роль скд в духовной жизни общества

Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития

Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития

Определение СКД :

a. СКД (в широком) – деятельность человеческого общества по созданию и развитию материальной и духовной культуры.

b. Ариарский: СКД – обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно-целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

c. Литвинцева: СКД – деятельность по созданию, сохранению и дальнейшему развитию ценностей культуры в сфере свободного времени, связанная с созданием благоприятных условий для удовлетворения потребностей, проявлением социальной активности человека и развитием любительского творчества.

Роль СКД в современной жизни общества можно оценить с различных подходов:

a. Аксеологический (ценностный) – отражает ценности культуры

b. Социологический – выделяет социокультурные субъекты, которые производят или осваивают ценности культуры. То, как ведут себя эти субъекты, отражает духовный уровень жизни общества.

c. Деятельностный – отражает активность деятельности и ее направленность (цель)

Тенденции развития инфраструктуры социально-культурной сферы в современных условиях.

Инфраструктура – (лат. infraниже, под и лат. structuraстроение, расположение) — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).

Инфраструктура СКД – совокупность различных социо-культурных учреждений, составляющих материальную базу СКД

Функции социально-культурной деятельности

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ– категории, выражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности. К ним относятся:

1 адаптивно-нормативная функция – хоминизация личности: освоение формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

2 образовательно-развивающая функция – освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности (см. понятия: социализация, инкультурация, индивидуализация);

3 преобразовательно-созидательная функция – вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;

4 эколого-охранительная функция – формирование экологической культуры, сохранение культурного наследия, природной и культурной среды;

5 информационно-просветительная функция – накопление, хранение и распространение информации, культурно-просветительная деятельность, формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых члену информационного общества XXI века;

6 интегративно-коммуникативная функция – диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;

7 рекреативно-игровая функция – формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.

Составление сметы расходов

4. Постановка мероприятия:

5. Распределение обязанностей среди членов постановочной группы

6. Подготовка декорационного и музыкальногооформления, костюмов

7. Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)

8. Репетиционный период (подбор участников и распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров)

9. Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку)

10. Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала.

11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.

Педагогика –наука о воспитании, образовании и обучении человека в соответствии с требованиями конкретно исторического этапа общественного развития. Предмет: исследование сущности развития и формирования человеческой личности и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Определение педагогической культурологии – это область науки и социальной практики, которая интегрирует в себе принципы педагогики и культурологии и, опираясь на их взаимовлияние, раскрывает методику историко-культурного просвещения и вовлечения индивида в СКД, способствующую преобразованию знаний о культуре в художественно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни.

В.А. Ядов (про использование социологических методов исследования состояния СКД)

Социология – это наука об обществе как целостной социальной системе, ее функционировании и развитии.

Три группы методов сбора информации:изучение документов,наблюдение,опросы

Так же существуют методы обработки и анализа информации, а также комбинированные процедуры, в которых по мере сбора данных осуществляется и их первичный анализ.

1. Анализ документальных источников

Документальной информацией в социологии называются любые сведения, фиксированные в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото или пленке.

По источнику информации документы могут быть:

· вторичные (основанные на других документах)

· неофициальными (материалы составленные частными лицами или авторство, которых неизвестно)

Документы могут быть источником сведений, в первую очередь, когда нас интересуют нормативные требования.

Важный аспект – оценка достоверности документальных источников, первичные, намного полнее вторичных, а официальные более достоверны.

2 вида работы документом:

1. Обычный, традиционный (внимательное прочтение)

2. Контент-анализ (контент – содержание) или качественно- количественный анализ документов, состоит в выделении определенных смысловых единиц текста с последующим подсчетом частоты использования.

3.Опрос: анкета, интервью (чаще опрашиваются эксперты)

ПО ЛЕКЦИЯМ ИВЛЕВОЙ

Методы исследования:

· Теоретические исследование:

¾ Анализ (разложение исследуемого на части, выделение различных признаков)

¾ Синтез (соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое)

¾ Сравнение (это познавательная ориентация, лежащая в основе суждений о сходстве/различии объектов. Выявляются количественные, качественные свойства, происходит их упорядочивание классификация и оценка. Их 3 вида: по одному признаку; однородные явление по нескольким признакам; сравнение различных этапов развития одного явления)

¾ Абстрагирование (один из основных мыслительных операций, позволяющих, мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения, отдельные свойства и т.д.)

¾ Конкретизация (процесс противоположный абстрагированию, нахождение целого, взаимосвязанного, многостороннего, сложного

¾ Обобщение (одна из основных познавательных операций – выделение и фиксация относительно устойчивых и интегративных свойств объектов и их отношения)

¾ Аналогия (знания, которые при рассмотрении какого – то объекта переносятся на менее изученный)

· Практическое (имперические) исследование:

1. Метод наблюдения – позволяет увидеть все стороны объекта.

1 Всегда проводится с заранее поставленной целю

2 Всегда проводится по заранее продуманному ее написанному плану

3 Количество исследование признаков должно быть минимально

1 По чистоте – на постоянные, периодические, однократные

2 по объему охвата – на сплошные и выборочные наблюдения

ОПРОСНЫЕ методы (2 и 3)

Опросные методы – наиболее распространенный способ в них три группы вопросов: статусные, фактуальные, мотивационные. По конструкции: открытые, закрытые.

2. Устный опрос: беседа и интервью – с целью получить необходимую информацию.

Требования к интервью:

1 Опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным, при этом более понятный вопрос для отвечающего задаем первым, а потом более сложный.

2 Вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными устные вопросы всегда стоит читать с опросного листа дословно следует точно придерживаться порядка вопросов.

При изучении состояния скд рассматриваются: ресурсная база – органы СКД, кадровые ресурсы, материально-технические ресурсы, нормативно-правовые ресурсы, морально-этические ресурсы, информационно-методические ресурсы, морально-этические ресурсы, информационно-методические ресурсы.

Модели коммуникации

Модель Аристотеля – оратор-речь-аудитория

Модель Лассуэлло (кто говорит, что сообщает, кому, по какому каналу, с каким эффектом)

театральная модель Н.Евреинова и П.Ершова;

фольклорная модель В.Проппа;

Формы работы с семьей

4 Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры

5 Семейные сеансы в кинотеатрах

7 Совместное посещение концертов и массовых праздников

Все они моглибы послужить хорошим шагом на пути формирования здоровой культуры брачно-семейных отношений и воспитания культуры личности ребенка в современной семье.

Функции семьи:

Виды менеджмента.

1. Производственный менеджмент

2. Снабженческо-сбытовой менеджмент

3. Инновационный менеджмент

5. Менеджмент персонала

6. Финансовый менеджмент

Отличие от классического менеджмента- отсутствует категория ПЕРСОНАЛА.

В классическом менеджменте – 1 диспозиция (позиционирование) – руководитель.

1. Куратор –направляющий.

4.Исполнительный директор – наемное лицо, вып. Менеджерские F

6.Конкультант – в отличие от 2. оказывает услуги на разовой основе.

7.Агент СК изменений – эксперты, идеологи.

17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II.
Досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты.

Формы проведения были семейно-общинными, оставаясь такими до начала 20 века.

Досуг крестьян был направлен на восстановление сил после работы и способствовал сохранению родовых традиций.

Время досуговых занятий по прежнему зависело от с-хоз. работ. Наибольшее количество праздников, посиделок, игрищ выпадало на осеннее-зимний период и раннюю весну. Сохранилась традиция пиршеств за общим столом (Древние «Братчины» стали позднее называться «складчинами» и «ссыпчинами», поскольку каждая семья вносила долю продукта в общее застолье). Некоторые формы досуга представляли собой синтез труда и отдыха («помочи», «капустки», «супрядки», «работные» посиделки).

Виды менеджмента.

1. Производственный менеджмент определяет:

оптимальный объем и структуру выпускаемой продукции; используемые технологии; рациональный способ загрузки оборудования; расстановку кадров; управление персоналом; способы разрешения конфликтов;

способы устранения сбоев и неполадок; методы проведения текущего контроля

2. Снабженческо-сбытовой менеджмент включает:организацию подписания хозяйственных договоров;

закупку, доставку и хранение сырья, материалов и комплектующих; хранение и отправку конечной

3. Инновационный менеджмент направлен:

на управление научно-исследовательской деятельностью, прикладными разработками;

создание опытных образцов; внедрение инноваций в производство.

4. Маркетинг-менеджмент занимается:

исследованием рынков; определением существующего и потенциального спроса на продукцию;

разработкой ценовой и рекламной политики предприятия.

5. Менеджмент персонала занимается:

подбором, расстановкой и обучением персонала; определением методов мотивации сотрудников;

созданием благоприятного психологического климата на предприятии; улучшением труда и быта работников; налаживанием и поддержанием отношений с профсоюзами.

6. Финансовый менеджмент управляет:

созданием бюджета и финансового плана организации; формированием и распределением ресурсов фирмы; оценкой сложившегося и перспективного финансового состояния предприятия; принятием мер по укреплению финансового положения организации.

Специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями духовного производства. Продукты такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания, не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, прочтение книг, участие в турпоездке). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления, культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность.

Однако под услугами в сфере культуры нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Это означает, что деньги в этой сфере появляются на основе привлечения средств, вовлечение интересов самых различных сил и инстанций: органов власти ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров.

Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса. Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские.

Задачи менеджмента:

1. Приводит в действие запрос рынка

2. упрорядычивает деятельность фирмы на уровне системы действий ( дерево целей)

3. Приводит в соответствие планируемый замысел с ресурсами фирмы

Отличия Менеджмента в сфере культуры от простого:

В СКС он пронизывает разные области деятельности и приобретает специфический оттенок. Он нужен не только для упорядочивания учреждения, но и процесс саморазвития человека ( СКД).

Учитывая специфику СК продукта результат СКД:

1 Носит духовный характер

3 Технологическая особенность- произвожу и сразу потребляю….

4 Невозможно складировать

5 Невозможность воспроизводства.

В зависимости от потребителя мы предлагаем определенный товар:

Включен нормально – клиент соучасник.

Плохо включенный – Услуги.

Блоки менеджмента СКУ (по Бузине):

Первый блок: логико-мыслительный (1.Целеполагание (миссия, политика) 2. стратегополагание 3 тактический МЖ 4. планирование

Второй блок: организационно-технологический (1.регулирование 2.координирование 3 мотивирование 4 стимулирование 5 контроль

Третий блок: реализационный (1.торговая 2.PR 3 рекламирование 4 позиционирование, имиджирование, брендинг)

Особенности сюжета в ИП

a. всегда логический, не м.б. монтажа;

b. создается при помощи сценарного хода.

Ф-ии сценарного хода в ИП:

1. Формирует сюжет в его логической последовательности;

2. Определяет основной конфликт, следовательно основную игровую цель;

3. Определяет основных героев.

Определение сценарного хода в ИП– это какая-то условность, которая предлагается аудитории в качестве игровой ситуации, и в которой есть угроза досуговым интересам аудитории и ее устранение лежит через игровую деятельность.

Сюжет формирует игровое задание.

Игровые задачи требуют адаптирования игр к игровой ситуации.

Особенность композиционного построения(график).

Дополнительно

1. Алгоритм удовлетворения информационно-познавательных потребностей (по Когану):

d. Осознание потребности в информации

e. Поиск информации

f. Обнаружение информации

g. Селекция (отбор) информации

j. Выработка алгоритма поведения

2. Методика Щукиной по развитию инф.-познавательных потребностей личности подразумевает следующие ступени развития:

k. Любопытство (цель – выявление ситуационных интересов)

l. Любознательность (цель – закрепить ситуационный интерес и включить в репродуктивную деятельность (повторение)).

m. Собственно познавательная активность (цель – активизировать активность + включить в самостоятельную творческую деятельность)

Создание имиджа и одежда

Часть культуры делового общения составляет создание привлекательного имиджа. Обретение профессионального имиджа не самоцель для делового человека, но обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.

«Имидж» это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо. Забота о своем имидже это запечатление его в сознании людей, лучшая самопрезентация.

Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая: искусство улыбаться, постановку голоса, технику жестов, мимики и поз. Во многих случаях имидж это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому правильного выбора модели поведения. Чем объективнее представление о своем поведении, основанное на реакции людей, тем действеннее будет стратегия и тактика этого поведения. Моделирование поведения следует понимать как осмысление своих действий в общении. Если эти действия будут заранее просчитаны, а тем более «уложены» в соответствующие модели, деловое общение обойдется для каждого минимальными издержками.

Важную роль в создании имиджа играют эффекты фасцинации и аттракции.

Фасцинауция (очарование, обаяние) словесное воздействие на людей, при котором достигается минимизация потери информации. Посредством искусной речи можно обращать на себя внимание, вызывать к себе доброжелательное расположение.

Аттракция (привлечение, притяжение) визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо в виде проявления к нему симпатии или готовности к общению. Фасцинация и аттракчия на бытовом уровне выражаются в особенностях речи, обращения и внешнего вида.

Одежда

Одежда бизнесмена должна соответствовать месту, времени, характеру события. Главное требование — опрятность и аккуратность.

В процессе подготовки к переговорам следует обратить внимание на выбор делового костюма. Для такого мероприятия больше подойдет однотонный костюм — серый, темносерый, темно-синий. Цвет рубашки и галстука должен гармонировать с тканью костюма. Сорочка должна быть белой или светлой — пестрые или темные не рекомендуются. У галстука желателен графический рисунок. Галстук необходимо аккуратно завязывать, оптимальная его длина — до пояса брюк.

Носить сорочки с короткими рукавами в деловой обстановке также не рекомендуется, поскольку считается элегантным, если манжеты сорочки видны из-под рукавов пиджака примерно на два сантиметра.

В официальной обстановке пиджак всегда застегнут. В застегнутом пиджаке входят в кабинет на совещание, сидят в президиуме или выступают с докладом. Нижнюю пуговицу пиджака не застегивают никогда, Нельзя класть в верхние наружные карманы пиджаков и жакетов ручку, карандаш, очки, расческу и другие предметы так, чтобы они выглядывали наружу.

Рукопожатие

В деловом мире рукопожатие используется не только при приветствии, но также как символ заключения соглашения, знак доверия и уважения к партнеру. Интенсивность и длительность рукопожатия относится к важным компонентам. Так, короткое, вялое рукопожатие и очень сухие руки могут свидетельствовать о безразличии. Влажные руки говорят о сильном волнении.

Чуть-чуть удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой, взглядом демонстрирует дружелюбие, но не стоит слишком ‘долго задерживать руку собеседника. Это вызывает ощущение попадания в капкан, что, естественно, вызывает раздражение.

Рука, протянутая для рукопожатия и повернутая тыльной стороной вниз, подчеркивает превосходство. Иногда в рукопожатии участвуют обе руки. Например, правая рука пожимает руку собеседника, а левая охватывает ее с другой стороны. Такое рукопожатие называется “перчаточным”, так как рука оказывается как в перчатке в руках собеседника. Подобного рукопожатия следует избегать при первой встрече. Когда будут установлены дружеские и достаточно неформальные отношения, можно прибегнуть к “перчаточному” рукопожатию.

Сферы ЛСС

По Евростандарту

Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития

Определение СКД :

a. СКД (в широком) – деятельность человеческого общества по созданию и развитию материальной и духовной культуры.

b. Ариарский: СКД – обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно-целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

c. Литвинцева: СКД – деятельность по созданию, сохранению и дальнейшему развитию ценностей культуры в сфере свободного времени, связанная с созданием благоприятных условий для удовлетворения потребностей, проявлением социальной активности человека и развитием любительского творчества.

Роль СКД в современной жизни общества можно оценить с различных подходов:

a. Аксеологический (ценностный) – отражает ценности культуры

b. Социологический – выделяет социокультурные субъекты, которые производят или осваивают ценности культуры. То, как ведут себя эти субъекты, отражает духовный уровень жизни общества.

c. Деятельностный – отражает активность деятельности и ее направленность (цель)

Источник

Роль и место СКД в общей системе духовной жизни общества.

Жирова М.В.

КРАТКИЙ КУРС

дисциплины «Социально-культурная деятельность»

в помощь студентам при подготовке

к итоговому междисциплинарному экзамену

По специальности

для специальности 071302 Социально-культурная деятельность

и народное художественное творчество

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Роль и место СКД в общей системе духовной жизни общества.

Общая характеристика системы СКД

Современная трактовка понятия «СКД» является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», и в то же время отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.

Целью социально-культурной деятельности являются организация рационального и содержательного досуга, удовлетворение и развитие культурных потребностей людей, создание условий для самореализации личности, раскрытия её способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Задачи социально-культурной деятельности:

v приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентаций и «возвышение» духовных потребностей;

v стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга;

v создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации её творческого потенциала и позитивного самоутверждения;

v сохранение культурной преемственности поколений;

v обеспечение социокультурной защиты права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;

v стимулирование развития общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказание любительским объединениям помощи и поддержки;

v осуществление дифференцированного подхода в работе с различными возрастными и социальными группами населения;

v использование в работе перспективных и популярных у населения формы и средства организации досуговой деятельности.

Задачи не являются неизменными, данными раз и навсегда. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются её потребностями, особенностями социокультурного развития.

Характерные черты СКД:

v осуществляется она в свободное от трудовых и прочих обязанностей время и отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп и индивидуумов;

v обусловлена национально-этническими, религиозными особенностями и традициями;

v характеризуется разнообразием видов, широкой вариативностью набора социально-культурных институтов;

v предполагает свободный выбор досуговых занятий – связанных с общением, саморазвитием и самореализацией, рекреацией, оздоровлением и простым желанием получить удовольствие.

Роль и место СКД в общей системе духовной жизни общества

Генеральной целью социально-культурной сферы (СКС) является обогащение духовной жизни людей и создание условий для СКД.

Функции СКД (по Ю. А. Стрельцову):

I. 1. Культурно-творческая;

II. 1. Информационно-просветительная;

3. культурно-творческая (формирование условий)

4. рекреационно- развлекательная (организация досуга)

К функциям СКД относятся (по М.А. Ариарскому):

v адаптивно-нормативная функция – освоение индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи, адаптация к социуму и его культуре, выработка способности к самоконтролю;

v образовательно-развивающая функция – освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности;

v преобразовательно-созидательная функция – вовлечение личности в процесс созидания ценностей культуры, в различные виды художественного, технического, социального творчества;

роль скд в духовной жизни общества

v эколого-охранительная функция – формирование эколог. культуры, сохранение культурного наследия, природной и культурной среды;

v информационно-просветительная функция – накопление, хранение и распространение информации, культурно-просветительная деятельность, формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых члену информационного общества XXI века.

СКД – особая система духовного производства, выступающая как средство воспроизведения в новых поколениях достигнутого обществом уровня знаний, умений, навыков и т.д. Альтернативность, инвариантность СКД представляет собой широкое поле для проявления инициативы и самодеятельности творчества и самоутверждения человека, свободы его социального поведения и социальных ориентаций, оценок и предпочтений, свободного участия в принятии социальных решений.

Общая характеристика системы СКД

Социально-культурная сфера – совокупность предприятий, учреждений, организаций, органов управления, осуществляющих производство, распространение, сохранение, организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.

К социально-культурной сфере следует отнести:

· образование, · культуру, · здравоохранение, · физ. воспитание и спорт, · социальное обеспечение,· средства массовой информации и коммуникации, · другие виды и сферы социальной деятельности по развитию человеческого потенциала.

Направления работы с населением:

2. библиотечная работа;

5. экскурсионная деятельность и туризм;

6. любительская деятельность;

7. дополнительное образование (ограниченной части населения):

· детей (школы искусств);

· взрослых (курсы, абонементные лектории).

Социально-культурная инфраструктура – совокупность её составных частей, служб, обществ, сооружений, необходимых для нормального функционирования системы.

Инфраструктура СКД – комплекс условий, обеспечивающих благоприятное развитие СКС и удовлетворяющих потребности населения.

Статус некоммерческих организаций имеют:

· школы; · ВУЗы; · библиотеки; · театры; · клубы; · музеи;· СМИ и информационные центры; · пенсионные фонды; · адвокатские учреждения; · медицинские и научные учреждения; · общественные организации и т.д.

Статус коммерческих организаций имеют:

· казино, ночные клубы;

· центры развлекательной техники;

· центры видео- показа и проката;

Культурно-досуговая деятельность (сер.80-х – нач. 90-х гг.)

В данный период ядром обновляющейся деятельности по организации свободного времени стала культурно-досуговая деятельность. Новая деятельность за довольно короткий промежуток времени обрела целый ряд позитивных качеств – она органичнее, по сравнению со своей предшественницей (культурно-просветительной работой), вошла в систему повседневной культуры, больше внимания стала уделять проблемам организации отдыха и развлечений, активно занялась возрождением фольклорных традиций и т.д., однако не обошлось здесь и без определенных потерь. Принцип гуманизма и лозунг социализма «Все для человека, все во имя человека» в реальной жизни обращался в остаточный принцип по отношению к социально-культурной сфере. Требовались кардинальные перемены в организации СКД, обогащение ее содержания, приближении к реальным запросам и нуждам людей. Работники культурно-досуговых учреждений вели поиски новых форм работы с населением, следуя не только своему профессиональному долгу, но и для собственного «выживания».

Характеристика содержания, форм, средств и методов

Методическое обеспечение социально-культурной

Учреждения системы социального обслуживания населения

Основы системы социального обслуживания различных категорий населения в нашей стране заложены в ряде законов, федеральных и региональных программ. Прежде всего – в Законе «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (1995) и Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995), в федеральных программах «Дети России», «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и других. В нашей стране утвердились новые профессии (социальная работа и социальная педагогика) и новая система учреждений социального обслуживания населения.

Основное место среди учреждений социального обслуживания занимают учреждения системы Министерства труда и социального развития РФ:

· учреждения социального обслуживания семьи;

· учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов;

· отделения социальной помощи на дому;

· службы срочной социальной помощи;

· территориальные социальные центры.

На первое место по своей значимости выходят территориальные социальные центры как комплексные учреждения по оказанию помощи нуждающимся (пенсионерам, инвалидам, малоимущим семьям). Просматривается тенденция, выражающаяся в стремлении каждой первичной территориально-административной единицы (район, небольшой город) иметь свой

центр социального обслуживания. Минимальное их число по стране зависит от количества субъектов РФ и количества административных районов в каждом субъекте РФ.

Реальное число такого рода центра зависит от материальных и финансовых возможностей местных органов власти. По характеру деятельности они являются учреждениями комплексного типа, в их составе могут организовываться различного рода службы и отделения, выполняющие специфические функции.

Наряду с учреждениями социального обслуживания системы Министерства труда и социального развития существуют учреждения и других ведомств (отраслевые, профсоюзные, молодежные и т.п.).

На территории местных органов власти организуются различного рода специализированные (некоммерческие) центры социального обслуживания. Это могут быть и центры по оказанию социальных и юридических услуг по трудоустройству (учредители: муниципальный (территориальных) орган и несколько коммерческих организаций), и центры реабилитации инвалидов и сирот (учредители: территориальный орган, комитет по делам семьи и молодежи, общественные и коммерческие организации) и др.

Учреждения социально-педагогической направленности

К настоящему моменту в России создана система учреждений, осуществляющих социальное воспитание подрастающего поколения в новых условиях. Эта система разветвляется на ряд направлений с присущими им специфическими задачами.

Традиционное место в этой системе занимают учреждения дополнительного образования детей и подростков, проводящие свою работу в основном по их месту жительства и учебы. В прошедшие 10-15 лет удалось в целом сохранить эту систему, максимально приспособив ее к новым условиям российской действительности. Учреждения этого типа играют важную роль, как в социальном воспитании, так и в организации досуга детей и подростков по месту их жительства. Эти учреждения предоставляют дополнительные возможности для всестороннего развития детей, в том числе для развития их индивидуальных интересов и способностей. Основным куратором этой системы выступает Министерство образования РФ, которому помогает Министерство культуры, Госкоммолодежи и Госкомспорта РФ. Для поддержки особо одаренных детей действует Президентская программа «Одаренные дети».

Вторым направлением, выделившимся за эти годы, является сеть территориальных учреждений, занимающихся малообеспеченными семьями, имеющими детей. Это относительно новое для России направление, имеющее своей целью оказание малоимущим семьям прежде всего социальной помощи. Отвечает за это направление Министерство труда и социального развития РФ.

Третье направление включает в себя сеть специализированных учреждений, занимающихся, с одной стороны, организацией воспитательного процесса в учреждениях закрытого типа, прежде всего интернатах, а с другой стороны, целенаправленной профилактической и реабилитационной работой среди детей и подростков. При проведении профилактической работы особое внимание уделяется предупреждению правонарушений среди детей и подростков, а также – детской безнадзорности и беспризорности. Реабилитационная работа предполагает воспитательное воздействие с девиантным поведением и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь трудно выделить одно из курирующих министерств. Ответственность распределяется в зависимости от специфики решаемой проблемы между такими министерствами, как Министерство образования, Министерство труда и социального развития, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Государственных комитет по делам молодежи.

Клубные учреждения. Назначение. Специфика работы. Основные виды. Учреждения нового типа

Клуб – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного определенным интересом, а также для совместного отдыха и развлечений; существует на основе вносимых членами клуба взносов.

Клуб является самым распространенным типом учреждений культуры, который представляет собой полифункциональный комбинат, способный создать человеку разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на него комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие.

Клубы прочно вошли в быт людей, особенно на селе, и стали необходимой частью общественной жизни. Они выступают как важнейшие центры общения людей.

Клубные учреждения – обобщенное понятие. К ним относятся и маленькие клубы, и большие дома и дворцы культуры. Между клубом, Домом и Дворцом культуры нет принципиальной разницы. Их отличие – в возможностях, которыми они располагают, в объеме и масштабе работы.

Функции клубов

Первая группа функций:

Вторая группа функций:

Клубами и учреждениями клубного типа располагают многие ведомства. Среди них главным по численности и полноте сети является Министерство культуры.

1. Республиканские и областные Дворцы культуры. На содержании и в подчинении непосредственно министерствам и областным управлениям культуры.

2. Районные Дома культуры (стали создаваться с 1930 г. как инструктивно-методические центры для сельской сети изб-читален и клубов). Районный Дом культуры, расположенный в районном административном центре, наряду с проведением широкой культурно-досуговой деятельности среди населения ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры, расположенным на территории района.

3. Сельские Дома культуры. Их сеть стала образовываться с 1965 г. на базе крепких сельских клубов на центральных усадьбах колхозов и в центрах сельских советов. Оставаясь клубом для населения колхоза, они были обязаны оказывать методическую помощь клубам на территории сельского совета.

4. Сельские клубы. Их сеть складывалась в основном после 1917 г. в облике изб-читален, сочетавших в себе клуб, библиотеку и школу для взрослых. Назначение – культурное обслуживание населения в месте расположения клуба.

5. Автопередвижные клубы. Развитие получили в 60-е годы. Назначение- обслуживание населенных пунктов, не имеющих стационарных клубов. Оснащение: киноустановка, проекционная и звукозаписывающая аппаратура. Штаты: шофер-киномеханик, зав. автоклубом.

6. Свои клубы (иногда и свою сеть клубов) имеют профсоюзы, армия, министерство образования, общества, творческие союзы. Существуют еще клубы учебных заведений, дома офицеров, клубы воинских частей, дома актеров, писателей, архитекторов, учителей, медицинских работников и т.д.

На предприятиях промышленности, строительства, транспорта, в совхозах, учреждениях, учебных заведениях пока еще действуют преимущественно профсоюзные клубы, дома и дворцы культуры.

Единство целей и задач, стоящих перед клубными учреждениями независимо от их принадлежности, делает их универсальными учреждениями в организации досуга народа, значительно отличает их от других типов учреждений культуры.

Приоритетами клубов являются:

Ø создание условий для более полного удовлетворения запросов и интересов личности; для развития художественных способностей, самодеятельного творчества;

Ø поддержка и развитие традиционных форм культуры и искусства, народного творчества;

Ø возрождение народных праздников и обрядов;

Ø сохранение и возрождение национальных культур;

Ø обеспечение высокого художественно-творческого уровня всего процесса деятельности клубного учреждения.

Культурные комплексы

Поиски в совершенствовании организации деятельности учреждений культуры привели к мысли о создании культурных комплексов, предусматривающих интенсификацию деятельности системы культурного обслуживания населения. На селе этому способствует консолидация учреждений культуры, сведение их в пределах того или иного региона в комплекс. Для села это особенно важно, ибо взятые в отдельности, в отрыве друг от друга действующие там учреждения культуры по своим возможностям выглядят пока что весьма ограниченными.

Центры досуга

Термин «центр досуга» понимается неоднозначно. В приказе Министерства культуры Российской Федерации речь идет о залах игровых автоматов и аттракционных комплексах на электронной основе, которые предполагается разместить в парках культуры и отдыха, других местах массового отдыха. Такие залы должны стать органичным элементом культурной среды обслуживания населения, вписаться в ее структуру.

Центр досуга на современном этапе представляется как качественно новый уровень в развитии социально-культурной деятельности населения, оставаясь близким к такому типу учреждений, как клуб.

Главной задачей центров досуга является создание оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.

Перед центрами досуга ставится задача возможно более широкого предоставления населению платных культурно-оздоровительных услуг, пользующихся наибольшим спросом. Предполагается, что типы учреждений культуры смогут сосредоточить в одном здании полный комплекс услуг, включая организацию массового активного отдыха, развлечений, способствующих восстановлению физических и духовных сил человека.

Согласно временному положению, центры досуга выполняют следующие функции: развлечения, стимулирования творческой активности, досугового общения, обучения досуговым навыкам, физкультурно-оздоровительную, информационно-методическую и другие.

Чтобы выполнить эти функции, центр досуга должен располагаться в здании или комплексе зданий и сооружений, оснащенных необходимым оборудованием. В основу организации центров досуга положено три принципа: коллективного самоуправления, полной самоокупаемости и индивидуального членства.

НОЧНЫЕ КЛУБЫ

Культурно-досуговая деятельность (КДД)

На Западе очень серьезное отношение к досугу. Он является одной из ключевых доминант культурной политики. Сегодня уровень развития цивилизации измеряется не столько характером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения.

Одним из основоположников социологии досуга считается Джофф Дюмазедье («На пути к «обществу досуга», «Досуг и город», «Культурная революция свободного времени»). В 80-х гг. ХХ столетия Д.Кларк и Ч.Критчет выпускают книгу под интригующим названием «Дьявол находит работу для праздных рук».

КДД на Западе организуется на трех уровнях:

1. Государственном (в масштабе страны)

2. Региональном (на уровне штата, провинции)

3. Муниципальном (местном, будь то город или село, община).

Тенденции развития культурной политики европейских стран:

1. Изменение роли государства, которое отказывается от прямого управления культурой и создает условия для наилучшего использования общественных фондов, в чьем ведении находятся вопросы культуры.

2. Утверждение некоммерческого сектора как истинного партнера в проведении государственной культурной политики.

3. Особая форма приватизации в секторе культуры.

4. Возрастание экономического фактора культуры.

5. Возрастание роли регионального фактора в культурной политике.

6. Отход от элитарности, проявляющейся в поддержке различных форм деятельности и различных групп и социальных слоев населения.

Можно выделить три основные модели финансирования сферы культуры и искусства в западных странах:

Социальная работа – это одно из важнейших направлений деятельности государства и общественных организаций по практическому решению социальных, в т.ч. и социально-культурных проблем, оказанию помощи наименее защищенным в социальном отношении группам населения.

К основным целям социальной работы можно отнести:

1. Увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности более эффективно разрешать возникающие проблемы;

2. Создание условий, в которых клиенты могут в максимальной степени проявить свои возможности и получать все, что им положено по закону;

3. Адаптация и реадаптация людей в обществе (эмигранты, вы­здоравливающие больные и др.);

4. Создание условий, при которых человек, несмотря на физи­ческое увечье душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со сто­роны окружающих.

Конечная цель— полное возвращение человека к само­стоятельной жизни.

В настоящее время основные направления со­циальной работы за рубежом можно представить следующим обра­зом:

— работа в больницах и психиатрических клиниках;

— в домах для престарелых;

— в местах заключения;

— по месту жительства (отделы индивидуальных услуг, отделы для работы с неблагополучными семьями, работа в общине и т.п.).

Жирова М.В.

КРАТКИЙ КУРС

дисциплины «Социально-культурная деятельность»

в помощь студентам при подготовке

к итоговому междисциплинарному экзамену

По специальности

для специальности 071302 Социально-культурная деятельность

и народное художественное творчество

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Роль и место СКД в общей системе духовной жизни общества.

роль скд в духовной жизни общества

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 3259; Нарушение авторского права страницы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *