роль денег в нашей жизни конспект урока
Конспект «Деньги в нашей жизни». Занятие по формированию основ финансовой грамотности.
Цель: способствовать формированию у обучающихся экономического мышления и культуры обращения с деньгами.
Просмотр содержимого документа
«Конспект «Деньги в нашей жизни». Занятие по формированию основ финансовой грамотности.»
«Деньги в нашей жизни».
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности.
Цель: способствовать формированию у обучающихся экономического мышления и культуры обращения с деньгами.
Задачи:
образовательные:
Сформировать у обучающихся представление о роли денег в нашей жизни.
Способствовать формированию культуры обращения с деньгами.
Способствовать коррекции и развитию мыслительной деятельности.
Способствовать коррекции речи через использование словесных методов обучения.
Воспитывать познавательный интерес.
Воспитывать доброжелательные и дружеские отношения.
Организация начала занятия
Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии, психологически подготовить воспитанников к общению и предстоящему занятию.
Воспитатель. Здравствуйте, дорогие ребята, и уважаемые взрослые. Сегодня мы с вами собрались, что провести внеклассное мероприятие.
Будьте, ребята, старательны,
Будьте, ребята, внимательны.
Постарайтесь все запоминать,
На вопросы мои отвечать.
Сообщение темы и цели занятия
Цель: привлечь внимание воспитанников к теме занятия.
Воспитатель. Тема нашего занятия «Деньги в нашей жизни». Я считаю, что сегодняшний наш разговор будет для вас полезен, поскольку вы уже стоите на пороге самостоятельной жизни, и совсем скоро вам самим придется зарабатывать деньги и тратить их.
Сегодня мы с вами постараемся выяснить, какое значение имеют деньги для жизни человека, как относятся люди к деньгам.
Основная часть занятия
Цель: изложение нового материала с опорой на имеющиеся у воспитанников знания и умения.
Вступительная беседа о значении денег в жизни человека.
Воспитатель. Деньги присутствуют в нашей жизни постоянно. К сожалению, без них мы не можем нормально существовать. Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и многое-многое другое. Но деньги не должны быть самоцелью, да, они необходимы, но не стоит становиться рабом этих бумажек.
Люди по-разному относятся к деньгам. Но можно смело сказать, что деньги не оставляют равнодушными никого. Одни убеждены, что будь у них больше денег, жизнь их стала бы намного лучше, и они смогли бы обрести счастье. Другие, у кого денег много, по-видимому, постоянно озабочены тем, как добыть их еще больше, как потратить и не потерять. Деньги не оставляют равнодушными никого, и вряд ли можно найти человека, который был бы удовлетворен тем, сколько денег он имеет и как их использует.
Я предлагаю вам выяснить, как вы относитесь к деньгам.
Занятие будет проходить в соревновательной форме. Для этого вы разделились на 2 команды. Ваша задача пройти все предстоящие испытания достойно, при этом постараться заработать как можно больше денег, разумно потратить их часть. Победителем нашей сегодняшней встречи будет признана самая денежная команда.
Воспитатель. Говорят, чтобы побороть противника, его нужно знать в лицо. Я предлагаю вам представиться, чтобы все знали, с кем мы имеем дело.
(представление команд: название, девиз, капитан)
Команда «Три банкира»
Девиз:
Мы деньги заработаем,
Мы деньги сбережем,
Часть из них потратим мы,
Немножко отдохнем.
Команда «Кредиторы»
Девиз:
Мы – команда «Кредиторы»!
Даем деньги под процент,
Приходите, мы оформим
Вам кредит на много лет!
Воспитатель. Объясняю условия: вам необходимо пройти 6 этапов: «Денежные пазлы», «На купюре…», «Сколько денег в кошельке?», «Денежное лото», «Об этом нужно помнить…», «Денежная головоломка». За свою работу ваши команды будут получать заработанную плату. Если команда справилась с заданием первой и правильно, то она получает максимальную сумму – 1000 рублей, если была второй или допустили ошибки – 500 рублей, если вообще не справилась с заданием, но при этом очень старалась – 100 рублей.
Воспитатель. Итак, команды готовы работать и зарабатывать деньги?
1 этап «Денежныепазлы»
(музыкальное сопровождение)
Воспитатель. У вас на партах лежат конверты. Откройте их. Перед вами отдельные части разных купюр. Ваша задача: как можно быстрее собрать их в единое целое.
Время на выполнение этого задания истекает по окончании мелодии.
Воспитатель. Я так понимаю, что ни одна команда не успела справиться с заданием, в таком случае продолжаем собирать пазлы. Кто окажется первым, останавливает работу, подняв руку.
(обучающиеся собирают, воспитатель контролирует трудовую дисциплину)
Воспитатель. Команда «………….» первая выполнила задание.
— Изображения, каких купюр у вас получились?(50 рублей, 500 рублей, 1000 рублей, 10 рублей)
Воспитатель. Верно, ребята, а каких купюр у вас не оказалось? (5000 рублей, 100 рублей. 200 рублей, 2000 рублей) (воспитатель раздает недостающие купюры, которые можно использовать в качестве подсказок для следующего этапа).
Воспитатель. За успешное прохождение этого этапа, команда «…….» зарабатывает свою первую 1000 рублей.
Воспитатель. Команда «…..» получает за свою работу – 500 рублей, поскольку оказалась второй, не до конца выполнила задание.
2 этап «На купюре…»
Воспитатель. Человек зарабатывает и тратит деньги, не замечая и не задумываясь, какую информацию несут на себе бумажные купюры.
Я хочу проверить, какая команда окажется самой внимательной и сообразительной, наберет большее количество вот таких жетонов.
Для этого я буду зачитывать вам вопросы. Ваш ответ будет засчитан только в том случае, если вы перед тем, как ответить, подняли руку. В противном случае заработанный жетон вы дарите команде-сопернице. Слушайте внимательно. Если не знаете ответ, советую проявить смекалку и быстро воспользоваться подсказками.
Назовите купюру, на которой изображена Красноярская гидроэлектростанция. (10 рублей)
Назовите купюру с изображением памятника Ярославу Мудрому. (1000 рублей)
Назовите купюру, на которой изображен Хабаровский мост через реку Амур. (5000 рублей)
Назовите купюру с изображением памятника Петру I в Архангельске. (500 рублей)
Назовите купюру с изображением женской скульптуры. (50 рублей)
Назовите купюру, на которой изображен Московский Большой театр. (100 рублей)
Назовите купюру, о которой я не упоминала в своих вопросах. (200 рублей, 2000 рублей)
Воспитатель. Проверяем. Сколько жетонов у команды «…..»?
Воспитатель. Сколько жетонов у команды-соперницы?
Значит, 1000 рублей за выполнение этого задания, получает команда «……». Команда «…..» зарабатывает 500 рублей.
3 этап «Сколько денег в кошельке?»
Воспитатель. Важно не только знать внешний вид денег, но и очень нужно уметь их считать. Если вы не будете уметь считать деньги, то, поверьте, всегда найдутся люди, которые этим захотят воспользоваться.
Воспитатель. Обеим командам я даю по одному кошельку, сколько в каждом из них денег нам не известно. Ваша задача: выяснить, сколько денег в кошельке. Свой результат запишите на лист бумаги.
На выполнение этого задания я даю вам 3 минуты.
(обучающиеся считают деньги, воспитатель контролирует соблюдение ими трудовой дисциплины, следит за осанкой)
Воспитатель. Сколько денег в вашем кошельке?
Давайте посмотрим, сколько действительно было денег в вашем кошельке?
(сравнить результат с появившейся на экране суммой)
Обе команды успешно справились с заданием, поэтому они обе получают заслуженные награды.
4 этап «Денежное лото»
Воспитатель. Деньги настолько прочно вошли в нашу жизнь, что даже появились крылатые выражения, которые человек часто употребляет в своей речи.
— Я предлагаю вам проверить, насколько вы понимаете смысл того, о чем говорят люди.
Каждая команда получает поле для лото и фишки. Ваша задача: внимательно послушать мой вопрос, подумать и поставить фишку в нужную клетку.
Берем первую фишку.
Что имеют в виду, когда говорят «платить той же монетой»?
Что имеют в виду, когда говорят «плакали мои денежки»?
В каком случае употребляют выражение: «гроша медного не стоит»?
В каком случае говорят: «принять за чистую монету»?
Как вы понимаете выражение «отмывать деньги»?
Что означает выражение: «деньги не пахнут»?
Внимательно посмотрите на поле, изображенное на экране, сравните его с результатом своей работы.
Если вы справились с этим заданием безошибочно, получаете свою честно заработанную 1000 рублей. Если есть ошибки – 500 рублей.
5 этап «Об этом нужно помнить»
Воспитатель. Перед вами карточки со словосочетаниями, из которых нужно составить предложение, подумать, в чем его смысл.
(музыкальное сопровождение)
Воспитатель. Команда «…………» справилась с заданием, что у вас получилось?
Человек тратит свое здоровье, зарабатывая деньги, а потом начинает тратить деньги, пытаясь вернуть себе здоровье.
(выдача зарплаты)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, в чем смысл этого выражения?
Когда люди молоды, когда у них редко возникают проблемы со здоровьем, они бросают все свои силы на зарабатывание денег. Они строят планы: приобрести жилье, воспитать детей, дать им образование, выглядеть хорошо, вкусно питаться, красиво отдыхать и т.д. В бесконечных делах мы забываем о своем здоровье, пропускаем прекрасные мгновения общения со своим ребенком и с семьей. Мы очень верим в то, что когда-нибудь все еще успеем наверстать, все еще успеем исправить. Но медицина не всесильна, время не остановить, поэтому никому не удается вернуть упущенное или потерянное.
Воспитатель. Вот и вам я предлагаю остановиться, отдохнуть, отвлечься от мысли о деньгах. Представьте, как замечательно пройтись теплым летним деньком по лугу, нарвать букет полевых цветов и подарить дорогому вам человеку. У нас почти такая же возможность сегодня есть, вы должны нарвать, как можно больше полевых цветов.
(музыкальное сопровождение, воспитанники собирают цветы)
Воспитатель. Я думаю, что мальчики со мной согласятся, если я скажу, что девочки их класса очень дороги для них. Поэтому я предлагаю подарить им все собранные цветы.
6 этап «Денежная головоломка»
Воспитатель. Очень часто люди теряются в догадках, куда делись их деньги, на что они были потрачены.
Воспитатель. Деньги нужно не только уметь зарабатывать, но и разумно тратить, контролировать движения ваших финансов.
Если этого не придерживаться, то часто будете осознавать, что «плакали ваши денежки».
Воспитатель. Я предлагаю вам попробовать проконтролировать движения ваших денежных средств.
Для этого вам пригодятся лист бумаги и ручка. Слушайте внимательно, считайте безошибочно.
У вас было 650 рублей, 300 рублей вы одолжили другу, 200 рублей потратили в магазине, 500 рублей вам дали премию, через два дня друг вернул вам долг. 800 рублей вы заплатили за кредит, 1000 рублей вы заняли у коллеги на покупку кроссовок.
— Внимание, письменно ответьте на 2 вопроса.
— Сколько денег у вас сейчас? (1150 рублей)
— Сколько денег из этой суммы принадлежит вам? (150 рублей) Почему?
Если дано 2 правильных ответа, команда получает – 1000 рублей, если один ответ – 500 рублей, если ответов нет – 100 рублей.
Воспитатель. Победителем сегодняшней встречи становится команда «……….», заработавшая большее количество денег. Команда «……….» награждается почетной грамотой за 1 место в нашем сегодняшнем соревновании. Команда «……» награждается грамотой за 2 место. Молодцы, ребята.
Подведение итогов занятия
Воспитатель. Сейчас послушайте стихотворение и скажите, какова его главная мысль.
«Деньги, деньги и снова деньги»-
Слышим мы сегодня вокруг,
Но есть в жизни вещи важнее,
Не забывай об этом, мой друг.
И зачем они только нужны?
Неужели без них невозможно
Общаться, творить и дружить,
Наверное, все же можно.
Ценного в жизни много:
Счастье, здоровье, семья…
Все золото мира бессильно,
Чтобы это купить, друзья.
Чувства людей бесценны,
И жизнь не имеет цены,
Верим мы свято в дружбу,
И истине этой верны!
— Какова главная мысль стихотворения? (Деньги в жизни не главное)
— Что нельзя купить за все золото мира?
— Что, по мнению автора не имеет цены?
Воспитатель. Несмотря на то, что деньги играют важную роль в жизни людей, я призываю вас не ставить их на первое место. Здоровье близких людей, счастливая семья, верные друзья – вот главные ценности нашей жизни.
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнования,
Обеспечивший успех!
Конспект урока по обществознанию на тему «Деньги. Функции денег» (7 класс)
Конспект урока по обществознанию
Время проведения: 10.15-11.00
Тема урока: «Деньги. Функции денег»
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: комбинированный
Цель и задачи урока:
— Выявить основные закономерности появления денег. Формировать представление об экономическом содержании денег как всеобщего эквивалента в процессе обмена и основной социальной функции денег.
— продолжить работу с экономическими терминами;
— использовать связь истории денег с современностью;
— продолжить работу над пониманием экономических процессов;
— совершенствовать навыки работы со схемой, таблицей.
Планируемые результаты урока:
Получат возможность познакомиться с историей возникновения денег, научиться раскрывать функции денег на конкретных примерах.
Познавательные: готовность и способность к саморазвитию, воспитание уважительного отношения к деньгам, и стремлению к посильному созидательному участию в жизни общества.
Коммуникативные: умение поддерживать диалог, принимать позиции своих одноклассников, учится участвовать в обсуждении проблем
Регулятивные : умение находить, отбирать и перерабатывать большой объем информации
Готовность и способность к саморазвитию, воспитание уважительного отношения к деньгам, и стремлению к посильному созидательному участию в жизни общества.
Оборудование: учебник, доска, тетради, сигнальные карточки.
2. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с приложение на электронном носителе, под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: «Просвещение», 2014.
1. Организационный момент
Изучение нового материала.
4. Работа в группах. Сказка о деньгах.
Учитель объявляет начало урока, создает эмоциональный настрой.
Учитель: Ребята, мы продолжаем изучение экономики как науки. Вспомним, какие экономические термины (явления) мы изучили недавно. Для этого вам предлагается решить мини-кроссворд, составленный вашим одноклассником. (Приложение № 1).
Учитель: Итак, мы вспомнили значение таких важных составляющих современной экономики как торговля, реклама, бизнес. Но они не смогут приносить результат, если у людей не будет одной вещи, помогающей приобрести все, что рекламируется и продается. Как вы думаете, что это?
Учитель: Верно, деньги. Это первая часть темы нашего сегодняшнего урока. О второй поговорим позже.
А что мы о деньгах знаем?
Но это не все. Ваш одноклассник подготовил сообщение об истории денег. Слушаем внимательно и придумываем вопросы, которые можно будет задать одноклассникам по этой теме.
Так как мы сегодня продолжаем работу с терминами, то должны определить значение понятия «деньги».
Давайте познакомимся с фактами его биографии в материале учебника на стр.108.
Учитель: Скажите, а вам приходилось когда-нибудь что-то обменивать?
Значит, вы использовали такое явление как эквивалент. Найдите значение этого экономического термина в словаре учебника и запишите его себе в тетрадь.
Учитель: Итак, мы выяснили, что деньги необходимы для получения товаров и услуг. Ученые – обществоведы также выделяют функции денег. Работая в парах вам предстоит изучить материал учебника на стр. 106 – 108 и составить схему «Функции денег».
Учитель: Хорошо, вы успешно разобрались в функциях денег. А теперь проверим, как хорошо вы поняли содержание каждой из функций.
Рассмотрим картину В.Е. Маковского «Крах банка» (учебник, с. 110). Что мы видим?
Ответьте на вопросы:
— Какие чувства изобразил автор картины?
— С какими функциями денег связаны последствия краха банка?
Учитель: Молодцы! С теорией вопросы мы познакомились и даже проверили знания на практике.
А теперь я предлагаю вам разбиться на группы по 5 человек.
Задание: придумать маленькую сказку или притчу о деньгах и показать ее классу. (Приложение № 4)
Учитель: Итак, ваша работа с экономической терминологией на сегодня подошла к концу. Какие навыки вы усовершенствовали? Может быть, научились чему-то новому? Как изученная информация может вам пригодиться?
Учитель: Хорошо. Выразите свое эмоциональное состояние на уроке с помощью «смайликов» у вас на партах. А какой этап урока вызвал у вас наибольшие эмоции?
Учитель объявляет выставленные в ходе урока оценки (подсчет смайликов).
Учитель просит записать домашнее задание.
Учащиеся осознают начало учебной деятельности, настраиваются на учебную деятельность.
Обучающиеся решают мини-кроссворд, давших верные ответы награждают «смайликами» для набора баллов на оценку (1 смайлик – 1 балл плюс к тому, что будет получен в ходе урока).
Ученики: Это деньги.
Дети записывают первую часть темы в тетрадь.
Учащиеся рассказывают о том, что знают про деньги.
Один из ребят выступает с сообщением об истории денег (Приложение № 2)
После этого 4-5 учащихся получают право задать вопрос о деньгах любому однокласснику. Одновременно идет оценивание и содержания вопросов, и содержания ответов.
Дети дают свои определения, затем под руководством учителя составляют общее определение и записывают его в тетрадь (деньги – универсальное средство обмена).
Один учащихся вслух читает статью о Витте. Вместе отвечают на вопрос после статьи о денежной системе.
Дети отвечают положительно.
Учащиеся делают записи в тетради.
Ученики в парах работают с информацией и составляют схемы. Первой справившейся группе дается возможность изобразить схему на доске. Работа оценивается одноклассниками.
Ученики: На картине мы видим большое количество людей, их разделяет стойка. Таким образом банкиры отделены от клиентов. Одна женщина обвинительно указывает пальцем на банкира, который спрятался за спину полицейского.
Ответы: Автор изобразил отчаяние, злость, возмущение людей случившимся.
Связано с такими функциями как средство накопления, средство платежа.
Ученики по жребию делятся на группы.
Ученики в течение 7-8 минут придумывают сценку и по очереди представляют свое творчество на суд класса.
Мы поработали с изученными понятиями и разобрали значение новых терминов, совершенствовали навыки работы со схемой, анализировали живописное произведение.
Изученная информация пригодится в понимании вопроса появления денег.
Ответ детей: работа над сочинением сказки и ее представление.
Учащиеся записывают домашнее задание:
Читать параграф 13, стр.111, рубрика «В классе и дома», ответить устно на вопросы задания 2.
Доп. задание: стр. 112 задание 4; мини-проект на тему «Ассигнация» (на выбор)
Приложение № 1. Мини-кроссворд.
1. Наука, изучающая производственную и хозяйственную деятельность человека.
2. Отрасль хозяйства, в которой происходит реализация товаров путем купли-продажи.
3. Замена одного товара другим.
4. Деятельность, направленная на получение прибыли.
5. Информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи.
В различных регионах мира использовали в качестве денег различные вещи (товарные деньги):
· во многих странах в качестве денег использовался скот, меха и шкуры животных, эти формы денег были наиболее древними и распространёнными, позднее в качестве денег стали использовать бруски, слитки, обрубки из металлов.
· в Киевской Руси денежной единицей была гривна (серебряные слитки), наряду с ней в качестве денег использовались мех, соль, мёд, скот и т. п.
В качестве средства расчёта использовался крупный рогатый скот, одежда, золото, вино, рабы, зерно, раковины, масло, серебро, свинец и бронза. В Африке и Канаде как средство расчёта использовали бусы, в Мексике — какао, в Норвегии — масло, в Нигерии — соль, на территории современной Анголы — пиво. Китовый ус выполнял такую роль на Фиджи, камни — на островах южной части Тихого океана, в Новой Каледонии использовали мех летучей лисицы, в России — мех чёрного сурка, в Конго — метательные ножи. В разных странах как средство для расчётов применяли церковную утварь, разные инструменты и украшения. В Германии после окончания Второй мировой войны средством расчёта выступали кофе и сигареты.
«… все первые денежные единицы были весовыми мерами зерна — мина, сикль, лира, фунт».
Конспект занятия «Деньги в нашей жизни»
Конспект «Деньги в нашей жизни».
Цель: способствовать формированию у обучающихся экономического мышления и культуры обращения с деньгами.
Сформировать у обучающихся представление о роли денег в нашей жизни.
Способствовать формированию культуры обращения с деньгами.
Способствовать коррекции и развитию мыслительной деятельности.
Способствовать коррекции речи через использование словесных методов обучения.
Воспитывать познавательный интерес.
Воспитывать доброжелательные и дружеские отношения.
Организация начала занятия
Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии, психологически подготовить воспитанников к общению и предстоящему занятию.
— Здравствуйте, дорогие ребята, и уважаемые взрослые. Сегодня мы с вами собрались, что провести внеклассное мероприятие.
Будьте, ребята, старательны,
Будьте, ребята, внимательны.
Постарайтесь все запоминать,
На вопросы мои отвечать.
Сообщение темы и цели занятия
Цель:привлечь внимание воспитанников к теме занятия.
Тема нашего занятия «Деньги в нашей жизни». Я считаю, что сегодняшний наш разговор будет для вас полезен, поскольку вы уже стоите на пороге самостоятельной жизни, и совсем скоро вам самим придется зарабатывать деньги и тратить их.
Сегодня мы с вами постараемся выяснить, какое значение имеют деньги для жизни человека, как относятся люди к деньгам.
3.Основная часть занятия
Цель: изложение нового материала с опорой на имеющиеся у воспитанников знания и умения.
Вступительная беседа о значении денег в жизни человека.
— Деньги присутствуют в нашей жизни постоянно. К сожалению, без них мы не можем нормально существовать. Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и многое-многое другое. Но деньги не должны быть самоцелью, да, они необходимы, но не стоит становиться рабом этих бумажек.
Люди по-разному относятся к деньгам. Но можно смело сказать, что деньги не оставляют равнодушными никого. Одни убеждены, что будь у них больше денег, жизнь их стала бы намного лучше, и они смогли бы обрести счастье. Другие, у кого денег много, по-видимому, постоянно озабочены тем, как добыть их еще больше, как потратить и не потерять. Деньги не оставляют равнодушными никого, и вряд ли можно найти человека, который был бы удовлетворен тем, сколько денег он имеет и как их использует.
Я предлагаю вам выяснить, как вы относитесь к деньгам.
Занятие будет проходить в соревновательной форме. Для этого вы разделились на 2 команды. Ваша задача пройти все предстоящие испытания достойно, при этом постараться заработать как можно больше денег, разумно потратить их часть. Победителем нашей сегодняшней встречи будет признана самая денежная команда.
— Говорят, чтобы побороть противника, его нужно знать в лицо. Я предлагаю вам представиться, чтобы все знали, с кем мы имеем дело.
(представление команд: название, девиз, капитан)
Команда «Три банкира»
Мы деньги заработаем,
Мы деньги сбережем,
Часть из них потратим мы,
Мы – команда «Кредиторы»!
Даем деньги под процент,
Приходите, мы оформим
Вам кредит на много лет!
Объясняю условия: вам необходимо пройти этапов: «Денежные пазлы»,«На купюре…», «Сколько денег в кошельке?», «Денежное лото», «Об этом нужно помнить…», «Денежная головоломка». За свою работу ваши команды будут получать заработанную плату. Если команда справилась с заданием первой и правильно, то она получает максимальную сумму – 1000 рублей, если была второй или допустили ошибки – 500 рублей, если вообще не справилась с заданием, но при этом очень старалась – 100 рублей.
— Итак, команды готовы работать и зарабатывать деньги?
У вас на партах лежат конверты. Откройте их. Перед вами отдельные части разных купюр. Ваша задача: как можно быстрее собрать их в единое целое.
Время на выполнение этого задания истекает по окончании мелодии.
— Я так понимаю, что ни одна команда не успела справиться с заданием, в таком случае продолжаем собирать пазлы. Кто окажется первым, останавливает работу, подняв руку.
(обучающиеся собирают, учитель контролирует трудовую дисциплину)
— Команда «………….» первая выполнила задание.
— Изображения, каких купюр у вас получились? (50 рублей, 500 рублей, 1000 рублей, 10 рублей)
— Верно, ребята, а каких купюр у вас не оказалось? (5000 рублей, 100 рублей) (учитель раздает недостающие купюры, которые можно использовать в качестве подсказок для следующего этапа).
— За успешное прохождение этого этапа, команда «…….» зарабатывает свою первую 1000 рублей.
Команда «…..» получает за свою работу – 500 рублей, поскольку оказалась второй, не до конца выполнила задание.
Человек зарабатывает и тратит деньги, не замечая и не задумываясь, какую информацию несут на себе бумажные купюры.
Я хочу проверить, какая команда окажется самой внимательной и сообразительной, наберет большее количество вот таких жетонов.
Для этого я буду зачитывать вам вопросы. Ваш ответ будет засчитан только в том случае, если вы перед тем, как ответить, подняли руку. В противном случае заработанный жетон вы дарите команде-сопернице. Слушайте внимательно. Если не знаете ответ, советую проявить смекалку и быстро воспользоваться подсказками.
Назовите купюру, на которой изображена Красноярская гидроэлектростанция. (10 рублей)
Назовите купюру с изображением памятника Ярославу Мудрому. (1000 рублей)
Назовите купюру, на которой изображен Хабаровский мост через реку Амур. (5000 рублей)
Назовите купюру с изображением памятника Петру I в Архангельске.
Назовите купюру с изображением женской скульптуры. (50 рублей)
Назовите купюру, на которой изображен Московский Большой театр. (100 рублей)
7. Назовите купюру, о которой я не упоминала в своих вопросах.
(все купюры обсудили)
Проверяем. Сколько жетонов у команды «…..»?
Сколько жетонов у команды-соперницы?
Значит, 1000 рублей за выполнение этого задания, получает команда «……». Команда «…..» зарабатывает 500 рублей.
3 этап «Сколько денег в кошельке?»
— Важно не только знать внешний вид денег, но и очень нужно уметь их считать. Если вы не будете уметь считать деньги, то, поверьте, всегда найдутся люди, которые этим захотят воспользоваться.
— Обеим командам я даю по одному кошельку, сколько в каждом из них денег нам не известно. Ваша задача: выяснить, сколько денег в кошельке. Свой результат запишите на лист бумаги.
На выполнение этого задания я даю вам 3 минуты.
(обучающиеся считают деньги, учитель контролирует соблюдение ими трудовой дисциплины, следит за осанкой)
— Сколько денег в вашем кошельке?
Давайте посмотрим, сколько действительно было денег в вашем кошельке?
(сравнить результат с появившейся на экране суммой)
Обе команды успешно справились с заданием, поэтому они обе получают заслуженные награды.
4 этап «Денежное лото»
Деньги настолько прочно вошли в нашу жизнь, что даже появились крылатые выражения, которые человек часто употребляет в своей речи.
— Я предлагаю вам проверить, насколько вы понимаете смысл того, о чем говорят люди.
Каждая команда получает поле для лото и фишки. Ваша задача: внимательно послушать мой вопрос, подумать и поставить фишку в нужную клетку.
Берем первую фишку.
Что имеют в виду, когда говорят «платить той же монетой»?
Что имеют в виду, когда говорят «плакали мои денежки»?
В каком случае употребляют выражение: «гроша медного не стоит»?
В каком случае говорят: «принять за чистую монету»?
Как вы понимаете выражение «отмывать деньги»?
Что означает выражение: «деньги не пахнут»?
Внимательно посмотрите на поле, изображенное на экране, сравните его с результатом своей работы.
Если вы справились с этим заданием безошибочно, получаете свою честно заработанную 1000 рублей. Если есть ошибки – 500 рублей.
5 этап «Об этом нужно помнить»
Перед вами карточки со словосочетаниями, из которых нужно составить предложение, подумать, в чем его смысл.
— Команда «…………» справилась с заданием, что у вас получилось?
Человек тратит свое здоровье, зарабатывая деньги, а потом начинает тратить деньги, пытаясь вернуть себе здоровье.
— Ребята, как вы думаете, в чем смысл этого выражения?
Когда люди молоды, когда у них редко возникают проблемы со здоровьем, они бросают все свои силы на зарабатывание денег. Они строят планы: приобрести жилье, воспитать детей, дать им образование, выглядеть хорошо, вкусно питаться, красиво отдыхать и т.д. В бесконечных делах мы забываем о своем здоровье, пропускаем прекрасные мгновения общения со своим ребенком и с семьей. Мы очень верим в то, что когда-нибудь все еще успеем наверстать, все еще успеем исправить. Но медицина не всесильна, время не остановить, поэтому никому не удается вернуть упущенное или потерянное.
— Ребята, запомните еще одно очень важное выражение: никакие деньги не должны заставить нас работать настолько тяжело, что это нарушит гармонию нашего здоровья.
(демонстрация высказывания на слайде)
— Вот и вам я предлагаю остановиться, отдохнуть, отвлечься от мысли о деньгах. Представьте, как замечательно пройтись теплым летним деньком по лугу, нарвать букет полевых цветов и подарить дорогому вам человеку. У нас почти такая же возможность сегодня есть, вы должны нарвать, как можно больше полевых цветов.
(музыкальное сопровождение, воспитанники собирают цветы)
— Я думаю, что мальчики со мной согласятся, если я скажу, что девочки их класса очень дороги для них. Поэтому я предлагаю подарить им все собранные цветы.
6 этап «Денежная головоломка»
Очень часто люди теряются в догадках, куда делись их деньги, на что они были потрачены.
Вроде только получаешь
Ты законную зарплату,
Деньги с радостью считаешь,
Строишь планы, как их тратить,
И прошла всего неделя,
А финансов снова нету…
Деньги нужно не только уметь зарабатывать, но и разумно тратить, контролировать движения ваших финансов.
Если этого не придерживаться, то часто будете осознавать, что «плакали ваши денежки».
— Я предлагаю вам попробовать проконтролировать движения ваших денежных средств.
Для этого вам пригодятся лист бумаги и ручка. Слушайте внимательно, считайте безошибочно.
У вас было 650 рублей, 300 рублей вы одолжили другу, 200 рублей потратили в магазине, 500 рублей вам дали премию, через два дня друг вернул вам долг. 800 рублей вы заплатили за кредит, 1000 рублей вы заняли у коллеги на покупку кроссовок.
— Внимание, письменно ответьте на 2 вопроса.
— Сколько денег у вас сейчас? (1150 рублей)
— Сколько денег из этой суммы принадлежит вам? (150 рублей) Почему?
Если дано 2 правильных ответа, команда получает – 1000 рублей, если один ответ – 500 рублей, если ответов нет – 100 рублей.
Победителем сегодняшней встречи становится команда «……….», заработавшая большее количество денег. Команда «……….» награждается почетной грамотой за 1 место в нашем сегодняшнем соревновании. Команда «……» награждается грамотой за 2 место. Молодцы, ребята.
Подведение итогов занятия
— Сейчас послушайте стихотворение и скажите, какова его главная мысль.
«Деньги, деньги и снова деньги»-
Слышим мы сегодня вокруг,
Но есть в жизни вещи важнее,
Не забывай об этом, мой друг.
И зачем они только нужны?
Неужели без них невозможно
Общаться, творить и дружить,
Наверное, все же можно.
Ценного в жизни много:
Счастье, здоровье, семья…
Все золото мира бессильно,
Чтобы это купить, друзья.
Чувства людей бесценны,
И жизнь не имеет цены,
Верим мы свято в дружбу,
И истине этой верны!
— Какова главная мысль стихотворения?
(Деньги в жизни не главное)
— Что нельзя купить за все золото мира?
— Что, по мнению автора не имеет цены?
-Несмотря на то, что деньги играют важную роль в жизни людей, я призываю вас не ставить их на первое место. Здоровье близких людей, счастливая семья, верные друзья – вот главные ценности нашей жизни.