роль познания в жизни человека
Роль познания в жизни человека
Познание – творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире. Среди потребностей и интересов человека важнейшее место занимает потребность в познании. Потребность в познании дана человеку от природы: неизведанный мир, в который погружается человек с момента своего рождения, и страшит его, и манит своей загадочностью и обещанием разгадки тайны.
Движущими силами познания являются мотивы, в роли которых выступают потребности, интересы, стремления и др. Мы пытаемся что-то узнать о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но порой человек получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового.
Познание зависит от самого человека, который по своей воле приобретает информацию, познает различные явления. Это управляемый процесс, направленный на изучение искусства, науки, мира, себя, природы и т.д. Другими словами, невозможно познать что-то определенное, не имея к этому никакого интереса. В то же время можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины.
На познание оказывают влияние социальные отношения, культура, эпоха. Как сказал знаменитый немецкий писатель Лион Фейхтвангер: «Познание и жизнь неотделимы». Несомненно, жизнь – это путь, где встречаются множество загадок и испытаний, которые человек стремится постичь. Без знаний не может быть жизни. Чтобы существовать среди людей, необходимы обыденные знания о природе, людях, условиях жизни. Отсюда следует, что познание – это непрерывный процесс, заключающийся в углублении, расширении и совершенствовании знаний. Человек не должен останавливаться в своем развитии, наоборот, должен находиться в постоянном процессе мышления, познавать не только окружающий мир, но и себя.
Какую роль играет познание в жизни человека?
Процессу познания объективной и субъективной реальности посвящено огромное число работ, в результате сформировалась теория познания. В ее основе лежат психологические исследования психических процессов, протекающих в мозгу познающего субъекта.
«Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания) » (71).
«Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры» (72).
«Познание – высшая форма отражения, раскрывая законы действительности, оно в идеальной форме воссоздает предметы и явления во всем многообразии их свойств. Сущность познания заключается в том, что оно есть отражение объективного мира и его формы являются снимками, копиями соответствующих объектов» (84).
«Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности» (121).
Познание подразделяется на несколько видов: «Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями».
«Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом
«К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, член академического сообщества, то для практического познания — инженер или промышленный управляющий». «Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.
Что такое познание — виды, формы, методы и уровни познания
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Разные науки пытаются понять, что такое познание: это когнитивная психология, науковедение, социология и другие рассматривают данный феномен лишь частично.
Только раздел философии гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение) интересуется познанием полнообъемно и максимально емко, делая его предметом своего изучения.
Познание — это.
Цивилизация имеет тенденцию к развитию. Происходит это благодаря потребности человека в получении новых знаний: стремлению к пониманию неизвестного, духовному совершенствованию и любопытству.
Первым о теории познания заговорил Платон: он определил этот термин как получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих.
Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.
Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:
Отсюда можно сделать вывод, что познание является элементом всех других деятельностей.
Формы познания — чувственное и рациональное
Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.
Рассмотрим их в отдельности более конкретно:
Познание через чувства включает в себя:
В настоящий момент нет ясного заключения, что важнее – разум или чувства. Поэтому принято считать, что оба уровня познания одинаково важны: для более полного понимания явления необходимо использовать и тот и другой.
Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако, работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом.
Виды познания (научное, творчество, самопознание)
Принято различать 7 видов познания:
В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше.
Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее.
Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.
Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).
Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.
Методы познания
Методы познания – это инструменты, с помощью которых мы получаем знания. Все методы делятся на два вида:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Широкое понятие. Все подробно описано выше, мне и добавить нечего, кроме того, что познание движет человечество вперед, без познания не было бы прогресса.
Человеческий внутренний мир очень глубок и разнообразен, познание, так как и любознательность (любопытство) заложено в нас с самого детства, благодаря этому мы развиваемся и учимся чему-то новому, в данной статье автор очень подробно отразил все нюансы познания и саморазвития.
Только совершенствуясь и познавая что-то новое мы можем достичь желаемой цели и построить путь к успеху!
Роль знаний в жизни человека: от Ветхого Завета – до наших дней
«ЗНАНИЯ – ЭТО НЕ СУДЬБА»
— Все, что есть в мире, Талмудом разделяется на четыре категории. Это неживой мир, живой растительный мир, животные и люди.
Если растению дать те условия для жизни, что мы даем камню, то растение умрет. Если у человека есть собака, и он ее посадит как растение в горшок, то она не выживет. Для животного необходимо пространство, еда и питье. Человек будет живым и здоровым, если у него есть пространство, еда, напитки. Но при этих условиях он не будет полноценным человеком, если у него не будет знаний. У человека есть мозг, данный ему Всевышним. Благодаря мозгу мы можем смотреть на завтрашний день, размышлять, в том числе и над тем, для чего мы пришли в этот мир.
Есть два вида знаний. Есть те знания, которые накоплены умными людьми, использовавшими свой потенциал. Эти люди достигли понимания, как сделать этот мир лучше. Мы должны изучать и применять их знания. А есть знания, данные нам Богом. Создав этот мир, Он не оставил нас в неведении и дал нам знания о том, как жить в этом мире и какая конечная цель нашей жизни.
Самое хорошее время для принятия знаний – это детство. Мозг еще свежий, у них нет забот, есть все условия для обучения. Но и взрослым, несмотря на заботы о своей семье, необходимо ежедневно учиться. Поскольку знания – это не судьба. Бог может благословить человека приятной внешностью, обаянием и даже богатством, но знания человек должен добывать сам, собственным ежедневным трудом.
В начале учебного года благословение можно дать учителям, чтобы у них были хорошие ученики. И для учреждения, где дети получают знания, очень важно их правильное воспитание. Чтобы знания повлияли на детей таким образом, что от полученной информации ребенок стал другим человеком, шел по правильному пути. Когда ребенок идет правильным путем – это самое большое счастье для родителей и учителей.
ВОСХОДИТЬ ОТ СИЛЫ К СИЛЕ
Мы знаем, что 100 лет назад все люди разного рода и звания ездили в Оптину пустынь к старцам. Далеко не все оптинские старцы были людьми образованными по мирским меркам. Но в результате своего подвига веры, молитвы, поста и воздержания, духовного совершенствования они восходили от силы в силу, и сам Господь умудрял их, и они были способны отвечать на запросы самых образованных людей.
Блажен тот человек, который найдет в себе премудрое соотношение между духовными и светскими знаниями. Среди наших прихожан немало людей, преуспевших во внешних знаниях, но в то же время ведущих полноценную духовную жизнь. Прямого противоречия между знаниями и верой в наше время мы не встречаем.
В преддверии Дня знаний с радостью поздравляю тех, кто впервые идет получать знания, и тех, кто уже преуспел в этом. И призываю Божье благословление на труды предстоящего учебного года.
Ислам придает огромное значение получению знаний. Первые аяты священного Корана, ниспосланные Пророку Мухаммеду, призывают нас к приобретению знаний. В аяте из суры «Сгусток» говорится: «Читай во имя Господа твоего, который сотворил все сущее». Слово «читай» означает здесь не только читай нечто написанное, а смотри и познавай, размышляй и понимай.
В одном из хадисов сказано: «Получайте знания от колыбели до могилы». На протяжении всей своей жизни нужно совершенствоваться. Любая добродетель в какой-то мере связана со знаниями, так же как и любой порок связан с невежеством. Ислам учит получать знания не ради похвальбы, не для того, чтобы получить почет и уважение, а для достижения довольства Всевышнего, для того, чтобы принести пользу обществу.
Религия ислам, как и другие традиционные религии, призывает получать не только религиозно-духовные знания, но и знания светские. Эти знания для нас как два крыла для птицы. Без одного крыла она не может взлететь. Так же и мы не сможем достичь высот, и нам будет трудно найти свое место в обществе, если мы не будем обладать и теми, и другими знаниями.
Если возьмем историю Пророков, то каждый из них не только обладал божественными знаниями, но имел знания и навыки в ремеслах. Например, Пророк Нух (Ной – в Ветхом Завете) был плотником, Пророк Давуд (Давид) был кузнецом, а последний Пророк Мухаммед помимо того, что он обладал глубокими божественными знаниями, был торговцем.
Хочется привести изречение нашего Пророка Мухаммеда: «Лучший из вас тот, кто не оставляет вечное ради земного и не оставляет земное ради вечного».
То есть лучший из вас тот, кто стремится найти гармонию между мирской и вечной жизнью. Хотелось бы привести изречение одного из величайших исламских ученых Абдуллы ибн Мубарака, жившего в VIII веке: «Мы больше нуждаемся в элементарной воспитанности, нежели в больших знаниях». Эти слова актуальны и сегодня, когда каждый может приобрести знания, но для того, чтобы стать личностью, знаний недостаточно, нужно еще обладать благими качествами. Приобретать высокую нравственность нам помогает Божественный закон, который Всевышний посылал через Пророков. Чтобы мы могли совершенствоваться не только интеллектуально и физически, но и духовно.
Всем тем, кто вступил на путь получения знаний, желаю, чтобы они получили только нужные и полезные знания и чтобы Всевышний даровал им возможность использовать полученные знания во благо общества.
ЗНАНИЯ – ЭТО ТОЛЬКО ТО, ЧТО СЛОЖЕНО В НАШУ ГОЛОВУ
Я как педагог, который учит врачей уже 30 лет, очень хорошо знаю, как учить, чему учить. В последние годы меня очень беспокоит отношение молодого поколения к знаниям.
Раньше было очевидно, что для того, чтобы стать образованным человеком, нужно много читать, много учить и много зубрить. Сегодня молодежь решила, что у них есть интернет. И компьютер им обо всем расскажет. Это опаснейшее заблуждение. Нужно очень четко различать понятия «знания» и «информация». Знания – это то, что я знаю сам, что я накапливаю сам начиная с внутриутробного возраста. И есть огромная разница между знаниями, которые хранятся в компьютере, и знаниями, которые хранятся в нашей собственной памяти. Человек рождается, и его память начинает наполняться. Она автоматически записывает все: слова, запахи, тактильные и визуальные ощущения. Записывает информацию комплексно: много хоровым и много инструментальным ансамблем. Из этого рождается опыт. Знания, переведенные в опыт, позволяют человеку прогнозировать ситуации, развиваться социально и созидать. Поскольку если человек не созидает, то его знания не нужны никому.
Накопленный опыт и ответные реакции на сложившуюся ситуацию, исходя из нашего опыта, работают за нас, помогая нам жить. Наши знания в нашей голове работают с безумной скоростью. Все в бессознательном режиме, все в автомате. Если бы человек жил и осуществлял свою деятельность только через сознание, то это были бы такие длинные пути в мозгах, и он никогда бы не смог сам сложить между собой те события, которые связаны друг с другом, и нам нужна была бы голова 10 на 10 метров. Вся информация в голове сложена, и она работает по системе связей и вероятностей событий. Это вероятностное прогнозирование событий работает за нас.
1 сентября мы будем отмечаем День знаний, а 13 сентября – День бизнес-образования. Чем знания, получаемые в системе бизнес-образования, отличаются от иных знаний?
Во-первых, практической направленностью. Уже с первых дней обучения студенты применяют в своем деле полученные знания. Благодаря чему они превращаются в опыт, навыки и компетенции.
Во-вторых, бизнес-образование ориентировано на взрослых занятых людей. Нет лишней информации, студенты обучаются только тому, что необходимо и достаточно для освоения той или иной темы. Например, кадров, финансов, маркетинга.
В-третьих, любая изучаемая тема обсуждается на занятиях, благодаря чему происходит обмен знаниями и опытом с коллегами.
Существует несколько школ бизнес-образования. Мы обучаем своих студентов по методике Открытого университета Великобритании. Как известно из школьной программы, капитализм зародился в Англии на рубеже XVIII и XIX веков. Мало кто знает, что первые бизнес-школы появились в Англии в начале XX века. Эти школы обобщили опыт самых успешных компаний и разработали технологию передачи данного опыта.
Наши студенты обучаются тактике и стратегии ведения бизнеса. Причем мы обучаем не только тому, как извлечь прибыль, но и тому, как принести пользу обществу. Поскольку при стратегическом планировании на первом месте стоит определение миссии компании – того, что полезного, нужного привнесет компания в общество, как реально улучшит его жизнь. Мы не сапожники без сапог. Планируя свою деятельность, так определили свою миссию: «Мы способствуем процветанию общества путем подготовки профессиональных управленцев и специалистов».
По оценкам экспертов, в России на бизнес-образование тратится в год порядка 45 рублей на человека, в Европе – 2600 рублей, а в США – порядка 7 тысяч рублей. Более чем 100-кратная разница.
Возможно, это является одной из причин отставания России. Ведь знания – это сила, в том числе и в бизнесе.
Приглашаю читателей на мероприятие, посвященное бизнес-образованию. Все подробности на нашем сайте.
Наталья Урейская
Комментарии 31
Тема 3.1. Познание: структура, уровни, виды, функции.
ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ)
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ГНОСЕОЛОГИИ, ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ.
Тема 3.1. Познание: структура, уровни, виды, функции.
1. Познание и его структура и функции.
3. Ступени чувственного и рационального познания.
Познание — это процесс приобретения и развития знания, осуществляемый на основе практической деятельности человека. Познавательная деятельность человека имеет следующую структуру: 1) субъект – тот, кто познает. В качестве субъекта могут выступать: индивид, социальная группа, человечество в целом; 2) объект – то, что познается как нечто целое. Объектами познания могут являться: природа, общество человек; 3) предмет – часть познаваемого объекта. Например, студент изучает устройство газотурбинной установки (ГТУ), а конкретнее – принцип работы камеры сгорания. В данном случае субъектом познавательной деятельности будет студент, объектом познания – ГТУ, а его предметом – камера сгорания. Возможно и другое определение предмета: предмет – это совокупность вопросов, которые задает исследователь объекту; 4) методы – способы, с помощью которых субъект познает предмет. Наблюдение, измерение, классификация – примеры методов познания; 5) истина – цель познания, соответствие полученных знаний действительности.
Таким образом, познание состоит из следующих элементов: субъекта, объекта, предмета, методов, цели. Главным элементом в познании выступает субъект: именно он выделяет из окружающего мира объект познания, вычленяет предмет, выбирает способы, с помощью которых он будет познавать, то есть методы, ставит перед собой цель – получение достоверных знаний о действительности, то есть истины. В качестве субъекта может выступать только человек или люди (социальные группы, например, группа исследователей, либо все человечество). В качестве объекта могут выступать как человек, так и общество, природа.
Во-вторых, на основе познания и самопознания (человек познает себя) у человека формируется самооценка, критический подход к себе как залог саморазвития, физического и духовного самосовершенствования. Следовательно, познание – это путь к становлению личности. На основе познавательной деятельности человечества осуществляется социальный прогресс, то есть поступательное движение общества вперед.
Заметим, что все перечисленные нами формы познания взаимосвязаны. Например, человека можно познавать не только с помощью научных методов, но и художественными средствами, посредством религиозного опыта. Наконец, познавать человека, других людей можно на основе самопознания. Человека познают как на основе чувств, так и на основе мышления. Если например, человек читает художественную литературу, то он одновременно занимается художественным познанием, гуманитарным познанием, самопознанием.
Таким образом, познавательная деятельность имеет не только достаточно сложную структуру, но и развитую типологию. Виды познания – это не параллельные прямые, они взаимосвязаны.
Чувства человека являются тем «мостиком», который связывает его с окружающим миром. Именно чувства доставляют информацию, которая потом обрабатывается разумом.
Ступени чувственного познания
Мы закончили писать, ручку убрали в сумку. У нас в сознании остался образ ручки: ее размер, цвет, форма.
Относительно чувственного познания отметим следующее.
Во-первых, природа дала человеку столько чувств, сколько ему нужно, и в такой степени развития, в которой необходимо ему для нормальной жизнедеятельности. О достоинствах и недостатках сверхразвитых чувств – в американском фильме «Без чувств».
Во-вторых, если человек теряет один орган чувств, то обостряется другой.
И, наконец, в-третьих, представление – это та ступенька познания, которая связывает чувственное познание с рациональным познанием, абстрактным мышлением.
Ступени рационального познания:
1) понятие — форма мышления, отражающая закономерные
связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закреплены
в определениях. Например: яблоко – это фрукт, ручка – это письменная принадлежность, состоящая из стержня, наполненного чернилами и остова.
Суждение первое: все фрукты растут на деревьях. Суждение второе: яблоко растет на дереве. Умозаключение: следовательно, яблоко – это фрукт, а не овощ.
Умозаключение играет большую роль не только в исследовательской, но и в профессиональной деятельности. Умение делать правильные, логические умозаключения – одна из задач следователя.
Возможные и ложные умозаключения. Умозаключение будет ложным, если одно из суждений не будет соответствовать действительности.
Приведем пример. Суждение первое: все мужчины служат в армии. Суждение второе: Иванов – мужчина. Умозаключение: следовательно, Иванов тоже будет служить в армии.
Ошибка содержится во втором суждении. Не все мужчины служат в армии. Согласно ФЗ «О воинской службе», призыву в ВС РФ подлежат мужчины, достигшие совершеннолетнего возраста, годные по состоянию здоровья, получившие полное общее среднее образование.
Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные. Индуктивное умозаключение – это такое умозаключение, при котором мысль движется от частного к общему. Иначе говоря, от фактов к выводу. Пример индуктивного умозаключения: у меня повышенная температура тела, озноб, болит горло. Следовательно, я болен.
В дедуктивном умозаключении – наоборот: мысль движется от общего к частному,от факта к предполагаемым выводам, гипотезам. Поэтому этот тип умозаключения называют еще гипотеко-дедуктивным. Например: у меня утром не заводится автомобиль. Это факт. Почему? Первое предположение (гипотеза): сел аккумулятор. Вторая гипотеза: вышла из строя система зажигания. Третья: сломался бензонасос.
Более подробно об абстрактном мышлении, о правилах правильного, непротиворечивого логического мышления можно прочесть в учебниках по логике. Можно порекомендовать учебник по логике В.И. Кириллова, предназначенного для средних профессиональных учебных заведений.
Не стоит думать, что познание осуществляется так: вначале человек познает на основе чувств с помощью ощущений, восприятий, представлений, а затем переходит к рациональному познанию, осуществляемому с помощью мышления, включающего в себя понятия, суждения, умозаключения. Это слишком схематическое представление, и оно ошибочное. На самом деле познавательный процесс напоминает мытье рук, когда одновременно задействованы обе руки, то есть два типа познания – чувственное и рациональное.
Вопросы и задания:
1. Что такое познание? Какую роль играет познавательная деятельность в жизни человека?
2. Какие виды познания вам известны?
3. Какими видами познания вы занимаетесь? Ответ дайте в развернутой форме.
4. Докажите, что виды познания взаимосвязаны.
5. Что приносит для вас познание: радость или скорбь? Свое мнение обоснуйте.
6. Почему древние греки призвали человека познавать себя? Как связаны друг с другом такие понятия как самопознание, самосознание, самоконтроль, самосовершенствование, личность?
7. Вы познаете лопатку статора как часть ГТУ. Охарактеризуйте структуру своей познавательной деятельности.
8. Назовите ступени чувственного познания, дайте им характеристику.
9. Познайте с помощью органов чувств ручку и опишите ступени чувственного познания.
10. Какие ступени рационального познания вам известны? Почему чувственное познание не достаточно?
11. Займитесь рациональным познанием ручки. Дайте характеристику основным ступеням рационального познания.