роль музеев в жизни человека
Почему так важно посещать музеи
Люди современности довольно часто забывают о культурном развитии. Они практикуют привычный досуг и не пытаются искать альтернативу. К примеру, посещение музеев многие считают скучным. Однако это не так. Виртуальная экскурсия изменит восприятие от такого плана заведений, просто нажмите сюда https://rzd-museum.ru/expositions. Музей железных дорог России спешит ознакомить со своими уникальными экспозициями, тайнами и секретами.
Раньше общество больше ценило походы в музеи. На самом деле они очень интересны и полезны. Большую роль играет форма подачи. С этим фактом не поспоришь. Любые экспонаты могут вызвать восторг, если таковые правильно преподнести.
Посещать музеи необходимо ввиду того, чтобы слыть в обществе грамотным и знающим человеком. Многие не хотят утратить славу интересного собеседника. Человек, который много знает, наверняка оставит после себя приятные впечатления. Не стоит забывать о том, что музеи являются кладезем знаний и интересной информации. Если не знать прошлого, то сложно построить успешное будущее.
Культурное просвещение – важная причина, по которой стоит посещать специальные учреждения. Музеи показывают историю развития того или иного направления. Если человек увлекается таковым, то начать стоит именно с базы. Когда речь идёт о представителях творческих профессий, в музей можно ходить для поиска вдохновения, чтобы сравнить свои работы с произведениями более именитых авторов прошлых лет. Музеи помогают понять, что такое хорошо и красиво. Кроме того, они открывают доступ к уникальным нюансам и деталям, о которых не всегда можно прочитать в других источниках, либо рассмотреть их на картинке.
Музеи дарят интеллектуальную и духовную просвещённость. Здесь действительно можно увлекательно провести время. Многие заведения делают ставку на прогресс. Часто экспонаты необычные или интерактивные. Сегодня многие музеи можно посетить, не покидая пределов собственного жилища. В этом случае получится сэкономить время, средства и при этом получить массу ярких эмоций. Не стоит отказываться от такой возможности.
Роль музея в обществе
В современных условиях развития общества очевиден дефицит духовности. Туризм, в том числе культурный туризм, так это трактуется в нашей литературе, призван восполнить этот дефицит, и здесь несомненна роль музеев.
Главную миссию сохранения социальной памяти, преемственности поколений несут музеи. Особенно важным для общественности является прививание подрастающему поколению чувства любви к Родине, уважение к ее истории. Музей является одним из главных звеньев в патриотическом воспитании молодежи.
Музеи играют огромную роль в культурно-просветительской жизни общества посредством интерпретации музейных коллекций, сохранения предметов старины и пропаганды историко-культурного наследия. В настоящее время инновационные технологии позволяют более успешно осуществлять деятельность музеев. Переход на информационные каталоги музейных коллекций открывают широкие возможности для работы с базой данных музея, доступа к фондам, сбора необходимых сведений об экспонатах. С развитием компьютерной техники и Интернета появились новые формы, как виртуальные музеи. Все это должно способствовать на фоне традиционных форм и деятельности музеев развивать познавательно-образовательную деятельность по воспитанию подрастающего поколения в новом русле и с новыми возможностями.
Заключение
Город Екатеринбург является крупным промышленным и административным центром Свердловской области. Он входит в число самых больших российских городов. Негласно Екатеринбург называют «третья столица России, поскольку ему отведена значительная роль в исторической и культурной жизни всей страны. Музеи Екатеринбурга в полной мере позволяют жителям и гостям города прикоснуться к историческому прошлому города.
Пришел. Увидел. Победил?
На днях в Эрмитаже прошло рабочее заседание группы «Культура» форума «Петербургский диалог». Германские и российские участники с удовольствием констатировали, что, несмотря на ухудшение отношений между нашими странами, совместные культурные проекты имеют серьезный запас прочности и продолжают успешно развиваться. Тому способствует специфика музейного творчества и зрелость установившихся за годы отношений. Это мост с двусторонним движением, который и сегодня продолжает функционировать. В музеях все делается серьезно и основательно, и это трудно разрушить.
Совсем недавно в Пальмире был зверски убит бывший хранитель древностей археолог Халид Асад. Особая демонстративность казни с письменными обвинениями в идолопоклонстве и связях с врагами показывает, что археологи, музейщики и музеи оказываются среди главных противников того абсолютного зла, которое представляет собой кровавый культ Даиша (ИГИЛа). Люди науки хранят ДНК культурной памяти, которую считают необходимым уничтожить новые радикальные революционеры. Их страшная практика неожиданно показала, что музеи и памятники находятся на передовой линии борьбы со злом. Музеи, а не парламенты.
В День знаний стоит вспомнить, что объективное знание в первую очередь несут людям музеи, хранители подлинных вещей, в которых живут память и стимул к размышлению.
В наше время приобретать знания нужно постоянно, так же как и непрерывно обновлять меняющуюся информационную технику. Прекрасным инструментом перманентного обучения как раз и является музей, где всегда появляется что-то новое и, главное, есть неисчерпаемые возможности расширять и углублять знания и представления. Посещение музея всегда урок, даже если он понят и усвоен только частично. Музейные лектории, клубы, лекции и экскурсии на месте и в Интернете потихоньку, но уверенно теснят «в облаках» простоватые развлечения, предлагаемые телеканалами.
Музей воспитывает того сложного человека, без которого у нашей общей цивилизации и у нашей страны в частности нет будущего. Культура доступна и должна быть доступна всем. Только вот слово «доступность» многозначно. Оно включает в себя физическую возможность видеть и посетить то, что создано веками творческого труда. Но доступность в высоком смысле означает, что человек должен понимать то, что он видит. Однако понять смысл каменного рубила, золотого украшения, образа Богоматери, батальной картины, каллиграфического орнамента, символического натюрморта или световой инсталляции не всегда просто. Музей показывает человеку, что он многого не знает и помогает ему это узнать. Это знание-узнавание не может быть пассивным. Для него нужны постоянное возвращение к предмету, вопросы и ответы, активное чтение, то есть работа. Так добровольно и благожелательно формируется сложный человек, человек, готовый к интеллектуальным неожиданностям, к творческому походу к предвидению будущих потребностей общества.
Музей является средоточием памяти места, села, города, страны, континента. Он становится формулой понятия родины для своих и набором отличительных особенностей места или народа в глазах других. Он же представляет подлинные вещи, которые говорят со зрителем и своим внешним видом, и связанной с ним информацией, и своей энергией. Интерпретация стоит в этом ряду, а ее воздействие зависит от адекватности всем его элементам. Поэтому музейная наука, толкующая вещи, сложна, требует глубочайших знаний, виртуозности анализа и постоянного общения с фондами. Она учит даже специалистов и непримирима к столь расплодившимся сейчас псевдознатокам, источником мнений которых является эмоция.
При этом именно музеи создают основу для личной, территориальной, национальной и прочей гордости. Она объективна и начинается с оригинальности и неповторимости. Неповторим каждый музей, если у него подлинные вещи и фонды (а без этого музеев не бывает). В нем всегда есть то, чего нет у других, и свои необыкновенные истории. Они одновременно оригинальны и увязаны с контекстом других музеев и других культур. Сегодня очень важно напоминать об этом потому, что существует такая глобальная тенденция к унификации музеев, подгонки их под некий правильный и «современный» стандарт. Это общемировое явление, которое делает музеи неразличимыми и неинтересными. Мы проходили это со стандартными и абсолютно «виртуальными» музеями Ленина. Мир проходит это сегодня с абсолютно одинаковыми музеями современного искусства, где часто стоят реплики одних и тех же знаменитых произведений.
Реплики, повторения, виртуальные образы, виртуальность вообще вполне допустимы, но это особый жанр, к музеям имеющий лишь косвенное отношение. Шатер, где показывают на огромных экранах картины, в которые можно еще и войти, полезный аттракцион, он несет искусство в массы, но он не музей. Современные информационные технологии, которые играют в музее вспомогательную роль, помогают как раз и высветить новое общественное значение музеев. В мире, который почти весь стал виртуальным и потому недостоверным, хранилища подлинных вещей превращаются в храмы подлинности и достоверности. Люди ощущают это почти мистически и стоят в долгих очередях, чтобы побыть рядом с картинами или предметами, которые без труда можно посмотреть дома на экране компьютера. В нашем мире, где царит субкультура недоверия, крупицы достоверности особенно ценны.
Большинство музеев также дает возможность сопоставлять различные технические приемы, эстетические языки, верования. Предметы, часто непонятные, в музее приобретают смысл (иногда даже и новый) в общем контексте цивилизации, которая идет разными путями. На этих путях случается многое, что интересно и полезно всем. При этом именно музей подчеркивает специфику разных культур, не смешивая их и не заставляя одну довлеть над другими. Здесь уместно вспомнить рецепт знаменитой молитвы о мире представителей всех религий в Ассизи: молиться не вместе, а рядом. Этого «рядом» уже достаточно для уважения друг к другу. Не теряя чувства собственного исторического достоинства можно понимать, что образ Мадонны и деревянная фигура из Конго могут быть рядом, что между классической «Собакой» Поттера и «Кошкой» Пикассо нет непреодолимой эстетической границы. Можно делать так, чтобы искусство, в том числе и современное искусство, не было оскорблением публики.
Позволю себе напомнить, как это все делает Эрмитаж, который совмещает в себе памятник русской государственности с энциклопедией мировой культуры. Эта энциклопедия написана на русском языке, ее сюжеты давно стали частью широко открытой миру русской культуры. Рассказы о различных цивилизациях и их особенностях помещены в архитектурную шкатулку, сочетающую много разных архитектурных стилей и непохожих национальных традиций. Общий контекст Петербурга определяет существование баланса между российской и мировой культурами, равновесия умышленного и постоянно воссоздаваемого музеем.
Музейный фонд, который музейщики героически сохранили, остался одним из лакомых для приватизации кусков. Сегодня мы повсюду видим атаки на музеи. Они явно призваны их дискредитировать и призвать к коренной перестройке музейного дела на основах рыночного бизнеса. Опять начались разговоры о музейных переделах. Мы уже знаем, что это открывает дорогу к продажам. Снова звучат призывы к цензуре, причем с противоположных сторон. Они прекрасно сочетаются с актами вандализма. Появляются и странные идеи объединения вместе всех музеев под единым командованием. То ли создания суперхолдинга, то ли централизованного управления Музейным фондом. И в то же самое время государство отказывается охранять музеи, а рядом растут имущественные споры между музеями и церковью, которые явно подогреваются со стороны и мешают жить и тем, и другим. На процессах о подделках на художественном рынке прилагаются огромные усилия, чтобы хоть как-то очернить музеи, к склокам коллекционеров и дилеров отношения не имеющие.
Все это очень мешает музеям нести миру чистое и подлинное знание, делать так, чтобы это знание помогало людям жить вместе, а не оказывалось полем вражды и провокации. Для этого общество должно признать за культурой особые права, особую природу музейной территории и территории культуры вообще. Тогда из культуры прошлого вырастет замечательная культура настоящего. И только тогда!
Музеи воспитывают в людях хороший вкус. Музеи создают из гуманитарного знания конкурентное преимущество. Музеи формируют национальную гордость без скрытого комплекса неполноценности. Музеи предлагают лекарство от нетерпимости, показывая, что различия прекрасны. Музеи воспитывают сложного человека.
Музеи надо беречь и охранять их от всех видов вандализма, физического и интеллектуального.
Будем рады видеть вас на презентации книги «Михаил Пиотровский» в медиацентре «Российской газеты» 03 сентября 2015 года в 17:00! Ее гостем будет и директор Государственного Эрмитажа.
Тел: 8 (499) 257-59-79, 8 (905) 507-98-39
Адрес медиацентра: Москва, ул. Правды, д.24, стр.4, 9-й этаж (м. «Савеловская»)
Для прохода на мероприятие обязательно иметь при себе редакционное удостоверение.
Музеи в современном мире
В Санкт-Петербурге проходил фестиваль «Современное искусство в традиционном музее». Художники из семи стран представили 12 выставочных проектов в восьми музеях Петроградской стороны, которые не пользуются такой популярностью, как Эрмитаж или Русский музей.
Их работы были посвящены общей теме фестиваля — «Факты и вымыслы». Этот проект удачно совпал с фестивалем «Неделя института «Стрелка», где выступил Трой Террьен, куратор по инновациям музея Гуггенхайм (Нью-Йорк), и рассказал о возможностях, угрозах и роли музеев в цифровом мире. Попробуем вместе с ними ответить на вопрос:
Традиционно музей — это место обобщения коллективного опыта человечества в культуре, искусстве или другой дисциплине. Так люди осознают действительность, сравнивают прошлое и будущее, находят важные параллели и смыслы. Когда ребенок маленький, родители, бабушки-дедушки часто затаскивают его по музеям: «смотри, учись, пойми весь смысл мира за эти полтора часа в душном, тесном зале, малыш». Став взрослым, мы приходим в музей и оцениваем его с высоты своего опыта, вспоминая впечатления детства.
Однако в мире XXI века музеи перестают быть непререкаемой истиной: благодаря науке и технологиям, новым находкам, раскопкам, мумии, лежащие в музеях, оказываются другого пола и возраста, Пирамиды оказываются старше, чем думали о них люди. В последние годы были найдены более древние памятники, меняется сама история. Теперь человечество может изучать население планеты не по черепкам и останкам, а через тесты ДНК, отслеживать путь движения предков много миллионов лет назад по глубоким анализам мировых ледников и впадин. Появляются новые точки зрения на происхождение людей, их образ жизни и этапы развития, стали возможными исследования найденных пещер, памятников древности на новых молекулярных уровнях. Меняется мир, и музей больше не является островком единственного авторитетного знания, мы больше не понимаем, что будет в будущем, потому что меняется даже то, что было в прошлом.
Именно в поисках новых смыслов в музеи приходят элементы современности — восемь музеев Санкт-Петербурга приняли на своих площадках современных художников неслучайно. В Музее сновидений Зигмунда Фрейда с помощью специальной стеклянной рамки анимированные фигуры и объекты разыгрывали спектакли на поверхности музейных экспонатов – вот он, метод свободных ассоциаций Зигмунда Фрейда в действии. В инсталляции в Музее-квартиры Елизаровых, художник Варвара Шаврова через историю своей семьи, представленной в виде реального тканного полотна, рассказала историю Европы ХХ века: войны, бедность, глобальные миграции, проблемы беженцев, перераспределение власти и возникновение нового миропорядка, сломанные судьбы целых поколений. Такие метафоры дают посетителям шанс на новое понимание мира, осмысление его через то, что еще недавно было жизнью их предков.
Нововведение многих музеев – появление должности «куратора по инновациям». Это тот современный человек, который протягивает нить между музеем и современными людьми.
«5-6 лет назад музеи Нью-Йорка столкнулись с тем, что мир изменился, он сал информационным. Газеты и СМИ этот период прошли, стали цифровыми. В музеях появились люди с опытом цифровых практик, у музеев появились аккаунты в социальных сетях – кураторы стали помогать музеям понять изменения в культуре, рассказывали, как измениться. Музеи теперь должны обращать внимание на важные события, которые происходят в обществе, реагировать на них, инициировать онлайн дискуссии мысли», — говорит Трой Террьен.
Музей – это платформа, где создаются общественные смыслы, он создается с некоммерческой целью, здесь не зарабатывают деньги. Это площадка между наукой и СМИ, которая помогает понимать культуру, и здесь можно и нужно использовать современные технологии. Музеи могут выглядеть не как раньше, но останутся выставки, мероприятия, просто некоторые из них перейдут в онлайн поле, а какая-то часть останется в офлайн – люди не перестают напрямую общаться с живой природой, лесом и речкой, потому что появились современные технологии.
«Музей – это место, где мы собираем по крупицам предметы творчества и созидания именно тех людей, которых можно назвать архитекторами нашей жизни. Поэтому история – это баланс между смелыми людьми и бюрократами, привычной системой построения жизни и чем-то новым и нестандартным», — считает Трой Террьен.
Мы собрали мнения представителей музеев-участников проекта «Современное искусство в традиционном музее», научных сотрудников других музеев и pr-специалистов в области искусства.
Татьяна Кудрявцева, научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга:
Думаю, современные музеи должны относиться к себе как бизнесу. Если мы хотим, чтобы посетители приходили в музеи сами, приводили детей, друзей и коллег, то в первую очередь необходимо наладить музейный маркетинг: использовать все доступные PR-инструменты, искать спонсоров и партнеров и постоянно работать с ними, привлекать подрядчиков с современными взглядами на дизайн и устройство музейных пространств, привлекать креативные агентства.
В реалиях сегодняшнего дня допустимо сравнить традиционный музей с торговым центром – это место, где любой человек, независимо от социального статуса, проводит свободное время. Так вот как торговый центр может быть всего лишь рынком на окраине города, так и музей может быть всего лишь «совдеповским» музеем, как бы грубо это ни звучало. Время, когда коллекция музея была важнее, чем пространство музея, проходит. Люди будут относиться к музею как к сервису и будут оценивать качество услуг. Если посетитель не хочет сделать сэлфи у вас в музее и похвастаться геотегом, значит у вас плохое качество услуг, а это значит, что вы плохой музей, музей без будущего.
Как и бизнес, музеи должны выстраивать коммуникации с общественностью. На днях социальной сети «В Контакте» исполнилось 11 лет, а музеев там нет до сих пор. Практически нет музеев, которые работали бы в социальных сетях в рамках разработанной, продуманной концепции. Чаще всего это хаотическое выкладывание объявлений и плохого качества фотографий. Но здесь проблема гораздо глубже: зачастую у музеев нет специалиста, отвечающего за PR. Если у музея не будет PR, то люди не будут приходить, просто потому что они могут вообще не знать об этом месте.
Екатерина Синцова, научный сотрудник Музея Сновидений З. Фрейда:
Каждое музейное пространство вырабатывает свой вектор развития. На мой взгляд, этих векторов должно быть как можно больше, чтобы охватить самые разные интересы и слои публики. К счастью, все больше крупных музеев сегодня — это не только архивные пространства памяти, искусства и времени, но и исследовательские центры, которые ведут активную просветительскую деятельность – публичные лекции, мастер-классы, синематеки, кинофестивали, библиотеки, книги и прочее. Главное, чтобы у публики было желание приходить, слушать и смотреть! Мне также представляется крайне важным наличие программ и кружков для детей – ведь формировать культуру посещения музея надо с детского возраста.
Чтобы музей оставался живым, необходим диалог старого и нового, и здесь, конечно, огромное поле возможностей. Я искренне считаю, что современное искусство (грамотно выбранное и концептуально продуманное) необходимо помещать рядом со старым, хотя бы периодически. Отношение к современному искусству в нашей стране сложное, по правде говоря, зачастую его не понимают и не принимают, но невозможно быть современным человеком, не зная современного искусства. Невозможно все время смотреть назад и делать выставки на материалах прошлого. Как говорила Алиса в Стране чудес, чтобы оставаться на месте, нужно быстро бежать. Поэтому мне бы хотелось, чтобы было больше проектов, обращенных к сегодняшнему дню, которые бы говорили языком и пластикой нынешнего дня. Необходимо образовывать людей в этой области – рассказывать, показывать, пояснять, и тогда, возможно, мы будем реже слышать требования о закрытии тех или иных выставок. К сожалению, у нас практически не осталось экспертных журналов по искусству, которые бы помогли рассказать о современной эстетике, надеюсь, что с годами и количество профессиональных кураторов, и специальной литературы будет соответствовать «культурной столице».
Кристина Малая, научный сотрудник Санкт-Петербургского Музея театрального и музыкального искусства:
Будущее любых музеев я связываю с большим развитием как раз человеческих, а не технологических ресурсов. Сейчас нет проблемы в том, чтобы сделать красивую 3d панораму для сети, внедрить в экспозицию мультимедийные элементы — и это замечательно! Сложность всегда в том, чтобы суметь стать интересными для посетителей в офлайне — увлечь их настолько, чтобы им захотелось выбрать в перенасыщенной развлечениями и информацией жизни именно поход в музей, а не ограничиться все той же 3D-прогулкой по сайту.
Поскольку наш музей рассказывает об истории театра, то перед нами стояла сложная задача: с одной стороны сохранить историческую аутентичность, а с другой сделать экспозицию современной, живой и адаптированной под восприятие и привычки людей 21 века. У нас много мультимедийных touch-панелей, задекорированных под экспонаты минувших эпох, с дополнительными материалами и информацией, в интерьер каждого зала вписаны видео-экраны, на которых, при желании, можно увидеть редкие кадры на интересующие посетителей темы. Так же полностью мультимедийным сделан балетный класс, реагирующий на движения и вес посетителей. В нем за зеркальными стенами скрыты видео-панели, на которых появляются видающие русских танцоры и хореографы, готовые дать мастер-класс гостям, решившим попробовать себя в качестве студентов Академии русского балета.
Полина Бондарева, основатель школы Masters
Главный тренд в развитии культурной индустрии, и музейного дела в частности – это технический прогресс. Музеи активно оснащаются инновационными и компьютерными технологиями, которые открывают для них новые возможности – как с точки зрения сохранения коллекций, так и при взаимодействии со зрителем. На Западе открывается много частных тематических музейных проектов, которые привлекают большое внимание публики своим интерактивным контентом. Например, музей братьев Гримм в Касселе, который, в буквальном смысле слова, погружает своих посетителей в мир великих сказочников.
Государственные музеи в России также поддерживают тренд на создание мультимедийного контента и интерактивных программ по работе с посетителями. Этой осенью Эрмитаж запустил 3D-экскурсии с Константином Хабенским, а также большую лекционную программу. Но в тоже самое время, надо отметить, что очереди в государственные музеи на избранные выставки являются показателем высокого интереса, и здесь явно на передний план выходят не технологические инновации, а имена художников.
Сегодня пространства музеев представляют собой не только выставочные залы, но и площадки для поп-ап перфомансов и театральных действий. Так например, залы Мультимедия Арт Музея служат сценой для представлений режиссера Роберта Лепажа «Ночь в библиотеке», где вам выдают специальное оборудование — очки и наушники, предоставляя возможность поучаствовать в виртуальной экскурсии-путешествии по ведущих библиотекам мира. Все это проходит в рамках театрального фестиваля «Территория» и привлекает абсолютно разную аудиторию. На «сеанс» приходят как молодые люди, так и зрелая публика пенсионного возраста. Все уходят в одинаковом очаровании от увиденного, несмотря на возраст и новый формат.
Яна Зяблина, PR директор агентства PAPA MARKETING:
Я смею надеятся, что традиционные музеи – это, прежде всего, хранилища классического искусства и культурного наследия, и они привлекают внимание своим содержанием, нежели формой подачи. Хотя, конечно, использование технологий имеет большое знание и заметно расширяют горизонты возможностей.
Сегодня особое знание имеет менеджмент – именно он должен, в первую очередь, идти в ногу со временем. Возможность купить электронные билеты в три клика, онлайн доступ к медиатекам, грамотно и эффективно сформироваанное информационное поле в социальных сетях – это то, где стоит сосредоточить свои усилия административным командам музеев и что совершенно точно влияет на трафик. Много было разговоров об очередях в тот или иной музей, но мало кто говорит о том, что очереди – это не только живой интерес, но и слабая пропускная способность билетно-кассовой структуры.
У меня такое ощущение, что технологии сосредоточены исключительно на задаче поймать внимание, особенно детей, которые рождены в эпоху очень высокой информационной конкурентности. Есть мнение, что такой подход “зацепить и потом углубить” упрощает высокое искусство, но цель оправдывает средства.