роль развлечений в жизни человека

Важность развлечений в жизни человека

роль развлечений в жизни человека

Хорошо, когда в нашей жизни есть много свободного времени, и мы можем заниматься всем, чем хотим. Вот только иногда оказывается, что заполнить это время совершенно нечем, и долгожданное безделье превращается во всепоглощающую скуку.

Досуг на любой вкус

Человечество придумало множество развлечений, таких, как езда на велосипеде, боулинг, катание на лошадях, походы, прогулки, катание на коньках, плавание и прочие, чтобы заполнить свою жизнь яркими и приятными ощущениями. Но не все виды активного отдыха являются спортивными. Некоторые люди предпочитают проводить свободное время за рисованием, рукоделием, чтением, прослушиванием музыки, медитацией или просмотром хорошего кино. Так, на сайте https://way2day.com/article/luchshie-filmy-2018.html вы можете ознакомится со списком лучших фильмов 2018 года, и выбрать для себя что-то интересное. Также на этом сайте можно найти информацию о:

Интересные активности для придания нового вкуса и красок жизни здесь сами найдут Вас.

Почему развлечения необходимы человеку

Психологи выяснили, что люди, которые стараются разнообразить досуг, обычно счастливее и здоровее тех, кто не делает этого по разным причинам. Во-первых, досуг помогает людям снизить уровень стресса. Они могут забыть о своей рабочей нагрузке и семейных обязанностях и просто наслаждаться приятными моментами жизни. Во-вторых, участие в некоторых видах развлечений позволяет людям насладиться живым общением, познакомиться с новыми людьми по интересам и даже приобретать друзей.

То, как люди проводят свое свободное время, зависит еще от культуры и социального статуса. Предпочтения людей проводить время также меняется с возрастом и эпохой. Тенденции таковы, что за последние годы вместо групповых занятий все больше и больше людей выбирают индивидуальное времяпрепровождение.

В жизни любого из нас бывают периоды, когда нам крайне скучно. Это происходит потому, что человек не знает, что делать со своим временем и не может найти ничего интересного, или потому, что ему совсем не нравится то, что он делает.

Но ведь невозможно представить человека, у которого нет никаких увлечений и любимых занятий. Наши хобби и привычки создают нашу жизнь, наполняя ее разнообразием чувств и эмоций. Каждый выбирает свой собственный способ тратить время, пассивный или активный, и он должен быть источником вдохновения и обновления.

Источник

Роль досуга в жизни человека (на примере местных жителей и гостей г. Сочи). Часть 1

Отдых и развлечения являются необходимой составляющей полноценной жизни индивида. Лишь при наличии такой деятельности человек может открывать новые горизонты, строить гармоничные отношения с окружающим миром, чувствовать «вкус» жизни. Отдых и развлечения позволяют человеку создавать собственный внутренний мир, то бесценное личное пространство, в котором можно мечтать, думать и быть самим собой.

Понятие «досуг» как научный термин впервые появилось в начале XX в., когда стало развиваться научно-прикладное социолого-статистическое исследование бюджетов времени. Досуговое время является одной из форм социального времени, или, иначе говоря, единицей социального времени. С ним связаны такие виды деятельности, как саморазвитие личности, овладение достижениями культуры и создание культурных ценностей.

роль развлечений в жизни человека

В советский период исследование досуга считалось неактуальным, но с проведением социально-экономических изменений в нашей стране интерес к этой проблеме в научном сообществе усилился. Продолжительность и характер использования досуга в соответствии с суждениями К. Маркса и Ф. Энгельса рассматривали в качестве критерия развития личности и подчеркивали, что досуг как время, которым можно располагать, есть само богатство. Отмечалась также глубокая диалектическая взаимосвязь свободного и рабочего времени, и в частности зависимость ценности рабочего времени от времени свободного. Быстро и легко купить финскую обувь по самым лучшим ценам вы сможете на сайте planetaobuvi.ru.

Досуг необходим представителям всех культур и лицам любого возраста, это принципиальная потребность человека. Даже в обществе, признанном процветающим, одним из ключевых составляющих удовлетворенности качеством жизни называют досуг и отдых.

По поводу последствий, связанных с отсутствием или недостатком часов отдыха и досуга в жизни современного человека, врач-кардиолог, заядлый бегун и автор многих замечательных книг доктор Джордж Шихан рассуждает так: «Раньше было время, когда мы могли сесть и прислушаться к себе, к тихому ритму нашего внутреннего мира и понять, чего мы хотим, зачем живем и кто мы. Теперь вряд ли он будет слышен сквозь гул и грохот механических часов, заведенных индустрией во имя денег и обществом во имя потребления. Теперь у нас есть кое-что получше: телевизор, двенадцатичасовые рабочие будни, мартовская мигрень и апрельская язва, двадцатиоднолетние наркоманы и инфаркты на сорок пятом году жизни».

Источник

Роль развлечений в жизни человека

В данный момент все больше внимание ученые и специалисты обращают на проблемы молодежного досуга. Во многом это обусловлено охватом изменений, с помощью которых характеризуется этот раздел жизни и деятельности.

Появляется возможность говорить об увеличивающейся роли свободного времени для молодежи, и как результат об увеличении его воздействия на приобщение к обществу молодых людей. При анализе молодежного досуга, предварительно следует уточнить определенный ряд понятий, которые связаны с его предметом.1. Информация с сайта http://student.zoomru.ru/soc/dosug-molodezhi/88876.715664.s5.htm

В связи с тем, что понятие «досуг» является фундаментальным для характеристики досуговой области, то возникает необходимость в его точном определении.

Первоначально слово «досуг» обозначает разрешение, допуск.

Существует несколько значений, вот некоторые из них.

1. Свободная возможность совершать что-то специфическое;

2. Возможности, раскрывающиеся вне области профессиональной активности;

3. Способность управлять свободным временем по своему усмотрению;

Под досугом современного человека и в том числе представителя молодежи подразумевается время, которое освобождено от труда в области производства, воспроизведение человеком жизненных возможностей в границах общественных отношений.

Чтобы определить свободное время человека, нужно и суток вычесть время, которое у него занято, в том числе это время, затрачиваемое на:

— Работу и сопутствующие процессы, дорога домой и обратно;

-Физиологические потребности (отдых);

— Покупка и действия жизненно необходимого характера (покупка продуктов, готовка пищи);

— Необходимые действия, направленные на близких людей (уход за больным);

Оставшееся время определяется как свободное время или досуг.

Понятие досуга, которое существует в каждой культуре индивидуально фактически основано на его положительной оценке. Социум основывается на том, что каждый человек должен тратить это время в первую очередь на рекреацию и на внутреннее развитие.

Феномен отдыха в широком смысле связан с действием рекреационного характера (восстановление здоровья)

Под словом «рекреация» ученые понимают биологическую активность человека, направленную на восстановление физиологического потенциала, но помощь в оздоровлении душевнобольных. Исходя из этого рекреация обозначается как целостное физическое и социально-культурное оздоровление. Рекреационная активность человека зависит от его потребностей и интересов, от традиций его национальной культуры, от поведения его ближайшего социального окружения.

На всех жизненных этапах человека создается сложная сеть, которая состоит из вариативных предпосылок и мотиваций, которые и определяют характер, эффективность рекреационной активности. Активность считается результативной, если в ее конце создаются восстановительные или, другими словами, рекреационные эффекты.

Проявление рекреационного эффекта состоит в том, что человек испытывает чувство удовлетворения и облегчение, от проведенного отдыха, так как его организм достиг необходимого уровня энергообмена. Человек, получающий рекреационный эффект находится в состоянии психологического и физического комфорта, возникает ощущение баланса эмоциональной и культурной самооценки, готовность к новым нагрузкам. Благоприятные эмоции и повышенная самооценка базируются не только на внутренних ощущениях, но и на осознании человеком важности социальных стандартов труда и отдыха.

Можно выделить основные характеристики досуга молодежи:

— досуг основывается на ярко выраженных физиологических, психологических и социальных аспектах;

— досуг базируется на добровольной основе при выборе рода занятий и по степени активности;

— досуг предполагает свободную творческую деятельность;

-досуг способствует формированию и развитию личности;

-досуг есть область удовлетворения потребностей личности;

-досуг способствует удовлетворению, веселому настроению и личному удовольствию;

— досуг способствует саморазвитию и самовоспитанию личности

Исходя из всего выше перечисленного, можно сказать, что основой молодежного досуга является творческое поведение людей в свободной для выбора области занятий и уровня активности основываются на потребностях человека.

У каждого типа молодежи свои досуговые предпочтения. Это основывается на разных типах молодых людей. Можно выделить несколько типов молодых людей.

Представители этого типа религиозны и регулярно посещают церковь или другие собрания подобного рода, принимают активнейшее участие в каких-то политических объединениях. Не стоит забывать, что религиозное и политическое участие молодежи крайне невелико. Представители этого насчитывают всего лишь около 5%.

Таким образом, можно проследить и понять, что молодежь в первую очередь ориентирована на друзей, чем на семью. В этом ее основное отличие от поколений, старше его. Информация с сайта http://student.zoomru.ru/kult/molodezhnye-neformalnye-dvizheniya/145578.1114867.s1.html

Значение молодежной культуры можно наблюдать в различных материалах и результатах исследования досуга. Досуг все больше становится главенствующей сферой жизнедеятельности молодежи. Настоящая жизнь начинается за порогом школы, вуза, института. Молодежь погружается в досуг как в, своего рода, защитный панцирь, где она по-настоящему независима. Главными элементами досуга можно считать: отдых, размышление, праздник, мероприятия, творчества, развлечения. Для молодых людей основным из них стали общение, развлечение и самообразование. Наиболее полно реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная и познавательная, развлекательная функции культуры и досуга.

Важным отличием молодежной субкультуры является главенствующая позиция потребления над творчеством. Роль потребления в развитии культурной личности многозначительна, но, по сути, приобщении к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной деятельности.

Одной из характерных особенностей, отличающей молодежную культуру на современном этапе от других культур, является ее возрастающая отстраненность от официальной культуры и традиционных культурных ценностей.

Неформальные молодежные объединения дают молодежи то, чего часто не могут дать им учреждения культуры и досуга— возможность реализации своего «я», творческого самовыражения, саморазвития. Неформальная молодежная культура, черпает свои направления и формы, жанры снизу, является более приближенной к интересам и запросам молодежи, специфичности различных социальных групп, чем официальная культура для молодежи, ее устаревшими методиками, отсутствием идеологии и развития национальной культуры. Отсюда исходит взаимная авторитарность и неприятие, и снижение возможностей для государственного регулирования процессов, протекающих в сфере молодежной культуры.

Источник

Роль Досуга в жизни современного человека

Назначение и роль досуга находят выражение в его трех основных социокультурных функциях:

1. Рекреация, включающая в себя регенерацию как восстановление рас­траченных физических сил и релаксацию, направленную главным образом на снятие психического утомления.

2. Развлечение, пони­маемое как особый род досуговых занятий, призванных дать человеку воз­можность повеселиться, прилично провести время, поднять настроение, снять накопившееся психическое напряжение, получить требующуюся эмоциональ­ную подзарядку.

3. Развитие: в сфере досуга люди не только отдыхают и развлекаются, но и совершенствуют себя в культурном отношении.

К основным характеристикам досуга следует отнести:

§ свободу от обя­занностей (все необходимое уже выполнено и можно делать только то, что хо­чется);

§ возможность выбора (поскольку мы свободны и наше поведение управляется изнутри, мы приобретаем великое право самостоятельно выби­рать род и вид занятия);

§ досуговая деятельность само­достаточна;

§ гедонистичность досугового поведения (личности находятся в поисках радости, довольствия, наслаж­дения);

§ компенсационность (возвышающая активность направлена на возме­щение того, что люди недополучают в других сферах своей жизнедеятельно­сти).

В литературе встречается достаточно много раз­нообразных типологий современного досуга. К ним можно отнести деление досуга на:

· деятельный и бездеятельный;

· рекреационный и развиваю­щий;

· ежедневный, еженедельный, праздничный, отпускной;

· домашний и внедомашний;

· индивидуально-организованный и коллективно-организационный.

Основными на сегодня серьезными взглядами на досуг являются:

I. Деятельностный – представляет собою один из видов жизнедеятельности человека и располагается в ряду: учеба, труд, досуг. Досуг понимается здесь как деятельность, свободная от необходимости, от обязанности, от заработка, как деятельность для души, для себя.

II. Временной. Схема распределение суточного времени человека:

1. Рабочее время – затраты времени на общественно необходимый труд, учебу.

2. Время связанное с работой – до работы надо добраться, порой переодеться и помыться после работы и вернуться домой.

3. Неизбежные затраты – время на сон, на еду, гигиену.

4. Свободное время – все остальные наши занятия (дом, огород, скотина, дача, сфера быта и обслуживания, магазины). Время, когда мы занимаемся необязательными приятными занятиями (телевизор, компьютер, книги, прогулки, общение с друзьями) – это и есть собственно досуг, время, которым человек может распорядиться по своему усмотрению.

Критерии рационального досуга:

1. Временной показатель – доля суточного (недельного, годового) времени, затраченная на культурную деятельность.

2. Бюджетный показатель – доля личного и семейного бюджета, потраченная на культурно-досуговую деятельность. Речь идет о затратах на приобретение книг, видеокассет, дисков, билетов в театр, подписку на газеты и журналы, турпоездки и т.д.

3. Мера социализации досуга – занятие культурно-досуговой деятельностью либо в культурно-досуговых учреждениях, либо дома.

4. Мера активности индивида в культурной деятельности– можно 10 часов потратить на просмотр ужастиков, а можно 1 час – на сочинение стихотворения.

Педагогический процесс в сфере досуга представляет собой целенаправленную организацию досуговой деятельности, планомерный перевод ее на более высокий уровень.

Уровни досуговой деятельности:

I. Потребление может быть:

А) пассивное потребление состоит из таких видов занятий как просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки. Посещение зрелищ, прием гостей, застолье и т.д.

Б) Активное потребление включает в себя рыбалку, охоту, турпоходы и турпоездки, посещение театров, выставки и др.

В) Целенаправленное активное потребление состоит из различного вида увлечений – занятий спортом, путешествия, коллекционирование и др.

II. Творчество охватывает те виды занятий на досуге, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания.

В плане своего исторического развития российский досуг имеет весьма своеобразную социодинамику.

Досуговые страсти и увлечения творят порой самые настоящие чудеса.

Роль любителей в развитии художествен­ной культуры, особенно в российской истории уникален, уникален и их вклад в становле­ние отечественного театра. Нельзя не назвать в этой связи имена таких извест­ных любителей, ставших затем еще более известными профессионалами Ф.Г. Волков, К.С. Алексеев (Станиславский).

Критерии рационального использования свободного времени

Использование свободного времени должно способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности, так как и условия труда требуют всесторонне развитой личности.

Поэтому под рациональным использованием свободного времени понимается такое его использование, которое проявляется в гуманистических формах и в интересах, как отдельной личности, так и всего общества в целом.

Международный конгрес «Свободное время и его проведение», состоявшийся в Брюсселе в 1975 году, дал рекомендацию по использованию свободного времени:

1. Человек имеет право на свободное время и свободный выбор видов досуговой деятельности.

2. Свободное время не должно быть праздным временем. В досуговых видах деятельности человек должен реализовывать свои стремления и творческие потенции.

3. Свободное время необходимо для: сохранения и восстановления физических и духовных сил, активизации общественной жизни, поддержания контактов с природой, культурой, для самореализации.

4. Семья, школа и все виды воспитания должны играть определённую роль при знакомстве ребёнка с игровой и активной досуговой деятельностью.

5. Органы власти должны гарантировать активную досуговую деятельность, основанную на личных возможностях выбора.

6. Не только государство и его органы, но и различные общественные организации, и главным образом, сами граждане, имеют право участвовать в организации досуга и в мероприятиях, проводимых государственными и общественными учреждениями.

7. Средства коммуникации должны использоваться для реализации досуговой политики.

Развитие таких форм проведения свободного времени неразрывно связано с изменением содержания труда и рабочего времени.

Важное место в бюджете свободного времени должно принадлежать таким видам деятельности, которые создают возможность для усвоения завоеваний культуры с целью развития всесторонней личности. В свободное время человек не только узнаёт и усваивает то, что уже создано в процессе развития культуры, но и сам, в рамках своих возможностей, своей деятельности, будет способствовать её развитию.

Использование свободного времени для образования и повышения квалификации имеет и более широкое значение в условиях упрощения труда (то есть простых трудовых функций). Поэтому образование более широкое, чем то, которого требует непосредственно рабочее место, представляет одну из форм гуманизации упрощённого труда.

Велика и роль игр и развлечений. Развлечения и игры способствуют более полному отдыху человека от повседневного труда.

В каждом обществе существуют свои виды развлечений, зачастую регулируемые своими общественными правилами.

Источник

Социальная сущность досуга, его значение

Досуг рассматривается как часть свободного времени, активная творческая деятельность, самообразование, познание культурных и духовных ценно­стей, физическое и спортивное совершенствование, занятия по интересам, об­щение с другими людьми, общественная работа.

Ценность концепций досуга заключается в их многоаспектности: в со­держание досуга они включают культурологические, биологические, коммуни­кативные, оздоровительные, спортивные и другие аспекты, т.е. досуг, рассмат­ривается как виды познавательной, преобразовательной и ценностно-ориентационной активности человека, направленной на полноценное развитие его личности. В практической работе удачно сочетаются как организованные формы занятий (в кемпингах, оздоровительных центрах, зонах отдыха), так и индивидуально-групповые, построенные на самодеятельных началах. Физиче­ская рекреация в данном контексте рассматривается как одна из форм активно­сти наряду с психической, духовной и социальной.

Поиск разнообразия относится к фундаментальным характеристикам до­суга, когда человек не получает ожидаемого удовольствия или развлечения, до­суг для него теряет смысл, престает быть полноценным, обедняется.

Современные исследователи отмечают необходимость ряда условий в са­мом обществе для обеспечения досуга в жизни большинства занятого населе­ния. Можно отметить более существенные.

Во-первых, общество перестает управлять организацией досуга с помо­щью общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов досуговой деятельности должны не попадать под категорию коллективного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого индивидуума.

Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видов. В самом деле, она и сегодня организуется таким образом, что е легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени.

Эти два необходимых условия характерны для образа жизни людей толь­ко в индустриальном и постиндустриальном обществе. Таким образом, и досуг как современное понятие сформировался в период индустриального и постин­дустриального развития общества. Именно в рамках этого периода сократилось рабочее и увеличилось свободное время, оказались четко разделенными, регла­ментированными досуг и труд, досуг и учеба.

Традиционное понимание досуга необходимо постоянно соотносить с особенностями образа жизни и ориентациями различных социальных групп. Потому что, во-первых: значительная часть людей (например, пенсионеры) во­обще не работает, во-вторых, для некоторых досуг представляется более важ­ным и существенным делом, чем работа, в-третьих, существуют виды досуга, которые тесно переплетаются с работой.

Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются материаль­ная обеспеченность, культурные различия, исторически сложившиеся нацио­нальные особенности различных слоев и групп, местные условия.

Справедливо рассматривать современный досуг, как социально открытую систему, потому что на практике утвердилось множество различных досуговых институтов, центров, объединений, организаций, максимально открытых для социализации личности, для сотрудничества с другими социальными служба­ми.

Длительное время, пока досуг еще не был актуальной проблемой и не привлекал широкого общественного внимания. Вопросы социально-культурной деятельности населения, выбора тех или иных форм досуговых, любительских занятий решались практически без активного участия самих людей.

Анализ концепций досуга и досуговой деятельности последних десятиле­тий позволяет судить о большой разноголосице в представлениях о досуге как объекте научного исследования. В научной литературе 60-80-гг. понятие «до­суг» напоминает смесь самых различных и часто не поддающихся научной классификации терминов: отдых, развлечения, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая (непрофессиональная) деятельность, свобода, рекреация.

Социальная значимость досуга не может сводиться только к утилитарным результатам, т.к. в связи с движением общества к духовному обновлению досуг помимо своих узко рекреационных и профессиональных целей служит сферой духовного возвышения человека, его нравственного и эстетического совершен­ствования, активного участия в культурном творчестве.

роль развлечений в жизни человека

Само понятие досуга как времени, свободного не только от профессио­нальных забот, но и социальных обязанностей вообще, превращает его в социо­логическую конкретизацию феномена контркультуры и субкультуры. Культур­ные занятия в свободное время и субъективные условия, выраженные в направ­ленности личности (ценностные ориентации, мотивы, потребности), способно­сти, материальные возможности и т.д. отражают степень проявления культур­ной активности людей. Очевидно социокультурная дифференциация различных категорий населения (подростков, молодежи, престарелых, женщин, лиц с ог­раниченными возможностями здоровья и т.д.).

Величина свободного времени также неоднородна у различных социаль­ных групп. Его резерв для некоторых людей оказывается ниже социально необ­ходимых границ. Это ведет к деформации их образа жизни в целом. Досуговый потенциал у пенсионеров, женщин со взрослыми детьми, подростков, бездет­ной молодежи, одиноких людей значительно превосходит их досуговую наполненность.

Понятие «досуг» как самостоятельная или организованная форма отдыха еще четко не определено, нет единого понимания соотнесения понятий «досуг» и «рекреация». Состоявшийся в 1964 г. в Осаке (Япония)

Таким образом, досуг и физическая рекреация как одна из форм его про­ведения являются важными факторами совершенствования психофизического состояния человека, его духовного мира, системы ценностных ориентации.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *