роль университетов в жизни средневековой европы
Нищий, пьяный, злой: студенческая жизнь Средневековья
Эпоха Средневековья давно позади, а вот университетская жизнь до сих пор, кажется, осталась там.
Европейское высшее образование — продукт средневековой культуры. Именно тогда были заложены основные принципы и традиции университетов, которые переходят по наследству из эпохи в эпоху. Многие из них продолжают быть актуальными и сейчас. Тем интереснее проследить, откуда и почему они возникли и как проявляются в современности.
Университетская иерархия
Ещё по этой теме :
Расцвет первых университетов в XII веке совпал по времени с активным развитием цехового производства. Средневековые университеты создавались аналогично ремесленным цехам: вокруг известного учёного собирались ученики, которые одновременно помогали ему вести хозяйство, учились под его руководством и участвовали в исследованиях.
Перейти с одной ступени на другую запросто было невозможно: желающим предлагалось специальное задание. И если для ремесленников таким заданием было создание «шедевра» — лучшего образца изделия, то для членов научной гильдии — демонстрация знаний.
После того как студент постигал «семь свободных искусств» и сдавал экзамен, он мог претендовать на степень бакалавра, а после защиты диссертации — магистра искусств. Магистр уже мог продолжить обучение на одном из высших факультетов, после окончания которого получал докторскую степень. Непрерывное обучение могло длиться 20 лет, что с учётом средневековой продолжительности жизни занимало добрую её половину.
Устройство университетов
Европейские университеты в то время, как и сейчас, состояли из множества подструктур. Деление на факультеты появилось с созданием первых университетов. Наиболее востребованными в Средние века были юристы — из-за развития практики письменного законодательства — и богословы — благодаря расширению влияния христианства. Медицина к этому времени стала более эффективной, чем языческие целительные практики.
Так что любой средневековый университет имел четыре факультета: теологический, юридический, медицинский и артистический (факультет «свободных искусств») — подготовительный. На артистическом факультете студенты постигали тривиум (грамматику, логику и риторику), а затем квадриум (арифметику, геометрию, астрономию и гармонику), после чего поступали на один из трёх старших факультетов.
Это может быть интересно :
Аналогом современных студенческих братств были «нации», на которые делились факультеты. Члены «наций» сообща отстаивали имущественные и образовательные интересы, организовывали неформальную студенческую жизнь, помогали друг другу в беде.
Колледжи появились в то же время как общежития для нуждающихся студентов. Они создавались монашескими орденами или аристократией, а обеспечивали их существование успешные выпускники. Постепенно колледжи стали центрами университетской жизни: здесь часто преподавали, организовывали библиотеки и своеобразные подработки для студентов (к примеру, переписку рукописей, учебные консультации, секретарскую службу). Оксфорд и Кембридж вообще превратились с XIV века в конфедерацию отдельных колледжей, нанимавших преподавателей и персонал. В англоязычной образовательной среде такой тип устройства университета преобладает до сих пор.
Научное бродяжничество
Академическая мобильность сегодня — университетский принцип, возможность без затруднений перемещаться между высшими учебными заведениями для преподавания и обучения. Это учёба по обмену, приглашение иностранных преподавателей для чтения курсов и тому подобное. Принцип восходит к средневековью, когда университеты представляли единое пространство без национальных и социальных границ.
Преподавали везде на латыни, факультеты и программы обучения во всех университетах были одинаковыми, студенты штудировали одни и те же книги и разрешали одни и те же схоластические проблемы.
Учёные степени признавались во всех вузах христианского мира. Кроме того, в Средние века студенту было гораздо проще отправиться в другой город и лично познакомиться с интересующим его учёным, нежели разыскать рукописи его лекций.
Путешествия между университетами ради научных знаний были настолько распространены, что возник даже особый тип средневековой богемы, занимавшейся «научным бродяжничеством», — голиарды. Костяк голиардов составляли студенты, обучающиеся от случая к случаю в разных местах и противостоящие феодализму с его стремлением закрепить каждого человека за конкретным делом и местом. В среде голиардов зародился студенческий гимн всех времён «Гаудеамус», прославляющий профессоров, вино и студенческую свободу.
Особый статус научного сообщества
Как и сегодня, научное сообщество средневекового университета было носителем особого мировоззрения и привилегий. Первым методом познания стала схоластика — соединение христианского богословия и логики Аристотеля. На основе схоластики сформировался тип научного мышления, знакомый нам и сейчас. Обучение и преподавание стали строиться на цитировании авторитетов, формальной логике, рационализме и размышлении путём разрешения проблем.
В Средние века распространилось мнение, что образование наделяет человека не только знаниями, но и добродетелями. Оно как бы сообщало истинное благородство, превосходящее благородство по рождению. Так начала формироваться интеллигенция.
Статусность учёные подчёркивали и сами, перенимая обычаи знати. Например, в Венском университете накануне получения степени бакалавра или магистра кандидат должен был совершить церемониальное омовение, что напоминало процесс получения дворянского звания. В университетах Испании новоиспечённым докторам вручали меч, как на церемонии посвящения в рыцари.
Читайте также :
Принципом самоуправления университеты тоже обязаны средневековью. Университет тогда создавался как государство в государстве. Для его организации необходимо было получить санкции светской и церковной властей, но в остальном в университетах царили самоуправление и демократия. Ведущие должности были выборными, принятие решений осуществлялось на общих собраниях, учёные степени присуждались коллегиально. В университеты принимали всех, независимо от социального и материального положения. Высшая школа наделялась такой внутренней свободой потому, что городу было выгодно её существование: во-первых, она обеспечивала приток горожан, во-вторых, образованные работники делали своё дело гораздо эффективнее.
Миф о том, что женщинам не место в науке, тоже родом из Средневековья. В то время образование женщинам было недоступно, как существам, повинным в первородном грехе. Но кроме этого учёным настоятельно рекомендовалось соблюдать целибат, так как обучение, подобно богослужению, было несовместимо ни с чем имеющим отношение к женскости.
Прообразы лекций и семинаров
Две основные для университетов формы образовательной деятельности были заложены в Средние века. Средневековые школяры получали знания на лекциях и диспутах. Лекции по формату изменились мало. Они представляли собой чтение профессором научной или богословской литературы с комментариями и разъяснениями.
Изучаемые тексты были достаточно объёмными. К примеру, теологам читали Библию, медикам — труды Авиценны и Гиппократа. Перед началом занятия лектор, как правило, давал обзор трудов автора и изучаемой книги, доказывал подлинность текста. Для облегчения преподавания начали создаваться «суммы» — сборники ключевых мыслей книг с комментариями, аналоги хрестоматий.
Диспуты, схоластические споры, были прототипами семинаров. Диспуты строились на искусстве диалектики: на них нужно было обращать в свою пользу логические и стилистические ошибки противников, искать противоречия в их речах. Ординарные диспуты проводились еженедельно и выглядели как споры оппонентов современных дискуссионных клубов — последовательное высказывание аргументов и контраргументов к тезисам.
В ходе диспута необходимо было соблюдать моральный кодекс и христианский канон. Резкие и бранные выражения предписывалось заменять нейтральными типа «недопустимо» или «не является истинным».
Тем не менее, нередко диспуты переходили в драки, иногда с применением палки — непременного атрибута студента. Возможно, с этим связано появление крылатого выражения «argumentum ad baculum» — «аргумент к палке».
Чем-то вроде современных конференций были диспуты «о чём угодно» (кводлибеты), которые могли продолжаться неделями. На них часто обсуждались темы, имеющие фривольный или злободневный политический характер. Излюбленной, к примеру, была тема «О верности проституток клирикам».
Средневековый посвят
Из Средних веков пришла и традиция причащения новобранцев к университетской жизни. Посвящение происходило через обряд инициации, который был синонимом перерождения в качестве студента. В обществе того времени инициация занимала важное место, потому что человека определяло в первую очередь сообщество, к которому он принадлежал. А принадлежность к университету была крайне почётна.
Яркий пример инициации — обряд «Сбивание рогов». Обряд символизировал прощание с деревенским невежеством. Бакалавры унижали студента-новичка, которого именовали «быком» — агрессивным и нечистым животным. Средневекового абитуриента избивали, привязывали к его голове самодельные рога, а затем обламывали их.
В процессе инициации новичков могли заставить есть помои, полоскать горло мочой, вырывать зубы и так далее. Заканчивалось всё действо пародией на схоластическое испытание, в котором нужно было продемонстрировать сообразительность.
Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! («Итак, будем веселиться, пока мы молоды!»)
Начиная с создания первых университетов студенчество вело подчёркнуто гедонистический образ жизни. И если члены «учёного цеха» не корпели над книгами, то непременно праздно шатались по городу или распивали вино, дискутируя о насущном.
К примеру, согласно уставу Сорбонны, штрафы за поведение измерялись мерами вина, а выражение «напоить по-богословски» существовало и в Новое время. Тогда же была заложена традиция проведения пиршеств после присуждения учёной степени за счёт новоиспечённого бакалавра или магистра.
Обыденными были нападения студентов на горожан и постоянные драки друг с другом. В целях уменьшения ущерба от подобного поведения организовывались студенческие дуэли. И хотя убийства на них были очень редки, большинство участников получали серьёзные травмы и даже увечья. Агрессивное эпикурейство считалось необходимым аспектом университетского образования, а потому прощалось властями.
В Средние века возник также и архетип нищенствующего студента. Тогда преподаватели впервые стали брать гонорар за чтение лекций, больших расходов требовали пышные процедуры получения степеней, покупка книг и письменных принадлежностей, форменной одежды. Большинство оплачивали также жильё и питание. Поэтому средневековый студент был в вечном поиске заработка, да и вообще любого источника существования.
Автономность и самоуправление, единство преподавания и исследования, образовательная мобильность, структурность и иерархия, особый статус учёных и традиции неформальной студенческой жизни — всё это современный университет унаследовал от средневекового. Конечно, университетская культура менялась с течением времени, но её основы остались прежними. А по демократичности современное высшее образование даже больше напоминает средневековое, чем образование последующих эпох.
Университет в европейском средневековом обществе
Становление и развитие университетского движения. Типы университетских общин
Сегодня уже нет сомнения в том, что университет, как мы понимаем его в наши дни, возник в средние века, где-то между XII и XIII веками. И пока не доказано иное, это утверждение нужно рассматривать в качестве исходного при объяснении той модели университета, которая сначала распространилась по всей Европе, а затем и по миру. Без сомнения, мы имеем дело с оригинальным институтом, понять который можно лишь в категориях исторического анализа его становления в конкретных условиях своего времени.
Возникновение средневековых университетов опирается на все факторы средневековой жизни: они связаны с церковью, так как своим главным начальником признают папу, более того часто толчок к их возникновению давали церковные школы, а богословские факультеты становились питомниками церковной науки; связаны они и с рыцарством так как представляют ученую аристократию, и выдающиеся члены университетов могли высказывать притязания на положение, равное с благородными рыцарями; по своему коллегиальному устройству они сходны с цехами городского сословия и в своих степенях: школяр, бакалавр и магистр, повторяют ряд учеников, подмастерьев и мастеров; они становятся могущественной опорой усиливающиеся государственной власти и орудием, при помощи которого эта власть позднее все более и более овладевает образованностью; несмотря на кажущуюся замкнутость, они связаны с народной жизнью во всей ее широте, и то изречение, которое вышло из Оксфорда: «Рассмотри хроники и увидишь, что когда сражаются в Оксфорде, то через несколько месяцев спорят во всей Англии», приложим и к другим университетам. Соединяя в себе учителей и учеников из земель всех владений и раздавая степени, признаваемые во всем христианском мире, университеты развивали умственные отношения между различными европейским народами и мощно содействовали подъему культуры Демков М.И. История западно-европейской педагогики. М.,1912.-С.156..
Но по-прежнему в сознании людей образованность оставалась в первую очередь уделом клириков. Даже в начале XV века Кристина Пизанская, воздавая хвалу мудрому королю Франции Карлу V, писала: «Он был хороший клирик» Уваров П.Ю. Школа и образование на Западе в средние века/П.Ю. Уваров//Послушник и школяр, наставник и магистр: средневековая педагогика в лицах и текстах. М.: Издательство РАО,1996.-С. 371-372..
Итак, образование и школа были неразрывно связаны с верой и церковью.
XII век является важным рубежом в истории Европы. К этому времени в ряде передовых стран уже далеко зашел процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. В быстро растущих городах делает успехи развитие техники, возникает товарное производство и денежное обращение.
Рост самосознание горожан и общественной активности горожан находит свое проявление в коммунальном движении, в возникновении многочисленных ересей. Растущим городам и крепнувшим государствам требовалось всё больше образованных людей. Нужны были судьи и чиновники, врачи и учителя. Школы перерастают себя, образуя учреждение нового типа. Эти учреждением стал университет.
Таким образом, если говорить о самых первых этапах становления европейского университета, то он возникает не как прямое следствие или расширение школ низшего, начального уровня, каковой представлен монастырскими школами, соборными школами, капитулярными школами и городскими школами, т.е. учебными заведениями, созданными местными властями (церковными или светскими) в интересах данной местности, района.
Возникновение средневековых университетов часто было результатом скопления вокруг некоторых школьных центров (Болонья, Париж, Монпелье, Оксфорд и др.) молодежи из среды горожан, мелкого рыцарства и низшего духовенства. Отсутствие элементарной безопасности и общественных служб, враждебность городских властей и местной церкви заставили как учителей, так и их учеников, объединяться ассоциации, в интересах взаимной помощи и борьбы за свои права. Организуясь по образцу ремесленных и купеческих гильдий, эти ассоциации стремились добиться корпоративности, т.е. утвержденного высшей властью право иметь общую собственность, избираемых должностных лиц, составленные самими членами ассоциации статуты, печать, собственный суд. Борьба за эти права тянулась десятилетиями, и новое слово «университет» вызывало такую же неприязнь как слово «коммуна». Ранний период конституирования университетов наложил отпечаток в их дальнейшей истории. От него идет традиция студенческой солидарности и свободомыслия, традиции самоуправления, автономия отдельных землячеств («наций») и факультетов Документы по истории Университетов Европы XII-XVвв. Воронеж,1973.-С10-11.
1. брал под свое покровительство тех, кто «путешествует ради научных занятий, в особенности преподавателей божественного и священного права»;
2. болонские школяры освобождались от круговой поруки в уплате налогов и от подчинения городским судам Болоньи Грамота Фридриха Барбароссы ученикам и учителям болонских школ(1158)// Документы по истории университетов Европы 12-15 вв. Воронеж.,1973,С.-45.
Эти привилегии усилили приток слушателей. По свидетельствам современников к началу 13 века в Болонье обучалось до 10 тысяч человек со всей Европы. У знаменитого болонского профессора Ацо будто было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади. Здесь были представлены почти все языки Европы. Школа стала называться генеральной. Именно в Болонье впервые стали появляться так называемые нации (землячества) Суворов Н.С. Средневековые университеты // http://rl-online.ru/authors/180.html.
Уже к концу XV века было в общей сложности основано 86 университетов. Только в единичных случаях число студентов и магистров измерялось на тысячи (Париж, Неаполь, Болонья, Оксфорд, Саламанка). Обычно речь шла лишь о сотнях, а то и о десятках человек. Но несмотря на многочисленные различия университеты образовывали единую систему со схожими принципами организации, унифицированными требованиями и иерархией степеней, однотипными программами.
Место и роль Университетов в культуре западноевропейского средневековья
Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 20:04, реферат
Описание работы
Цель данной работы – изучение место и роли университетов в культуре западноевропейского средневековья. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить предпосылки возникновения университетов в культуре западноевропейского средневековья.
2. Рассмотреть концепцию университета, его место в культуре западноевропейского средневековья.
3. Охарактеризовать последствия открытия западноевропейских университетов в средневековье, их роль в культуре того времени.
Содержание
Предпосылки возникновения университетов 5
Концепция университета, его место в культуре западноевропейского средневековья 9
Последствия открытия западноевропейских университетов в средневековье, их роль в культуре того времени 13
Список использованной литературы 20
Работа содержит 1 файл
Место и роль Университетов в культуре западноевропейского средневековья.docx
Предпосылки возникновения университетов 5
Концепция университета, его место в культуре западноевропейского средневековья 9
Последствия открытия западноевропейских университетов в средневековье, их роль в культуре того времени 13
Список использованной литературы 20
Введение
Эпоха Средневековья в Европе сопровождалась закатом классической греко-римской культуры и значительным усилением влияния церкви на общество, особенно на культурную, научную жизнь. Следствием этого явилось возникновение и усиление противоречий между наукой и схоластическим догматическим богословием.
С утверждением христианства Средневековье (II-XIV-XV) радикально изменило систему ценностей Античности, предложив новую картину мира и новое мировоззрение. Родился новый строй мышления, появились свои проблемы и темы культуры. Менталитет средневекового человека был символичен. Символизм начинался на уровне слов. Назвать вещь уже значило ее объяснить. Язык считался инструментом ума, что делает объяснимым продолжавшийся несколько веков спор между «реалистами» и «номиналистами», спор об «универсалиях». С этим связан как характер средневековых образовательных институтов, так и характер средневековой науки.
Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что вся система образования исторична, она всегда связана с обществом с его эволюцией. Для каждого общества существуют определенные стадии развития, в свою очередь к стадиям развития соответствуют как система образования, таки система воспитания. Естественно, что почти в любом обществе есть свои определенные конструкции для обретения образования.
Средневековые университеты давали базовые ориентиры для людей того времени, эти ориентиры сохранились и до наших дней. Повседневные понятия для нас, такие как: диспуты, экзамены, лекции, различные университетские должности, все ученые звания, диссертации, а также практика и формирование научных работ, пришли к нам из университетов Средних веков.
Цель данной работы – изучение место и роли университетов в культуре западноевропейского средневековья. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить предпосылки возникновения университетов в культуре западноевропейского средневековья.
2. Рассмотреть концепцию университета, его место в культуре западноевропейского средневековья.
3. Охарактеризовать последствия открытия западноевропейских университетов в средневековье, их роль в культуре того времени.
Методами используемыми в исследовании является, общенаучный диалектический метод познания; системный, теоретический и др.
Предпосылки возникновения университетов
Необходимо подчеркнуть, что вся западноевропейская наука и культура того времени черпали свои знания не из одного какого – то источника, а по крайней мере из трех:
Университет в классическом понимании – высшее учебно- научное заведение, готовящее специалистов в различных областях жизнедеятельности и ведущее научно-исследовательскую работу. «Первыми прообразами» университетов были такие центры науки и культуры античности, как Академия Платона, Ликей Аристотеля, Александрийский мусейон и крупнейшее в древности собрание рукописных книг при нем – Александрийская библиотека. История университетов и история университетского образования уходит своими корнями в эпоху Средневековья.
До появления университетов в основном в средневековой Европе существовали монастырские школы, но необходимость в специалистах они не могли дать в полной мере. Поэтому со временем в крупных городах начинают появляться городские начальные школы, такие как магистратские, цеховые, гильдейские. Городские школы были почти полностью независимы от церкви. В таких школах обучались дети счету, родному языку, изучали латынь. Но в дальнейшем ощущалась необходимость в открытии институтов дающих высшее образование.
В XII веке начинали появляться первые университеты. Это были высшие образовательные учреждения того времени. Название «университет» латинского слова «универсум», означало сообщество. Для того чтобы называться университетом, этому учреждению надо было получить папский указ о своем открытии.
Своим указом папа римский выводил эти учреждения от контроля светской и, частично, местной церковной власти. Папы узаконивали существование университета.
Первые университеты начали сформировываться в XII-XIII веках в Италии, Франции, Испании, Англии, это были добровольные объединения ученых разных специальностей и школяров, пользовавшиеся известной автономией по отношению к церковной и светской власти.
В VI в. Император Юстининан закрыл последние языческие школы. Тогда же началось открытие новых школ и церковных форм обучения. До XIII в. В Европе существовали школы следующих типов: монастырские (при аббатствах), епископальные (при кафедральных соборах) и придворные (при дворцах).
Монастырские школы были хранилищами памятников классической культуры, местом изготовления списков; епископальные школы были школами начального образования; придворные школы были наиболее содержательными с точки зрения программ обучения и приобщения к культурной жизни.
Одним из первых директоров новых для того времени школ был Алкуин Йоркский (730-804 гг.), он был советником короля Карла Великого и отвечал за вопросы культуры и образования. Школы состояли из трех ступеней обучения, это были письмо, чтение, простонародная латынь, общие сведения о библии; изучение семи свободных искусств; углубленное изучение Священного Писания. Заслуга Алкуина Йоркского в том, что он не руководил школой, но и написал учебники по каждому из семи свободных искусств.
Великим мыслителем XII века был Петр Абеляр (1079 – 1142). В 111 году он открыл школу в Париже, в дальнейшем на основе этой школы появился свободный французский университет, который был центром светской и духовной культуры, принявший множество одаренных молодых умов со всей Европы.
Основным в Средние века стал религиозный, догматический стиль мышления, основанный не на наблюдениях и доказательствах, а на внутреннем переживании, на вере.
Школы от университетов сильно отличались. Школы могли делиться на генеральные (не местные) и обыкновенные.
К XIV веку складывается и концепция университета.
Концепция университета, его место в культуре западноевропейского средневековья
Университеты в Средние века были детищем именно западноевропейской средневековой цивилизации. С самого появления университетов в них имело место две тенденции: стремление к автономизации и стремление к свободе преподавания. Это были корпоративные формации и свободные ассоциации учеников и наставников с их привилегиями, программами, дипломами, званиями.
Средневековый университет включал три факультета – юридический, медицинский и теологический (богословский). На подготовительной ступени обучения – «артистическом» факультете, ставшем основой философского, изучалось «семь свободных искусств»: в «словесном» цикле Trivium – арифметика, астрономия, музыка, геометрия. Обучение осуществлялось в режиме лекций и диспутов. Преподавание велось на латинском языке.
В университетах того времени, было три: бакалавр, лиценциат и доктор (магистр). Награждение такими учеными званиями, которые в дальнейшем давали человеку право преподавать, строго регламентировались и зависело от того какой курс был пройден студентом, а именно: заканчивали «артистический» факультет, пройдя все формы экзаменационного контроля не ранее 20 – летнего возраста; стать бакалавром по интересующему профилю (медицина, юриспруденция и богословие) можно было через три-семь лет; еще через такой же срок можно было претендовать на лицензию; чтобы стать доктором, требовалось пройти через различные формы академических испытаний (пройти достаточно длительную практику под руководством профессора, сдать дополнительные экзамены и др.).