роль пчелы в жизни человека рисунок на конкурс
Роль пчелы в жизни человека рисунок на конкурс
Задачи конкурса:
— популяризация знаний о медоносной пчеле и профессии «Пчеловод»;
— расширение кругозора в области зоологии и экологии;
— сформировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию;
— демонстрация знаний и творческих способностей обучающихся.
— развивать у детей и подростков умение выражать своё отношение к природным и культурным ценностям через результаты творческой деятельности
Конкурс проводится в 3 этапа:
1 этап: с 15 февраля до 30 мая 2021 года участники направляют заявки и свои работы по адресу – 391110 Россия, Рязанская область, г. Рыбное, ул. Почтовая, д.22.
2 этап: с 31 мая до 30 июня 2021 г. экспертная оценка работ, подведение итогов.
3 этап: 1 июля– 14 июля 2021 г. награждение участников конкурса.
Для участия в Конкурсе в срок с 15 февраля до 30 мая 2021 года участники направляют заявки и свои работы по адресу: 391110 Россия, Рязанская область, г. Рыбное, ул. Почтовая, д.22 с пометкой «Конкурс».
Пакет участника должен содержать:
— заявку на участие в Конкурсе (Приложению № 1);
— согласие на обработку персональных данных несовершеннолетнего;
— согласие на некоммерческое использование конкурсных работ.
Заявки не рассматриваются без полного пакета участника. Подать творческую работу на Конкурс могут представители участника: учителя, родители или другие родственники. При подаче коллективной заявки обязательна печать организации и подпись руководителя.
Роль пчелы в жизни человека рисунок на конкурс
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРЕССА» > Все районы > Рыбновский район > В Рыбном подвели итоги всероссийского конкурса детского рисунка, посвященного пчеловодству
В Рыбном подвели итоги всероссийского конкурса детского рисунка, посвященного пчеловодству
17 июня в Федеральном научном центре пчеловодства в Рыбном подвели итоги Всероссийского конкурса детского рисунка «Роль пчелы в жизни человека».
На конкурс прислали около 1400 работ из Красноярского, Пермского, Алтайского, Приморского края, Удмуртии, Адыгеи, Хакасии, Крыма, Башкортостана, Татарстана, Дагестана, Псковской, Томской, Иркутской и других областей.
Работы оценивались по 4 возрастным группам: 7–10 лет, 11–14 лет, 15–18 лет и дети с ограниченными возможностями здоровья. Члены жюри, среди которых были преподаватели Рязанского художественного училища им Г.К. Вагнера и члены Творческого союза художников России, смотрели на мастерство исполнения художественных работ, оригинальность сюжета, раскрытие темы и другое.
Все конкурсанты получат сертификаты участников, а победители – грамоты и ценные подарки, которые отправятся к ним по почте.
Среди победителей и работа местной жительницы Галины Галаховой. Она воспитанница Рыбновской детской школы искусств, уже несколько лет занимается у педагога ИЗО Татьяны Широковой.
«Это конкурс мы проводим в третий раз. Начинался он как районный, потом был областной, и вот теперь организовали всероссийский. Главная цель нашего конкурса – популяризация знаний о медоносной пчеле и профессии пчеловода среди школьников, а также о пользе продуктов пчеловодства и роли пчел в жизни человека, – отметила директор Центра пчеловодства Анна Брандорф.
Интерес к конкурсу растет, мы видели работы тех детей, кто участвует уже не первый год, а педагоги Рязанского художественного училища предложили сделать еще одну возрастную номинацию, в которой их воспитанники могли бы поучаствовать.
В этом году из-за большого количества работ членам жюри пришлось нелегко, да и критерии отбора были строгие – обращали внимание не только на оригинальность сюжета и технику исполнения, но и на соответствие и раскрытие тематики.
Спасибо всем участникам и членам жюри. Надеюсь, многие в процессе своей работы узнали для себя что-то новое и интересное о жизни пчел».
Партнерами конкурса выступили Министерство просвещения РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, РГАУ–МСХА имени К.А. Тимирязева и АО «АГРОБИОПРОМ».
Победителями в своих номинациях стали:
1. Дарья Гогенко, 10 лет, г. Волгоград.
2. Александр Глушков, 9 лет, Красноярск.
3. Мария Олейникова, 7 лет, Волгоград.
1. Галина Галахова, 13 лет, г. Рыбное.
2. Божена Лсаенок, 13 лет, г. Ялта.
3. Дмитрий Баринков, 12 лет, г. Кинешма.
1. Алиса Визирякина, 15 лет, г. Белгород.
2. Алиса Крижевецкая, 16 лет, г. Ялта.
3. Светлана Кузовникова, 15 лет, г. Саяногорск.
1. Александра Панченко, 13 лет, г. Железногорск.
2. Роман Мысин, 9 лет, г. Старый Оскол.
3. Дмитрий Козич, 15 лет, п. Беляй, Томская обл.
Роль пчелы в жизни человека рисунок на конкурс
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный центр пчеловодства» является единственным в России учреждением по научно-техническому обеспечению пчеловодства в стране. В рамках программы развития отрасли Центром пчеловодства проводится ряд мероприятий, в том числе конкурсы детского рисунка.
Конкурс проводится в 3 этапа:
1 этап: с 15 февраля до 30 мая 2021 года участники направляют заявки и свои работы по адресу: 391110 Россия, Рязанская область, г. Рыбное, ул. Почтовая, д.22.
2 этап: с 31 мая до 30 июня 2021 г. экспертная оценка работ, подведение итогов.
3 этап: 1 июля– 14 июля 2021 г. награждение участников конкурса.
Для участия в Конкурсе в срок с 15 февраля до 30 мая 2021 года участники направляют заявки и свои работы по адресу: 391110 Россия, Рязанская область, г. Рыбное, ул. Почтовая, д.22 с пометкой «Конкурс».
Пакет участника должен содержать:
— конкурсную работу;
— заявку на участие в Конкурсе (Приложению № 1);
— согласие на обработку персональных данных несовершеннолетнего;
— согласие на некоммерческое использование конкурсных работ.
Заявки не рассматриваются без полного пакета участника. Подать творческую работу на Конкурс могут представители участника: учителя, родители или другие родственники. При подаче коллективной заявки обязательна печать организации и подпись руководителя.
Роль пчелы в жизни человека рисунок на конкурс
Организатором регионального этапа конкурса выступил Аграрный центр Томской области.
Творческие работы принимались в течение апреля по трем возрастным группам – дети в возрасте 7-10 лет, 11-14 лет и 15-18 лет. Также была учреждена номинация для ребят с ограниченными возможностями здоровья.
На суд конкурсного жюри поступило более 120 работ от школьников из 11 районов Томской области, а также Северска, Кедрового и Томска. Награждение победителей состоялось в администрации Томской области в канун Всемирного дня пчел, который отмечается 20 мая.
Как отметила директор Аграрного центра Томской области Наталия Крикунова, работы участников удивили мастерством, разнообразием техник и обилием красок.
«Многие рисунки поразили организаторов конкурса знанием о мире пчел, разнообразии продуктов пчеловодства, труде пчеловода, что вселяет надежду на возрождение уважения к пчелам, роль которых неоценима в жизни человека. Это не только мед, прополис, перга, маточное молочко и другие вкусные и полезные продукты. Самая важная работа пчел – опыление растений, в том числе сельскохозяйственных. Около 60% нашего питания напрямую зависит от пчел», – подчеркнула она.
Определить победителей оказалось непросто. Все без исключения участники проявили фантазию в выборе сюжета, показали мастерство художников и вложили в работы сердце и душу.
В номинации «Дети в возрасте 7-10 лет» лауреатами стали:
Дарина Соловцова (ДХШ № 1, г.Томск, преподаватель Пешкова Т.А.) – I место;
Анна Григорьева (Беляйская ООШ Первомайского района, преподаватель Акимова Т.А.) – II место;
Елена Штаудингер (ДХШ № 1, г.Томск, преподаватель Нетребо О.М.) – III место.
В номинации «Дети в возрасте 11-14 лет» победили:
Юлия Чунаева (Томский физико-технический лицей, г.Томск, преподаватель Мокина А.П.) – I место;
Надежда Объедкова (ДХШ № 1, г.Томск, преподаватель Князева А.П.) – II место;
Ксения Воронина (Колпашевский район) – III место.
В номинации «Дети в возрасте 15-18 лет» I место заняла Элина Болдарева (г. Томск).
Очень интересными и красочными оказались рисунки четвертой номинации, в которой лауреатами стали Юрий Сопраненко (Володинская СОШ Кривошеинского района, преподаватель Зданович Е.В.) – I место и Дмитрий Козич (Беляйская ООШ Первомайского района, преподаватель Акимова Т.А.) – II место.
За активное участие Благодарственными письмами отмечены педагоги Пешкова Татьяна Александровна, Мокина Анна Петровна, Зданович Елена Викентьевна и Акимова Татьяна Анатольевна.
Победители получили дипломы и сертификаты магазина «Мастерская творца», а также вкусные подарки от спонсоров, которыми выступили «Межениновская птицефабрика» (генеральный директор Халецкий Федор Николаевич), Эко-фабрика «Сибирский кедр» (директор Альпет Алексей Владимирович), глава КФХ Козлов Дмитрий Викторович и глава КФХ Харапудченко Михаил Иванович.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Видео
—Музыка
—Стена
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Подымаясь к огню на высоты,
Припадая бессильно к земле,
Неустанно мы строим во мгле
Наших тел шестигранные соты.
В них огонь претворяем мы в мед.
И, поднявшись над солнечным краем,
Точно свечи из воска сгораем…
В улье неба века и века
Мы, как пчелы у чресл Афродиты,
Вьемся, солнечной пылью повиты,
Над огнем золотого цветка.
(Максимилиан Волошин)
Пчела
Пчела повсеместно у славян воспринималась как «чистая», Божья тварь и была одним из наиболее почитаемых существ. Распространенные в традиционной культуре определения пчелы — «Божья угодница», «Богова», «святая» — связаны с наделением ее признаком сакральности в рамках как христианских, так и языческих представлений.
Чаще всего народное восприятие пчелы как священного существа сводится к объяснению в христианской огласовке: она доставляет воск на свечи, «воск употребляется в богослужении, как вещь особенно чистая и приятная Божеству»;
фото
На Русском Севере и в Белоруссии на Пасху в ульи клали кусочек воска от освященной пасхальной свечи, чтобы пчелы, как и люди, радовались празднику. У украинцев даже было принято христосоваться с пчелами, приветствуя их возгласом: «Xристос воскресе!»
О пчеле в народе никогда не говорят, что она сдохла, а говорят — «умерла», как о человеке.
Представление о божественной сущности пчелы нашло отражение в ряде поверий, в которых через отрицательное отношение пчелы к тем или иным качествам человека манифестируются нормы поведения, принятые в традиции.
фото
Так, в народе верили, что пчела жалит только грешника.
В одной из обнаруженных в конце XIX века в Казанской губернии рукописных книг, которые обычно передавались от одного пчеловода к другому, отмечены следующие категории людей и явления, которые «пчела ненавидит»:
«Ненавижу воеводу распаливого, мужа ленивого, жену сонливу, от врага лукавого девицу, язык страмноглаго-лив, душу погубляя». С божественной природой пчел связано также представление о том, что в улей с пчелами не бьет гром.
По народным представлениям, пчелы своим происхождением обязаны Богу. И иногда в поверьях жизнь на земле ставится в зависимость от существования пчел: когда все пчелы изведутся, наступит конец света.
фото
В этиологических легендах о пчелах нередко звучит мотив соперничества Бога и дьявола.
Так, севернорусская легенда повествует о том, что дьявол, желая сотворить таких же пчел, каких создал Бог, сделал земляных пчел — шмелей, мед которых ни в коем случае нельзя употреблять в пищу.
Важными для характеристики образа пчелы являются мифо-поэтические представления о ее «иностороннем» происхождении: по одним сказаниям свв. Зосима и Савватий вынесли пчел из горы, по другим — из какой-то идольской страны, по третьим — даже из рая.
В легенде, записанной в Черниговской губернии, упоминается, что до рождения святых угодников Зосимы и Савватия «были времена, когда в России пчел не было, а водились они только в чужеземной стороне; жили они в скалах, не выпускали роев и не распространялись по всему свету».
Шибанов Евгений Николаевич (род. 1941) Месяц май. 2014 г.
В других фольклорных жанрах встречается также мотив появления пчел, отражающий мифопоэтические представления о распределении мирового пространства не по вертикали, а по горизонтали.
Так, например, в смоленской волочебной песне пространственные объекты указывают прежде всего на удаленность места, откуда прилетают пчелы:
Несмотря на разнообразие, все варианты обозначения начальной локальной закрепленности пчел свидетельствуют об однозначном восприятии в народном сознании их появления из «иного» мира, независимо от того, каким он представлялся носителю традиции.
Художник Тюха Иван Андреевич (Украина, 1920-2000) На пасеке. 1957 г.
Причастность пчелы к божественному началу реализуется также в представлениях о ее деятельности как имеющей творческий характер.
Виктор Иванович Зарецкий (Украина, 1925-1990) Ульи. 1985 г.
Так, старообрядцы Нижегородской области до сих пор считают, что пчела «Богова» потому, что она, в отличие от других животных, трудится.
Связь пчелы с Богом просматривается и в народных поверьях о том, что ежегодное зарождение пчелиных роев происходит не само собой, а по промыслу Божию.
фото
В традиционной культуре очень ярко выражена женская символика пчелы. В русской жатвенной песне, например, пчела — является символом девушки:
Как летала ярая пчелка
Да по чистому полю
Ой, искала ярая пчелка медовое судёнце
Ой, гуляла красна девка
Да по чистому полю
Ой, искала красная девка
Себе родного батьку.
Sulamith Wufling. Красота.
В мифопоэтических представлениях образ пчелы связывается с женским началом, основным признаком которого является материнство.
Соединение признаков чистоты и материнства, связь с Богом, а также другие качества пчелы, касающиеся особенностей ее работы, особенно ярко представлены в жанре загадки.
фото
Здесь они чаще всего демонстрируются через сравнение пчелы с женскими социовозрастными категориями в крестьянской общине.
Особый — исключительный — характер женского начала в образе пчелы подчеркивается отличием ее от какого бы то ни было статуса женщины при полной реализации всех жизненных женских задач и работ: «Ни девка, ни вдова, ни замужняя жена: детей водит, людей питает, дары Богу приносит».(. )
Работа пчелы в народных представлениях идеализировалась.
фото
В загадках эта особенность раскрывается разными способами. Это, например, мотив необычности ее труда: «Сидит девица в темной темнице, вяжет узор, ни петлей, ни узлом»; в ином тексте вязание происходит «без иглы, без ниточки».
Другой чертой труда пчелы является его избыточность, что выделяет пчелу из всех: «И на себя, и на людей, и на Бога трудится».
Кроме того, определяющей эти особенности оказывается такая характеристика пчелы, как наделенность ее знанием-мудростью: «Одной пчеле Бог сроду науку открыл».
фото.Пчела на цветущем кизиле
В народном сознании пчела наделялась особым умом.
Так, в связи с вопросом о сроках выпускания пчел после зимовки один из костромских пчеловодов отметил: «Когда пчелы запросятся, потому пчела животная умная — сама знает, когда ей на волю пора. Человеку у ней поучиться можно, не тошто — што!» В волынском Полесье пчелу даже называли «Божа мудрость».
Пчеловод Древнего Египта. Рельеф на гробнице Пабаса (двадцать пятая династия).
Приписываемые образу пчелы в традиционной культуре признаки идеальности и обладания исключительным знанием, несомненно, соотносятся с издавна подмеченной высокой степенью «организованности» пчел, а также особенностями создаваемых ими меда и сот.
Так, структура пчелиных сот, по народным представлениям, характеризуется тем, что их ячейки при пересечении образуют подобие креста, в отличие от сот водяного, которые тот опускает в улей пчеловода, принесшего ему жертву.
В последних ячейки, расположенные одна за другой, образуют общую трубку.
Пчеловоды. Иллюстрация из средневекового манускрипта
Пчеловоды. Иллюстрации из средневекового манускрипта
В мифопоэтических представлениях и текстах пчела выполняет роль посредника, что объясняется представлениями о ее «иностороннем» происхождении. В веснянках, как уже упоминалось выше, пчела приносит из-за моря ключи для отмыкания весны.
Большое значение в обрядовой практике принадлежало и меду.
Его употребляли в чистом виде, а также в составе ритуальных блюд и напитков. На особую значимость меда указывает то, что блюда из него подавали в начале или в конце обрядового застолья.
Ярким примером этого может служить кутья, вкушаемая прежде других блюд в рождественский сочельник и на поминках.
Последним блюдом поминального стола являлась медовая сыта — разбавленный водой мед. Как акт «кормления» и общения с предками осмыслялся обряд поливания могил медом, приуроченный к дням Пасхальной и Фоминой недель.
В свете рассмотренных представлений о пчеле и меде закономерно закрепление за последними символики богатства и благополучия.
Поскольку пчелы, согласно поверьям, ниспосланы человеку Богом, то лучшим способом их приобретения считался самостоятельный прилет роя к хозяину, случайная его находка или получение в дар, особенно от незнакомого человека.
Hans Thoma. Der Bienenfreund. 1863 (Ганс Тома. Друг пчёл)
В народе верили, что пчелы не любят скупых и ведутся только у щедрых людей.
Существовал также запрет продавать пчел: крестьяне твердо верили, что пчел можно только дарить.
В противном случае, как полагали, пчелы переведутся. Поэтому обычно продавали какой-нибудь пустяковый предмет, а «в придачу» давали пчел. Если продажа пчел расценивалась как неблаговидное, богопротивное дело, то кража их считалась особо тяжким грехом.
По представлениям белорусов, пчелы сближают пасечников, причем это сближение имеет характер духовного родства.
Ягодкина Татьяна (Украина, род. 1982) Пасека.
Пчелы, оказывается, умеют разбираться в искусстве, как показали недавние исследования.
Ученые обнаружили, что мохнатые насекомые, собирающие пыльцу, имеют удивительные способности запоминать визуальную информацию и разбираться в ней, причем в этом свойстве играют роль не только цвета, форма или рисунки.
Ученые утверждают, что пчелы обладают крайне сложной системой обработки визуальной информации, они легко разбираются в ландшафте, типах цветов и даже различают человеческие лица.
***
Ученые выяснили, что вид пчел Apis mellifica сформировался около 42 миллионов лет назад.
За этот продолжительный период пчела, в отличие от других животных видов, которые претерпели изменения даже за более короткие сроки, осталась неизменной.
Уваров Андрей Константинович (род. 1975) Цветочная пасека
В геральдике пчела и муравей служат эмблемой трудолюбия и покорности. Пчела также символизирует усердие, благоразумие и, поскольку полагали, что она никогда не спит, бдительность.
Поскольку пчёлы запасают свой мёд, они символизируют экономию и бережливость и в таком значении присутствуют на вывесках банков.
В геральдике пчела изображалась на многих гербах: семь пчёл на фоне земного шара на гербе Манчестера говорят, что плоды труда этого города можно встретить повсюду в мире.
Когда в 1804 году Наполеон был коронован императором Франции, государственным гербом стал золотой орёл с пучком молний в лапах на фоне синего диска, окружённого цепью учреждённого в 1802 году ордена Почётного легиона.
Диск помещался на фоне скрещённых скипетров и усеянной пчёлами мантии с короной.
С тех пор, при Бонапартах пчела заменила цветок лилии в геральдических орнаментах.
Ветру покорны тонкие крылышки пчелки,
Тельце блестит в полосатой одежде из шелка,
А хоботок торопливый пыльцу собирает с цветов.
Много у пчелки забот, и опасностей также немало,
Но уберечься от них помогает ей острое жало,
Жало — защита ее от жестоких врагов.
Что же такое задумала хитрая пчелка?
Вот подлетела к воротам, вот юркнула в щелку.
‘Купидон, крадущий мёд», Альбрехт Дюрер, 1514 г., Вена, Музей истории искусств.
Рисунок из серии работ Дюрера на мифологические темы, повествующий об Купидоне, бегущем к своей матери Венере, уронивши стрелы и пытаясь вырваться из роя пчёл, у которых украл соты.
Ещё Древние Греки повествували о Купидоне, ужаленном пчелой (Феокрит, 19).
Эта моральная притча повествует о том, как младенец Купидон был ужален пчелой в тот момент, когда попытался украсть мед из улья. Он прибежал к матери, которая строго сказала ему, что раны, которые он сам наносит другим, гораздо болезненнее.
Дэниэл Мерриам
Дэниел Мерриам (Daniel Merriam) – один из выдающихся художников-сюрреалистов современности. Его акварельные картины приглашают зрителя совершить путешествие в мир, где фантазия и реальность столкнулись между собой и взорвались брызгами цвета, форм и символов.
А.В.Маковский. На пасеке, 1916 г.
Пчелы распространены всюду, где есть цветковые растения, с которыми они биологически тесно связаны. Известно около 20 тысяч видов пчел, среди которых есть одиночные и общественные пчелы, живущие семьями (медоносные, или домашние, пчелы, шмели и др.).
Лечебное действие у разных видов мёда различно.
– Липовый мёд отлично помогает при простуде
– Гречишный рекомендован страдающим анемией
– Донниковый хорош при варикозном расширении вен
– Пустырниковый прекрасно успокаивает
– Чертополоховый мёд усиливает потенцию
Нельзя нагревать мед, т.к. при этом из него выделяются канцерогенные вещества – и мед становится опасен. Поэтому мёд ни в коем случае нельзя класть прямо в чай.
Его нужно есть отдельно, запивая чаем.
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) Пасека в лесу. 1876 г.
Коваль К.П. Пасека
Николай Анохин. Старые дубы
Хитрова Тамара Александровна (1913-1991) Пасека. 1970 г.
Пчеловод (роспись на палехской шкатулке)
Ходорович Владимир Павлович (род. 1947) Мёд. 2005 г.
Игорь Кузнецов. Вор
Художник Луи Масаи
своими фресками на улицах Лондона решил привлечь внимание общества к такой проблеме, как исчезновение популяции медоносных пчёл. Популяция пчёл стремительно сокращается, к 2035 году эти насекомые могут исчезнуть с лица земли.
Луи вместе с другими уличными художниками организовал проект «Спасите пчёл», волонтеры которого не только ознакамливают людей с проблемой через искусство, но и раздают семена диких цветов для посадки, так что каждый может принести пчёлам реальную пользу.
Луи полагает, что британцы даже не догадываются, как пчёлы зависят от среды обитания человека
«Когда мы исчезнем, мы заберем всех вас с собой».
Но это проблема всех урбанизированных странФермерская деятельность, а именно применение пестицидов, губительно сказывается на популяции пчёл.
Исчезновение пчёл не только грозит утратой мёда, но и ставит под угрозу урожаи фруктов, овощей, ягод, орехов и некоторых злаков.
В своем проекте художники уделяют внимание еще и животным, находящимся на грани исчезновения
Шамиль Фамитович Зубайдуллин (род. 1957) Башкирский мед 2008 г.
Cердюк Борис (Украина, род. 1960) Тарас Шевченко на пасеке. 2013 г.
Дмитрий Кузнецов-Фарфорский. Пасека
Jane Shasky
Желтых крылышек мерцанье,
В сладком соке хоботок,
В полосатом, легком тельце
Жало острое несет.
То стрелой по ветру мчится,
То садится на цветок,
То в лучах горячих пляшет,
То стремглав летит вперед.
Лучше всех она умеет
Сок цветочный отыскать
И, собрав нектар душистый,
Унести его тайком.
Целый день в трудах проводит
И не хочет отдыхать:
То напрасно суетится,
То колдует над цветком.
День за днем она готовит
Нам густой и сладкий мед,
И не ведает, бедняжка:
Этот мед — не для нее.
Поработает все лето
И среди душистых сот
Нам на память оставляет
Тельце хрупкое свое.
Антонова Ирина Петровна (Украина) Пасека (жанровая лепка).
Ким Бритов Осень на пасеке (2005)
Пацан Юрий Иванович (Украина, род. 1963) Пасека
Демиденко Сергей. Жёлтая гармония
Принт
Внукова Н. В. Осень. Астры на огороде. 1968
Жданов Владимир Юрьевич (род. 1959) Медовый Спас 2005 г.
Пчелы
Ой, страда! Пахнет медом и ядом,
Кружит голову зной и дурман
Даже совестно как-то, что рядом
Ты стоишь, пряча руки в карман!
Из распахнутых липовых просек,
Где сохатый с оглядкой прошел,
Как солому с комбайна выносит
Легкокрылое воинство пчел.
Не беда, что лететь им далече
До села, до родного плетня!
Разгулялось пчелиное вече,
Стонет радостный колокол дня!
(Виктор Боков)
Качан Константин Иванович (Беларусь, род. 1950) Голубой натюрморт. Васильки и мёд. 2006 г.
Гасилов В.А.Уроки мудрости
Мария Андреевна Булекова (род. 1988) Август. 2010 г
Николаев Юрий Викторович натюрморт с медом 2017
Художник Никол Вътева. Нежность.2008
Но и сами пчёлы- настоящие архитекторы!
Оригинальные скульптуры из пчелиных сот можно получить, если дать пчелам не просто улей, а каркас оригинальной формы. В результате можно получить настоящие шедевры пчелиного искусства.