роль карты в жизни человека
Роль карты в жизни человека
Значение географической карты в жизни человека
Известно, что объяснить путь с помощью рисунка, схематического плана или географической карты гораздо проще, чем описать его словами.
Точное изображение земной поверхности в определенной картографической проекции с помощью условных знаков называют географической картой.
На огромное значение карты указывали еще известные географы-методисты XIX века Н. Раевский и А. Брызгалов.
Примеров широкого применения карт в жизни и деятельности людей можно привести очень много. Карта — это источник знаний, неизменное пособие в средней и высшей школе. Без карты невозможны экспедиционные исследования, туристические походы, путешествия, мореплавание, промышленное и сельскохозяйственное строительство и др.. Вместе карты являются средством массовой информации и пропаганды научных знаний.
Сейчас почти ни одно исследование в физической и экономической географии не обходится без всестороннего и глубокого анализа картографических материалов. Только с помощью карт можно глубоко проанализировать особенности природы и хозяйства, оценить взаимосвязи производства с сырьевой базой и потребителями. Очень важная роль карты в процессе обучения учащихся студентов географии, истории, естествознания и других наук. Карта в учебном заведении так же необходима, как учебник. Студенты и школьники учатся характеризовать природу или экономику государств и их частей именно благодаря работе с картой.
Очень богатая история картографии. Народы, населявшие нашу планету, начали воспроизводить первые картографические работы еще в до нашей эры. Однако картографические произведения того времени почти не сохранились. Описание и графическое изображение различных местностей находим в многочисленных древних памятниках культуры.
Особое развитие картография получила в XVIII веке. В это время начали проводить систематические съемки на суше и на море, готовить специалистов по составлению карт и регулярно печатать карты.
Очень большую роль в развитии картографии сыграл М.В. Ломоносов. Его считают одним из основателей научной географии. Большая заслуга Ломоносова в организации создания новых карт, в том числе экономических.
Старинные карты были рукописными. Одной из первых печатных карт была карта сооружений ближних пещер Киево-Печерской лавры (1661).
Особенно бурно развивается картография в эпоху Петра I. Именно в этот период начали составлять карты на математической основе.
В годы ВОВ главная задача картографов состояла в том, чтобы обеспечить советские войска картами Советского Союза, Западной Европы. Одновременно промышленность выпускала школьные, а также различные справочные карты.
Современная картография создает карты по содержанию, назначению и масштабу.
Школьные карты — это учебные карты, содержание и оформление которых соответствуют возрастным особенностям учащихся студентов, уровню их картографической подготовки. Важнейшей чертой учебных карт является наглядность. Ее достигают определенным ограничением содержания карт и специальными приемами изображения его элементов.
Школьные географические карты выпускают для различных классов. Карты для младших школьников более общие, простые, схематичные, они содержат меньше информации чем карты для средних и старших классов, кроме того для них выбирают наиболее объемную проекцию.
По способу использования в учебном процессе географические карты делятся на стеновые и настольные. Стеновые карты используют на уроках, парах в кабинете для объяснения нового материала учителем, закрепления и повторения его учениками, для опроса. Для настенных карт характерны значительная степень генерализации, четкий шрифт.
Настольные карты — альбомы карт, атласы и карты в учебниках рассчитаны на индивидуальную работу учащихся в кабинете и дома.
Важным картографическим пособием является глобус, который широко используется в обучении. Глобус — модель земного шара, в миниатюре отражает главные элементы поверхности нашей планеты.
Ученики с планом и картой знакомятся еще в начальных классах. Согласно программе это — ориентирование на местности по компасу, чертежи плана простого предмета, понятия о масштабе, изображения направлений и объектов на чертеже, план местности, его масштаб, отличие плана от рисунка, условные знаки, чтение топографического плана (план местности), различия карты от плана по масштабу, чтение карты, нахождения своего города или районного центра на карте.
В эпоху технического прогресса трудно переоценить умение читать географическую карту. Без него не обойтись геологам и морякам, строителям и пилотам. Ученые — психологи и педагоги утверждают, что работа с картой способствует не только глубокому осмыслению, но и развития у человека воображения пространственного представления, памяти, умения анализировать, обобщать.
Географическая карта. Значение карт в жизни человека
Урок 26. География 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Географическая карта. Значение карт в жизни человека»
Карта – чертёж земной поверхности. Важнейший источник географической информации. Она наглядна, позволяет изучать взаимосвязи между объектами природы, планировать и прогнозировать многие явления и процессы.
Тысячелетия упорного труда всего человечества потребовались для создания нынешней карты мира. Искусство картографических изображений земной поверхности так же старо, как само изучение нашей планеты. Ещё в глубокой древности, путешествуя и открывая новые земли, люди стремились сохранить для потомков полученные знания, они составляли описания, а также делали чертежи и рисунки тех мест, в которых побывали. Очень интересные карты были у жителей островов Тихого океана. Совершая частые и далёкие путешествия по просторам океана, люди научились ориентироваться по ветрам, звёздам, течениям, гребням волн, летящим птицам. Во время путешествия островитяне пользовались картами, которые делали из бамбуковых или тростниковых палочек, связанных между собой.
Карта жителей островов Тихого океана
У жителей островов Тихого океана существовали также карты, сплетённые из верёвок. Туземцы делали деревянную раму, на которую натягивали перекрещивающие нити. В местах скрещения нитей прикреплялись кусочки дерева, изображающие острова. Эти карты можно назвать морскими картами первобытных народов. Они использовались и как учебные.
Особую группу карт первобытных людей составляют рельефные карты. Например, эскимосы Аляски рельефные карты делали на песке. Вначале они проводили палкой по песку береговую линию. Затем разбивали её на равные части. Острова, соответственно с их величиной и формой, изображали кучками гальки. Когда изображение гор и островов было закончено, на карты они наносили обозначения деревень в виде воткнутых деревянных палочек.
Некоторые первобытные народы свои картографические изображения раскрашивали. Для этого они использовали оленью кровь и сажу, смешанную с жиром. Ценные картографические памятники оставили народы Древнего Востока. Например, от вавилонской культуры сохранилась карта мира на глиняной табличке. Эта карта содержит как реалистичные географические объекты, так и мифологические. Вавилонская карта мира хранится в Британском музее, который находится в городе Лондон. Это один из крупнейших музеев в мире.
По преданию, одна из первых древнегреческих карт Земли была изображена на щите Ахилла. На этой карте Землю представляли в виде плоского круга, в центре которого изображалась Греция со священной горой Олимп. На карте также изображаются многочисленные эпизоды городской и сельской жизни.
Наивысшего развития в древнем мире картография достигла в трудах римского географа, астронома и математика Клавдия Птолемея, жившего в Александрии. На основе обширных и тщательно собранных сведений, Клавдий Птолемей создал книгу, которая назвалась «Руководство по географии».
На основе обширных и тщательно собранных сведений Птолемей выполнил 27 карт земной поверхности.
В течении всего античного периода картографы стремились отобразить на земном шаре распределение суши и моря. Сравнительно правдоподобно на их картах изображалась лишь одна область Средиземного моря, вытянутая с запада на восток. Изображения других районов были неточными и далёкими от действительности. Из-за отсутствия компаса греки и римляне часто ошибались в ориентировании карт. И всё же именно римляне и греки являются создателями первых географических карт в научном понимании этого термина. Именно они установили шарообразность Земли, вычислили её размеры, научились с помощью астрономических наблюдений определять широту и долготу. Их труды легли в основу современной картографии.
В Европе расцвет картографии начался в XV веке – в эпоху Великих географических открытий. Благодаря кругосветным плаваниям карты стали более подробными и точными.
Около ста лет назад человек изобрёл новый способ изображения Земли. Так, с появлением самолётов, вертолётов, человек может фотографировать территорию местности с высоты от сотен метров до десятков километров. Подробность изображения, количество деталей на снимках зависит от высоты, на которой находится самолёт. В любом случае, получается почти готовая карта местности. Такие фотографии местности, сделанные с самолёта, называются аэрофотоснимки. Они широко применяются при составлении карт многих труднодоступных районов планеты.
Первая аэрофотосъёмка состоялась в 1858 году над Парижем. Произвёл съёмку французский фотограф Надар.
Наряду с аэрофотоснимками, большой популярностью пользуются космические снимки. Когда в космос отправились первые космические корабли и спутники, у учёных появилась возможность получить изображения земной поверхности, сделанные с большой высоты. Такие космические снимки позволяют охватить взглядом огромные участки земной поверхности и получить более отчётливое изображение земных объектов.
Космические снимки Земли и других небесных тел могут использоваться в самых разных сферах деятельности, например, для оценки загрязнения поверхности каким-либо веществом, определение границ распространения какого-либо объекта, в целях военной разведки и многое другое.
Картографические произведения – географические карты, атласы, рукописные планы, чертежи – принадлежат к важнейшим достижениям культуры и прочно вошли в повседневную жизнь человека. Географические карты – незаменимые помощники географов. Карта, по выражению известного русского географа Николая Николаевича Баранского – «второй язык географии», без которого эта наука не может обойтись. Разнообразием условных знаков, красок и надписей карта рассказывает о незнакомой территории. Для человека, умеющего читать карту и обладающего воображением, за условными обозначениями встаёт реальная действительность – реки, горы, города, промышленные и сельскохозяйственные объекты. Карты нужны людям разных профессий. По ним проектируют строительство дорог, нефтепроводов и газопроводов, электростанций и дорог. Карты нужны метеорологам, космонавтам, морякам, лётчикам и многим другим. Особое значение приобретают карты в военном деле.
По картам прокладывается курс корабля. Человек, впервые попавший на корабль, невольно задаёт вопрос: как же кораблю удаётся всё время держать правильных курс?! Если такой человек спросит у штурмана, скоро ли доплывём до порта, то штурман, глядя на карту, покажет место, где находится корабль, сколько километров он уже прошёл и сколько ему ещё осталось идти. Штурман может сказать, к примеру, что через четыре часа по курсу покажется берег. Правильно прокладывать курс корабля помогает карта. Несколько раз в сутки, с помощью специальных приборов, штурман определяет географическую широту и долготу, то есть координаты местонахождения корабля. Зная эти величины, легко определить по карте путь корабля.
Есть и карты, предназначенные для туризма. На них указаны местонахождение архитектурных и исторических памятников, заповедников, национальных парков и музеев. С помощью специальных туристических карт можно с лёгкостью отыскать объекты обслуживания туристов – гостиницы, туристические базы, кемпинги.
Зачем нужны географические карты?
Древнегреческий ученый Птолемей в своем знаменитом «Руководстве по географии» учил, что карта «С помощью математики дает нам возможность обозреть всю Землю в одной картине». Сориентироваться на местности, наметить маршрут, увидеть мир за горизонтом — сделать все это помогает карта. Карта — это маленькая модель мира, а моделирование является одним из главных методов познания окружающего мира. Сейчас с трудом можно найти какую-либо область знания, где не пригодилась бы картография: на карту наносят результаты исследований, с ее помощью их анализируют, обобщают, ищут закономерности, проверяют гипотезы, составляют прогнозы. Картография дала наукам о Земле универсальный язык, единый метод познания.
Легенды карт
Со временем выработались определенные нормы, правила и традиции в выборе условных знаков и способов изображения для карт разного назначения. Но поскольку эти правила не слишком строги, то, чтобы не было разночтений, каждая карта обязательно должна быть снабжена легендой, разъясняющей значение всех имеющихся на ней условных знаков.
Картографические условные знаки
Какие существуют способы картографического изображение?
Поскольку объекты, явления и процессы, которые наносят на карты, различны по своим свойствам, то существует целая система способов картографического изображения. Например, перемещения атмосферных масс, направления морских течений, пути миграций животных обозначают определенными знаками движения. Изолинии соединяют точки с одинаковыми значениями атмосферного давления, температуры, высоты над уровнем моря и т. п. На картах могут присутствовать графики (диаграммы), описывающие динамику какого-нибудь процесса, и наглядные значки (пиктограммы), напоминающие изображаемый объект, например самолетик, обозначающий аэродром. Главное, как сказал немецкий философ и математик Лейбниц, «следует заботиться о том, чтобы обозначения были удобны для открытий».
На островах Полинезии, в Океании, до сих пор у местных жителей в ходу карты, созданные из ракушек, прутиков и черешков пальмовых листьев. Ракушки обозначают острова, а по расположению веточек можно определить расстояния между ними и направления течений.
Что такое масштаб карты?
Карта — это уменьшенное изображение участка земной поверхности. Во сколько раз оно уменьшено, указывает масштаб — число, равное отношению длины линий на карте к их действительной длине. Например, если указано, что карта сделана в масштабе 1 : 20 000 000, то это означает, что 1 см на карте соответствует 200 км (т. е. 20 000 000 см) на местности. Способ изображения масштаба в виде дроби называется численным. Масштаб можно изобразить в виде линейки, разделенной на единицы длины (сантиметры, миллиметры), соответствующие метрам или километрам на местности, — такой способ называется линейным. А можно написать: в 1 см 1 м, указав таким образом именованный масштаб. По своему масштабу карты бывают мелкомасштабными, среднемасштабными, крупномасштабными. Как правило, чем масштаб крупнее, тем подробнее карта.
Картографическая генерализация
Даже на крупномасштабной карте невозможно изобразить все подробности местности, да этого и не требуется. Картограф должен отобрать существенные для данной карты детали, какие-то объекты обобщить, какие-то — не указывать. Это и называется генерализацией. Если сравнить крупномасштабную и мелкомасштабную карту одной территории, то видно, что изображение на мелкомасштабной карте не просто уменьшено, а генерализовано — с карты исчезли некоторые детали, она приняла обобщенный вид. Генерализации требует и тематика карт. Например, на политических и экономических картах обычно не изображен рельеф, у рек отмечены только крупные притоки, зато подробно нанесены населенные пункты.
Что за сеть нанесена на карты и глобусы?
Это градусная сеть, состоящая из условных линий — параллелей и меридианов. Систему координат первым нанес на карты греческий ученый Эратосфен. Его последователь Гиппарх разбил круг на 360 частей (градусов), через которые провел линии, накинув градусную сеть на всю поверхность Земли. Все меридианы — полуокружности равной длины. Линии сечения параллельно экватору — параллели. Экватор — самая длинная параллель, ближе к полюсам параллели короче.
С помощью градусной сети можно точно разместить географические объекты на карте («привязать» их, как говорят картографы), и каждый объект получает свой географический «адрес» (координаты) — долготу (ее определяют по меридиану, на котором расположен объект) и широту (ее определяют по параллели). Меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию в Англии, делит Землю на Западное и Восточное полушария. Это так называемый нулевой меридиан, с него ведут отсчет долгот: в Восточном полушарии — восточных, в Западном — западных. А отсчет широт начинают от экватора: к северу — северных, к югу — южных. m
Как изобразить на плоском листе поверхность земного шара?
Поскольку форма Земли близка к шарообразной, то самой точной моделью Земли является глобус. Но маленький глобус содержит мало информации, а большой хорош лишь для кабинетов, а не для дальних странствий. Другое дело — лист карты. Поэтому перед картографией встала сложная проблема — спроецировать поверхность сферы (или эллипсоида) на плоскость. Для этого придумали картографические проекции. Все эти способы основаны на математических расчетах, но их можно представить и как перенос поверхности глобуса на воображаемую вспомогательную поверхность, которую можно развернуть в плоский лист карты.
Значение географической карты в научной и практической деятельности человека
Значение географической карты трудно переоценить. Никакое литературное описание, даже наиболее подробное, не сможет создать у читателя наглядную картину размещения многообразных явлений, происходящих на земной поверхности, подобную той, какую дает обычная географическая карта.
Даже такие примитивные картографические схемы, которые мы встречаем на страницах газет, касаются ли они постройки нового канала, или военных операций, нередко оказываются для понимания явлений полезнее многословного текста.
На всех этапах изучения, освоения и видоизменения человеком земной поверхности карта была и остается незаменимым вспомогательным пособием. Путешественник, впервые проникнувший на территорию, ранее не известную или не освоенную, всегда видел в съемке страны, в составлении ее первоначальной, пусть даже малосовершенной карты одну из важнейших задач. Такие карты показывали только важнейшие, бросающиеся в глава элементы географического ландшафта — озера, реки, рельеф, населенные пункты, дороги, иногда растительность, причем нередко в довольно общих чертах. Эти приближенные карты служили руководством в последующих географических исследованиях, обычно более детальных, которые в свою очередь пополняли и уточняли содержание карты. Детальные исследование территории, намечающие пути к ее освоению, к использованию природных богатств и. рациональному хозяйствованию, накапливают несравненно более обширный материал. Этот материал характеризует строение земной поверхности, геологический состав, полезные ископаемые, почвы, климат, водный режим, растительный покров, животный мир, население, хозяйственные условия, культурное строительство и т. п. Изображение этих явлений на карте оказывает неоценимую помощь в изучении и понимании закономерностей их размещения, сочетания, соотношений и развития.
Связь между географией и картой настолько велики, что иногда пытались определять картографию как географию, представленную в виде карт. Разумеется, такое определение имеет лишь условный характер, ибо никакая карта не сможет заменить полностью текст, и никакой текст не сможет заменить карту. Карта и текст являются не противостоящими, а дополняющими друг друга методами изложения.
В практической деятельности человека карта имеет не меньшее значение. Любая отрасль хозяйства, связанная с использованием земной поверхности, нуждается в надежной, хорошо составленной карте. Поиски полезных ископаемых и эксплуатация недр, изыскания,- проектирование и постройка железных и грунтовых дорог, сооружение каналов и плотин, осушение и орошение земель, организация МТС, совхозов и колхозов, землеустройство и борьба за социалистический урожай, обследования, лесоустройство и зксплоатация лесов, ведение городского хозяйства, планировка, строительство и реконструкция городов, изыскания и постройка гидроэлектростанций, сооружение линий электропередач, судоходство и аэронавигация — вот далеко не полный перечень тех мероприятий, выполнение которых требует применения и использования карты.
Особенно существенна роль карты в деле обороны страны. Недаром с давних пор карту называли глазами армии. Запросы военного дела потребовали в начале XIX столетия создания точных крупномасштабных карт, положивших начало развитию современной картографии. Интенсивное развитие техники во второй половине XIX в. послужило толчком для дальнейшего роста картографии.
Многостороннее значение карты было осознано уже в капиталистических странах, но все же производство съемок и изготовление карт в большинстве этих стран оставалось преимущественна делом военных организаций. В капиталистическом обществе с его стихийным развитием, с конкуренцией множества частнохозяйственных сил гражданская картография (за отдельными исключениями) остается в загоне. Она не может быть создана на высоком качественном уровне ни государственным аппаратом, направляющим свои средства на усиление военной картографии, ни тем более в результате частной инициативы с ее коммерческим характером и противоречивыми интересами.
Другая обстановка в нашей стране. Социалистическому строительству свойственны безусловная плановость, рациональное географическое размещение производительных сил, дифференцированный подход к отдельным районам и освоение ранее неиспользованных пространств. Решение этих задач требует детального знания территории страны, которое невозможно без ее картирования. При этом учитывается и важнейшее оборонное значение карты. Гражданская и военная картография в СССР работают в тесном контакте, координируют свои планы работ и взаимно используют как научные, так и практические достижения и работы.
Наконец, карта — это одно из самых эффективных средств школьного и внешкольного обучения, незаменимое по своей наглядности и убедительности, широко применяемое в высшей, средней и начальной школе, при самообразовании и т. д. Карта является необходимой для каждого культурного человека при чтений газет и книг.
Географические карты и навигация в жизни человека
География в 6-а классе по теме:
Географические карты и навигация в жизни человека
(урок обобщения и систематизации знаний)
ЦЕЛЬ: сформировать представление о значении географических карт в жизни человека.
сформировать представления о многообразии географических карт;
раскрыть значение географических карт в жизни человека;
сформировать представление о географических картах, как источниках получения географических знаний;
Физическая карта полушарий, России;
Интернет ресурсы: карты Google.
Учащиеся должны: знать/понимать значение географических карт в жизни человека; уметь находить объекты по координатам, определять азимут, описывать объекты по картам, сравнивать различные карты, объяснять, для чего изучают географию.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ:
географическая карта, координаты, географические объекты.
I. Организационный момент.
Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня на уроке мы будем проходить станции и подводить итоги по нашему разделу. На предыдущих уроках мы знакомились с географическими картами.
Найдите в учебнике на стр.88 п.17 определение географической карте.
Мы с вами узнали, что географические карты различаются по содержанию, масштабу, охвату территории и назначению.
II. Актуализация знаний
1. Введение в тему урока, постановка цели урока.
Тема нашего урока: Географические карты в жизни человека
Давайте поставим цель урока.
Итак, цель: Ответить на вопрос: «Зачем нужны географические карты и навигация в жизни человека?
III. Обобщение. Работа в парах.
Начнем с первой станции
Шифровальщик должен уметь применять шифры для расшифровки информации.
Для разработки методов шифрования информации вам потребуются серьёзные познания в области географии по теме «Изображения земной поверхности»
Абсолютная высота 3
Географическая широта 7
Градусная сеть Земли 5
Географическая долгота 8
Географические координаты 6
1.Угол между направлением на север и направлением на объект местности(ориентир),которое выражается в градусной мере.
4.уменьшенная объёмная модель Земли
5.линии параллелей и меридианов, нанесенные на глобус или географическую карту
6.географическая широта и географическая долгота любой точки на земной поверхности
7.Величина отрезка меридиана между данной точкой и экватором, выраженную в градусной мере
8.Величина отрезка параллели между данной точкой и начальным Гринвичским меридианом, выраженную в градусной мере.
Итак, мы нашли первый ключ :
Изучения карт дают нам серьёзные теоретические познания
Ребята, слышите сигнал SOS? Это сигнал бедствия. По координатам вы должны определить место, откуда доносится сигнал.
Молодцы ребята, мы смогли найти второй ключ:
Карты позволяют определять местоположение географических объектов, определять их свойства .
Сообщения об исторических картах. К вам в руки попали отрывки летописи. Определите по карте место, о котором идет речь.
3 ключ: Карты позволяют вспомнить прошлое, увидеть настоящее.
Работникам кадрового агентства необходимо знать основные требования к профессиям. Назовите по три профессии, в которых нужны знания географических карт.
4 ключ: Карты имеют практическое значение для многих профессий
Сообщение о ситеме космической навигации
5 ключ: Карты – надежные путеводители
Итак, ребята наш квест подошел к концу. Вспомним какую цель мы поставили? Зачем нужны карты?
– Географические карты – это источник географических знаний о Земле и находящихся на ней объектах.
Географические карты удобны в применении, носят тематический характер, поэтому их часто используют в жизни и хозяйственной деятельности человека
Я попрошу вас оценить,кто и как работал на уроке.
Подготовить небольшое сообщение
«Для чего современным людям нужна географическая карта».