роль финансовых институтов в экономической жизни общества
Использование знаний
Если есть вся соответствующая информация, исходная система предпочтений и полный набор доступных средств для решения проблемы, то она становится чисто логической. Непосредственный ответ на вопрос о том, как наилучшим образом использовать имеющиеся средства, подразумевается в самих предположениях.
Условия, которые должны удовлетворять эффективности решения экономической задачи, полностью разработаны и могут быть изложены наилучшим образом в математической форме. Но если вкратце, они заключаются в том, что предельные нормы замещения между любыми двумя товарами или факторами должны быть одинаковыми для всех вариантов их использования.
Из научных работ и рефератов по экономике можно сделать вывод о том, что непосредственно термин «экономические институты» относится к двум вещам:
И экономисты заинтересованы не только в понимании специфики конкретных существующих институциональных агентств, но и в более волнующем вопросе о том, почему одни институты развиваются, а другие нет.
Право собственности
Одним из фундаментальных требований капиталистической социально-экономической системы (и одним из наиболее неправильно трактуемых понятий) является сильная система права собственности. В течение десятилетий социальные критики в Соединённых Штатах и во всём западном мире жаловались на то, что право собственности слишком часто имеет приоритет над правами человека, в результате чего с людьми обращаются по-разному и имеют место неравные возможности в социуме.
Неравенство существует в любом обществе. Но в сущности предполагаемый конфликт между правом собственности и правами человека является миражом. Право собственности — это право человека.
Право собственности является исключительным правом определять, как ресурс используется, принадлежит ли он правительству или частным лицам.
Общество одобряет виды использования, выбранные правообладателем, с применением правительственной силы и социального остракизма.
Политическое влияние
Факт дефицита, который существует повсеместно, гарантирует, что люди будут бороться за ресурсы. Рынки являются одним из способов организовать и регулировать этот соревновательный процесс. Но политика — это другое.
Люди используют как рынки, так и политику, чтобы выделить ресурсы на те цели, которые их интересуют. Однако политическая деятельность поразительно отличается от добровольного обмена на рынках.
В демократическом обществе группы могут добиться через политику намного большего влияния в некоторых вопросах, чего не смогли бы сделать в рыночном секторе. И обычно это проблемы, которые имеют жизненно важное значение для благосостояния более широкого сообщества.
Примерами этого могут служить:
Также имеют место и другие действия государственного сектора, обеспечивающие более узкие общественные выгоды, которые далеко не соответствуют их затратам и не могут регулироваться чисто рыночными законами.
Свободный рынок
Рыночные отношения и непосредственно само понятие рынка — это не просто массив, а очень сложная, взаимодействующая структура обмена. В примитивных обществах все обмены — это бартер или прямой обмен: два человека обменивали два непосредственно полезных товара, таких как лошади или коровы.
Но по мере развития общества поэтапный процесс взаимной выгоды создал ситуацию, в которой один или два массово полезных и ценных товара выбираются на рынке в качестве средства косвенного обмена. Этот денежный товар (как правило, но не всегда это золото или серебро) затем требуется не только ради самого себя, но и в ещё большей степени чтобы облегчить обмен на другой желаемый товар.
Платить сталелитейщикам гораздо легче не стальными прутьями, а деньгами, с помощью которых рабочие могут покупать всё, что пожелают. Они готовы принимать деньги, потому что по своему опыту и пониманию они знают — все остальные в обществе также примут эти деньги в качестве оплаты.
Центральные банки
Основной целью центрального банка является регулирование предложения денег и кредитов экономике.
Центральный банк — это финансовое учреждение, которому предоставлен привилегированный контроль над производством и распределением денег и кредитов для нации или группы наций. В современных экономиках центральный банк обычно отвечает за разработку денежно-кредитной политики и регулирование банков-членов.
По своей природе центральные банки являются нерыночными или даже антиконкурентными институтами. Хотя некоторые из них национализированы, многие центральные банки не являются государственными учреждениями, и поэтому их часто называют политически независимыми. Однако даже если центральный банк не принадлежит государству на законных основаниях, его привилегии устанавливаются и охраняются законом.
Классическим примером центробанка является Федеральная резервная система (ФРС) Соединённых Штатов, созданная в 1913 году. Совет управляющих, основная директивная организация ФРС, играет ключевую роль в этом процессе регуляции денежных потоков в экономике.
Термин «федеральный» в названии подразумевает, что директивы ФРС распространяются на всю страну, а «резерв» подчёркивает роль учреждения как держателя и поставщика резервов для коммерческой банковской системы. Региональные Федеральные резервные банки, в соответствии с Законом о Федеральном резерве, должны обеспечивать эластичность валюты.
По этому принципу работают центральные банки России, Германии, Великобритании и других стран мира с рыночной экономикой.
Корпорации и ограниченная ответственность
Корпорации, как правило, несложно создать, но трудно понять суть их функционирования. Поскольку эти образования возникли как альтернатива партнёрским отношениям, для лучшего понимания необходимо кратко сравнить характеристики механизмов этих конкурирующих организационных структур.
В отличие от партнёрства, корпорация должна быть определена как юридический и договорный механизм для создания и ведения бизнеса с целью получения прибыли, используя капитал инвесторов.
Этот механизм будет управляться от имени инвесторов директорами и должностными лицами.
Однако для юристов классическим определением является замечание в докладе председателя Верховного суда Джона Маршалла 1819 года о том, что «корпорация — это искусственное существо, невидимое, нематериальное и существующее только при рассмотрении закона».
Экономисты неизменно заявляют, что ограниченная ответственность является основной корпоративной особенностью. Согласно этой точке зрения, корпорация как юридическое лицо заключает долговые обязательства от своего имени, а не от имени своих акционеров, поэтому они не несут ответственности по таким долгам.
Но в такой умственной гимнастике нет необходимости, потому что ограниченная ответственность фактически подразумевает подразумеваемый договор между акционерами и внешними кредиторами.
Включая (то есть соблюдая процедуру регистрации, предписанную законодательством), а затем используя символы «Inc.» или «Корпорация», акционеры тем самым предупреждают потенциальных кредиторов, что они не несут неограниченную личную ответственность.
Закон и экономика
Правовое влияние на экономику имеет два последствия. Самое непосредственное — это определить, кто кому платит и какое будет наказание, если правила нарушены. Таким образом, можно было бы описать закон против превышения скорости, как правило, предусматривающий, что любой, кто пойман за рулём на скорости, превышающей разрешённую на скоростной автомагистрали, должен заплатить штраф в государственную казну. С этой точки зрения закон — это просто способ получения дохода, а предписание на уплату штрафа — довольно своеобразный вид налоговой накладной.
Экономика внесла существенный вклад в современное понимание закона, но сама трактовка законодательства также влияет на понимание экономики.
Суды обычно имеют дело с реальностью таких экономических абстракций, как:
Таким образом, изучение права даёт экономистам возможность лучше понять некоторые понятия, лежащие в основе экономической теории.
Наиболее ярким примером влияния правовых аспектов на экономические процессы является работа экономиста чикагского университета Рональда Коаза. Он получил Нобелевскую премию 1991 года по экономике, в частности, за использование идей, основанных на изучении закона неприятностей, чтобы произвести революцию в соответствующей области экономики — теории внешних факторов.
Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность и виды экономических институтов
К институтам относятся не только набор формальных законов (конституция, законодательство, право собственности), но и неформальных правил (традиций, обычаев, кодексов поведения). Институты создавали люди для поддержания порядка и устранения неопределенностей обмена. Через такие институты совместно со стандартными экономическими ограничениями определялись альтернативы, издержки обращения и производства, а значит и прибыльность.
Обеспечивая экономических агентов полной информацией, институты формируют совместимые друг с другом ожидания, координирующие их действия и достижение взаимовыгодного результата. Поэтому для институтов характерна самодостаточность, добровольность соблюдения и отсутствие необходимости внешнего органа, который обеспечивает соблюдение установленных правил.
Экономические институты слабо приспосабливаются к окружающей обстановке, часто ранее эффективные институты, становясь неэффективными, могут оставаться таковыми длительное время, поскольку сложно обществу свернуть с исторического пути, который установлен много лет назад.
В экономической жизни институты играют чрезвычайно большую роль:
Готовые работы на аналогичную тему
Экономические институты могут быть формальными и неформальными. В формальных институтах существует набор правил, придуманных людьми, а в неформальных действуют общепринятые кодексы поведения и условности. Неформальный экономический институт – это продукт сознательного замысла человека или просто результат исторических процессов развития.
Создание формальных институтов необходимо для соблюдения интересов тех, под чьим контролем находятся институциональные изменения рыночной экономики.
Институциональные ограничения в экономике подразумевают не только запреты индивидам для совершения определенных действий, но и указания на то, при каком условии отдельному индивиду разрешены определенные действия. Иногда кодекс поведения в рамках честного соперничества удерживает экономических агентов в рамках правил, даже если нарушение сулит успех в их деле.
Различия институтов и организаций
Экономические институты как наборы законов и правил определяют взаимодействие между отдельными лицами и организациями, а организации – это лишь корпоративные действующие лица, которые могут сами быть объектом институциональных ограничений.
Понятие «организация» включает различные экономические структуры: фирма, профсоюз, семейная фирма, кооператив. Организация представляют собой группу людей, которые объединены общим стремлением достигать каких-либо целей. Институциональные рамки широко влияют на возникновение и развитие организаций. В свою очередь организации влияют на все процессы изменений на институциональном уровне.
Влияние институтов на экономические процессы связано с воздействием на издержки производства и обмена. Как и применяемая технология, экономические институты определяют трансформационные и трансакционные издержки, в совокупности составляющих издержки производства.
Простая модель персонализированного обмена предполагает многократное совершение однотипных сделок друг с другом, хорошее знание атрибутов, характеристик и свойств друг друга. В противоположность персонализированного обмена существует специализированная зависимость, в которой степень благополучия отдельных участников зависима от структуры, индивидуальной специализации и меновых связей, имеющих пространственную и временную протяженность. Такая форма обмена подразумевает высокие трансакционные издержки, поскольку существуют проблемы измерения параметров объектов обмена, проблемы обеспечения соблюдения обмена. Как результат – высока вероятность обманов, нарушений соглашений, беспринципность, которые могут приносить немалые выигрыши. Для недопущения подобных действий были созданы экономические институциональные структуры, ограничивающие участников и минимизирующие потери от перечисленных причин.
Часто рамки института не только не поощряют, но и тормозят процесс экономической активности. В данном случае у политических и экономических руководителей есть возможность поощрения деятельности по перераспределению, но не по материальному производству, формируется неэффективная собственность, создаются монополии, а не конкурентная среда, редко стимулирующая науку, образование, повышающие производительность труда.
Институционализм объясняет, что неэффективные экономические институты правительство сохраняет для достижения фискальных целей, сужающих временные границы экономической деятельности, что создает разрывы между мотивами предпринимательства и благосостоянием общества.
Политические системы часто следуют тенденции к воспроизводству неэффективных прав собственности по ряду причин:
Финансовые рынки и институты
Рассмотрены вопросы теории и практики организации и функционирования основных финансовых рынков и институтов, а также предложены методические приемы и рекомендации, которые позволяют реализовать принципы системности и последовательности в изучении дисциплины «Финансовые рынки и институты». Предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» (степень – магистр) и специальности (профилю подготовки) «Финансы и кредит». Кроме того, учебное пособие будет полезно аcпирантам, руководителям сотрудникам финансовых институтов, специалистам регулирующих органов в сфере финансовых рынков.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовые рынки и институты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Теоретические основы финансовых рынков
1.1. Финансовая система, инвестиции и финансовые активы
Формирование и функционирование финансовых рынков определяется процессами образования и распределения финансовых ресурсов с помощью специальных институтов. Финансовые рынки исторически появляются как часть финансовой системы, которая, в свою очередь, возникает путем выделения финансов в качестве отдельной специфической сферы экономических отношений. Данная сфера, безусловно, зависит от реальной экономики и обслуживает ее потребности. Однако с увеличением объема финансовых инструментов, усложнением их конструкций, экстенсивным и интенсивным развитием рыночных связей финансовая система становится важнейшей и определяющей практически все стороны общественной жизни особой сферой экономической деятельности.
Термин «finansia» возник в XIII-XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Появление условий для превращения денег в капитал ускорило формирование финансов в качестве отдельной системы экономических отношений. По мере общественного разделения труда, с развитием торговли и функций денег у различных экономических субъектов возникают потребности и стимулы в определенной финансовой системе, включающей разнообразные инструменты и институты финансовой деятельности. Данные потребности проявляются в заинтересованности государства, хозяйствующих субъектов и населения получить:
— систему надежных и гибких финансовых инструментов в целях ускорения расчетов при росте торговых оборотов;
— условия и институты реализации функции накопления по мере роста сбережений у домохозяйств и хозяйствующих субъектов;
— совокупность инструментов, с помощью которых можно осуществить заем денежных средств с меньшими издержками;
— систему институтов контроля состояния финансовых отношений и функционирования появляющихся особых финансовых рынков.
Финансы представляют собой систему денежных отношений, возникающих между экономическими субъектами в процессе формирования, распределения и использования финансовых активов (инструментов) с участием специальных институтов и использованием разнообразных технологий. Финансы формируются путем образования активов (инвестиционных ценностей) у различных экономических субъектов и отражают процесс движения денежных средств в наличной и безналичной форме, превращение сбережений в инвестиции.
Сбережения трансформируются в инвестиции на основе определенной институциональной среды финансовых отношений. Переход сбережений в инвестиции определяется различными внутренними и внешнеэкономическими факторами: денежной политикой государства, налоговой системой, состоянием инфраструктуры и др. Субъектами финансовых отношений выступают государство, корпорации, население, взаимодействующих между собой по поводу создания и использования финансовых активов.
В структуре финансов можно выделить следующие уровни: государственные финансы, муниципальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов (корпораций), финансы граждан (частные финансы).
Объектом финансовых отношений, возникающих между экономическими субъектами, являются финансовые активы. Финансовый актив — это имущество определенного типа, выступающего в виде права на доход, формирующийся в реальной экономике. Например, такая ценная бумага, как акция, относясь к определенному типу имущества (имущественному праву), представляет по своей природе совокупность прав владельца на доход, информацию, участие в управлении и, в отдельных случаях, часть имущества акционерного общества (при его ликвидации). При этом акция как совокупность прав, будучи объектом сделок, на рынке получает собственную оценку. Источником финансовых активов выступают реальные активы. Финансовые активы, с одной стороны, вторичны, производны от реальных активов, отражают их стоимость. С другой стороны, будучи специфическим правом, а именно правом на доход, создаваемый в реальной экономике, финансовые активы, получают самостоятельную ценность, подчиняясь законам рынка и функционируя автономно от реальной экономики.
Экономическая сущность финансовых активов заключается в совокупности отношений экономических субъектов по поводу формирования, распределения и использования прав на доходы и иные полезные эффекты, создаваемые в реальной экономике.
К финансовым активам относятся специфические товары (инструменты), которые обращаются на финансовых рынках. Основными видами финансовых активов являются: деньги в национальной или иностранной валюте; ценные бумаги; кредиты; драгоценные металлы.
Структура финансовых активов изменяется по мере развития рынков, потребностей государства, корпораций и населения, технических и организационных возможностей для создания финансовых инструментов. В частности, корпорации по мере своего развития используют помимо денежных средств векселя, акции, облигации, складские свидетельства, закладные и другие инструменты. Фундаментальной основой динамики структуры финансовых активов выступают изменения в структуре и стоимости производимых реальных активов (товаров и услуг).
Финансовая система организует трансформацию сбережений в инвестиции с учетом интересов и потребностей различных групп экономических субъектов. В случае эффективной трансформации сбережений в инвестиции возникает совокупность финансовых активов, адекватных интересам государства, корпораций, населения.
Финансы выполняют следующие функции: распределительную; воспроизводственную; контрольную; стимулирующую; информационную.
Распределительная функция реализуется в организации перетока денежных средств из одних сфер (отраслей) в другие сферы (отрасли). Данная функция финансов заключается в распределении мобилизованных денежных средств в сферы, обеспечивающие доход от инвестиций. Распределение финансовых ресурсов происходит на основе деятельности финансовых институтов при осуществлении инвестиционной политики, формировании инвестиционных портфелей определенных фондов.
Воспроизводственная функция состоит в обеспечении сбалансированности различных сфер и отраслей путем создания необходимых денежных фондов для их воспроизводства и развития. Воспроизводственная функция реализуется путем поддержки платежеспособности корпорации или иного экономического субъекта, путем установления оптимального соответствия между собственным и заемным капиталом с целью экономического развития фирмы, а также путем создания страховых фондов, инвестирования в финансовые активы с целью получения дополнительных доходов.
Контрольная функция финансов заключается в осуществлении финансового контроля на всех уровнях экономической системы за количественными и качественными параметрами использования финансовых активов. Контрольная функция реализуется в государственном, общественном и корпоративном контроле финансовой деятельности органов управления, должностных лиц, уполномоченных распоряжаться и использовать финансовые активы.
Информационная функция финансов заключается в оценке с помощью определенных финансовых показателей эффективности деятельности корпораций, иных хозяйствующих субъектов финансовой деятельности государственных органов. Информационная функция реализуется через систему финансовой информации, финансовых показателей, индексов, показателей капитализации компании, показателей рыночной стоимости ценных бумаг и т.д.
Стимулирующая функция финансов заключается в использовании финансовых механизмов в стимулировании развития определенной сферы отраслей, в создании механизма перелива капитала (посредством использования различного рода финансовых активов), в формировании дополнительных рабочих мест, развитии отдельных рынков или их сегментов.
1.2. Институционализация финансовых отношений, формирование и роль финансовых рынков
С развитием финансовых отношений появляются специфические финансовые институты и инструменты. Данный процесс называется институционализацией финансовых отношений. Сущность институционализации заключается в образовании и развитии специальных финансовых институтов и финансовых инструментов, обслуживающих финансовые отношения различных субъектов и реализующих их специфические цели.
Исторически институциональная структура финансовых отношений формируется на основе коммерческих банков. По мере развития потребностей экономической системы создаются и развиваются небанковские финансовые институты, в том числе страховые компании, пенсионные фонды, кредитные товарищества, инвестиционные фонды, ипотечные фонды. Современный процесс развития финансовой системы приводит к усложнению и обогащению функций финансовых институтов и появлению новых финансовых инструментов.
Наряду с созданием многообразных финансовых институтов и инструментов образуются финансовые рынки, на которых происходит купля-продажа финансовых активов с использованием специальных технологий и с участием институтов, формирующих инфраструктуру финансовых рынков. Под финансовым рынком понимается совокупность форм проявления экономических отношений, складывающихся между различными субъектами по поводу формирования и обмена финансовыми активами с помощью определенной институциональной инфраструктуры.
Необходимо отметить, что участниками финансовых рынков выступают не только специальные финансовые институты. Безусловно, к ним относятся индивидуальные инвесторы, эмитенты ценных бумаг, государство как регулирующий орган, саморегулируемые организации. Инвестиции в финансовые инструменты фактически втягивают любого субъекта экономической деятельности в тот или иной финансовый рынок. Их цели участия разнообразны в зависимости от объема и сроков инвестиций, решения макроэкономических задач, решения текущих и перспективных проблем развития финансовой сферы. Для финансового рынка принципиально важна роль каждого участника. Вместе с тем институциональную основу финансовых рынков прежде всего создают финансовые институты.
В процессе продажи финансовых активов на финансовом рынке существенно возрастает роль финансовых посредников. Их основная функция заключается в организации взаимодействия инвесторов и эмитентов, в создании условий для трансформации сбережений в инвестиции. Их задачи можно определить следующим образом:
— информационное обслуживание контрагентов финансового рынка;
— организация заключения сделки (трансакции) с финансовыми активами;
— поддержание ликвидности финансового актива.
Интерес финансового посредника заключается в получении дохода в виде процента от стоимости заключаемых сделок или в виде разницы между ценой покупки финансового актива и ценой его перепродажи. В зависимости от специфики деятельности финансового посредника его доход может возникать как в процессе первичного размещения финансовых активов (например, в процессе эмиссий ценных бумаг), так и на вторичном рынке за счет спекулятивных операций с финансовыми активами.
Эффективное исполнение задач финансовым посредником в конечном счете снижает затраты, непосредственно связанные с заключением сделок, что приводит к экономии ресурсов для всех субъектов финансовых отношений.
В процессе функционирования образуются специфические риски, обусловленные состоянием неопределенности, в котором находятся экономические агенты. Состояние неопределенности, свойственное финансовому рынку, порождает специфические риски, например, риск ликвидности финансового актива, неполучения дохода и т.д. Финансовый риск — деятельность субъекта финансовых отношений, связанная с преодолением неопределенности в условиях выбора при наличии возможности качественного и количественного определения вероятности достижения предполагаемого результата. К основным видам рисков относятся: риск упущенной финансовой выгоды; кредитный риск; процентный риск; валютный риск; инвестиционный риск; налоговый риск; риск ликвидности.
Система рисков на финансовых рынках порождает необходимость регулирования деятельности финансовых институтов, в том числе определения правил входа на рынок, порядка заключения сделок с финансовыми активами, способов отчетности перед инвесторами. Регулирование финансовых отношений способствует защите прав инвесторов, эффективности и прозрачности финансового рынка, сокращению системного риска. Реализация этих задач осуществляется с помощью создания специальных регулирующих финансовые рынки органов, функции и полномочия которых определяются в каждой стране с учетом особенностей структуры экономики, законодательства и традиций.
С развитием финансовой системы на основе движения реального капитала и по мере институционализации финансовых отношений формируются финансовые рынки. Финансовые рынки являются элементом финансовой системы, включающей, кроме того, систему государственных финансов, финансы предприятий и совокупность финансовых институтов (коммерческих банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и др.).
Сущность финансовых рынков состоит в том, что размещение денежных ресурсов в экономике, реализуемое финансовыми рынками, становится и осуществляется как неотъемлемая часть воспроизводственного процесса и как важный механизм обеспечения условий для экономического роста. Однако не все отношения в экономической системе, возникающие в связи с обращением денежных ресурсов, можно рассматривать как предмет финансовых рынков. Иными словами, сущность и специфика финансового рынка заключаются в рыночном упорядочении движения денежных ресурсов. Финансовый рынок можно представить в виде конкурирующей совокупности институтов, обеспечивающих трансферт денежных ресурсов, организованных на рыночных началах и тем самым наилучшим образом способствующих установлению оптимального равновесия между спросом и предложением на денежные ресурсы и формированию относительных цен на денежные ресурсы различного качества.
Традиционно анализ процессов образования в экономике денежных фондов и перераспределения денежных ресурсов (собственно финансовых процессов) подразумевает агрегированное выделение двух групп взаимосвязанных между собой экономических агентов. Первая группа — это потребители денежных ресурсов, выступающие как чистые заемщики (в долгосрочной перспективе в данной системе примут участие государственный сектор и сектор частных нефинансовых корпораций), вторая — поставщики, которые являются чистыми кредиторами (составляют в основном многочисленные домохозяйства). Наличие таких агентов объясняется спецификой воспроизводства ими собственного богатства и одновременно служит предпосылкой возникновения и развития различных институциональных форм, отвечающих за процессы трансферта денежных ресурсов в экономике. Вообще, чтобы поставщики денежных ресурсов вступили во взаимоотношения с потребителями ресурсов, нужны способы установления контактов и каналов движения денежных и информационных потоков. Примером такого рода института, обслуживающего обозначенные взаимоотношения, выступает финансовый сектор — рыночная, скоординированная с помощью конкуренции совокупность субъектов (банков, бирж, фондов), предоставляющих специфические услуги. Трансферт денежных ресурсов в рамках финансового сектора происходит согласно рыночным принципам, основанным преимущественно на свободном волеизъявлении экономических агентов, а также на согласии действовать, придерживаясь определенных правил. Следует признать, что инициаторами рынка в гораздо большей мере выступают именно потребители таких ресурсов, нежели поставщики, соответственно, трансферт денежных ресурсов посредством финансового рынка — это вопрос институциональных преобразований и эволюции, основная роль в которых отводится именно потребителям и их представителям (посредникам).
Можно заметить, что финансовыми рынками, или финансовым сектором, также принято называть совокупность некоторых из данных институтов, отвечающих рыночным принципам организации отношений между экономическими агентами. Несмотря на то что финансовые рынки не могут обходиться без потребителей и поставщиков денежных ресурсов и вообще существуют благодаря их интересам, их часто рассматривают обособленно от этих участников. Поэтому состав их субъектов определяется учреждениями, специализирующимися на оказании услуг, так или иначе связанных с трансфертом денежных ресурсов и формированием денежных фондов разными группами участников, включая представителей самого финансового сектора.
Следует заметить, что размещение денежных ресурсов происходит не только посредством институтов финансового рынка. Не является обязательной реализация данной функции рыночным способом, где движение денежных потоков между агрегированными группами субъектов внутри экономического пространства обеспечивается не только финансовым сектором. То есть даже при наличии финансовых рынков каналы движения денежных ресурсов могут быть организованы без участия финансового сектора. Так, аккумуляция денежных ресурсов предприятиями может происходить, минуя финансовый сектор, скажем, через получение отсрочек платежей за товары (услуги) от своих поставщиков, за счет капитализации прибыли или, вспоминая классический пример, через процесс авансирования наемных работников. Такие процессы перераспределения ресурсов характерны для бизнес–структур, имеющих сложную организационную структуру, — компаний, построенных на принципах вертикальной и конгломеративной интеграции, что на практике принимает формы «внутрифирменного кредитования», «трансфертного ценообразования» и тому подобных явлений.
Ведущая роль в построении механизмов нерыночного перераспределения ресурсов и создании каналов трансферта этих ресурсов в экономике традиционно отводится государству.
Финансовый рынок представляет собой совокупность особых экономических отношений, складывающихся между различными субъектами по поводу формирования и обмена финансовыми активами с помощью определенной институциональной инфраструктуры, включающей специализированные финансовые институты. Сущность финансовых рынков заключается в эффективном распределении накоплений между потребителями финансовых ресурсов посредством механизма обмена финансовыми активами с помощью специальных институтов.
Финансовые рынки включают объекты, субъекты, виды операций, инфраструктуру, органы государственного регулирования, саморегулируемые организации.
На финансовых рынках формируются финансовые активы; осуществляется обращение финансовых активов; происходит переток средств от сберегателей (поставщиков инвестиций) к потребителям инвестиций.
Цель финансовых рынков заключается в создании условий для организации обмена финансовыми активами с помощью определенных торговых, платежных, расчетных и иных систем, а также специализированных финансовых институтов. В качестве элементов финансовые рынки включают:
— совокупность финансовых активов (инструментов);
— систему финансовых институтов;
— технологии заключения сделок купли-продажи финансовых активов, совершаемых на фондовых биржах, внебиржевых площадках;
— совокупность сделок купли-продажи финансовых активов.
Таким образом, финансовые рынки можно представить в виде совокупности сделок купли-продажи финансовых активов с использованием торговых, платежных и иных систем на основе определенных технологий и финансовых институтов.
К объектам финансовых рынков (специфическим товарам) относятся: деньги в национальной валюте, иностранные валюты, ценные бумаги, драгоценные металлы, депозиты, кредиты.
Традиционно в структуре финансовых рынков выделяют:
— рынок денег, под которым понимается рынок краткосрочных кредитов, краткосрочных долговых инструментов и рынок наличной валюты;
— рынок капиталов в виде рынка долевых ценных бумаг (акций), рынка долгосрочных долговых ценных бумаг (облигаций), рынок финансовых деривативов (фьючерсов, опционов), а также рынок капитала в виде рынка драгоценных металлов (золота и серебра). В отличие от рынка денег рынок капиталов представляет сделки купли-продажи долгосрочных финансовых активов.
Специфика каждого из рынков (денег и капитала) в той или иной стране определяется рядом факторов: состоянием инфраструктуры, реальной экономики, типом законодательства в области финансов, исторически сложившейся моделью финансовой системы, степенью открытости экономической системы.
1. В чем заключается экономическая сущность финансов?
2. Как связаны между собой инвестиции и сбережения?
3. Какова роль финансов в распределении ресурсов в экономике страны?
4. Что представляет собой процесс институционализации финансовых отношений?
5. Каковы основные источники формирования финансовых активов?
6. Что собой представляют финансовые активы корпорации?
7. Каковы основные типы финансовых посредников?
8. Какова роль финансовых институтов в рыночной экономике?
9. Каким образом формируются финансовые обязательства?
10. Каковы причины необходимости регулирования финансовых отношений?
1. Дайте определение понятия «финансы».
2. Охарактеризуйте такие функции финансов, как распределительная, воспроизводственная, контрольная.
3. Раскройте направления влияния современной финансовой системы на развитие экономики.
4. Охарактеризуйте процесс формирования финансовых активов акционерного общества.
5. Выделите и охарактеризуйте наиболее существенные способы привлечения государством денежных средств.
6. Определите, какие из перечисленных ниже источников относятся к собственным источникам финансирования корпорации:
а) уставный капитал
б) нераспределенная прибыль
в) средства от продажи дополнительного выпуска акций
г) банковские кредиты
д) средства от размещения собственных долговых бумаг.
7. Раскройте, каким образом формируются финансовые обязательства субъектов экономической деятельности.
8. Определите основные направления институционализации финансовых отношений и их особенности применительно к российской экономике.
9. Выделите и охарактеризуйте причины и особенности образования финансовых рынков.
10. Дайте определение финансового риска и раскройте источники формирования и основные виды финансовых рисков.
11. Определите причины использования корпорациями различных финансовых инструментов.
12. Охарактеризуйте влияние финансовых рисков на поведение различных групп инвесторов.
13. По материалам сайтов российских финансовых институтов опишите перечень используемых в практике финансовых инструментов.