роль науки в жизни общества и государства

Роль науки в жизни общества

Наука, как основная форма человеческого познания, как совокупность истинных знаний об окружающем мире, как сфера социальной деятельности становится все более значимой и существенной частью общественной жизни. Научно-технические достижения оказывают огромное воздействие на повседневное существование человека, на все сферы его деятельности — экономическую, политическую, социальную, культурную.

Современная наука кардинально отличается от той науки, которая существовала в предшествующие столетия. Радикально изменились и ее облик, и роль, выполняемая ею в общественной жизни.

Социальные функции науки существенно менялись с ее развитием. Говоря о взаимодействии современной науки с различными сферами жизни общества, можно выделить основные виды выполняемых ею социальных функций:

Культурно-мировоззренческая — одна из основных функций науки. Развитие научных знаний явилось основой формирования научной картины мира. Именно наука отвечает на вопросы первостепенной мировоззренческой значимости: о структуре материи и строении Вселенной, о возникновении и развитии жизни, о происхождении человека и организации жизни социума. Научные знания и представления становятся важнейшим компонентом образования, социализации личности, они превращаются в наиболее существенную часть культуры общества.

Функции науки как непосредственной производительной силы общества, то есть одной из основных сил, вовлекаемых человеком в процесс предметно-практической деятельности, в процесс преобразования окружающей действительности, являются в современной мире наиболее очевидными. Они получают наглядное выражение в беспрецедентных масштабах и темпах современного научно-технического прогресса, изменяющего все сферы человеческой жизнедеятельности. И это результаты развития науки именно XX в., поскольку вплоть до середины XIX в. случаи, когда результаты науки находили практическое применение, были эпизодическими и, конечно, не вели к осознанию и рациональному использованию результатов научных исследований.

В настоящее время наука выступает мощным катализатором процесса совершенствования средств, форм и методов производственной деятельности, изменения ресурсной базы производства, радикально меняет характер информационных, коммуникационных, управленческих процессов. Можно сказать, что наука выступает революционизирующей силой современного производства.

В свою очередь, значимость науки для производства становится важнейшим побуждающим моментом для развития самой науки.

В современном мире наука, непосредственно включаясь в процессы социального развития, выступает и в качестве социальной силы. Это проявляется, прежде всего, в том, в какой мере данные и методы науки используются в разработке планов и программ социального, экономического, политического развития. Социальная функция науки проявляется и в решении глобальных проблем современности: анализе экологических, демографических проблем, проблем войны и мира, выработке целей и средств для их разрешения.

Возрастающая роль науки в современном обществе обусловила придание ей особого статуса в современной культуре. Это, в свою очередь, породило различные оценки се значения для жизни и развития человечества.

Во взглядах на роль науки в современном мире нет единодушия. Для философского осознания значения науки характерны две диаметрально противоположные позиции, получившие название «сциентизм» и «антисциентизм» (отлат. БЫетю — наука).

Сциентизм основан на убеждении, согласно которому особенности познавательной деятельности, характерные для естественнонаучного познания, являются эталоном для любой формы познавательной активности. Так, например, если обыденное познание не удовлетворяет критериям научности, принятым в естествознании, то его необходимо «онаучить». С точки зрения сциентизма философия — лишь «начальная наука», а единственное назначение искусства — решать в образной форме «познавательные задачки». В социальной практике сциентизм — это стремление организовать жизнь общества и человека на научной основе. Сциентизм видит в науке лекарство от всех социальных бед.

Антисциентиш — это признание ограниченности возможностей науки. Антисциентизм указывает на невозможность с помощью науки понять человеческую индивидуальность, свободу, сущность творчества. Представители этого направления предлагают ограничить роль науки в жизни общества. Они указывают на пагубные последствия ничем неограниченного научно-технического прогресса и для культуры, которая формализируется, стандартизируется, теряет духовную глубину, и для природы, как среды обитания человека, которая активно разрушается.

Особый взгляд на взаимоотношения науки и общества был высказан американским методологом науки П. Фейерабендом, автором «анархистской теории познания». Он утверждал, что надо ограничить слепое поклонение авторитету науки — в этом Фсйсрабенд согласен с представителями антисциентизма, однако согласен вовсе не потому, что возможности науки ограничены в деле постижения сущности свободы, что наука мешает самовыражению личности. Дело в том, что надо радикально изменить понимание самой науки: в науке нет универсальных, обязательных для всех законов, наука — это такая же область самовыражения, как и искусство. Наука должна существовать в обществе наряду с мифом, искусством, идеологией, философией, религией. Надо отказаться в школьном образовании от признания науки эталоном духовной деятельности. Надо «отделить науку от государства», как некогда отделили религию. Наука не стоит над обществом, она часть человеческого мира, она неразрывно связана с человеческими страстями, целями, склонностями.

Разумеется, это одна из наиболее радикальных позиций современной философии науки. Однако важно, что оценки роли науки в современном обществе не являются однозначными, и с ростом влияния науки на все стороны общественной жизни проявляются как позитивные, так и негативные моменты этого влияния.

Источник

Роль науки в жизни общества и государства

Раздел ОГЭ по обществознанию: 2.2. Наука в жизни современного общества

Наука в жизни (кратко)

роль науки в жизни общества и государства

Научные знания добываются с помощью хорошо отработанной системы последовательных действий.

роль науки в жизни общества и государства

Наука подразделяется на следующие отрасли знания.

роль науки в жизни общества и государства

Наука, получая с помощью специальных методов новые достоверные знания, расширяет возможности человека и человечества.

роль науки в жизни общества и государства

Наука в жизни современного общества (подробно)

Ничего нельзя узнать, ничему нельзя научиться, ни в чем нельзя удостовериться: чувства ограничены, разум слаб, жизнь коротка (Анаксагор). От многой мудрости много скорби, и умножающий знанье умножает печаль (Екклесиаст). Существует только один бог — знания, и только один дьявол — невежество (Сократ).

Наука и ее роль в современном мире

Современный мир невозможно представить себе без достижений науки, а современного человека — без усвоенных им основ научных знаний. Профессиональный успех сегодня во всех областях напрямую зависит от владения новейшими научными достижениями.

Наука — сложное понятие. Так же как и другие общественные явления, науку можно трактовать в различных смыслах.

◊ Во-первых, наукой называют систематизированные в теории взгляды на окружающую действительность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
◊ Во-вторых, сферу человеческой деятельности, направленную на добывание и осмысление знания.
◊ В-третьих, определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (Академия наук, Министерство образования и науки, научные конференции и круглые столы — все это подразумевает понимание науки в данном смысле).
◊ В-четвертых, объединение людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (в данном случае речь идет о существовании некоего научного сообщества).

Ученые подразделяют науки на несколько групп. Но мы скажем об основном делении: науки о природе, науки об обществе, науки о человеке. Однако человека изучают и науки о природе, например раздел биологии — анатомия человека, и науки об обществе, например история или социология. Делят науки также на естественные, социальные и гуманитарные. Некоторые ученые отдельно указывают точную науку — математику. К примеру, важнейшими естественными науками признаются физика и химия. Социальными науками называют историю, социологию, политологию, экономику, правоведение. Гуманитарными науками признаются психология, филология, языкознание.

Все направления научных исследований разделяются на фундаментальные (проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений) и прикладные (использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач). Оба эти направления в науке необходимы.

Наука оказывает влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека. Достижения современной науки преломляются тем или иным образом во всех сферах культуры. Наука обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни. Она выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого создающее передовые технологии, обеспечивает себе и больший вес в международном сообществе.

Среди основных функций науки в обществе ученые выделяют:

Вместе с тем XX век дал миру предупреждение — наука может быть и носителем смерти и разрушений, ее достижения недобросовестные люди способны обратить во вред человечеству. Поэтому наука не может заменить собой мораль и искусство, а значит, спор «физиков» и «лириков» является бессмысленным — все имеет право на существование, а человек не должен превращаться в бездушный механизм наподобие робота.

Наука особенно важна и значима в современном мире — мире высоких технологий и инновационной экономики, основанной на знании. Сегодня уже не руда и нефть, газ и уголь выступают в качестве основных богатств, а сила интеллекта, научное знание, воплощенное в современную технологию, хай-тек.

Основные признаки науки

Можно сказать, что каждый из смысловых аспектов понимания науки составляет общее представление о науке и научном мировоззрении, и при всем своем различии они характеризуют следующие отличительные признаки науки:

Вместе с тем в науке есть место противоречивым теориям, недоказанным теоремам, неразрешимым проблемам, парадоксам и т. п. Часть из того, чем занимается наука, потом может быть опровергнута, отнесена к суевериям и мистике, а другая — доказана и стать основой новых научных доктрин.

Если долгое время в истории человечества научное мировоззрение зачастую было подчинено религиозному и житейскому (вспомним гонения на ведьм, гибель от рук инквизиции Коперника, Джордано Бруно и других ученых Средневековья), то сегодня ситуация изменилась. С XVII-XVIII вв. начинается резкий рост влияния научного понимания мира, а с XX в. наука является одной из важнейших форм познания человеком окружающего мира.

Наука и мораль. Ответственность ученых

Каждая эпоха оказывает воздействие на развитие научных исследований, определяя их акценты и направленность. Сегодня социальный заказ способствует росту научных достижений в электронике, медицине (огромные силы и ресурсы направлены на поиск лекарств от СПИДа, рака и многих других неизлечимых болезней), энергетике (идет поиск альтернативных источников энергии), генетике и других областях знаний.

Поэтому появление новых научных открытий и достижений еще не является однозначным свидетельством общественного прогресса и роста гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо, а не способствовала укреплению власти отдельных групп или политических лидеров.

Соотношение науки и морали становится важнейшим фактором общественного развития в XXI столетии.

Совместимы ли гений и злодейство? Этот вопрос задавался и раньше, но сегодня он приобретает особую актуальность в связи с псевдонаучными человеконенавистническими экспериментами, проводимыми в фашистских концлагерях, с попытками с помощью генной инженерии искусственным путем создать человека. Библейская мудрость гласит: «Во многом знании — много печали». Поэтому всегда следует помнить, что врачи могут спасать жизни, а могут проводить чудовищные эксперименты на людях. Наука — это только наш помощник, и она должна служить общественному благу.

Современная наука и технологии. Научно-техническая революция

Наше время получило название эпохи научно-технической революции (НТР) — качественное изменение состояния общества, при котором наука становится ведущим фактором развития экономики, производства и всех других сфер жизни человека. Научно-технический прогресс характеризуется ростом технической оснащенности труда: палка-копалка, рычаг, колесо, паровая машина и так вплоть до персональных компьютеров и робототехнических систем. При этом технические новшества вначале увеличивали физическую силу человека (подъемные машины, транспортные средства и др.), потом усиливали его интеллектуальную мощь (счетно-решающие устройства), и, наконец, стали делать ненужным непосредственное участие людей в технологических процессах (современные технологии).

Научно-техническая революция XX в. вызвала значительные изменения в процессе производства и способствовала изменению роли человека в этом процессе: из механического исполнителя он стал главным звеном в технологическом процессе производства — его контролером и регулировщиком. Изменения произошли и в характере труда — он стал более интеллектуальным и творческим. Резко сократились сроки практического воплощения научных открытий, произошла интеграция науки и производства. Научно-технические разработки стали главными факторами экономического роста. В конце XX в. наукоемкость производства становится важнейшим критерием его прогрессивности и конкурентоспособности.

То, что стало происходить в последние десятилетия, является уникальным явлением, так как в течение жизни одного поколения происходят изменения, которые в корне меняют повседневные действия человека. Еще несколько десятков лет назад никто и представить не мог возможности отправлять письма по электронной почте, звонить по мобильному телефону, заглянуть внутрь своего организма. Сегодня все это стало не только достоянием узкого круга ученых, но вошло составной частью в нашу жизнь.

Это конспект по математике на тему «Наука в жизни». Выберите дальнейшие действия:

Источник

Наука в обществе и государстве

Заметки о роли и значения науки в целом и в специфических российских условиях для неспециалистов.

Мы являемся свидетелями того, что судьбы науки в России (и в ряде случаев, когда речь идет о больших финансовых затратах, не только в России) решают политики, далекие в своей деятельности от научных проблем, не осведомленные об особенностях работы научных сотрудников и характере научных исследований. Поэтому судьбоносные для развития науки в стране решения принимаются под влиянием информации, получаемой руководством страны от «близкого круга» людей, которые, даже если и связаны с наукой, возможно, имеют свои цели, далекие от интересов развития науки в государстве.

Влияние «близкого круга» особенно опасно в авторитарных государствах, поскольку в них концентрация власти и ее недоступность для объективного обсуждения проблем выше, чем в демократических странах. В такой ситуации«идеи» приближенных к власти лиц, старающихся угадать импульсивные или продуманные пожелания «вождей» или имеющих возможность донести до «вождей» свои собственные «изобретения», могут на десятилетия повлиять на развитие науки и всего общества. Примером тому являются последствия сессии ВАСХНИЛ (август 1948 г.), приостановившие развитие генетики в СССР на многие годы и сказывающиеся и по сей день.

Указанными обстоятельствами диктуется необходимость ясно сформулировать ряд положений, касающихся науки вообще и особенностей ее развития в России, в частности. Это могло бы помочь далеким от науки, но близким к руководству страны людям осознать роль и особенности научного процесса и, возможно, сделать соответствующие выводы:

1) Развитие науки, начиная с 17 века и по наши дни, сформировало современную цивилизацию, полностью изменив характер жизни общества. Энтузиазм и интерес выдающихся естествоиспытателей к познанию окружающего мира привел к открытию основных законов Природы. Применение этих законов, развитие математики и физики, позволили создать мир техники, без которого современный человек не мыслит своего существования. Достижения химии породили революцию в медицине, создали новые материалы и технологии, которые преобразовали жизнь людей. Наука породила энергетику сегодняшнего дня, являющуюся одной из основ современного мира. Только научные знания и методы позволяют определять оптимальные пути развития человечества и предупреждать его о надвигающихся угрозах, а также находить пути преодоления этих угроз.

3) Развитие науки базируется, прежде всего, на глубоком интересе научных работников к предмету и процессу исследований. Этот интерес в основе своей (в отличие от многих других видов человеческой деятельности) носит бескорыстный характер и обусловлен врожденными или приобретенными в молодые годы способностями будущих исследователей.

4) Начальный этап развития науки и целый ряд ее фундаментальных открытий был сделан энтузиастами на основе непреодолимого и бескорыстного внутреннего интереса к изучению и осмыслению процессов и закономерностей в природе.

5) По мере осознания значимости научного прогресса для развития общества, необходимости науки для достижения таких фундаментальных целей человечества как здоровье, высокий уровень жизни, мирное сосуществование, борьба с природными катаклизмами и т.д., ученым в развитых странах были созданы достойные материальные условия, способствующие спокойному и успешному творческому процессу.

6) Развитие науки характеризуется специфическими особенностями:

А) научные открытия практически непредсказуемы. Чем фундаментальнее открытие, тем оно менее ожидаемо и с меньшей вероятностью предсказуемо;

Б) научная работа требует постоянного отсева гипотез, вариантов, возможностей и поэтому с необходимостью требует огромных, кажущихся сторонним наблюдателям непродуктивными, затрат времени. То, что представляется сегодня непродуктивным, завтра может определить развитие нового фундаментального научного направления. Поэтому требуется большая осторожность в любых процессах внешнего регулирования научных исследований, тем более их полного свертывания.

Г) научная работа в современных условиях основывается на высоком уровне образования научного работника. Это требует больших финансовых затрат общества на подготовку квалифицированных научных кадров, их дальнейшее совершенствование в начальный период работы с целью выхода на передовые рубежи исследований и за рамки этих рубежей, что и создает новое знание;

Д) хотя сама наука приобрела в процессе своего развития характер «производства» знаний, новые фундаментальные или прорывные работы остаются уникальным явлением, хотя зачастую подготавливаются огромными усилиями многих исследователей и большим количеством «малозаметных» работ. Поэтому наивное суждение о том, что можно отсеять массу «непродуктивных» исследователей и научных разработок, оставив только нечто существенное, является плодом непонимания процесса развития науки. Хотя для науки естественно выделение наиболее важных с той или иной точки зрения исследований в данное время, но она, прежде всего, подразумевает открытие широкого простора для самых разных исследований, которые, как правило, и приводят к наиболее неожиданным и важным результатам;

Е) наука имеет свою логику развития, диктуемую ее внутренними потребностями, состоянием исследований на данный момент, интуицией тысяч исследователей, которая не может быть заменена никакими другими «внешними» факторами или мнениями отдельных, даже выдающихся ученых. Тем более недопустимо грубое вмешательство в этот процесс людей далеких от науки. Поэтому особую роль играет доверие общества в целом (и руководства государственных структур, в частности) к той своей части, которая занята в науке. Это доверие отчасти сходно с доверии ем людей к лечащим их врачам. Безусловно, такое доверие должно быть оправдано научным сообществом;

Ж) современная наука требует больших финансовых вложений, которые, прежде всего, берет на себя государство. Известные масштабные исследовательские проекты потребовали кооперации ряда государств (как, например, создание Большого адронного коллайдера в ЦЕРН’е, Международного экспериментального термоядерного реактора ITER и многих космических программ). В то же время, не малую роль в развитии науки играют и спонсоры, понимающие роль науки в истории и развитии общества.

7. Превращение науки из увлечения одиночек в «производительную силу» общества, признание роли науки, связанные с этим привилегии научных работников и уважение к людям, работающим в науке, несомненно, породило и ряд отрицательных (хотя и вполне естественных для природы человека) явлений, таких как: карьеризм научных работников, переход от исследовательской к чисто административной деятельности, непропорциональное финансирование недостаточно перспективных, но требующих серьезных капиталовложений, научных направлений, и т.п. Однако, специфика развития науки состоит в саморегулировании, и необходимо понимать, что на этом пути определенные издержки неизбежны. Это, естественно, не является оправданием такого рода издержек. Путь регулирования возможен, но требует серьезного и глубокого осмысления, прежде всего в самой научной среде, больше никто не в состоянии квалифицированно это осуществить.

Изложенные характерные особенности научного процесса приводят к следующим выводам, в частности, в связи с активно обсуждаемыми реформами. Безусловно, общество и государство вправе потребовать от научного сообщества такого реформирования, которое, фактически, и сводится к развитию саморегулирования, демократических процедур в управлении наукой, независимой экспертизы, исключения конфликта интересов при финансировании и т.п. (это в полной мере относится и к реформированию в системе высшего образования). Таким образом, круг замыкается и возвращает нас к саморегулированию науки, которое с необходимостью требует времени.

Имеется насущная необходимость в минимизации влияния даже уважаемых непрофессионалов, включая компетентных в других областях людей на процесс развития науки, что не исключает самих процессов реформирования и развития. Роль государства должна сводиться к решению вопроса о финансировании науки в определенном проценте от общего бюджета, а также в запросах к науке, связанных с наиболее острыми экономическими и политическими проблемами.

Что касается финансирования и структурирования науки то, несомненно, они должны диктоваться не только стандартами наиболее экономически развитых государств, но прежде всего реальными возможностями, а также экономическими и политическими целями России, которые как раз и определяются руководством страны.

Не следует также слепо перенимать западную научную структуру, которая отличается от принятой в России в силу множества причин, в том числе исторических. Российская наука продемонстрировала при решении многих проблем свою состоятельность и эффективность. Она имеет свою блистательную историю.

Несомненно, что развитие университетской науки, но не в ущерб, а наряду с существующей и в целом успешной системой специализированных (не обязательно академических) институтов, является важной задачей развития, не только образования, но и самой науки. Безусловно, требуется стратегическое планирование развития и взаимопроникновения вузовской и академической науки.

При этом, говоря об академических учреждениях, их структуре и реформе, что недавно стало темой дня, важно проводить четкую грань (не противопоставляя их друг другу) между научными сотрудниками институтов РАН, которым наука в России обязана в основном своим современным развитием, и РАН как собранием академиков и членов-корреспондентов, среди которых немало выдающихся ученых, но все больше и больше просто гиперактивных научных сотрудников с большими карьерными устремлениями. Заботясь о развитии науки, следует в основном сконцентрировать усилия на создании необходимых условий для работы первых, что много сложнее в виду их многочисленности. Вторые в разумной степени обеспечены в плане финансирования как исследований, так и жизненного уровня. При этом многие из них уже давно сосредоточены в основном на администрировании и распределении бюджетного финансирования, отойдя от активной научной работы. Имеющиеся в настоящее время предложения по реформированию РАН, плохо прорисованы и странным образом касаются как раз не обеспечения условий для наиболее эффективной работы сотрудников институтов РАН, а условий функционирования сообщества академиков и членов-корреспондентов РАН, а также вопросов управления объектами, находящимися в управлении РАН. Многочисленные протесты научных сотрудников против реформы РАН по существу отражают обеспокоенность научной общественности скоропалительностью предполагаемых реформ при полной неясности их содержания и последствий.

Основные проблемы науки в стране сегодня состоят не в отсталости или «неправильности» ее научной структуры, безусловно, имеющей свои недостатки, а в известных общих проблемах Российского общества.

Поспешные и непродуманные решения по реформированию науки не излечат имеющиеся «болезни», а только усугубят существующие проблемы. Все существенные изменения, касающиеся науки, должны, с нашей точки зрения, учитывать специфические особенности научных исследований и проводиться продуманно и постепенно, исходя из реальных интересов развития науки.

Науке не нужны революционные преобразования извне. Она сама совершает перманентную революцию в обществе, а иногда порождает фантастические революционные преобразования за месяцы, дни, и даже часы.

Доктор физико-математических наук, сотрудник РАНС. А.Тригер

Кандидат физико-математических наук, сотрудник РАНВ. Б.Бобров

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *