роль неметаллов в жизни человека
Презентация «Неметаллы и наш организм»
Описание презентации по отдельным слайдам:
НЕМЕТАЛЛЫ и НАШ ОРГАНИЗМ Выполнила: преподаватель химии Гордеева С.В. БУ «Нефтеюганский политехнический колледж».
В настоящее время известно более ста химических элементов, однако только небольшое число из них входит в состав живого на планете Земля. 16 элементами жизни являются : 10 металлов (Na, K, Mg, Ca, Zn, Cu, Co, Mn, Fe, Mo) и 6 неметаллов (H, O, N, C, P, S), составляющих основу биологически важных молекул и макромолекул. Элементы, находящиеся в небольших количествах в живых организмах и растениях (B, Cr, F, Cl, Br, I, Se, Si).
Кремний в организме человека Кремний принимает участие в процессе роста костной ткани, в формировании хрящей и других соединительных тканей, кроме того, способствует поддержанию эластичности стенок сосудов на клеточном уровне. Кремний играет главную роль в соединительных компонентах ткани: эластине, коллагене, муколисахаридах. Снижение с возрастом уровня кремния в аорте свидетельствует о значимости микроэлемента в развитии атеросклероза.
Продукты с самым высоким содержанием кремния неочищенное зерно, продукция из хлебных злаков; крупы (коричневый рис); корнеплоды овощей (топинамбур, картофель с кожурой, свекла, редька, репа, редис, лук); водоросли; отруби; зелень; ягоды; минеральные воды.
Недостаток кремния Недостаток кремния в организме развивается, если количество поступления микроэлемента составляет 5 мг в день и меньше. Уровень кремния снижает избыток алюминия, употребление рафинированных пищевых продуктов. Нормализации содержания микроэлемента способствует рацион, богатый пищевыми волокнами.
Йод в организме человека принимает участие в регуляции: энергетического обмена, температуры тела; скорости биохимических реакций; обмена белков, жиров, водно-электролитного обмена; процессов роста и развития организма, включая нервно-психическое развитие.
Польза йода: обеспечивает большей энергией, способствует росту, облегчает соблюдение диеты за счет сжигания избыточного жира, активизирует умственную работу, гарантирует здоровье зубам, коже, ногтям, волосам.
Симптомы дефицита йода в организме: 1.Увеличение выработки гормонов щитовидной железы. 2.Образование зоба. 3.Возникновение йододефицитных патологий: • упадок сил, снижение работоспособности, сонливость, развитие отеков конечностей, туловища, лица; • повышенный уровень холестерина; • прибавление массы тела; • понижение интеллектуального уровня: • глухонемота; • различные виды параличей;
Фтор в организме человека Организм человека содержит фтор (fluorine) и фторид (соединение фтора с компонентами) в костях, зубах, кожном покрове и щитовидной железе. Содержание фтора примерно 2,6 г.
Свойства фтора Зубы: фтор требуется для формирования эмали и твердой ткани зубов. Он оберегает зубы от кариеса и различных разрушений. Костная система: адекватное потребление фтора способствует укреплению костей, предотвращению дегенеративных процессов. Иные функции: фтор содействует быстрому заживлению ран и улучшению усвоения железа.
Фтор в продуктах питания морская рыба (самая большая концентрация в соме, треске, скумбрии), морская капуста; печень, баранина, телятина, молоко, яйца; хлеб грубого помола, рис, овсяная крупа; лук, шпинат, яблоки; орехи.
Хлор в организме человека. Содержание хлора (chlorine) в организме приблизительно 115г, накопление макроэлемента происходит в коже, мышцах скелета, висцеральной ткани, концентрация во внеклеточном пространстве.
Хлор в продуктах питания Фактически все пищевые продукты содержат хлор от 2 до 160 мг%. В особенности богаты макроэлементом мясные продукты, молочная продукция, хлеб. пищевая соль; оливы;
Недостаток хлора Основными причинами недостатка хлора у человека является незначительное количество поступления с пищей и нарушения обмена хлора. Дефицит хлора встречается у детей на искусственном вскармливании.
Функции фосфора. Кости, зубы: в качестве компонента фосфата кальция фосфор является базовым элементом костей и зубов. И это главная функция макроэлемента. Деление клеток: фосфор находится в составе фосфолипидов и фосфопротеинов в структуре мембран клеток, а также в составе нуклеиновых кислот, принимающих участие в процессах деления клеток, роста, хранения и применения генетической информации. Синтез энергии: фосфор требуется для преобразования белков, углеводов и жиров в энергию. Он входит в состав молекулы аденозин трифосфата (ATP), который является аккумулятором энергии, обеспечивающим энергозависимые процессы в клетках тканей, особенно в мышечной и нервной. Обмен веществ: фосфор принимает участие в метаболизме и продуцирование углеводов и белков. ЦНС: фосфор вовлечен в процесс передачи нервных импульсов.
Польза фосфора благоприятствует росту и восстановлению организма; способствует нормализации энергетического обмена; снижает болевые ощущения при артритах; оказывает укрепляющее воздействие на зубы; улучшает метаболизм; содействует делению клеток; координирует кислотно-щелочной баланс.
Фосфор в продуктах молоко, молочные продукты (сыры); мясо, субпродукты (говяжья печень), птица, яйца; рыба, икра осетровых; хлеб, овсяная и гречневая крупы; орехи грецкие, семечки; овощи, зелень (тыква, петрушка, капуста, шпинат, чеснок, морковь).
Селен в организме человека Селен — важный микроэлемент, являющийся частью многих ферментов и благодаря этому играющий важную роль в работе многих органов и систем организма. Основная биологическая роль селена связана с проявлением его антиоксидантных свойств, т. к. селен является частью одного из ключевых антиоксидантных ферментов — глутатионпероксидазы. Дефицит селена может привести к усилению перекисного окисления липидов, которое в свою очередь может привести к поражению многих структур клетки, и как следствие — к возникновению ряда патологических состояний.
Свойства селена Самое замечательное свойство селена – борьба со старением. Он защищает клетки от свободных радикалов, а в комплексе с витамином Е раскрывает мощные антиокислительные свойства. Селен защищает организм от тяжелых металлов и вредных веществ, тем самым заслуживая славу экологопротектора.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
В настоящее время известно более ста химических элементов, однако только небольшое число из них входит в состав живого на планете Земля. 16 элементами жизни являются : 10 металлов (Na, K, Mg, Ca, Zn, Cu, Co, Mn, Fe, Mo) и 6 неметаллов (H, O, N, C, P, S), составляющих основу биологически важных молекул и макромолекул. Элементы, находящиеся в небольших количествах в живых организмах и растениях (B, Cr, F, Cl, Br, I, Se, Si). В данной презентации рассматриваются роль неметаллов для организма человека. К чему приводит избыток и недостаток неметаллов для нашего организма. В каких продуктах содержатся жизненноважные неметаллы.
Номер материала: 571200
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Учителя рассказали, какую зарплату хотели бы получать
Время чтения: 1 минута
Онлайн-регистрация на ГИА для школьников Москвы откроется 1 октября
Время чтения: 2 минуты
На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании
Время чтения: 2 минуты
Названы пять призёров конкурса «Учитель года России – 2021»
Время чтения: 6 минут
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Роль неметаллов в жизни человека
Вы, очевидно, помните, что самой первой научной классификацией химических элементов было деление их на металлы и неметаллы. Эта классификация не потеряла своей значимости и в настоящее время.
Это определение оставляет в стороне элементы VIII группы главной подгруппы — инертные или благородные газы, атомы которых имеют завершенный внешний электронный слой. Электронная конфигурация атомов этих элементов такова, что их нельзя отнести ни к металлам, ни к неметаллам. Они являются теми объектами, которые в естественной системе четко разделяют элементы на металлы и неметаллы, занимая между ними пограничное положение. Инертные или благородные газы («благородство» выражается в инертности) иногда относят к неметаллам, но чисто формально, по физическим признакам. Эти вещества сохраняют газообразное состояние вплоть до очень низких температур.
Инертность в химическом отношении у этих элементов относительна. Для ксенона и криптона известны соединения с фтором и кислородом. Несомненно, в образовании этих соединений инертные газы выступали в роли восстановителей.
Однако следует особо остановиться на двойственном положении водорода в Периодической системе: в I и VII группах главных подгрупп. Это не случайно. С одной стороны, атом водорода, подобно атомам щелочных металлов, имеет на внешнем (и единственном для него) электронном слое один электрон (электронная конфигурация 1s1), который он способен отдавать, проявляя свойства восстановителя.
При обычных условиях водород Н2 — газ. Его молекула, подобно галогенам, двухатомна.
У атомов неметаллов преобладают окислительные свойства, то есть способность присоединять электроны. Эту способность характеризует значение электроотрицательности, которая закономерно изменяется в периодах и подгруппах (рис. 47).
Конфигурация внешнего электронного слоя
Другие неметаллы могут проявлять восстановительные свойства, хотя и в значительно более слабой степени по сравнению с металлами; в периодах и подгруппах их восстановительная способность изменяется в обратном порядке по сравнению с окислительной.
Химических элементов-неметаллов всего 161 Совсем немного, если учесть, что известно 114 элементов. Два элемента-неметалла составляют 76% от массы земной коры. Это кислород (49%) и кремний (27%). В атмосфере всодержнтся 0,03% от массы кислорода в земной коре. Неметаллы составляют 98,5% от массы растений, 97,6% от массы тела человека. Шесть неметаллов — С, Н, О, N, Р и S — биогенные элементы, которые образуют важнейшие органические вещества живой клетки: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В состав воздуха, которым мы дышим, входят простые и сложные вещества, также образованные элемента ми-неметаллами (кислород О2, азот, углекислый газ СО2, водяные пары Н2О и др.).
Водород — главный элемент Вселенной. Многие космические объекты (газовые облака, звезды, в том числе и Солнце) более чем наполовину состоят из водорода. На Земле его, включая атмосферу, гидросферу и литосферу, только 0,88%. Но это по массе, а атомная масса водорода очень мала. Поэтому небольшое содержание его только кажущееся, и из каждых 100 атомов на Земле 17 — атомы водорода.
Простые вещества-неметаллы. Строение. Физические свойства
В простых веществах атомы неметаллов связаны кова-лентнон неполярной связью. Благодаря этому формируется более устойчивая электронная система, чем у изолированных атомов. При этом образуются одинарные (например, в молекулах водорода Н2, галогенов Ки, Вг2), двойные (например, в молекулах серы тронные (например, в молекулах азота ковалентные связи.
Как вам уже известно, простые вещества-неметаллы могут иметь:
1. Молекулярное строение. При обычных условиях большинство таких веществ представляют собой газы или твердые вещества и лишь единственный бром (Вг2) является жидкостью. Все эти вещества молекулярного строения, поэтому летучи. В твердом состоянии они легкоплавки из-за слабого межмолекулярвого взаимодействия, удерживающего их молекулы в кристалле, и способны к возгонке.
2. Атомное строение. Эти вещества образованы длинными цепями атомов. Из-за большой прочности ковалентных связей они, как правило, имеют высокую твердость, и любые изменения, связанные с разрушением ко-валентной связи в их кристаллах (плавление, испарение), совершаются с большой затратой энергии. Многие такие вещества имеют высокие температуры плавления и кипения, а летучесть их весьма мала. (На рисунке 47 подчеркнуты символы тех элементов-неметаллов, которые образуют только атомные кристаллические решетки.)
Многие элементы-неметаллы образуют несколько простых веществ — аллотропных модификаций. Как вы помните, это свойство атомов называют аллотропией. Аллотропия может быть связана и с разным составом молекул, и с разным строением кристаллов. Аллотропными модификациями углерода являются графит, алмаз, карбин, фуллерен (рис. 48).
Элементы-неметаллы, обладающие свойством аллотропии, обозначены на рисунке 47 звездочкой. Так что простых веществ-неметаллов гораздо больше, чем химических элементов- неметаллов.
Вы знаете, что дли большинства металлов, за редким исключением (золото, медь и некоторые другие), характерна серебристо-белая окраска. А вот у простых веществ-неметаллов гамма цветов значительно разнообразнее.
Химические свойства
Как мы уже отмечали, для атомов неметаллов, а следовательно, и для образованных ими простых веществ характерны как окислительные, так и восстановительные свойства.
Окислительные свойства простых веществ неметаллов
1. Окислительные свойства неметаллов проявляются в первую очередь при их взаимодействии с металлами (как вы знаете, металлы всегда восстановители):
Окислительные свойства хлора Сl2 выражены сильнее, чем у серы, поэтому и металл Ре, который имеет в соединениях устойчивые степени окислеиия +2 b +3. окисляется им до более высокой степени окисления.
2. Большинство неметаллов проявляют окислительные свойства при взаимодействии с водородом. В результате образуются летучие водородные соединения.
3. Любой неметалл выступает в роли окислителя в реакциях с теми неметаллами, которые имеют более низкое значение элек-троотрицател ьности:
Электроотрицательность серы больше, чем у фосфора, поэтому она здесь проявляет окислительные свойства.
Электроотрицательность фтора больше, чем у всех остальных химических элементов, поэтому он проявляет свойства окислителя.
Фтор самый сильный окислитель из неметаллов, проявляет в реакциях только окислительные свойства.
Сильный окислитель хлор Сl2 окисляет хлорид железа(II) в хлорид железа(III).
Вы помните, конечно, качественную реакцию на непредельные соединении — обесцвечивание бромной воды.
Восстановительные свойства простых веществ — неметаллов
При рассмотрении реакции неметаллов друг с другом мы уже отмечали, что в зависимости от значений их электроотрицательности одни из них проявляет свойства окислителя, а другой — свойства восстановителя.
1. По отношению к фтору все неметаллы (даже кислород) проявляют восстановительные свойства.
2. Разумеется, неметаллы, кроме фтора, служит восстановителями при взаимодействии с кислородом:
8 Многие неметеллы могут выступать в роли восстановителя в реакциях со сложными веществами окислителями:
Существуют и такие реакции, в которых один и тот же неметалл является одновременно и окислителем, в восстановителем, это реакции самоокисления-самовосстановления.
Итак, подведем итоги! Большинство неметаллов могут выступал в химических реакциях как в роли окислителя, так и в роли восстановителя (восстановительные свойства не присущи одному только фтору).
Водородные соединения неметаллов
Общим свойством всех неметаллов является образование летучих водородных соединений, в большинстве которых неметалл имеет низшую степень окисления.
Известно, что наиболее просто эти соединения можно получить непосредственно взаимодействием неметаллв е водородом, то есть синтезом.
Вм водородные соединении неметаллов обдоэоьаны коналентны-ми полярными свялямн, имеют молекулярное строение и при обычных условиях является газами, кроме воды (жидкость). Лла водородных соединений неметаллов характерно рвалнчное отношение к воде. Метай и енлан в ней практмческя нерастворимы. Аммиак при расстворении в воде образует слябое основание — гидрат аммиака.
Кроме рассмотренных свойств, водородные соединения неметаллов в окислительно-восстановительных реакциях всегда проявляют свойства восстановителен, ведь в них неметалл имеет низшую степень окисления.
Оксиды неметаллов и соответствующие им гидроксиды
В оксидах неметаллов связь между атомами ковалентная полярная. Среди оксидов молекулярного строения есть газообразные, жидкие (летучие), твердые (летучие).
Оксиды неметаллов делят на две группы: несолеобразующие и голеобразующие. При растворении кислотных оксидов в воде образуются гидраты оксидов — гидроксиды, по своему характеру являющиеся кислотами. Кислоты и кислотные оксиды в результате химических реакций образуют соли, в которых неметалл сохраняет степень окисления.
Оксиды и соответствующие им гидроксиды — кислоты, в которых неметалл проявляет степень окисления, равную номеру группы, то есть высшее ее значение, называют высшими. При рассмотрении Периодического закона мы уже характеризовали их состав и свойства.
усиление кислотных свойств оксидов и шдронепдоп В пределах одной главной подгруппы, например, VI группы действует следующая закономерность изменения свойств высших оксидов и гидроксидов.
Если неметалл образует два или более кислотных оксидов, а значит, и соответствующих кислородсодержащих кислот, то их кислотные свойства усиливаются с увеличением степени оксиления неметалла.
Оксиды и кислоты, в которых неметалл имеет высшую степень окисления, могут чроявлять только окислительные свойства.
Оксиды и кислоты, где неметалл имеет промежуточную степень окисления, могут проявлять и окислительные, и восстановительные свойства.
Практические задания
9. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие переходы:
Роль неметаллов в жизни человека
Неметаллы в жизни человека играют огромную роль, так как без них невозможна жизнь не только человека, но и других живых организмов. Ведь благодаря таким неметаллическим элементам, как кислород, углерод, водород и азот, образуются аминокислоты, из которых затем образуются белки, без чего не может существовать все живое на Земле.
Давайте внимательно рассмотрим картинку внизу, на которой представлены основные неметаллы:
А теперь давайте рассмотрим некоторые неметаллы более подробно и узнаем их значение, которое они играют в жизни человека и в его организме.
Полноценная жизнь человека зависит от воздуха, которым он дышит, а в воздухе содержатся неметаллы и соединения между ними. Обеспечением важнейших функций нашего организма, занимается кислород, а азот и другие газообразные вещества его разбавляют, и тем самым защищают наши дыхательные пути. Ведь, с курса биологий вам уже известно, что все защитные функции организма тесно связаны с наличием кислорода.
От проникновения губительного УФ излучения, на защиту нашего организма становиться озон.
Такой необходимый микроэлемент, как сера, в организме человека выступает в роли минерала красоты, так как благодаря ней, кожа, ногти и волосы, будут оставаться здоровыми. Также, не стоит забывать, что сера принимает участие в формировании хрящевой и костных тканей, помогает улучшить работу суставов, укрепляет нашу мышечную ткань и выполняет еще много других функций, которые очень важны для здоровья человека.
Анионы хлора также играют важную биологическую роль для человека, так как принимают участие в активизации некоторых ферментов. С их помощью поддерживается благоприятная среда в желудке и поддерживается осмотическое давление. Хлор, как правило, попадает в организм человека, благодаря поваренной соли при приеме пищи.
Помимо важных качеств, которые неметаллы оказывают на человеческий организм, и другие живые организмы, эти вещества применяют и в других различных отраслях.
Применение неметаллов
Такая разновидность неметаллов, как водород, широко применяется в химической промышленности. Его используют для синтеза аммиака, метанола, хлороводорода, а также для гидрогенизации жиров. Также, не обойтись без участия водорода, в качестве восстановителя и при производстве многих металлов и их соединений.
Широко применяется водород и в медицине. При обработке ран и для остановки мелких кровотечений используют трех процентный раствор перекиси водорода.
Для производства соляной кислоты, каучука, винилхлорида, пластмасс, а также и многих органических веществ, применяют хлор. Его используют в таких промышленностях, как текстильная и бумажная, в качестве отбеливающего средства. На бытовом уровне, хлор незаменим для обеззараживания питьевой воды, так как, обладая окислительными свойствами, он имеет сильное дезинфицирующее действие. Такими же свойствами обладают и хлорная вода, и известь.
В медицинских целях, как правило, в качестве физраствора, используется хлорид натрия. На его основе производят многие водорастворимые лекарства.
Такой неметалл, как сера, используют для производства серной кислоты, пороха, спичек. Также он применяется при вулканизации каучука. Ее применяют в производстве красителей и люминофоров. А коллоидная сера необходима в медицине.
Сера нашла применение и в сельском хозяйстве. Ее используют, как фунгицид, для борьбы с различными вредителями.
В синтезе полимерных материалов, а также для изготовления различных медицинских препаратов, широкое применение получили и такие неметаллы, как йод и бром.
Учебный проект «неметаллы в нашей жизни»
Данный проект осуществляли учащиеся 9-го класса, заинтересовавшиеся ролью неметаллов в жизни человека.
Учебный проект по химии
«Неметаллы в нашей жизни».
— Работа над проектом.
Метод проектов является одной из составных частей обучения химии. Этот метод наиболее полно отражает два основных принципа коммуникативного подхода к обучению химии: мотивации к учению – в проектной деятельности она всегда положительная – и личный интерес: проект отражает интересы учащихся, их собственный мир. Учащиеся 9-а класса осуществили данный проект в рамках изучения химии.
Тема проекта: «Неметаллы в нашей жизни».
Количество учащихся: 4.
Время работы над проектом: около 2 месяцев.
Форма работы: урочно – внеурочная.
Цели образовательные и воспитательные:
— развивать интерес к предмету;
— развивать умение проектировать, работать с информационным текстом, дополнительной литературой, вести поиск нужной информации;
— развивать навыки коммуникативности в ролевом взаимодействии.
Мотивация к работе основывалась на интересе к данной теме.
Тему «Неметаллы» изучали на уроках согласно плану, но только 4 учащихся захотели проработать её более глубоко: Рябинин Андрей, Лазукина Татьяна, Петелина Татьяна, Стрекова Анастасия. Все участники проекта собирали материал, который в виде презентации оформил Рябинин Андрей.
Работа над проектом
1 этап (организационный): выбрав тему своего исследования, учащиеся определили задачи и спланировали свою деятельность. Роль учителя – направляющая на основе мотивации.
2 этап (поисковый и исследовательский): учащиеся собирали информацию по своей теме, готовили наглядное предъявление своих исследований. Роль учителя – наблюдательная, учащиеся в основном работали самостоятельно.
3 этап (предъявление проекта и его продукта). Роль учителя – сотрудничество.
Презентация проведена в форме конференции на уроке, где были представлены загадки и тест по неметаллам и сделан вывод о большой роли неметаллов в жизни человека.
Участники проекта сделали стенд, на котором представили экспонаты, содержащие те или иные неметаллы, используемые в нашей жизни.
Учебный проект по химии
«Неметаллы в нашей жизни».
— Работа над проектом.
Метод проектов является одной из составных частей обучения химии. Этот метод наиболее полно отражает два основных принципа коммуникативного подхода к обучению химии: мотивации к учению – в проектной деятельности она всегда положительная – и личный интерес: проект отражает интересы учащихся, их собственный мир. Учащиеся 9-а класса осуществили данный проект в рамках изучения химии.
Тема проекта: «Неметаллы в нашей жизни».
Количество учащихся: 4.
Время работы над проектом: около 2 месяцев.
Форма работы: урочно – внеурочная.
Цели образовательные и воспитательные:
— развивать интерес к предмету;
— развивать умение проектировать, работать с информационным текстом, дополнительной литературой, вести поиск нужной информации;
— развивать навыки коммуникативности в ролевом взаимодействии.
Мотивация к работе основывалась на интересе к данной теме.
Тему «Неметаллы» изучали на уроках согласно плану, но только 4 учащихся захотели проработать её более глубоко: Рябинин Андрей, Лазукина Татьяна, Петелина Татьяна, Стрекова Анастасия. Все участники проекта собирали материал, который в виде презентации оформил Рябинин Андрей.
Работа над проектом
1 этап (организационный): выбрав тему своего исследования, учащиеся определили задачи и спланировали свою деятельность. Роль учителя – направляющая на основе мотивации.
2 этап (поисковый и исследовательский): учащиеся собирали информацию по своей теме, готовили наглядное предъявление своих исследований. Роль учителя – наблюдательная, учащиеся в основном работали самостоятельно.
3 этап (предъявление проекта и его продукта). Роль учителя – сотрудничество.
Презентация проведена в форме конференции на уроке, где были представлены загадки и тест по неметаллам и сделан вывод о большой роли неметаллов в жизни человека.
Участники проекта сделали стенд, на котором представили экспонаты, содержащие те или иные неметаллы, используемые в нашей жизни.
Просмотр содержимого документа
«учебный проект «неметаллы в нашей жизни»»
«Неметаллы в жизни человека»
Неметаллы — это химические элементы, которые могут проявлять свойства как окислителя ( принимают электроны), так и восстановителя (отдают электроны).
Исключения : фтор – только окислитель,
инертные газы – могут только отдавать электроны.
Гелий, неон и аргон – соединений не образуют.
Элементы в неживой природе
Нахождение в природе
Азот и кислород, инертные газы в составе воздуха
Нахождение в природе
Мы рассмотрим лишь несколько
это газ зеленого цвета
Простое вещество хлор при нормальных условиях — ядовитый газ желтовато-зелёного цвета, с резким запахом. Молекула хлора двухатомная (формула Cl2).
Хлор очень активен — он непосредственно соединяется почти со всеми элементами периодической системы. Поэтому в природе он встречается только в виде соединений в составе минералов.
2. Отбеливающие свойства хлора известны с давних времен, хотя не сам хлор «отбеливает», а атомарный кислород, который образуется при распаде хлорноватистой кислоты.
3. Производство хлорорганических инсектицидов — веществ, убивающих вредных для посевов насекомых, но безопасные для растений. На получение средств защиты растений расходуется значительная часть производимого хлора.
4. Использовался как боевое отравляющее вещество, а также для производства других боевых отравляющих веществ: иприт, фосген.
5. Для обеззараживания воды — « хлорирования ». Наиболее распространённый способ обеззараживания питьевой воды; основан на способности свободного хлора и его соединений угнетать ферментные системы микроорганизмов, катализирующие окислительно-восстановительные процессы.
7. В химическом производстве соляной кислоты, хлорной извести, бертолетовой соли, хлоридов металлов, ядов, лекарств, удобрений.
8. В металлургии для производства чистых металлов: титана, олова, тантала, ниобия.
9. Как индикатор солнечных нейтрино в хлор-аргонных детекторах.
Оконный профиль, изготовленный
из хлорсодержащих полимеров.
Лабарракова вода (гипохлорит натрия).
Многие развитые страны стремятся ограничить использование хлора в быту, в том числе потому, что при сжигании хлорсодержащего мусора образуется значительное количество диоксинов.
Биологическая роль хлора.
В организме человека и животных хлор содержится в основном в межклеточных жидкостях (в том числе в крови) и играет важную роль в регуляции осмотических процессов, а также в процессах, связанных с работой нервных клеток.
это светло-желтое хрупкое твердое вещество, в чистом виде без запаха.
Сера существенно отличается от кислорода способностью образовывать устойчивые цепочки и циклы из атомов серы. Это кристаллическая сера — хрупкое вещество жёлтого цвета.
Природный сросток кристаллов самородной серы
На воздухе сера горит, образуя сернистый ангидрид — бесцветный газ с резким запахом: S + O2 = SO2
для организма макроэлемент, является
обязательным условием для здоровых кожи,
волос и ногтей, за что ее часто называют
суточная потребность взрослого здорового человека в сере составляет 4-6 г.
Капуста, лук, спаржа, хрен, крыжовник, виноград, яблоки, чеснок;
Крупы, бобовые, хлебобулочные изделия.
Газы – неметаллы – двухатомные молекулы
Твёрдое вещество – Неметалл- йод
Спиртовой раствор йода
При растворении брома в воде
получается бромная вода
Неметаллы малорастворимы в воде
1) Оксиды – только кислотные
(кроме NO и CO –безразличные)
2) Гидроксиды – только кислоты
Образуют летучие соединения с водородом HCl, NH 3
Строение атомов НеМе
1. Элементы расположены в главных подгруппах III –VIII групп (А).
2. На последнем уровне 3 – 7(8) электронов.
3. Радиус атома уменьшается
4. Неметаллические свойства
В периоде – увеличиваются
5. Высокая электроотрицательность.
6. Принимают электроны и отдают.
7. НеМе → кислотный оксид→кислота
8. Летучие водородные соединения
(кислоты, основания и безразличные)
Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называют аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями или модификациями
Аллотропия серы. Кристаллическая, пластическая и моноклинная
ЗАГАДКИ О НЕМЕТАЛАХ
1.Гость из космоса пришел, в воздухе приют себе нашел.
2.В доме выше всех живем, вдвоем тепло и свет даем.
3.Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается.
4.Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх.
6.Гордиться уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным.
7.Прокаленный уголек дышать пожарнику помог.
8.Белый воздуха боится, покраснел чтоб сохраниться.
10.Какой газ утверждает, что он – это не он?
11.Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества рождать?
12.Какой неметалл является лесом?