роль государства в политической жизни общества

Роль государства в политической жизни общества

роль государства в политической жизни общества

1. Место и роль государства в политической системе общества

Роль и месте государства в политической системе общества тесно связаны с определением соотношения политической системы общества и государства, выявлением экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества.

Этот обусловлено следующими обстоятельствами:

Ø государство выступает как особое звено в структуре политического общества;

Ø государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и иной принадлежности;

Ø государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения;

Ø с деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности граждан участвовать в политической жизни общества;

Ø конкретное участие каждого гражданина в делах государства, ответственность каждой личности за судьбу государства и общества в целом нашли свое юридическое закрепление в Конституции РФ, а также в других законах и подзаконных нормативно-правовых актах.

Основное место и роль государства в политической системе общества обусловлены рядом особенностей:

† государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

† оно является единственным носителем суверенитета, основным источником реализации политической власти;

† обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

† обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.);

† обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

† обладает монополией на правотворчество;

† обладает системой юридических средств воздействия на общественные отношения.

В политической системе общества государство может подменить эту систему, что, собственно, и происходит в государствах с тоталитарным и фашистским режимом.

Нормальное функционирование политической системы обеспечивается правовым регулированием деятельности политических партий и общественных организаций.

Политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного класса, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удерживать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.

Источник

Роль государства в политической жизни общества

роль государства в политической жизни общества роль государства в политической жизни общества роль государства в политической жизни общества роль государства в политической жизни общества

роль государства в политической жизни общества

роль государства в политической жизни общества

Важнейший элемент политической системы общества — го­сударство. Справедливым остается высказанное Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и госу­дарства» утверждение о том, что признаками любого государства являются наличие аппарата власти, территории и налогов.

Классовый подход к проблеме государства был ведущим в советской общественной науке. Так, краткий словарь по социо­логии предлагает определение, согласно которому государство есть совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом в интере­сах определенных классов, подавляя классовых противников.

В рамках современного подхода к проблеме под государством понимается «основной институт политической системы общест­ва, организующий, направляющий и контролирующий совмест­ную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой цен­тральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики».

Государство отличается от других социальных институтов:

• обязательным наличием социально-классовой основы правя­щих сил в лице социальных групп, политических партий, об­щественных движений и т. д.;

• наличием специального аппарата власти, представленного центральными и периферийными органами;

• монополией на внеэкономическое принуждение;

• наличием государственной территории;

• суверенным правом издания законов, обязательных для граж­дан, проведения внутренней и внешней политики;

• исключительным правом собирать налоги, выпускать денеж­ные знаки, проводить бюджетную политику и т.д.

Вопрос о происхождении государства и его роли в жизни общества имеет большое теоретическое и научно-практическое значение. Материалистическое понимание истории традиционно видит в государстве надстройку над экономическим базисом и связывает его возникновение с результатами общественного раз­деления труда, появлением частной собственности и расколом общества на классы. Исследуя данный вопрос, Ф. Энгельс пи­сал, что в условиях появления частной собственности, непре­рывно ускоряющегося накопления богатств «недоставало учреждения, которое увековечило бы не только начи­нающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним. И такое учреждение появилось. Было изобретено государство». 4

Жесткий централизованный контроль со стороны государст­ва отразился на особенностях функционирования социальной структуры и политических отношений в этих странах. Власть, например наместника, открывала доступ к привилегиям, избы­точному продукту и роскоши. Однако терявший ее, по воле дес­пота, чаще всего терял не только достаток, но и жизнь. В таком же положении находилось и многочисленное купечество, не за­интересованное в расширенном воспроизводстве и предпочи­тавшее проживать получаемую прибыль. Иными словами, част­ная собственность была таковой только условно и предпринима­тельство в экономической сфере не приветствовалось. Админи­стративный аппарат контролировал большую часть экономики, подавляющее число крестьян оставались государственными.

роль государства в политической жизни общества

Советский востоковед Л. С. Васильев в работе «Проблемы ге­незиса китайского государства» специально исследовал проблему становления государственной власти в условиях азиатского спосо­ба производства. На основе кропотливого анализа обширного конкретно-исторического материала он пришел к выводу, что в данном случае государство возникает до классов как результат объ­ективной потребности в решении крупномасштабных экономи­ческих проблем, в частности, связанных с ирригацией, строитель­ством стратегических дорог и т.д.

Знакомство с историей возникновения государства во многом способствует уяснению вопроса о его функциях. Маркси­стский подход к этой проблеме является сугубо классовым: главная функция государства — защита интересов правящих классов. Все остальные функции как внешние, так и внутренние подчинены этой главной. Отсюда следует, во-первых, что госу­дарство может быть надклассовой структурой только в виде ис­ключения, когда борющиеся классы достигают такого равнове­сия сил, что государственная власть получает известную само­стоятельность по отношению к ним. Во-вторых, предполагает­ся, что переход политической власти в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства со временем приведет к отмиранию государства.

Современное государство выполняет целый ряд разнообраз­ных функций:

• защиты существующего государственного строя;

• поддержания в обществе стабильности и порядка;

• предотвращения и устранения социально-опасных конфликтов;

• проведения внутренней политики во всех ее аспектах — соци­альной, культурной, научной, образовательной, националь­ной, экологической и т.д.

• защиты интересов государства на международной арене;

• обороны страны и др.

Особый интерес представляет сегодня вопрос о роли государ­ства в регулировании экономических отношений. В условиях от­сутствия частной собственности (азиатский способ производства, административно-командная система) эта роль проста и понятна — прямое директивное руководство, а в развитых формах — на ос­нове детальных планов. Иная, более сложная картина складывает­ся в условиях развитых рыночных отношений. С одной стороны, чем сильнее вмешательство государства, даже если оно носит кос­венный характер, например, через хозяйственное законодательст­во и налоги, тем ниже уровень предпринимательского интереса, меньше желания рисковать капиталом. С другой стороны, вмеша­тельство государства в экономические процессы на уровне обще­ства в целом, безусловно, необходимо для решения проблем тех­нического перевооружения производства, правильной структур­ной политики, финансового оздоровления экономики и т.д. Большое значение имеет и выполнение государством других, пе­речисленных выше функций.

Важное значение имеет решение таких проблем политиче­ский жизни общества, как государственное устройство, форма правления и политический режим. 5

Вопрос о государственном устройстве связан прежде всего с распределением законодательной власти между центром и пе­риферией. Если законодательные функции всецело принадлежат центру, государство считается унитарным, но если территори­альные единицы вправе принимать свои законы, государство является федеративным. Федерация позволяет преодолеть проти­воречие между стремлением центра к господству, а территори­альных единиц — к сепаратизму.

Форма правления связана с характером осуществления госу­дарственной власти, будь то монархия или республика. Если мо­нархия предполагает сосредоточение всей власти в руках одного человека, представляющего правящую династию, причем власть, как правило, передается по наследству, то республиканское прав­ление означает признание суверенного права на власть, народа, избранных им представительных органов.

Вопрос о том, какая форма правления лучше, — республика или монархия, является во многом риторическим. Опыт совре­менной Европы показывает, что многие развитые и политически стабильные страны являются монархиями. Американский иссле­дователь С. Липсет обращает внимание на медиативную, т. е. примиряющую роль монархии по отношению ко всем слоям со­временного общества.

«В тех же странах, подчеркивает он, где в результате револю­ции монархия была свергнута и упорядоченное правопреемство оказалось нарушенным, пришедшие на смену монархии республи­канские режимы оказались неспособными обрести законность в глазах всех важных слоев населения вплоть до пятого послереволю­ционного поколения или того позже».

Под политическим режимом обычно понимается совокуп­ность средств и методов осуществления государственной власти. Можно выделить такие политические режимы, как тоталита­ризм, авторитаризм, либерализм и демократия. Особый интерес представляют сегодня тоталитаризм и демократия.

Тоталитаризм (от лат. totalis) — государственный строй, отличительной особенностью которого является контроль над всеми сторонами жизни общества — политической, экономиче­ской и духовной. Без внимания не остаются даже мысли граждан, о чем свидетельствует появление термина «инакомыслящий». То­талитаризм — это как бы деспотизм XX века. Жестокие режимы были и раньше, но тоталитаризм — явление относительно новое. Это объясняется тем обстоятельством, что полный контроль над гражданами стал возможен только с появлением таких средств массовой коммуникации, как пресса, радио и телевидение.

Противоположность тоталитаризму — демократия (от греч. demos — народ и cratos — власть). По своему происхожде­нию это сугубо европейский феномен. Она возникла в Древней Греции и выражала интересы достаточно многочисленного строя свободных собственников. Отношение к ней в истории социаль­но-философской мысли с самого начала не было однозначным. Неодобрительно относился к ней Платон, сдержанно — Аристо­тель. Развитие рыночных отношений в Новое время поставило на повестку дня вопрос о государственном устройстве, при ко­тором права собственников — буржуа были бы защищены от произвола властей. Дж. Локк и Ш. Монтескье, разрабатывая концепцию прав человека на основе теории общественного до­говора, пришли к выводу, что соблюдение законов является важнейшим гарантом политической свободы. В государстве, как считал Дж. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчи­нены ей». Развивая идеи Локка, Ш. Монтескье утверждал, что верховенство права может быть обеспечено только разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы они «могли бы взаимно сдерживать друг друга». Напро­тив, их соединение в одних руках порождает произвол.

Источник

Государство в политической системе общества

Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы:

Факторы, определяющие особое место и роль государства в политической системе общества:

Стремление объединить вокруг себя самые различные слои населения

Государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. В конституциях и других своих основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представиться непременно как государство всего народа, государство всех и для всех.

Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как Германия, США, Франция, Испания, Швеция, Япония и др.

В Конституции США, например, это стремление закрепляется в следующей формуле: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, утверждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

Однако в подавляющем большинстве своем конституционные декларации на практике остаются ничем иным, как декларациями.

Народ зачастую при этом является не более чем социальным фоном, политической или идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному господствующему слою, классу, властвующей группе или социальной прослойке. Последние, независимо от того, как они называются и как представляются, в повседневной практической жизни являются настоящими держателями государственной власти, реальными творцами внутренней и внешней политики.

Сказанное не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь поддержкой непосредственно стоящих у власти правящих кругов. Наоборот, оно прилагает огромные усилия для того, чтобы как можно больше расширить свою социальную опору, как можно сильнее укрепить свои устои в обществе.

В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его формальная социальная основа, каковую составляют все граждане или поданные государства, превратилась в его реальную основу, которая складывается из его твердых сторонников, убежденных последователей внутренней и внешней политики государства.

Сосредоточение в руках государства огромных материальных и финансовых средств

Особое место и роль государства в политической системе общества определяются тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства.

Однако, для стабильности общества и политической системы непременным условием является существование самых разнообразных форм собственности, баланс политической власти. Нет сомнения в том, что равный правовой статус всех форм собственности и их одинаковая защита, плюрализм форм собственности имеют очевидные преимущества перед монополизмом одной из них.

Развитие различных форм собственности должно происходить при следующих обязательных условиях:

Наличие специального аппарата управления и принуждения

Исключительное место и роль государства в политической системе общества обусловливается наличием у него специального аппарата управления и принуждения.

Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже есть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты, однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре таких органов, как полиция, суд, прокуратура, органы государственной безопасности.

Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, дающих возможность ему оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения.

Обладая государственно-властными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию.

Обладание суверенитетом

В политической системе общества государство выделяется тем, что обладает суверенитетом.

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений; это верховенство государственной власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и построении отношений с другими государствами. Таким свойством обладают только государства, что предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

Источник

Государство в политической системе общества

Понятие, структура и функции политической системы общества

Среди множества существующих в научной литературе определений понятий «политическая система» нам представляется наиболее полным определение, которое дано профессором А.В. Малько:

Политическая система – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов,

В политических партий, движений, общественных организаций и т.п.) в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Таким образом, политическая система общества представляет собой отражение политической жизни общества в целом.

Говоря о структурных элементах политической системы, следует отметить, что в юридической литературе существует множество точек зрения по данному вопросу. При этом в большинстве случаев в качестве элементов рассматриваются лишь ее статичные, организационно-структурные элементы (партии, общественные организации, фонды и др.), что не позволяет в полном объеме отразить функционирование, практику действия политической системы, ее динамику в современных условиях. В этой связи понятие системы предполагает взаимосвязь, взаимодействие всех элементов, их взаимообусловленность и зависимость друг от друга, признанных раскрыть ее жизнедеятельность как систему взаимодополняющих связей и отношений между субъектами политической системы.

В юридической литературе выделяют пять структурных элементов политической системы, каждый из которых характеризует различные стороны ее жизнедеятельности:

1. Институционный (организационный) элемент. Является основным в политической системе, т.к. придает системе устойчивость, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество. В данный элемент входят государственные органы, общественные объединения (общественные организации, фонды, органы общественной самодеятельности и др.) политические партии – как специфический субъект и др.

2. Нормативный элемент включает в себя нормативные основы деятельности политической системы (политические нормы, содержащиеся в Уставах, политические партий; нормы права содержащиеся в Конституции, Федеральном законе «Об общественных объединениях» и др.; политические обычаи и традиции (например, открытие первой сессии парламента старшими депутатом);

3. Функциональный элемент. Раскрывает содержание конкретных действий и функционирования на практике данного элемента политической системы (политические действия – проведение митингов, шествий, демонстраций, пикетирования и др.; политические процессы – процесс формирования парламента, Правительства, общественного мнения и др.); акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы (например, фактическое выдвижение кандидат в выборные государственные органы – есть акт реализации функций политической партии);

4. Идеологический элемент. Включает в себя теории, представления, понятие об основе и путях его развития, политическое сознание в обществе и др.;

5. Коммуникативный элемент. Включает в себя все виды средств массовой информации и представляет собой те каналы, по которым до общества доводиться информация о деятельности различных компонентов политической системы и решениях, принимаемых теми или иными органами.

При этом следует отметить, что указанные выше элементы политической системы рассматриваются в их единстве и взаимосвязи.

Существует и иная классификация структурных элементов политической системы, которая включает в себя следующие компоненты:

В юридической литературе, в зависимости от различных оснований выделяют следующие виды политических систем;

1. По видам правовых культур политические системы делятся на:

2. В зависимости от характера политического режима делятся на демократические и антидемократические.

3. По видам политических культур, политические системы делятся на:

а) англо-американскую систему;

б) континентально-европейские системы;

в) доиндустриальные и частично индустриальные;

г) тоталитарные системы.

4. По степени участия граждан в политическом процессе выделяют следующие политические системы:

Кроме того системы подразделяются на открытые, т.е. имеющие динамическую структуру и широкие связи с другими системами и закрытые, т.е. имеющие жестко фиксированную структуру и характеризующаяся минимальными связями с внешней средой.

Говоря о сущности политической системы общества, следует заметить, что она наиболее ярко проявляется в ее функциях. В юридической литературе выделяют следующие функции политической системы:

Место и роль государства в политической системе общества

Говоря о роли и месте государства в политической системе общества, следует отметить, что рассмотрение данной проблемы в современных условиях имеет огромную теоретическую и практическую значимость, поскольку данные вопросы тесно связаны с определением соотношения политической системы общества и государства, выявлением экономических и социальных органов, влияющих на определенные его места и роли в политической системе общества.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что государство нельзя отожествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части политической системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный политический институт.

Следует также отметить, что в отечественной и зарубежной литературе исследованию вопросов, касающихся различных сторон внутренней организации и деятельности государства, уделяется значительное внимание. Этот обусловлено следующими обстоятельствами:

Таким образом, указанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что государство – основной элемент политической системы общества.

Кроме того, основное место и роль государства в политической системе общества обусловлены рядом особенностей:

Следует также отметить, что занимая особое место в политической системе общества, государство может подменить эту систему, что, собственно, и происходит в государствах с тоталитарным и фашистским режимом. Поэтому чрезмерное вмешательство государства в политическую жизнь общества может привести к беззаконию и произволу. В этой связи важно конституционно установить и реально обеспечить пределы деятельности государства, вывести из сферы его влияния те политические отношения, которые должны быть свободны от государственного регулирования и вмешательства.

Заметим, что нормальное функционирование политической системы обеспечивается правовым регулированием деятельности политических партий и общественных организация, которые выражаются в том, что:

Таким образом, политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного класса, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организованно, имеющих целью завоевать, удерживать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *