роль сми в жизни людей

Научно-
образовательный
портал IQ

Какова роль СМИ в распространении информации о здоровье

Средства массовой информации играют большую роль в жизни каждого человека. Они «апеллируют к личности в совокупности ее социальных ролей – как к гражданину, и семьянину, представителю социума в целом и жителю конкретного района. Содержание средств массовой информации охватывает все стороны связей человека с обществом и его подсистемами, все области общественных отношений, в которые включена личность» [8].

Под средствами массовой информации принято понимать социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Массовая информация предназначена для численно большой, обычно географически рассредоточенной аудитории и отличается быстротой и регулярностью распространения, практически одновременностью потребления, опосредствованным, в известной степени стереотипизированным характером [6]. Передаваемая информация должна обязательно отвечать общественным интересам. Ее распространение – неотъемлемая часть массового духовного общения людей, которое возникло на определенной ступени развития человечества в дополнение к непосредственному межличностному общению.

Среди основных средств массовой информации можно выделить телевидение, радио и прессу. Интересным представляется и тот факт, что в настоящее время к средствам массовой информации стал относиться Интернет. В Интернет размещают сотни разных газет, радио и телевизионных каналов, получивших таким образом доступ к глобальной аудитории.

Каждый из перечисленных СМИ имеет свои особенности, сильные и слабые стороны.

Специфика печати, выражающей свое содержание через письменное слово, заключена, прежде всего, в большей, чем на радио и телевидении, аналитичности текстов. Сам процесс чтения предполагает высокую степень абстрактности мышления, активную работу воображения, интеллектуальное напряжение. В результате более тесным становится взаимодействие автора и читателя. Также, газетно-журнальные тексты удобны как хранилище информации: к ним можно вернуться для подробного изучения, они компактны, легко поддаются копированию и т.д [4]. Среди специализированных печатных изданий о здоровье можно отметить такие журналы, как «Здоровье», «Здоровье школьника», «Медицина и здоровье», «Планета здоровья», «Женское здоровье» и другие. Также данные издания размещены в сети Интернет (www.zdr.ru, www.za-bartoi.ru, www.medat.ru, www.ph.ru, www.wh-lady.ru).

В Интернет число специализированных сайтов о здоровье достаточно велико, только в России их около пятисот.

Телевидение сочетает в себе возможности радио, кино, фотографии, живописи, театра. Синтезируя изображение и звук, оно способно добиваться почти полного жизнеподобия транслируемых картин, обеспечивать совпадение по времени событий и зрительского наблюдения за ними. Выделяются следующие причины столь быстрого и массового распространения телевидения:

Для того чтобы выявить какую роль в распространении информации о здоровье должны играть СМИ необходимо определить назначение и функции средств массовой информации в Российском обществе.

Здоровье выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни человека в обществе. Именно на это в свое время обратил внимание К. Маркс [5], представив болезнь как стесненную в своей свободе жизнь. Недостаточный уровень здоровья (при прочих равных условиях) оказывает негативное влияние на социальную, трудовую и экономическую активность людей, на производительность и интенсивность их труда; отрицательно сказывается на ряде показателей естественного движения населения, а также на здоровье и физическом развитии потомства. В связи с этим, информация о здоровье должна занимать ведущее место в системе информационного пространства телевидения, радио, прессы и Интернет.

Особую актуальность это приобретает на фоне общего ухудшения здоровья россиян. Ежегодно медицинская статистика фиксирует рост заболеваемости и увеличение числа инвалидов, что в свою очередь пагубно отражается на демографической ситуации в целом. В среднем численность населения России ежегодно сокращается на 600-900 тыс. человек. Уровень смертности в 2005 г. достиг значения 16,1 промилле. Особое беспокойство вызывает увеличение смертности в молодых возрастных когортах. В 2005 г. ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России составила 65,3 года: мужчин – 58,9 года, женщин – 72,3 года. Столь значительной разницы (13,4 года) между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин нет ни в одной стране мира. Такой разрыв значительно превышает показатели большинства стран, где эта величина в среднем составляет от 5 до 7 лет.

Для сохранения здоровья актуальной является задача формирования у всего населения новой культуры здоровья, которая снижает не только вероятность появления болезней, но и позволяет постепенно укреплять жизненные силы человека на основе использования традиционных и нетрадиционных методов профилактики и лечения заболеваний.

В настоящее время актуальной проблематикой исследований является изучение информационного поля СМИ, в частности того, какую социальную окраску имеет распространяемая информация о здоровье.

Нужно отметить, что современные средства массовой информации могут иметь как положительный, так и отрицательный эффект в распространении информации о здоровье.

Положительную роль может играть социальная реклама. В частности реклама зубных паст, шампуней, гигиенических средств и др. способствует закреплению в сознании людей необходимости соблюдения правил личной гигиены.

К сожалению, в отечественных СМИ нередко встречается реклама продукции, способной нанести вред здоровью. Например, в рекламе продуктов питания ресторана «Мак Доналдс» акцентируется внимание на том, что предлагаемое питание является полноценным и здоровым. Однако, по мнению медицинских специалистов, продукция «фаст фуд» лишь отрицательно сказывается на здоровье, приводя к таким нежелательным последствиям, как ожирение.

В настоящее время реклама крепких спиртных напитков и табачных изделий по телевидению запрещена. Весьма очевидно, что подобные меры необходимо принимать и в отношениях слабоалкогольных напитков – пива. К тому же, для эффективной борьбы с вредными привычками, требуется запрещение подобной рекламы не только на телевидении, но и на радио, и на уличных рекламных щитах.

В целом можно отметить, что в России недостаточно специализированных изданий и программ, посвященных формированию ценностного отношения к здоровью. Современные издания и программы пропагандируют те образцы поведения, которые не способствуют укреплению здоровья, а наоборот, приводят к ослаблению жизнеспособности организма [2].

Нужно помнить, что главная роль СМИ в социальном государстве заключается в предоставлении позитивной информации, которая будет востребована населением. Для формирования ценностных ориентаций и мотиваций к поддержанию и укреплению собственного здоровья, необходимо чтобы позитивная медицинская информация транслировалась регулярно, а также с учетом особенностей аудитории (интересы, возраст, пол). От того, насколько грамотно, профессионально, доступно будет предложена информация о возможностях и методах сохранения здоровья, зависит эффективность деятельности средств массовой информации.

Формирование здорового образа жизни должно быть основным направлением социальной политики в области здравоохранения. Комплексные программы укрепления здоровья и усиления профилактики не должны сводится к отдельным мероприятиям по организации медицинской помощи, необходимо чтобы они включали в себя меры гигиенического воспитания, по борьбе с алкоголизмом, наркоманией, курением и другими факторами риска, активизацию физической культуры, меры по формированию здорового образа жизни [1].

Источник

Общество и СМИ

роль сми в жизни людей

Сегодня информация дает небывалый успех или беспощадно губит, а тот, кто ею владеет, тот владеет миром. Трудно поспорить с тем фактом, что влияние СМИ на современное общество кардинально отличается от прошлых веков. Газеты, журналы, радио и телевидение способно навязывать определенное мнение и даже модель поведения.

Красочным примером могут стать печатные издания прошлой советской эпохи, когда передовые статьи, публичные развенчания и разоблачения имели грандиозный успех и были губительными для тех, кто осмеяли на страницах газеты. Зато почетные участники газетных дебатов, те работники и активисты, которым удалось попасть на страницы газет в хвалебных одах, становятся звездами местного или государственного масштаба.

Роль СМИ в жизни человека

Если говорить о роли СМИ в жизни современного человека, стоит отдельно упомянуть о постоянном влиянии. Газеты, журналы и новости навязывают печальные события современности, рассказывают о пожарах, убийствах и аферах, в то же время активно предлагается более легкая бульварная пресса, глянцевые журналы или развлекательные передачи, которые постепенно заполняют эфиры радио и телевидения. Невольно современники приходят к мысли, зачем читать и слушать сложную информацию, когда есть веселые, забавные и увлекательные статьи про звезд или обычных людей.

Таким образом, общество и СМИ тесно взаимосвязаны, поскольку первое порождает второе и после не может без него обойтись. Первоначальная задача СМИ освещать актуальные события, информировать население, однако от типа и формы подачи информации, ее роль и влияние может меняться. Если негативные события в нашей стране подаются на фоне еще больших проблем в других государствах, традиционно собственные проблемы воспринимаются легче и не так губительно. Подобный принцип активно использовался в советское время.

Влияние СМИ на общество

Сможет ли общество выжить без СМИ? Вряд ли. Роль СМИ в нашей жизни настолько велика, что без газет, журналов и телевидения человек вернется на несколько лет назад и будет оставаться в полном неведении о событиях в мире. Потому стоит задуматься о влиянии СМИ на жизнь человека, а потому выбирать самые качественные средства массовой информации, на которые не влияют посторонние факторы, например, политика, экономическое влияние. К счастью, из всего массива информации всегда можно найти достойную и качественную, а из десятков газет честную и справедливую, в которой все события освещаются точно, быстро и непредвзято. Правда, искать такие СМИ придется долго, ведь многие из них находятся под непосредственным влиянием политических или экономических сил.

Источник

Роль сми в жизни людей

Цель: Определить степень значимости новостей в сфере СМИ для современного общества.

Для достижения цели будет выполняться ряд задач:

Гипотеза: Значимость СМИ в современном обществе очень мала.

СМИ – ключевая часть социальной жизни человека. С помощью Средств массовой информации он получает большое количество информации. Но в современном обществе мнения о том, насколько важны для нас новости, очень противоречивы.

В данной работе я рассмотрю СМИ как общую структуру, обозначу основные направления СМИ (такие как печать, радио, телевидение, интернет), выявлю актуальность каждого из направлений на основе официальной статистики.

В ходе исследования акцент падает не только на такое понятие, как СМИ, но и на то, как информация Средств Массовой Информации воспринимается человеком.

СМИ – совокупность, а проще говоря, система множества субъектов коммуникации, благодаря которым человек получает какой-либо объем информации.

СМИ оказывают большое влияние на человека, т.к. связаны со всеми сферами жизни общества. На восприятие у человека влияют различные факторы, которые под общим термином можно обозначить «мировоззрение». Нельзя судить о том, правильно или неправильно информация СМИ воспринимается человеком.

Этот термин появился в русском языке в 1970-х годах, он был основан на переводе подобного же понятия на французском. Однако, термин на этом языке потерял свою популярность еще в 60-х.

Также у СМИ есть и другое существенное название, «mass media». Такое понятие на русском языке несущественно затемняет понятие Средств Массовой Коммуникации в целом, т.к. «media» на русском имеет несколько другое значение.

СМИ имеют следующие признаки:

Слово «коммуникация» в данном термине имеет такое значение, как «общение и связь», это напрямую связано с функциями СМИ, которые я обозначу в следующем заголовке.

Среди функций СМИ выделю основные:

Разновидности (субъекты) Mass Media

Рассмотрев СМИ как общую структуру, можно перейти к субъектам. Основных всего 4, один из них появился совсем недавно.

Это самый старый субъект СМИ, поэтому у него самая большая история. Печать появилась еще в Древнем Риме. Новости в нем были очень примитивными, это были небольшие свитки, в которых сообщались новости города, ничего более.

Первой в мире официальной газетой считается «Столичный вестник», который выходил еще в 8 веке в Китае.

Критерии печати схожи с признаками СМИ и с остальными субъектами новостей, поэтому в дальнейшем перечислять их не буду.

Не могу сказать, что современные масс медиа на сто процентов универсальны, потому что большое количество новостей уделяет много внимания политике.

Задача прессы – описать событие.

Радио – еще один субъект СМИ. В отличие от газет, можно назвать точную дату появления радио или же радиотелеграфии.

В Петербурге, 7 мая 1895 года русский физик Александр Степанович Попов продемонстрировал прибор, предназначенный для показания быстрых колебаний в атмосферном электричестве. Именно этот день стал отмечаться в СССР как День радио.

Радио отличается оперативностью, быстрой передачей информации и доступностью. Радио окружает нас почти везде, в машинах, автобусах, магазинах.

Задача радио – сообщить о событии.

Следующий субъект СМИ – телевидение.

Первая пригодная для передачи движущихся изображений была механическая система, созданная 26 января 1926 года шотландским изобретателем Джоном Бэрдом.

Это была массивная телепРиставка с несколькими переключателями и небольшим окошечком, где, собственно, и показывалось изображение. Позже, в 1928 году Джон Бэрд основывает Baird Television Development Company.

Это и была первая телевизионная компания.

21 ноября отмечается Всемирный день телевидения.

Именно из этого субъекта складывается основное мнение людей о журналистах, также этот субъект отличается результатом большой коллективной работы в одно и то же время.

С 1950-х годов телевидение играет ключевую роль в формировании общественного мнения, начав уступать эту нишу интернету лишь в середине 2010-х годов.

Задача телевидения – показать «картинку» события.

Интернет – огромная площадка с громадным количеством информации. Далеко не СМИ занимает на ней лидирующее место, однако важен здесь не рейтинг.

Официально еще летом 2012 года интернетом регулярно пользовались 2,5 млрд. человек, к середине 2015 года это число значительно выросло до 3,3 млрд.

Как же появилась сеть Интернет? Звучит неудивительно, но это опять связано с отношениями США и России. В 1957 году Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли. Министерство обороны США остро на это отреагировало, правительство понимало, что на случай войны им понадобится надежная сеть для быстрой передачи информации. Это и стало основным поводом создания Интернета.

Почему же именно Интернет является новейшим и самым уникальным на данный момент субъектом СМИ? Именно признаки Интернета и являются отличительной и главной чертой, давайте разберем их подробно.

В наше время, время технологий и новых изобретений, будет очень сложно отрицать тот факт, что Интернет не обладает глобальностью. У каждого из нас есть телефон, компьютер, ноутбук, планшет и другие современные гаджеты. И почти с каждого из них мы имеем возможность выйти в Интернет для разных целей. Я, конечно, рассматриваю это со стороны СМИ и информационных новостей.

Интернет и поток информации, которым он обладает, рассчитан на огромную аудиторию, которая увеличивается изо дня в день, в отличие от газет или радио.

Все это значит, что основная аудитория уходит на новые субъекты, такие как телевидение и Интернет.

Интернет отличается тем, что он совмещает в себе все форматы других субъектов. Это и текст, и звук, и картинка. Вот так вот коротко можно объяснить такой термин, как «мультимедиа».

Приведу пример на таком электронном издании, как «Meduza».

роль сми в жизни людей

Интерактивность СМИ рассматривается как наличие двусторонней связи с аудиторией, возможность людей переключить телеканалы или радиостанции купить или выписать другую газету, позвонить в студию или редакцию, направить письмо в СМИ.

Интерактивность – это не только связь, но и выбор. Каждый человек может выбирать тот раздел и тематику СМИ, какую он захочет. Удобно это делать в Интернете, где у каждого издания есть раздел с темами, репортажами, статьями.

Куда менее удобно это делать с прессой и радио. Эти субъекты предоставляют готовую тематику. Покупая газету, вы не сможете выбрать темы, они уже выбраны за вас, также все обстоит и с радио, где человек не может определить, на какой станции он найдет точную информацию, которая ему нужна.

Итоги по субъектам СМИ

Порядок, по которому я выстроила все вышеперечисленные субъекты, на самом деле показывает их актуальность в данный момент.

Рейтинг построен на основе официальных источников. Но чтобы подтвердить их, я провела собственный опрос, в котором участвовало 30 человек. Ответы были смешанные (т.е. отвечающий мог дать несколько ответов). Результаты вышли такие:

Данный опрос подтвердил рейтинг официальных источников, большинство отвечающих используют такие источники как интернет и телевидение. Пресса и радио теряют свою актуальность в современном обществе и новом поколении.

Рассмотрев субъекты СМИ в отдельности, я хочу вновь перейти к общей структуре СМИ. Как наше поколение оценивает эту систему? Важна ли эта система для нашего общества? Для ответа на эти вопросы я провела небольшое анкетирование и составила по нему статистику, которую также прокомментирую.

В анкетировании проводили участие ученики 9ых классов и старше.

Вопрос 1: Как Вы относитесь к СМИ (в сфере новостей)?

роль сми в жизни людей

Из 30 человек всего 1 отрицательно относится к Средствам массовой информации (он, кстати, обосновал свой выбор). Большинство относится к новостям нейтрально и положительно.

Вопрос 2: Как часто Вы обращаете внимание на новости?

роль сми в жизни людей

Большинство опрашиваемых уделяет новостям немного времени. Однако, можно ли считать это минусом? Конечно нет, это нормальная статистика, ведь кроме СМИ, в жизни на человека влияет множество других факторов. Это учеба, работа, отдых, разрешение вопросов с потребностями и многое другое. Даже сейчас, защищая свой проект, я не уделяю внимание СМИ, как количеству информации, которую я должна получить.

Если вы будете утверждать, что у вас нет времени на новости, и вы не хотите тратить на них свое время – вы будете совершенно правы, ведь вы имеете на это право.

Вопрос 3: Каким сферам жизни в СМИ Вы уделяете внимание?

роль сми в жизни людей

Все мы знаем, каждый человек по-своему индивидуален, индивидуальны и их интересы. Большинство опрашиваемых интересуется социальными новостями, и правда, это тема является самой актуальной, причем она и была актуальной всегда. Человеку интересно, что происходит в обществе, которое его окружает. Многие также интересуется всеми сферами жизни, политикой и культурой. Один человек очень любит прогнозы погоды.

роль сми в жизни людей

Вопрос 4: Как Вы думаете, имеет ли СМИ значимость в современном обществе?

Кроме этих двух вариантов ответов был третий – «Нет, не имеет». Никто из 30 человек его не отметил. Из этого следует, что человек не только видит систему СМИ как положительный фактор, но и считает, что без Средств Массовой Информации свою актуальность потеряет не только пресса, радио и другие субъекты.

Mass Media – это та система, которая идет почти наравне с ключевыми сферами жизни человека, без новостей жизнь человека будет сложнее.

Первым делом хочу опровергнуть гипотезу, которая была дана в самом начале моей работы.

«Значимость СМИ в современном обществе очень мала»

Это не так, потому что Средства Массовой Информации уже давно стали частью повседневной жизни общества, они меняются вместе с ней и подстраиваются под нее.

С помощью масс медиа человек не только узнает что-то новое, он также формирует свое мнение, открывает в себе новые таланты. СМИ также являются помощником человека в социализации. Таких побочных функций у СМИ еще очень много. Поэтому жизнь человека без СМИ на данный момент невозможна.

Но это не значит, что человек должен уделять СМИ настолько большое внимание, как показывают результаты второго вопроса, он этого и не делает. Это естественно, ведь кроме СМИ в реальной жизни на человека оказывают влияние и другие факторы.

Источник

Курсовая работа: Роль СМИ в жизни общества

Глава 1. Понятие СМИ

§1. История и понятие СМИ

§3. Интеграция СМИ в общественное сознание

Глава 2. Роль СМИ в жизни общества

§2. Влияние СМИ на поведение в обществе

§3. Глобализация СМИ и ее влияние на мировую общественность

Введение

Исходя из этих фактов тему, касающуюся роли Средств массовой информации (СМИ) в общественной жизни следует считать актуальной не только сегодня, но и в последующие времена.

В работе планируется рассмотреть понятие СМИ, уделить внимание рассмотрению истории становления СМИ. Также будет приведена краткая классификация имеющихся СМИ. Отдельное внимание будет отдано рассмотрению телевидения как одному из ведущих Средств массовой информации. Интересно отметить, что многими исследователями в процессе работы над понятием СМИ и роли этого явления в общественной жизни упоминается и активно используется термин «манипуляция сознанием». В обществе почему-то принято негативное отношение к этому явлению, но существует положительное влияние на общество в процессе манипуляции его сознанием, которое направлено исключительно на достижение результатов и на прогресс. Об этом тоже следует помнить.

Работа состоит из Введения, двух глав и заключения. В работе использованы периодические издания, Правовые основы деятельности СМИ, научная литература отечественных и зарубежных автором.

В процессе работы определяются как положительные так и отрицательные стороны влияния СМИ на общество.

Целью работы является показать важность СМИ в современном информационном мире и важность понимания того, что хоть эта информация зачастую интегрирована в массовое сознание, но ее нужно и можно контролировать.

Глава 1. Понятие СМИ

Для того чтобы приступить к рассмотрению роли СМИ в общественной жизни, влияния СМИ на общественную жизнь, стоит ознакомиться непосредственно с самим понятием СМИ. Что это за явление, с которым сталкивается каждый день каждый человек…

§1. История и понятие СМИ

Сегодня человечество живет в век высоких информационных технологий, благодаря чему информационная образованность и осведомленность общества становится повседневной, почти обыденной.

Массовость (1000 и более экз. для газет, журналов и рассылок);

Периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;

Принудительность: один источник сигнала предполагает наличие большой аудитории.

Все это оговаривается в законе и соответствующих подзаконных актах.

Другими словами, в вещании СМИ разрешено все, что не запрещено. Но для того чтобы получить статус СМИ, информационное издательство проходит проверку, получает лицензию и т.п. Стать источником массовой информации не так просто. За относительно еще недолгой историей телевидения, долгое время основным СМИ была печатная продукция. Можно сказать, что история СМИ началась с первого печатного информационного листка. А точнее, с середины 15 века, когда Гуттенберг запустил свой печатный станок. Первым изданием были религиозные и церковные книги. Но одновременно с ними стали появляться рукописные торговые листки, а затем печатные бюллетени, содержавшие вначале коммерческую информацию или объявления. Довольно быстро в Европе появились прообразы бюро новостей. Эти бюро поставили на поток распространение печатной продукции рекламного характера. Владельцами таких бюро становятся хозяева типографий, предприимчивые почтмейстеры крупных конно-почтовых станций. В то время на перекрестках торговых путей можно было получить не всегда достоверную, но самую разнообразную информацию: об урожае, о ценах на товары, о погоде, о моде, о безопасности на дорогах, о ходе военных действий и много другой разнообразной информации. В торговых портах, на рынках, почтовых станциях аккумулировалась информация, там был источник новостей, там была жизнь.

Появившаяся в 2 января 1703 года газета «Ведомости» («Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах») являлась государственным изданием. Тот факт, что газета вышла в свет согласно указу Петра I, существенно отличал ее от зарубежных СМИ, которые возникали по частной инициативе и служили не государственным, а в основном торгово-коммерческим частным целям. Первым русским репортером принято считать Якова Синявина. Синявин начал работать в «Ведомостях» в 1719 году, и сразу же появились его сообщения об успехах российской экономики, яркие репортажи из провинции. Также интересен тот факт, что первым распространителем газеты стал 17-летний солдат Вася Татищев, будущий автор «Истории государства российского», исследователь Урала, крупны ученый-энциклопедист.

И все-таки журналистика, как и все западное в то время в России, возникла не естественным путем как осознанная необходимость, а «сверху» как элемент государственной политики. И предназначалась эта новая отрасль поначалу лишь для пропаганды и разъяснения реформ государя. Государственные институты, созданные Петром, и феодальное общество России на тот момент времени только-только созданные еще не нуждались в регулярном обмене информацией через газеты. Им вполне хватало деловой переписки. Не было потребности и в научных журналах, которые к тому времени уже существовали в Великобритании и Франции, потому как образованность в России среди основной части населения была практически нулевой. Можно сказать, что полноценные средства массовой информации начали появляться в России только в начале 18 века. Первое время они были малозаметны и маловлиятельны, но постепенно набрали силу и стали играть заметную роль в жизни страны и общества. Около полувека государство при посредничестве Академии Наук держало монополию на газеты и лишь к концу 50-х годов 18 века появилось первое частное издание.

Как результат, вследствие создания газет появились информационные агентства печати. Первые агентства возникли в первой половине 19 века. Основоположником можно считать француза Гаваса, в 1835 году основавшего Бюро по обеспечению газет информацией. Это бюро просуществовало более 100 лет. В 1851 году сотрудник Гаваса Юлиус Поль Рейтер создал в Лондоне поныне существующее агентство Рейтер. Другой сотрудник Гаваса Бернард Вольф в 1849 году основал в Берлине агентство печати под «Телеграфное бюро Вольфа». [3]

Русское телеграфное агентство, получившие название из-за распространения телеграфа (РТА), было создано 15 лет спустя, в 1866 году. Агентство получило разрешение иметь свои бюро в разных городах, издавать свои бюллетени телеграмм и продавать их.

В конце 19 века в России были уже и массовые, и общественно-политические, информационные и специализированные издания. Большинство ежедневных газет старались максимально возможно достоверно информировать читателей о событиях внутренней и международной жизни.

Постепенно изменилось и содержание газетных полос, более политизировалось, так как внутренняя и внешняя политика стали главным содержанием ежедневной печати. Изменился стиль изложения материала, верста газет, изменился формат газеты.

По-прежнему ряд острых тем были запретными для печати, и в первую очередь освещение рабочего движения. По словам редактора «Русского слова» Дорошевича, существовало около 13 тысяч циркуляров по этому поводу. Русско-японская война 1904-1905 годов позволила цензуре ужесточить свой контроль над прессой. Лишь революция 1905 года вынудили правительство пойти на уступки.

После октябрьской революции по декрету СНК от 18 ноября (1 декабря) 1917 года существовавшее тогда Петроградское Телеграфное Агентство (ПТА) было преобразовано в Центральное информационное агентство при СНК. Местные Советы в духе революционного времени были обязаны пользоваться информацией ПТА для публикации в своих органах, а не имевшие их должны были организовать специальные бюллетени с телеграммами ПТА.

7 сентября 1918 года было образовано Российское телеграфное агентство (РОСТА), которое являлось центральным информационным органом Советского государства. РОСТА было создано путем присоединения Бюро печати при ВЦИК и Петроградского телеграфного агентства. В РОСТА влились все существующие на тот момент советские информационные агентства. Основной задачей РОСТА было обеспечение партийных и советских органов, а также печати оперативной внутренней информацией, прежде всего о событиях на фронтах гражданской войны.

Со временем РОСТА стало крупным издательским учреждением, издающим вестники, бюллетени, стенные газеты в помощь губернским и уездным изданиям. В годы гражданской войны работники РОСТА участвовали в деятельности многочисленных агитпоездов и агитпароходов, выпускали листовки, плакаты, многотиражные газеты. Наиболее известны своими карикатурами и острыми забавными стихами так называемые «Окна РОСТА» (Окна сатиры РОСТА), с которыми активно сотрудничали Черемных, Маяковский, Демьян Бедный, Мор и другие. Это был самобытный вид агитационно-массового искусства, возникшего в 1919-1921 годах и являвшийся одной из форм формирования общественного мнения.

В первое время своего существования РОСТА, помимо своей непосредственное информационной деятельности, занималось и распространением периодических изданий. С созданием в 1919 году Центропечати (позднее преобразована в Союзпечать), эти функции из РОСТА ушли.

Тем не менее все это время печатные СМИ не были подчинены какому-либо одному универсальному закону, который бы упорядочил деятельность, способы и методы влияния СМИ на общественную жизнь. В почдинение этому закону вошли уже существующие радио и телевидение как способы СМИ.

Однако СМИ не были бы СМИ, а зрители не получали бы требуемой информации, если бы эти принципы соблюдались в полной мере. Есть ведь одно большое НО: СМИ по природе своей склонны к манипуляциям. Хотя бы по причине собственной встроенности в систему массовых коммуникаций. Одно из известных определений СМИ гласит: «самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного мнения». Значит, институт СМИ в общем и телевидения в частности можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, как социальное средство общения, а во-вторых, как бизнес живущий по специфическим законам, но по основным показателям ничем не отличающийся от любого другого.

Репертуар телестанций США на тот момент включал передачи трех видов: кинорубрику (обычно фильмы-путешествия и старые голливудские ленты), студийные передачи (концертные номера, скетчи и кулинарные уроки) и внестудийные репортажи с ПТС, занимавшей два громоздких автобуса (спорт, выставки, демонстрация мод). Несколько позднее в репертуаре появилась реклама.

Первая оплаченная реклама прошла в эфир 1 июля 1941 года. На таблице настройки на 10 секунд появились часы марки «Булова». Тогда рекламодателю это обошлось всего в 9 долларов.

После Второй мировой войны количество телеканалов в США стало увеличиваться. Во многом благодаря тому, что появились коммерческие телесети. Также в послевоенные годы, но ближе к 50-м годам стало появляться общеобразовательное телевидение.

На территории Англии развитие телевидения также шло свои путем. «2 ноября 1936 года Би-би-си начала регулярные передачи. Именно эта дата принята сегодня за начало истории регулярного телевидения в мире. Передачи шли по два часа в сутки шесть раз в неделю по заранее объявленному расписанию.»[6]

Вторая мировая война коснулась всех. По этой причине телевещание практически не развивалось во время войны. После войны во многих странах зарождалось и развивалось общественное телевидение. Например, Би-би-си возобновила прерванные войной регулярные телепередачи в июне 1946 года показом записи парада победы.

Позднее, в 1955 году появилось коммерческое телевидение. Коммерческое ТВ существовало как обычное предприятие, стремящееся к извлечению прибыли путем продажи части своего вещательного времени под рекламу.

У истоков электронного телевидения в России стоял уже упомянутый профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг. В 1937 году начались опытные передачи на УКВ в Ленинграде.

Советские пресса, радио и телевидение официально именовались «средствами массовой информации и пропаганды», информационные и развлекательные передачи воспринимались под углом их пропагандистского предназначения.

Использование телевидения с целью «воспитания советских людей», формирования «нужного» общественного мнения имело переменный успех. Зрители скептически относились к подслащенным сообщениям на внутренние темы: рапорты об успехах сельского хозяйства, например, вызывали недоумение у человека, отстоявшего очередь за продуктами.

Значительные перемены как в стране, так и на телевидении начались только после 1985 года. Новое руководство СССР во главе с М.С. Горбачевым использовало СМИ для поиска путей выхода из застоя, для того, чтобы сломить бюрократическое сопротивление реформам, для пропаганды «нового политического мышления». Взятый новым руководством курс на гласность означал постепенное снятие традиционного контроля над словом, переход от монолога и назидательности к дискуссии.

В мае 1991 года начал работать телеканал «Россия», принадлежащий Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК). В советских условиях он стал рупором более демократически настроенного российского парламента во главе с Б.Н. Ельциным. Когда КПСС потеряла монополию на государственную власть и между различными политическими силами началась борьба за контроль над средствами массовой информации, главным яблоком раздора стало телевидение.

С 90-х годов различными путями пытались создать в стране независимое, негосударственное телевидение. Тому примером могут служить «ТВ-6 Москва» и «НТВ».

Сегодня российское телевидение включает в себя достаточно много каналов, государственных, коммерческих, частных, спутниковых, кабельных и т.п. Безусловно, многие каналы рассчитаны исключительно на массовость потребления, на рекламу, доход с нее. Но тем не менее, нельзя отрицать наличие общеобразовательных программ и каналов, которые все также привлекают зрителя.

§2. Виды СМИ

справочники (справочники как правило содержат в себе информацию справочного характера, являются своего рода каталогом, устроенным тем или иным образом);

радио (в радиоэфире можно сегодня услышать в основном музыкальные произведения, новости, дискуссии. Хотя, следует отметить, что в последнее время очень распространены аудиокниги, которые ставят в прямом эфире на радиостанциях, что служит образовательной цели, особенно для подрастающего поколения);

§3. Интеграция СМИ в общественное сознание

Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя, конечно, старые инструменты продолжали использоваться, но и они были усилены участием массовой прессы. А. Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества». [9]

Глава 2. Роль СМИ в жизни общества

Мы рассмотрели основные этапы становления и развития СМИ, их роль в жизни общества. Во второй главе подробнее будут рассматриваться влияние СМИ на жизнь общества и его значимость, виды информации, которая может поступать к массовой аудитории, ее влияние на поведение отдельного индивидуума и общества в целом.

§1. Культура СМИ

Культура общества представляет собой совокупность идей, связанных с существованием человека в мире, поэтому она отражается не только в деятельности сознания, но и в человеческих взаимоотношениях в обществе, в религиозных и научных представлениях о мире, в тех художественных образах, которые запечатлели этот мир во всем богатстве. Тотальная информатизация сегодня это всепроникающая черта современной цивилизации. Тезис «тот, кто владеет информацией, владеет миром» в информационном обществе становится всё более актуальным. В современную эпоху глобализации поражения и победы свершаются на невидимом фронте информационно-психологической войны, использующей коммуникативные технологии с долговременными и кратковременными целями. В подобных условиях роль СМИ в формировании общественного сознания значительно возрастает. Средства информации в современном мире представляют собой важную часть духовного производства. СМИ являются комплексом институтов и учреждений общества, порождающих единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение. С отменой цензуры в стране слово «свобода» стало одним из самых употребляемых в философском лексиконе. Все демократические конституции развитых стран закрепляют понятие свободы, видя в нем основу свободы печати оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Очень трудно дать оценку влиянию СМИ на человека, на его мнение сегодня, ведь недооценка влияния средств массовой информации на человека и манипуляция общественным сознанием становятся одной из главных причин вырождения культурных ценностей человека и общества, искусства и науки, нравственности и духовности, образования и воспитания подрастающего поколения. Необходимо научиться четко оценивать информационную зависимость общества. Для того соблюсти гармонию между законом и реальной жизнью, необходимо переместить акцент философского знания и общественного мировоззрения с внешнего на внутренний мир человека, на его высшие социальные и духовные чувства. Средства массовой информации стали настолько влиятельными и значимыми, что создают единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение. Соответственно становятся первоначальным источником информации, прежде всего об окружающем мире. Особенно для младшего поколения. Это следует учитывать при работе над информацией, потому что СМИ сегодня создают значительный пласт культуры в ментальности общества. Недооценка влияния средств массовой информации на жизнь человека и общества становится причиной крушения устоявшейся системы ценностей человека и общества, искусства и науки, нравственности и духовности, образования и воспитания подрастающего поколения. В условиях трансформации российского общества остро встала проблема изменения не только экономической, политической, социальной сфер общества, но и сферы духовной, что во многом обусловлено деятельностью средств массовой информации. Преобладающие в пространстве СМИ информационные технологии сегодня создали особую коммуникативную среду, в рамках которой происходит нивелирование традиционной российской системы ценностей и формирование новой системы по западному образцу.

§2. Влияние СМИ на поведение в обществе

Таким образом, с помощью различных методов влияние СМИ крайне важно и велико. Можно сделать вывод что умело манипулируя общественным сознанием при помощи различных СМИ возможно не только создать направлять развитие культуры, сознания и поведения общества, но и прививать определенную роль каждому социальному классу и даже каждому человеку в отдельности.

§3. Глобализация СМИ и ее влияние на мировую общественность

Иногда в заблуждение можно ввести все общество, всю нацию, все государство. Далеко не надо ходить. Пример тому гитлеровская пропаганда. Нацистское руководство, осознавая огромные потенциальные возможности телевидения, которое в то время только начинало принимать массовость и популярность, начинало развиваться как технически так и массово, всячески поддерживало его внедрение. В марте 1935 года было объявлено, что передачи берлинского телецентра становятся регулярными. Стоит ли говорить о том, что эти передачи были направлены в основном на пропаганду нового пути «истинных арийцев». И люди верили. И мир свидетель тому, что их этого получилось. В то же время, во многом благодаря СМИ против той же нацистской Германии смог собраться и выстоять американский, европейский, но в большей мере славянский народ. Именно благодаря агитации и массовости, мобильности и возможностям СМИ удалось объединить страну во время войны, поднять дух, поддерживать, напоминать о том, что люди не остались наедине с этой бедой, что о них помнят, любят и ждут.

Заключение

Итак, в работе были рассмотрены основные этапы становления и развития СМИ, их роль и место в истории общества и сегодня.

Безусловно, доказана актуальность темы, ее вневременная значимость, исходя из чего, можно сделать вывод о том, что в этой сфере еще много почвы для исследований и дальнейшей работы. Тому есть фактические подтверждения влияния СМИ на политическую жизнь путем информирования о проводимых предвыборных кампаний, на культурную путем выпуска научно-популярных изданий, трансляции научных передач, новостей и пр.

Также можно сделать вывод о всеобъемлемости, своего рода глобальности СМИ, что достигается путем обхвата различных целевых аудиторий.

Более того, сегодня наличие разнополярных СМИ, в том числе иностранных обозревателей, не подчиненных одному центру дает возможность для проведения масштабных информационных исследований.

Можно отметить что посредством манипуляции значениями каких-либо понятий, СМИ могут менять отношение к ним, а со временем и их значимость и значение, не из вредности конечно, а просто по той причине, что исходный толк уже может быть утерян.

Стоит отметить, что на протяжении работы рассматривается понятие «манипуляция сознанием». Важность заключается в том, что рассматривается как положительная, так и отрицательная стороны этого момента.

Список литературы

1. ФЗ «О средствах массовой информации» от 06.06.1995 №87-ФЗ

2. Бессонов Б.Н. Пропаганда и манипуляция как инструменты духовного порабощения. М, 1980.

3. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления. М., 1978.

4. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998.

5. Егоров В.В. Телевидение. Страницы истории. М., 2000.

6. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М. 1998.

7. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2002.

8. Кравченко Е.И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу // Социологические исследования. 1993. № 2.

9. Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. Ульяновск, 2000.

10. Петев Т. Массовое общение и личность // Теория и практика СМИ и пропаганды в современном мире. Сборник. М., 1985.

11. Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М., 1990.

12. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2001.

13. Назаров Б.Н. Массовая коммуникация и общество. М., 2004.

14. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.

15. Шиллер Г Культурный империализм: источники, содержание, современные модели. М., 1980.

[1] ФЗ «О средствах массовой информации» от 06.06.1995 №87-ФЗ

[2] Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. Ульяновск, 2000, С. 20.

[3] Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. Ульяновск, 2000, С. 35.

[4] Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. Ульяновск, 2000, С. 35.

[5] Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. Ульяновск, 2000, С. 57.

[6] Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., С.22.

[7] Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1998, С.31.

[8] Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1998, С.68

[9] Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2002, С.178.

[10] Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980, С. 39.

[11] Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2002, С.180.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Роль СМИ в жизни общества
Раздел: Рефераты по журналистике
Тип: курсовая работа Добавлен 17:08:45 25 августа 2009 Похожие работы
Просмотров: 16243 Комментариев: 17 Оценило: 10 человек Средний балл: 4.9 Оценка: 5 Скачать