктов это:

· Профессиональное развитие. Это помощь в возможном перевыборе профессии и профессиональной переподготовки. По большей части в ней нуждаются студенты первых курсов или более зрелые личности.

В Российской Федерации разработаны и разрабатываются различные системы профориентационных тестов, опросников, игр, компьютерных программ и систем.

Нужно заметить, что выбор профессии не является сиюминутным решением, это долгий процесс, который может начинаться еще в раннем детстве. Это процесс, формирующийся как бы из мелких, промежуточных решений жизни ребенка (какой кружок посещать, какие предметы наиболее интересны и т.д.). На это влияет и наследственность, способности. Немаловажную роль, конечно, играет воспитание.

Например, Е. А. Климов выделяет такие факторы, определяющие профессиональный выбор:

1. Позиция родителей. Часто на выбор ребенка влияет несогласие или предвзятое отношение родителей. В большинстве случаев это связано с несбывшимися мечтами и нереализованность родителей в какой-либо деятельности.

2. Позиция друзей, сверстников. В подростковом возрасте большое влияние на человека производит всеобщее мнение и особенно мнение друзей, которое очень сильно может повлиять и на такую вещь, как выбор профессии.

3. Позиция учителя. Каждый учитель, наблюдая за учащимся в его учебной деятельности, отмечает его способности, интересы и др. характеристики, и высказывая свое мнение об ученике в процессе обучения влияет на его выбор.

4. Личные планы. Все люди строят планы как минимум ближайшего будущего, но также задумываются и о далеком будущем. В него входят жизненные цели, пути и средства их достижения. Так как профессия и может стать этим средством, то соответственно цели на будущее имеют непосредственное влияние на ее выбор.

5. Способности и таланты.

6. Потребность в общественном признании.

7. Информированность. Возможный недостаток информации об интересующей профессии или обладание неверной информацией.

8. Склонности. Это уровень психической готовности субъекта к серьезному выбору, его уровень личных притязаний.

Роль профессии в жизни

Рассматривать профессию можно с разных углов, но ее влияние на нашу жизнь даже в период ее выбора не вызывает никаких сомнений. Профессия воздействует на нас как в физиологическом, так и в эмоциональном плане. Известна зависимость актов человека от его физиологического и нервно-эмоционального состояния (характера психических переживаний). Профессия рассматривается здесь как действие. На любую нашу эмоцию (стимул) происходит определенное действие (реакция). Это всем известная схема, выявленная бихевиористами. Но ее обратное воздействие также возможно. Например, просто улыбка может вызвать радость, а сидение в неудобной позе раздражение и злость. Действие определяет наше состояние как физиологическое, так и эмоциональное. А профессиональная деятельность это может быть многократное повторение одного и того же действия, вызывающего различные реакции, соответственно такое влияние профессии на состояние человека легко проследить.

Ее деформационная роль огромна. Профессия это длящиеся занятие человека и набор определенных действий, выполняющихся из дня в день. Если же всякое действие влияет на поведение, физическое и эмоциональное состояние исполнителя, то такая схема в первую очередь относится именно к профессиональному действию как многократно повторяющемуся.

Существуют различные формы влияния профессии на человека, например:

Существование такой деформации не подлежит сомнению. Профессиональная работа заставляет человеческий организм приспосабливаться к ней. Это может вести к большему развитию нужных органов и некоторому «атрофированию» ненужных в этой профессии органов. Соответственно это ведет к деформации организма профессионала. О том же, наконец, говорят и цифры профессиональной смертности: известно, что они довольно резко колеблются от профессии к профессии.

2. Следующей категорией явлений, вызванных профессиональной деятельностью, служит изменение внешних рефлексов и внешнего облика человека. Примерами могут служить «манера держаться» людей различных профессий. Например, выправка военного или качающаяся походка моряка, плавные движения балерины и т.д. То же и в других профессиях. Особенно заметно такие профессиональные специфики проскальзывают в речи и манере говорить. Мало говорить просто о профессионализмах, прививающихся к ее членам и бессознательно применяющихся ими в нужных и ненужных случаях. Это способы выговаривания слов, например как военный выговаривает «так точно», «будет сделано» и прочее, или как это же самое может выговаривать официант. По речи человека легко определить является он представителем «мускульной» профессии или «интеллектуальной». По терминологии очень нетрудно определить профессию человека.

И конечно, профессия заметно действует на внешний вид человека. Особенно это заметно в одежде. Многие профессии, особенно при исполнении профессиональных обязанностей «облачают» человека в свою одежду (белый халат врача, оранжевая жилетка работника ЖКХ и т.д.). В таких фактах (а их тысячи) штамп профессии назойливо сам бросается в глаза и говорит яснее всяких слов.

Но не только одежда, но даже просто внешний вид или детали внешнего вида показывают нам принадлежность в профессии. Например, излишний слой макияжа у девиц легкого поведения, или бритая макушка у представителей католического духовенства, борода и длинные волосы у священников и т.д.

Чем дольше человек занимается своей профессией, тем резче эта печать профессии, тем она неизгладимее и рельефнее.

Так же сюда можно отнести и некоторые другие психологические особенности профессий. В некоторых профессиях надо проходить психологическую «цензуру». То есть должен быть определенный набор психический свойств. Например, капитан судна должен быть храбрым, умным, сообразительным и т.д. иначе он не сможет стать профессионалам своего дела. Такие барьеры, мешающие проникновению в профессию, в виде экзаменов, стажа, имущественного ценза, производства тех или иных работ (напр., диссертации, пробной работы и т.п.) существуют в большинстве профессий. При этом легко сообразить, что в определенную профессиональную группу попадают люди с определенными базовыми наборами психических свойств. Соответственно, как и при физическом отборе, эти психологические свойства в профессиональной деятельности закрепляются и дополняются.

Особенно интересными с точки зрения профессиональной психической деформации являются случаи последнего рода, похожие на принуждение расти дерево в сторону, противоположную его естественной тенденции. По данным исследователей в своем большинстве профессиональными убийцами, палачами или проститутками становятся вполне нормальные люди. Свои первые «проступки» они делают под влиянием определенных жизненных обстоятельств и потом долго мучаются и страдают угрызениями совести. Но за первым разом наступает второй, третий и так далее и со временем люди приспосабливаются, деформируются под свою профессию, уже не испытывают подобного став профессионалами. Старые убеждения, отвращение, муки совести будут «смыты» профессией и могут даже замениться противоположными.

Так же интересна деформация внимания. Например, врач при встрече может в первую очередь замечать симптомы болезни, а психолог попытается определить, например, темперамент; историк в экскурсии по городу в первую очередь посетит исторические места памятники, а художественный критик картинные галереи; художник, выглянув из окна, в первую очередь опишет краски и тона окружающего, а, например, архитектор выделит стиль и форму виднеющегося здания. Словом один и тот же внешний объект воспринимается различными профессионалами разно, привлекает их внимание на те свои стороны, которые имеют отношение к профессии человека.

Раз профессия оказывает столь громадное влияние на поведение людей, то отсюда следует, что она имеет громадное значение в обусловливании хода социальных процессов, ибо социальные процессы в конечном счете складываются из поступков людей; следовательно, все условия, варьирующие поведение людей, являются тем самым и «факторами» социальных процессов.

Из данной работы видно как многому человек обязан своей профессии не только с точки зрения материальных благ, но и с точки зрения становления его как части общества и как личности.

Роль профессии в жизни человека легко оценить как одну из важнейших. Профессия каждого человека деформирует его душу и тело по своему образу и подобию. От характера профессии человека в значительной мере зависит характер его идеологии, его духовного багажа, его этики, его симпатий и антипатий, вкусов и привычек, и всего мировоззрения. Мало того профессия может стать главным наполнением жизни человека. Столько людей вокруг нас посвящают всю свою жизнь профессии, двигая прогресс или помогая людям. Поистине, каждый человек штампуется и шлифуется своей профессией, при этом оставаясь неповторимой единицей человеческого общества.

Большой психологический словарь под редакцией Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие профессиональной пригодности, основные факторы выбора профессии. Основные требования подростков к своей будущей специальности. Психологические приёмы молодежи при выборе профессии, виды профессионального отбора. Цель жизни человека и личности.

контрольная работа [24,2 K], добавлен 16.01.2011

Мотивация выбора профессии, вековые этапы профессионального самоопределения и факторы, влияющие на него. Семь шагов для верного выбора профессии. Исследование психологических особенностей старшеклассников и влияния рекламы на определение специальности.

курсовая работа [39,4 K], добавлен 04.07.2010

Мотивы выбора деятельности психолога. Сценарные предпосылки выбора профессии. Ранние решения как формулы поведения, формирующиеся в ответ на родительские послания. Доказательство существования связи между ранними решениями личности и ее выбором профессии.

дипломная работа [212,7 K], добавлен 02.02.2017

Общая характеристика проблемы профессионального самоопределения личности. Изучение ошибок при выборе рода занятости. Основные принципы и условие оптимального выбора профессии. Определение связи между темпераментом и стилем деятельности человека.

контрольная работа [89,3 K], добавлен 17.10.2014

Характеристика профессий, требования к свойствам личности. Особенности представлений о профессии в студенческом возрасте. Организация и результаты исследования взаимосвязи мотивации профессиональной деятельности и представлений о профессии у студентов.

дипломная работа [1,2 M], добавлен 16.01.2015

Профессиональное самоопределение в отечественной и зарубежной психологии. Связь выбираемой профессии с типом темперамента. Анализ личностной предрасположенности к профессии у старшеклассников. Консультирование выпускников по проблеме выбора профессии.

дипломная работа [474,4 K], добавлен 20.01.2013

Специфика профессии «психолог». Главный принцип выбора профессии. Социограмма как метод составления схемы внутригрупповых взаимоотношений, основанный на предпочтениях членов группы. Главные особенности и специфика составления объектограммы и хронограммы.

реферат [15,5 K], добавлен 01.02.2012

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *