роль султанов в общественно политической жизни казахского ханства

Немного о дипломатии в период Казахского ханства

роль султанов в общественно политической жизни казахского ханства

Как известно, на Востоке всегда высоко ценилось профессиональное мастерство послов и дипломатов.

роль султанов в общественно политической жизни казахского ханства

Время образования Казахского ханства определяется как эпоха становления и развития государственности в средневековом Казахстане. Несомненно, политическая ситуация в этот период в Казахстане была крайне неустойчивой. Многочисленные военные конфликты приводили к усилению одних объединений и появлению других слабых союзов.

Одним из важных известных исторической науке договоров о мире и сотрудничестве является договор, заключенный в 1598-1599 гг. между казахскими ханами и аштарханидами. Договор этот был согласован и утвержден после войны, в которой каждая из противоборствовавших сторон пытались расширить сферу своего влияния в присырдарьинских городах.

«Я бы хотела сказать, что дипломатическая практика имеет глубокие корни. Если говорить о Казахском ханстве, я бы выделила Касым хана, Хакназар хана, Тауекель хана и Абылай хана. Для каждого периода истории, начиная с XV — XVIII вв., можно выделить ханов и султанов, которые играли огромную роль в развитии международных дипломатических и торгово-экономических отношений с зарубежными странами. Дипломатическая практика в тот период развивалась согласно тем нуждам, которые тогда присутствовали. Например, благодаря Тауекель хану, в 1598-99 годы произошло интересное историческое событие, когда часть территории присырдарьинских районов перешла в руки казахских ханов, которая сохранились до настоящего времени. Эти территории были необходимы казахам, потому что они были кочевым народом и нуждались в пастбищах, в новых землях. Дипломатия того времени заключалась в том международном договоре, который был подписан казахскими ханами и аштарханидами» — говорит Меруерт Абусеитова.

роль султанов в общественно политической жизни казахского ханства

Письмо Абдурахим-хана Тауке-хану «Инша-ий Тахир Вахид» XVII в. Хайдарабад, Индия. Музей Саларджанг

Условия договоров должны были соблюдаться неукоснительно. Их заключение сопровождалось ритуальными действиями, клятвами перед Аллахом и символизировало создание священного союза. Нарушить договор означало преступить святая святых. Это беспощадно каралось. Преступивший договор, как правило, расплачивался потерей независимости своей страны, увеличением дани «больше прежнего» и т.п.

Во многих соглашениях термин «союз» сочетается со словом «клятва». Дело, видимо, в том, что подписываемое двумя правителями соглашение одновременно являлось и клятвой. «Мир», «Союз» вовсе не означали долгого или постоянного мирного сосуществования государств.

При анализе данных из источников выделяются три вида договоров.

роль султанов в общественно политической жизни казахского ханства

Переговоры велись компетентными лицами самых разных рангов. Переговоры от имени государства вели ханы, султаны, ходжи, послы, гонцы, военачальники. Послы прибывали по двое, часто со свитой из 6-7 человек, с караванами верблюдов, коней и с дарами. В соглашениях обычно фигурирует должностное лицо с титулом илчи — «посол, гонец, посланник». Посланцы ханов, которых называли «илчи», были доверенными лицами ханов, которым те поручали передавать важные сообщения или распоряжения как наместникам, зависимым правителям, так и правителям независимых государств, с которыми Казахское ханство поддерживало дружественные отношения. Каждый посланец должен был знать страну, в которую его направляли, ее обычаи, культуру, дороги. Он обязан был быть искусным дипломатом и воином. Также он владел языком страны, в которую его посылали, в противном случае его сопровождал переводчик.

Все это говорит о том, что дипломатия играла важную роль в развитии казахской государственности. В се дипломатические средства и приемы разрешения международных споров казахские ханы использовали ради защиты интересов государства.

Источник

Роль султанов в общественно политической жизни казахского ханства

Система управления ханской власти. Ханская власть — первый вид руководства государством в странах кочевой цивилизации. Этот вид правления возник благодаря деловитости вождей различных племен, их организаторским способностям, мудрости и смекалке. Первые казахские ханы — Жанибек и Керей — создали свое государство не из честолюбия. В действительности эта власть возникла из-за борьбы против несправедливости в ханстве Абулхайра.

В XV—XVIII вв. верховного правителя Казахского ханства стали называть ханом. Вся государственная власть была сосредоточена в его руках. Конечно, он руководил страной не один. У него были помощ­ники — султаны, бии. Ханская власть передавалась по наследству. Только человек, имевший звание султана, имел право сесть на трон. А это звание давалось только потомкам Чингисхана. В первое время ханом становился только самый старший из ханского рода. Однако этой традиции не всегда строго придерживались.

В казахском обществе избранию хана придавалось исключительное значение. К избранию привлекались султаны, беки улусов, бии, аристо­краты и др. По древней традиции, человека, избираемого ханом, сажали на белую кошму, самые авторитетные султаны-бии его трижды поднимали вверх и кричали: «Хан, хан, хан”. После этого кошму разрезали на кусочки и раздавали в качестве подарка. Эти кусочки кошмы свидетельствовали о том, что человек принимал участие в избрании хана. У хана было пять основных прав и обязанностей:

— право руководить государством на своей земле; главная обязанность — охранять страну от врагов;

— право объявлять войну; обязанность — руководить войском;

— право вести переговоры с иностранными государствами; обязанность — определять линию внешней политики страны;

— право предавать смертной казне подчиненных ему людей или даровать им жизнь;

— право публиковать указы, приказы.

Хан свои права и обязанности выполнял, советуясь на «ханском совете” со своими помощниками, военным руководством. Огромное значение в этом имели курултаи — собрания. Они собирались один раз в год, в летние месяцы. Немаловажную роль выполнял и «ханский совет”. В этих собраниях принимали участие беки улусов, султаны, бии, бахадуры. На них обсуждались вопросы внутренней и внешней политики, маршруты кочевий, претензии, споры и другие вопросы. При хане работал и «совет биев”. В него входили руководители круп­нейших племен. В системе правления ханством «советам биев” принадлежала важная роль. Они осуществляли четыре главные функции: 1) военное руководство; 2) административную власть; 3) судебное дело; 4) представляли власть аристократов. Бии были активными членами руководства обществом.

Улусная система. Система правления в казахском обществе осуществлялась через руководство улусами. Поэтому улус — главная политико-эконозущческая система управления. Султаны улусов имели право организовывать военные части улусов, руководить ими. Территория улуса являлась землей правящего султана, его собствен­ностью. Улус состоял из нескольких родов и племен. Жителей улуса называли страной, или народом. В письменных памятниках терри­торию улуса иногда называют журт. Так, историк Рузбихан пишет: «На берегах Сырдарьи были журты султанов Жаньииа и Танылиа ”. В действительности это были земли улусов названных султанов. Улусы по своей величине тоже были разными. По сведениям историков, каждый улус мог выставить до 50 тыс. воинов. Этнический и социальный состав улусов тоже разнились. В них вместе с потомками Чингисхана соседствовали все представители местных родов и племен. У улуса определенного названия не было. Его обычно называли именем правящего в улусе султана.

Социальная структура. Казахское общество по своему составу состояло из двух основных социальных групп — ак суйеков и кара суйеков — «белой кости” и «черной кости”.

1. Феодалы. К ним относились аристократы, выходцы из чингизидов и ходжи. На одну ступень ниже по иерархической лестнице распола­гались выходцы из местных родов и племен — бии, баи-батыры, шонжары, аксакалы. Аристократов называли торе или оглан. Антиподов аристократов, расположенных по другую сторону иерар­ хической лестницы, называли «кара суйеками” — «черной костью”. Чернь представляла собой жителей местных родов и племен. Среди кара суйеков вожди местных родов и племен, бии имели особые права. Простые люди не имели права называть султанов по имени. Они обыч­но обращались к ним со словами: «мой торе” или «таксыр” — господин.

2. Простых людей называли караша — чернь, черный человек, ничтожество. Караша — это вольный человек, имеющий собственный скот и права свободного человека. Он мог свободно передвигаться, дарить свой скот и имущество, имел право удостоверять и свидетель­ствовать. На нижней ступени ханского общества находились ското­воды. Мужчин без прав личной свободы называли рабами, а женщин — рабынями. В большинстве случаев это были люди, попавшие в плен во время войны. У них не было никаких гражданских прав. Как бы жесток ни был по отношению к нему хозяин, раб нккуда не мог пожаловаться. За преступление раба отвечал его хозяин.

Административно-законодательные нормы и уголовное дело. «Жеты жаргы”. Этот свод законов появился во время правления Тауке хана. В основу этих законов легли этнические и правовые нормы, традиции и обычаи казахского народа. Согласно данным исторических исследований, Тауке хан созвал биев всех трех жузов и принял их в местечке Культобе. В свод законов «Жеты жаргы” вошли: «Светлый путь” хана Касыма, «Старый путь” хана Есима и правила казахских обычаев и традиций.

При вынесении меры наказания за убийство учитывалось происхож­дение потерпевшего и обвиняемого. Если был убит простолюдин, то его родне преступная сторона вынуждена была отдать 1000 овец, если убита женщина — 500 овец. Если убитым был торе или ходжа, то платить надо было, как за семь убийств. Если был доказан факт воров­ства, то потерпевшему возмещали убыток «три по девять”, т.е. в 27 раз больше украденного.

В обществе права и свободы были только у мужчин. Свобода и права женщин были ограниченными. Так, женщина не имела права быть свидетельницей на суде.

Глава семьи обладал всеми правами. Родители имели право наказывать своих детей. По традиции, наследником становился младший сын в семье. Если умирал бездетный сын, живший отдельно, то его скот и имущество передавались родителям. Малолетние дети передавались близким родственникам; если таковых не было — то посторонним надежным людям под их опекунство. Если в семье муж узнавал о преступлении, совершенном женой, или мать — о своей дочери, то они имели право наказать их.

Суды биев. В Казахском ханстве право наказания было в руках хана, о пев и правителей родов и племен. Некоторые судебные дела могли решать старейшины тех аулов, в которых было совершено преступление. Однако в этих случаях участие в решении принимали по два посредника с обеих сторон. За справедливое решение дела бии- судьи и посредники получали одну десятую от той суммы, которую присуждали в качестве штрафа за содеянное. Для удостоверения в преступлении требовалось от двух до трех свидетелей. Если не было свидетелей, то требовалось прибегать к присяге. Если заявитель считал решение биев несправедливым, то имел право менять биев.

В казахском обществе проблема исполнения судебного решения была очень актуальной, потому что в это время еще не было органа, который бы осуществлял надзор за исполнением решений. Контроль, как правило, поручался победившей стороне. Если проигравшая сторона сознательно не выполняла решения биев, то выигравшие процесс могли пойти на барымту, т.е. насильственный угон скота. По «Жеты жаргы”, это считалось законным явлением. Конечно, такое положение судебной системы отрицательно влияло на развитие общества.

Вопросы собственности. В казахском обществе остро стоял вопрос о собственности. Ученые, занимающиеся историей Казахстана, много лет ведут споры по этому вопросу и до сих пор на него нет однозначного ответа. Некоторые историки и экономисты считают, что в Казахстане собственности на землю не было, была только на скот. Наряду с собственностью на скот существовало и право на земельную собственность. Исследования последних лет подтверждают правиль­ность утверждения этой группы.

В своде законов «Жеты жаргы” говорилось и о необходимости каждому роду-племени или их ответвлениям иметь собственную тамгу. И в эти же годы всем хозяйствам были розданы тамги с непременным условием ставить тавро на скот, дабы знать, кому он принадлежит. Этим самым подтверждалось, что для казаха в его экономике главным являлся скот. Поэтому, чтобы не было споров, каждый ставил тавро на принадлежащий ему скот и имущество. Однако основным объектом собственности была земля, на которой можно было пасти скот, увеличивать его поголовье. Ведь если нет земли, то невозможно развивать и скотоводство. Многочисленные казахские пословицы и поговорки, письменные источники средних веков говорят о том, что у казахов была частная собственность на землю. Это доказывает и то обстоятельство, что казахи имели постоянные зимовки, куда возвращались на зиму. Китайские династийные хроники сообщают, что собственность на землю была и у усуней еще в VI—IX вв. Свидетельства турецких историков подтверждают наличие собствен­ности в Казахстане в XVIII—XIX вв. Немало подтверждений этого и в материалах русских исследователей. Так, один русский чиновник, побывав в Казахстане, писал: «Места кочевки и пастбищ строго определены обычаем для каждого, и никто из кочевников не рискнет переступить отведенной для рода земли”. Эти данные говорят о том, что право собственности на землю у казахов было с самых древних времен.

Налоги и виды обязательств. Документов о налогах и жизни населения Казахского ханства в XV—XVII вв. почти нет. Так, могольский хан Абдурашит брал насильно закят с киргизов. В другом документе, относящемся к концу XVIII в., говорится о том, как туркмены отказались платить закят, и потомки Жолбарыс хана убили сборщиков налога. Похоже, что этот вид налогообложения действовал во всех странах Средней Азии. В Казахстане занят исчислялся с поголовья скота. Например, с сорока голов—одна единица, со 120 голов — две единицы, и так постепенно занят возрастал. Часть средств, вырученных от закята, раздавалась неимущим и отправлялась в религиозные организации. Харадж — налог на землю. Из продукции, полученной от земледелия, две трети забирало государство. Третий вид налога назывался тагар. Этот налог брался для обеспечения продовольствием военных. Налог брался не только продуктами, но и деньгами.

В письменной казахской литературе встречаются слова: копалка («ночевка”) и жамылгы («покрывало”). Это один из видов налога для достойной встречи гостей, для обеспечения им приюта. В XIX в. у казахов было принято угощать хана, султанов, беков «сыбагой” — мясом забитого скота; при выезде хана и султанов на охоту со свитой обеспечивать их ночевками, хорошим угощением, уходом за лошадьми. Жители городов, зимовок вдоль дорог обязаны были обеспечивать военных, сборщиков налогов, командированных чиновников, почтовых курьеров, гонцов жилищем, продовольствием, необходимым транспортным средством.

1. Расскажите о системе управления в Казахском государстве. Какую роль выполняли

2. Кто и как правил улусами?

3. Какова была социальная структура Казахского ханства?

5. Расскажите о правовых нормах «Жеты жаргы».

6. Какие виды налогов были в Казахском ханстве?

7. Какие виды собственности существовали в Казахском ханстве?

Элементы государственности в кочевом обществе появились в древних и средних веках. Формирование государственности связано с влиянием внешних условий, с развитием внутренних социально-экономических, политико-правовых отношений.

Изучение корней казахской государственности лучше всего начинать с общественного состава племен саков, усуней, канлы и гуннов.

Во второй половине XV в. в районе Семиречья и Сырдарьи обра­зовалось самостоятельное государство — Казахское ханство. В XVI в. Казахское ханство превратилось в мощную державу на всей территории Средней Азии. Оно прошло период становления, развития и упадка. Казахское ханство сформировалось на полиэтнической основе, объединившей казахский народ, что способствовало формированию единой материальной и духовной культуры.

1. Как назывался этнический состав тюрков:

2. Основание Казахского ханства связано с именами султанов:

а) Абулхаира и Махмуда;

б) Джанибека и Керея;

в) Касыма и Бурундука;

3. В каких годах было образовано Казахское ханство:

4. Во время правления какого хана в конце 50-х годов XVI в. улучшилось политическое положение Казахского ханства:

5. Тауке хан придавал особое значение поднятию авторитета:

в) совета старейшин;

г) волостного совета.

6. Как назывался налог на землю:

7. Нормализовать политическую ситуацию в Казахском ханстве в

Источник

Казахское ханство в зеркале казахской государственности

роль султанов в общественно политической жизни казахского ханства

Специфика кочевого быта убедительно свидетельствует о том, что в любом кочевом обществе Великой степи можно проследить существование нескольких хозяйственно-культурных типов, от основного скотоводства вплоть до земледельческого хозяйства, городов и поселений. Поэтому в употребляемых в научной литературе понятиях «кочевое общество» и «кочевое государство» термин «кочевое» имеет условное значение. Географический фактор и преимущественная скотоводческая деятельность народов и племен Великой степи привели к развитию степной цивилизации, к формированию специфических элементов государственности и образованию кочевых государств. На протяжении веков была выработана кочевая государственная традиция, которая прослеживается в организации населения, в политическом управлении, хозяйстве, духовной культуре, нравственных и поведенческих нормах. Специфика атрибутов кочевой государственности во многом сопряжена с родоплеменной системой, ставшей основополагающим принципом общественного и государственного развития.

После распространения политической гегемонии гуннов на территории Казахстана между Тарбагатаем и Прикаспием они создали во II в. н. э. государственное объединение, получившее в китайских источниках название Юэбань. Оно просуществовало до V в. В государстве Юэбань были продолжены традиции гуннской империи, военно-племенная знать которой выходила из четырех аристократических родов. Гуннское государство было раннеклассовым образованием. Верховный правитель, шаньюй, мог быть только из рода Люаньди, самого знатного из четырех и связанного брачными отношениями с тремя другими родами. Это была элитарная гуннская аристократия. Специфика верховной власти кочевого общества в том, что государством правила династия во главе с шаньюем. Существовала иерархия родов и племен, игравшая у гуннов немалую роль. На низшей ступени находились покоренные племена, включенные в гуннскую родоплеменную систему.

Постепенно центр тюркского этногенеза в Монголии стал смещаться с востока на запад, на территорию Казахстана. В VI-VII вв. древнетюркская военно-административная система правления распространилась в среде тюркоязычных этносов Казахстана. Казахстан вошел в орбиту политического и культурного влияния Тюркского каганата.

Тюрки имели разработанное обычное право. Они взимали с подданных племен налоги и дань. Существовала воинская повинность. Каждая территория и ее население могли выставить десятки, сотни, тысячи и тьму воинов. Племена в социальном плане делились на аристократические, подчиненные и вассальные, связанные между собой строго установленными иерархическими отношениями. Основой хозяйственной деятельности тюркских племен было кочевое скотоводство. Часть их жила оседло, занимаясь земледелием. Город и степь были взаимозависимыми частями единого экономического организма. В обществе тюрков господствовала частная собственность на скот, рабов, прочее имущество. Скот клеймился знаком собственности (тамгой).

Главным занятием кимеков было кочевое скотоводчество. Они совершали длительные переходы по сезонным пастбищам. В племенах имелись компактные группы полуоседлого и оседлого населения. Ссылаясь на книгу кимекского царевича Жанаха ибн Хакана ал-Кимеки, географ ал-Идриси говорит о кимекских городах, расположенных на берегах водоемов, в горных районах, местах разработок полезных ископаемых, на торговых трассах. Средневековые источники, археологические материалы свидетельствуют о социальной дифференциации общества, о налоговых сборах, о наличии древнетюркской письменности. У кимеков бытовали древнетюркские религиозные верования, значительное место занимали культ Тенгри и культ предков. Отдельные группы поклонялись огню, солнцу, звездам, реке и горам.

Важнейшим социально-политическим институтом в державе Караханидов была военноплеменная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения определенного района налога в свою пользу. Тюркские племена стали активнее переходить к земледелию и городской культуре. В ходе этого процесса ясно определилось формирование надплеменной этнической общности с одним языком и письменной культурой. Рост самосознания тюркских этносов при Караханидах привел к появлению мусульманской литературы на тюркском языке.

В ХI в. Жусуп Баласагуни создал поэму «Кутадгу билиг» («Знание, приносящее счастье»), представляющую свод наставлений и поучений. В ней отражалась действительность, общественное сознание и политические концепции определенных социальных кругов. В 1074 году Махмуд Кашгари составил историко-лингвистический труд «Диван лугат ат-турк» («Свод тюркских наречий»), содержащий богатый материал по языку, истории, культуре, исторической географии и этнографии тюркоязычных народов. Выдающийся мыслитель и поэт Ходжа Ахмед Яссауи, один из ярких проповедников мусульманской религии, остался в народной памяти как человек, сумевший найти компромисс между догматами ислама и доисламскими верованиями кочевников. Ему принадлежит сборник стихов «Диван-и Хикмет» («Книга о премудрости»), проповедующий смирение, аскетизм, содержащий сведения культурного и нравственно-дидактического характера.

В начале XI в. Кимекский каганат распался в результате сепаратизма кипчакских ханов и миграции кочевых племен из Внутренней Азии. В ходе этих событий кипчаки стали наследниками государства кимеков, к ним перешли обширные земли. Политическое значение кипчаков возросло после включения в их ханство земель Сырдарьи, Приаралья и Прикаспия. Образование Кипчакского ханства на территории Казахстана в XI-XII вв. знаменовало собой становление кипчакской эпохи как завершающего этапа развития единого древнетюркского историко-культурного комплекса, где рельефно отразились кочевые государственные традиции. С изменением этнополитической ситуации в литературе появился этногеографический термин Дешт-и Кипчак (Степь кипчаков). Политические устои ханства заметно укрепились в середине XI в. после миграции кипчакских и куманских племен в причерноморские степи, сопредельные Византии. В результате политическая гегемония кипчакской военно-племенной знати распространилась на огромную территорию от Иртыша до Днестра. Под эгидой кипчакских ханов возникло этнополитическое образование евразийского масштаба, в рамках которого были продолжены государственно-административные, военные и социально-культурные древнетюркские традиции. Вследствие активных интеграционных процессов на всем пространстве Дешт-и Кипчака установилось историко-этнографическое единство под властью кипчаков. В XII в. с кипчакским фактором связывалось представление как о самом многочисленном из всех тюркских народов и самой обширной области их расселения.

Кипчакское ханство, занимавшее столь значительные земли, было разделено на два этнотерриториальных объединения: Восточно-Кипчакское и Западно-Кипчакское, рубежи между ними проходили по реке Итиль. Восточно-Кипчакское ханство в пределах Казахстана было отмечено печатью специфики многовекового развития кочевого скотоводческого общества по линии преемственной связи государственных образований в рамках степной цивилизации. Кипчакскую этносоциальную общность возглавляли верховные ханы, власть которых передавалась по наследству. Династийным родом считались ель-борили. Семантика термина «борили» связана со значением «волк». В исторической и этнографической литературе широко известен культ волка как легендарного родоначальника ряда тюркских этносов, его тотемическая роль на ранних ступенях развития тюркских племен.

На этой почве реалии, связанные с государственным устройством и этнокультурной ситуацией кипчаков, проявились в государстве Ак Орда. Оно стало первым государственным образованием на территории Казахстана после монгольского периода, которое было основано на кипчакской государственной структуре, лишь власть принадлежала ассимилировавшимся среди местного населения чингизидам. Ак Орда стала предтечей Казахского ханства.

Первыми казахскими ханами были Керей и Жанибек. Борьба ханов за власть над Восточным Дешт-и Кипчаком развернулась в основном в области Туркестана. Главной причиной борьбы стало экономическое и стратегическое значение данного региона. К концу XV в. расширились первоначальные границы Казахского ханства. В него вошли Западное Семиречье, часть городов Южного Казахстана, низовья Сырдарьи, Приаралье, значительная часть Центрального Казахстана. В первой трети XVI в. казахи владычествовали в большей части Восточного Дешт-и Кипчака.

Наибольшего могущества оно достигло в годы правления хана Касыма (1512-1523 гг.). Границы ханства расширились до бассейнов рек Урала и Сырдарьи, на северо-востоке простирались за озеро Балхаш. Впервые были объединены в одном государстве почти все казахские роды и племена. Число подданных Касым-хана определялось в 1 млн. человек. Начались дипломатические контакты с Москвой, о Казахском ханстве узнали в западных странах. О казахах оставил записи австрийский дипломат Сегизмунд Герберштейн. На составленной в XVI в. английским купцом Антонием Дженкинсоном карте показана территория Казахии. Его сведения были пополнены записями Ричарда Джонсона, Артура Эдварса, Антона Марша, Френсиса Черри. К концу XVI в. усилиями торговцев, миссионеров, дипломатов и путешественников в ряде европейских стран были накоплены разнообразные материалы о Казахстане.

Видный казахский хан Хак-Назар (1538-1580 гг.) вел борьбу против джунгар в Семиречье. Он пытался восстановить право казахов на земли, входившие в состав Казахского ханства при его отце Касыме. Внешнеполитическая обстановка в это время была сложной. К границам Степи приблизилась Россия, завоевавшая Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. В казахские степи хлынули ногайцы, башкиры, сибирские татары, каракалпаки, в Семиречье казахов теснили джунгары. И, тем не менее, Хак-Назар пытался на юге раздвинуть свои владения в поисках выхода к торгово-ремесленным и земледельческим центрам. Хан Тауекель (1586-1598 гг.), захватив ряд городов в Туркестане, завершил длительную борьбу за сырдарьинские города. При хане Есиме (1598-1628 гг.) закончилась длительная борьба казахских ханов за оседло-земледельческие районы Южного Казахстана и города на Сырдарье. В состав Казахского государства вошел Туркестан. Таким образом, в течение XVI-XVII вв. казахские ханы вели упорную войну с правителями Могулистана и Средней Азии за этнические территории казахов.

Укрепление Казахского государства произошло в период правления хана Тауке (1628-1718 гг.). Союз казахов с кыргызами и каракалпаками ослабил на некоторое время натиск джунгар на казахские земли. Но вскоре экономическая и политическая обстановка вновь осложнилась, была сильно ослаблена непрекращающимися набегами джунгар, междоусобицами, нестабильными отношениями с правителями Средней Азии, строительством военных укреплений России по периметру границ с Казахстаном.

Таким образом, при ханах Касыме, Хак-Назаре, Тауекеле, Есиме, Тауке Казахское ханство было централизованным государством, единым политическим организмом, игравшим заметную роль в Центральной Азии. Государственность консолидировала народность, формировала и укрепляла целостность этнической территории, развивала духовную и материальную культуру казахского народа.
Традиционная государственная власть в Казахстане была ликвидирована в XIX в. Российской империей.

Автор: Булат Кумеков, академик НАН РК, «Казахстанская правда».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *