роль художника в жизни

Для чего людям живопись

Если вы спросите у талантливого художника, чем для него является творчество, он, скорее всего, ответит, что для него это – жизнь, а точнее – постижение себя и мира. Или развитие духовности. Наверное, это непонятно людям, далёким от искусства, особенно если они привыкли мыслить категориями «полезность, ликвидность, выгода». Однажды, когда я писал пейзаж, ко мне подошёл немолодой уже человек, упитанный и хорошо одетый. Он спросил:
– И много сейчас художники зарабатывают?
– Так это от художника зависит…
– А Вы сюда на машине приехали?
– Нет, пешком пришёл. Не хочу, чтобы Вы дышали автомобильными выхлопами!
– Понятно… Вы – бедный художник.
– С чего это?
– Ну, я читал, что почти все художники бедные… И только потом…
Едва не рассмеявшись, я продолжил:
– Вот-вот! Только потом… После смерти…
И вправду, как это ни странно, но иногда приходится выслушивать сетования художников о том, что их труд должным образом не востребован, а результат их творческих мук и поисков люди не ценят. Мало того – многие обыватели относятся к ним как к бездельникам, которые что-то там рисуют в своё удовольствие.
Есть и такие художники, кому все равно, что про них скажут и сколько заплатят за картину. Шесть веков назад Андрей Рублёв написал «Троицу». Думал ли он о том, кто и как оценит его труд? И кто тогда мог догадаться, что «Троица» Рублёва когда-нибудь станет великим символом.
А интересно, что для широкой русской души важнее, маленькая рублёвская «Троица» или широкое Рублёвское шоссе?

А недавно я расспросил друзей и знакомых о том, какое значение для них имеет живопись. Вот некоторые их размышления:
– Живопись меня развивает, она даёт образы, которые нельзя донести словами. Иногда живопись (например, картина Левитана «Над вечным покоем») погружает меня в состояние ностальгии сопричастности к культуре, вводит в неповторимое эмоциональное состояние.
– Мне живопись расширяет внутреннее пространство (искусство авангарда), иногда я соучаствую с ней (особенно в пейзаже), а портреты наводят мысли о людях, о жизни, её движении, и вообще о многих интересных вещах.
– Для меня живопись – зеркало человека, создавшего картину, его попытка говорить с миром. Разговор может быть в разной степени искренним, но от этого не менее захватывающим. Людям живопись нужна, соответственно, чтобы лучше понять мир и себя самих.
– Живопись нужна для тех, кто это ценит. А вот почему живопись существует? Это загадка. Это загадка творческой человеческой сути, это данность такая. Есть люди, в которых живопись пробудит самое лучшее. Живопись – это философия в изображении, художник – это философ, если он художник, конечно.
– Если икона религиозная – окно в Божие творение, то живопись – это икона в мир человека и в мир, который окружает человека.
– Живопись, как и любое искусство – это обнародованное человеческое видение мира. Не знаю, зачем искусство нужно, наверное, зачем и весь этот мир. Не больше и не меньше. Для меня созерцание живописи – почти медитация без движения и без звука.
– Живопись формирует внутренний мир и вкус человека. Но сейчас живопись не так популярна, как, к примеру, музыка. Она стала более элитарной.
– Значение живописи огромное! Она помогает обрести душевное спокойствие, быть ярче!
– Что для меня живопись? Просто люблю смотреть на все красивое. Людям – тоже, чем больше в мире красоты, тем лучше.

Источник

Социальная роль художника

роль художника в жизни

М. Савицкий. Зерно. Масло. 1975.

Социальная роль художника

Существует множество различных, порой взаимоисключающих точек зрения на роль и задачи художника в обществе.
Мы отстаиваем позицию активного, творческого, созидательного участия художника в жизни своего народа. Идеал художника социалистической формации — это активный общественный деятель, борец за преобразование жизни во всех реальных ее проявлениях, а не сторонний наблюдатель и не судья, находящийся «над схваткой».

роль художника в жизни

С. Мурадян. Саженцы Масло. 1970.

роль художника в жизни

Я. Аиманис. У реки. Масло. 1975.

Прежде всего это, конечно, путь идейно-художественного воздействия на чувства и сознание человека для того, чтобы в конечном счете превратить слово в дело, переживания людей — в их поступки. Механизм художественного и нравственного воздействия искусства — ото сложный опосредованный процесс. Герой картины или фильма — это вовсе не готовый образец для подражания и копирования в жизни. Собственно художественное, духовное воздействие произведения искусства на зрителя заключается в том, что постепенно, от непосредственных впечатлений и ощущений — будь то заинтересованность предметом изображения или просто удовольствие, доставляемое мелодией или сочетанием красок,— художественный образ проникает в глубинные сферы нашего интеллекта, в результате чего первоначальные художественные впечатления и переживания, обогащенные нашим собственным жизненным опытом и ассоциациями, становятся неотъемлемой частью нас самих, наших знаний, убеждений, вкусов, постепенно формируя нашу личность.
Само по себе произведение искусства — картина, песня, кинофильм — не может произвести какое-то непосредственное «полезное» действие. Но зато эти произведения могут совершать ту духовную работу, которая в конечном итоге приводит в движение огромные массы людей, способных к великим деяниям.
Действенная, преобразующая сила искусства социалистического реализма заключается прежде всего в формировании личности нового человека. В этом огромную роль играет гуманистическая традиция великого искусства прошлых эпох, но не менее важен честный и правдивый ответ художника-гражданина на самые животрепещущие проблемы современности. Правдивое отражение жизни, окрыленное идеалами коммунизма, помогает каждому осмыслить свое место и назначение в мире с точки зрения общих перспектив развития.
Замечательный советский живописец Александр Дейне- ка писал: «Искусство любит заглядывать в будущее, наглядно показывая его. Но это — привилегия не только искусства, но и самого человека. Если он не мечтает, не строит планы на завтра, он не строит жизнь. Искусство призвано украсить нашу жизнь, сделать ее духовно богаче, как живопись делает величественней и прекрасней архитектуру ».
Помимо основного духовно-преобразующего назначения искусства существуют и другие способы активного и действенного вмешательства художника в жизнь. Речь идет о различных формах участия его как носителя и пропагандиста передовой эстетической культуры своего времени во всех сторонах жизни: будет ли это труд непосредственно на промышленных производствах или работа в государственных художественных советах, без одобрения которых в нашей стране не появляются ни новые сооружения, ни изделия промышленности. Или это может быть участие художников в различных звеньях народного просвещения и эстетического образования, начиная со средней школы, кончая помощью в развитии массового самодеятельного творчества в стране. Для этого в системе Союза художников СССР существуют специальные комиссии во эстетическому воспитанию.

роль художника в жизни

О. Филатчев. Рыбаки Приморья. Масло. 1975.

И конечно же, первостепенная роль принадлежит у нас художникам в решении задач преобразования окружающей среды. Мы исходим из убеждения, что проблема преобразования среды включает в себя заботу не только о сохранении биосферы Земли, о разумной организации нашего предметного окружения, но и предполагает также совершенствование всех форм человеческих отношений, то есть среды социальной. Здесь задачи всех родов деятельности художников смыкаются в общей одной цели — участвовать в формировании гармоничного и совершенного мира будущего. Эти задачи решаются у нас всеми духовными и материальными ресурсами развитого социалистического общества, в том числе и средствами искусства, которое обладает особо тонкими и специфическими возможностями психологического воздействия.
В условиях социализма перед художниками открываются широчайшие возможности для того, чтобы они могли приложить свои силы, знания и талант на благо общества, активно вторгаясь в жизнь и участвуя своими, специфическими художественными средствами в общенародном деле. Искусство в нашей стране служит широчайшим народным массам, выражая их чувства и мысли. И потому художники имеют у нас невиданную по своему размаху народную аудиторию, самых заинтересованных, взыскательных и благодарных зрителей. За последние три года (1973—1975) в СССР состоялось 15 тысяч различных выставок изобразительного искусства, на которых побывало более 30 млн. человек. Если же к этому прибавить все другие формы общения художников с массовой аудиторией — будь то полиграфическая продукция, кино, телевидение, а также искусство, формирующее среду,— то станет ясно, что аудиторией наших художников действительно является все наше многомиллионное население.
Союзы художников и другие творческие объединения шефствуют над многими промышленными предприятиями, стройками, судами морского и речного флота, ведя повседневную художественно-просветительскую работу. Группы художников, иногда из ряда братских социалистических стран, выезжают на места, например на строительство нефтепровода «Дружба» или на строительство Байкало- Амурской магистрали, и, работая там, не только получают богатейший жизненный материал для творчества, но и самим фактом своего активного участия в общем деле утверждают в сознании масс новый тип художника-гражданина.
В нашей стране все виды и жанры изобразительного искусства — будь то станковые, монументальные или декоративные произведения — развиваются в гармоническом взаимодействии друг с другом. Не противоборство, не абсолютное преобладание каких-то одних видов и жанров творчества над другими, как это бывало не раз в прошлом, а единство и сотрудничество пластических и временных искусств, всех жанров творчества во имя создания таких произведений или синтетических ансамблей, которые могли бы войти органично в жизнь народа, стремление к такой целостности художественных решений, которая отражала бы дух социального и интернационального единства нового, неантагонистического общества,— такова одна из важнейших закономерностей развития социалистического искусства нашего времени, которая неуклонно пробивает себе дорогу, несмотря на многие трудности и препятствия на этом пути.
Таким образом, опыт развития искусства в социалистическом обществе, так же как и великий исторический опыт всей мировой цивилизации, красноречиво свидетельствует о том, что лишь активная, гражданственная позиция художника, лишь такое искусство, которое вносит конструктивный вклад в прогрессивное развитие общества, могут дать художнику подлинное творческое удовлетворение, окрылить и поднять его талант на высоту тех задач, которые стоят перед всем человечеством.

Источник

Нужно чем-то жертвовать.

роль художника в жизни

О том, как понять, что ты художник

О женщинах в искусстве

Меня часто спрашивают, почему мужчин в искусстве больше чем, женщин. И людей очень удивляет мой ответ: женщины не готовы жертвовать собой так, как мужчины. Потому что женщины хотят иметь все: любовь, мужа, детей, работу, дом, друзей. Плохая новость: невозможно иметь все и сразу. Нужно чем-то жертвовать.

О рождении идеи перформанса

Ваша идея может быть непонятна, не ко времени, вы можете быть на десятилетия или столетия впереди остальных. Но по-настоящему хорошая идея не умирает никогда.

Искусство перформанса не рождается в счастливые моменты. Ведь счастье — это состояние, которое не хочется менять. Я не говорю о том, что нужно впадать в депрессию. Депрессия — это болезнь, и ее нужно лечить. Но искусство произрастает из страданий, потому что страдание — это ключ к пониманию, когда вы можете поставить себя на новый уровень осознанности. Собственно, составляющие части перформанса — это постановка, страдание, страх боли и ощущение смертности, ведь рано или поздно нас всех не станет.

Моя роль в искусстве — роль моста. Так я чувствую. Я родилась в Югославии. И свою роль я вижу в том, чтобы проложить мост между культурами восточного и западного мира. Я не верю в то, что можно творить искусство в студиях. Мои работы — про жизнь. Из жизни я черпаю идеи. Жизнь первична.

О любви и расставании

Спустя какое-то время я встретила Улая (западногерманский перфомансист, настоящее имя — Уве Лайсипен). Мы познакомились на мой день рождения. Мы были вместе 12 лет, сделали несколько перформансов, но решили расстаться по банальным причинам. Наше расставание произошло на Великой китайской стене. Каждый из нас прошел две с половиной тысячи километров, чтобы сказать друг другу «прощай». Один из моих друзей сказал мне: «Почему нельзя было порвать отношения по телефону?» Но мне кажется, что в жизни есть несколько важных вещей: как ты знакомишься с человеком, проживаешь свою жизнь и как ты расстаешься. Для меня этот опыт был очень болезненным. Потому что к концу этого путешествия мне было уже 40 лет, я чувствовала себя толстой, уродливой и нежеланной. Я понимала, что это конец, мы не можем дальше быть и работать вместе. Понадобилось время, чтобы выбраться из депрессии и продолжить свою работу.

О перформансе Artist is Present и осознании своего предназначения

В 2010 году я получила приглашение от Музея современного искусства в Нью-Йорке сделать перформанс. Это было странно, потому что, видите ли, перформанс — это не музейное искусство, это не мейнстрим. Я бы могла отдать им свои работы и спокойно вернуться к себе домой, но затем я поняла, что у меня как у художницы есть шанс присутствовать в музее самой на протяжении трех месяцев. Они отдали мне для перформанса атриум, а хуже места просто не придумаешь — это торнадо из постоянно проходящих людей, кофеен, библиотеки. Но потом я подумала: а почему бы не стать центром этого торнадо? А ведь в центре торнадо есть область спокойствия, а спокойствие — это тишина. Перформанс состоял в том, что я сидела на стуле на протяжении восьми часов в день, а на стул напротив мог сесть любой посетитель музея и смотреть мне в глаза столько, сколько захочет, хоть целый день. Один парень смотрел мне в глаза в течение семи часов, ни разу не шелохнувшись. Я чувствовала себя очень уязвимой, в какой-то момент я превратилась в зеркало, отражающее эмоции людей. А американцы, нужно сказать, боятся показывать свои эмоции. Они не похожи на нас с вами.

После этого перформанса-эксперимента, который имел невероятный успех, я поняла, что готова оставить свое наследие. Моя миссия больше, чем быть просто художником. И я основала Институт Марины Абрамович. Его логотип красно-белый. Я узнала, что символизируют эти цвета согласно китайской мифологии. Красный — менструальная кровь, а белый — капля спермы. А объединение этих двух цветов означает творение мира.

У меня есть друзья-художники и я слежу за их работами. Но в целом для своих перформансов я не черпаю вдохновения в чужих работах. Почему? Потому что художники сами черпают вдохновение где-то, и в таком случае получается какой-то секонд-хенд. Я обращаюсь к источникам, а это и океан, и ночное небо, и водопады…

О внутреннем ребенке

Детей не стоит использовать как инструмент, чтобы учиться понимать свои реальные чувства. Вы сами должны отыскать своего внутреннего ребенка в себе, просыпаться каждое утро с вопросами. Я никогда не чувствовала, что старею, потому что я сохраняю в себе это любопытство к окружающему миру.

Во мне больше нет гнева и ярости, агрессия все-таки характерна для молодых людей. А с высоты своего возраста ты уже начинаешь смотреть на мир намного шире и глубже. Сейчас я думаю только о том, сколько умственных и физических сил, а также времени у меня есть, чтобы воплатить все задуманное, прежде чем меня поразит рак или я буду прикованной к инвалидной коляске. Возможно, лет десять, и мне нужно будет их использовать мудро.

О манифесте для художников

Художник не должен врать себе и другим. Художник не должен красть идеи других художников. Художник не должен идти на компромиссы с собой или с художественным рынком. Художник не должен делать из себя идола.

Художник не должен влюбляться в другого художника. Это полная катастрофа. Художник должен быть эротичным. Художник должен страдать. В результате страдания рождаются шедевры. Страдание приносит изменения. Через страдания художник тренсцеденцирует свой дух.

Депрессия не продуктивна для художника. Самоубийство — это преступление против жизни. Художник не должен совершать самоубийство. Художник должен искать вдохновение в глубинах своей личности. Чем глубже ищет художник, тем более общевселенским он становится. А художник — это вселенная.

Художник не должен контроллировать свою жизнь. Художник должен полностью контролировать свою работу. Поначалу это эксперименты, а вот со временем тотальный контроль.

Художник должен одновременно и отдавать, и получать. Прозрачность — это быть восприимчивым, это отдавать, это получать. Художник создает свои собственные символы. Символы — это язык художника. После этого язык должен быть переведен, но подчас очень сложно подобрать ключ.

Художник должен освободить место для тишины, чтобы она вошла в его работу, а тишина подобна острову в центре бурного океана. Художник должен находит время, чтобы побыть одному. Одиночество имеет огромную важность вдали от дома, от студии, от семьи, от друзей. Художник должен проводить много времени около водопадов, извергающихся вулканов. Художник должен проводить много времени, смотря на быстро текущие реки, на горизонт, где встречается небо и океан, на звезды в ночном небе.

Художник не должен относиться к своей работе так, как это делает банковский служащий, не должен повторяться и стремиться быть слишком продуктивным. Художник должен воздержаться от создания произведений, загрязняющих мир.

Буддистские монахи говорят, что человек должен иметь 9 вещей: платье для лета, платье для зимы, пару ботинок, миску для сбора милостыни, противокомариную сетку, молитвенник, зонтик, коврик для сна и очки, если необходимо. Художник должен определить для себя минимальный набор вещей, которыми ему следует обладать. Художник должен все больше и больше иметь меньше.

У художника должны быть лишь такие друзья, которые обогащают его духовно. Враги очень важны. Далай Лама сказал, что очень просто сопереживать своим друзяьм, но намного сложнее сопереживать своим врагам. Художник должен учиться прощать.

Художник должен хорошо осознавать собственную смертность. Для художника важно не только как он жил, но и как он умрет. Художник должен оставить инструкции, чтобы похороны прошли именно так, как он этого хочет. Похороны — это последнее произведение художника перед его уходом.

16 сентября художница побывала в Киеве, выступив с публичной лекцией «Тело художника/Публика как тело».

Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.

Источник

Роль художника в жизни

Шемелина Т.А.

РОЛЬ ХУДОЖНИКА В ОБЩЕСТВЕ

Киевский национальный авиационный университет

Эта работа о роли и значении художника в обществе.

Ключевые слова:искусство, вульгарность, духовность, художник,сталкер.

This work about a role and value of artist in society.

Keywords: art, vulgarity, spirituality, artist, stalker.

В каждую эпоху в обществе существовали художники, которые формировали эстетическое восприятие и наше отношение к действительности. Таких творцов мы называем художниками c большой буквы, духовными лидерами, гениями. Художник смотрит на окружающий мир слегка отстраненно, что помогает ему объективно оценивать события и, как следствие, помогает создавать, творить. Выбор художником темы произведения обусловлен его поисками истины. И насколько художественно, образно выразит это художник в своем произведении, настолько это передастся зрителю. Там где нет самого главного – духовного поиска, нет настоящего искусства; которое способно вызвать у зрителя духовное очищение [1].

Современный художник создает, творит по самым разным причинам. Это может быть – стремление к славе, к деньгам; одной из форм проявления свободы; один из способов самореализации, самоусовершенствования, самоутверждения, самолечения, расслабления. Но жизнь диктует свое и ставит художника в твердые рамки, ограничивая его свободу. У каждого художника свой путь, и, вследствие этого, такое большое количество в современном искусстве произведений, в которых отсутствуют духовность, художественность [1]. Иногда творцы идут на поводу у публики, что было, впрочем, во все времена. Одни бессознательно, другие сознательно. Искусство превратилось бизнес. А в бизнесе главное – прибыль. И тут, к сожалению, происходит противоположное: произведения не развивают духовно; а, наоборот, воспитывают плохой вкус, выдавая вульгарность за настоящее искусство [1]. Длительное время у нас недооценивали роль искусства, влияния на развитие общества интеллигенции. Да и что была в прежние времена интеллигенция? Всего лишь бесправная социальная прослойка. Унижалась роль художника в обществе. Тогда как он призван быть духовным лидером, бороться своим творчеством с бескультурьем, аморальностью, плохим вкусом.

Художник, как проводник в фильме А.Тарковского «Сталкер», где само движение по Зоне метафорично и становится притчей о внутреннем пути человека [2]; вводит зрителя в свою «зону», в свое пространство с правилами, загадками и испытаниями, понятными только ему.

Художник вводит зрителя в новый мир, открывает ему новое измерение; в котором человек переосмысливает себя, свои поступки, свое прошлое, испытывает новые ощущения, чувства, находит новые краски, запахи, звуки и ритмы жизни. В результате переосмысления прошлого происходит духовное очищение и преображение, которое, как правило, влияет на развитие человека, пробуждает у него интерес ко всему новому, делает его закаленнее. Это помогает ему строить свою личную жизнь дальше, строить свои взаимоотношения с людьми, найти свое место в жизни; гармонично вписываясь в сложный и меняющийся мир.

Художник, как проводник, в обществе необходим до тех пор, пока мы живем и работаем, творим и учимся, стремимся к гармонии и красоте, как внешней, так и внутренней. Мир, общество меняется, и в этом преображении Художнику отводится особая, ответственная роль.

Источник

Интернет-магазин «Мир Творчества Art Gallery»

+7 (916) 847-20-08, art_gallery_shop@inbox.ru

Main navigation

Какова роль художника, если таковая имеется…

Какова роль художника в мире? В прежние времена художник (в широком смысле) отображал различные реалии жизни, которые уже были сотворенными кем-то. В меру обстоятельств и своих сил он постигал, при этом отображая те тайны окружающего и внутреннего мира, которые удавалось рассмотреть и понять, в тоже время делясь результатами своего творчества посредством своих произведений.

роль художника в жизни

Около середины девятнадцатого века произошли коренные изменения в данных процессах. Не сразу и вдруг, но все равно достаточно кардинально и быстро, художники сами превратились в творцов и стали изобретать и создавать новые реальности. Что важно, они не просто генерировали новые методы и способы отражения действительности, а сами стали узаконенными творцами. Можно сказать, что они почувствовали себя настоящими властителями, ниспровергающими и отрицающими все и вся — до основания и глубже. Наши авангардисты тому яркий пример. Между прочим, это не помешало им играть роль классиков в наши дни.
Вслед за авангардистами пришли принципиально новые формации идей и их воплотителей – современные концепции и актуализации (contemporary art). По быстротечной смене реалитей мы можем заметить, с какой скоростью все меняется в наше время. Роль же уготованная им пока не ясна…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *