роль веры в жизни печорина
Роль веры в жизни печорина
Вера – второстепенный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В статье приведена информация о персонаже из произведения, цитатная характеристика.
Полное имя
Не упоминается. Печорин называет Веру только сокращенно — она была его бывшей любовью.
Вера! – вскрикнул я невольно.
Она вздрогнула и побледнела.
Возраст
Неизвестно. Скорее всего ровесница Печорина (около 25 лет), так как была была его бывшей любовью.
Отношение к Печорину
Влюбленное. Вера — бывшая возлюбленная Печорина, к которой он до сих пор питает чувства.
Я ее крепко обнял, и так мы оставались долго. Наконец губы наши сблизились и слились в жаркий, упоительный поцелуй
я обязана сказать тебе все, что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя любит.
женщину, которую любил в старину
я ее не обману: она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть
воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей; я ей это повторял всегда
что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстям
Внешность Веры
Очень хорошенькая, но очень, кажется, больная… Не встретили ль вы ее у колодца? – она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностию…
сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью
Дверь отворилась; маленькая ручка схватила мою руку
Социальный статус
Замужем второй раз. Муж сильно старшее — она вышла за него из-за сына.
Она решительно не хочет, чтоб я познакомился с ее мужем – тем хромым старичком, которого я видел мельком на бульваре: она вышла за него для сына
Он богат и страдает ревматизмами. Я не позволил себе над ним ни одной насмешки: она его уважает, как отца, – и будет обманывать, как мужа
Вера — дальняя родственница Лиговских по мужу.
какая то дама из новоприезжих, родственница княгини по мужу
Муж Веры, Семен Васильевич Г…в, – дальний родственник княгини Лиговской
Дальнейшая судьба
Уезжает вместе с мужем
Помню только, что под конец нашего разговора он оскорбил меня ужасным словом и вышел. Я слышала, как он велел закладывать карету…
Личность Веры
Замечательная девушка, склонная к самопожертвованию. Все поступки Веры объясняются двумя вещами: любовью к сыну и Печорину. Ради первого она вышла замуж за старика, а ради второго рискует всем.
Муж сильно старшее — она вышла за него из-за сына.
я пожертвовала собою, надеясь, что когда нибудь ты оценишь мою жертву, что когда нибудь ты поймешь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий. Прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей… и убедилась, что то была надежда напрасная
она его уважает, как отца, – и будет обманывать, как мужа… (о втором муже)
я обязана сказать тебе все, что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя любит.
Болезнь
Вера чем-то сильно болеет, опасается за свою жизнь, но надеется на выздоровление:
очень хорошенькая, но очень, кажется, больная…
Вера больна, очень больна, хотя в этом и не признается; я боюсь, чтобы не было у нее чахотки или той болезни, которую называют fievre lente – болезнь не русская вовсе, и ей на нашем языке нет названия
я, может быть, скоро умру, я чувствую, что слабею со дня на день… и, несмотря на это, я не могу думать о будущей жизни, я думаю только о тебе…
Живительный горный воздух возвратил ей цвет лица и силы
Статьи в тему:
Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:
Отношения Печорина и Веры в романе “Герой нашего времени”: любовь и взаимоотношения
Меню статьи:
Отношения Веры и Печорина из романа Лермонтова «Герой нашего времени» выглядят очень трагическими и в некой мере парадоксальными. В тех случаях, когда отношения героев становятся невозможными из-за ряда социальных или исторических причин (например, Эразм и Лиза, Ромео и Джульетта) трагизм обретает черты масштабного характера – сложно противостоять эпохе или общественным порядкам, но когда трагизм отношений заключается в индивидуальных чертах (безответная любовь), трагизм ощущается особо остро.
В такие моменты приходит понятие, что иногда счастье человека не осуществилось из-за того, что близкий ему человек не был готов пойти на решительные меры.
Отношения Печорина и Веры до встречи на Кавказе
Вера и Печорин были давними знакомыми. Лермонтов не детализирует описание этих отношений, сформировавшихся до описываемых событий на Кавказе. Незначительные фразы позволяют предположить, что этих людей связывала давняя влюбленность, которая неизвестно почему не переросла в нечто большее, например, в брак. Несмотря на то, что Печорин и Вера долгое время не общались, между ними сохранились теплые, дружеские отношения. Вполне вероятно, что былая симпатия не позволила развиться чувству озлобленности или обиды друг на друга.
Развитие отношений в Кисловодске
Новый виток в отношениях Веры и Печорина припадает на момент пребывания их в Пятигорске и Кисловодске.
В этот период Вера находится в состоянии физического и морального истощения – она серьезно больна, вполне вероятно, что эта болезнь, которая напоминает неизлечимую лихорадку, станет роковой в жизни женщины, так как производимое лечение не приносит существенных результатов. К тому же Вера несчастлива в браке – она вышла замуж за нелюбимого человека и теперь терзается от отсутствия романтических чувств по отношению к своему мужу.
Печорин же на момент встречи находится на грани депрессии – он не находит своего места в жизни, позволяющего ему ощутить моральное удовлетворение.
После долгой разлуки молодые люди встречаются вновь, и между ними вспыхивает былое чувство.
Замужество Веры не становится препятствием к развитию отношений – чтобы избежать огласки, молодые люди встречаются тайно.
Однако идиллия в их отношениях длилась недолго – Печорин, гонимый желанием вызвать у Веры приступ ревности, начинает показательно ухаживать за княжной Мери, доставляя этим немалые душевные муки Вере.
Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой Григория Печорина” в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
Несмотря на такое эгоистичное отношение к себе, Вера не перестает любить Печорина – она искренне переживает за исход дуэли. Преследуемая страхом потери и душевными муками, Вера признается мужу в своих отношениях с Печориным. Между супругами возникает ссора, которую, впрочем, Вера практически не помнит – ее внутреннее состояние и моральное потрясения не позволяют ей здраво оценить все происходящее. В результате, женщина, написав прощальное письмо Печорину, уезжает вместе с мужем.
Напрасность жертвы Веры
Тонкая душевная организация Веры в комбинации с незаурядным умом становится ключевым фактором, поддерживающим интерес Печорина по отношению в женщине.
Однако это не позволяет избежать Вере ошибок в отношениях. С одной стороны, она осознает пагубность этих отношений и их обреченность. Вера понимает, что Печорин по отношению к ней поступает подобно любому мужчине – он всего лишь пользуется ее благосклонностью и влюбленностью, но с другой же стороны, она надеется, что станет той женщиной, которая исцелит Печорина от его вечной неудовлетворенности и хандры.
Для этой цели женщина готова принести себя в жертву, взамен надеясь получить то же самое – определенную жертву со стороны Печорина, позволившую бы ей стать счастливой, и познать радость гармоничной жизни, но Печорин не делает ответного хода. С одной стороны, такой его поступок выглядит крайне эгоистичным, другой – закономерным. Каковыми бы ни были благими намерения Веры, но Печорин не просил ее об этой жертве.
Вера, как бы это ни было печально, руководствовалась исключительно своей инициативой, а она, как известно из пословицы, наказуема. Общий трагизм ситуации усиливается еще и тем, что Печорин не обещал Вере каких-либо ответных действий со своей стороны. В результате Вера, будучи истинно влюбленной в Печорина, испытывает душевные муки из-за несправедливого безответного отношения к своей персоне, в то время как Печорин, не дававший никаких обещаний и лишь принимающий жертву, спокоен – по его меркам, он ничего не должен Вере.
Любил ли Печорин Веру?
Отношения Веры и Печорина кажутся более чем прозаичными. Прямолинейные высказывания о страстном влечении друг к другу и о возникновении романтических чувств позволяют говорить о том, что Вера стала единственной женщиной в жизни Печорина, которую он действительно любил.
В то время как в других случаях возникшая страсть также быстро затухала, как и появлялась, отношения с Верой лишены такой быстротечности. Спустя время, женщина все также остается желаемой Печориным.
Получив прощальное письмо Веры – Печорин терзается в сомнениях – как ему поступить, стоит ли догнать Веру в пути, что также наталкивает на мысль о наличии более глубоких чувств, чем просто временное увлечение.
Однако у этой истории есть и другая сторона медали. Печорин ухаживает за княжной Мери, чтобы вызвать приступ ревности у Веры – ему нравится осознавать, что он становится причиной душевных терзаний и мук. Разве с любимыми так поступают?
В некой мере Печорин действует эгоистично по отношению к женщине – его мало волнуют возможные последствия подобных отношений вне брака, как, впрочем, и дальнейшая судьба Веры.
После прочтения письма Печорин не испытывает терзаний совести за свой неблагородный поступок – у него в душе все также царит пустота и хаос.
В результате можно сказать, что Вера в жизни Печорина была, безусловно, важным и значимым человеком. Определенно у него возникали к Вере сильные, глубокие чувства, но вполне вероятно, что Печорин, который сам находился в дисгармонии со всем миром, не был в состоянии осознать всю значимость в своей жизни этого человека. Искренняя любовь Веры стала поводом Печорину самоутвердится, потешить свое самолюбие и эгоизм.
Вера же в свою очередь, будучи несчастливой в браке надеялась с помощью отношений с Печориным обрести душевное спокойствие и счастье. Она настолько пленена молодым человеком, что готова пожертвовать всем, что у нее есть, только ради надежды на призрачное счастье.
Печорин и Вера
Печорин и Вера – герои, с которыми связана любовная линия в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Отношение Печорина к Вере наиболее полно раскрывает личность центрального персонажа и его отношение к женщинам в целом.
Начало отношений
Вера и Григорий познакомились еще до момента повествования. Автор детально не описывает то, что было ранее, однако говорит о том, что отношения Печорина и Веры были наполнены страстью. Из разговора героев понятно, что они встречались, когда Вера была замужем. Героиня признается, что Печорин приносил ей только несчастия: «С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий». Он только мучил ее «пустыми сомнениями и притворной холодностью».
Встреча героев
Печорин узнает, что на Кавказ прибыла женщина с родинкой на щеке. Он сразу понимает, что это Вера. Известия о ее появлении заставили Печорина задуматься о своих истинных эмоциях: «Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? и почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках?».
Григорий Александрович встречается с Верой, и их чувства загораются с новой силой. Герои видятся в тайне от всех, потому что Вера находится замужем за человеком, которого она не любит, но уважает.
Вера говорит Печорину, что она его любила и любит до сих пор: «Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться».
В результате муж Веры узнает о взаимоотношениях Печорина и Веры, между ним и женой происходит ссора. Однако Вера даже не помнит, о чем они говорили, что она отвечала. Вера говорит, что возможно, она сказала ему, что до сих пор любит Печорина.
Все это заставляет мужа Веры принять решение отъезда из Кисловодска. Вера пишет прощальное письмо Печорину и уезжает. В письме героиня признается Печорину, что никогда она больше не будет любить никого другого, потому что ее душа «истощила» на него все «свои сокровища, свои слезы и надежды».
Любовь Печорина
Печорин признается Вернеру в своих чувствах: «Узнаю в вашем портрете одну женщину, которую любил в старину…».
Вера в жизни Печорина играла огромную роль, потому что только она одна была способна понять настоящую сущность героя: «Это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями». Именно поэтому его отношение к ней не похоже на любовные связи с другими женщинами. Можно говорить о том, что Вера была единственной женщиной, которую любил Печорин в своей жизни.
Хотя Вера говорила, что Печорин «любил ее как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучно и однообразна», он не может без ее любви. Он думает, почему она не хочет видеться с ним, ведь «любовь, как огонь, – без пищи гаснет».
Когда Вера уезжает, он пытается догнать ее и загоняет до смерти свою лошадь. Это говорит о том, что для него Вера имела огромное значение. Это не кратковременный роман, а долгое чувство.
После расставания главный герой романа «Герой нашего времени» понимает, что он потерял свое счастье, что ее «горький прощальный поцелуй» не сможет принести радости, потому что тогда им будет еще больнее расставаться. Печорин искренне переживает трагичный финал отношений. Однако многие его поступки по отношению к Вере говорят о его эгоистичности и горделивости. Герой не смог построить отношения с женщиной, которая его любила, потому что он одинок во всем мире, и он это понимал. Отношения с Верой были для него прошлым, с которым суждено было расстаться.
Отношения Печорина и Веры (взаимоотношения героев)
Вера – одна из героинь повести Лермонтова «Княжна Мери» и самая большая любовь Григория Печорина.
Их взаимоотношения длятся долгие годы, но так и не переросли в нечто большее. Не дождавшись предложения от Григория, Вера уже второй раз вышла замуж за немолодого, но состоятельного человека, чтобы обеспечить будущее своего сына от первого брака.
Она приезжает вместе со своим мужем на лечение в Пятигорск и встречает там Печорина. Между ними вновь вспыхивает любовь. Так как Вера связана узами брака, влюблённые вынуждены встречаться тайно.
Чтобы подогреть чувства своей возлюбленной и вызвать у неё ревность, Печорин одновременно ухаживает за молоденькой княжной Мери. Вера мучительно страдает от этого. Она прекрасно понимает пагубность и обречённость их отношений, но в то же время не может от них отказаться, настолько сильны её чувства к Григорию. Вера готова принести себя в жертву их любви и ждёт такого же отношения от Печорина, но всё напрасно. Особенно сильно она переживает за Григория перед его дуэлью с Грушницким. Терзаемая муками страха за исход дуэли, Вера во всём признается мужу. По этой причине между супругами происходит крупная ссора. Вера стремится сохранить семейные отношения, поэтому принимает решение навсегда расстаться с Печориным. В отчаянии она пишет ему прощальное письмо и вместе с мужем покидает курорт.
Печорин любит Веру, как никакую другую женщину, но, вместе с тем, для него важнее свобода, которую он не готов променять ни на кого. За всё время их отношений Григорий никогда и ничего не обещал своей возлюбленной, надеясь, что и её устраивает такая любовь без обязательств. Вера, в свою очередь, ни о чём и не просила его.
Герой руководствуется только своими эгоистическими соображениями, когда волочится за княжной Мери. Он не думает о переживаниях своей возлюбленной, о том, что своим поведением причиняет ей боль. Наоборот, Григорию доставляет удовольствие терзать тех, кто его любит.
Насколько ему дорога Вера, он осознаёт лишь только тогда, когда получает от неё последнее письмо. Это единственный в жизни Печорина человек, который понимал и принимал его всеми его слабостями и недостатками. Он пытается догнать Веру, но загоняет до смерти лошадь.
Таким образом, заканчивается эта грустная история любви, которая не принесла героям счастья, а создавала лишь одни проблемы. И виноват в этом Печорин, потому что он не способен на самопожертвование в отношениях даже с любимыми людьми.
2 вариант
Герои романа Григорий Печорин и Вера были знакомы задолго до встречи на Кавказе. Их отношения, это встречи и расставания, воспоминания и ожидания. Интерес и некоторое равнодушие с одной стороны, любовь, ревность, страдание с другой. Они давно не общались, но по некоторым словам можно предположить, что в прошлом их связывали нежные чувства.
Вера оригинальный тип женщины, мученица своего чувства. В ней есть основа истинной женственности, способность любить, жертвовать собой, прощать. Обладает умом и проницательностью. Она могла бы составить счастье любого мужчины. Замужем за нелюбимым человеком. Ее мучает и огорчает отсутствие своих чувств в отношении к мужу.
Григорий, офицер, выходец из дворян, с сильной желающей страсти душой, с твердой волей и потребностью в деятельности, но с заботой только о себе самом. Умен и наблюдателен. С презрением относится к людям, играет на их слабостях. Находится в депрессии, ищет свое место в жизни. Но ничего не приносит ему душевного удовольствия.
Судьба снова сводит Печорина и Веру. Старая симпатия перерастает во взаимное влечение, и она готова на измену ради своей любви. Ее любовь, беззаботная, самозабвенная, не знающая границ могла бы согреть ожесточенное и холодное сердце Печорина. В отношениях с Григорием это увлеченная и беспечная женщина, без гордости и достоинства. А Печорин в своей любви к Вере все тот же эгоистичный человек, отвергающий в себе любовь, чувства к женщине, не стараясь и не желая что-то вкладывать в развитие отношений. Чтобы развлечься, вызвать ревность Веры он принимается ухаживать за княжной Мери. Вера страдает, но принимает его недостатки и не перестает его любить.
При известии о дуэли между Печориным и Грушницким, терзаемая страхом и внутренними переживаниями за исход поединка, Вера признается мужу в своей любви к офицеру. Супруги ссорятся, и муж увозит ее. Вера пишет Печорину письмо, где прощается с ним.
Прочитав письмо Печорин не чувствует угрызений совести за свое эгоистичное отношение к любившей его женщине. В его душе пустота и неразбериха. Возможно, у него и возникало искреннее желание осчастливить Веру. Ведь не просто так он загнал коня, догоняя экипаж, и плакал лежа на мокрой траве от бессилия и безысходности.
Несчастная в браке, Вера в отношениях с Печориным пыталась обрести внутреннюю гармонию. Она готова была отдать все ради счастья с любимым человеком. А Печорин ее любовью самоутвердился, порадовал свою эгоистичность.
Рассуждение
Несмотря на то, что изначально он встречался с книжной Mepи, у них ничего не получилось. Печорин напрочь забывает обо всём, когда встречают девушку Веру. Она запоминается ему, а их роман длится долгие годы. Основной особенностью этих отношений являются то, что их чувства то затихает, то разгораются, не давая влюблённым заскучать.
Вера знает, как найти подход к Печорину. Она понимает его как никто другой, рассматривая внутренний мир с максимальной четкостью. Перед тем, как уехать, она оставляет Григорию письмо, через текст которого можно понять всё отношение Веры к своему возлюбленному. Несмотря на то, что Вера состоит во втором браке, ей приходится изменить своему мужу с Григорием.
Если проводить параллели между Верой и Печориным, то можно увидеть, что у них очень хорошо подходят характеры, что позволяет им уживаться друг с другом, не мучаясь от ревности и других негативных эмоций.
После отъезда Веры проходит некоторое время. По счастливой случайности они встречаются в Пятигорске, возвращаясь к своему роману с новой силой. Чуть ранее произошла дуэль между Печориным и Гpyшницким, что узнаёт Вера. Она пытается подробнее узнать о событии, однако не выдерживает и вновь сознается в своих чувствах. Печорин делает то же самое, ведь именно этого он ждал от неё. Чуть позже муж узнаёт об этом, стремясь увести женщину из города. У мужа очень много денег и большие связи, из-за чего ему это удаётся.
Важное место Веры в сердце Печорина
Несмотря на то, что Печорин никогда не становился зависимым от отношений, Вера всё равно занимала почетное место в его сердце. Она смогла изменить его характер, став настоящим другом и спутником жизни. Она была единственной девушкой, которая Печорин смог полюбить. К слову, он занимал в её сердце аналогичное место.
Также читают:
Картинка к сочинению Отношения Печорина и Веры
Популярные сегодня темы
Эта повесть, принадлежащая перу Распутина довольно необычное произведение. Герои этого произведения – это люди, живущие на острове. На этом острове есть деревня под названием Матера.
Рассказ Льва Николаевича Толстого «Детство» является первой книгой из великой трилогии писателя. В ней он повествует свое детство, и жизнь людей в тот период времени. Для того чтобы понять как жили люди
Действия романа Виктора Гюго «Человек, который смеется» происходят в Англии. В центре событий стоит трагедия. Жизнь Гуинплена начиналась хорошо. Он родился в семье лорда Линнея Кленчарли
После прочтения рассказа Михаила Александровича Шолохова “Судьба Человека ” ощущаются непередаваемые впечатления. Вообще, этот рассказ основан на реальных событиях. Однажды, А. М. Шолохов встретил Андрея Соколова
Виталий Валентинович Бианки – всемирно известный детский писатель о природе, о ее проявлениях, на счету которого тысячи издательств, которые не теряют своей актуальности и в настоящее время.
Характеристика Веры в романе «Герой нашего времени»
Вера – одна из героинь повести Лермонтова «Княжна Мери» и самая большая любовь Григория Печорина.
Их взаимоотношения длятся долгие годы, но так и не переросли в нечто большее. Не дождавшись предложения от Григория, Вера уже второй раз вышла замуж за немолодого, но состоятельного человека, чтобы обеспечить будущее своего сына от первого брака.
Она приезжает вместе со своим мужем на лечение в Пятигорск и встречает там Печорина. Между ними вновь вспыхивает любовь. Так как Вера связана узами брака, влюблённые вынуждены встречаться тайно.
Чтобы подогреть чувства своей возлюбленной и вызвать у неё ревность, Печорин одновременно ухаживает за молоденькой княжной Мери. Вера мучительно страдает от этого. Она прекрасно понимает пагубность и обречённость их отношений, но в то же время не может от них отказаться, настолько сильны её чувства к Григорию. Вера готова принести себя в жертву их любви и ждёт такого же отношения от Печорина, но всё напрасно. Особенно сильно она переживает за Григория перед его дуэлью с Грушницким. Терзаемая муками страха за исход дуэли, Вера во всём признается мужу. По этой причине между супругами происходит крупная ссора. Вера стремится сохранить семейные отношения, поэтому принимает решение навсегда расстаться с Печориным. В отчаянии она пишет ему прощальное письмо и вместе с мужем покидает курорт.
Печорин любит Веру, как никакую другую женщину, но, вместе с тем, для него важнее свобода, которую он не готов променять ни на кого. За всё время их отношений Григорий никогда и ничего не обещал своей возлюбленной, надеясь, что и её устраивает такая любовь без обязательств. Вера, в свою очередь, ни о чём и не просила его.
Герой руководствуется только своими эгоистическими соображениями, когда волочится за княжной Мери. Он не думает о переживаниях своей возлюбленной, о том, что своим поведением причиняет ей боль. Наоборот, Григорию доставляет удовольствие терзать тех, кто его любит.
Насколько ему дорога Вера, он осознаёт лишь только тогда, когда получает от неё последнее письмо. Это единственный в жизни Печорина человек, который понимал и принимал его всеми его слабостями и недостатками. Он пытается догнать Веру, но загоняет до смерти лошадь.
Таким образом, заканчивается эта грустная история любви, которая не принесла героям счастья, а создавала лишь одни проблемы. И виноват в этом Печорин, потому что он не способен на самопожертвование в отношениях даже с любимыми людьми.
Вера – важный персонаж для понимания образа Печорина
Характеристика Веры в романе «Герой нашего времени» даёт читателю возможность лучше узнать и понять главного героя – Печорина. Вера была его единственной любовью, а ведь именно в любви человек проявляет себя ярче всего.
С Верой мы знакомимся в главе «Княжна Мери». Она вместе с мужем приезжает на отдых и лечение в Кисловодск, где к тому времени уже находится Печорин. О её приезде рассказывает ему доктор Вернер, ещё не зная, что они знакомы. Выясняется, что эта девушка – давняя любовь Печорина, и что чувство к ней не угасло в нём до сих пор. Уже зная о Печорине много нелицеприятного из предыдущих глав, эта информация о нём кажется нам необычной, раскрывает его с новой, неожиданной стороны. Неужели он способен по-настоящему любить? И кто же та женщина, которая смогла в эгоисте Печорине пробудить искреннюю привязанность?
Встреча героев
Печорин узнает, что на Кавказ прибыла женщина с родинкой на щеке. Он сразу понимает, что это Вера. Известия о ее появлении заставили Печорина задуматься о своих истинных эмоциях: «Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? и почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках?».
Григорий Александрович встречается с Верой, и их чувства загораются с новой силой. Герои видятся в тайне от всех, потому что Вера находится замужем за человеком, которого она не любит, но уважает.
Вера говорит Печорину, что она его любила и любит до сих пор: «Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться».
В результате муж Веры узнает о взаимоотношениях Печорина и Веры, между ним и женой происходит ссора. Однако Вера даже не помнит, о чем они говорили, что она отвечала. Вера говорит, что возможно, она сказала ему, что до сих пор любит Печорина.
Все это заставляет мужа Веры принять решение отъезда из Кисловодска. Вера пишет прощальное письмо Печорину и уезжает. В письме героиня признается Печорину, что никогда она больше не будет любить никого другого, потому что ее душа «истощила» на него все «свои сокровища, свои слезы и надежды».
Характеристика Веры
Портрет
Описание Веры, её внешности даёт всё тот же доктор Вернер, приятель Печорина. От него мы узнаём, что она является родственницей княгини Лиговской по мужу, «очень хорошенькая… среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка».
Лицо её поразило доктора своей выразительностью. Такие лица бывают только у людей с богатым внутренним миром, они отражают наличие у них глубоких чувств и мыслей. Таким образом, уже по одному внешнему виду Веры можно сказать, что это не пустышка, а женщина привлекательная, мудрая и тонко чувствующая.
Умение любить
Она ничего не требует от своего возлюбленного взамен, принимает его таким, какой он есть, – со всеми слабостями и пороками. Для неё наслаждение просто быть с ним рядом, ловить его взгляд, ощущать пожатие руки.
Нравственная чистота
Вера уважает своего мужа как отца и ничего не может поделать со своим чувством к Печорину. Она назначает ему тайное свидание у себя ночью в отсутствие супруга. Однако когда разразился скандал и все стали думать, что Печорин в это время посещал княжну Мери, Вера не выдерживает и во всём признаётся мужу. Лгать для неё – невыносимо.
Развитие отношений в Пятигорске
Встречи Печорина с Верой в Пятигорске были весьма короткими и прилюдными. Видеться им приходилось в основном в доме Лиговских.
Чтобы не компрометировать свои связи Вера даже позволила, и даже уговорила Печорина поухаживать за княжной Мери.
Печорину эта забава даже понравилась, ведь скучать он не любил. Хотя для Печорина интрижка с Мери была лишь временным времяпрепровождением, девушка не на шутку начала в него влюбляться. Она даже стала рассказывать ей о своих чувствах к Печорину.
Но Веру это никак не развеселило, а напротив. Она вдруг возревновала Григория к княжне.
Ценность Веры для Печорина
То, что Печорин полюбил именно эту женщину, а не какую-либо другую, говорит о том, что он нашёл в ней качества, изначально близкие и ему. Только с Верой он чувствует себя тем, кто он есть на самом деле, ему не нужно притворяться, лицемерить. С ней он может быть нежен и честен, открыто проявлять свои чувства. Она его очень хорошо понимает, потому что и сама вынуждена жить в свете, уродующем всё доброе и светлое. Насколько ему повезло встретить в этой духовной пустыне родную душу, Печорин понимает только тогда, когда теряет её.
В романе «Герой нашего времени» Вера выступает показателем здорового нравственного начала Печорина.
Тест по произведению
Развитие отношений в Кисловодске
Когда Вера переехала в Кисловодск, Печорин незамедлительно перебрался туда же. Его мечты об уединении оставались почти мечтами, так как Вера была очень осторожна. Она боялась осуждения светского общества.
Зная о своей болезни женщина боялась и за наказание Бога, чем сильно злила Григория.
Продолжая вызывать ревность у Веры, Печорин флиртовал с Мери. Мучаясь от ревности, Вера позволила Печорину прийти к себе во время отъезда мужа. Это было роковое свидание, после которого отношения уже не могли продолжаться.
Чистота и нравственность
Вера терзалась от угрызений совести перед мужем. Она ценила, уважала супруга, но не любила. Общий ребенок не сблизил. Вера всегда держала супруга на расстоянии. Засыпала с одним, думая и представляя другого. Это предательство по отношению к нему, но изменить что-то в сложившейся ситуации было невозможным.
Когда супруг уехал по делам служебным, Вера пригласила Печорина к себе домой. Она надеялась, что ночной визит в дом останется незамеченным для окружающих, но ошибалась.
Слухи разлетелись по городку довольно быстро. Общество решило, что Печорин навещал княжну Мэри, но только Вера знала, где и с кем он провел эту ночь. Устав от мучивших угрызений совести, Вера признается мужу в измене.
Любовь в ее жизни
Любовь в жизни Веры одна. Ею был и оставался Печорин. Дважды женщина пыталась устроить личную жизнь. Выходила замуж, родила сына, но не испытывала к мужьям ничего похожего с тем, что чувствовала к Григорию. Ради ребенка ей приходилось притворяться, изображая любящую, заботливую жену.
Встретив Печорина в Кисловодске, куда Вера приехала поправить пошатнувшееся здоровье, она понимает, что дорога ему по-прежнему. Все эти годы, она честно пыталась вычеркнуть его образ из памяти и забыть навсегда, но тщетно. Любовь оказалась сильнее.
Вера знала, что ей осталось недолго. Болезнь заарканила женщину, и выбраться из ее пут было невозможно. Лечение лишь поддерживало, но не исцеляло. Для Веры минуты с любимым были самыми ценными. Она вновь почувствовала себя счастливой, молодой и беззаботной. Просто быть рядом, просто ощущать его присутствие, прикосновение руки.
Конец отношений Веры и Печорина
Отношениям Веры и Печорина пришел конец. Но могло ли быть иначе? Она замужем. В то время разводы были запрещены. Церковь не давала согласие на разводы без согласия мужа.
Если бы муж согласился, то такой развод всё равно бы вызвал переполох в обществе. И получился бы огромный скандал.
Даже если бы развод совершился, и молодые воссоединились, то Печорин всё равно бы не смог обеспечить жену.
Ни богатства, ни имени у него не было. Да и длительные отношения ему, скорее всего, надоели бы. Как надоедало ему всё и все.
Печорин человек острых ощущений. Ему чуждо однообразие. Нужны лишь запретные страсти. Вера же искала тихую и спокойную, размеренную в семейном уюте жизнь.
Чувства к Печорину
Вера и Григорий были знакомы давно. Автор сухо рассказывает об их отношениях до событий, происходивших на Кавказе. По некоторым предложениям становится понятно, что девушка была давней любовью Печорина, но почему их чувства не стали чем-то большим, и пара не вступила в брак, неизвестно. Возлюбленные долгое время не виделись и не общались, но тем не менее между ними остались хорошие отношения. Возможно, именно прошлая симпатия не дала развиться обиде и злобе друг на друга.
Встреча в Кисловодске
У Веры и Григория появляется новый шанс на отношения во время их одновременного нахождения в Кисловодске.
В то время женщина была серьезно больна. И хворь отнимала у нее все физические и моральные силы. Она напоминала вечную лихорадку, и, казалось, могла забрать у Веры жизнь, ведь лечение не оказывало положительного эффекта. Состояние женщины ухудшал ее несчастливый брак. Замужество по расчету так и не смогло подарить ей счастья, она постоянно терзалась из-за нелюбви к супругу.
Печорин в момент их встречи переживал не лучшие времена. Он не мог отыскать свое предназначение и не знал, чем заняться, чтобы испытать удовлетворение. Мужчина был на грани депрессии.
Однако в момент, когда Вера и Григорий встретились, между ними с новой силой вспыхнули чувства, и пара начала тайно встречаться. Но отношениям не суждено было стать идеальными. Печорин начал проявлять знаки внимания в адрес княжны Мери, чтобы заставить Веру ревновать. Тем самым он причинял боль возлюбленной. Но несмотря на это, она не переставала любить Григория и искренне переживала за него. Испытывая страх и терзания совести, девушка обо всем рассказывает супругу. Но в конце Вера оставляет Григорию прощальное письмо и уезжает с мужем из Кисловодска домой. На этом ее история обрывается.
Напрасность жертвы
Вера привлекала Печорина своей тонкой, чувственной душой и острым умом. Но эти качества не предотвратили ошибок в отношениях. Девушка осознавала пагубность любви к Печорину и то, что связь с ним не приведет к чему-то хорошему. Она понимала, что офицер лишь использует ее влюбленность и хорошее к нему отношение. В то же время женщина надеялась стать для любимого той самой, кто вытащит его из вечной хандры и уныния.
Ради этого Вера готова принести себя в жертву. Она надеялась в ответ получить то же самое: что Печорин пожертвует собой, чтобы сделать ее жизнь счастливой и полноценной. Но это не входило в планы молодого офицера. Поступок Печорина, с одной стороны, делает его эгоистом в глазах возлюбленной и читателя, а с другой — он не просил ее об этой жертве. А поэтому не обязан был что-то давать в ответ.
Вера в принятии решений руководствовалась лишь своими мыслями, желаниями и сделала все со своей инициативы, за что и поплатилась. Драматичность ситуации усиливается тем, что Григорий не обещал ей ничего в ответ. Сравнительная характеристика чувств героев после раскрытия правды об их отношениях:
Герои чувствовали себя совершенно по-разному, Печорин был в порядке, а девушка была разбитой. Она была готова на все ради героя, он же принимал ее самопожертвование как данность и не был готов дать что-то в ответ.
Сочинение про Княгиню Веру
В психологическом романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» одним из второстепенных персонажей является девушка по имени Вера. Отношения героини с Печориным, главным героем произведения, создают любовную линию и раскрывают важную проблему.
Вера была из светского общества, приходилась родственницей состоятельной семье. Внешний вид девушки был болезненным, но ее выразительные черты лица были очень привлекательны для окружающих. Вера приезжает лечиться на воды, где ее лицо приобретает румянец и здоровый вид. У Веры был муж, который был уже пожилым, но очень состоятельным человеком, и это был второй брак в ее жизни. Она вышла за него замуж ради своего сына, которому хотела обеспечить хорошее будущее без забот. За данный поступок девушку нельзя осуждать, ведь каждый желает сделать собственного ребенка счастливым любыми вариантами.
На водах происходит встреча Веры с Печориным. Как оказалось, они были знакомы еще в прошлом, их связывали любовные отношения. Для Печорина Вера была единственной женщиной за всю его жизнь, которая смогла оставить след в его душе и сердце. Она не имела характер, присущий светскому обществу, а была простой и искренней, принимала молодого человека со всеми его недостатками. Они начинают тайно видеться и скрываться от мужа Веры, как в прошлом скрывались в ее первом браке. Счастливая и воодушевленная от встреч со своим возлюбленным Вера не сразу замечает далеко не дружеские отношения с Печорина с княжной Мери. Расстроенная девушка не выдерживает горя и ревности и рассказывает мужу о своей тайной любви. Как ни странно, супруг решает увезти девушку из этого места. Но перед отъездом она успела оставить Печорину любовное письмо, в котором изложила свои искренние чувства по отношению к нему. Герой в порыве чувств хочет догнать девушку и уже готовит лошадь, но у него хватает сил лишь разрыдаться, упав на землю. Только сейчас он начинает по-настоящему ценить Веру и ее отношение к нему, потому что понимает, что такой девушки у него в жизни больше не будет.
С помощью непростых взаимоотношений Веры и Печорина автор раскрывает актуальную и по сегодняшний день проблему. Люди начинают ценить что-то или кого-то, только потеряв это. Вера стала для Печорина единственным человеком в жизни, который способен принять его всего, не пытаясь изменить. Не дорожа этим, Печорин теряет девушку и сильно жалеет.
Другие сочинения: ← Сравнительная характеристика Печорина и Вернера↑ ЛермонтовХарактеристика и образ Княжны Мери в романе Герой нашего времени →
Образ Веры и идея веры в романе
Первое произведение XIX века, в котором героине дано символичное имя Вера, – это роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Героиня с таким именем появляется в повести «Княжна Мери» и, на первый взгляд, кажется не самым ярким персонажем романа. Так, например, видел ее В. Г. Белинский. Критик, хотя и высоко оценивал этот образ романа Лермонтова, видел Веру только слабой страдающей женщиной и о[1].
Таким образом, Вера приобретает черты страдалицы, мученицы, что приближает ее к идеальному в русской традиции женскому образу. Эта традиция стоит у истоков христианства и связана с идеей мученичества и страдания во имя веры. Позднее «болезнь» как признак идеальной женской героини будет использоваться и другими русскими писателями. Достаточно вспомнить замученную и обезумевшую от нищеты и чахотки Катерину Ивановну, мачеху Сонечки Мармеладовой, которая тоже ставится в одну линию с идеальными женщинами, потому что любовь к ближнему глубоко заложена в ее душе, пусть она сама этого и не осознает.
Еще один важный мотив, связанный с появлением героини по имени Вера, это мотив любви. Именно с этой точки зрения лермонтовская Вера подробно проанализирована в работе Н. Долининой «Печорин и наше время». Как считает исследовательница, Печорин, по сути, любит Веру, но обманывает себя, «потому что на самом деле он молод, он все может: и любить, и быть любимым, но сам отказывается от надежды, от радостей, убеждает себя, что они для него невозможны»[2]. Конечно, тема любви или семьи всегда будет в центре художественного изображения в русской классике. Однако у Лермонтова героиня по имени Вера оказалась связанной не только с идеей «веры» как таковой, но и с представлением о подлинной и настоящей любви между мужчиной и женщиной.
Чтобы понять внутренний смысл образа Веры необходимо рассмотреть всю систему женских героинь романа «Герой нашего времени» и определить, как выстроена эта система. Первой по фабульному порядку идет история, произошедшая с героем в Тамани, до того, как герой попал на Кавказские минеральные воды. Именно здесь появляется первый женский персонаж – «Ундина». Так назвал девушку, живущую на берегу залива в бедной хижине, сам Печорин, подслушав ее разговор со слепым мальчиком, а позднее, увидев и услышав странную песню этой самой девушки. Это имя, как бы нечаянно оброненное самим героем, определяет сущность героини. Само имя «ундина» отсылает нас, с одной стороны, к литературе романтизма, что характеризует отчасти стереотипное, этикетное мышление Печорина, а с другой – к языческой мифологии. Ундины или русалки – языческие существа, очаровывали путников своей красотой и пением, сбивали их с пути и увлекали в подводный мир. Именно своим пением увлекает Ундина Печорина. Сам герой характеризует девушку так: «пенье и прыганье не прекращались ни на минуту. Странное существо! На лице ее не было никаких признаков безумия; напротив, глаза ее с бойкой проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью, и всякий раз они как будто бы ждали вопроса. Но только я начинал говорить, она убегала, коварно улыбаясь…Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно». В речи Печорина подчеркивается исключительность, необычность, странность героини: он называет ее, например, «причудливым созданием». На вопрос Печорина – «А как тебя зовут, моя певунья?», она отвечает: «А кто крестил, тот знает», но кто крестил, она не знает. В конце диалога Печорин заключает: «Экая скрытная!». Из этих характеристик и описаний складывается общее представление об этом женском образе как о языческом, стихийном существе, связанным с волшебством, колдовством, тайной.
Эта семантика особенно очевидна в сравнении с именем другой возлюбленной Печорина – Верой. О ней мы узнаем чуть позже, однако сравнение двух героинь напрашивается естественным образом: ундина воплощает язычество, а Вера — христианствою Важно, что Печорин подчеркивает свою власть над Верой в следующей повести, она, по сути, его раба, это он бросил Веру когда-то. А вот Ундина-русалка – предельно свободна, она не подчинилась Печорину и пыталась погубить его, увлекая в воду. Показательно при этом и само тяготение Печорина к этой загадочной девушке, поскольку символически русалки всегда связывались в мифологии и в литературе романтизма с вредоносным началом, губительным для человека.
:
«Русалки в славянской мифологии существа, как правило, вредоносные, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, некрещеные дети. Представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными волосами. В русальную неделю, следующую за троицей, они выходят из воды и могут погубить человека: защекотать или увлечь в воду. Русалки связаны с миром мертвых. Названы, возможно, по названию древних языческих игрищ – русалий, которые резко обличались христианской церковью» (Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 390). Стихотворение «Русалка» есть и в творчестве Лермонтова.
Стремление Печорина познать тот романтический, загадочный мир, к которому принадлежит Ундина, мир беззаконно вольной жизни, который так притягивает героя, как и все новое и непознанное в жизни, так и осталось стремлением. В его словах – «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну» – есть предощущение жизненного итога, который пока не осознан до конца. Пока душа героя только встревожена тем фактом, что неопытная «дикарка» не подчинилась ему.
В повести «Княжна Мери» Печорин сталкивается еще с двумя женскими персонажами. Одна героиня – молоденькая и наивная барышня, воспитанная и пока не испорченная светом (Мери). Друга – это Вера, женщина-жертва, безропотно понимающая и принимающая свою жертвенность. Вера – сильная женщина, способная на большое чувство, лишенная, в отличие от Печорина, каких-либо эгоистических чувств и винящая в своих страданиях только себя саму. Давая характеристику Мери, сам Печорин, а вслед за ним и автор, наделяют ее идеальными чертами: «Ее легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное, ускользающее от определения, но понятное взору». Подробно Печорин останавливается на глазах Мери, подмечая важные детали: «нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они как будто бы тебя гладят». Слова, поступки, эмоции Мери искренни, лишены притворства, она еще не испорчена этикетом, она излучает вокруг себя тепло, ласку, внимание, всегда готова помочь попавшему в беду человеку. Достаточно вспомнить момент, когда Грушницкий уронил свой стакан у колодца и силился его поднять: «Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненной выразительной прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видала, кажется, тот час успокоилась». Но вместе с отзывчивостью и душевной добротой в романе отмечается ее зависимость от мнения «света», то есть – от «маменьки». Будучи чистой, естественной по натуре, она вынуждена принимать светские законы, где господствует ложь, игра, притворство, а поэтому минутой позже «проходя мимо Грушницкого, приняла вид такой чинный и важный – даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда».
Само ее имя – Мария, переделанное на европейский манер (Мери), очень значимо, оно отсылает нас к образу Девы Марии, что позволяет почувствовать присутствие намека на женскую идеальность. Но это именно намек, неслучайно имя героини звучит как чужое, иностранное. Тем не менее, эта семантика позволяет связать в некоторую общую систему двух героинь повести – Веру и Мери. Показательно, что Печорин не хочет и не может заметить хотя бы отдаленных ассоциаций с этим рядом. Рассуждая о своем желании, во что бы то ни стало заполучить расположение Мери, он говорит: «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? К чему это женское кокетство?». История с княжной схожа с историей Ундины, разница лишь в том, что Мери – светская барышня, а для Печорина свет – это родная стихия, поэтому процесс завоевания расположения и любви к нему молодой неопытной героини упрощается. Но и в этой повести, как и в «Тамани», герой, уверенный в своих беспредельных силах, оказывается в ситуации, когда неопытная Мери чуть не одержала верх над ним.
Размышляя на страницах своего дневника, Печорин говорит: «Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и рассудком непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь». Но когда Печорин сталкивается с Верой, мы видим явные противоречия между убеждениями и истинным душевным состоянием героя. С первым же ее появлением, даже не появлением, а напоминанием о ней, вскрываются противоречия Печорина. Его признание: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия», не выдерживает проверки. Стоило только появиться Вере, и он сам становится в мыслях рабом любимой женщины. Первое же упоминание о ней поразило Печорина и отозвалась в его душе каким-то болезненным звуком, не зря он записывает: «Мое сердце точно билось сильнее обыкновенного», «ужасная грусть стеснила мое сердце». С этого момента Вера ни на минуту не покидает мысли Печорина. Первая встреча у источника вновь напоминает о забытом, но не умершем в его душе чувстве. Для него, как для собственника, важно знать, любит ли его Вера или нет. В своем дневнике Печорин пишет: «Надо признаться, что я точно не люблю женщин с характером: их ли это дело!», и тут же сталкивается с сильной Верой, которая «не заставляла клясться в верности, не спрашивала, любил ли я других с тех пор, как мы расстались». В этом и проявляется сила ее характера.
Описывая первую встречу, герой говорит: «Тут между нами начался один из тех разговоров, которые на бумаге не имеют смысла, которых повторить нельзя и нельзя даже запомнить». Может показаться, что отношения между героями сводятся только к страсти, не подкрепленной духовным единством. Но Печорин одновременно замечает: «Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес» и тут же напишет: «“Что делает теперь Вера?” – думал я… Я бы дорого дал, чтоб в эту минуту пожать ее руку». Это размышление свидетельствует не просто о страсти, вспыхнувшей между Печориными и Верой, а об искреннем долговременном чувстве между ними, от которого Печорин отказывается, увлеченный исканиями «цели» жизни. Но его истинные чувства, спрятанные глубоко внутри, прорываются все-таки в тот момент, когда он теряет Веру, рыдая над трупом коня. Но в этих противоречиях и скрыта трагедия героя. Н. Долинина пишет по этому поводу: «Представим себе, что он бы ее догнал и не на “одну минуту” увидел, простился, а выполнил свои странные, бешеные замыслы. Стал бы он счастливее? Сделал бы счастливее Веру? Нет. Печорин не может быть счастлив и не может дать никому счастья – и в этом его трагедия»[3].
Таким образом, с появлением в романе Веры мы видим перед собой другого Печорина, в котором еще борются чувства с разумом, который еще не до конца превратился в «нравственного калеку». Последним моментом, когда действительно душа героя обнажается, становится момент получения письма от Веры и бессмысленная погоня за ней. До этого в своем дневнике он утверждал, что «лучшие чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». Но это оказалось не так, иначе бы не было бы ни погони «за погибшим счастьем», не было бы молитв, слез, отчаяния – всего, что испытал Печорин, поняв, что потерял Веру навсегда. Герой, не сомневавшийся в своей силе и власти над женщинами, в том числе и рабски преданной ему Вере, сам оказался рабом и на порядок слабее женщины. С присутствием Веры в его жизни в герое еще пробуждались и высокие чувства, и сострадание, и любовь к ближнему, а теперь он теряет и любимую женщину, и веру в целесообразность устроенности жизни, действительно превращаясь в «нравственного калеку». Этому подтверждение дается уже в следующей по хронологии повести – «Бэле», хотя в тексте романа она первая.
Образ черкешенки Бэлы – центральный женский образ романа, поскольку именно в нем находит свое завершение та семантика, которая связана с женскими героинями. В Бэле соединены судьбы всех предыдущих героинь: она такая же дикарка, как Ундина, такая же аристократка, как Мери, такая же рабыня и пленница, как Вера. В Бэле безоглядная любовь к Печорину соединяется с огромным чувством собственного достоинства. «Я не раба его — я княжеская дочь!» — говорит Бэла Максиму Максимычу. В этом случае мы можем видеть уподобление «княжеской дочери» Бэлы княжне Мери, которая тоже становится «рабой» Печорина, поскольку обманулась и приняла его игру. Однако в этом своеобразном уподоблении есть и различия: с Мери Печорин вынужден все-таки объясниться и сказать, что не любит ее, что смеялся над ней и не может на ней жениться. Показательно, что Печорин вспоминает об этом событии и размышляет о нем, пребывая «в этой скучной крепости», то есть рядом с Белой. Но Бэла как раз и не удостаивается аналогичного объяснения, поскольку Печорин относится к ней свысока, не считая ее «ровней».
Так в романе выстраивается своеобразная иерархия женщин Печорина: более всего он переживает ситуацию с Верой, хотя и от нее, по сути, отворачивается. Уезжая из Кисловодска после разговора с Мери, он видит труп своего коня, которого загнал, догоняя Веру, но в этот раз, пишет Печорин: «Я вздохнул и отвернулся». Так же он отвернулся и от Мери, получившей все-таки объяснения от Печорина, но впереди, если следовать хронологии событий, еще история с Белой, которую Печорин ценит ниже других, считая дикаркой и, по сути, не общаясь с ней. Все героини романа погибают (морально или физически) от неразделенной любви к Печорину, что также внушает ему мысль о собственной исключительности и избранности: он не хочет и не может «ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное». Бэлу же Печорин считает или относится к ней как к самой низшей по иерархии, потому особенно и не церемонится с девушкой. Он называет ее «азиатской красавицей», «дикаркой», которой свойственный «невежество и простодушие».
Можно полагать, что Бэла является своеобразным продолжением женских историй Печорина. Потерпев поражение в «Тамани» и «Княжне Мери» и решив разогнать скуку под черкесскими пулями, он выбирает Бэлу новым предметом для «покорения». Может быть, потому, что по его же словам ему надоело «кокетство светских барынь» или потому, что ему хотелось победить, наконец, «дикарку», что не удалось раньше с языческой Ундиной. А возможно, Печорин ищет чего-то нового, доселе ему неведомого. Опять он, как и прежде, заключает пари, но если в предыдущих повестях это пари было не словесное, а заключенное с самим собой, то теперь он держит спор с Максимом Максимычем: «Я вам даю мое честное слово, что она будет моя». Будучи игроком, постоянно ищущим приключений, он хватается за этот спор, делая все возможное, чтобы его замысел осуществился. Двигаясь к цели, он не задумывается о своих поступках и их последствиях, не думает о судьбе девушки. Похищение Бэлы, которое повлекло за собой гибель ее семьи, вовсе не осознается им как зло, он не понимает и не хочет понимать, что разрушает судьбу и жизнь плененной горянки. Печорин знает, что он и Бэла принадлежат к разным культурам, к разным мирам, но это его только подстегивает. Он пытается изъясняться на ее языке, походить на горца, открывает ей истину, с которой она поспорить не может: «аллах для всех племен один и тот же, и если он мне позволяет любить тебя, отчего же запретит тебе платить мне взаимностью?», и Бэла, казалось бы, покоряется ему.
Хронологически последняя ее гибель соединяет в себе судьбу всех остальных героинь и откровенно реализует истинную семантику «побед» Печорина. Показательно и то, что в описании последних часов жизни умирающей Белы мы видим сходство с описаниями мучающихся Веры и Мери. Так в рассказе Максим Максимыча выглядела Бэла: «она лежала неподвижная, бледна и в такой слабости, что едва можно было заметить, что она дышит». Столь же болезненны и другие героини. В Мери Печорин о, «бледные губы», «болезненный румянец», а о Вере пишет: «Вера больна, очень больна». Судьба Бэлы воплотила в явном виде то, что в других случаях было не столь очевидным. Печорин, по сути, берет ее в плен. Бэла долго противилась Печорину: как говорит Максим Максимыч, Печорин «долго бился с нею». Да и сама Бэла говорит: «Я твоя пленница, твоя раба». Печорин в этом случае выступает как «покоритель», о чем он и спорил с Максим Максимычем. Эта сюжетная ситуация, в которой описана попытка бесцеремонного овладения «азиатской красавице», проецируется и на судьбу других героинь – они все были «пленницами» Печорина.
Именно поэтому Бэла оказывается самой значительной героиней, а ее гибель – самой важной сюжетной ситуацией не только в судьбе женских героинь романа, но и в судьбе самого Печорина. В предсмертные минуты Бэла показана как глубоко думающий и чувствующий человек, сознающий свой близкий конец, но сохраняющий при этом необыкновенную цельность натуры. Именно в момент смерти Бэлы открывается внутренний смысл этой героини. Она оказалась вовсе не рабой и не пленницей, даже и не дикаркой, как думал Печорин. Наиболее в этом плане значимый момент зафиксирован в рассказе-свидетельстве Максим Максимыча. Конечно, погибая, Бэла, как и другие женские героини романа, думает о Печорине, но ее мысли и устремления совершенно иного рода. Бэла печалится, что «она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой». И сострадательный Максим Максимыч предлагает девушке принять перед смертью христианство, чтобы утешить ее в любовных переживаниях перед смертью. Наверное, он хотел, чтобы Бэла думала, приняв новую веру, о предстоящей встрече с Печориным «в раю». Но, живя любовью к Печорину, Бэла перед смертью показывает необычайную высоту и духовность своей личности, подлинной и настоящей, недоступной для понимания Печорина. В ее личности есть именно то, чего не хватает Печорину: она имеет высшие цели, знает, для чего родилась, знает, что на самом деле является истинным путем человека. Это для Бэлы – ее вера, которую она не нарушает даже во имя любви. Она отвечает Максим Максимычу, что «умрет в той вере, в какой родилась».
Так состоялась своеобразная духовная и личностная победа Бэлы над Печориным, и он это понял. Его смех, от которого у Максима Максимыча «мороз пробежал по коже», это не смех безразличия или бездушия, а знак понимания Печориным своего бессилия, слабости, ничтожности своей жизни без веры и без Веры, то есть без подлинной жизни и подлинной любви, которых он так и не узнал, гоняясь за «миражами». Осмысление этих проблем, наконец, приходит и к самому Печорину, о чем рассказывает повесть «Фаталист». Эта повесть занимает в системе повестей «Героя нашего времени ключевое положение, и без нее роман не только потерял бы в своей выразительности, но во многом утратил бы и свой внутренний смысл. Действительно, события, описанные в повести, происходят во время пребывания Печорина в крепости, откуда он отлучился в станицу на две недели. Смысл повести заключен в знаменитом монологе Печорина о «вере предков». Он пишет об этом так: «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою».
Эта исповедь Печорина не раз становилась предметом анализа в работах литературоведов. Не раз указывалось и на то, что она соотносится с текстом стихотворения «Дума», и в целом – с мотивом «судьбы и воли» в творчестве Лермонтова. Казалось бы, на такое понимание откровенно настраивает и название повести, и описанный в ней спор о предопределении. Однако присутствие этого мотива в романе в целом и в самой повести не препятствуют проявлению и иных мотивных комплексов. И, как представляется, в «Фаталисте», самым непосредственным образом связанным с сюжетной ситуацией в «Бэле», речь идет не столько о фатализме, сколько о вере. Четкая непроявленность этой темы в дневниковых записях Печорина еще раз свидетельствует о том, как трудно, погружаясь в сомнения и иронию, герой познает истинный смысл бытия. Горькое признание Печорина в том, что его поколение в отличие от «людей премудрых» не способно «к великим жертвам для блага человечества», доказывает, что ему нечего поставить на место той спасительной веры в провидение и судьбу. Эта вера была для «предков» стимулом «благородных побуждений», она в разных проявлениях присутствовала во всех женщинах, с которыми сталкивала Печорина судьба. Так герой понимает, что во всех его исканиях и метаниях нет самого главного, того, что было даже у «дикарки» Бэлы – он не верит ни во что, поэтому у него нет высших целей и высших ценностей, он не готов жертвовать собой во имя высшего и идеального.
Пояснения: «Демонизм основывается на абсолютной свободе воли его носителя, который воспринимает эту свободу прежде всего как свободу от моральных обязательств перед людьми, утверждая ее как свободу проявления его собственных волеизъявлений и в противовес идеям добра и любви выдвигает идею тотального скептицизма» (Турбин В. Н. Указ соч.).
[1] Белинский В. Г. Указ. соч. С. 424.
[2] Долинина Н. Прочитаем «Онегина» вместе. Печорин и наше время. Эссе. Л., 1985. С. 269.
[3] Долинина Н. Указ. соч. С.313.
[4] Турбин В. Н. Демонизм // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 137–138.
Любил ли Печорин Веру
Сложно сказать, любил ли Печорин Веру по-настоящему. Временами он был даже жесток, издевался над ней, заставляя ревновать к другим женщинам.
Желание удостовериться в сильных ее чувствах приводило его к связям с Мери, Бэлой. Как только от добивался цели с девушками, сразу охладевал к ним. Чего нельзя сказать о его отношениях с Верой. Вероятно, это и была его настоящая любовь.
Вера же считала, что его любовь к ней эгоистична, что он желает иметь ее всегда рядом, как собственность.
Мы можем быть уверены, что Печорин любил Веру так, как он умел. Ведь броситься в погоню за любимой осмелиться может не каждый мужчина. До такой степени, что загнать коня вусмерть.