роль детского сада в жизни ребенка
Роль детского сада в жизни ребенка
Жил-был, подрастал себе беззаботный малыш. Был центром Вселенной у мам-пап, бабушек-дедушек. Но пришло время ему идти «в люди». И начался в семье спор, по накалу похожий на политические дебаты в британской палате лордов. А спорили родные на тему «Отдавать или нет дитя малое да неразумное в детское дошкольное учреждение». Маме нужно было на работу важную, государственную ходить. Папа считал, что малышу будет лучше дома с мамой. Сестра старшая настаивала на коллективном воспитании, чтобы эгоистом не рос. А бабушке было жалко внука: кто же за ним там, сердечным, присмотрит, да ватрушек вкусных напечет.
Чем мог закончиться такой семейный спор? Важно исходить из интересов своего чада. Все дети разные. Родители, лучше всего зная своего ребенка, сами принимают решение, нужно ли его отдавать в детский сад. Если есть затруднения, разобраться в этом вопросе поможет детский психолог.
Первый детский садик был открыт в Шотландии в начале XIX века. Это была так называемая школа для маленьких детей. Подобные учреждения должны были заменять и продолжать воспитание, которое давалось в семье. Целью была подготовка детей к жизни, освоение навыков гигиены, уборки дома, начальное обучение чтению и письму. Сегодня дошкольные заведения существуют в большинстве стран мира и предназначены для того, чтобы родители имели возможность работать, даже имея маленьких детей. Поэтому график работы садов такой же, как у большинства предприятий: с утра до вечера.
В советское время вопрос «Зачем ребенку ходить в детский сад?» не стоял, большинство ребятишек посещало это заведение. Особой альтернативы и не было. Частные учреждения по типу развивающих центров тогда еще не существовали, мамы работали, бабушки не у всех жили рядом. Да и при наличии последних по соседству считалось, что любимому отпрыску будет лучше в саду под присмотром воспитателей, нянечек, где его накормят, уложат спать, организуют интересный досуг с играми.
Некоторые родители неверно оценивают значимость этого учреждения. «Школа», — говорят они, — «Это да, она готовит ребенка ко взрослой жизни, а нужно ли ходить в детский сад, когда дома пригляд есть». Но так ли это? Садиковские группы — это не детская комната в большом торговом центре, куда малыша сдают на время покупок. Это второй социальный институт в его жизни. Первым является семья. Замечательно, если ребенок здесь растет в среде взаимного уважения.
В 2–3 года ребенку бывает мало только мамы. Она также остается очень важным человеком в его жизни, но все больше вызывают интерес окружающие: сверстники, друзья родителей, соседи, продавцы в магазинах и другие. Малыш с удовольствием идет на контакт даже с малознакомыми людьми.
В дошкольный период у ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Расширяются границы окружающего мира, который растущий человечек старается узнать и исследовать. И от того, в каких условиях он будет расти, развиваться, зависит его будущее.
Некоторые родители считают: «Зачем нужен детский сад, если существуют специальные развивающие центры, куда можно водить деток с самого раннего возраста». На занятиях, которые длятся несколько часов, могут присутствовать родители. Кроме обучения письму, грамоте, языкам можно подобрать еще кружки по интересам, спортивные секции. Но большинство родителей традиционно выбирает государственное дошкольное учреждение.
Поговорим о положительных сторонах пребывания малыша в группе одногодок.
Общение
В детском саду у ребенка происходит формирование дружеских взаимоотношений, он учится общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Это необходимый этап взросления, который поможет благополучно влиться в школьный коллектив. Домашние детки обычно лишены такого полноценного опыта.
Воспитание самостоятельности
Детский сад приучает ребятишек к самостоятельности, учит доводить начатое дело до конца. Это дома мама поможет застегнуть пальто, а шнурки завяжет бабушка. В группе численностью до 30 и более воспитанников волей-неволей придется делать все самому. Еще действует и принцип «делай как я», когда учатся на примере более «продвинутых» сверстников.
Дисциплина и порядок
Обучение дисциплинированности начинается в семье, а продолжается в саду, где более четко регламентирован распорядок дня. Соблюдение режима помогает вырабатывать полезные привычки. Еще одной положительной стороной детского садика является формирование культуры поведения, что, к сожалению, практикуется не во всех семьях.
Подготовка к школе
Это не только об умении писать палочки и крючочки. Главным является психологическая подготовка воспитанников к урокам: умение контролировать свое поведение, взаимодействовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, следование режиму и прочее. Важна и мотивация к обучению в школе. Чтобы малыш легко, с желанием перешел из выпускной группы в начальные классы.
Всестороннее развитие
В детском садике с ребятишками занимаются квалифицированные педагоги, логопеды, психологи, которые помогают развивать мышление, воображение, формируют правильную и грамотную речь и многое другое. Также учреждение обладает определенным оборудованием и средствами, помогающими сделать занятия и игры интересными, наглядными.
Роль детского сада в развитии ребенка
Оксана гнездюкова
Роль детского сада в развитии ребенка
Роль дошкольного учреждения в развитии ребенка
Начнем с того что родителям очень важно знать об особенностях развития ребенка в
детском саду. Возможности ребенка велики, но не безграничны.
Детский сад это отдельный маленький мир ребенка в котором у него жизнь бьет ключом развития во всех необходимых ребенку направлениях.
Доу это в первую очередь квалифицированные специалисты,знатоки своего дела (воспитатели дефектологи логопеды музыкальные руководители педагоги по физической культуре) они каждый день вкладывают в каждого ребенка частичку себя и деляться своими познаниями и умениями в своей деятельности.
В Доу каждый ребенок найдет для себя интересное занятие или воспитатель поможет ребенку определиться в его потребностях
Дети каждый день узнают что то новое в
— социально-коммуникативном развитие;
— познавательном развитие;
— речевом развитие;
— физическом развитие.
(собирать пазлы в картинку,строить дома из модулей,лепить фигурки из глины, рисовать не традиционными способами)
В детском учереждении детям можно реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности).
Виды деятельности: Для детей в детском саду от 3до 7лет соответствующие
— игровая (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, другие виды игр);
— коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослым и свверстниками);
— позавательно-исследовательская (исcледования объектов окр. мира и эксперименты с ними);
— художественно-эстетическая (восприятие худ. лит-ры и фольклора);
— трудовая деятельность (самообслуживание, элементарный бытовой труд);
— конструктивно-модельная деятельность (конструирование из разного материала);
— изобразительная, продуктивная (аппликация, лепка, рисование);
— музыкальная (восприятие музыкального произведения, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
— двигательная (овладение основными движениями, формы активности ребенк
Можно сказать, что за учебный год работы у детей выростает способность управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдать нормы и правила поведения.
Дети вместе с педагогом учавствуют в различных конкурсах.
Родители должны учавствовать в процессе развития ребенка в детском саду,
помогать педагогам продолжать закреплять те знания которые дают.
Родители должны принимать участие в конкурсах с детьми дети этим очень гордяться.
Взаимодействие детского сада, семьи и библиотеки в развитии ребенка Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренний мир человека,.
Родительское собрание в старшей группе детского сада «Роль семьи в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе детского сада: Роль семьи в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста» Подготовила и провела:.
Роль книги в речевом развитии ребенка То, чему мы привыкли в детстве удивляться и сочувствовать, оставляет в нем глубокие следы, и не для одного человека любимый герой детства.
Роль мелкой моторики в развитии ребенка Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается.
Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие.
Роль семьи в развитии личности ребенка Принято считать, что основным институтом воспитания человека, начиная с его рождения и кончая его становлением как зрелой личности, была.
Роль семьи в речевом развитии ребенка Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью это сложный, многосторонний психический процесс. Многие навыки ребенка приобретаются.
Роль сказки в развитии ребенка Роль сказки в развитии ребенка Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без.
Роль детского сада в воспитании и развитии ребёнка
Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья. Из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания.
Вторым социальным институтом в жизни ребенка является детский сад. От того, в каких условиях будет развиваться ребенок, зависит его будущее.
В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы, такие как память, восприятие, мышление, речь. В этот период у ребенка непрерывно обновляются знания об устройстве мира, он развивает свой словарный запас, перенимает культурно-исторический опыт.
Когда ребенок приходит в детский сад у него возникает представления о новом мире социальных отношений, где царят другие нормы, чем в близком окружении. В этот момент наступает начало подготовки к будущей взрослой (социальной) жизни. Основная функция детского сада, как социально-образовательного учреждения, оказывать педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирование проблемы в их поведении и развитии. Одной из основных задач детского сада вовлечь в процесс обучения каждого ребёнка в детском саду, подготовить его к школе.
— деловые (другой человек как партнер по совместной деятельности);
— познавательные (другой человек как источник информации);
— личностные (интерес к другому человеку как к личности).
В детском саду ребенок учится общаться с другими взрослыми. Ребёнок получает интеллектуальное и физическое развитие.
Если вдуматься, то детский сад дает ребенку, в общем-то, немало. В детском саду проводятся разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие ребенка: занятия по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи, ознакомление с художественной литературой, формированию основ математических представлений. Присутствуют и занятия, направленные на физическое развитие ребенка: музыкальные и физкультурные занятия. Помимо знаний, в детском саду ребенок учится соблюдать дисциплину, слушаться взрослых, убирать за собой, проявлять самостоятельность и придерживаться определенного режима дня.
Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.
«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.
Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Адаптация ребёнка к условиям детского сада Почти в каждой семье, где родился маленький ребёнок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении.
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.
Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.
Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.
Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.
Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.
Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация. «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Кукольный театр – наиболее распространённая форма организации детского.
Как детский сад влияет на развитие ребенка. Взгляд невролога
Есть три ключевых фактора, которые определяют общее развитие ребенка и развитие речи в частности: медицинский (состояние здоровья), когнитивный (генетически-обусловленные психические способности) и психосоциальный (атмосфера, в которой растет и воспитывается малыш, включая бытовые условия, а также процесс взаимодействия с членами семьи и социумом).
Пик родительской обеспокоенности по поводу гармоничного развития возникает, как правило, ближе к 2 – 2,5-летнему возрасту ребенка. Отвечая на приеме на вопросы мам и пап, почему их чадо не ест самостоятельно, не ходит на горшок или почти не разговаривает, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО Алиса Кудлач задает встречный вопрос: посещает ли малыш детский коллектив?
Мы спросили у врача, какое отношение имеет детский сад к развитию ребенка в целом и развитию речи в частности и почему его посещение важно для постановки правильного диагноза.
Основа развития ребенка – имитация
Если говорить очень утрированно, процесс развития ребенка в части обучения, приобретения необходимых навыков, развитии и совершенствовании высших психических функций базируется на двух китах: зрительном и слуховом восприятии и последующем воспроизведении. Все то, чему малыш обучается по мере взросления, вся его деятельность – по сути имитация. Он слушает и повторяет. Смотрит и делает.
Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:
– Возьмем, к примеру, развитие речи. Если родители хотят, чтобы ребенок поскорее заговорил, у него должна быть постоянная речевая стимуляция «извне». Не из телевизора, телефона или плеера, а именно со стороны людей. По сути, мама, которая проводит с ребенком больше всего времени, должна превратиться в говорящее радио: что бы она ни делала, нужно разговаривать. Малыш наблюдает, как расположены ее губы, щеки, язык в тот момент, когда она произносит разные слова. Зрительное запоминание стимулирует центры восприятия, чтобы потом моторная координация речевых движений работала правильно. Ребенок слушает, наблюдает, запоминает, воспроизводит. То же самое происходит и с другими психическими и моторными навыками.
Зачем ребенку детский сад
Возникает закономерный вопрос: зачем тогда ребенку детский сад и как он может помочь, если имитации действий членов семьи должно быть достаточно?
Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:
— То ли дело, когда вчерашний домашний малыш попадает в детский сад и границы его маленького мира расширяются. Меняются обстоятельства, окружение, задачи, которые необходимо выполнить. Соответственно, приходится «включать» свои резервы: не можешь сказать – действуй по-другому (покажи, научись говорить и т.д.). К тому же ребенка окружают такие же маленькие существа, как он сам, но с разными вариантами и способом коммуникации, отличающимся психотипом, со своей скоростью мыслительных процессов и индивидуальным набором навыков… Ведь в саду дети из разных семей. Один совершенно самостоятельный для своего возраста, который все умеет и знает, потому что в его семье есть старший ребенок, а то и несколько. Другой – единственное чадо, усиленно опекаемое взрослыми членами семьи. И вот тут начинается самое интересное.
Роль зеркальных нейронов: наблюдай и повторяй
Примерно 10-15 лет назад ученые обнаружили специфические клетки – зеркальные нейроны, которые располагаются группами в разных отделах головного мозга человека.
Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:
— При детальном изучении зеркальных нейронов было обнаружено, что эти клетки показывали абсолютно одинаковую активность, когда человек сам выполнял какое-то действие, и когда наблюдал, как это действие выполняет другой. Именно благодаря работе этих зеркальных нейронов человек учится сначала воспринимать действие, а потом его воспроизводить. Говоря научным языком, эти клетки головного мозга играют ключевую роль в восприятии, понимании, интерпретации действий других людей и обучении новым навыкам путем имитации. Таким образом, работа зеркальных нейронов очень важна и в психическом развитии в целом, и в развитии речи в частности.
В контексте разговора о влиянии детского сада на развитие ребенка активность зрительных нейронов приобретает особую актуальность. Ребенок, попадая в окружение таких же малышей, как он сам, начинает «считывать» те действия, которые они выполняют: самостоятельно едят ложкой (дома его могла кормить мама, например); ходят на горшок (в семье никто из взрослых на горшок не ходит); разговаривают и т.д. При нормальном развитии тут же включаются зеркальные нейроны и срабатывает потребность в имитации. Постепенно малыш начинает повторять эти действия.
Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:
— Если ребенок на протяжении двух-трех месяцев после начала посещения детского сада включается в процесс «жизненного обучения», мы можем говорить, что психика у него в целом сохранна и развитие идет гармонично. Могут быть выявлены какие-то отдельные нарушения: например, речевые, когда нужна помощь логопеда или дефектолога; или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который также поддается коррекции. Но в целом ребенок, так сказать, «в порядке». Если же работа зеркальных нейронов нарушена, то пусть там хоть сто детишек сядет на горшок, ребенок это действие самостоятельно не повторит ни через полгода, ни через год. Понадобится коррекция с привлечением разных специалистов и применением различных методик.
Считается, что зеркальные нейроны также участвуют в понимании эмоций других людей (развитии эмпатии) и навыке адекватного приобретения языковой функции (развитии речи).
Посещение детского сада – лучший социальный тест на определение, почему ребенок «молчит» и какой вариант нарушения развития у него имеет место быть. Если в целом психика сохранна, но есть некоторая задержка в речевой экспрессии (трудности с воспроизведением или отсутствие необходимости учиться разговаривать, потому что в семье его и так все понимают), то спустя пару месяцев в детском саду ребенок заговорит. Пусть не сразу идеально, плохо выговаривая отдельные звуки, окончания, но прогресс будет очевиден. Если этого не произойдет, потребуется дополнительное обследование для выяснения и коррекции проблемных аспектов развития.
Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:
— Хочу обратить внимание, что адекватными являются результаты подобного «теста» именно после 2-3 месяцев ежедневного посещения детского сада, а не 2-3 часов в день пару раз в неделю. Для приобретения и закрепления любого навыка ребенку необходимо время и разные обстоятельства: совместные игры, подготовка ко сну, принятие пищи. От родителей в этой ситуации требуется только терпение.
Консультация для родителей «Роль детского сада в жизни ребёнка».
Консультация для родителей.
«Роль детского сада в жизни ребёнка.»
Среди родителей часто бытует мнение, что детский сад это «камера хранения детей», что он нужен лишь для того, чтобы там ребята дожидались своих родителей с работы. Потому некоторые неработающие родители и не спешат определять своего малыша в детский садик, или планируют это сделать, но в старшем возрасте, не понимая насколько важно детям посещать детский коллектив с ясельного возраста.
Главная задача ДОУ не присмотр за вашим малышом, не пребывание, а РАЗВИТИЕ!
Для детей в детском саду от 3до 7лет соответствующие
— игровая (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, другие виды игр) ;
— коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослым и свверстниками) ;
— позавательно-исследовательская (исcледования объектов окр. мира и эксперименты с ними) ;
— художественно-эстетическая (восприятие худ. лит-ры и фольклора) ;
— трудовая деятельность (самообслуживание, элементарный бытовой труд) ;
— конструктивно-модельная деятельность (конструирование из разного материала) ;
— изобразительная, продуктивная (аппликация, лепка, рисование) ;
— музыкальная (восприятие музыкального произведения, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
— двигательная (овладение основными движениями.)
Можно сказать, что за учебный год работы у детей вырастает способность управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдать нормы и правила поведения.
Не в каждой семье существуют правила, по которым нужно жить малышу, чтобы социализироваться к нашему обществу. Когда ребенок приходит в детский сад, он неизбежно начинает подчиняться правилам группы. Под правилами понимается совокупность этических, гигиенических, режимных, коллективных законов общества. Ребята очень быстро адаптируются под них в детском возрасте и очень долго и болезненно во взрослом, вот еще одна причина, зачем малышу посещать детский сад.
В развитии любого ребенка немаловажную роль играем режим дня. В детском садике четко распланирован под возрастные особенности детей, время года и климат местности. Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Психическое и физическое здоровье детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Не всегда в домашних условиях можно обеспечить ребенку ежедневное постоянное выполнение всех режимных моментов.