рэй крок биография кратко

Рэй Крок биография: история успеха основателя Макдоналдс

рэй крок биография кратко

Рэй Крок – человек, который основал «Макдоналдс». В тот момент, когда решалась судьба будущего пищевого гиганта, его основателю было 52 года, и здоровье уже не радовало.

Сам Реймонд Альберт Крок ничего не изобретал, разве что будущую концепцию франчайзинговой кампании «Макдоналдс». Все стандарты приготовления и технологии придумали два брата, Морис (Мак) и Ричард (Дик) Макдоналды.

Но успех компании всё чаще связывают с именем Рэй Крок. Как же так получилось?

В России торговая марка «Макдоналдс» пишется и произносится без мягкого знака. Это легко можно проверить, если зайти на официальный сайт компании в России. К примеру, в Беларуси «Макдональдс» официально пишется с мягким знаком.

Рэй Крок: детство и юность

Родился будущий основатель известнейшей корпорации 5 октября 1902 года в пригороде Чикаго (штат Иллинойс).

Луис Крок был страстным поклонником бейсбола, особенно пристально он следил за командой «Чикагские тигрята». Этим увлечением Луис Крок заразил и старшего сына, позже на пике своего успеха (1974 год) Рэй купит бейсбольный клуб «Сан-Диего Падрес» за 12 миллионов долларов.

Семья Кроков не располагала огромными средствами. Чтобы пополнить семейный бюджет, мать часто давала уроки игры на фортепиано (Рэя она тоже обучила этому умению, которое впоследствии помогло ему найти дополнительную работу).

Часть домашней работы в отсутствие матери ложилась на старшего сына, в основном это была уборка. По хозяйству также помогала бабушка. Известно, что она тщательно следила за порядком и чистотой в доме, унаследовав это качество, позже Рэй задаст высокую планку чистоты среди закусочных.

Луис Крок пытался дать своим детям полное образование. Рэй не был увлечён учёбой. Зачастую он просто валялся на кровати в раздумьях. Позже он Рэй объяснил так.

Первая работа

С младших классов Реймонда привлекала торговля. Иногда вместо учёбы он помогал своему дяде продавать газированные напитки.

В старших классах Рэй Крок совместно с друзьями арендует каморку за 25 долларов. В нём они продают ноты и музыкальные инструменты. Рэй развлекал покупателей игрой на фортепиано, песнями в собственном исполнении.

Но продажи шли очень плохо, ведь практически никто не знал о существовании магазина. Затея вскоре провалилась и им пришлось закрыться.

Известно, что Рэй был превосходным оратором, что способствовало его будущей карьере. Ведь в основном это качество помогло убедить несговорчивых братьев Макдоналдов подписать с ним контракт, а также будущих франчайзи (люди, покупавшие права на использование торговой марки «Макдоналдс»).

Ораторские качества начинали формироваться именно в детстве, когда мальчик работал в торговле.

Как начинал основатель «Макдоналдс»: первые успехи

В 1917 году обманом, накинув себе несколько лет, отправляется на войну, где впоследствии становится водителем санитарной машины Красного Креста.

Интересный факт: во время Первой мировой войны Крок служил в одном полку с Уолтом Диснеем.

По окончании войны Крок возвращается в Чикаго. Поддавшись уговорам родителей, вопреки своему желанию, продолжает учёбу. Но это навязанное увлечение продолжается недолго, спустя семестр он бросает занятия и становится уличным торговцем.

В то время (в начале 20-х годов) семья Кроков переехала в Нью-Йорк, что для Рэя стало настоящим ударом, ведь у него уже были отношения с девушкой Этель Флеминг (его первая жена), с которой они собирались пожениться. Но вскоре семья вернулась на родину.

Родители возлюбленной поставили условия, согласно которым Рэю необходимо было найти стабильную работу. Именно так «Король фастфуда» начинает свою карьеру в компании Lily Cup, торгуя бумажными стаканчиками. В 1922 молодые люди поженились, а в 1924 году у них рождается дочь Мэрилин.

Чтобы прокормить жену и дочку Рэю пришлось работать усерднее. Днём он продавал бумажные стаканчики, а в вечернее время играл на фортепиано. Позже Крок был признан лучшим дилером компании Lily Cup и получил повышение.

Реализация миксеров: создание компании Malt-A-Mixer

В конце 30-х инженер Принс изобретает миксер, который мог одновременно готовить 5 коктейлей. Крок решается основать фирму по реализации миксеров, оставив прежнюю работу и потеряв постоянный доход. Он купил лицензию на продажу этих миксеров на территории всей страны.

Жена не поддержала его начинание, в отношениях наступил холод. Но у Рэя были другие убеждения.

В 1939 году он регистрирует свою фирму по продаже миксеров Malt-A-Mixer (позднее – Prince Castle).

Его фирма содержала двух работников: секретарь (Джун Мартино), позже ставшая совладельцем компании «Макдоналдс» и первой женщиной, которой разрешили торговать на фондовой бирже в Нью-Йорке, и сам Рэй Крок. Он ездил по стране и продавал миксеры.

Кто основал «Макдоналдс»: как создавалась закусочная

Так как в этом городе немноголюдно, братья решили перебраться в Сан-Бернардино. Но денег на новое здание не было.

Была придумана гениальная идея, братья решили перевести здание из Аркадии в Сан-Бернардино. Но по пути возникла проблема – мост над дорогой.

И тут тоже братья проявили смекалку, приняв решение распилить здание пополам. Они его провезли по частям, а потом собрали снова.

В первой половине 20-го века в Америке были популярны заведения под названием драй-ин. Они были устроены таким образом, чтобы обслуживать клиентов, остающихся в автомобиле.

Братья заметили, что львиная доля прибыли, а именно 87 процентов, поступала от трёх позиций: гамбургеры, картошка фри, газировка. Было принято решение пересмотреть меню и убрать десяток ненужных позиций.

Продолжая устранять недостатки созданного заведения, основатели «Макдоналдс»:

Ключевой момент в создании закусочной: перепланировка

Но и на этом Макдоналды не остановились, они хотели уменьшить время ожидания с 30 минут до 30 секунд. В 1948 братья закрыли кафе, приносящее прибыль, и устроили перепланировку здания. Они хотели превратить ресторан в мини-конвейер наподобие заводов Форда.

Для моделирования и пересмотра всех кухонных процессов использовали не ватман, а теннисный корт. На нём был расчерчен план помещения с учётом всех параметров и зон (приготовление и сборка гамбургеров, гарниры и т.д.)

Зачем всё так усложнять? Таким образом можно было проверить сотни вариантов организации работы. Учитывая, что расположение кухонных приборов и сотрудников очень часто изменялось, в реальной кухне было бы проблематично осуществить задуманное.

Позже на теннисный корт были приглашены работники заведения. Им было сказано делать вид, будто они в здании занимаются готовкой. В результате этой имитации несколько раз перечерчивалась кухня, пока работа и занятое место не были полностью оптимизированы.

Этот план был реализован. Оптимальная схема работы позволяла быстро и безошибочно выполнять заказы, даже при большом наплыве клиентов. Не без трудностей, но спустя время «Макдоналдс» завоевал сердца потребителей, обретая всё большую популярность в своём городке.

Владельцы Макдоналдс легко посвящали в секреты своего ресторанчика всякого встречного-поперечного, спрашивавшего их об этом. И если кто-то удивлялся, братья пожимали плечами: «В нашем ресторане прозрачные стены». Естественно, у них не раз крали идею, но повторить успех не удавалось никому.

Знакомство Рэя Крока с братьями Макдоналдами

В один прекрасный день Реймонд познакомился с братьями Макдоналдами. В то время, когда продажа миксеров шла на спад, кто-то заказал сразу 8 штук. Он очень удивился, ведь если каждый миксер одновременно готовил 5 коктейлей, кому понадобилось приготовления 40 коктейлей одновременно.

Рэй подумал, что это ошибка, но заказ подтвердили. Именно после этого он отправился в город Сан-Бернандино, откуда и был сделан заказ с пометкой «Макдоналдс».

Узнав, что это тот самый поставщик миксеров, Макдоналды пригласили его на кухню.

Начало сотрудничества: покупка лицензии на распространение франшизы

Рэй понял: сейчас или никогда.

Пять ресторанов открылись по франшизе, но сложность заключалась в контроле качества еды и чистоты заведения, несогласованном меню (в то время предприниматели думали, если приобрести франшизу, то ты вправе делать с ней всё что угодно несмотря на контракт).

Он предложил им себя в качестве агента франчайзинговой компании. Не сразу, но они согласились продать ему право на распространение франшизы, стоимостью 15 тысяч долларов на 10 лет. Но таких денег у него не было.

Заразившись идеей братьев, будущий основатель Макдоналдс попытался одолжить денег в банке. Однако, ему было отказано в выдаче кредита. Он пошёл на довольно отчаянный шаг – заложил дом и страховку.

С Маком и Диком был подписан договор, согласно которому Крок мог продавать франшизы McDonald’s, получая при этом 1,9 % комиссионных от выручки каждого ресторана, из которых 0,5% предназначалось братьям.

Вот ещё несколько интересных публикаций:

Первые продажи франшизы «Макдоналдс»

Немного теории, которая понадобится при прочтении, на тему франчайзинговых отношений.

И вот, уверовав в проект «Макдоналдс» и заложив свой дом, Рэй Крок отправился с разработанным предложением и именем McDonald’s в тур по всей стране.

Имеющаяся система франчайзинга уже достаточно давно существовала в Соединённых Штатах, ещё со времён прихода компании Zinger (производство швейных машин, 1851 год). Но Рэй Крок усовершенствовал эту систему.

Продажи франшизы осуществлялись следующим образом:

Каждый купивший лицензию должен был соответствовать высоким требованиям компании как по части качества, так и относительно сервиса и логистики товара.

Установленные им правила и строгий контроль не позволяли франчайзи отойти от изначальных договорённостей.

Тем, кто соблюдал все стандарты, Рэй продавал права на открытие других ресторанов под торговой маркой «Макдоналдс». Нарушители теряли свой единственный ресторан по истечении срока франчайзингового договора.

Возникшие трудности: мало продаж и несоблюдение стандартов

Благодаря такому подходу, в первый год Крок сумел продать лишь 18 франшиз. Многих отпугивали требования компании и сроки владения лицензией.

Те, кто всё же купил права, были состоятельными знакомыми Крока, которых мало интересовал этот бизнес. Поэтому в первых франчайзинговых McDonald’s было много неразберихи, а в меню появлялись блюда из других национальных кухонь.

Естественно, это не могло радовать Крока, который хотел ввести единый универсальный подход и не знал, как вразумить будущих собственников бизнеса и носителей его идей.

Позже Рэй стал тщательнее отбирать будущих компаньонов на роль владельца ресторана сети «Макдоналдс». Первым избранным стал чикагский журналист Сэнфорд Агате, у которого были кое-какие сбережения и желание открыть своё дело.

Крок, естественно, уговорил его купить франшизу. Было решено построить здание ресторана с нуля. Крок убедил владельца сдать в аренду землю, на которой собирались строить заведение, всего за 5 процентов (но не меньше 500 и не больше 1000 долларов) от оборота их будущего предприятия.

В день открытия в новое кафе выстроились длинные очереди, а выручка уже не помещалась в кассу. Владелец земли немало удивился, когда ресторан начал приносить сверхприбыль и пожалел, что так продешевил.

Эта была отличная пиар-компания, небогатый журналист выбрался «из грязи в князи».

Постепенно количество молодых и амбициозных предпринимателей под брендом McDonald’s становилось всё больше.

Разногласия Крока и братьев Макдоналдов: создание корпорации «Макдоналдс»

Рэй Крок работал за десятерых, а зарабатывал так, словно десятеро работали за него.

Реймонд Крок постоянно искал какие-то улучшения, дополнительный заработок или возможность уменьшить расходы. Но по контракту Крок не имел права менять даже малейшую деталь ресторана или меню без их письменного согласия. А они не соглашались ни на что и никогда.

Другим интересным предложением было нововведение в приготовлении коктейлей. Молочные коктейли делались из мороженого, хранение которого значительного увеличивало цифру в счёте за электричество. Он предложил использовать вместо молока и мороженого растворимые порошки, что значительно уменьшило бы расходы на сырьё и хранение, также снизилось бы время приготовления.

Но братья также ответили отказом, сказав, что молочные коктейли без мороженого не нужны.

После регулярных отказов от предложений меняться, Крок удачно встретил Гарри Соннеборна. Он предложил заниматься не бургерами, а землёй и недвижимостью. Соннеборн считал, что нельзя построить империю, получая 1,5% с 15 центового гамбургера.

Соннеборн предложил заниматься скупкой земельных участков, их оборотом и выдачей под аренду франчайзи, которые по условиям договора могут арендовать участки только у агента франчайзинговой компании, то есть только у Реймонда Крока. Таким образом, можно было добиться сразу нескольких целей:

Соннеборн нашёл инвесторов и финансистов для осуществления этой цели. После этого Рэй Крок регистрирует компанию Franchise Realty Corporation (позже она была переименована в McDonald’s Corporation), которая занималась скупкой земель на деньги инвесторов и сдачей их в аренду франчайзи.

Компания получала доходы от разницы между суммой, по которой франчайзи арендовали землю, и выплатами инвесторам.

Продажа компании «Макдоналдс»

Позже Реймонд Крок решается купить права на компанию. Ричард и Морис Макдоналды предложили цену в 2,7 миллиона долларов, что было явно завышенной ценой на тот момент, и 1% от доходов компании бессрочно.

А также в условиях было сказано, что ресторан в Сан-Бернардино останется у братьев в качестве подарка для своих многолетних сотрудников, правда, уже под другим названием.

В контракте не прописывались условия по поводу процента от прибыли, чтобы избежать финансовых проволочек. Инвесторы отказывались финансировать Крока, если условие об 1% будет прописано в контракте. О процентах договорились через рукопожатие. Рэй дал слово, что будет выплачивать необходимую долю.

Поскольку обещание выплаты 1% от выручки доказать не удалось, братья Макдоналды так и не получили этих денег. В настоящее время ежегодный размер этой суммы составляет более 100 миллионов долларов.

Рэй Крок был раздражён тем, что братья Макдоналды не включили в контракт ресторан в Сан-Бернандино. Позже Реймонд купил здание рядом с рестораном братьев, который уже назывался Big M.

Принципы Рэя Крока

Реймонд Крок любил повторять, что он не продаёт гамбургеры, он продаёт бизнес.

Другим залогом успеха он считал строжайшую унификацию. Продукция и её вид, цвет, вкус должны совпадать с оригиналом во всех штатах, клиент не должен чувствовать разницы. Будучи агентом франчайзинговой компании «Макдоналдс», он тщательно следил за соблюдением стандартов.

Особое отношение у него было к чистоте. Огромная часть положений инструкции для франчайзи была посвящена уборке. К примеру, окна необходимо мыть ежедневно, холодильное оборудование и вентиляционные решётки – раз в два дня, потолки – каждую неделю.

Крок собрал вокруг себя команду профессионалов, он был способен разглядеть таланты и привлечь их к себе на работу.

Университет гамбургерологии

Первый университет, изучающий гамбургерологию, был открыт Рэем Кроком в 1961 году в Иллинойсе. В самом первом классе было 14 человек, теперь число выпускников составляет 275 тысяч по всему миру.

Студенты изучают стандарты компании и принципы управления ресторанами «Макдоналдс». Сегодня в мире функционирует 7 таких учебных заведений, одно из которых находится в Москве.

«Макдоналдс» является одним из крупнейших владельцев недвижимости в мире. Каждый день в ресторанах «Макдоналдс» обедает 1% всего населения земли.

Умер Крок от сердечной недостаточности в больнице в Сан-Диего, штат Калифорния, 14 января 1984 года, в возрасте 81 года.

Вывод

«Макдоналдс» – это крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания. Согласно источнику, на 2019 год под торговой маркой McDonald’s работало 38 695 ресторанов, из них более 90% на правах франчайзинга. Кого же можно считать основателем компании «Макдоналдс»?

Безусловно, своим появлением McDonald’s обязан двум братьям – Ричарду и Морису Макдоналдам. Именно они придумали все стандарты приготовления и наладили систему быстрого питания. Но без Реймонда Крока «Макдоналдс» так и остался бы прекрасной закусочной одного маленького городка. Рэй Крок и его команда сделали McDonald’s ведущей сетью ресторанов быстрого питания в мире.

Советуем к просмотру фильм «Основатель», рассказывающий о создании самой известной франшизы мира. Джон Ли Хэнкок проделал грамотную режиссёрскую работу. Он показал, как Крок и Макдоналды боролись за контроль над бизнесом, как Рэй вытеснил братьев из индустрии.

Фильм рассказывает о том, что необязательно быть талантливым, чтобы достичь успеха – в случае «Макдоналдса» Кроку хватило только упорства.

Что-то не понравилось в этой статье, есть что добавить или вы нашли ошибку? Обязательно напишите об этом в комментариях. Ни один комментарий не останется без внимания!

Источник

Биография Рэя Крока – основателя Макдональдс (цитаты, фото, личная жизнь, история успеха)

Реймонд Альберт Крок ( Raymond Albert Kroc, годы жизни: 5 октября 1902 — 14 января 1984 ), сокр. Рэй Крок – американский предприниматель, основатель компании McDonald’s, сети ресторанов быстрого питания. За вклад бизнесмена в становление и развитие отрасли общественного питания, журнал Time в 1998-м включил его в ТОП-100 наиболее значимых людей ХХ столетия.

Человек, который лично соскабливал жвачку в своем первом ресторане, сумел заработать состояние в 500 млн.$. Биография Рэя Крока способна пристыдить тех, кто жалуется на неблагоприятные обстоятельства. Его жизненная история поведает, из каких ингредиентов состоит рецепт блюда «успех».

За все свои удачи и поражения каждый человек отвечает сам.

В 2018 году исполняется 116 лет со дня рождения человека, доказавшего на своем примере, что единого шаблона «везунчика» не существует. Свой «большой куш» мистер Крок сорвал, будучи и не молодым, и не здоровым. У него были удалены желчный и щитовидка, диагностированы диабет и артрит в начальной стадии. При этом собственное состояние он описывал оптимистично, в духе фразы «мужчина в самом расцвете сил»:

Покрытый шрамами ветеран, закаленный на фронтах бизнеса, я по-прежнему рвался в бой.

рэй крок биография кратко

Современный работодатель, взглянув на тогдашнее резюме Рэя Крока, может отказать такому кандидату («до свидания, мы вам позвоним»). Ведь на момент судьбоносного решения, приведшего к созданию многомиллионной империи фастфуда, Кроку исполнялось… 52 года! Не поздновато ли «рваться в бой»?

Посмотрим, что еще могло быть указано в резюме этой уникальной личности:

Опыт работы:

Личностные качества: хорошие ораторские способности

Трудно поверить, что это характеристика человека, сумевшего выстроить национальную сеть ресторанов быстрого обслуживания. Чтобы разобраться, как сформировался его характер, начнем описание истории человека-легенды с начала.

Детство и юность Рэя Крока

Рэймонд Альберт Крок, прославившийся под сокращенным именем Рэй, родился 5 октября 1902 года в Оук-Парке, западном пригороде Чикаго, штат Иллинойс. Он появился на свет в семье иммигрантов, его предки по национальности были чехами.

Отец Рэя Луис Крок трудился в компании Western Union с 12 лет, его супруга Роуз вела домашнее хозяйство. В семье Кроков подрастало трое детей: старший Рэймонд, средний Боб и младшая Лорэн. С братом и сестрой у Рэймонда была разница в возрасте 5 и 8 лет.

Будучи страстным поклонником бейсбольной команды «Чикагские тигрята», отец и своего старшего сына приобщил к этому виду спорта. 7-летним мальчишкой Рэй впервые побывал на старом городском стадионе. Все мы родом из детства: разбогатев, в 1974 году Крок приобретет San Diego Padres, бейсбольный клуб Национальной лиги.

Чета Кроков не была зажиточной. Ради дополнительного заработка миссис Крок давала частные уроки игры на фортепиано, поэтому часть работы по дому ложилась на плечи старшего сына. Рэй с детства привык к труду: он заправлял постели, вытирал пыль, мыл полы.

Его бабушка обладала просто таки манией чистоты: помыв полы на кухне, она застилала чистую поверхность газетками, чтоб та не пачкалась. Печатные странички лежали на полу до следующей уборки. Крок, унаследовав чуть меньшую одержимость порядком, задаст впоследствии «Макдоналдсам» высокую планку чистоты.

рэй крок биография кратко

Папа Рэя, окончив всего 8 классов, стремился своим детям дать полное образование. Но Крока-младшего ни чтение, ни учеба не привлекали. Много времени маленький Рэймонд проводил в раздумьях, представляя разные ситуации. «Чем занимаешься?» – интересовалась мама Рэя, по воспоминаниям сына, женщина ласковая и заботливая. «Просто думаю», – звучало в ответ. Его прозвали «мечтателем», но Крок не просто «витал в облаках». Он, предварительно все обдумав, действовал. Умение анализировать информацию, выносить собственные суждения пригодятся ему во взрослой жизни:

Конкуренты могут выкрасть мои планы, но у них никогда не получится прочитать мои мысли. Раз так, я всегда буду опережать их на несколько миль.

С раннего возраста Рэймонд любил торговлю. Школьником он помогал своему дяде в аптеке, продавая прохладительные напитки (в США аптеки несли функцию и небольших кафе, вспомним, что история «Кока-Колы» начиналась с ее продаж в аптеках). Мальчик осознает, что его улыбка может легко убедить покупателя, зашедшего за чашечкой кофе, заказать еще и мороженое. «Американский стиль менеджмента» – энергичность, умение жать руки, внимание к деталям – приходится Рэю по душе.

В средних классах школы подросток подрабатывает в гастрономе, в старших – открывает с друзьями музыкальный магазинчик. В арендованном за 25$ чуланчике ребята торгуют нотами, экзотическими инструментами. Обладая, как и мать, музыкальными способностями, Рэй играет на фортепиано для привлечения посетителей. И хотя лавочку вскоре пришлось закрыть, данное начинание стало отличным практическим опытом. Будущий ресторатор понимает важность труда, позже он скажет:

Во времена учебы Рэя привлекал лишь дискуссионный клуб, парню нравилось быть в центре внимания. Он владел тем, что сейчас называют «сторителлингом» – искусством рассказывать истории и влиять на аудиторию. Как-то дискутируя о вреде курения, юноша так красочно описал историю деда, единственной радостью которого на склоне лет стала его курительная трубка, что к концу пламенной речи у его слушателей заблестели слезы на глазах.

Карьерные взлеты и падения

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

В 1917 Америка вступает в Первую мировую войну. 15-летний Крок, не смотря на сопротивление родителей, «накидывает» на призывном пункте пару годиков и становится водителем санитарного фургона Красного Креста. Его подразделение для проведения подготовки направляют в штат Коннектикут.

рэй крок биография кратко

Рэй Крок в молодости

Рэй знакомится с еще одним призывником, завысившим возраст – 16-летним Уолтом Диснеем. Тот постоянно рисует, пока другие сослуживцы ухлестывают за девушками. Крок разглядел в этом жизненный урок: его картинки останутся на века, а из тех девочек в живых почти уже никого нет.

Воюющие страны заключают перемирие и, не успев погрузиться в театр военных действий, Рэй возвращается в Чикаго. Садиться за ученическую скамью Рэй не хотел, но поддался уговорам отца и матери. «Отмаявшись» за партой семестр, он бросает занятия и становится уличным торговцем. Продавая кофе и мелкую галантерею, он наторговывает в неделю вполне приличные для 1919 года 30$, а вскоре и зарабатывает больше отца.

Юный Рэй был самоуверенным сердцеедом, но вскоре ему показалось, что он встретил настоящую любовь. Избранницу звали Этель Флеминг, и ее родители дали согласие на брак с одним условием: жених должен найти стабильную работу. Так молодой Крок становится продавцом бумажных стаканчиков в фирме Lily Cup Co. В 1922 году состоялась свадьба Рэя и Этель, а через 2 года у пары родилась дочь Мэрилин.

рэй крок биография кратко

В период между двумя войнами, чтобы прокормить жену и дочурку, отец семейства днем реализует стаканчики, а вечером музицирует на фортепиано на радиостанции. В поисках лучшего заработка, в середине 20-х Крок увольняется из Lily Cup и уезжает во Флориду. Но когда в 1926 местный земляной бум спадает, 25-летний неудавшийся агент недвижимости возвращается к бывшему работодателю.

В 1929 году Lily Cup объединяется с Tulip Cup, и у Крока расширяется зона ответственности. Он сбывает товар оптовикам: сетям аптек, стадионам. Крок засыпает их рацпредложениями, повышающими ИХ производительность (что в итоге сказывается на продажах ЕГО стаканчиков).

В конце 30-х инженер Принс изобретает аппарат для одновременного (до 5 шт.) взбивания коктейлей. Крок загорается идеей реализации этих мультимиксеров. Имея за плечами 17-летний опыт работы и звание «лучший дилер фирмы», он решается оставить гарантированный доход. Супруга Этель считала затею, мягко говоря, авантюрной, но правило Крока гласит:

Если вы не любите рисковать, не стоит соваться в бизнес.

В 1939-м Рэй регистрирует собственную фирму по продаже миксеров «Malt-A-Mixer» (позднее – Prince Castle). Для увеличения продаж, «мечтатель» снова подключает свою фантазию, придумывая рецепты коктейлей (для «Делакато» вам понадобятся ликер «Калуа», коньяк, мороженое).

рэй крок биография кратко

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Фирма Крока оказывается на пороге банкротства, когда США вступают во Вторую мировую войну. Для изготовления миксерных электромоторчиков требуется медь, а она вся идет для «оборонки». Крок демонстрирует предпринимательскую гибкость:

Мне просто пришлось порыскать в поисках иных возможностей.

Карьера Крока по форме напоминает синусоиду: кривая идет вверх, потом вниз, опять вверх – настоящие «американские горки»! И хотя у него немало неудачных начинаний, его умению не опускать руки можно лишь поучиться.

Знакомство с «Макдоналдс»

рэй крок биография кратко

После войны Крок ежегодно реализует по 9000 мультимиксеров, но в начале 50-х продажи падают. Усовершенствованное устройство, выпущенное рыночными соперниками, вытесняет любимое «детище» Крока. С конкурентами у мистера Крока разговор короткий:

Если видите, что ваш конкурент тонет, возьмите пожарный шланг и засуньте ему в рот.

Рэймонд озабочен падением продаж миксеров. Он анализирует, что братья Макдоналды заказали для своей закусочной уже 9-й и 10-й миксеры, а ведь аналогичные заведения покупают не больше двух приборов для взбивания коктейлей. Интерес Крока подогревают телефонные звонки из разных штатов: клиенты просят «такой же мультимиксер, какой установлен у Макдоналдов». Рэй Крок садится за руль и едет в Сан-Бернардино, штат Калифорния, чтобы лично увидеть, как у братьев поставлено дело.

«Пока ты зелен, ты растешь, а как созреешь, то сгниешь» – утверждает американская пословица.

По собственному признанию, в 1954 году Крок был «зелен, как клевер святого Патрика». Здесь начинается удивительная история превращения коммивояжера в миллионера.

15 СЕКУНД, ИЗМЕНИВШИЕ ЖИЗНЬ

Закусочная для автомобилистов «Макдоналдс» приятно удивляет нашего «чистюлю»: Крок не замечает ни мух, ни мусора. В очереди к раздаточному окошку Крок провокативно бурчит «в жизни не стоял в очереди за гамбургером», но клиенты заведения нахваливают ресторанчик самообслуживания. Колеся по всей стране, коммивояжер действительно не видал такого: заказы выполняются за 15 секунд!

рэй крок биография кратко

Первый ресторан, принадлежащий братьям Макдональдам

За отточенными действиями грильменов, коктейльменов и жарменов сквозь огромные окна закусочной любит наблюдать детвора. А где дети – там вся семья. Целевой аудиторией «Макдоналдса» становятся семейные пары; отсутствие официанток, привлекающих любителей поразвлечься, тоже способствует этому.

Крок умел мыслить масштабно:

Я мог отличить стоящую идею от пустышки.

Он суммирует достоинства новой организации системы питания – чистота, скорость обслуживания, привлечение семейных американцев. «Мистер Мультимиксер» сообщает братьям, что их бизнес имеет блестящие перспективы расширения! Но Макдоналдсы не планируют мировой экспансии, устоявшееся соотношение «хлопоты / доходы» их вполне устраивает. Вот если бы у них был агент по франчайзингу, который взял бы этот труд на себя…

Свой шанс на успех Рэй не упустил, он убеждает Дика и Мака, чтобы лицензию на распространение «Макдоналдса» они продали ему.

рэй крок биография кратко

Рэй Крок и франчайзинг

Справка: «Франчайзинг» – система распространения какого-либо продукта по лицензии (франшизе), «франчайзер» – человек, продающий франшизу, «франчайзи» – человек, купивший франшизу. Подробнее об этом читайте в статье: Что такое франшиза

15 000$ – такую цену установили братья за право «клонировать» по стране их ресторанчик. Банки на получение кредита Кроку дали «от ворот поворот», он закладывает дом и медицинскую страховку. Откуда он черпал уверенность в своих силах? Одно из правил его успеха гласит:

2 марта 1955 года Крок основывает компанию по франчайзингу «McDonald’s System Inc» (после 1960 – McDonald’s Corporation). В то время десятки бизнесменов внедряли франчайзинг в отрасль быстрого питания, лицензиями торговали все крупные владельцы ресторанов. Что позволило именно «Макдоналдсу» достичь, а потом и перешагнуть национальный масштаб?

Рэй не выдумал фастфуд – он его продавал, он не изобрел франчайзинг – он его усовершенствовал. Подход Крока к франчайзингу стал не менее революционным, чем «ноу-хау» братьев в отрасли питания.

рэй крок биография кратко

Рэй Крок возле одной из своих франшиз (1961)

В сравнительной табличке легко увидеть суть этих нововведений:

ОТНОШЕНИЕ К ПАРТНЕРАМ

Методы франчайзинга в США 50-х годовНовый подход к франчайзингу Рэя Крока
изменение оригинального продукта,

присвоение собственного имени

строгое соблюдение бренда «Макдональдс»
равнодушие к тому, что недобросовестные франчайзи могли скомпрометировать бренджесткий контроль за качеством торговой марки, стандартизация работы (первая краткая инструкция для франчайзи содержала 15 страниц, действующая – в 50 раз больше)
продажа франшизы на большие территории, (например, на штат), приносила разовую прибыль в 50 000$продажа лицензии на 20 лет только на 1 ресторан, если франчайзи оправдывал доверие, он получал право открыть еще один

1 лицензия стоила 950$

стремление быстро заработать на продаже франшизывпервые прибыль зависела от дохода ресторатора

(1,4% Кроку, 0,5% – Макдоналдам)

снабжение франчайзи своими товарами по неоправданно высоким ценамконтроль закупок франчайзи только в плане стандартов «Макдоналдса» (размеры картофелин и т.д.)
в рекламных буклетах для потенциальных франчайзи – голословные обещаниярекламные проспекты с четкой аргументацией, данными от других франчайзи, уже открывших рестораны
неспособность контролировать деятельность франчайзиподдержка всех рестораторов, полное документирование коллективного опыта работы

Будучи прирожденным торговцем, Крок на первое место ставил потребности клиентов. В новом предприятии его клиентами становились покупатели лицензии «Макдональдс», и он максимально успешно обыграл собственную концепцию:

Чем больше я помогаю другим добиться успеха, тем более успешен я сам.

Крок не разбогател за один день, поначалу ему пришлось потуже затянуть ремень: он отказался от членства в загородном клубе, тянул с оплатой коммунальных услуг. Не прибыль была его приоритетом, его мечтой стало строительство совершенной сети «Макдональдс»:

Никогда не думайте о том, чтобы только заработать деньги! Любите то, что делаете, и к вам придет успех!

В первый год Крок продал 18 франшиз, одна из лицензий досталась чикагскому журналисту Сэнди Эгэт. Вложив в покупку лицензии 950$, а в строительство 25 000$, в 1955 он открыл свой «Макдональдс». Закусочная имела мгновенный успех, ежедневная выручка составляла сотни долларов, его прибыль на порядок превысила доход самого Крока. Эгэт первый из франчайзи выбрался «из грязи в князи», приобрел роскошный особняк.

Лучшую пиар-компанию сложно и представить, люди выстраиваются в очередь, чтобы купить шанс на богатство – франшизу. Из отдельных успешных франчайзи и выросла империя «Макдональдс». А про Крока стали говорить, что он заселил США миллионерами.

Секреты бизнеса Рэя Крока

ПЕРВЫЙ СОБСТВЕННЫЙ РЕСТОРАН

Свой собственный «Макдональдс» Крок открыл 15 апреля 1955 года Крок в Дес-Плейнс, штат Иллинойс. Он как бы сам себе продал франшизу, хотя контракт запрещал такой «фокус». Через 13 лет в этом городе откроется уже тысячный по счету ресторан.

Ни свет ни заря, Крок приезжал в ресторан и вместе с уборщиком готовил его к открытию. Он мог полить территорию, почистить мусорные баки, отковырять прилипшую жвачку: «Я не считал зазорным мыть пол шваброй или чистить туалеты, даже если на мне был хороший костюм». Трудоголик? Его знаменитый «крокизм» это подтверждает:

Дивиденд пота – удача. Чем больше ты потеешь, тем удачливее будешь.

рэй крок биография кратко

Не только в своем ресторане Крок внедрял стандарты «Макдональдса». Он разъезжал по всей Америке и проверял, как франчайзи соблюдают формулу «ККЧД»: Качество, Культура обслуживания, Чистота, Доступность. «Макдональдс» стал делом его жизни:

Я верую в Бога, семью и McDonald’s. Когда я на работе – порядок обратный.

Крок был настоящим «демоном чистоты»: окна требовалось мыть ежедневно, вытяжки и холодильники – через день, работникам запрещались неухоженные ногти, бороды. Каждый сотрудник «маст хев» тряпку для уборки: «Если есть время присесть, значит, есть время и прибраться».

В 58-м в звуковом письме Крок информировал Макдоналдов: «Мне известны уже четыре фирмы, торгующие гамбургерами по 15 центов… дела там ведутся абы как. Мы будем первыми среди сильнейших».

Я И МОЯ МОЛОДАЯ КОМАНДА

Секрет долгосрочного успеха системы, выстроенной Кроком, в том, что строгое следование корпоративным стандартам не отрицало проявления личных способностей. Бизнесмен мог привлечь к себе нужных людей, разглядеть таланты.

В 1956 году он нанимает 23-летнего Фреда Тернера. Молодой парень становится еще одним воплощением «американской мечты»: начав карьеру простым работником, он вырастет до президента корпорации и председателя Совета директоров.

рэй крок биография кратко

Тернер вспоминает, что Крок мог произносить отличные речи без подготовки. Он увлекательно рассказывал про технические детали работы «Макдональдс», а уж когда объяснял, как выпекать булочку, слушатели будто видели ее наяву! Даже враги признавали, что Рэй Крок мог в совершенстве:

    продавать гамбургеры зарабатывать деньги рассказывать истории.

рэй крок биография кратко

Помочь Кроку сумел бухгалтер Ричард Бойлан. В «активы» компании Бойлан записал арендуемые здания и землю, а в «доходы» – прогнозируемый рост цен на недвижимость. Нехитрые калькуляции, запрещенные американскими правилами счетоводства, «увеличили» прибыль компании в 4 раза. Бухгалтер пояснял, что факты не скрывал и никого не обманывал, а все разъяснил в примечаниях.

Примечание: Только вот люди не читают примечания.

Легко иметь принципы, когда ты богат. Гораздо труднее их себе позволить, когда ты беден.

Гарри Зоннеборн, главный финансист компании, принял эстафету и нашел кредиторов. Требуемые 2,7млн.$ ссудили университеты, поскольку финансист объяснил им, что «Макдональдс» занимается не бургерами, а недвижимостью. Кредиторы получили процент от дохода (равный тому, что раньше забирали братья), а Крок – свободу управления брендом.

рэй крок биография кратко

Именно Зоннеборн разработал доходную схему субаренды, позволяющую контролировать сферу недвижимости. Компания покупала или арендовала за фиксированную сумму недвижимость (земельные участки и здания ресторанов), а потом сдавала ее в субаренду франчайзи, которые за это платили уже проценты от продаж.

Эти примеры показывают, что Рэю Кроку удалось собрать отличную команду профессионалов, которую он ценил:

Никто из нас по отдельности не так хорош, как все мы вместе.

Не смотря на достоинства Крока, у него были и свои «особенности»: руководитель любил разбрасываться словом «уволить». Поводом мог стать любой пустяк, однажды он приказал рассчитать сотрудника, который попросил одолжить доллар, дабы оплатить стоянку машины. По мнению начальника, серьезный человек должен озаботиться наличием мелких денег заранее. Впрочем, за подобное все-таки не сокращали.

СОПЕРНИК САНТА КЛАУСА

В 1965-м на телеэкраны выходит рекламный видео-ролик, в котором впервые появляется клоун Рональд Макдоналд. Этот выдуманный персонаж станет у американских детишек вторым по популярности героем после Санта Клауса.

рэй крок биография кратко

Крок прекрасно понимал, что затраты на стимулирование спроса окупятся сторицей. Пониманием важности рекламы, одной из маркетинговой составляющей, отличаются все выдающиеся бизнесмены: Генри Форд (отдавший 3 из 4$ на рекламу), Ричард Бренсон (рекламирующий свой продукт в обнаженном виде), Евгений Чичваркин (шокирующий в рекламе нецензурными словами).

Бренд McDonald’s, процветание которого заложил Крок, вошел в ТОП-10 брендов мира (9 место по версии Forbes за 2017).

Человек, который не заканчивал университетов, основал свой собственный. Но не обычный.

Цитата Крока гласит:

У нас слишком много бакалавров, но слишком мало бакалейщиков.

В 1961 году в Иллионойсе открывается первый в мире корпоративный университет предприятия общественного питания – Университет гамбургерологии. В The McDonalds’ Hamburger University обучают современному управлению и стандартам компании.

Сейчас в мире действует 7 университетов, московский центр обучения открылся в 2015.

рэй крок биография кратко

Жены Рэя Крока

В 1961-м, не дотянув год до празднования «рубиновой» свадьбы, после 39 лет брака Крок разводится с Этель Флеминг, оставив ей ежегодный доход 30 000$. Его второй женой в 63-м становится Джейс Доббин Грин. Избранница активно интересуется делами корпорации и становится Рэю верной помощницей. Но личная жизнь Рэя Крока имела продолжение.

История любви Рэя Крока и Джоаны Смит очень романтична.

Он познакомился с ней еще в 1957 году, когда по делам фирмы приехал в Миннеаполис. Красивая, молодая (разница в возрасте составляла 26 лет) сотрудница одного из его франчайзи превосходно играла на фортепиано. 55-летний Крок был «ошеломлен блондинкой». Правда, она была замужем – за неким Роуландом Смитом.

Через 4 года Крок делает предложение любимой и разводится с Этель. Когда уже был присмотрен дом для их совместной жизни, Джоан решает остаться с мужем. Через год женщина меняет свое решение, но второй женой Крока ей стать не сулило – магнат нашел новую невесту, Джейс Грин.

Следующая встреча Рэя и Джоан произошла 5 лет спустя в Сан-Диего, на конференции для франчайзи. Туда в числе приглашенных приехали мистер и миссис Смит. Чувства вспыхнули с новой силой. Уже через неделю на официальном приеме компании Крок во всеуслышанье называет Джоан будущей женой.

Свадьба Рэя Крока и Джоан Смит состоялась 8 марта 1969 года, спустя 12 лет после их знакомства. На момент бракосочетания жениху исполнилось 66 лет, невесте – 40.

рэй крок биография кратко

Рэй Крок и Джоан Смит

Ради новой жены предприниматель отходит от дел, беря бразды правления в свои руки лишь по вопросам нового продукта или покупки земли. Всю жизнь Крок избегал меценатства, а на склоне лет начал делать пожертвования. Для развития медицины он основал Фонд Крока. Бизнесмен временами чувствовал, что живет сверх отведенного ему срока именно благодаря достижениям медицины.

14 января 1984 года он скончался в Сан-Диего от разрыва сердца. Личное состояние Крока на тот момент достигло 500млн.$, а компания, которую он основал, продала 50-млрдный гамбургер. Его финансовую империю унаследовала Джоан Крок (дочь Рэя от первого брака Мэрилин умерла в 1973). Джоан заслужила звание самой щедрой женщины США, после ее смерти в 2003 согласно завещанию благотворительные фонды получили более 1,7млрд.$.

Наследие основателя империи «Макдональдс»

История успеха Рэя Крока вдохновила музыканта Марка Нопфлера на создание песни «Boom like that» (2004), где упоминается «Kroc style» – стиль Крока. Так в чем же он заключается?

В России свыше 600 «Макдональдсов» ежедневно принимают более 1 млн. посетителей. Однако Рэй Крок оставил после себя гораздо бОльшее наследие, чем поражающее воображение количество клиентов или проданных чизбургеров.

Он задал ту высокую планку стандартов ресторанов общественного питания, которые сегодня кажутся очевидными: качество, доступность, быстрое и дружелюбное обслуживание, чистота. Стиль Крока – это забота о потребителе, приправленная напряженной работой.

В 1992 году публикуется автобиография Рэя Крока «McDonald`s. Как создавалась империя», в 2016 про него выходит фильм «Основатель». Раскрываются ли в них пошаговые инструкции успеха? Нет, но личная история Рэя Крока убеждает – успеху все возрасты покорны!

В известном крылатом выражении Крок так формулирует главное качество победителя:

Пробивайся вперед: ничто на свете не заменит настойчивости.

Ее не заменит талант – нет ничего обычнее талантливых неудачников.

Ее не заменит гениальность – нереализованный гений уже стал притчей во языцех.

Ее не заменит хорошее образование – мир полон образованных изгоев.

Всемогущи лишь настойчивость и упорство.

В заключение предлагаем вам посмотреть художественный фильм Основатель (2016г.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *