роль предпринимательства в экономической жизни общества

Функции и роль предпринимательства в экономике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность предпринимательства

Предпринимательство представляет собой деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли в ходе производства или продажи готовых изделий, оказания услуг, выполнения работ.

Для целей предпринимательства используются нематериальные активы, труд, имущество, как самого предпринимателя, так и средств, привлеченных со стороны. Предпринимательство представляет собой экономическую деятельность в ходе организации собственного дела.

Для предпринимательства характерны финансовые риски и уровень ответственности. Другими словами предпринимательство является деятельностью инициативного характера индивидуальных лиц или коллективного объединения юридических и физических лиц.

Выделяют несколько видов предпринимательства: малое предпринимательство, среднее и крупное предпринимательство. Данное разделение достаточно условное и в разных государствах достаточно отличается.

Для того чтобы начать предпринимательство в большинстве государств нужно официально зарегистрироваться.

В соответствии с российским законодательством предпринимательство осуществляется юридическим или физическим лицом после регистрации в порядке и установленном законом. Гражданский кодекс характеризуют предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой страх и риск деятельность, которая направляется на систематическое получение прибыли от использования имущества реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг лицами, которые зарегистрированы в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Функции предпринимательства

Сущность предпринимательской деятельности можно раскрыть через ее функции. Предприниматель берет на себя инициативу по соединению производственных факторов в единый процесс выпуска товаров и услуг для того, чтобы получить прибыль.

Готовые работы на аналогичную тему

Предприниматель представляет собой организатора производства, который настраивает и задает тон деятельности предприятия, определяет стратегию и тактику поведения предприятия, принимает ответственность за ее успешное проведение.

Предприниматель это человек, который не боится риска, а сознательно идет на него для достижения бизнес-целей. Также предприниматель является новатором, который внедряет основе новые продукты, технологии и формы организации дела.

Можно выделить несколько основных функций, которые выполняет предпринимательство:

Основной функцией является общеэкономическая, обусловленная ролью предпринимательства в качестве субъекта рынка. Предпринимательство направлено на выпуск продукции и оказание услуг, а также их доведение до конкретных потребителей, домашних хозяйств, государства и прочих предприятий.

Важная функция предпринимательства заключается в ресурсной функции. Развитие предпринимательской деятельности предполагает эффективное использование воспроизводимых и ограниченных ресурсов.

Ресурсы представляют собой материальные и нематериальные условия и факторы производства.

В первую очередь предпринимательство направлено на использование трудовых ресурсов, земли и природных ресурсов, производственных средств и научных достижений, а также предпринимательского таланта. Часто предприниматели гонятся за максимальным доходом или прибылью, что приводит к техническому использованию ресурсов. Данная деятельность предпринимателя может нанести вред окружающей среде и обществу. По этой причине важнейшее значение приобретает регулирующая роль государства, которая устанавливает формы ответственности предпринимателя за неправильное использование ресурсной функции.

Новаторская функция представляет действия по процессу продуцирования новой идеи технического, организационного или управленческого характера.

Новаторская функция проявляется в осуществлении исследовательских и конструкторских разработок, создании новой продукции, предоставлении новых услуг.

Творческо-поисковая функция определяется использованием в процессе предпринимательства новых идей и выработкой новых средств и факторов достижения поставленных задач.

Творческая функция тесно связана со всеми другими функциями и характеризуется определенным уровнем экономической свободы предпринимательских субъектов.

Социальная функция представляет собой изготовление услуг, которые нужны обществу. Социальная функция проявляется в возможности дееспособных лиц быть собственниками дела и проявляет свои индивидуальные возможности и таланты. Чем эффективнее будет функционировать предпринимательство, тем больше будет размер поступлений в государственный бюджет.

Развитие предпринимательской деятельности обеспечивает рост количества рабочих мест, сокращает уровень безработицы и повышает жизненный уровень и социальное положение наемных работников.

Организационная функция предпринимательства представляет собой принятие предпринимателями самостоятельного решения по организации собственного дела, внедрение внутрифирменного предпринимательства, формирование управления и создания сложных предпринимательских структур.

Роль и значение предпринимательства

Предпринимательство играет огромную роль в развитии современной рыночной экономики и представляет собой связанную систему, включающую большое количество предпринимателей.

Роль малых, средних и больших предприятий любого государства трудно переоценить. Именно с помощью предпринимательства создаются новые рабочие места, внедряются технологии, что способствует росту экономической мощи любой страны.

Важнейшая функция предпринимателя отражается на экономической жизни государства и состоит в поиске ресурсов для достижения целей и соединении усилий большого количества людей для получения определенного результата, который будет полезен для всего общества.

Источник

Предпринимательство в социально-экономическом обществе

Значение предпринимательства в социально-экономической жизни общества России

Развитие предпринимательства является одним из самых точных показателей экономического и социального здоровья государства и общества.

Малое и среднее предпринимательство несет на себе значительную смысловую нагрузку. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Они создают среду и дух предпринимательства, без которых невозможна рыночная экономика, обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Они способны быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, сравнительно быстро окупаться и создавать атмосферу конкуренции.

Так, малый и средний бизнес обеспечивает:

1. Создание новых рабочих мест, обеспечение занятости трудоспособного населения и, как следствие, сокращение числа людей, нуждающихся в социальной помощи.

Эта роль представляется значимой для России при нестабильности функционировании рынка труда, при наличии значительного количества безработных и других подобных социальных проблем.

Тем не менее, роль предпринимательства в создании новых рабочих мест в российских условиях имеет свои особенности.

Подавляющее большинство малых предприятий России имеет вид микрофирмы, где число занятых составляет до девяти человек при том, что через пять лет после создания «на плаву» остается менее четверти таких предприятий, остальные же закрываются и увольняют работников. А выживающие и успешно развивающиеся фирмы в большинстве случаев выбирают трудосберегающий вариант развития, и объем применяемой на них рабочей силы не растет или почти не растет (за исключением немногих случаев перехода предприятий в другую «весовую категорию»). Таким образом, динамичность малого бизнеса сопрягается с воспроизводством высоких социальных рисков для занятых в нем работников.

Вообще, влияние занятости на малых предприятиях на общую занятость в стране и в ее регионах неоднозначно. Кроме вышеизложенного, это связано со скромными размерами сектора малого предпринимательства, увеличение занятости, в котором пока не может значительным образом сказаться на размере общей занятости.

2. Обеспечение социальной стабильности и снижение уровня бедности.

Вопрос социальной стабильности всегда актуален при росте социальной напряженности в обществе.

3. Возможность энергичным и предприимчивым людям открыть своё дело в производственной, научной и другой деятельности, реализуя в ней свои способности.

Так, самой характерной чертой, отличающей российский предпринимателей от западных бизнесменов является их уровень образования.

Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности.

Профессионализм в настоящее время отступил на второй план. На мой взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.

Если брать за основу деления на классы доход, то можно сказать, что никакой вид труда по найму, включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с предпринимательством.

7. Повышение устойчивости и конкурентоспособности предприятий.

Данное положение объясним с помощью следующей системы доказательств. Так, несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают разработку и выпуск новых товаров. Успех предпринимательства в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях.

8. Взаимодействие малого и крупного бизнеса, способное помочь выжить в современных рыночных условиях предприятиям-гигантам, и встать на ноги вновь созданным частным предприятиям и малым предприятиям.

В российской экономике предпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а, наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий.

Рыночные ниши представляют собой рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш.

Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного потребления все большую роль играют специфические потребности сравнительно небольших групп покупателей. Удовлетворять такой спрос могут только небольшие фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной или даже заказной продукции это может быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в крупную. Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою нишу в течение достаточно долгого времени.

Для крупных предприятий необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом; продукция массового производства, соответствующая требованиям рынка; аккумулирование значительных финансовых средств; дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют возможность быстрее и лучше приспосабливаться к требованиям рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое принятие решений, в том числе и по корректировке целей. Кроме того, себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг.

Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условиях система контрактных отношений на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.

Поэтому особенностью малого бизнеса в России можно назвать его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. 9.Участие в развитии инфраструктуры городов и районов.

10. Благотворительная деятельность.

Понимание этих факторов привело к тому, что многие страны вплотную занялись разработкой стратегий и программ, политики государственной поддержки, направленных на развитие и среднего предпринимательства.

Государственная политика поддержки, ее формы и содержание весьма многообразны. Отдельные из использующихся экономических инструментов могли бы быть применены на практике в нашей стране, но слепое копирование механизмов воздействия на развитие предпринимательства может не только не дать положительные результаты, но привести к отрицательным последствиям.

Источник

Новое в блогах

Значение предпринимательства в социально-экономической жизни общества России

Развитие предпринимательства является одним из самых точных показателей экономического и социального здоровья государства и общества.

Малое и среднее предпринимательство несет на себе значительную смысловую нагрузку. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Они создают среду и дух предпринимательства, без которых невозможна рыночная экономика, обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Они способны быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, сравнительно быстро окупаться и создавать атмосферу конкуренции.

Так, малый и средний бизнес обеспечивает:

1. Создание новых рабочих мест, обеспечение занятости трудоспособного населения и, как следствие, сокращение числа людей, нуждающихся в социальной помощи.

Эта роль представляется значимой для России при нестабильности функционировании рынка труда, при наличии значительного количества безработных и других подобных социальных проблем.

Тем не менее, роль предпринимательства в создании новых рабочих мест в российских условиях имеет свои особенности.

Подавляющее большинство малых предприятий России имеет вид микрофирмы, где число занятых составляет до девяти человек при том, что через пять лет после создания «на плаву» остается менее четверти таких предприятий, остальные же закрываются и увольняют работников. А выживающие и успешно развивающиеся фирмы в большинстве случаев выбирают трудосберегающий вариант развития, и объем применяемой на них рабочей силы не растет или почти не растет (за исключением немногих случаев перехода предприятий в другую «весовую категорию»). Таким образом, динамичность малого бизнеса сопрягается с воспроизводством высоких социальных рисков для занятых в нем работников.

Вообще, влияние занятости на малых предприятиях на общую занятость в стране и в ее регионах неоднозначно. Кроме вышеизложенного, это связано со скромными размерами сектора малого предпринимательства, увеличение занятости, в котором пока не может значительным образом сказаться на размере общей занятости.

Тем не менее, нынешние масштабы развития малого бизнеса в России обычно считают весьма скромными в сравнении со странами развитой рыночной экономики, где удельный вес занятых предпринимательством может превышать 50%, а доля малых предприятий в количестве всех хозяйствующих субъектов – 90%.

Далее, малое предпринимательство влечет за собой распространение вторичной занятости, причем следует иметь в виду и практику неформальных расчетов за те или иные услуги. Согласно официальной статистике, на малые предприятия приходятся свыше 40% общего числа внешних совместителей и около трети общего количества работающих по гражданско-правовым договорам (с учетом занятых у индивидуальных предпринимателей эта доля еще выше). В целом распространение вторичных форм занятости более характерно для сферы услуг (за исключением торговли и общественного питания). Особенно высока доля вторичной занятости на предприятиях финансово – кредитной сферы и социально – культурного комплекса. С этих позиций и следует анализировать социальную роль малого предпринимательства в регионах.

2.Обеспечение социальной стабильности и снижение уровня бедности.

Вопрос социальной стабильности всегда актуален при росте социальной напряженности в обществе.

3.Возможность энергичным и предприимчивым людям открыть своё дело в производственной, научной и другой деятельности, реализуя в ней свои способности.

Так, самой характерной чертой, отличающей российский предпринимателей от западных бизнесменов является их уровень образования.

Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности.

Профессионализм в настоящее время отступил на второй план. На мой взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.

4.Увеличение налоговых поступлений.

5.Рост доли ВВП, создаваемой малыми предприятиями.

6.Увеличение численности среднего класса, а, значит, социальной и политической стабильности.

Если брать за основу деления на классы доход, то можно сказать, что никакой вид труда по найму, включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с предпринимательством.

7. Повышение устойчивости и конкурентоспособности предприятий.

Данное положение объясним с помощью следующей системы доказательств. Так, несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают разработку и выпуск новых товаров. Успех предпринимательства в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях.

8. Взаимодействие малого и крупного бизнеса, способное помочь выжить в современных рыночных условиях предприятиям-гигантам, и встать на ноги вновь созданным частным предприятиям и малым предприятиям.

В российской экономике предпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а, наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий.

Рыночные ниши представляют собой рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш.

Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного потребления все большую роль играют специфические потребности сравнительно небольших групп покупателей. Удовлетворять такой спрос могут только небольшие фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной или даже заказной продукции это может быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в крупную. Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою нишу в течение достаточно долгого времени.

Источник

Основы предпринимательства: учебное пособие

роль предпринимательства в экономической жизни общества

Основная задача учебного пособия – дать ясное представление о содержании дисциплины «Основы предпринимательства». В нем раскрываются сущность предпринимательства и его формы, всесторонне рассмотрены теоретические и практические аспекты этой деятельности. Концептуальное видение, которое формируется при ознакомлении с материалом, дает возможность объединить ранее полученные знания. Учебное пособие ориентировано на студентов очного и дистанционного обучения, магистрантов, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям, а также на профессионалов – менеджеров, которые хотели бы ознакомиться с сущностью и инструментарием дисциплины «Основы предпринимательства». Будет полезно преподавателям вузов.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы предпринимательства: учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

1.1. Предпринимательство: история, понятие, функции.

1.2. Малое предпринимательство в России.

1.3. Общая характеристика предпринимательства.

1.4. Организация предприятия.

1.5. Экономическая свобода и предпринимательство.

1.6. Финансовая среда предпринимательства.

Предприниматели — это люди, имеющие две отличительные черты. Во-первых, они обладают творческим талантом для разработки представления о будущем и о роли, которую они или их организация могли бы играть в нем. Во-вторых, это люди, которые идут работать, будучи уверены в том, что они обладают огромной побудительной силой и большой энергией, чтобы превратить свои идеалы в действия. Предприниматели — «мечтатели, которые работают над своей мечтой». Способность распознавать слабые сигналы — главная характерная черта в образе предпринимателя. Интуиция — это инстинкт, основанный на особом способе восприятия жизни. Вы, например, выслушиваете многих хорошо осведомленных людей, затем собираете полученную информацию воедино. Внезапно вы обнаруживаете связь и все воспринимаете по-другому вопреки распространенному мнению. После этого вы набираетесь смелости идти своим путем. Это и есть творческий процесс, это то, что называется интуицией. Это дар, который, говоря о предпринимательстве, некоторые имеют, а некоторые нет.

Профессии предприниматель не существует в кадровых классификаторах, но разве в этом дело? Как вид деятельности предпринимательство имеет весьма почтенный возраст, и в его историю вписано немало славных страниц.

26 мая 1988 года вступил в силу закон № 8998-XI «О кооперации в СССР». Таким образом, с 2008 года в последней декаде мая российское бизнес-сообщество на законных основаниях ежегодно отмечает свой профессиональный праздник. В честь него по всей стране проходят выставки, семинары, тренинги, презентации, форумы.

По данным Министерства экономического развития и торговли, на конец 2007 года в России было зарегистрировано 1,3 млн малых компаний. Ежегодный прирост — 5 %. Число занятых в малом бизнесе составляет около 9,5 млн человек. Вклад малых предпринимателей в рост ВВП страны не менее 15 %.

В то же время почти половина малых компаний действует в сфере торговли. При этом в производстве работает около 12 % малых предприятий, в строительстве — 11 %, в образовании — всего 0,2 %, в здравоохранении — 1 %, в ЖКХ — 1,2 %.

Конечно, есть еще проблемы. По словам Дмитрия Медведева, малый бизнес продолжает испытывать чрезмерный прессинг — предпринимателей контролируют по 45 направлениям около 30 различных ведомств, и это только на федеральном уровне. Все так, но тем не менее внимание власти к проблемам малого и среднего бизнеса дает вполне весомый повод для оптимизма. Сразу вслед за появлением указа президента России Дмитрия Медведева, предусматривающего меры по снятию административных барьеров для малого бизнеса, прокуратура отчиталась о борьбе с нарушениями прав предпринимателей в нашей стране. Состояние законности в этой сфере далеко от идеального. По данным заместителя генпрокурора России Александра Буксмана, за прошлый год прокуратурой было выявлено свыше миллиона различных нарушений закона и возбуждено более 5 тысяч уголовных дел, а также привлечено к ответственности 38 тысяч должностных лиц. В сфере защиты прав предпринимателей за прошлый год было внесено порядка 100 тысяч представлений об устранении выявленных нарушений закона.

Согласно указу, предполагается, что помимо налогового контроля, количество плановых проверок предприятий (в том числе по лицензионному контролю) одним контролирующим органом сокращается до одного раза в три года.

При этом внеплановые мероприятия можно будет проводить только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, и по согласованию с прокурором субъекта РФ.

Важным моментом является исключение внепроцессуальных прав органов внутренних дел при проверках деятельности предпринимателей. Представители МВД лишаются возможности составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности.

Главенствующая роль в формировании среднего класса отводится малому и среднему предпринимательству, которое в 2008 году было предметом особого внимания со стороны высшей законодательной и исполнительной власти России. Однако мировой финансово-экономический кризис не позволил в полной мере осуществить предпринятые усилия по поддержке малого и среднего предпринимательства и повышению эффективности этого важнейшего сегмента национальной экономики. По данным мониторинга, проведенного ведущими предпринимательскими объединениями страны, уже три четверти субъектов малого и среднего предпринимательства в той или иной степени прочувствовали влияние мирового кризиса. Многие банки урезали, а подчас и просто приостановили программы кредитования малых предприятий. Недостаток оборотных средств привел к задержкам во взаиморасчетах контрагентов, вынудил отказаться от планов по расширению и модернизации действующих производств.

В настоящее время мировое сообщество увязло в экономическом кризисе, но его еще не в полной силе почувствовали в Российской Федерации. Ввиду этого необходимо поддерживать российских предпринимателей, так как именно малое и среднее предпринимательство является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

2. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1. Гл. 3, 4.

3. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах».

4. ФЗ РФ «О некоммерческих организациях».

5. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничениях монополистической деятельности на товарных рынках» (понятие «хозяйствующего субъекта»).

В зависимости от наличия или отсутствия юридического лица субъекты делятся на индивидуальных предпринимателей без определения юридического лица (ст. 23, ч. 1 ГК РФ) и на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). К индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица относятся также и фермеры.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента регистрации его в этом качестве, а также создавать юридические лица самостоятельно с другими лицами.

Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан банкротом по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 25, ч. 1 ГК РФ).

По признаку происхождения собственности субъекты делятся на публичные (учрежденные государством, субъектами Федерации) и частные (учрежденные гражданами и юридическими лицами частного права).

По признаку происхождения капитала субъекты делятся на национальные, совместные и принадлежащие иностранным инвесторам (Закон РФ «Об иностранных инвестициях РСФСР»). В настоящее время нет правового регулирования регистрации совместных и иностранных предприятий.

По экономическим показателям субъекты делятся на малые, средние и крупные предприятия (ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»). Малое — с числом работников до 100 человек с оборотом до 1000 минимальных оплат труда.

По признаку основной деятельности — по принадлежности к конкретной сфере общественного производства (в сфере промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта и др.).

История отечественного предпринимательства была прервана более чем на 70 лет. Поэтому вряд ли правомерно сегодня говорить о возрождении российского предпринимательства, скорее всего, просто надо анализировать новый предпринимательский сектор, возникающий и развивающийся в нынешних непростых экономических условиях.

Хотя существует и другая точка зрения — о необходимости преемственности традиций старого российского предпринимательства.

В России предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Но наибольшее распространение оно получило в годы правления Петра I (1689–1725), начали возникать целые семейные династии — Демидовы, Морозовы, Рябушинские, Прохоровы.

Серьезным стимулом развития предпринимательства становится реформа 1861 года (отмена крепостного права). Строятся железные дороги, реорганизуется тяжелая промышленность. К 90-м годам XIX века в России складывается индустриальная база предпринимательства.

В начале XX века предпринимательство становится массовым явлением.

В 1918 году предпринимательство запрещено под страхом смертной казни. К 1920 году были физически истреблены или бежали за границу более 100 тысяч предпринимателей.

Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесли годы нэпа (1921–1926). Однако с конца 20-х годов предпринимательство сворачивается и реанимируется лишь в 90-х годах. В октябре 1990 года принят закон «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 года — закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В настоящее время в России около 10 тысяч акционерных предприятий, свыше 2 тысяч акционерных коммерческих банков. Хотя сфера развития предпринимательства в России невелика — около 10 % ВНП страны.

Русские купцы и промышленники, их меценатская деятельность материально подготовили тот расцвет национальной культуры, который наблюдался в конце XIX — начале XX века.

Главная движущая сила российского предпринимательства — молодежь.

Функционирование в условиях постоянного, скрытого и явного противодействия государственных чиновников, бюрократии.

Предпринимательство в дореволюционной России зарождалось снизу — в наши дни предпринимательский слой почти на 100 % состоит из представителей вчерашней номенклатуры.

Последовательность развития предпринимательства в дореволюционной России была следующей: торговое предпринимательство — промышленное — аграрное — финансовое — банковское. Сегодня предпринимательство развивается особенно бурно в форме биржевой и мелкой уличной торговли, челночного бизнеса.

Цель «классического» предпринимательства — производство товаров и услуг (получение прибыли от этой деятельности), цель современного — их распределение.

«Старое» предпринимательство ориентировалось на рынок бедных людей, новое — на богатых.

Российское предпринимательство действовало в условиях разновероятного рыночного риска. Сегодня, как правило, присутствует мощная номенклатурно-бюрократическая подстраховка (круговая порука).

Российское третье сословие было индифферентно к политической деятельности, сегодняшние предприниматели — активные участники политической жизни страны.

Российское предпринимательство основывалось на идеях патриотизма, своего собственного пути развития. Сегодня доминируют идеи адаптации многочисленных вариантов развития страны к западным или восточным моделям развития.

В период наивысшего расцвета экономики России численность производственных и «распределяющих» (посреднических) предприятий находилась в соотношении 85 % к 15 %. Сейчас соотношение прямо противоположно, и эта тенденция очень опасна.

С точки зрения критерия масштабности все предприятия в рыночной экономической системе можно разделить на две группы. С одной стороны — это предприятия крупного бизнеса, с другой — это средние и малые предприятия. Безусловно, основой экономической мощи современного государства являются крупные предприятия.

роль предпринимательства в экономической жизни общества

роль предпринимательства в экономической жизни общества

Таким образом, в современных условиях под предпринимательством понимается инициативная деятельность, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.

Некоторые российские ученые-экономисты различают понятия «предпринимательство» и «бизнес». Например, под предпринимательством понимают наличие особой рисковой и инновационной основы, полной экономической ответственности, гибкой организации воспроизводства с целью получения максимального предпринимательского дохода с единицы затраченного капитала. Поскольку в мировой экономической литературе и на практике эти два термина не различают, а также предполагая, что возможен перевод английского слова business как «предпринимательство», можно использовать эти два термина совершенно равноправно.

Основные функции предпринимательства:

• несение риска (способность принимать решения при неполной информации);

• творческая (выдвижение и реализация идей, связанных с риском);

• ресурсная (мобилизация материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов);

• организационная (соединение ресурсов в оптимальных пропорциях и контроль за их использованием);

• инновационная (готовность и умение обновлять продукцию, технологию, организацию производства и управления);

• общественная (изучение потребностей общества и их удовлетворение).

Побудительный мотив предпринимательской деятельности — материальный интерес.

Главная цель предпринимателя — получение прибыли. Предприниматель выступает как инициатор социально-экономических преобразований, один из факторов экономического роста, активный носитель научно-технического прогресса.

1.1. Предпринимательство: история, понятие, функции

Важнейшей предпосылкой продвижения экономики по общецивилизованному пути является развитие и совершенствование предпринимательства как особого вида хозяйственной деятельности. Российское общество все более осознает, что предпринимательство является одним из важнейших факторов развития национальной экономики. Более того, предпринимательство является предпосылкой инновационного типа экономического роста, который базируется на предпринимательской инициативе в сфере научно-технической и организационно-экономической деятельности.

Предпринимательство, концентрируя в себе наиболее характерные свойства рыночных отношений, выступает движущей силой жизнедеятельности и развития рыночной экономики. Содействуя росту общественного благосостояния, создавая условия для реализации экономических интересов, способностей, талантов людей, предпринимательство способствует также национальному единению, возрождению национального самосознания.

В Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сказано, что предпринимательство (предпринимательская деятельность) — это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.

Формула предпринимательства проста: получение максимальной прибыли при минимальном риске. Однако ее реализация осуществляется в условиях высокого уровня неопределенности в успехе дела. Эта неопределенность, с одной стороны, обусловливается рыночными отношениями (будут ли признаны на рынке предложения бизнесмена), а с другой — динамичностью изменения спроса и предложения. Отсюда важнейшими чертами предпринимательства являются риск, мобильность, динамичность предпринимательских действий (не опоздать, вовремя уловить изменяющийся спрос).

Возникновение малого и среднего предпринимательства хронологически связано с формированием капиталистического товарного производства, в процессе которого произошло разделение малых и средних предприятий на два типа:

1. Мелкотоварные некапиталистические.

2. Предприятия, обособившиеся в виде части функционирующего капитала.

С исторической точки зрения первые предприниматели были собственники, они действовали на свой страх и риск — предпринимателями называли купцов, основная деятельность которых была связана с территориальным перемещением товаров и извлечением прибыли из разницы цен в разных географических точках.

В экономической теории понятия «предпринимательство» и «предприниматель» появились в XVIII веке, в эпоху капитализма. Учеными-экономистами эпохи капитализма дается первое систематическое, научное описание этих категорий. Так, родоначальником научного понятия «предпринимательство» явился английский экономист Р. Кантильон (1680–1730), который в своей работе «Опыт о природе торговли вообще» (1725) рассмотрел предпринимательство как особый вид деятельности, связанный с элементами риска. Согласно Р. Кантильону, предприниматель есть особый субъект, наделенный способностями предвидеть, рисковать, брать на себя всю полноту ответственности за принимаемые решения.

Взгляд на предпринимателя как на новатора, феномен общественного развития, впервые предложенный Й. Шумпетером, стал своеобразным фундаментом теории предпринимательства.

Следуя за Й. Шумпетером, целесообразно сформулировать определение предпринимательства как осуществления организационно-хозяйственной инновации в целях извлечения прибыли и достижения успеха. Таким образом, предпринимательство объединяет три необходимых элемента: организационное действие; инициирование изменений; прибыль как цель и критерий успеха.

Теоретическое значение имеют научные труды американского ученого П. Друкера. Он подчеркивает роль предпринимателя, который использует любую возможность с максимальной выгодой. По мнению ученого, базой предпринимательства являются современные знания: «Знания в предпринимательстве являются средством для достижения цели». П. Друкер считает, что предпринимательству следует учить, так как некомпетентность предпринимателя ведет к разорению фирмы. Предпринимательство, по его мнению, — это конкретная практическая деятельность.

По мнению П. Друкера, умение использовать любую возможность, предоставляемую внешней средой в бизнесе, с максимальной выгодой [7] является первостепенным для предпринимателя, этого мнения придерживаются и А. Тюнен и Ф. Найт.

Отечественная экономическая наука советского периода если и рассматривала проблемы развития предпринимательства, то исключительно в связи с критикой тех или иных буржуазных теорий. Конечно, было бы неверно не отметить русскую экономическую мысль дореволюционного периода и ее видных представителей. В русской культуре традиции частного предпринимательства формировались и развивались в течение многих веков начиная со времен правления князя Рюрика (IX в.) и были прерваны социалистической революцией 1917 года. Коренная русская мысль отчетливо прослеживается в первом своде законов Русская Правда (1072), документах русских князей, Домострое (XVIII в.), произведениях Ф. Аквинского, A.Л. Ордин-Нащокина, И.Г. Посошкова, В.Н. Татищева, В.А. Кокорева, И.К. Бабста, А.И. Чупрова, И.В. Вернадского, В.П. Безобразова, М.И. Туган-Барановского, A.B. Чаянова и многих других. Вклад этих мыслителей велик и еще в должной мере не оценен.

Важно подчеркнуть, что русская экономическая мысль — одна из перспективных альтернатив выживания человечества, так как вместо экономики западного типа, ориентированной на гонку потребления и истощения ресурсов, предлагает модель хозяйственного развития с разумным достатком и самоограничением. Русская мысль защищала частную инициативу как законную и общественно полезную форму деятельности.

Предпринимательство характеризовалось как служение обществу, при этом присутствовал дух нестяжательства, идеал трудолюбия, служения высокой духовности и благотворительности.

Можно сделать вывод, что новое цивилизованное предпринимательство должно иметь социальную ответственность, которая состоит в том, чтобы своей деятельностью не способствовать обострению социальных противоречий, не усиливать такие неизбежные негативные последствия рыночной экономики, как нарастание безработицы, бедности, дискриминации в сфере занятости и оплаты труда, загрязнение окружающей среды и т. п. Как показывает современная практика, именно в этих областях новое российское предпринимательство пока мало себя проявило, и именно в таком направлении должна развиваться его социальная деятельность.

Предпринимательство, будучи явлением чрезвычайно богатым по содержанию и многосторонним, заслуженно привлекает внимание ряда различных научных направлений. Мировая экономическая мысль на протяжении продолжительного времени активно занималась теорией и практикой предпринимательства. Изучение проблемы развития и сущности предпринимательства в России возродилось в 90-х годах XX века; к сожалению, в советский период ни теоретики, ни практики не уделяли должного внимания этой теме. На сегодняшний день еще не сложилась общепринятая экономическая теория отечественного предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной.

С переходом к рыночной экономике и возрождением легального предпринимательства вновь появился научный и практический интерес к предпринимательству в России.

Основоположниками изучения современных инновационных подходов в области малого и среднего предпринимательства считают Л.И. Абалкина, B.C. Балабанова, В.В. Бандурина, A.B. Бачурина, Б.К. Злобина, A.A. Суханова, В.М. Яковлева и зарубежных экономистов М. Питерса, Ф. Хайека, Р. Хезрича, Й. Шумпетера.

В промышленно развитых странах отношение к малому и среднему предпринимательству в последние 200 лет непрерывно менялось. В полной мере его роль в системе воспроизводства сформировалась в начале 60-х годов.

Зарождающиеся кооперативы были прообразом малых частных предприятий. Главной сферой деятельности стали мелкооптовая и розничная торговля и услуги. Основную массу новых предпринимателей составили прежде всего люди с авантюристическим складом характера, маргиналы, не имеющие возможности полной реализации личного потенциала в социалистической экономике.

Предприниматели, сумевшие сохранить в это сложное время свое частное предприятие, получили серьезный задел в создании финансовых, материальных, организационных и человеческих ресурсов. Многие современные российские предприниматели начинали свою деятельность именно в тот период. В целом современные предприниматели отличаются способностью обучаться и неоднократно начинать жизнь с нуля, по своему психологическому типу они являются противоположностью доминировавшим в советском обществе руководителям с бюрократической ментальностью, ориентированным на гарантированное медленное продвижение по иерархической лестнице.

Содействуя росту общественного благосостояния, создавая условия для реализации экономических интересов, способностей, талантов людей, предпринимательство способствует также национальному единению, возрождению национального самосознания.

Экономические реалии начала XXI века со сложнейшими внутрихозяйственными и межгосударственными отношениями значительно усложнили практику предпринимательства. В его развитии возникли новые закономерности, что требует постоянного углубления и совершенствования соответствующей теории. Сегодня остро стоит проблема теоретического осмысления сущности предпринимательства и его методологического обеспечения.

Процесс формирования рыночных отношений в России, начавшийся в XX веке, оказал и продолжает оказывать огромное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства.

Мы живем в эпоху рыночных отношений, вынуждающих меняться и совершенствоваться, а для решения таких задач необходимо новаторство, присущее предпринимательству.

Предпринимательство представляет собой один из ключевых элементов экономической жизни всякого общества, а не только рыночного образца. Во всяком случае, с распадом СССР и отказом от принципов социалистического хозяйствования, его методов, наработок и навыков Россия автоматически не пришла к коренному повороту жизни населения, 70 % которого прозябает в настоящее время за чертой бедности.

Начало возрождения частного предпринимательства было положено принятием в 1987 году закона «Об индивидуальной трудовой деятельности», который сформулировал новую институциональную задачу для частного бизнеса, основы формирования предпринимательства.

Но, возвращаясь к тезису о том, что предпринимательство было запрещено советской властью, можно ли, положа руку на сердце, запретить талант, предприимчивость, изобретательность? Человеку, хоть сколько-нибудь знакомому с историей советского периода, хорошо известно, какие возможности предпринимательства открыла советская власть широким массам советских людей в самых разных областях общественной, экономической, технической, научной жизни.

«Время, вперед!» — знаменитый лозунг первых советских пятилеток, когда страна строила, училась и растила такие предпринимательские кадры. Создатели новых отраслей промышленности, которых не было в царской России: авиационной, танкостроения и тракторостроения и т. д. — все они были предпринимателями самого высокого класса, и, разумеется, в 30-х годах в СССР было запрещено не предпринимательство, а извлечение прибыли за счет эксплуатации наемной рабочей силы.

В этой связи следует различать предпринимательство в капиталистическом обществе и предпринимательство при социализме. По содержанию они мало чем различаются, но по целевым параметрам различаются существенно.

Дух капитализма, воспетый М. Вебером в рамках протестантской этики и воплощенный в вечной погоне за наживой, личной выгодой, который К. Маркс назвал основным движущим мотивом предпринимательской деятельности, есть в то же время квинтэссенция капитализма как социально-экономической системы. Дух социализма имел в своей основе совсем другой движущий мотив — это не личная прибыль, а служение своему народу, хотя и в этом и в другом случае присутствует мотивация предпринимательской активности как таковой. Радость и удовлетворение от процесса и результатов самостоятельной деятельности, которой присущи инновации и поиски точки наиболее благоприятных условий приложения сил: у предпринимателей-капиталистов — во имя личной выгоды, у предпринимателей социалистической направленности — во имя интересов общества.

Именно эта разница в целевых устремлениях предпринимателей в рамках различных экономических систем обуславливает до сих пор особенности развития предпринимательской деятельности в России в новых социально-экономических условиях.

Система малого и среднего предпринимательства обладает большим потенциалом создания новых рабочих мест, что приводит к снижению уровня безработицы и социальной напряженности по стране в целом и в отдельных регионах.

Для того чтобы предпринимательство стало реальным стратегическим ресурсом, который позволил бы России стать равноправным субъектом мировых рыночных отношений, необходимо правильно понимать его сущность, так как предпринимательство относится к категории важнейших факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения любой страны. В нашей стране положение в малом и среднем предпринимательстве очень сложное. Причины этого заключаются в нехватке собственных денежных средств, неплатежеспособности потребителей продукции, нестабильности правовых норм и налоговой политики, бюрократическом давлении, недостаточном развитии рынков сбыта и сырья.

Однозначного представления о предпринимателях и предпринимательстве в настоящее время не существует, однако исследования в этой области ряда известных ученых, как Р. Кантильон, И. Тюнен, А. Смит, Д. Кейс, Й. Шумпетер и многие другие, позволили определить их главную функцию.

Функция предпринимательства как сферы экономической деятельности заключается в том, что в ней реализует себя предприниматель, ищущий и реализующий новые возможности, сферы и объекты приложения факторов производства.

Субъект рынка, занятый в процессе воспроизводства, именуется предпринимателем, что в переводе с французского означает посредник.

Предприниматель на основе изучения потребностей рынка и оценки платежеспособности покупателей определяет цель и программу производства и находит выгодные рынки сбыта. Затем возникает задача инноваций, определяющая виды производства и объем выпуска товаров, а также нахождения рынков и каналов движения продукции.

Следует отметить, что, к сожалению, в нашей стране существует путаница в отношении употребления терминов «бизнес» и «предпринимательство», ввиду слабого понятия их предназначения и функционального отличия.

Необходимо помнить, что малое предпринимательство и малый бизнес — это не одно и то же.

Если малое предпринимательство — это такой малый бизнес, в котором главным субъектом выступает предприниматель, рационально соединяющий факторы производства на личной инициативной, инновационной рисковой основе, с целью получения предпринимательского дохода, то малый бизнес — это любая предпринимательская деятельность в малых предприятиях, приносящая прибыль, — иными словами, любой процесс, ведущий к приумножению материальных средств, на основе даже самых рутинных операций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *