роль воображения в жизни человека познавательно интеллектуальная и аффективно защитная

Функции воображения: познавательно-интеллектуальная и аффективно-защитная. Развитие воображения в дошк.возр

роль воображения в жизни человека познавательно интеллектуальная и аффективно защитная роль воображения в жизни человека познавательно интеллектуальная и аффективно защитная роль воображения в жизни человека познавательно интеллектуальная и аффективно защитная роль воображения в жизни человека познавательно интеллектуальная и аффективно защитная

роль воображения в жизни человека познавательно интеллектуальная и аффективно защитная

роль воображения в жизни человека познавательно интеллектуальная и аффективно защитная

В развитии воображения в дошкольном детстве выделяются 2 стадии.

Первая стадия (от 2-х до 4-х лет) характеризуется преобладанием непроизвольного характера возникновения представлений. Образы воображения у ребенка, как правило, формируются непроизвольно, спонтанно, определяются ситуацией, в которой он находится.

Вторая стадия (от 4-х до 6-ти лет) связана с появлением активных форм воображения, когда оно становится произвольным. Первоначально возникновение активных форм воображения связано с инициативой, исходящий со стороны взрослого. Позднее сам ребенок начинает использовать произвольное воображение без участия взрослых. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи являются не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. При этом воображение начинает выполнять уже две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную. Первая функция связана с приобретением информации об окружающем мира и формированием практических навыков у ребенка, а вторая — с регуляцией психического состояния.

Познавательно-интеллектуальная (или гностическая) функция воображения позволяет ребенку:

• заполнить пробелы в знаниях;

• объединить разрозненные впечатления в единую целостную картину мира;

• удовлетворять познавательные потребности;

• эмоционально участвовать в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни;

• планировать свои действия.

Аффективно-познавательная функция воображения связана осознанием ребенком своего «Я». Она означает, что через воображаемую ситуацию ребенок избавляется от внутреннего напряжения, порождаемого страхами, беспокойством, неудовлетворением потребностей, тревожными вос­поминаниями.

Детское воображение отличается от воображения взрослых. Это связано с тем, что в основе воображения дошкольников лежит не­большой жизненный опыт, поэтому происходит своего рода перекомбинирование накопленной информации. Это обусловливает то, что дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям. Другой особенностью воображения детей яв­ляется то, что для них интересен сам процесс создания новых образов, ситуаций, персонажей, а для взрослого создаваемый образ чаще всего выступает в роли побудителя к деятельности.

Большую роль в развитии воображения имеют внешние опоры, в качестве которых выступают различные предметы. В начале дошкольного возраста ребенок еще не может себе представить мысленное действие с предметом. Ему очень сложно осуществлять действия замещения вне практических, непосредственных действий. Поэтому для младших дошкольников опорами в различных видах деятельности выступают игрушки, картинки и т. д. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает, что связано с интериоризацией (переходом во внутренний, психический план) внешних действий. Интериоризация наблюдается в двух планах:

• в переходе к игровому действию с предметом, которого в дея­тельности не существует;

• в использовании предмета в новом смысле и совершении с ним мысленных действий.

Развитие воображения отражается на развитии всей познавательной сферы. Оно обусловливает мыслительную деятельность, способствует расширению словарного запаса, развивает произвольность. Воображение также отражается на развитии самосознания ребенка. Благодаря ему, дошкольник спосо­бен выйти за пределы конкретной ситуации, посмотреть на себя со стороны.

Важнейшим достижением познавательного развития дошкольника является развитие произвольности познавательных процессов, в том числе воображения. У дошкольника доминирует непроизвольное воображение (создаваемые образы чаще всего связаны с тем, что сильно взволновало и увлекло). К концу дошкольного возраста ребенок начинает произвольно планировать некоторые свои действия.

Источник

Сила воображения: на что она способна и почему важно ее развивать

роль воображения в жизни человека познавательно интеллектуальная и аффективно защитная

Что такое воображение

Согласно классическому учебнику Роберта Немова по общей психологии, воображение — это психологическая особенность человека, которая позволяет ему действовать не только в реальном, но и в придуманном им самим мире, придумывать нечто новое и воплощать его в реальность.

В философии воображение рассматривают как составную часть творческого процесса. В учебнике «Общая психология» доктор психологических наук Артур Петровский отмечает, что для выполнения повседневных задач нужно не меньше воображения, чем для творческих: например, чтобы смастерить стул, нужно сначала представить себе его назначение, высоту, форму, размер и изготовить детали в соответствии с этим образом.

В быту термин «воображение» часто используют как синоним чего-то нереального, несуществующего. Выражение «Ну ты воображаешь» в разговорной речи — мягкая форма фразы «Ты врешь», то есть, сознательно искажаешь действительность. Психологи с этим не согласны: по «Словарю Выготского» воображение и действительность связывают четыре процесса.

Виды воображения

Чтобы правильно пользоваться воображением, нужно знать, какие виды существуют и за что они отвечают. Согласно учебнику по психологии доктора психологических наук Анатолия Маклакова, воображение бывает активным и пассивным.

Активное воображение

Активное воображение — способность человека по собственной воле вызывать в воображении образы, чтобы воплотить их в жизнь. Этот тип воображения используется при любой творческой деятельности: когда ученый ставит перед собой цель изобрести новое устройство или когда ребенок решает, как ему нарисовать маму. Если художник придумывает дракона, чтобы потом сделать его макет или 3D-анимацию — это активное воображение.Активное воображение бывает:

Карл Юнг использовал активное воображение в аналитической терапии как метод выявления бессознательного: пациент задает исходную точку (например, фрагмент сна) и позволяет воображению развить его в целые сюжеты. Бессознательное обретает смысл, воплощается в материальную форму — рисунок, танец, игру, — и человек начинает лучше понимать себя и других людей.

Пассивное воображение

Пассивным воображением называют мечты и образы, которые возникают в голове человека, но не воплощаются в жизнь. Если активное воображение ставит цели, то пассивное погружает в другую реальность: человек мечтает попасть в другое время, или познакомиться с героем фильма. Если офисный сотрудник погружается в грезы о мире огнедышащих драконов, чтобы пережить скучное совещание на работе — это пассивное воображение.

Пассивное воображение бывает:

Преобладание пассивного воображения в жизни человека может привести к отрыву от действительности и торможению психического и социального развития. В крайних случаях может развиться синдром патологического фантазирования. Люди с таким расстройством живут в выдуманной однотипной реальности, воспринимают происходящие там события как более важные и теряют интерес к действительности.

Роль воображения в жизни

Воображение нужно не только детям и художникам. Оно необходимо для мышления, памяти, эффективной работы и многого другого. Отвечаем на самые популярные вопросы о роли воображения в жизни человека.

Почему воображение важно

Согласно исследованию медицинского журнала Американской академии неврологии, у людей среднего и пожилого возраста, которые занимаются творческой деятельностью, на 73% меньше риск проблем с памятью и мышлением, легких когнитивных нарушений, которые приводят к деменции.

Воображение необходимо для важных психических процессов:

Помогает ли воображение достигать успехов в работе

Эксперты Harvard Business Review считают, что именно воображение позволяет бороться с кризисными ситуациями. По данным исследования Института Брюса Хендерсона, 14% компаний смогли пережить экономические спады и выдержать конкуренцию за счет инвестиций в новые точки роста в бизнесе — чтобы увидеть эти точки, нужно обладать воображением и представлять, какие пути развития могут быть успешными.

Правда ли, что у детей воображение лучше

У детей воображение действительно работает активнее: для взрослых мир знаком, а ребенок только начинает в нем осваиваться. Воображение необходимо ему для наблюдения, создания и осмысления новых образов.

Во время конференции TEDxTucson доктор Джордж Лэнд рассказал о длительном исследовании NASA в области креативности: 1 600 дошкольникам в возрасте 4–5 лет предложили решить некую проблему новым способом. По результатам теста 98% детей набрали количество баллов на уровне «творческих гениев». Пять лет спустя только 30% той же группы остались на таком же уровне, еще через пять лет — 12%. Когда тест провели среди более 1 млн взрослых в возрасте около 31 года, выяснилось, что только у 2% такой же уровень креативной гениальности.

Кандидат психологических наук Александр Веракса отмечает, что отсутствие воображения у ребенка — признак патологических процессов, часто — синдрома раннего детского аутизма: без воображения невозможна игра, с помощью которой ребенок примеряет на себя «взрослые» обязанности — готовку, вождение автомобиля, воспитание малышей.

Как понять, что у человека нет воображения

Людей без воображения не бывает: хочет человек того или нет, но его мозг создает образы. Однако некоторые не могут мысленно воспроизводить звуки и визуализировать. Такую особенность ученые называют афантазией. Согласно исследованию специалиста по когнитивной и поведенческой неврологии Адама Земана, люди с афантазией видят сны, но не могут создавать визуальные образы наяву, а еще часто страдают нарушениями памяти.

Есть люди с противоположным феноменом — гиперфантазией: им достаточно услышать слово «дракон», чтобы представить форму его хвоста, текстуру чешуи и цвет пламени из пасти. У большинства людей воображение развито средне, но существуют способы его улучшить.

Как развить воображение: шесть способов

Ищите новые хобби

Согласно исследованию Калифорнийского университета в Сан-Франциско, занятия творческими хобби в нерабочее время увеличивают работоспособность сотрудников. Самый надежный способ пробудить воображение — попробовать себя в деле, в котором у вас нет никакого опыта. Изучение нового требует, чтобы мозг думал (а нейроны соединялись) иначе. Это открывает новые перспективы и создает почву для творчества.

Мечтайте

Согласно отчету креативного агентства We Are Social, среднестатистический пользователь интернета в возрасте от 16 до 64 лет каждый день проводит в Сети 6 часов 43 минуты — это 100 дней в год, более четверти своей жизни. Постоянное поглощение информации не оставляет времени, чтобы помечтать. По данным исследования научного издания Behavioral Scientist, люди, которые погружаются в грезы в течение дня, чаще принимают творческие решения и испытывают приливы вдохновения. Постарайтесь помечтать, а не скроллить ленту соцсетей, пока ждете очереди в магазине, едете в автобусе или перекусываете на скамейке в парке.

Гуляйте

Ходьба погружает в креативное, вдохновленное состояние. Исследование Стэнфордского университета 2014 года показало, что при ходьбе креативность в среднем на 60% выше. Постарайтесь отправиться на прогулку без телефона и не по проторенному маршруту.

Окружайте себя креативными людьми

Согласно исследованию научного журнала Child Development, дети из творческих семей растут более креативными. Этот лайфхак работает и со взрослыми: творческое окружение вдохновляет думать нестандартно.

Играйте

Согласно исследованию психологического журнала Journal of Play, игры в детском возрасте влияют на развитие креативности в будущем. Позвольте себе отказаться от рациональных аспектов взрослой жизни и принять другую реальность: пусть коробка станет ракетой, а телефон — космическим бластером. Пригласите друзей или семью присоединиться к вам, а еще лучше попросите детей принять вас в их игру и учитесь у мастеров.

Если поначалу задание покажется сложным, стоит попробовать дать волю воображению в медитации, установить контакт с внутренним ребенком, начать вести дневник и вспомнить свои детские фантазии.

Окружайте себя синим цветом

Исследование Университета Британской Колумбии в Ванкувере показало, что синий цвет повышает производительность при выполнении творческих задач, потому что ассоциируется с открытостью и умиротворением. Добавьте синие предметы в интерьер или просто создайте обстановку, которая вдохновляет.

Источник

Воображение и его роль в жизни человека

роль воображения в жизни человека познавательно интеллектуальная и аффективно защитная

Такой психический процесс, как воображение, играет особую роль в жизни человека. Оно способствует не только творческой деятельности, как многие могут подумать, но и задействуется в решении более приземленных и бытовых вопросов, хотя сам субъект может этого и не осознавать. Как утверждал выдающийся теоретик психологии Л.М. Веккер, воображение является сквозным процессом, который тесно связан со всеми другими психическими функциями, например, памятью, мышлением и волей. Такая точка зрения дает нам понять, что развитое воображение в целом является хорошим помощником в любой жизненной ситуации.

Мир воображения: воображение в психологии

Воображение в психологии понимается как сложный психический процесс, который создает новые образы предметов, ситуаций и явлений на основе прошлых восприятий. Проще говоря, воображение – это создание чего-то нового из чего-то старого. Представление того, как выглядит давно разрушенный античный храм на основе его описания или же придумывание несуществующего животного с рогами и крыльями используют уже известные элементы для того, чтобы мы поняли, как выглядит то, чего на данный момент в действительности не существует.

Мышление и воображение

Специфика понятия воображения заключается в том, что его сложно отделить от того же наглядно-образного мышления (оперирование образами, а не вербальными единицами – слова, слоги, обороты, оклики и т.д – для решения задачи, без использования предметов из этой задачи в реальной жизни). Долгое время существовала идея, что воображение способно создавать мысли, которые по своей сути являются сформированными психикой связями между образами и/или знаниями. Но такой подход не мог долго существовать, ведь тогда мышление, как психический процесс, не имело бы никакого смысла. Ученые пришли к выводу, что основной отличительной чертой воображения будет создание именно новых, ранее не воспринимаемых человеком образов. роль воображения в жизни человека познавательно интеллектуальная и аффективно защитнаяА.В.Брушлинский, советский и российский психолог, подчеркивает тесную взаимосвязь мышления и воображения на основе того, что воображение оперирует продуктами мышления (общениями, умозаключениями, анализом, синтезом и абстракцией), а само мышление опирается на те чувственные образы, что создает воображение.

роль воображения в жизни человека познавательно интеллектуальная и аффективно защитная

Виды воображения

На сегодняшний день в психологии разделяют следующие виды воображения:

Так же существует категоризация воображения на основе области ее применения. роль воображения в жизни человека познавательно интеллектуальная и аффективно защитнаяНапример, французский психолог и педагог конца 19 столетия Теодюль Рибо приводит следующие виды:

Механизмы воображения

На данный момент в психологии известны следующие механизмы воображения, позволяющие ему выполнять свои функции:

роль воображения в жизни человека познавательно интеллектуальная и аффективно защитная

Значение воображения

Значение воображения отражается в любой жизненной ситуации, а некоторые его функции присущи только людям, что делает нашу стадию развития воображения филогенезе одной из отличительных черт человека, как видароль воображения в жизни человека познавательно интеллектуальная и аффективно защитная. Воображение стало важным достоянием человеческой психики благодаря следующим его функциям:

Помимо функций, как психического процесса, воображение также выполняет свою роль, как причина индивидуальных особенностей человека. То, как и сколько человек использовал свое воображение, влияет на проявление творческой деятельности, воли, склонности и желанию к конкретному виду активности. В рамках своей социо-исторической концепции Выготский посвящает проблеме роли воображения в становлении личностных особенностей индивида целую книгу – «Воображение и творчество в детском возрасте».

Фантазия и воображение

Некоторые авторы рассматривают фантазию и воображение, как синонимичные понятия, однако их стоит разделить. По своей сути, фантазия является продуктом воображения, отличительной чертой которого можно назвать его нереализованность. Она призвана выполнять компенсаторную функцию для регуляции эмоциональных состояний; может быть активной или пассивной, в основном, рассматривается, как репродуктивный процесс. Фантазируя, мы не направлены на осуществление содержания наших фантазий, которые являются для нас интимными, а их источник находится в нашем бессознательном. Однако, фантазии могут подтолкнуть нас к действиям, для которых будет использоваться уже продуктивное воображение. Такая цепочка является основой для многих произведений искусств и научных открытий.

Развитие воображения

Как уже было показано, воображение – важный компонент психической деятельности. Его развитие способствует личностному росту. Поэтому не удивительно, что многие хотят улучшить его показатели. Именитый режиссер Константин Станиславский, разрабатывая свою актерскую систему, уделил внимание способам развития воображения.

Развивая свое воображение, нам не просто становится легче решать творческие задачи. Наше воображение, тесно взаимосвязанное со всеми психическими процессами, является важной составляющей, которая помогает найти выход из любой сложной ситуации.

Источник

Роль воображения в жизни человека

Лекция 5

Воображение

§ 1. Понятие о воображении. Что такое воображение. Чем воображение отличается от восприятия. Каковы основные виды воображения человека.

§ 2. Роль воображения в жизни человека. Для чего человеку нужно вооб­ражение. Какую роль воображение играет в планировании управления дея­тельностью человека. Какова роль воображения в регуляции процессов удовле­творения потребностей человека. Какова роль воображения в различных ви­дах творческой деятельности человека.

§ 3. Природные факторы и социальные условия, влияющие на вообра­жение. Каким образом воображение человека связано с процессами, происходя­щими в организме. Как органические процессы, влияют на воображение челове­ка. Каким образом психические процессы и состояния человека воздействуют на его воображение. Какова связь воображения с тем, что происходит в жиз­ни человека, вокруг него.

§ 4. Развитие воображения. Можно ли развивать воображение. Что следу­ет понимать под развитием воображения. Каковы основные направления раз­вития воображения. Что представляют собой средства развития воображения.

Понятие о воображении

Что такое воображение.Воображение можно определить как процесс представления информации в виде образов, при­чем речь идет о таком ее представлении, при котором образы отличаются от реальной действительности. Иными словами, в образах, рождаемых воображением человека, всегда содер­жится нечто такое, чего нет в реальной действительности.

С воображением мы имеем дело, когда думаем о будущем или когда пытаемся представить себе то, что в данный мо­мент времени отсутствует или не может быть воспринято. С воображением мы имеем дело в наших мечтах, фантазиях, грезах. Воображением мы пользуемся и в том случае, когда занимаемся творческим процессом, который включает в се­бя образы в качестве продуктов творчества. Из сказанного можно сделать вывод о том, что воображение человека име­ет много общего с его восприятием, памятью и мышлением. Чтобы уточнить, что понимается под воображением, рассмо­трим отличия воображения от названных выше познаватель­ных процессов.

Чем воображение отличается от восприятия, памяти и мышления.Обсуждая данный вопрос, можно говорить, с од­ной стороны, об отличиях воображения как познавательно­го процесса от указанных выше других познавательных про­цессов, а с другой — об отличиях образов, рождаемых вооб­ражением человека, от образов, связанных с функционированием познавательных процессов. Время от времени мы бу­дем говорить как о первых, так и о вторых отличиях вооб­ражения от восприятия, памяти и мышления.

Восприятие — это процесс порождения образов в резуль­тате непосредственного воздействия информации на органы чувств человека, причем соответствующая информация ка­сается реально существующих предметов и явлений, кото­рые воздействуют на органы чувств в данный момент вре­мени. Восприятие — это процесс порождения образов в от­сутствие реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Иными словами, в восприятии образы рождаются лишь тогда, ко­гда связанные с ними предметы и явления присутствуют в окружающем мире и воздействуют на органы чувств чело­века, а в воображении образы возникают, когда соответст­вующие предметы и явления отсутствуют. В этом заключа­ется первое отличие воображения от восприятия.

Второе отличие воображения от восприятия состоит в том, что образы восприятия более или менее точно отража­ют объективно существующие явления и предметы и обыч­но не имеют в себе такого, чего не было бы в этих предме­тах и явлениях. Образы, рождаемые воображением челове­ка, всегда несут в себе нечто, чего нет в реальной действи­тельности. Иногда они являются продуктом чистой фанта­зии, то есть ничему в реальной действительности не соответ­ствуют вообще.

Достаточно близка к воображению человека его образная память. Но и здесь можно увидеть существенные отличия воображения от памяти. Прежде всего, память может вос­произвести лишь то, что человек когда-то запомнил. В ней нет ничего такого, чего не было бы в памяти человека, дол­говременной или оперативной. Правда, могут иметь место искажения, ошибки памяти, но и они не являются случай­ными и по своему содержанию практически всегда чем-то напоминают то, что сохранилось в памяти. Образы, рождае­мые воображением, всегда имеют в себе нечто ранее несущестовавшее в памяти.

роль воображения в жизни человека познавательно интеллектуальная и аффективно защитная роль воображения в жизни человека познавательно интеллектуальная и аффективно защитнаяВоображение, особенно творческое, напоминает мышле­ние. Как продукт, так и результат творческого воображения представляют собой придуманный человеком образ. Однако когда мы говорим о мышлении, под ним мы понимаем целенаправленный процесс решения задачи, результат которого как бы известен заранее.

Приступая к творческому мышлению, человек знает, что он собирается создать, и постоянно сверяет продукт своего образного мышления с намеченной целью. Для творческого воображения никакой заранее намеченной цели не сущест­вует. В творческом воображении рождаемый фантазией че­ловека образ непредсказуем, появляется и изменяется в са­мом процессе и почти всегда является в чем-то неожидан­ным для самого человека.

Теперь, определив, что такое воображение, и выяснив его отличия от восприятия, памяти и мышления, попробуем от­ветить на вопрос:

Каковы основные виды воображения человека.Таких видов у человека несколько. Это — пассивное и активное воображение, репродуктивное и продуктивное (творческое) воображение. Рассмотрим каждый из этих видов воображе­ния в отдельности.

Пассивным называют воображение, в котором образы рож­даются самопроизвольно, без участия сознания и воли челове­ка. Они появляются в голове, всплывают, изменяются неожи­данно, и человек не в состоянии их контролировать. Приме­рами пассивного воображения являются образы сновидений и галлюцинаций, а также образы, возникающие во время болез­ненных изменений сознания человека, например в бреду.

Активное воображение — это воображение, рождающее образы при активном участии сознания и воли человека. Здесь человек ставит перед собой цель придумать, предста­вить нечто в виде образа, и последовательно, контролируя процесс, решает определенную задачу. Примерами активно­го воображения выступают образы художников, писателей, инженеров, которые занимаются сознательным творческим трудом. Активно воображение ребенка, который придумыва­ет что-то, например, рисует, сочиняет и т.п.

Репродуктивное воображение — это воображение, которое в основном воспроизводит известное, имея, конечно, в порож­даемых им образах значительную долю фантазии. Так, напри­мер, репродукция картины известного художника является более или менее точной ее копией, но вместе с тем чем-то от­личается от оригинала. Репродуктивным можно также на­звать воображение, образы которого созданы на основе известных элементов, путем их нового сочетания или новой комби­нации. Если, к примеру, ребенок сложил известную мозаич­ную фигуру из предложенного ему набора элементов, то вооб­ражение такого ребенка будет репродуктивным.

Продуктивным называют воображение, порождающее со­вершенно оригинальный образ, который в целом и по частям существенно отличается от всего известного. К примеру, в большинстве случаев продуктивным будет воображение ху­дожника, писателя, инженера, которые создают новое про­изведение искусства, литературы или новую технику.

Роль воображения в жизни человека

Для чего человеку нужно воображение. Каковы основ­ные функции воображения.Человек, по-видимому, являет­ся единственным из всех живых существ, обладающих ак­тивным и продуктивным воображением. Следовательно, вполне резонно поставить и попытаться найти ответ на воп­рос о том, какую роль эти виды воображения играют в жиз­ни человека. Но у него также есть и два других, названных выше, вида воображения: пассивное и репродуктивное. На­верное, и они решают важную задачу в жизни людей. Отве­тить на вопрос о том, для чего человеку нужно воображение, можно, раскрыв его основные функции.

Воображение, во-первых, позволяет человеку представлять в виде образов и идей то, что он не может непосредственно вос­принимать в данный момент, или то, что вообще или в данный момент времени не существует в действительности. Например, человеку может понадобиться представить какой-либо пред­мет, которого нет в его поле зрения в настоящий момент, или то, что он только еще собирается создать (воображение худож­ника, писателя, актера в момент начала их творческой дея­тельности), и тогда он обращается к своему воображению.

Во-вторых, воображение необходимо, чтобы в образной форме решать некоторые задачи, не действуя практически с вещами, а только манипулируя в сознании образами вещей, с которыми эти задачи связаны. К примеру, решая задачу удобной расстановки тяжелых и крупногабаритных пред­метов мебели в комнате, человек сначала мысленно, в своем воображении, представляет картину новой расстановки ме­бели, и только затем, решив, что она оптимальная, предпри­нимает соответствующие практические действия.

роль воображения в жизни человека познавательно интеллектуальная и аффективно защитнаяВ-третьих, воображение помогает человеку выйти за пре­делы настоящего времени и, перенеся себя мысленно в про­шлое или в будущее, проиграть в уме соответствующие дей­ствия. Например, анализируя уже совершенные нами по­ступки, мы иногда мысленно переносим себя в прошлое и представляем, каким бы было наше поведение, если бы мы действовали по-другому. Если, напротив, возникает задача хорошо подготовиться к будущему, то мы в своем воображе­нии представляем себе будущую ситуацию и различные ва­рианты своего поведения в ней.

У человеческого воображения есть и две специальные, психологческие функции. Одна из них называется психоди­агностической, а другая — психотерапевтической. Психо­диагностическая функция воображения заключается в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно су­дить о его психологии.

Эта функция активно используется в психологических те­стах, где человеку предлагается что-либо придумать (напри­мер, несуществующее животное), сочинить рассказ, усмот­реть что-либо определенное в беспорядочном нагромождении линий, красок, фигур и т.п. Предполагается, что в продук­тах фантазии человека непосредственно отражаются его пси­хологические особенности. Подвергая продукты фантазии человека специальному анализу, мы можем сделать опреде­ленные выводы о его психологии.

Психотерапевтическая функция воображения в свою оче­редь состоит в том, что через него можно оказывать поло­жительное влияние на психологическое состояние и поведе­ние человека. Известно, что, произвольно вызывая у себя определенные образы, мы через них можем изменять свои собственные психические и физические состояния. Предста­вляя, например, жаркое лето, солнце, мы начинаем внут­ренне ощущать тепло. Мысленно воображая, что мы нахо­димся на морозе, мы начинаем ощущать холод.

1 Аутогенная тренировка — это метод практической психологии, включаю­щий в себя освоение человеком системы физических, дыхательных и других специальных упражнений, связанных с самовнушением и рассчитанных на эф­фективную психофизиологическую саморегуляцию человека.

Гештальттерапия — это метод групповой практической психологии, где во­ображение используется для того, чтобы представлять себе какого-либо челове­ка присутствующим в данный момент времени и вести с ним открытый диалог. Нейролингвистическое программирование — это также один из методов психо­терапии, основанный на активном использовании воображения в терапевтиче­ских целях, в частности, для образного представления самого себя, как бы наблюдающего за самим собой со стороны.

Есть, однако, и типичные, довольно часто встречающиеся в жизни каждого человека случаи, когда все люди время от времени обращаются к ис­пользованию воображения. Эти случаи связаны с планирова­нием и управлением деятельностью человека, с регулирова­нием процесса удовлетворения потребностей, с различными видами творческой деятельности.

Какую роль воображение играет в планировании и уп­равлении деятельностью человека.Когда человек планиру­ет свою деятельность, он, естественно, пытается предста­вить, как она может разворачиваться в будущем. Это буду­щее для него еще не наступило, и представлять его можно лишь в воображении. Следовательно, любое планирование будущего основано на достаточно активном воображении че­ловека, и чем богаче его воображение, тем детальнее и на бо­лее длительный срок он может планировать свою жизнь на будущее.

В качестве примера планирования деятельности с участи­ем воображения можно взять размышления шахматиста над своим очередным ходом. Опытный шахматист может почти наверняка спланировать развитие ситуации на шахматной доске на несколько шагов вперед, причем хорошо представ­ляет ее в своем воображении, прежде чем принять оконча­тельное решение.

То же самое делает и опытный бизнесмен, принимая ка­кое-либо решение по развитию бизнеса, опытный политик, принимая определенное политическое решение, рассчиты­вая на то, что оно вызовет в обществе определенный резо­нанс. Вообще, в любой деятельности способность мысленно представлять себе всевозможные варианты развития собы­тий в будущем выступает как одно из профессионально зна­чимых качеств человека. Проверку уровня развития такой способности часто включают в процедуры профессионально­го отбора людей. Не менее важна роль воображения в управлении актуаль­ной деятельностью человека, то есть деятельностью, кото­рой он занят в данный момент. Дело в том, что планирова­ние человеком любой его деятельности, особенно целенапра­вленной, всегда несколько опережает происходящие в ней реальные события, если, конечно, это сознательно управля­емая деятельность. Всякий очередной свой шаг в этой дея­тельности человек должен соотносить с ее целью, то есть представлять себе, приблизится он или, напротив, удалится от соответствующей цели, предприняв очередное, связанное с данной деятельностью, действие.

Какова роль воображения в регуляции процесса удов­летворения потребностей.Далеко не все свои потребности в силу тех или иных причин человек в состоянии постоянно и полностью удовлетворять, и это обстоятельство порождает у него хроническое состояние неполной удовлетворенности жизненно важных потребностей. Если бы дело обстояло та­ким образом, что у человека не было другого пути избавле­ния от чувства неудовлетворенности, кроме полного удовле­творения соответствующих потребностей, то ему никогда бы не удалось добиться нормализации своего психологического состояния.

К счастью, человек обладает уникальной способностью в какой-то степени удовлетворять свои потребности в вообра­жении, то есть не только реально, но и символически. К примеру, если человек мечтает о том, чтобы оказаться в ка­ком-либо привлекательном для него месте, но не может сде­лать этого вообще или в данный момент, то он может просто представить себе, что уже находится в желаемом месте. От этого, конечно, его потребность не будет полностью удовле­творена и окончательно не исчезнет, но ее острота, тем не менее, существенно снизится.

Какова роль воображения в различных видах творче­ской деятельности человека.Без богатого воображения лю­бая творческая деятельность человека была бы невозмож­ной. Это объясняется следующим.

Во-первых, сам продукт творчества или будущая цель творческой деятельности всегда представлены сначала в во­ображении творца и только затем становятся реальностью. Прежде чем нарисовать картину, художник в своем вообра­жении строит ее замысел.

Во-вторых, первончальный творческий замысел или про­ект почти никогда не остаются неизменными и чаще всего существенно изменяются в ходе самого творчества. Это из­менение задуманного в ходе творческой деятельности явля­ется именно ее неотъемлемым свойством и не может проис­ходить иначе, как в воображении.

1 Описано более 20 видов защитных механизмов. Начало исследованиям за­щитных механизмов было положено З.Фрейдом, рассматривавшим их как фор­мы разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериори-зованными социальными требованиями и запретами, и А.Фрейд, видевшей в них также механизм разрешения внешних конфликтов, адаптации к социаль­ному окружению.

В-третьих, способности, талант любого творца не в пос­леднюю очередь оцениваются людьми именно по богатству его воображения. Что останется от картин известного ху­дожника Сальвадора Дали, если из его творчества убрать то, что относится к богатой творческой фантазии самого худож­ника, и оставить лишь то, что касается высокого техниче­ского мастерства его кисти? Это сразу же поставило бы Да­ли в ряд множества других, малоизвестных художников, ко­торые владеют кистью не хуже, чем он. А разве мы не оце­ниваем достоинство автомобиля, в частности, по оригиналь­ности его дизайна?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *