роль ольги ильинской в жизни обломова
Образ Ольги Ильинской в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Внешность и происхождение
Ольга Сергеевна Ильинская — дворянка по социальному положению, имеющая небольшое поместье, достаточно обеспечена. Ей 20 лет, но из-за ангельской внешности мало кто воспринимает девушку серьезно. Родители умерли, когда ей исполнилось 5. Во времени романа она живет с тетушкой в собственном доме с удивительно красивым, хоть и небольшим садом.
Внешность Ольги Ильинской описывается частично и урывками. Но к концу произведения уже можно сложить полноценную картину. Исходя из романа, можно составить цитатный портрет девушки:
Если рассматривать внешность Ольги по цитатам из текста, она не была красавицей. Ей не характерны пухлые губы, дугообразные брови и белизна кожи. Однако с кем бы ни встречалась, все отмечали ее красоту и милый образ. Речевой анализ подтверждает, что с первых минут знакомства девушка вызывала положительные эмоции своей добротой и порядочностью, поэтому недостатки попросту не замечали.
Черты характера
С первого знакомства Ольга очаровывает. Становится непонятно, откуда в ней столько доброты, ведь приходилось многое пережить. Потеря родителей, беспорядок с документами, поместье под залогом, отсутствие воспитания, образования, жизненных примеров и учителей — все это, следуя логике, должно было негативно отразиться на образе главной героини романа. Но ей удалось справиться.
Девушка красива не только внешне, но и душевно. Хотя в таблице ее характера встречаются черты, которые многие называли бы негативными. В целом образ Ольги можно описать несколькими особенностями:
Молодая женщина была мягкой и нежной, вела милые разговоры, старалась всех поддерживать и помогать. Ее доброта впечатляла многих, даже тех людей, черствость которых казалась непрошибаемой и неразрушимой.
Еще одна неотъемлемая часть характера — решительность. Она не боялась браться за трудные дела.
Первая любовь и разочарование
Впервые Ольга и Илья Обломов встретились в ее поместье. Штольц намеренно привел друга в гости, желая познакомить с юной особой. Едва услышав голос девушки, главный герой осознал свою влюбленность, пылкие чувства. И они оказались взаимными. Впоследствии они стали видеться постоянно, планировать совместное проживание.
Чувства на каждого человека влияют по-разному. Ольга стала еще более активной, чем была. Она хотела изменить мир и постоянно делать что-то хорошее. Сравнительная характеристика Обломова иная. Он был совсем другим человеком до встречи со своей любовью и не планировал сильно меняться после. Ему хотелось видеть перед собой нежную женщину — тихую хранительницу очага. И со временем становилось понятно, что обуздать вулкан страстей избранницы не удастся.
Роль Ольги Ильинской в жизни Обломова можно считать незначительной. Безусловно, вначале она смогла немного поменять привычный уклад мужчины. Под ее влиянием он стал решительнее, несколько раз посещал театры и музеи, начал читать и самостоятельно вести дела. Однако со временем девушка понимает, что не сможет переделать Илью, из-за чего роман прекращается.
Ольга хотела самоутвердиться. Она привыкла брать поставленные цели, добиваться своего. И Обломов стал лишь ее целью. Желая сделать из него лучшего мужчину, главу семейства, она совсем забыла про чувство и то, что любимых нужно принимать такими, какие они есть. После приходит разочарование от собственных стремлений, причем у обоих сразу. Илья, в свою очередь, понимает, что ему досталась слишком яркая и активная особа, которая никогда не сможет подарить ту семью и очаг, о котором он мечтал.
Еще одним камнем преткновения стало чувство долга. Ольга не рассматривала Илью, как самодостаточного и состоявшегося человека. Она хотела во что бы то ни стало перебороть его лень и отсутствие всякой активности, заставить развиваться физически и умственно.
Несмотря на болезненность разрыва для обеих сторон, он все-таки произошел, что было очевидно изначально.
Тем не менее история Обломова заканчивается не печально. В его жизни появляется Агафья Пшеницына, когда еще отношения с Ольгой не пришли к окончательному разрыву. Эта пышная женщина всячески ухаживает за Ильей, принимает его таким, какой он есть. Но она всячески поощряет его лень, обжорство и другие пороки. С течением времени «обломовщина» нарастает и уже нет никакой возможности спастись от нее.
Брак со Штольцем
Андрей Штольц для Ольги был наставником и близким другом. Так продолжалось долго. Он видел, знал и понимал ее роман с Обломовым, равно как доблестно уступал место другу, несмотря на свою любовь к девушке. В то же время он старался приблизиться к ней, всегда давал понять, что станет для нее жилеткой и опорой в любой момент, когда только понадобится.
Характеристика Ольги Ильинской очень схожа с Андреем. Они понимали друг друга с полуслова. Что их объединяло:
Когда Ольга рассталась с Обломовым, она уехала в Париж, поскольку считала, что этот город даст ей новую надежду. И тут она встречает Штольца, который, не желая терять времени, окружает девушку заботой и вниманием. Постепенно сердце Ильинской оттаивает. Она открывается новому чувству и соглашается вступить в брак.
Сразу после замужества все чувствуют себя превосходно. Характер и идеалы Ольги Ильинской полностью удовлетворены.
Она нашла своего мужчину — решительного, активного, неленивого и следящего за собой. Женщина любит и любима, что полностью ее устраивает, думая, что уже ничего менять ей не захочется.
Конец истории
К сожалению, история не заканчивается на доброй ноте. Сначала Ольге все по нраву. Вместе с супругом они превращают свой дом в музей искусства, постоянно обучаются чему-то новому, проводят время активно. Однако девушка, даже будучи счастливой, не перестает задаваться вопросом о том, что будет дальше? Есть ли смысл продолжать отношения?
Сам Штольц видит, что ситуация меняется, нарастает напряжение. Ольга сумела его полюбить, но привыкнуть к спокойствию и быту вместе с ним она не может. Ее тянет назад, она начинает тонуть в серости будней и взаимоотношений с мужем. Семья оказалась для нее непосильной ношей.
Автор оставляет читателя в неведении, как в дальнейшем развернутся судьбы Андрея и Ольги. История заканчивается сомнениями, нарастающими и увеличивающимися. Активная женщина может разорвать отношения, чтобы продолжить развиваться и идти вперед. Но также она может примириться с судьбой, сохранить брак и стать женой, хранящей домашний очаг — той, кого от нее ожидал Обломов.
Отношения и любовь Ильи Обломова и Ольги Ильинской, взаимоотношения, разрыв героев
Обломов и Ольга. Художник С. М. Шор |
Ленивый барин Илья Обломов и молодая красавица Ольга Ильинская являются центральными персонажами романа «Обломов» Гончарова.
Отношения и любовь Ильи Обломова и Ольги Ильинской в романе «Обломов»: взаимоотношения и разрыв героев
«. Штольц познакомил Обломова с Ольгой и ее теткой. Когда Штольц привел Обломова в дом к Ольгиной тетке в первый раз, там были гости. Обломову было тяжело и, по обыкновению, неловко. » (часть 2 глава V)
«В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, – все это уничтожило Обломова: он изнемог. » (часть 2 глава V)
«Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! – тихо сказал Обломов. » (часть 2 глава V)
«. взгляд этот был неподвижный, почти безумный; им глядел не Обломов, а страсть. Ольга поняла, что у него слово вырвалось, что он не властен в нем и что оно – истина. » (часть 2 глава V)
«Она как будто нарочно открыла известную страницу книги и позволила прочесть заветное место.– Стало быть, я могу надеяться… – вдруг, радостно вспыхнув, сказал он. » (часть 2 глава VIII)
После этой встречи Обломов и Ольга видятся в парке постоянно. Их отношения развиваются.
«Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нем.
. воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе… Он весел, напевает. « (часть 2 глава V)
«Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам… он, Обломов. « (часть 2 глава V)
«Он уж прочел несколько книг. [. ] Он написал несколько писем в деревню, сменил старосту и вошел в сношения с одним из соседей через посредство Штольца. [. ] Он не ужинал и вот уже две недели не знает, что значит прилечь днем. » (часть 2 глава IX)
«Между тем симпатия их росла, развивалась и проявлялась по своим непреложным законам. Ольга расцветала вместе с чувством. « (часть 2 глава IX)
«. Боже мой! Как он любит! Как он нежен, как нежен. « (часть 2 глава IX)
«Какой еще жизни и деятельности хочет Андрей? – говорил Обломов, тараща глаза после обеда, чтоб не заснуть. – Разве это не жизнь? Разве любовь не служба. « (часть 2 глава IX)
«Нет, этого быть не может! – вслух произнес он, встав с дивана и ходя по комнате. – Любить меня, смешного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками…Она все смеется надо мной. « (часть 2 глава VII)
«Он опять поглядел в зеркало. «Этаких не любят!» – сказал он. « (часть 2 глава X)
Увидев, как Ольга страдает от этого письма, Обломов просит у нее прощения. Влюбленные решают продолжить отношения. Вскоре их отношения становятся еще ближе – они переходят с «вы» на «ты»:
– Мне страшно и тебя! – говорила она шепотом. « (часть 2 глава XI)
«. Ольга, – сказал он, став перед ней на колени, – будь моей женой. « (часть 2 глава XII)
Влюбленные решают не сообщать никому о своих планах пожениться. Ольга хочет, чтобы Обломов сначала разобрался со своими делами в Обломовке.
«. я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова. « (часть 3 глава XI)
«. я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, – а ты уж давно умер. Я не предвидела этой ошибки, а все ждала, надеялась… и вот. « (часть 3 глава XI)
«Ты засыпал бы с каждым днем все глубже – не правда ли? А я? Ты видишь, какая я? Я не состареюсь, не устану жить никогда. А с тобой мы стали бы жить изо дня в день, ждать Рождества, потом Масленицы [. ] вот наше будущее – да? Разве это жизнь? Я зачахну, умру. « (часть 3 глава XI)
Ольга и Обломов после разрыва
Разрыв Обломова и Ольги становится потрясением для них обоих. После разрыва они оба долго приходят в себя. Для Обломова взаимоотношения с Ольгой навсегда остаются самым счастливым пятном в жизни:
«. Андрей, разве ее можно забыть? Это значит забыть, что я когда‑то жил, был в раю. « (часть 4 глава VI)
«Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, что я люблю в нем, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные. « (часть 4 глава VIII)
После разрыва с Ольгой Илья Обломов сближается с хозяйкой дома, Агафьей Пшеницыной. Добрая, глуповатая Агафья любит Обломова таким, какой он есть. Она не пытается изменить его. В конце концов Обломов женится на Агафье, у них рождается сын Андрюша. Несколько лет спустя Обломов умирает от удара (инсульта).
Это было описание отношений и любви Ильи Обломова и Ольги Ильинской в романе «Обломов»: взаимоотношения и разрыв героев.
Смотрите: Все материалы по роману «Обломов»
24. Ольга Ильинская, и ее роль в жизни Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
24. Ольга Ильинская, и ее роль в жизни Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд «лишних» людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так ли это на самом деле? В жизни Ильи Ильича Обломова нет места глобальным и кардинальным переменам. Ольга Ильинская, неординарная и красивая женщина, сильная и волевая натура, несомненно, привлекает внимание мужчин. Для Ильи Ильича, человека нерешительного и робкого, Ольга становится объектом поклонения, но поскольку судьба сводит людей непохожих, то время все расставляет на свои места. Природа вещей такова, что эти люди просто неспособны существовать вместе. Говорят, что противоположности притягиваются, и в этом высказывании есть доля истины. Но, как правило, забывают добавить, что для сосуществования мало просто любить друг друга. Истинная любовь подразумевает снисхождение, уважение и терпимость к маленьким слабостям друг друга, а вовсе не стремление переделать другого человека под свой шаблон. Ольга Ильинская полюбила свою мечту, а не реального человека. Обломов был для нее Галатеей, человеком, для которого она должна была стать Пигмалионом, творцом и созидателем.
Сам Обломов – личность уже сложившаяся, по-своему цельная и вполне самодостаточная. Да, Ольга привлекла его внимание своей яркостью, необычностью, образованностью, живостью. Она была для него порывом свежего ветра в душной комнате. Но Ольга не могла полюбить Обломова таким, какой он есть, что в конечном итоге и привело к печальному разрыву.
До появления Ольги Обломов жил своей размеренной и спокойной жизнью. У него была некая стабильность, своеобразная патриархальность, которую он не собирался ни на что менять. Ольга поставила перед собой цель разбудить Илью Ильича от спячки, в которой, по ее мнению, тот пребывал. Так часто случается в жизни – друзья и родители, обуреваемые самыми лучшими стремлениями, считают, что знают о том, что необходимо для их друга или ребенка. Но, к сожалению, они не всегда правы. То же произошло и с Обломовым – Ольга и Андрей, будучи в полной уверенности, что «так будет лучше», не пытаются понять, какие мотивы движут их другом, а просто хотят перекроить его на свой лад. Они не понимают, как можно жить в таком бездействии. Я думаю, что и сам Илья Ильич не до конца осознает причины своего поведения, на первый взгляд пассивного и апатичного, но в действительности оказывающегося глубинным подсознательным протестом против мира меркантильности и мещанства. Обломов противопоставляет бездушной деятельности духовность и человечность, именно те качества, которые и сегодня могут смело посчитаться «лишними» чертами характера, усложняющими жизнь.
Пари со Штольцем подстегивает Ольгу, она всеми силами пытается навязать Обломову систему своих ценностей, которые в большинстве своем представляют материальный комфорт и «образованность». Все это подразумевает так называемую жизнь рассудка, но не души. Ольга полюбила в Обломове себя как «создателя», ведь всегда приятно смотреть на результат своих трудов и видеть в нем продолжение себя, и скорее всего даже не заметила нежной, трогательной, глубокой и искренней влюбленности Ильи Ильича, которая при минимальной тактичности и уважении, возможно, и могла бы преобразить его. Настойчивое давление на Обломова, которому подвергла несчастного Ольга, возникшее чувство безотчетного сопротивления заставили Обломова едва ли не бежать.
Воистину, любовь великая созидательная сила, но это верно, только если любовь искреннее и чистое чувство, а не попытка воспитать. Ольга не виновата в том, что у нее не получилось так изменить Обломова, как бы ей этого хотелось. Она во многом сильно от него отличается, потому как является человеком своей эпохи, идет в ногу со временем, а время таково, что духовные ценности «обмельчали», стали все чаще пересекаться с материальными интересами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Роман И.А. Гончарова «Обломов»
Роман И.А. Гончарова «Обломов» Роман Гончарова стал важным событием в литературной жизни конца 50-х – начала 60-х годов XIX в. Сам тип Обломова содержал в себе настолько широкое обобщение, что прежде всего привлек внимание критики и получил различное истолкование. Другим
А.В. Дружинин «Обломов». Роман И.Л. Гончарова
А.В. Дружинин «Обломов». Роман И.Л. Гончарова «Сон Обломова»! – этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной. Романист, жаждущий разгадки вопросам,
Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов» I. Нравственная чуткость Гончарова.Современное общество, представленное в романе, в нравственно-психологическом, философском и социальном аспектах его существования.II. «Обломовщина».1. Обломов и Штольц –
Быкова Н. Г Роман И. А. Гончарова «Обломов»
Быкова Н. Г Роман И. А. Гончарова «Обломов» В 1859 году в журнале «Отечественные записки» публикуется роман И. А. Гончарова «Обломов». По отчетливости проблематики и выводов, цельности и ясности стиля, по композиционной завершенности и стройности роман – вершина творчества
Что такое обломовщина? «Обломов», роман И. А. Гончарова. «Отечественные записки», 1859, № I—IV
Что такое обломовщина? «Обломов», роман И. А. Гончарова. «Отечественные записки», 1859, № I—IV Где же тот, кто бы на родном языке русской души умел бы сказать нам это всемогущее слово «вперед»? Веки проходят за веками, полмильона сидней, увальней и болванов дремлет непробудно,
«Обломов». Роман И. А. Гончарова Два тома. Спб., 1859
«Обломов». Роман И. А. Гончарова Два тома. Спб., 1859 Английский писатель Льюиз, не тот Льюиз, который сочинил «Монаха», повергавшего в ужас наших бабушек, а Льюиз, сочинивший знаменитую биографию Гете, в одном из своих сочинений рассказывает анекдот, не лишенный
§ 5. Место и роль эстетического в жизни человека и общества
§ 5. Место и роль эстетического в жизни человека и общества Современное человечество располагает эстетическим опытом весьма разноплановым и богатым. Этот опыт формировался веками и тысячелетиями. Эстетические переживания, по-видимому, исторически возникли из
«ОБЛОМОВ» (Н. И. Пруцков)
«ОБЛОМОВ» (Н. И. Пруцков) 1Второй роман Гончарова «Обломов» был опубликован в 1859 году в «Отечественных записках». В том же году он вышел отдельным изданием. Но замысел романа, работа над ним и публикация очень важной для всего произведения главы «Сон Обломова»[786] относятся
25. Любовь для Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
25. Любовь для Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Личность Обломова далеко не ординарна, хотя другие персонажи и относятся к нему с легким неуважением. По какой-то причине они читают его едва ли не ущербным по сравнению с ними. Именно это и составляло задачу Ольги
26. Андрей Штольц – антипод Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
26. Андрей Штольц – антипод Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли
27. Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов»
27. Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов» Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические
О РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»
О РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» «Обломов» — вершина творчества Гончарова. Ни в одном из своих произведений, в том числе «Обыкновенной истории» и «Обрыве», Гончаров не выступает таким великим художником слова, беспощадным обличителем крепостничества, как в романе
Ольга Ильинская
Ольга Ильинская. Актриса Е. Соловей. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979
Ольга Сергеевна Ильинская – молодая двадцатилетняя дворянка, хозяйка небольшого имения и возлюбленная Ильи Ильича Обломова. В романе ей принадлежит главная женская роль. На протяжении повествования происходит личностная трансформация героини – из наивной и неопытной девушки она превращается в сильную, самостоятельную, зрелую женщину. Прототипами Ильинской стали Елизавета Толстая и Екатерина Майкова.
Описание героя
Внешность Ольги
Элементы биографии, образование и воспитание
Ольга родилась в дворянской семье. Рано лишившаяся родителей, она была отдана на попечение родной тете, Марье Михайловне, проживающей в Петербурге. В новой семье девушку ни в чем не ограничивали и с раннего возраста позволяли открыто выражать свои мысли. В заслугу тетушки можно поставить и то, что она постаралась дать племяннице хорошее образование. Сама Ольга постоянно стремилась к новым знаниям, занималась самообразованием, очень много читала. Наделена была девушка и музыкальным талантом – прекрасно владела фортепиано и обладала красивым и сильным голосом. «От этого чистого, сильного девического голоса, билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами…»
Характер
Ольга Ильинская. Актриса Е. Соловей. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979
Ольгу отличает обостренное чувство собственного достоинства, которое сочетается с оптимизмом и жизнелюбием. Она напрочь лишена того жеманства и манерности, которые характерны для ее современниц. Девушке чужды условности света и мнение толпы, она живет в соответствии со своими внутренними убеждениями. Большое влияние на формирование ее мировоззрения оказывает близкая дружба с Андреем Штольцем. Ольга полностью разделяет его взгляды и сама способствует воплощению в жизнь его идей.
Ильинская избегает шумных компаний, ей больше по душе одиночество, точнее, уединение – в нем она находит покой и умиротворение. Круг ее знакомых отличается стабильностью, она не стремится заводить новых друзей, так как не в ее характере раскрывать душу перед кем бы то ни было. Эти особенности ее натуры, которые многим кажутся странностями, снискали ей славу чрезмерно заносчивой и умной особы, некоторые же, наоборот, считают ее недалекой.
Вместе с тем, Ольга действительно, особенная девушка. Ее отличают волевой характер, своеобразный взгляд на жизнь, стремление к активности. Она руководствуется только собственным мнением и опирается на свои субъективные оценки. Возможно, поэтому она решается на такой шаг, как перевоспитание Обломова, образ жизни которого совершенно не соответствует ее представлениям.
Знакомство с Обломовым
Штольц, верный товарищ Обломова, уже долгое время не может спокойно наблюдать за тем, что происходит с его другом. Он предпринимает разные попытки, чтобы вывести Обломова из полусонного состояния, в числе которых посещения разных людей. Очередная его цель – познакомить друга с Ольгой Ильинской, которая, по его расчетам, должна заинтересовать Илью Ильича. Будучи умной и сообразительной девушкой, Ольга проникается проблемой Обломова и вступает в своеобразную игру на стороне Штольца, цель которого вернуть товарища к активной жизни. Расчет Андрея оказывается верным – Илья Ильич с первого взгляда влюбляется в Ольгу, а после исполнения ею арии из оперы «Норма» – он готов броситься к ее ногам.
Необходимо признать, что и в душе Ольги всколыхнулось ответное чувство. Практически с первых же встреч молодые люди почувствовали взаимное притяжение. Обломову нравилось в девушке всё – внутренняя гармония, духовная красота, ум, образованность, манеры. Ольгу привлекали такие черты Обломова, как мягкость, уступчивость, доброта. Но нельзя забывать о том, что Ольга была по натуре девушкой очень активной и деятельной. Поэтому, кроме чувства влюбленности по отношению к Обломову, она испытывала настойчивую потребность участия в его судьбе. Считая его едва ли не страдальцем, нуждающимся в помощи, она решила кардинально изменить его жизнь.
Начало и конец отношений
Ольга Ильинская. Иллюстрация к роману «Обломов». Художник Ю. Гершкович
Все дело в том, что Илья Ильич и Ольга оказались совершенно разными людьми. Влюбившись в Ильинскую, Обломов попадает под ее влияние и старается во всем угодить, выполняя все ее требования. Но начавшиеся было перемены встречают жесткое сопротивление одолевшей его «обломовщины». Он уже не желает никаких изменений, в нем начинает назревать внутренний протест.
Поведение Обломова не укрывается от внимания проницательной Ольги. Она вынуждена признать, что ее силы и воли оказалось недостаточно, чтобы повлиять на жизнь взрослого человека. В свою очередь, Обломова начинают одолевать сомнения: не обманулся ли он в любви этой девушки, нуждается ли она в нем так же, как и он в ней? Ведь искренне любящий человек принимает своего партнера таким, какой он есть. В финале своих рассуждений он приходит к выводу, что, несмотря на большую любовь к Ольге, он не готов принять ее условия ценой неимоверных для себя усилий.
Любовь или амбиции?
Что же руководит Ольгой в ее стремлении изменить Обломова? Будучи здравомыслящей девушкой, она должна понимать, что, как правило, такие попытки заканчиваются провалом. Взрослые люди не меняются по мановению волшебной палочки, и Обломов, больше всего ценивший свой комфорт, не желает принимать навязанный ему образ жизни. Ольга же, как раз собирается лишить его этого комфорта.
Ольга «перевоспитывает» Обломова не столько из-за сочувствия или жалости к нему, сколько ради самоутверждения и личных амбиций. Она хочет доказать, прежде всего, себе самой, что её энергии нашлось достойное применение в виде этого благородного замысла. Но ее ошибка состоит в том, что она изначально выбирает неправильный путь. Она вдруг превращается в жесткого и требовательного учителя. Ее ирония доходит до насмешек над Обломовым, на него сыплются ее издёвки за его лень и пассивность. Она считает, что только таким способом она сможет вызвать в нем презрение к самому себе, но она забывает о том, что никого нельзя осчастливить насильно.
Поначалу ей кажется, что успех уже близок. Илья Ильич действительно меняется день ото дня, а его признание в любви служит ей доказательством того, что она на правильном пути. Ольга надеется, что теперь дело пойдет быстрее, а влюбленный Обломов будет и дальше беспрекословно выполнять ее требования. Но ее излишняя суровость начинает постепенно напрягать слабохарактерного Обломова. В итоге насмешки Ольги приводят к тому, что одно ее присутствие вызывает у него страх. Он инстинктивно пытается защититься от этого непрошенного вторжения в его личную жизнь. Ольга становится для него символом вражды и опасности, от которой необходимо бежать или прятаться.
Ольга и Илья Ильич Обломов. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979
К сожалению, Ольга до конца не осознаёт, что ее способ изменения взрослого мужчины нежизнеспособен. Обломов же довольно скоро забывает все наставления своей строгой «учительницы» и возвращается к привычному, комфортному состоянию. Таким образом, напрашивается вывод, что отношения с Ольгой не сделали этого человека счастливее. В характере Ольги присутствует доля эгоизма, что отличает ее от Агафьи Пшеницыной, с которой находит счастье Илья Ильич. Ольга – другая, она представляет собой новый тип героини – сильную личность. Она не способна принести себя в жертву ради любви. В своем стремлении к «перевоспитанию» Обломова Ольга начинает забывать о чувствах, на первое место выходит высшая цель – сотворить в лице Обломова некий идеал, который уже долгое время занимает ее воображение. Но к Обломову раньше, чем к ней приходит понимание, что он не сможет помочь ей в осуществлении этого плана. На этом прекращаются их недолгие отношения, начавшиеся весной, и завершившиеся осенью.
Ольга, морально истощенная этим испытанием любовью, едет в Париж. В это же время там находится ее друг Андрей Штольц, который помогает ей пережить разрыв с Обломовым. Незаметно их дружба перерастает в любовь, и молодые люди женятся. У них есть свой дом на морском побережье и автор утверждает, что они вполне счастливы. Но так ли это на самом деле? Ведь нередко на Ольгу наваливается тоска по тому времени, когда она была с Обломовым. Тогда она ощущала духовный рост, благодаря стоящей перед ней цели. Теперь же, когда рядом с ней самодостаточный и деятельный Штольц, этого больше не происходит. Эти мысли доставляют молодой женщине моральные страдания, однако, уже поздно что-либо менять.
Роль героя в произведении
Образ Ольги Ильинской – это воплощение как лучших, так и новых черт женщины, которая появляется в русской литературе во второй половине девятнадцатого столетия. Во многом поэтому этот персонаж отличается сложностью и неоднозначностью. Ольга Ильинская – своего рода феминистка 19 века, которая не хочет ограничиваться домашними обязанностями и ролью жены. Ее цель – движение вперед, самопознание и развитие. Даже любовь она ставит ниже своих амбиций и не готова жертвовать ради нее, подобно Пшеницыной. В этом заключается трагизм ее образа. Российское общество того времени еще не было подготовлено к появлению таких женщин, которые наравне с мужчинами влияли бы на его развитие. Поэтому, в любом случае, Ольгу ожидала бы судьба тысяч ее современниц, погрязших в однообразии и рутине семейной жизни.
Критики по-разному оценивали образ Ольги Ильинской. По мнению А.Н. Добролюбова, она «по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни, живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали». Имеет право на жизнь и противоположное мнение, принадлежащее И. Анненскому: «Ольга – миссионерка умеренная, уравновешенная. Миссия у нее скромная – разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту».
Еще резче высказался Н. Михайловский: «Ольга не любит Обломова, она не любит этого морально и физически залежавшегося человека; она любит только того Обломова, которого она надеется сотворить собственными руками». Несмотря на разность мнений, героиня И.А. Гончарова дополняет собой галерею восхитительных женских образов, во главе которых стоит Татьяна Ларина. Этими женщинами восхищались прошлые поколения, будут восхищаться и их потомки – поклонники великих классиков русской литературы.
Развитие героя по мере сюжета
На протяжении повествования происходит эволюция героини романа. В начале она предстает перед читателем в образе юной девушки. Далее следует ее формирование и взросление и как личности, и как женщины. В отношениях с Ильей Ильичом Ольга раскрывается с лучшей стороны, у нее проявляются такие черты, как забота, сочувствие, ответственность перед тем, кого она любит. В отличие от инертного Обломова, она человек активный и деятельный и это побуждает ее изменить его жизнь. Ее желание обретает форму навязчивой идеи, некоего долга, который ей предстоит выполнить. Она мечтает, «как прикажет ему прочесть книги, которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу»
Но присутствие в характере Ольги таких черт, как самолюбие, амбициозность, властность ставит ее в позицию противостояния с любимым человеком. Ее уверенность в том, что она в силах перевоспитать Обломова, получает неожиданный отпор. Когда она понимает, что проиграла в этой схватке с «обломовщиной», у нее наступает тяжелое душевное опустошение.
С целью преодолеть кризис, она едет в Париж, где все время проводит в обществе Штольца. Постепенно сердечные раны заживают, и она вновь ощущает дыхание жизни. Девушка выходит замуж за Штольца, но иногда память возвращает ее в те времена, когда она была счастлива с Обломовым…
Отношение автора к герою
И.А. Гончаров внешне представляет свою героиню не блистательной красавицей, а самой обыкновенной девушкой. Но ее несовершенные черты создают такую гармонию, которая присуща исключительно породистым людям. В то же время, автор не обожествляет, подобно Пигмалиону, созданный образ, он лишь доброжелательно относится к Ольге, и это чувствуется на всем протяжении повествования. Он ценит в ней ум, гордость, спокойствие, стремление к развитию. Не оставляет его равнодушным и чувство долга, присущее героине. Ведь именно оно руководит ею, когда она пытается оказать помощь Обломову. Автор придает образу героини духовность и возвышенность, наделяет ее красивым голосом, который очаровывает Обломова. Таким образом, писатель считает свою героиню ангелом-хранителем, призванным пробудить к жизни дремлющую душу главного героя.
Прототипы
Исследователи творчества И.А. Гончарова приводят разные доказательства того, что та или иная женщина могла послужить прототипом Ольги Ильинской. Так, например, литератор О.М. Чемена горячо отстаивает позицию, согласно которой прототипом главной героини является детская писательница Екатерина Павловна Майкова, близкая знакомая И.А. Гончарова. В качестве доказательства она приводит собственное утверждение, что лишь в Майковой Гончаров смог рассмотреть черты «волевой, активной героини, способной переродить Обломова». Также исследовательница приводит и биографические совпадения, такие как ранняя потеря родителей, отсутствие фальши, искренность, любовь к музыке и хороший голос.
Филолог и историк литературы П.Н. Сакулин называет в качестве прототипа Ильинской Елизавету Васильевну Толстую, с которой Гончаров состоял в длительной переписке. Проанализировав их письма, Сакулин заключает: между «Елизаветой Васильевной и Ольгой в понимании их Гончаровым столько общего, что мы готовы даже Е. В. Толстую назвать прототипом Ольги Ильинской». В качестве доказательства своей версии он приводит в пример общие черты внешности и характера обеих женщин и способность оживить «тусклое существование дряхлеющего холостяка». Следовательно, говоря о прототипах Ольги Ильинской, можно ссылаться на мнения исследователей творчества И.А. Гончарова.
Экранизации героя
В 1965 году режиссер и сценарист, народный артист РФ Александр Белинский поставил телевизионный спектакль «Обломов», который стал первой экранизацией знаменитого романа И.А. Гончарова. Для воплощения образов героев он пригласил в свою работу таких маститых актеров, как О. Басилашвили, Н. Боярский, М. Волков и др. Роль Ольги Ильинской досталась 27-ми летней актрисе Алине Немченко, внешний вид которой напоминал тургеневскую девушку. Актриса отлично справилась со сложной ролью, что было неоднократно отмечено в критических статьях, вышедших после премьеры.
В апреле 1980 года состоялась премьера двухсерийного художественного фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Работа режиссера Никиты Михалкова до сих пор признается лучшей экранной версией романа. На роль Ольги Михалков пригласил известную актрису Елену Соловей, до этого снявшуюся в его же фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». Михалков был уверен, что именно Соловей способна передать все грани сложного образа Ильинской. Выбор на главные роли О. Табакова (Обломов) и Е. Соловей оказался точным попаданием в роман. Хрупкая, изящная Елена стала полным воплощением героини произведения. Актрисе психологически тонко удалось передать черты характера и харизму Ольги Ильинской. Такого же мнения придерживаются и кинокритики. Ильинская в исполнении Соловей – это именно тот, образ, который вышел из-под пера знаменитого И.А. Гончарова.