роль воспитания в жизни человека сочинение
Сочинение про Воспитание человека
У каждого из нас есть семья, которую мы любим и уважаем, ведь, это по праву самое лучшее и дорогое, что есть у человека. Никакие материальные блага не заменят человеку семьи, ведь она выполняет для человека не только роль наставника и помощника, но и несёт роль воспитательного элемента, который помогает человеку в развитии его социальных качеств и направляет его, помогает ему ориентироваться в этом мире, чтобы в дальнейшем у него не возникло трудностей с адаптацией в этом мире, и с последующей жизнью в нём же. Семья, это то, что необходимо человеку для его нормальной жизни в человеческом обществе, для ощущения его счастливым и любимым.
Воспитание – также немаловажная вещь в жизни человека, которая играет огромную роль, как и в развитии человеческого поведения в обществе, так и развития всей человеческой личности, в общем. В процессе воспитания человек получает все необходимые навыки и понятия, которые пригодятся ему при жизни, и которые также всегда укажут ему правильный путь развития собственных убеждений и взглядов. Воспитание формирует в человеке все самые лучшие черты, которые ценятся в человеческом обществе, и также создаёт определенную форму его поведения, которое впоследствии, если воспитание было правильное, очень поможет ему в развитии его как члена человеческого общества.
Воспитание также является некой вещью, которая формирует человеческое восприятие, делая из человека того, кем он и должен, по сути, являться. Пока идёт процесс воспитания человека можно называть ещё не сформировавшейся полностью уникальной личностью, так как только в процессе воспитания взгляды человека формируются полностью и в точности, после чего человек может с уверенностью сказать, что дальше в жизни он может двигаться сам. Однако, как и в любом другом понятии, существуют исключения, которые и есть также в понятии о воспитании. Воспитание как мы знаем, бывает, как и хорошее, так и, к сожалению, плохое. Очень часто происходит так, что люди, воспитывающие нас совсем ничего не понимают в воспитании и формировании личности, а потому в итоге человек получает очень плохое воспитание, которое впоследствии ему только вредит. Очень часто также человек просто не получает воспитание, что конечно же хуже даже чем плохое воспитание, так как человек вырастает полностью не подготовленным.
Таким образом, мы видим, что воспитание очень важный аспект в жизни человека, без которого не обойтись.
Сочинение Воспитанность
Воспитанность для меня – это сочетание определенных качеств в человеке, делающих общение с ним приятным. Люди не рождаются воспитанными, а становятся ими постепенно, в процессе социализации. Стать воспитанным человеком достаточно не просто, для этого необходимо постоянно работать над собой. На формирование воспитанности также влияет окружение, ведь недаром существует пословица «Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты». Кого-то можно назвать воспитанным в пять лет, другой человек может не овладеть этой важной характеристикой и к преклонному возрасту. Что же является основой воспитанности?
Во-первых, воспитанность подразумевает уважение к собеседнику. Воспитанный человек говорит спокойным тоном, грамотно, не используя нецензурную лексику и не перебивая. Для воспитанного человека неприемлемо задавать нетактичные вопросы и перебивать собеседника. Для меня примером воспитанного человека является мой лучший друг и одноклассник Петя, который всегда вежливо общается как со взрослыми, так и с ребятами. Он всегда здоровается со знакомыми, говорит «спасибо» и «пожалуйста» каждый раз, когда это необходимо. Помимо этого, Петя всегда перезванивает, если не успел взять трубку.
Во-вторых, воспитанность – это благородство. Воспитанный человек должен быть человеком чести. Он всегда выполняет то, что обещал и стремится добиться справедливости. Примером превосходно воспитанного человека является Петр Гринев из произведения «Капитанская дочка», написанного Александром Сергеевичем Пушкиным в восемнадцатом веке. Молодой человек всегда воспитывался в атмосфере уважения и, несмотря на высокую должность отца, начинал службу с простого звания. Петр, рискуя всем, защищал честь и доброе имя любимой девушки, которая отплатила ему той же преданностью.
Таким образом, воспитанность – это сочетание множества качеств, которые способствуют формированию человека как личности. Главными чертами воспитанного человека являются уважение к людям и благородство. Помимо этого, к характеристикам воспитанного человека можно причислить тактичность, толерантность, способность держать свое слово. Среди своих знакомых и персонажей классической литературы можно найти множество таких людей. Я стараюсь брать с них пример, поскольку считаю, что такое качество как воспитанность, необходимо каждому человеку для полноценной жизни.
Воспитание человека (воспитанность)
Популярные сочинения
В соответствии с литературными традициями комедия относится к первой русской реалистической пьесе, поскольку главным отступлением от классицизма является авторский отказ от единства
Своё произведение Песнь о царе Иване Васильевиче написал самым красивым, но в тоже время доступным для масс языком, который рассказал обществу о многих проблемах, которые царят в этом же обществе.
Завершающий зимний праздник – это двадцать третье февраля, день воинской славы или День защитника Отечества. Так сложилось, что в этот знаменательный день поздравляют всех мужчин.
Сочинение Воспитание человека (воспитанность) 11 класс ЕГЭ Эссе
Воспитание человека – это одна из жизненно важных категорий в его судьбе, которая является основой мировоззрения, залогом счастливого будущего людей. Важнейшими его спутниками считаются качества, которые преображают людей, делают их внутренний мир богаче. К ним относятся: сострадание, доброта, честность, сила духа и многие другие. Чтобы каждое из них имело место в душе всех людей, необходимо искренне желать этого.
Воспитанность в каждом закладывается с самого детства. Определяющим является и то, кто участвует в этом нелегком процессе. С помощью представителей взрослого поколения, которые гораздо мудрее своих воспитанников, обладают опытом, ребенок становится подготовленным к любым испытаниям, встречающимся на жизненном пути. Все это возможно благодаря постепенному их соответствию тем нравственным принципам и понятиям, которые существуют в обществе.
Воспитанность человека отражает стиль его жизни, мысли, поступки, характеризует его как личность. Она является своеобразным ориентиром, который направляет в нужном направлении любой ход мыслей, обозначает границы дозволенного, указывает на нормы поведения.
Все, что связано с укоренением, усвоением основных терминов, относящихся к понятию «воспитание», помогает противостоять на любом жизненном этапе тем, качествам, которые мешают вести правильный образ жизни. Вест этот процесс может занимать практически весь жизненный путь человека. Это связано с тем, что процесс обучения, развития его должен продолжаться постоянно. Любой поступок человека отражает его сущность, может стать точной характеристикой его поведенческой линии. Не важно о чем идет речь – о желании помочь пожилому человеку перейти дорогу, поднять руку на уроке, прежде чем дать учителю ответ или сделать скворечник возле дома. В любом случае действие станет показателем уровня воспитанности человека. Но главное – это начало трудовой и мыслительной деятельности, без которых человек не сделал бы мир цивилизованным.
Не нужно быть хорошо подготовленным специалистом, чтобы даже по внешнему облику ребенка определить уровень его воспитанности. Если речь идет о прилежном ученике, то заботливое отношение к окружающим, ухоженный вид и тетради без помарок станут доказательством этого. А систематическое опоздание на урок, неряшливый вид, отсутствие дневника подчеркнут пробелы в воспитании этого ребенка.
Таким образом, чтобы всегда соответствовать требованиям, которые выдвигает общество на сегодняшний день, нужно иметь представление о воспитании, самовоспитании и уметь работать над своим внутренним миром.
Вариант 2
Воспитание человека формируется с самого детства и играет важную роль в течении всей его жизни. И так, разберем, что такое воспитание человека – это внешнее воздействие человека от окружающего мира, в плане обучения, заботы и защиты о детях, с целью дальнейшего здорового развития человека в этом мире.
Воспитанный человек – это тот человек, который умеет хорошо относиться к окружающим, проявляет гигиенические навыки (аккуратность, порядочность, чистоплотность, опрятность), тот, кто умеет вести себя среди людей и соблюдает бытовую культуру (поведение в обществе).
На воспитание человека влияет очень много факторов, такие как: его семья, друзья, учителя, садик, школа, интернет, книги, телевизор и даже самый случайный прохожий. Я думаю, поэтому с самого детства, родители малыша стараются окружить ребенка лаской, заботой и любовью, включают ему добрые мультфильмы и читают познавательные книги, которые учат ребенка с детства доблести, храбрости, снисходительности, помощи близким и окружающим, а также справедливости.
Воспитание человека начинается с его рождения: он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.
Люди с раннего возраста начинает формировать свою личность и индивидуальность. Там же появляется его та самая неповторимость его личных особенностей, которые его будут отличать от других людей. Не нужно, к примеру, воспитывать ребенка – лидера, нужно всегда учитывать его тип темперамента, от которого нужно отталкиваться, какие качества больше ему нужно развивать.
В любом случае, воспитание ребенка – это очень ответственный шаг родителей, к которому нужно относиться очень серьезно. Воспитанность человека помогает достичь успеха и дает большую уверенность в себе, открывает многие двери перед человеком. Он всегда будет в любой компании желанным гостем, у него будет много друзей и он всегда будет востребован. Ведь человек без воспитания не может стать полноценной личностью, которая сможет отнестись ответственно, даже самой небольшой работе и проявить себя с лучшей стороны. А это значит, что воспитание играет наиважнейшую роль в жизни каждого из нас, и без него никак не обойтись.
Рассуждение
Воспитание это то, чему во все времена учили и учат своих детей родители. Основа человеческой жизни и залог ее успеха. Перечень правил и норм, которых нужно придерживаться. Зачем они и какова их роль в жизни человека расскажем далее.
Детям всегда кажется, что их родители требуют от них слишком много и то, что им вроде бы как не нужно, но только в сознательном возрасте мы понимаем и объясняем себе их поведение. Воспитание, оно длится на протяжении многих лет, родители объясняют своим чадам определенные правила, которым они должны следовать.
Каждый из нас мечтает быть счастливым человеком, иметь все, чего так хочется, но для этого следует самому научиться многому. Помимо профессионального направления, необходимо база – это воспитание, в которое входит и жизненные ценности, психология, морали и взаимоотношения. Психология человека устроена таким образом, что нас привлекают к себе именно те люди, которые разделяют с нами наши жизненные позиции, но и воспитание ту играет не последнюю роль. Ведь намного приятнее общаться с человеком, обладающим базовыми манерами поведения, который умеет общаться и обращаться с окружающими его людьми.
Воспитание человека играет огромную и иногда решающую роль в его социальной позиции, ведь в этом слове содержится несколько понятий. Воспитание: формирование личности, интеллектуализация (развитие собственного видения картины мира), эстетическое воспитание (креативность, критическое мышление и другие гуманистические ценности), развитие физического плана (сохранение и укрепление здоровья) и наконец-то трудовое воспитание (желание работать и зарабатывать). Все эти составляющие в итоге формируют вполне состоявшуюся личность, которая сможет здраво функционировать в обществе.
Правильное воспитание должно осуществляться в спокойной, теплой и наполненной любовью обстановке, и только тогда оно покажет свои позитивные плоды.
Также читают:
Картинка к сочинению Воспитание человека (воспитанность)
Популярные сегодня темы
Поселившись в одной из квартир городской высотки, мальчик Слава с удовольствием наблюдал за всем, что теперь их с мамой окружало. С последнего этажа можно было видеть и стройку, и лес.
Учитель истории называл мальчика не так как других учеников, а произносил его имя пренебрежительным, визжащим тоном. И одноклассники тоже передразнивали. Мальчику было это очень неприятно. Но он не знал, как поступить.
Жизнь Ионыча наполнена прообразами, знаками и сравнениями. Ведь главный герой начинал очень хорошо, имел большие перспективы, мог развиваться. К сожалению, в конечном итоге, он все растерял
В творчестве каждого великого художника тема любви занимает ведущее место. Отношения между мужчиной и женщиной – самые волнующие, не поддающиеся однозначному толкованию. Невозможно найти одинакового подхода к этой теме у разных писателей.
Какую роль в становлении личности играет воспитание
Всю сознательную жизнь человек находится под воздействием воспитания. Вначале его воспитывают родители, потом воспитатели в детском саду и учителя в школе. По мере взросления он превращается из воспитуемого в воспитателя, используя различные методы и приемы для развития лучших природных качеств собственных детей.
Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем его специфика, как правильно его использовать? На эти и другие вопросы попробуем найти ответы в данной статье.
Что такое воспитание?
Существует множество определений данного понятия. Однако суть каждого из них сводится к тому, что воспитание – это определенное, обязательно целенаправленное и систематическое воздействие на личность. С его помощью общество воздействует на человека, используя весь имеющийся у него арсенал средств: литературу, произведения искусства, средства массовой информации, учреждения образования и общественные организации.
Воспитание должно обеспечить теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в жизни, одобряются обществом и помогают взаимодействовать с другими людьми.
Основная цель воспитания – помочь сформироваться и развиться лучшим природным задаткам человека, проявить индивидуальность и самостоятельность суждений, привить трудовые навыки, необходимые для полноценной жизнедеятельности.
Безусловно, влияние социальной среды на процесс воспитания велик. То, в каком социальном окружении находится человек, существенно влияет на его мировоззрение и развитие.
Нельзя отрицать и влияние наследственности на становление личности. Воспитание сможет развить только те качества, которые заложены природой. Невозможно изменить генетическую предрасположенность, ее можно только попытаться откорректировать.
Итак, воспитание должно принимать во внимание особенности социального окружения и наследственные факторы, по возможности устраняя или ослабляя их негативное влияние.
Важная особенность воспитания заключается в том, что оно осуществляется людьми, которые имеют специальную профессиональную подготовку в этой области (воспитатели, преподаватели) или уполномочены обществом (семья).
Влияние воспитания на личность
Роль воспитания в формировании личности современным обществом воспринимается неоднозначно. Многие отрицают воздействие воспитания, предписывая развитие личностных качеств исключительно социуму и природным задаткам. Однако нельзя согласиться с таким утверждением.
Как показала педагогическая практика, с помощью воспитательных методов можно откорректировать даже особенности темперамента. Конечно, сделать это можно только в том случае, если человек сам этого хочет, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.
Особенности нервной системы личности являются определяющими при выборе методов и средств воспитательного воздействия. Ведь скорость психических процессов влияет на поведение человека и его способности.
Говоря о воздействии воспитания на личность, нельзя не отметить влияние семьи на развитие человека.
Семейное воспитание закладывает основы поведения, восприятия и мировоззрения. Воспитательное воздействие определит в дальнейшем судьбу ребенка, ведь родители, исходя из своего понятия о правильности тех или иных понятий, прививают их ребенку.
Воспитание личностных качеств будет возможным только в том случае, если человек вовлечен в определенную сферу деятельности. Так, например, если в семье увлекаются музыкой, то занятия в этом направлении смогут развить музыкальный слух, голосовые связки.
Стремление к здоровому образу жизни приблизит всех членов семьи к регулярным занятиям спортом. Они, в свою очередь, будут содействовать развитию мышц и общей подвижности суставов, укреплению защитных сил организма.
Отношение взрослых к воспитанию детей должно базироваться на собственном развитии, стремлении развить свои лучшие качества, чтобы на наглядном примере продемонстрировать молодому поколению правильность жизненных установок.
Можно долго рассказывать о пользе чтения, но если родители последний раз брали в руки книгу еще до рождения ребенка, то вряд ли отпрыск поймет, зачем ему нужно такое скучное времяпровождение.
Увлеченность взрослых каким-либо видом деятельности обязательно передастся детям. Важно, чтобы малыши чувствовали заинтересованность родителей в том, чему они их учат.
Коллективное воздействие
Семья, в которой растет и развивается маленький ребенок, является первым коллективом, влияющим на становление личности малыша. Более того, постоянно взаимодействуя друг с другом, члены «семейного клана» дополняют и углубляют воспитательные процессы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что хорошо организованный воспитательный процесс всегда имеет двустороннюю направленность: родители воспитывают детей, а дети воспитывают родителей.
По мере взросления ребенка увеличивается влияние воспитательного воздействие других коллективов: друзей на детской площадке, группы в детском саду, класса в школе.
Роль коллектива в воспитании личности сложно переоценить, так как социальное окружение диктует те законы, которые приняты в обществе. И их соблюдение является обязательным условием для полноценной жизнедеятельности человека.
Однако определяющим моментом является то, какое воздействие оказывает коллектив на формирование личности. Не нужно забывать, что оно может быть и отрицательным. В этом случае целенаправленное воспитание будет призвано скорректировать или устранить это отрицательное влияние. Правда, сделать это не так просто.
Маленький ребенок еще не имеет правильных жизненных ориентиров, поэтому все, что его окружает, становится предметом подражания.
Подросток, пытаясь самоутвердиться и доказать свое право на самостоятельные решения, часто оказывается под сильным влиянием «плохих компаний». Попадает под воздействие коллектива, из которого выйти ему впоследствии будет не так уж просто.
Взрослые люди ведут привычный образ жизни в сложившемся коллективе. Даже если их что-то не устраивает, им сложно найти душевные силы, чтобы выйти из-под влияния общественного мнения.
Следовательно, коллективное воздействие на развитие личности, как ребенка, так и родителей, очень велико. Поэтому и ребенку, и взрослому необходимо воспитывать желание самосовершенствоваться, ставить перед собой определенные воспитательные цели, чтобы в случае необходимости иметь желание и возможность противодействовать негативному влиянию общественного мнения.
Сочинение на тему роль воспитания в жизни человека
Сочинение на тему роль воспитания в жизни человека
Готовые аргументы для сочинения ЕГЭ, в которых подчеркивается:
Проблема роли семьи в формировании личности ребенка Проблема вляиния родителей на развитие личности человека Проблема преемственности поколений Проблема воспитания Возможные тезисы:
Чаще всего дети вырастают такими же, как и их родителиИменно в семье в личности ребенка закладываются нравственные ценности и жизненные принципыДети перенимают от родителей, которые служат для них примером, как положительные, так и отрицательные чертыД. И. Фонвизин комедия «Недоросль»
Ярким примером влияния родителей на формирование личности ребенка является комедия Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова вкладывала немалые суммы в образование единственного сына. Она любила Митрофанушку всем материнским сердцем и чрезмерно баловала его, жалела и лелеяла без повода, не замечая недостатков сына. Ребенок, понимая свою ценность в глазах матери, пользовался своим положением. Излишняя опека Простаковой привела к тому, что юноша вырос ленивым, эгоистичным и необразованным человеком, неспособным любить даже собственную мать. (69 слов) Доказательством того, что дети многое перенимают от родителей, может послужить комедия Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова нанимала учителей для сына, хотя сама была неграмотной. На глазах Митрофанушки она колотила слуг, оскорбляла мужа, проявляла полное неуважение к окружающим и вела себя по-хамски, или же, наоборот, льстила богатым гостям. Неудивительно, что юноша вырос таким же и вел себя грубо даже по отношению к собственной матери. Увидев, как сын отталкивает самого родного человека, Стародум подвел итог: «Вот злонравия достойные плоды!» (76 слов)
Б. Л. Васильев роман «Не стреляйте в белых лебедей»
Проблема влияния семьи на личность ребенка затрагивается и в романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Егор Полушкин, главный герой, проявлял трепетное и бережное отношение ко всему живому. Его сын Колька перенял от отца любовь к природе. Когда мальчик узнал, что живодер Вовка собирается насмерть замучить щенка, он, не задумываясь, отдал свой спиннинг ради спасения животного, хоть и понимал, что больше ему такого никогда не подарят. (66 слов) В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» показывается, как похожи дети на своих родителей. Бурьянов, будучи лесничим, злоупотреблял своим положением. Вырубал лес, обдирал липы, не следил за порядком на вверенной ему территории. Не далеко отца ушел и Вовка, который за деньги провожал туристов туда, где охота и рыбалка были запрещены. (51 слово) В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» показано, что дети перенимают от родителей как положительные, так и отрицательные черты. Егор Полушкин любил все живое, и его сын был таким же: писал стихи про бережное отношение к природе, а ради спасения щенка отдал свой новенький спиннинг живодеру. Лесничий Бурьянов, пользовался своим положением, вырубал лес, обдирал липы, что служило не лучшим примером для его сына Вовки. Мальчик рос безжалостным и алчным шантажистом. (71 слово)
А. С. Пушкин повесть «Капитанская дочка»
Проблема влияние семьи на личность человека затронута и в повести Пушкина «Капитанская дочка». Андрей Гринев уделял большое внимание воспитанию сына, желая, чтобы мальчик стал настоящим мужчиной. Провожая Петрушу на службу, отец дал ему наказ: «Береги платье снову, а честь смолоду». Возможно именно благодаря этому юноша проявлял себя с лучших сторон во время мятежа, демонстрируя отвагу, честность и жажду справедливости. (59 слов)
Л. Н. Толстой роман «Война и мир»
Ценности семьи передаются от родителей к детям и примером этому может послужить роман Толстого «Война и мир». В семье Ростовых, где нравственные ценности играли далеко не последнюю роль, дети: Николай, Петр и Наташа, – переняли от родителей такие качества, как открытость, честность и доброта. В семье Курагиных, где все решали деньги, Элен и Анатоль выросли такими же корыстными и эгоистичными, как их отец. (63 слова)
Сочинение ГВЭ: Воспитание — дело великое, им решается участь человека (для 11 класса)
(418 слов) Известный литературный критик Виссарион Белинский однажды сказал: «Воспитание — дело великое, им решается участь человека». Действительно, человек без этапа становления и обучения так и останется невежественным, ограниченным, инфантильным. Для наиболее полной реализации себя в обществе ему необходимо приобрести жизненный опыт и получить знания и наставления от более мудрых людей. Эту закономерность подтверждают многочисленные примеры.
Вспомним повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Автор показал, что участь человека определяет именно воспитание. Петр Гринев получил от отца важные наставления и имел возможность черпать мудрость из общения с ним. Старый дворянин научил сына беречь честь смолоду и служить отечеству на совесть. Поэтому когда судьба подвергла Петра испытаниям, он с честью их выдержал. Он не перешел на сторону Пугачева и был верен присяге, что бы ни случилось. Но совершенно по-другому вел себя Алексей Швабрин, который не получил должного воспитания и был далек от семьи. Алексей при первой же возможности предал своих товарищей и переметнулся на сторону мятежников, чтобы спасти свою жизнь и получить власть в крепости. Он не помог семейству Мироновых, которое приняло его с такой теплотой. Герой даже воспользовался его несчастьем, чтобы приобрести выгоду — шантажировать Марью и вынуждать ее принять его предложение. Поэтому и судьбы у обоих героев были разные: Петр завел крепкую семью и заработал уважение на службе, а Алексей был осужден за измену. Воспитание во многом определило такой исход событий.
Не менее интересный пример мы встречаем в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль». В семье Простаковых сына баловала деспотичная и невежественная мать, которая своим примером показывала ему, как надо жить. Простакова грубила слугам и домочадцам, выше всего ценила деньги и положение. Она не желала учиться и развиваться, поэтому с годами ее недостатки лишь усугублялись. Зато сыну она позволяла делать все, что он хочет, поэтому Митрофан вырос неблагодарным, изнеженным и инфантильным невежей. А вот Софья, его дальняя родственница, получила совсем другое воспитание в кругу семьи. Она была смиренной, благонравной, верила в Бога и выше всего ценила родных. Она была умной и доброй девушкой. Этими же свойствами души отличался ее дядя — Стародум. Сразу видно, что в их семье принято развивать нравственные качества и стремиться к духовному росту. Поэтому в финале Простаковы лишаются всего имущества и видят неблагодарность сына, а Софья выходит замуж по любви и обретает счастье. Их судьбы — прямое следствие воспитания.
Таким образом, воспитание определяет участь человека и формирует его будущее. Если он воспитан плохо, то в жизни его не ждет ничего хорошего. Он не сможет приспособиться к миру, где ценятся положительные качества. Если же личность полноценно развивалась и прошла жизненные уроки, то ее путь становится легче и успешнее, ведь все люди тянутся к хорошему.
Роль воспитания в жизни человека
Когда мы видим грубого человека, большинству из нас обычно хочется сказать о нем, то, что он невоспитанный. При этом, подразумевается, что в становлении человека как личности, чуть ли не единственную роль, играет воспитание. Видеоверсия публикации: Вот этот момент я бы хотел разобрать. Во-первых, для начала стоило бы обозначить разницу, между действительными личностными качествами конкретного человека и его жизненными ориентирами на данный момент. Последние с течением времени и в зависимости от обстановки, у одного и того же индивидуума могут поворачиваться, без преувеличения, на 180 градусов. История знает массу примеров, когда разбойники становились праведниками, отъявленный бандит превращался в ярого поборника правды и справедливости. Хватает случаев и обратных метаморфоз. Сам я никогда не был сторонником того, что в чьих-то личностных качествах воспитание играет главную роль. На мое счастье, или несчастье, не знаю, чего я больше в жизни от этого получил, природа наделила меня любознательностью и способностью анализировать увиденное. Так уж вышло, что вся жизнь, особенно, детство и юность, состояли у меня из сплошных перемен. К 20-ти годам я повоспитывался в трех детсадах, проучился в пяти школах, пролежал 12 раз в больницах по самым разным поводам, имел уже четвертое место работы и даже успел жениться и развестись. Это я к чему? Да к тому. что материала для наблюдений и выводов, у меня было достаточно. Причем, все из первых рук. Но, я отвлекся. Еще в детском саду мое внимание обратил на себя тот факт, что одни дети добрые, вдумчивые, участливые и бескорыстные, а другие, ехидные, безжалостные, грубые и драчливые. И что примечательно, те, кого я знал с самого раннего детства, за десятилетия совершенно не изменились. Когда мне о ком-то говорят, что он стал другим, то я отвечаю примерно так. Значит, или ты его толком не знал раньше, или человек поменял свои жизненные ориентиры, что и заставило его изменить модель поведения. Но стать другим стать, никто не может, в принципе. Все мои жизненные наблюдения за десятками и десятками людей в течении жизни, обязывают меня сделать вывод, каким человек родился, таким его и закопают. Изменил поведение по отношению к кому-либо, или изменил свои взгляды на определенные вещи, это совсем не значит, что он стал другим. Пример из моей жизни. В разное время в разных местах, выходило так, что определенные люди находились у меня в подчинении. И хотя мне в жизни везло на хороших учителей, и один из них не раз предупреждал меня, что с подчиненными нельзя быть на короткой ноге, чтобы потом не кусать локти, я, оставаясь самим собой, продолжал общаться с ними, как с равными. Долго ли, коротко ли, к своему огорчению, начал убеждаться в том, что предостережения моего старшего товарища вовсе не с пустого места взяты. Раз за разом приходилось констатировать, что те, кто фактически, без меня мало что мог, начинали лезть мне на голову. Я стал анализировать, за что получаю такую благодарность? Вот тогда слишком разоткровенничался, признался в своих слабостях, в другой раз, пропустил мимо ушей издевку, или колкость, ну а теперь, получаю, что заслужил. Приходилось резко менять политику отношений, надо сказать, что начать проявлять твердость, и отношение к вам, достаточно быстро переходят в нужное русло. Никаких шуток, разговоры только по делу, минимальный контакт. Все, несколько дней и на тебя уже смотрят, и воспринимают тебя, совсем по-другому. И вот зачем я привел этот пример. В глазах подчиненных мне людей я стал другим, но ведь в сущности я остался прежним. Вроде бы кощунственно сравнивать людей с животными, но иногда просто напрашивается аналогия. Ко всем собакам мы ведь не можем относиться одинаково. Нет, можем, если не боимся за это поплатиться. Если одна псина позволяет потрепать себя за ухо, то с другой такая фамильярность не пройдет, с одной лучше по-доброму, а с другой нужна строгость. Собственно говоря, в общении с гомо сапиенсами, та же история. Большинство людей, доброту, подсознательно принимают за слабость, и учитывать это необходимо. Если вы видите, что кто-то стал другим, то, скорее всего, он просто изменил свое отношение к некоторым вещам. Может быть, решил, что добрым быть невыгодно и пробует стать злым. Если он добрый по натуре, то это, скорее всего, ненадолго. Для понимания различия между личностными качествами и жизненными приоритетами (первые постоянны, вторые преходящи), возьмем разные общества. Мы все, примерно, представляем, разницу в мировоззрениях школьной группы ребят из отличников-хорошистов и ватаги разбитных двоечников-троечников. Эта сравнение мне очень близко, потому как, сам я, временами примыкал то к тем. то к другим. И еще, мне понятно, что можно, оставаясь, тем же человеком, совершать, разнесенные во времени, диаметрально-противоположные, в отношении морали, поступки. Я, например, одни свои действия вспоминаю с теплом, потому что это был я, а вот за другие мне стыдно. Потому что, это тоже был я, но ненастоящий, а прогнувшийся под давлением обстоятельств, под влиянием глупых примеров временных авторитетов и ложных жизненных ориентиров. И все же, может ли дать что-то человеку то, что называют воспитанием? Собственно, неважно кем, родителями, школой, улицей, армией, зоной, в конце концов. Воспитание может нам дать только понимание того, что общество считает правильным, а что нет. Но, тут, опять же, смотря, какое общество. Ведь мораль, это, всего лишь, гласные и негласные договоренности больших групп людей. То, что считалось, к примеру, вполне себе моральным в гитлеровской Германии, позже стало неприемлемым априори и даже уголовно наказуемым, в разных странах, включая саму Германию. А в современной Украине идеи нацизма становятся снова моральными. Разве мало людей, которые недавно считали того же Бандеру фашистским прихвостнем и отбросом, теперь на него молятся, томно закатывая глаза? Да тысячи, если уже не миллионы. Но, теперь давайте представим, что в Украине, наконец-то, к власти пришли люди вменяемые, что мы увидим? А увидим мы, как те, кто сейчас позиционирует себя нацистом, станут открещиваться, как от своих слов, так и от действий. Причем. делать они это будут, совершенно искренне. Так же искренне, как сейчас верят в тот белогорячечный бред, который несут с площадей и экранов. Вот и скажите мне, кто этих людей так воспитал? Вы говорите, воспитание, всему голова. Для подавляющей массы людей, всему голова, телевизор. И перевоспитывается, (читай — перепрограммируется), эта биомасса за пару недель просмотра определенных телепередач.