роль газификации в жизни общества

Роль газификации России

Природный газ, как наиболее совершенное топливо, высокоэффективный энергоноситель и ценное химическое сырье, широко применяется в многочисленных производственных процессах, своим существованием увелчивает скорость производства различных видов продукции и вместе с тем дает хороший экономмический эффект. Это очень сильный фактор в развитии прогесса всей страны.С использованием газа производится около 95% чугуна и стали, более 60% цемента, около 95% минеральных удобрений.

Перевод на газовое топливо промышленных предприятий позволяет решать ряд важных народнохозяйственных задач: интенсифицировать работу энергетических и технологических установок, повышать КПД топливоиспользующих агрегатов, оптимизировать затраты труда и материальных ресурсов, улучшать условия труда и быта населения. Так, в химической промышленности природный газ является эффективным сырьем.

Важнейшие потребители газа — тепловые электрические станции, перевод которых на газовое топливо повышает экономичность их работы, а также способствует улучшению экологической обстановки, очищению воздушного бассейна городов и населенных пунктов. К 2010 г. газовое хозяйство страны располагает развитой системой газоснабжения потребителей. Природным газом снабжаются более 1000 городов, 1950 рабочих поселков, 86 тыс. сельских населенных пунктов. Газифицировано более 24 тыс. промышленных и 135 тыс. коммунально-бытовых предприятий, около 400 тепловых электростанций, свыше 50 тыс. отопительных и производственных котельных, более 30 млн. квартир и домовладений, более 30 тыс. объектов использования сжиженного углеводородного газа.

В ближайшие годы планируемый уровень газификации в РФ должен превысить 70%. Газификация рассматривается руководством страны как «корпоративный проект национального значения». Реализация этого проекта помогает в большой степени увеличить уровень промышленности и других сферах экономики, увеличить удельный вес высококвалифицированных работников, повысить качество эксплуатации газового оборудования, поднять производительность.

Источник

Бесплатный газ на участок: как подвести по новому закону

роль газификации в жизни общества

Раньше «Газпром» подводил магистральный газ до населенного пункта, а расходы по последующему подключению ложились на плечи потребителя. По оценкам экспертов, чтобы протянуть газ до границ участка, нужно было заплатить от 70–150 тыс. до 1 млн руб. Теперь эти расходы возьмут на себя газораспределительные организации. Но за проведение газа непосредственно на участке собственник должен по-прежнему платить сам.

Вместе с экспертами разбираемся, кто и как может подвести бесплатный газ до участка и что делать дальше.

Как подвести газ на участок бесплатно

1. Проверить, входит ли населенный пункт в программу

Первое, что следует сделать, — узнать, входит ли ваш населенный пункт в программу социальной газификации. Изначально были выбраны 15 пилотных регионов, где подводили бесплатный газ до границ участка. Но сейчас, как уточнили «РБК-Недвижимости» в пресс-службе Минэнерго, программа действует «на всей территории регионов России для населенных пунктов и СНТ, находящихся в границах населенных пунктов, которые уже газифицированы».

Проверить возможность подключения домовладения к бесплатному газу до границ участка можно несколькими способами. Во-первых, на официальном сайте единого оператора газификации. Для этого в поисковой строке нужно вбить название населенного пункта. Система покажет, входит ли он в программу социальной газификации и какая газораспределительная организация ответственна за подведение бесплатного газа к участку.

роль газификации в жизни общества

Во-вторых, информацию можно получить в региональном органе исполнительной власти, отвечающем за газификацию в регионе. В Подмосковье, например, это Министерство энергетики Московской области.

В-третьих, проверить информацию можно на сайте газораспределительной организации или посетив ее офис, уточнили в пресс-службе Минэнерго России.

В Подмосковье создан специальный сервис, который позволяет узнать, входит ли населенный пункт в программу социальной газификации. Чтобы им воспользоваться, нужно на сайте Мособлагаза, который занимается газификацией в регионе, зайти в раздел «Социальная газификация». Здесь появится поисковая строка, куда нужно ввести название необходимого населенного пункта. После чего система выдает нужную информацию. Также в Подмосковье работает горячая линия по программе социальной газификации. Узнать данные о бесплатной газификации можно, позвонив по номеру 8 800 100–75–75.

роль газификации в жизни общества

2. Вписаться в критерии

Для бесплатного подведения газа к участку определены критерии, которым должны соответствовать сам населенный пункт и дом. Во-первых, в населенном пункте должен быть проведен и сдан распределительный газопровод. Во-вторых, участок должен находиться на расстоянии не более 200 м от существующих газопроводов, а объем потребления на участке не превышать 7 куб. м в час. «Этой мощности достаточно для отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи в доме площадью 300 кв. м», — пояснили в «Газпром межрегионгазе». Однако площадь дома не является критерием для подключения, уточнили в компании.

Сами регионы могут корректировать критерии. Например, в Московской области данные требования упростили. «Мы облегчили программу, убрав такие ограничивающие критерии, как расстояние не более 200 м до границы участка, максимальный расход газа и другие. Газификация пройдет везде, где уже проведен газопровод», — рассказал «РБК-Недвижимости» министр энергетики Московской области Александр Самарин.

Однако газифицироваться смогут только те участки, где постройки официально зарегистрированы, уточнил министр. По данным подмосковного Минэнерго, всего в рамках проекта до конца 2022 года будет подключено к газу более 2,8 тыс. населенных пунктов. Доступ к газу получат 115 тыс. домовладений, в которых проживают около 300 тыс. человек.

роль газификации в жизни общества

3. Подача заявки на догазификацию

Если участок удовлетворяет необходимым требованиям, а сам населенный пункт включен в программу социальной газификации, то можно подавать заявку на подведение бесплатного газа к участку. Сделать это доступно несколькими способами:

Также можно посетить стационарный или выездной мобильный офис газораспределительной организации.

К заявке нужно приложить необходимые документы:

При этом жителям Подмосковья не нужно подавать заявку, чтобы бесплатно подвести газ к участку. «Мы убрали заявку. То есть теперь житель не должен к нам обращаться, чтобы проложить трубу до границы его участка, — мы сделаем это самостоятельно», — пояснил министр энергетики Московской области.

4. Подача заявки через портал госуслуг

роль газификации в жизни общества

роль газификации в жизни общества

роль газификации в жизни общества

роль газификации в жизни общества

После всего этого нужно подтвердить правильность данных и отправить заявление. В течение одного рабочего дня должно прийти уведомление о приеме заявки. Само заявление будет рассматриваться в течение 15 рабочих дней.

Что будет после одобрения заявки

В случае одобрения заявки начнутся работы по строительству газопровода к границам участка. Для каждого населенного пункта, вошедшего в программу, установлены сроки догазификации. В Подмосковье строить газопровод до границ участка будут в соответствии с единым графиком социальной газификации по Московской области. От границы участка до дома, в зависимости от сложности работ и протяжности участка, газификация займет от 30 до 60 дней.

После того как газ будет подведен к участку, строить газопровод на территории участка и подключать дом к газу сразу необязательно. Это можно сделать позже. «Если газопровод построен до границ участка, построить сети на участке и подключиться можно в любой момент, даже спустя несколько лет», — уточнили в пресс-службе Мособлгаза.

роль газификации в жизни общества

Как провести газ в дом

За проведение газа непосредственно на участке будет по-прежнему платить сам потребитель. Сюда относится разработка и согласование проекта, прокладка трубы по участку, установка внутридомового оборудования (котел, плита, анализатор), разводка отопления, установка прибора учета газа и т. д. По оценкам экспертов, расходы могут достигать 200–300 тыс. руб. Итоговая сумма зависит от объема строительных работ, протяженности трубы на участке, способа прокладки газопровода и от выбранного газового оборудования — отечественного или импортного.

Предварительный расчет стоимости можно произвести с помощью специального калькулятора Мособлгаза. К примеру, подключение дома площадью до 120 кв. м по пакету «стандарт» обойдется в 142,7 тыс. руб. при условии, что расстояние от границ участка до дома 15 м. Поэтому, проводя газ непосредственно в дом, нужно заранее закладывать определенные расходы.

Чтобы провести газ в дом, собственникам нужно подать заявку на комплексный договор (по нему будут проведены все работы) в газораспределительную компанию, в Подмосковье это Мособлгаз. Также можно обратиться в любую специализированную организацию или несколько организаций, заключив с каждой отдельный договор.

«Обработка заявки на комплексный договор составляет не более десяти рабочих дней. Единственный критерий: подведение газа до границы земельного участка осуществляется только в зарегистрированное домовладение», — уточнили в пресс-службе Мособлгаза.

Источник

Социальный приоритет – газификация регионов

роль газификации в жизни общества

Неизменный приоритет государственной политики России XXI века – работа над поступательным повышением качества жизни граждан во всех сферах экономики. В том числе, это касается увеличения уровня доступности энергетических ресурсов для каждого человека, которыми богата наша страна. Одним из наиболее перспективных и экологичных топлив на сегодняшний день является газ. Россия располагает наибольшей в мире ресурсной базой этого углеводорода – в нашей стране находится около 20 % мировых доказанных запасов природного газа. И крайне важно максимально использовать это преимущество, в первую очередь, на благо граждан нашей страны. В этой связи в течение последних лет активно идет работа по газификации регионов России. В данном направлении уже достигнуты положительные результаты, при этом сегодня на повестке – внедрение ряда инициатив, которые позволят значительно ускорить этот процесс, и расширить периметр газификации. Такая задача была поставлена Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

История газификации

Нормативное регулирование

На сегодняшний день термин «газификация» определен в федеральном законе о газоснабжении и предусматривает комплекс мероприятий по обеспечению газом жилых помещений, а также промышленных предприятий. При этом использоваться может не только сетевой, то есть трубопроводный, природный газ, но и сжиженный углеводородный или сжиженный природный газ. Основная задача – обеспечение доступности газа для потребителей, в первую очередь, для первоочередных нужд, таких как приготовление пищи, отопление и горячее водоснабжение.
Согласно закону, процесс газификации состоит из нескольких этапов. На уровне Правительства РФ устанавливается порядок разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации. Далее процесс продолжается на уровне федеральных органов исполнительной власти. Минэнерго России разрабатывает и актуализирует Генеральную схему развития газовой отрасли, включая определение государственной политики в области газоснабжения, формирование перспективного баланса природного газа, общие показатели развития газификации, и осуществляет мониторинг реализации региональных и межрегиональных программ газификации. Федеральная антимонопольная служба России контролирует цены на энергоресурс, а Минстрой России отвечает за регулирование вопросов внутридомового газового оборудования. В свою очередь за субъектами остаётся заключительный этап – развитие газораспределительной сети в регионе и обеспечение подготовки потребителей к приему газа.

Текущая ситуация

К началу 2000‑х годов уровень газификации России составлял примерно 48 %. То есть процесс газификации в последнее десятилетие прошлого века развивался темпами менее 1 % в год. Но уже в 2005 году была развернута системная работа с российскими регионами, и за период 2005–2010 годов её уровень поднялся с 53,3 % до 63,1 %. То есть за пять лет было проделано больше работы, чем за все 1990‑е годы.
В 2019 году уровень газификации достиг 70,1 %. На сегодняшний день региональные программы газификации утверждены в 76 субъектах Российской Федерации. Суммарная протяженность магистральных газопроводов составляет более 180 тысяч км, а вместе с распределительными газопроводами общая протяженность «газовых артерий» страны – почти 1 млн км.
Крупнейшими потребителями газа являются объекты электроэнергетики (около 160 млрд кубометров в год или 36 %) и население (около 50 млрд кубометров газа в год или 12 % российского спроса на газ). При этом существенный потенциал роста потребления ожидается и в других отраслях экономики, в частности, в газохимической отрасли, что важно учитывать при будущем планировании газовой инфраструктуры. Отмечу, что с 2019 года заработала утвержденная Минэнерго России новая методика расчета показателей газификации, которая позволяет определить текущий и потенциальный уровень газификации с учетом топливно-­энергетического баланса региона. С ее помощью субъекты страны при формировании своих региональных программ могут оценивать, как те или иные мероприятия влияют на показатели газификации.
Если говорить о газоснабжении страны в сравнении с зарубежными странами, то в Европе по уровню газификации Россия находится на третьем месте после Нидерландов и Великобритании. В среднем уровень газификации государств Евросоюза не превышает 47 %. При этом в странах со схожим с нашей страной климатом – Финляндии, Швеции и Норвегии – процент газификации составляет 3,3 %, 1 % и 0,2 % соответственно. То есть если исходить из регионального аспекта, у нас достаточно высокие результаты по доступности газа для населения.

Несмотря на позитивные средние показатели газификации России, в территориальном аспекте значения достаточно дифференцированы. В первую очередь, уровень доступности газа зависит от плотности населения, разветвленности инфраструктуры и количества промышленных потребителей. Самые высокие проценты газификации, рассчитанные по методике Минэнерго России, достигнуты в Приволжском Федеральном округе – 87 %, Центральном Федеральном округе – 85 % и Северо-­Кавказском Федеральном округе – более 84 %. Наименее газифицированными пока остаются Сибирский и Дальневосточный Федеральные округа, где уровень газификации составляет около 17 %. В настоящее время в этих регионах активно задействован сжиженный углеводородный газ, которым обеспечивается до 50 % жилого фонда. Для бытовых нужд населения используется более 2 млн тонн СУГ в год.
По мере поступления в регионы трубопроводного газа потребность в СУГ постепенно снижается, однако этот способ доставки топлива остается приоритетным для отдаленных и малонаселенных территорий. Также для таких субъектов предусмотрено расширение использования сжиженного природного газа. В 2014 году «Газпром» запустил первый проект автономной газификации – комплекс СПГ в Пермском крае производительностью 19 млн кубометров газа в год. Рассчитываем, что в ближайшей перспективе СПГ-заводы появятся в Ленинградской области (Балтийский СПГ), Томской области и других регионах страны. Для активизации этого процесса Минэнерго подготовило ряд предложений нормативного и регуляторного характера, которые позволят снизить капитальные затраты на строительство заводов по малотоннажному производству СПГ на 32 %, что существенно повысит их рентабельность и, соответственно, расширит географию присутствия. Наша задача – эффективно использовать все способы доведения газа до населения и при необходимости применять индивидуальный подход для газификации конкретного региона или населенного пункта, в том числе с использованием альтернативных методов.

Вызовы и перспективы

Сохранение достигнутых темпов газификации в настоящее время осложняется рядом вызовов. Во-первых, это ограниченность доступа к Единой системе газоснабжения и недостаточная пропускная способность магистральной инфраструктуры. Во-вторых, к сожалению, мы вынуждены констатировать зачастую низкое качество региональных программ газификации, которые, по идее, должны стать основой для развития процесса, и неисполнение регионами своих обязательств. Также негативное влияние оказывает отсутствие должного уровня координации, дефицит источников финансирования и так называемая проблема «последней мили», когда процесс может застопориться иногда в нескольких метрах от объекта потребления, так как из-за наличия административных барьеров обязанности по доведению газа перекладываются одним ответственным лицом на другого. В результате невозможно определить конечного исполнителя.
Что нужно сделать для решения этих вопросов? В первую очередь, предстоит обеспечить развитие магистральной инфраструктуры и правильное ее применение. Для этого необходимо принимать решения по крупным магистральным газопроводам, а также по реконструкции и расширению мощностей газораспределительных станций (ГРС). Возьмем наш стратегический газопровод «Сила Сибири», который был запущен почти год назад и имеет не только важное экспортное значение, но во многом должен способствовать газификации регионов Дальнего Востока, в частности, Амурской области. Чтобы в полной мере задействовать имеющуюся ресурсную базу по газу в Восточной Сибири, необходимо задействовать ресурсы всех, в том числе независимых производителей газа. В этом направлении сейчас принимаются необходимые усилия.
При этом продолжается работа по завершению газификации в центральной России. В этом году начато строительство газопровода-­отвода «Галич – Мантурово – Шарья» в Костромской области, требуется принятие окончательного инвестиционного решения по строительству газопровода-­отвода «Ржев – Нелидово» в Тверской области. Еще один перспективный инфраструктурный проект – строительство магистрального газопровода «Шахунья – Шаранга – Йошкар-­Ола», который позволит обеспечить доступ к газу около 200 тысяч человек в трех субъектах Российской Федерации – Республики Марий Эл, Кировской и Нижегородской областях. И такие проекты по развитию инфраструктуры нужно сделать системными. Отмечу, что если речь идет о газоснабжении промышленных объектов, тут, скорее всего, надо проработать принцип «бери или плати», то есть предприятия должны рассчитать объем газа, который им потребуется и учитывать оплату за него в своих расходах. Иначе мы можем получить весьма дорогие избыточные неиспользуемые мощности и, соответственно, рост издержек для всех потребителей.

роль газификации в жизни обществаГазораспределительный пункт
Источник: jovanjaric / Depositphotos.com

Что касается функционирования региональных программ газификации, то сегодня ситуация выглядит следующим образом: «Газпром» подводит газ к населенному пункту, то есть отвечает за магистральные и межпоселковые сети, а вот доведение газа непосредственно до потребителя – задача уже местных властей. Население несет финансовую нагрузку на строительство внутрипоселковых распределительных сетей, приобретение и установку внутридомового газового оборудования, а также подключение к сетям газораспределения. Такая система накладывает существенную нагрузку на региональные бюджеты и непосредственно на потребителей и поэтому требует изменений.
На уровне субъектов планируется усилить координацию «Газпрома» и региональных ГРО при разработке программ в субъектах и в обязательном порядке учитывать региональные программы газификации при принятии регуляторами тарифных решений. Все это позволит выйти на новый качественный уровень разработки и реализации региональных программ газификации.
Если рассматривать процесс подключения к сетям со стороны потребителя, то очевидно, что сегодня получить газ – задача для гражданина весьма непростая, ситуацию в этой части нельзя назвать безоблачной. К сожалению, выстроена достаточно сложная система – и со стороны требований по документации, и по срокам. Чтобы провести газ в свой дом, потребитель должен пройти целых девять этапов и собрать множество документов. При этом средний срок подключения населения за 2019 год составил 237 дней.
В качестве принципиально нового подхода к организации процесса газификации мы предлагаем создание Единого регионального оператора газификации на базе газораспределительных организаций, под контролем которого будет реализация всей цепочки мероприятий по газификации, включая «последнюю милю». В результате процедура подключения должна сократиться до трех этапов по принципу «единого окна», в качестве которого может быть МФЦ или представительство единого регионального оператора.
Такой подход снимет массу административных барьеров, повысит прозрачность и будет удобен как с точки зрения потребителя, так и государства как регулятора процесса. Региональные операторы газификации в такой структуре могли бы оказывать абоненту административную поддержку по сбору и оформлению документов. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность подачи заявки на подключение, заключение договора на поставку газа и техническое обслуживание в онлайн-­режиме. Таким образом, срок подключения с момента подачи заявки до пуска газа непосредственно к объекту сократится до 135 дней.
Рассчитываем, что новый принцип позволит снизить стоимость подключения для максимального количества абонентов. Хотя уже сейчас этот показатель на довольно высоком уровне. Например, только за 2019 год по цене от 20 до 50 тысяч руб­лей было обеспечено газом 47,4 % абонентов. Напомню, что на сегодняшний день к этой категории относятся абоненты, которые потребляют не более 15 кубометров в час. Если говорить о населении, то это до 5 кубометров в час. Кроме того, еще порядка 44 % абонентов, которым не требовалось строительство газопроводов до земельного участка, подключились по средней цене 53 тыс. руб­лей.
Таким образом, если говорить тезисно, для продолжения успешной работы по газификации нашей страны предстоит сформировать актуальный топливно-­энергетический баланс каждого конкретного региона, с учетом которого определить потребность в газе. Далее необходимо утверждение региональной программы газификации субъекта России с учетом всех источников поступления средств.
Всего, по предварительным расчетам «Газпрома», для реализации программ газификации потребуется порядка 1,915 трлн руб. Безусловно, это внушительная сумма, но критически важно обеспечить необходимые источники для финансирования, так как газификация – одна из основных социальных задач страны. В этой связи, по нашему мнению, только средствами «Газпрома» в данной ситуации не обойтись. Реализация всего комплекса затрат на газификацию, включая строительство магистральной инфраструктуры, межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов и газопроводов-­вводов за счет инвестиционной программы «Газпрома» в текущей конъюнктуре мирового газового рынка потребует значительных ресурсов, что приведет к выпадающим доходам федерального бюджета. Поэтому в настоящее время рассматриваются дополнительные источники финансирования.
На всех уровнях становления нового процесса газификации Минэнерго будет оказывать методологическую поддержку. Для этого, в частности, на базе Российского энергетического агентства создан специализированный Центр по содействию газификации, ключевая задача которого – формирование предметных рекомендаций на региональном уровне и распространение лучших практик. Также мы полагаем, что необходимо поставить вопрос введения системы многоуровневого мониторинга и контроля за исполнением программы газификации. Например, это может быть механизм ключевого показателя эффективности (КПЭ) для губернаторов. При необходимости будут вырабатываться дополнительные инициативы и стимулы по ускорению газификации страны и доведению этого уровня до целевого показателя 83 % к 2030 году. В конечном итоге наша общая цель – обеспечить качество, скорость и простоту получения услуги населением при минимальной стоимости.

Источник

Кто заплатит за «бесплатную» трубу: раскрыты тайны социальной газификации

Программа обеспечения населения «голубым топливом» покрыта «белыми пятнами»

Обещание государства дать всем россиянам шанс бесплатно подключиться к трубе «Газпрома» вселило надежду в сердца даже тех наших соотечественников, кто давно простился с мыслью обеспечить свой дом голубым топливом. Однако уже на первых порах претворения этой идеи в жизнь стало очевидно, что программа газификации представлена чиновниками в сыром виде и требует тщательной доработки. Главная проблема — в той самой «бесплатности», которая на самом деле грозит обернуться большими тратами и для газовой монополии, и для региональных бюджетов, и для самих потребителей. О возможных вызовах и рисках тотальной газификации, с которыми предстоит справиться государству, рассказал «МК» эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

роль газификации в жизни общества

— Правительство с подачи главы государства дало обещание повысить уровень газификации в России более чем на 10% — до 82,9% к 2030 году. Сможет ли «Газпром» выполнить такую амбициозную задачу в столь сжатые сроки?

— Но теперь же обе составляющие программы поручены «Газпрому», и на их реализацию будут направлены средства, заложенные в инвестпрограмме монополии?

— Интрига, откуда возьмутся деньги на безвозмездную проводку газа каждому желающему, как существовала до объявления о социальной газификации, так осталась и после утверждения соответствующего положения. В публикуемых профильными ведомствами документах звучат довольно расплывчатые формулировки: с одной стороны, власти обещают, что дополнительные затраты не будут проиндексированы в тарифах; с другой — государство оставляет за собой возможность ввести некие инвестиционные надбавки, правда, не поясняя, на какие ставки они могут распространиться. По всей видимости, закончится тем, что «Газпром», которого назначили ответственным оператором реализации программы, поделит свою расширенную инвестпрограмму на две части: одну половину монополия направит на классическую газификацию, то есть на укладку магистрали до населенных пунктов, а другую потратит на доводку распределительных трубопроводов до участков. В результате первая часть газификации российских регионов в сравнении с прогнозными показателями 2019 года несколько замедлится, зато вторая будет ускорена.

— А в чем будет заключаться помощь государства?

— До объявления о бесплатной газификации, когда только обсуждался вопрос создания Единого оператора, предлагались два варианта привлечения инвестиций: либо «Газпром» закладывает расходы в собственный денежный поток, либо в тарифы для конечных потребителей; либо монополия выпускает новые долгосрочные облигации, которые выкупает в том числе государство, и направляет полученные средства на реализацию программы. Пока «Газпром» объявил о том, что выпустит облигации на 60 млрд рублей.

Сценарий, при котором расходы закладываются в тарифы, на первый же взгляд, вызывает массу нареканий, поскольку повышение цен на голубое топливо для исполнения социальных задач подрывает саму идею бесплатной газификации. Природный газ — более дешевое топливо по сравнению с электричеством или углем, который к тому же не отличается высокой экологичностью. Но если газ также подорожает, то никому не захочется присоединяться к программе газификации, поскольку газ потеряет свои конкурентные преимущества. Люди, которые уже провели в свои дома газ, и вовсе почувствуют себя обманутыми: ведь им придется за этот долгожданный газ выкладывать большие деньги.

Поэтому разумнее смотрится идея с выпуском облигаций «Газпрома», которые выкупят правительство, например за счет средств Фонда национального благосостояния, или другие инвесторы. Конечно, в такой сделке также будут задействованы бюджетные деньги, но рядовые обыватели не заметят новой строки расходов, поскольку средства на газификацию возьмут не напрямую из их карманов.

— Какое количество российских домохозяйств сможет принять участие в программе бесплатной догазификации?

— Правительство назвало критерии, по которым будут предоставляться бесплатные услуги по проводке трубы до участка: уровень потребления не должен превышать 7 кубометров в час, а участок находиться не более чем в 200 метрах от распределительной сети. Однако до сих пор не существует статистики, сколько российских домов попадает под такие условия. Судорожный подсчет претендентов начался только после поручения Путина и активизации повсеместной газификации — горгазы, облгазы и администрации населенных пунктов начали обходить дома, обзванивать людей, чтобы выяснить, сколько не подключенных к газу домовладельцев собираются принять участие в программе. В результате, по газпромовским оценкам, социальная газификация может коснуться примерно 1,5–2 млн домов, а окончательный список претендентов обещают определить до конца июня.

Между тем существует множество нюансов, подвергающих такие оценки сомнению. Не стоит забывать, что одновременно с социальной догазификацией продолжает осуществляться программа классической газификации, предусматривающая укладку магистрали до населенного пункта. Допустим, в настоящее время какой-то участок находится в 500 метрах от сети и его владелец даже не надеется на бесплатное подключение. Но по планам «Газпрома» внутри населенного пункта, в котором проживает человек, в этом году будут протянуты уличные газопроводы. Подсчитать точное количество людей, статус участков которых может измениться уже в ходе реализации программы догазификации, крайне затруднительно.

Кроме того, наверняка найдутся и такие, кому укладка трубы до забора будет фактически не нужна. Заранее оценив свои финансовые возможности, многие россияне поймут, что не потянут траты на доведение газа непосредственно до своего дома и разводку сети внутри помещения: укладка трубы по участку, покупка газового котла и другого оборудования может потребовать от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей. При этом формально, если к их участкам будет дотянута труба, на бумаге они будут считаться обеспеченными голубым топливом, хотя на деле им, как и прежде, придется пользоваться электричеством, углем и дровами.

— Какова будет роль региональных и муниципальных властей в реализации программы догазификации?

— На этот вопрос пока сложно дать определенный ответ. Непонятно, куда денутся облгазы и горгазы, ранее занимавшиеся прокладкой газопроводов до участков. Упразднять эти структуры никто не собирается, поэтому возникает вопрос о разграничении полномочий и порядке взаимодействия Единого оператора с местными газовыми предприятиями, которые, как правило, принадлежат региону. Во многих крупных областях уже давно существуют службы «одного окна» — упрощенные системы подачи документов в электронном виде. Несмотря на технические погрешности — постоянное зависание «личных кабинетов» и отсутствие оперативных ответов от работников газовых организаций — такие системы более-менее работают. Теперь аналогичное «окно» планируется создать на базе Единого оператора. Однако каким образом будут синхронизированы данные, накопившиеся у облгазов, и сколько на это потребуется времени и трудозатрат, также остается загадкой.

Логичнее всего, если обязанности будут распределены следующим образом: ответственность за укладку «последней мили» до забора возьмет на себя «Газпром», а проводкой инфраструктуры внутри участка займутся местные организации. Монополия также может передать в распоряжение облгазов и горгазов трубы, которые построены на территории населенных пунктов. Таким образом, регионы не будут устранены от участия в газификации, но львиную долю затрат с них снимут.

— И насколько такое разделение ответственности за проводку газа отвечает интересам конкретных потребителей?

— Ранее местные администрации брали деньги из бюджета или зарабатывали на укладке трубы внутри участков и направляли средства на разводку сети по улицам поселков. Теперь же на уличные газопроводы «Газпром» будет тратить собственные финансовые ресурсы. Поэтому государству придется строго контролировать расценки облгазов на проведение работ внутри земельных участков и установку внутридомового оборудования. Сейчас тарифы на такие услуги необоснованно завышены. Поясню это на примере одной из областей Центрального федерального округа России: рыночная стоимость одного метра трубы здесь составляет 120–150 рублей, облгазу, который будет заниматься ее укладкой, придется заплатить уже около 3 тыс. рублей за метр. И это оплата за получасовую работу — газовики просто раскатают готовую пластиковую трубу в траншею, которую придется прорыть самому собственнику участка! Проверкой адекватности тарифов, назначаемых облгазами, должны заняться антимонопольные службы, которым предстоит выяснить, на каких основаниях рассчитывался прайс-лист и откуда появились такие сумасшедшие цены. Правительству необходимо ввести по всей стране единые адекватные ценники, за рамки которых не должны выходить местные газовые организации. К слову, чиновникам стоит задуматься над тем, чтобы разрешить тратить на газификацию персональные государственные субсидии, например материнский капитал, который в большинстве случаев покроет такие расходы. Если на материнский капитал можно купить квартиру, то почему бы не позволить потратить эти средства на проводку газа?

— Почему для бесплатной газификации выбрана дистанция в 200 метров от магистрали «Газпрома»? Если дом находится в 210 метрах, то его владелец уже не может рассчитывать на социальную газификацию?

— Возможно, такую дистанцию определили по аналогии с электроэнергетикой, где уже существуют подобные нормативы для подключения к электричеству. Хотя создается впечатление, что эту цифру просто взяли с потолка, ничем ее не обосновывая. Ведь ту же электроэнергию в городах подключают всего за 550 рублей, если до существующей ЛЭП 300 метров, а не 200 метров. Теоретически, у людей, чьи дома расположены за обозначенными пределами, остается вариант укладки газопровода через подключение соседского участка, который находится ближе к магистрали. Большинство таких нюансов не отражены в законе, поэтому следует дождаться подзаконных нормативных актов, регулирующих исполнение документа.

— На сайтах некоторых облгазов появляются новые критерии для участия в бесплатной догазификации. В частности, требование, чтобы в населенном пункте постоянно проживало не менее определенного числа жителей. Не возникнет ли такая ситуация, когда социальная программа государства по ходу своей реализации обрастет новыми условиями, сократив при этом количество участников?

— В какой-то степени это нормально. Сначала была выдвинута идея о бесплатном подключении к сетям «Газпрома». Далее, по мере исполнения поручения президента, ситуация стала приближаться к реальности: были определены лимиты на объем потребления и расстояние до магистрали. Теперь появилось условие о минимальном числе постоянных жителей. Но ведь такое требование легко обойти, прописав, к примеру, в загородном доме два десятка гастарбайтеров, которые даже не будут появляться в поселке.

— Минэнерго отобрало 15 областей для апробации программы догазификации. В их число вошли регионы с самым разным уровнем обеспечения голубым топливом. Например, в Амурской и Мурманской областях уровень газификации составляет примерно 0,5–1,5%, а в Дагестане газом обеспечено около 90% жителей. Почему такой разброс?

— Действительно, для апробации были выбраны регионы, которые, как кажется со стороны, менее других нуждаются в догазификации. Так, в Амурской области практически отсутствуют даже магистрали до загородных поселков. Там построен экспортный газопровод «Сила Сибири», от которого нужно сначала добросить трубу до городов и поселков, а только потом озадачиваться бесплатной подводкой «голубого топлива» к земельным участкам. В Мурманской области аналогичная ситуация — газа там фактически нет. Через два года там собираются построить хаб по приемке сжиженного топлива, но магистралей «Газпрома», на которых можно было бы проводить эксперименты, элементарно не существует. В свою очередь, Дагестан и так обеспечен хорошо развитой газопроводной системой, поэтому там скорее всего найдется не так много желающих принять участие в бесплатной программе государства. Там, скорее, нужно узаконить самовольные врезки в газопроводы и принуждать людей платить за потребляемый газ.

Поэтому Минэнерго было бы более разумно ставить опыты в областях, где уже проложены магистрали к населенным пунктам, но еще не разведены по улицам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *