роль огня в жизни человека
Роль огня в жизни первобытного человека
Полтора миллиона лет назад человек смог подчинить себе огонь. Древний человек смог создать себя освещение, теплый дом, вкусную еду и защиту от хищников.
После длительного использования естественного огня, у человека появилась необходимость самостоятельной добычи этого ресурса, ведь природный огонь был доступен не всегда.
Трение являлось еще одним способом добычи огня. Люди быстро вращали между ладонями сухие ветви и палки, вставленные в древесное отверстие. Таким способом добычи пламени пользовались у народов Австралии, Океании, Индонезии, в племенах кукукуку и мбовамбов.
Таким образом огонь сыграл главенствующую роль в развитии человечества. Помимо того, что он стал источником света, тепла и защитой, также он отразился и на интеллектуальном развитии древних людей.
Роль огня в жизни современного человека
Свойства и значение огня
Разделы: Физика
Актуальность темы. Без огня невозможна жизнь на Земле. Мы видим огонь каждый день – плита, костер, печка и т.д. Он всюду – в домах и школах, на заводах и фабриках, в двигателях космических кораблей. Вечный Огонь горит на площади Славы, в храмах всегда горят свечи …
Все лето по телевизору показывали лесные пожары. Сгорело безвозвратно большое количество деревьев, которые давали нам воздух. Могли бы стать интересными книгами и нашими школьными тетрадями. Погибли животные. Сгорели целые деревни, люди остались без жилищ.
Интересный и загадочный этот огонь!
Для детей о пожарах и мерах безопасности написано достаточно много книг, в том числе литературных произведений (“Дядя степа” С. Михалкова, “Путаница” К. Чуковского, “Кошкин дом” С. Маршака и т.д.). Но такие источники, в которых описываются подробно и свойства огня, и его польза встречаются редко. Наша работа – это попытка восполнить такой пробел.
Цель работы: Исследование значения огня для человека.
Задачи. В этой работе мы изучаем свойства огня и отвечаем на вопрос: Что такое огонь? Также разбираемся, как эти свойства используют люди. Каким образом и почему огонь может помочь и навредить людям? (Приложение 1).
Мы использовали справочную литературу: словарь, энциклопедию, некоторые книги для взрослых, и информацию из сети Интернет.
1. Что такое огонь? Основные свойства огня
В детской энциклопедии есть такое определение огня и горения: “это химическая реакция, в которой одно из веществ настолько нагревается, что соединяется с кислородом воздуха”. [1, С.105] В толковом словаре русского языка читаем: “Огонь – горящие светящиеся газы высокой температуры” [3, С. 379]. После прочтения этой информации, автор данной работы так и не понял, что же такое огонь и решил дать такое ему определение, которое было бы понятно ученикам начальной школы. Для этого нужно выявить основные его свойства.
Основные свойства огня изучаем при помощи методов эксперимента (опытов) и наблюдения. Проделаем несколько опытов.
Примечание. Все опыты проводились в присутствии и с помощью взрослых, при этом были соблюдены правила безопасности: использовали негорящую поверхность (стеклянную доску) и приготовили кувшин с водой.
Опыт № 1. В темное время суток выключили в комнате свет. Стало темно, ничего не видно. Зажгли свечу, стали видны очертания предметов и людей.
Вывод: 1 свойство: Огонь излучает свет! (См.: Приложение, слайд 4)
Даже небольшое пламя свечи может освещать комнату. Вот почему в запасе у мамы всегда есть свечи – на случай отключения электричества.
Опыт № 2. Очень осторожно попробуем поднести руку к пламени свечи. На расстоянии 20 см становится очень тепло, ниже – из-за жжения опустить руку нельзя.
Вывод: 2 свойство: Огонь выделяет много тепла! (См.: Приложение, слайд 5).
Опыт № 3. Накроем горящую свечу стеклянной банкой. Через несколько секунд пламя гаснет. То же происходит и с газовой конфоркой. Для достоверности мы повторили опыт 3 раза. Результат всегда один – пламя прекращает гореть.
Вывод: 3 свойство: для того, чтобы огонь горел, нужен воздух, а точнее кислород, который он содержит. (См.: Приложение, слайд 6).
Итак, мы выяснили главные свойства огня и уже можем ответить на вопрос: что такое огонь?
Огонь – это такой процесс, при котором поглощается кислород и выделяется свет и тепло.
Продолжим изучение свойств огня.
1) Наблюдаем за пламенем свечи. Форма спокойного пламени, заостренная кверху похожа на конус. Если потихоньку подуть на пламя свечи, то форма меняется, оно отклоняется от потока воздуха. То же происходит, если поднести свечу к приоткрытому окну.
Вывод: форму пламени можно изменить при помощи потока воздуха. Это свойство используют при разжигании костра. (См.: Приложение, слайды 9,10,11).
2) Рассмотрим цвет пламени. Цвет не везде одинаков, пламя имеет слои: самый нижний слой голубоватого оттенка, затем светло-желтый слой, после него – самый верхний красновато-оранжевый. (См.: Приложение, слайд 13).
Но это еще не все о цвете.
Выводы: 1. Разные вещества и материалы горят с разным цветом пламени. Так вот как получается такой красивый фейерверк! 2. Значит можно определить, неизвестное вещество по цвету пламени, надо только поджечь (как один из способов).
Значит, температура в разных слоях пламени различная. Это подтверждается и опытом с поднесением к пламени руки. Мы помним, что сверху можно поднести руку только на 20 см. Если поднести палец к нижней части пламени, тепло чувствуется только на расстоянии 1 см.
Вывод: пламя имеет несколько слоев, отличающихся не только по цвету, но и температурой. В нижней части пламя самое холодное, а верхней – самое горячее. (См.: Приложение, слайд 20).
2. Значение огня: польза и вред
И это еще не весь список “добрых” дел огня.
Вывод: Огонь очень нужен людям. Он согревает, кормит и освещает. Современный человек использует огонь постоянно. Невозможно представить себе жизнь без огня.
Но огонь очень опасен! Его всегда нужно контролировать. Он способен и очень навредить. Речь идет о пожарах. Пожар – это когда огонь горит без желания человека и все разрушает.
Большой ущерб нашему государству и населению приносят пожары. Пожар – явление очень страшное, жестокое, враждебное всему живому. (См.: Приложение, слайд 26).
Пожар вреден тем, что: от пожаров гибнут люди и получают сильные ожоги, люди лишаются дома, от пожаров исчезают леса и гибнут все их обитатели: животные, птицы, пожар может уничтожить все, что человек создавал своим трудом.
Немного статистики. Только представьте, что ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров! Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.
Как они возникают? Из-за неосторожного обращения с огнем, недобросовестного отношения к мерам безопасности.
О пожарах, о бедах, которые приносит огонь написано много книг. В том числе детских. Почему же для детей написано много книг о пожарах? Мы думаем, что потому что пожары очень часто возникают по вине детей.
Хотим напомнить всем ребятам:
— Никогда не играйте с огнем!
— Разжигать огонь можно только в присутствии взрослых и под их присмотром.
— В местах разведения костров, другого использования огня должны быть под рукой средства тушения.
— Нельзя оставлять огонь без присмотра.
— Когда огонь уже не нужен, он должен быть хорошо потушен.
Таким образом, в результате проведенной работы мы дали понятное для детей определение огня: “Огонь – это такой процесс, при котором поглощается кислород и выделяется свет и тепло”.
А также выяснили: Пламя имеет определенную форму, несколько слоев, отличающихся не только по цвету, но и температурой. При этом форму пламени можно изменить при помощи потока воздуха. Знание этих свойств помогает людям использовать огонь более эффективно.
Разные вещества и материалы горят с разным цветом пламени. Значит можно определить, какое-то вещество по цвету пламени, надо только поджечь (как один из способов).
Вообще, огонь очень нужен людям, он согревает, кормит, освещает. Современный человек использует огонь постоянно. Невозможно представить себе жизнь без огня.
Но огонь очень опасен! Его всегда нужно контролировать, нельзя оставлять без присмотра. Он способен и очень навредить. Пожар – явление очень страшное, жестокое, враждебное всему живому.
Конечно, мы исследовали не всё о таком удивительном явлении как огонь. Поэтому в дальнейшем возможно исследовать такие вопросы: как люди научились разжигать огонь, каковы были первые способы? Какие вещества не горят и почему? Как делают фокусы с огнем? Также интересна тема “Огонь и оружие”.
Результаты данной работы можно использовать как вспомогательный материал на занятиях о мире вокруг нас (окружающему миру) в детском саду и начальной школе. Для детей интересующихся огнём такой материал будет полезен, потому что он наглядный и достаточно простой.
Для этого брали две сухих деревянных палочки, затем в одной из них делали лунку и ложили на землю, крепко прижимая ее коленом. Вторую палочку вставляли в лунку и начинали быстро вращать ее между ладонями, при этом нужно было еще с силой давить на нее. При этом ладони часто сползали вниз, приходилось останавливаться, поднимать их вверх и продолжать вращение. Процесс требовал определенной сноровки и зачастую сильно затягивался. Со временем было замечено, что добывать огонь трением лучше вдвоем, когда один человек крепко прижимает горизонтальную палочку и с силой давит сверху на вертикальную. Второй человек в это время быстро вращает между ладонями вертикальную палочку. Позже вертикальную палочку стали вращать с помощью ремешка, двигая им вправо и влево можно было значительно ускорить вращение. С развитием человечества были найдены и другие способы получения огня. Но многие завоевания и достижения человечества в последующие тысячелетия стали возможны лишь благодаря открытию и использованию огня.
Роль огня в жизни первобытного человека
Полтора миллиона лет назад человек смог подчинить себе огонь. Древний человек смог создать себя освещение, теплый дом, вкусную еду и защиту от хищников.
После длительного использования естественного огня, у человека появилась необходимость самостоятельной добычи этого ресурса, ведь природный огонь был доступен не всегда.
Трение являлось еще одним способом добычи огня. Люди быстро вращали между ладонями сухие ветви и палки, вставленные в древесное отверстие. Таким способом добычи пламени пользовались у народов Австралии, Океании, Индонезии, в племенах кукукуку и мбовамбов.
Таким образом огонь сыграл главенствующую роль в развитии человечества. Помимо того, что он стал источником света, тепла и защитой, также он отразился и на интеллектуальном развитии древних людей.
Роль огня в жизни современного человека
Сегодня уже раскрыт подлог многих современных чудес, связанных с религией. Например, были засняты акты тайного прокалывания рук, чтоб на них получились стигматы. Экспертиза показала, что заплакавшая кровью статуя падре Пио в южной Италии, оказывается, рыдала женской кровью, видимо, одной их верующих. Этот факт подтвердил догадку об источниках кровавых излияний на других религиозных предметах – кровь просто подбрасывалась заинтересованными людьми. Католическая церковь Австралии исключила из чудес слезы, которые якобы источала статуя Девы Марии, привлекавшая тысячи паломников в окрестности города Перт на западе страны. Независимая комиссия пришла к выводу, что «слезы» в действительности представляли собой смесь растительного и парфюмерного масел с ароматом розы.
Стоит отметить, что согласно данным Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» «Седмица.RU» (www.sedmitza.ru), с 1905 по 2002 годы католическая церковь после исследования 296 претендующих на божественную природу удивительных явлений признала чудесами только 12 из них. В православии тоже есть специальная комиссия «по чудесам». Большая часть явлений, претендующих на чудо, не признаются ею за божественные, так как раскрываются «фокусы» их возникновения.
Это же касается и чудес, творимых «святыми» людьми. Известный современный православный богослов Фома Хопко (1939 г.) в главе «Святые» в своей книге «Основы Православия», признает факты прибавления несуществующих чудес в перечень деяний святых:
Безусловно, руками апостолов, пророков и первых христиан Бог творил много знамений. Но чудеса «святых» популярных ныне церквей, мы вынуждены поставить под сомнение. Ведь, если известны и признаются факты некоторых подлогов, то как можно доверять всем остальным подобным случаям с учетом прямого интереса церкви в популяризации культа святых. Я думаю, со временем будут раскрыты и другие псевдочудеса, хотя исторические церкви не особо допускают к этим расследованиям сторонних исследователей и экспертов.
«Теперь все вы видели причину мнимых слез. Я не сомневаюсь, что вы везде будете рассказывать о том, в чем собственными своими глазами уверились; это послужит к доказательству пустоты и к опровержению глупого, а может быть и злобного толкования этого ложного чуда ».
Пока до конца не раскрыта тайна появления Благодатного огня на православную Пасху у гроба Гоподня. Однако и это чудо уже давно многими людьми поставлено под сомнение. Первые упоминания о нем датируются IX веком. А в XII веке мусульманином Ибн-ал-Каланиси было сделано предположение о его возникновении:
Существуют и иные любопытные свидетельства о чуде Благодатного огня. Известный православный ученый-востоковед, епископ Чигиринский Порфирий (Успенский) (1804–1885 гг.) в труде «Книга бытия моего» рассказывал о неком иеродиаконе Григории, который забравшись в часовню гроба в то время, когда по общему верованию сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто от спрятанной там лампады. В этой же книге Порфирий приводит рассказ, услышанный из уст митрополита Дионисия, который, по его словам, был свидетелем признания наместника Иерусалимского патриарха митрополита Мисаила в том, что в кувуклии тот зажигает огонь от лампады, скрытой за движущейся мраморной иконой Воскресения Христова.
Что касается необжигающих свойств огня, то и этому чуду есть простое объяснение. Химикам хорошо известен так называемый холодный огонь. Им горят многие эфиры органических и неорганических кислот. Температура такого горения зависит от концентрации эфира в воздухе и условий теплообмена. Горящим эфиром можно обтирать тело, а его облако вполне может перемещаться в пространстве, так как тяжелее воздуха. То есть можно заблаговременно изготовить «специальные» свечи и затем продать приезжим (в храме предлагают зажигать связки свечей по 33 штуки, которые продаются неподалеку). Естественно, эфир быстро сгорает, поэтому «чудо» может длиться только непродолжительное время. Далее «волшебный» огонь приобретает обыкновенные свойства обжигать все, к чему он прикасается. Естественно, данные комментарии не особо популярны, поэтому не известны широкой публике. Чудо Благодатного огоня можно проверить – зажечь от него после несшествия привезенную с собою свечку и потрогать пламя рукой.
Но, наверное, самым серьезным свидетельством против чуда Благодатного огня является таинственность его появления. Почему церковь не позволяет независимым экспертам зафиксировать факт чуда? Зачем Богу скрывать Свою силу? Если Господь и так по какой-то причине дает ежегодно это знамение, то Он сразу «утрет нос» сомневающимся. Ведь при пророке Илии Господь явил Свою Славу, ниспослав огонь на жертвенник, залитый водой, в присутствии сотен свидетелей (см. 3 Цар. 18:32-38).
Я думаю, сейчас не помешает напомнить о том, что у чуда могут быть разные «источники»: Бог и дьявол. Ведь и сатана может подделывать чудеса Бога. Поэтому апостол Иоанн в книге Откровение предупреждал людей:
А третий источник чуда, как мы с вами увидели, – это человек. Он, как мы знаем, тоже заинтересован в сохранении и преумножении чудес.
Закончить этот раздел хотелось бы повторением объективных фактов:
1. Ветхий Завет запрещает почитание кумиров, изображений и служение им.
2. Во времена Ветхого Завета святыням не поклонялись.
3. В ветхозаветное время храм на земле был только один, и все святыни «принадлежали» только ему. По разным городам верующие святынь не имели и по домам их не хранили.
4. В ветхозаветный храм никто не входил, кроме священников – левитов из рода Аарона. Утварь храма, в том числе ковчег никто кроме них не видел. Согласно Божьему закону, даже в случае необходимости перемещения, все предметы святилища перед выносом из него предварительно тщательно заворачивались.
5. Служение в ветхозавтеном храме не было похоже на современное. Оно было кратковременным: добавление масла в семисвечник, каждение фимиамом перед завесой святая-святых, возложение хлебов предложения.
6. Евреи никогда не почитали кости мертвых «святых» как чудотворные, не рисовали изображения пророков, не совершали паломничества к святым местам – только в Иерусалим во исполнение закона Моисея по установленным праздникам и для жертвоприношения;
7. Новый Завет запрещает любое почитание идолов.
8. Нет археологических данных и письменных свидетельств, подтверждающих почитание первыми христианами (I в. – первая половина IV в.) изображений и святынь.
9. Стремительно популярность святынь начала расти после превращения христианства в государственную религию в IV веке, когда добровольно-принудительно были оцерквлены большие массы язычников.
10. Нет археологических данных и письменных свидетельств I в. – начала IV в., подтверждающих наличие у христиан в это время храмов или зданий их напоминающих. Храмы, как культовые сооружения, христиане начали строить в IV веке после возвеличивания церкви и ее служителей в связи с переходом под крыло государства. До этого, христиане проводили собрания в частных владениях, молитвенных домах и катакомбах.
12. Первые христиане «настенные» изображения использовали так, как они применялись в ветхозаветном святилище – только для оформления.
13. Иконы, якобы принадлежащие Евангелисту Луке, не отдаются на всеобщее исследование независимым экспертам, чтобы подтвердить их возраст. В то же время по стилю и способу изготовления они сильно отличаются от античного изобразительного искусства первых веков нашей эры.
14. Христиане первых столетий (II в. – первая половина IV в.) в многочисленных богословских трудах и переписках почитание изображений, святынь и возведение храмов, как культовых сооружений, называли сугубо языческими обычаями и считали невозможным применение этих форм богопоклонения в христианстве.
Ещё в середине XX века профессор кафедры Священного писания Ветхого Завета и кафедры древнееврейского языка, магистр богословия и протоиерей Александр Осипов, обработав огромный исторический материал, показал, что никакого регулярного «чуда самовозгорания» не было. А был древний символический обряд благословения огня, который зажигали священники над Гробом Господним в кувуклии.
Примерно в то же время, что и Осипов, похожую работу провел магистр богословия, доктор церковной истории, почетный член Московской духовной академии, а также член двух Поместных Соборов профессор Н. Успенский. Человек он в церкви не последний и очень уважаемый, награжденный многими церковными орденами. Так вот, в октябре 1949 года на Совете Духовной академии он сделал обширный научный доклад об истории иерусалимского огня, в котором констатировал факт обмана паствы, и даже объяснил причины возникновения легенды о самовозгорании.
А что касается морального аспекта этого обмана, Успенский восклицает: «Сколь велика и священна в православном отечестве молва о возжжении Святого огня, столь тягостно для взоров и сердца самое зрелище оного в Иерусалиме!»
В чем заключается значение огня в жизни человека?
Соприкасаясь с природой, человек будет вынужден много времени проводить под открытым небом. Если польет дождь, тогда одежда станет мокрой. Контакт с водной средой, а именно реками, озёрами, морями, также может сделать одежду мокрой. Оставаться в мокрой одежде означает, простудиться, причём очень сильно. Просушить одежду можно на ветре, если летняя пора или с помощью огня.
Сможете ли вы съесть сырую рыбу? А как насчёт сырой птицы, например куропатки? Может и придётся съесть что то в сыром виде если у вас не будет огня.
Кроме всего прочего огонь может использоваться как источник освещения.
Наверное сложно найти животное которое не боится огня, особенно если горящую ветку сунуть прямо в лицо зверю, бегство будет моментальным.
На протяжении человеческой истории огонь часто использовали как средство коммуникации. В темноте огонь виден на несколько километров, дым от огня далеко виден в светлое время суток. Сигнальные огни зажигали если нападал враг. Огнь может также выдать ваше присутствие человеку или зверю. Например разожжённый в темном лесу костер, легко привлечет какого нибудь медведя не только своим светом и запахом костра.
Соприкасаясь с природой, человек будет вынужден много времени проводить под открытым небом. Если польет дождь, тогда одежда станет мокрой. Контакт с водной средой, а именно реками, озёрами, морями, также может сделать одежду мокрой. Оставаться в мокрой одежде означает, простудиться, причём очень сильно. Просушить одежду можно на ветре, если летняя пора или с помощью огня.
Сможете ли вы съесть сырую рыбу? А как насчёт сырой птицы, например куропатки? Может и придётся съесть что то в сыром виде если у вас не будет огня.
Кроме всего прочего огонь может использоваться как источник освещения.
Наверное сложно найти животное которое не боится огня, особенно если горящую ветку сунуть прямо в лицо зверю, бегство будет моментальным.
На протяжении человеческой истории огонь часто использовали как средство коммуникации. В темноте огонь виден на несколько километров, дым от огня далеко виден в светлое время суток. Сигнальные огни зажигали если нападал враг. Огнь может также выдать ваше присутствие человеку или зверю. Например разожжённый в темном лесу костер, легко привлечет какого нибудь медведя не только своим светом и запахом костра.
Роль огня в жизни человека — Часть 1
МОУ СОШ №2 ДОУ «Детский сад №2»Локомотивный городской округ. Подготовил: воспитатель второй категорииВигнер Т. В.
Цель: Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную. Закрепить знания о вреде и пользе огня.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей с историей использования огня человеком. Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности. Научить детей осторожному обращению с огнём. Сформировать элементарные знания об опасности шалостей с огнём (спички, электроприборы и т. д.), об опасных последствиях пожаров в помещении, в лесу. Закрепить знания детей о вреде и пользе огня. Формировать элементарные навыки в поведении при возникновении пожара, закрепить знание номера пожарной службы.
Развивающие:
Развивать речевую активность детей, поощрять стремление рассуждать, высказывать своё мнение. Развивать умение анализировать и аргументировать свои суждения, внимание. Развивать речь, обогащать активный словарный словарь (пожарная безопасность).
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать, в том числе товарищей, дополнять их ответы. Воспитывать уважение, интерес, любовь к профессии людей помогающие людям тушить пожар, к профессии пожарного.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о труде пожарных, чтение рассказов, стихотворений о пожаре. Заучивание стихотворений, пословиц о пожаре, рассматривание сюжетных картинок на противопожарную тематику, просмотр мультфильма С. Я. Маршака «Кошкин дом», К. Чуковский «Путаница», «Спаси». Чтение литературных произведений о пожаре С. В. Михалков «Дядя Стёпа», С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Заучивание загадок об огне предметах связанных с ним, об электроприборах. Выставка детских рисунков совместно с родителями. Изготовление уголка в группе по пожарной безопасности.
Оборудование:
- Плакаты и рисунки по пожарной безопасности, иллюстрации с изображением различных пожарных ситуаций, полезного применение огня, спички, мяч для игры, цветные карандаши, пожарная машина для краски, кисти, салфетки, непроливайка по количеству детей. Музыкальное оформление, слайды.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «Он красив и ярко красен, но он жгуч, горяч, опасен» (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Давным-давно человек добыл огонь. Шли годы, тысячелетия. Люди постепенно научились использовать силу огня. Ребята скажите, для чего человеку нужен огонь? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы правильно: для приготовления пищи, греемся у огня, выплавляем металл.
Воспитатель: Огонь добыли древние люди, жили они в пещерах и у нас на Южном Урале в горах тоже жили пещерные люди. И чтобы согреться в своих пещерах они разводили костер. Жизнь этих людей зависела от огня и поэтому они сами научились добывать его. Огонь добывается трением (Слайд 4) или высеканием, когда люди били камнем о камень.
Воспитатель: На Южном Урале древние люди научились гончарному делу.
Воспитатель: Для обжига посуды тоже нужен был огонь. Люди стали делать печи для обжига. (слайд 7), а для того чтобы согреть дом люди стали делать печи и камины из камня. (слайд 8). Затем люди придумали новый способ отопления – пустили по трубам воду. А сделать ее горячей помогает тоже огонь. С помощью огня совершается много полезных дел, он верно служит людям в быту и на производстве.
Ребенок 1:
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет
Ребенок 2:
Какой огонь добрый, красивый
От него исходит тепло
На привале он помог
Суп варил, картошку пек
Для похода он хорош
Но с собой не унесешь
Воспитатель: Но, случается, что из верного друга огонь превращается в коварного злодея и уничтожает все за считанные минуты.
Ребенок 3:
Да огонь бывает разный
Огонь добрый, огонь злой
Злой огонь – огонь пожара
Злой огонь – огонь войны
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны
Жители земного шара
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны.
Воспитатель: Очень опасна огненная стихия – пожар. При пожаре сгорают вещи, квартиры, дома, леса , А главное гибнут люди и дети. Как же возникает пожар? (ответы детей)
Воспитатель: Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят в лесу или вблизи строений люди, как правило забывают тушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояние, образуя новые очаги возгорание.
(Воспитатель достает коробочку и проводит плоскостную данетку. Дети догадываются, что это спичечный коробок)
Воспитатель: Спички наши помощники и друзья, но их нельзя разжигать и бросать ради забавы. Тогда они превращаются в злого врага для человека.
Ребенок 4:
Чтобы не было пожара
Нужно людям твердо знать
Спички детям не давать
И окурки не бросать
Ведь пожары на планете
Часто хуже, чем война
Те же жертвы, разрушения
И для жителей беда
Воспитатель: Ребята вы говорили, что причиной возникновения пожара могут стать электроприборы. Конечно же, хорошо, что вы помогаете своим родителям готовить обед или гладить белье. Но нужно помнить о пожарной безопасности. Грозит пожаром, оставленный без присмотра утюг или плитка, газ, обогреватель. А уходя из дома нужно выключать все электроприборы.
Ребенок 5:
Если кто-то гладил брюки
И не выключил утюг,
Без дома и без брюк,
Ведь огонь не управляем
Очень много силы в нем
Мы вас просто умоляем
Осторожнее с огнем!
Воспитатель: Давайте представим, что случился пожар. Что делать? (ответы детей)
Воспитатель: А если в квартире много дыма? (ответы детей)
Воспитатель: Как вызвать пожарную команду если случился пожар? (ответы детей)
Воспитатель: Кто приезжает на вызов? (ответы детей)
Воспитатель: Что нужно сообщить по телефону? (ответы детей)
Ребенок 6:
Если в комнате у вас
Слезы катятся из глаз
Так как дым клубами вьется
И огонь жует палас
Нужно мужество найти
К телефону подойти
Постараться вспомнить цифры
Смело трубку в руки взять
Ребенок 7:
И назвать еще потом
И квартиру, где живете
И с каким она замком
И еще сказать фамилию свою
Также номер телефона, у которого стою.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что вы устали, и я вам предлагаю немного отдохнуть. Я вам буду кидать мяч по очереди, и говорить начало предложения, а вы это предложение должны закончить.
— что нужно делать, если возник пожар в квартире?
(позвонить по телефону 01)
— можно ли играть со спичками?
(нельзя, спички причина пожара)
— чем можно тушить пожар?
(водой, огнетушителем, песком, стиральным порошком, одеялом)
— назови номер пожарной службы?
— что мы должны сообщить, вызывая пожарных?
(адрес, ФИО, что и где горит)
— что нужно делать, если в квартире много дыма?
(закрывать нос и рот мокрым платком и двигаться к выходу)
— можно ли сушить вещи на электрических обогревателях?
(нет, это может быть причиной пожара)
— что нужно сделать, уходя из дома?
(убедится, что все электроприборы выключены и ничего не оставлено на включенной плите)
— можно ли пользоваться неисправными электроприборами?