рок группа образ жизни
Группа ДДТ поставила суточный рекорд по сбору средств на выпуск альбома
Рок-группа ДДТ поставила суточный рекорд по сбору средств на выпуск нового альбома. Поклонники музыкантов перечислили на указанный счет больше шести миллионов рублей. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на краудфандинговую платформу Planeta.ru.
Музыканты объявили о возможности оформить предзаказа будущего альбома на краудфандинговой платформе с целью профинансировать релиз. Лидер группы Юрий Шевчук заявил, что впервые пошел на такой шаг из-за тяжелого финансового положения, связанного с пандемией и отменой концертов. Известно, что участниками крауд-кампании стали более двух тысяч поклонников группы.
Предыдущий рекорд принадлежал рок-группе «Алиса», участники которой в 2019 году за сутки собрали более 2,5 миллионов рублей, а в прошлом году более пяти миллионов.
Сообщается, что премьера нового альбома ДДТ на цифровых площадках пройдет 28 октября.
Ранее стало известно, что в столице Калмыкии Элисте открылась стена памяти советского рок-музыканта Виктора Цоя. Стрит-арт украсил стену спортивного центра «Багатур» в парке «Дружба». «Чаще всего вы видели надписи на стенах «Цой жив», но более интересным, мне кажется, было нарисовать портрет Виктора Цоя, тем более в городе, где так его любят, — в Элисте. Я считаю, что текст его песен будоражит и вдохновляет», — рассказала художница.
9 мифов о жизни музыкантов
Кто из нас не мечтал (а некоторые до сих пор мечтают) стать крутым музыкантом, колесить по миру с гастролями, иметь преданную армию фанатов (особенно фанаток) и грести деньги огромной лопатой? Ну, ладно, даже если ты об этом не мечтал, то наверняка мыслил стереотипно о жизни музыкантов, и, пожалуй, во многом ошибался. Например:
1. Музыканты зарабатывают творчеством
Миф: Я буду зарабатывать творчеством. Это круто!
Реальность: У певца Гордона Мэтью Томаса Самнера (в девичестве Стинга) – своё имение в Тоскане, замок в Ирландии, недвижимость в Нью-Йорке. Кушает он только органическую еду, выращенную на собственных грядках, за которыми ухаживают его личные крестьяне. Можно ли на эту Dolce vita заработать музыкой? Нет, особенно если учесть тот факт, что господин Стинг гастролирует тогда, когда захочет. Может быть, где-то в волшебной Утопии и можно. Но на планете Земля, в данный и конкретный момент, никак нельзя. В своей книге он сам рассказывал про те валютные махинации, которые проворачивал через созданные им фирмы-однодневки. До сих пор его кормят финансовые организации.
Те из музыкантов, кто не догадался вложить деньги в кошерный бизнес, вынуждены отдавать свои продажные души в щупальца рекламного спрута и петь про «золотую чашу». Даже «Князь Тьмы» был вынужден отдать свою семью на растерзание каналу MTV и шоу «Семейка Осборнов». А Игги Поп так вообще плавно перетекает из одной рекламной компании в другую.
Кто-то держит студии звукозаписи, кто-то на дискотеках диджеит, а некоторые умудряются даже в типографии работать. Знаменитый не значит богатый. Творчество – это для души и славы. Безусловно, свой грош от творческих страданий ты получишь, но он вряд ли будет из золота.
2. Образование не нужно
Миф: Музыканту (особенно рок-музыканту) образование не нужно – достаточно таланта.
Реальность: Ты, конечно, можешь мне сказать, что Джеймс Хетфилд всю жизнь был целеустремлённым алкашом-троечником, а сочинил хиты на все времена. Не спорю. Но давай посмотрим с другой стороны. Есть много образованных певунов. Недостаток образования рано или поздно сказывается. Басист ванильной поп-группы с музыкальными инструментами под названием «u2» Адам Клейтон после двадцати лет успешных выступлений, славы и богатств отправился в Нью-Йорк получать нормальное образование. Все музыканты-самоучки рано или поздно берут уроки мастерства. Так как публика капризна, её нужно удивлять, кормить свежими продуктами творчества, а мастерства не хватает. Оззи Осборн брал уроки вокала. Фли из RHCP, будучи признанным басистом, много учился у джазовых мэтров тяжёлой гитары. Коль уж ты выбрал тернистый путь музыканта, то будь добр, совершенствуйся. Знание таких вещей, как аккорды, тоны или ритмические размеры позволяет делать поток вытекаемого из тебя творчества более размеренным и чётким.
3. Жизнь в столице или за границей
Миф: Все хорошие музыканты живут в столице или за рубежом. На периферии их нет.
Реальность: Как правило, но не всегда. Если ты хочешь, чтобы твой светлый одухотворённый лик показывали на концерте ко дню милиции – тогда да! Так будет проще. А вот если ты пишешь музыку иного жанра, то незачем. Есть такая забавная краснодарская рок-группа – «Зверство». В России её любят только самые требовательные и верные поклонники треша. Зато в Лондоне ребята собирают полные клубы и мучают их своими воплями. Однако в Лондон ехать не спешат, хотя на это есть средства. Также успешный Егор Летов всю жизнь прожил в Омске и от этого не становился менее популярным.
В эру господства скоростного интернета и ежесекундного развития технологий коммуникацию можно поддерживать техническими средствами. Живи в Самаре, гастролируй, кто-тебе мешает? А сколько классных музыкантов живёт в Самаре.
Конечно, за рубежом с этим проще. Бесноватые Bloоdhound Gang до последнего жили в Филадельфии. В столице, конечно, выбор больше. Но это не значит, что в твоём городе нет качественной музыки.
4. Семья
Большинство музыкантов имеет жён и женится чуть ли ни сразу по окончанию школы. Оззи Осборн уже 30 лет счастливо живёт в браке со своей ненаглядной Шерон. Да, это его второй брак. Но зато какой! А ведь так, как развлекался Оззи, никто не сможет. Элементарно не хватит здоровья. Джим Моррисон пробовал – не свезло.
Музыканты относятся к семейной жизни, как обыденности. После разъездов, слепящих вспышек и потери терабайт энергии хочется зайти в тихую заводь и отдохнуть. Яркий тому пример – создатель группы nobody.one Сергей Табачников, счастливо женатый не первый год. Поверьте, Даже Бибер хочет тепла и уюта.
5. Звёздная болезнь
Миф: Все более-менее известные музыканты страдают от звёздной болезни.
Реальность: Это всё капиталисты тебе мозги промыли. Херня! Такое бывает, но не у всех. Я готов поспорить, что видел дедушку Кипелова. Однако его спокойно можно встретить в компании подростков-металлистов, ездит он в метро, хотя на «Харлее» смотрелся бы лучше. На западе с его пресловутым privacy никто не будет особо приставать к узнаваемому лицу, и потому шанс увидеть Энтони Кидиса, приветливо болтающего на Венис Бич с незнакомцами, довольно просто. А с Лемми из Motorhead можно без проблем выпить в одном из пабов. Только не пытайтесь его перепить! До сих пор непонятно, как он после алкогольно-наркотической диеты длиною в жизнь ещё ходит.
Однако, взять, к примеру, Рудольфа Шенкера – бессменного создателя и гитариста Scorpions. Эта группа уже многим набила оскомину, им уже за 70, а они гастролируют так, будто вчера ворвались в музыкальный бизнес. А всё почему? Продали душу Сатане? Кстати, да… но говорят, что благодаря правильному образу жизни. Руди познаёт дзен и утверждает, что даже не пьёт, не курит, не колется. Участников группы раздражает стереотип «рокер – наркоман», вечно невменяемый, обколотый и ссущий под себя от одурения. Об этом они говорят в каждом интервью. Так считают многие, но посмотрите, в какой он и вокалист Клаус Майне форме! Явное доказательство!
7. Сатанизм
Миф: Все они, особенно металлисты, являются чистыми сатанистами. Надо их сжечь!
Реальность: Ну, это только у сатанистов и «трушных» блэк- и дед-металлистов, которые играют оды сатане. В своё время легендарных Led Zeppelin и Rolling Stones активно обвиняли в сатанизме и оккультизме, которые те не спешили отрицать, ведь это был хороший пиар. У некоторых музыкантов, правда, было своё отношение к религии, и потому был создан такой шедевр литературы, как метал-библия. Но вспомним хотя бы Константина Кинчева. Вопросы вроде: «Костя, что ты за херню поёшь?» – начали поступать сразу после погружения в религию. Неудачный пример? Тогда вспомни Тома Арайю из Slayer, который хоть и поёт антиклерикальные песни, но всё равно является ревностным христианином.
8. Вдохновение
Миф: Снова о веществах. В поисках вдохновения они всегда принимают наркотики.
Реальность: Мы уже говорили, что не все принимают наркотики. Да, когда идей нет и вдохновение на исходе, некоторые прибегают к помощи веществ. Но есть и другие способы. Джон Леннон, например, рассказывал, что песню Elinor Rigby они написали, гуляя по старому ливерпульскому кладбищу. Некоторые, вроде Сержа Танкяна и Билли Джоела, буквально на коленке пишут остросоциальные тексты на темы насущные. Если есть талант, вдохновение рано или поздно прилетит.
9. Бунтарский образ
Миф: Люди творческие, и потому всегда эпатируют публику.
Реальность: Ну, это совсем не так. Вернее, так делают не все. Боб Дилан, Марк Нопфлер и многие другие просто пели свои песни, не акцентируясь на имидже и скандалах. Им это было не нужно. Они просто писали музыку и спокойно занимались творчеством, не виляя задами и другими частями телес.
Рок-н-ролл как стиль жизни: самой бунтарской музыке мира – 55 лет
Чем масштабнее явление, тем труднее проследить, откуда оно берет свое начало. Это в полной мере относится и к рок-н-роллу. Впрочем, у фанатов этого жанра есть свой законный праздник, когда они могут надевать любимые косухи, хором распевать отскакивающие от зубов песни и спорить, какая группа круче всех остальных (как будто в остальные дни кто-то может это им запретить). Всемирный день рок-н-ролла отмечается ежегодно 13 апреля, хотя событие, к которому приурочен этот праздник, произошло на день раньше – 12 апреля 1954 года. В этот день американский музыкант Билл Хейли, который считается одним из пионеров рока, записал сингл «Rock Around The Clock» («Рок круглые сутки»). Песня имела колоссальный успех и была одной из первых композиций в новом жанре, который очень скоро завоевал сердца меломанов во всем мире.
Что касается самого термина «рок-н-ролл» (в переводе с английского означает «качайся и крутись»), то он появился еще раньше – в 1951 году. Авторство приписывают Алану Фриду – диск-жокею из Кливленда, который решился бросить вызов консервативному американскому обществу. Фриду нравилась набиравшая обороты в 50-х новая музыка – громкий, ритмичный, полный жизни ритм-энд-блюз. Но так как это была музыка чернокожих, белая публика обходила ее стороной. Тогда Фрид нашел выход: однажды вечером он запустил в эфире своей радиостанции энергичные композиции в стиле ритм-энд-блюз, а чтобы не шокировать слушателей, замаскировал их под другим названием – «рок-н-ролл». А в 1952 году Фрид и его единомышленники организовали концерт «Moondog Coronation Ball» в Кливленде. Сегодня он считается первым в мире рок-н-ролльным концертом. Таким образом, дерзкий поступок одного энтузиаста дал толчок гигантской волне новой музыки, которая сумела захватить весь мир на многие годы и стереть все границы, включая расовые, возрастные и политические.
Сегодня модно говорить, что рок мертв: якобы, сценой заправляют артисты другого сорта, в ходу другие жанры, а кучка престарелых «тру-рокеров», которые еще скрипят и иногда даже собирают стадионы – это все, что у нас осталось. Но чтобы как следует разобраться во всем этом, нужно заглянуть в самую «глубь веков», а именно – обратиться к истокам.
Взлет рок-н-ролла профинансировали подростки 60-х
Музыкальный критик, журналист и известный московский меломан Александр Беляев посвятил рок-н-роллу внушительную часть своей жизни. И, хотя в последние годы он переключился на джаз, дух рока – навсегда в его сердце.
«Рок-н-ролл – это великий, мощный, массовый музыкальный жанр, вся история которого задокументирована на дисках и прочих носителях. Грандиозность и масштабность распространения рок-н-ролла по миру как раз и связана с развитием технологий, а именно с появлением в XX веке различных звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств. Что касается этой даты – 13 апреля, то и у джаза, и у рок-н-ролла, и, вообще, у любого жанра невозможно определить день рождения, это всегда условная дата. Выбирается что-то более-менее знаковое. Но с Биллом Хейли и его синглом «Rock Around The Clock» была очень хитрая история», – рассказывает Александр.
Билл Хейли и группа The Comets
Оказывается, эта песня была написана американскими музыкантами Максом Фридманом и Джеймсом Майерсом еще в 1952 году. Изначально Майерс предложил записать ее Биллу Хейли и его группе The Comets, но продюсеру Хейли эта идея не понравилась. В результате Майерс отдало песню другому исполнителю – Сонни Дэю и его группе The Knights. Таким образом, впервые «Rock Around The Clock» увидела свет в записи этих ребят. Впрочем, та версия имела очень мало общего с будущим синглом Хейли.
В 1954 году Билл Хейли перешел на лейбл Decca Records и сразу же решил записать свою версию «Rock Around the Clock». Песню стали крутить на радио, и она даже вошла в американский хит-парад, но все-таки грандиозного успеха не имела. И только после выхода на экраны фильма «Школьные джунгли», где эта композиция прозвучала в качестве саундтрека, «Rock Around the Clock» стала по-настоящему популярной. По данным «Книги рекордов Гиннесса», «Rock Around the Clock» по сей день остается вторым самым продаваемым синглом в истории поп-музыки – обойти ее сумела лишь песня «White Christmas» Бинга Кросби. «Очевидно, что это был первый настоящий «белый» рок-н-ролл, который вскоре услышали во всех странах», – говорит Беляев.
Фанаты «олдскула» любят повторять, что все «уже не то», и вспоминать, как было «в наше время», но Александра так просто не проведешь. Он – меломан со стажем, и давно понял, что суть музыки – в движении, в постоянном развитии.
«Вы знаете, я 40-летний человек, и я скажу: да, теперь уже все не то, но не в том смысле. Во-первых, на мой взгляд, рок-музыки как таковой нет. Вернее, она есть как один из стилей некоего нишевого культа. Существует, к примеру, целая субкультура любителей прогрока. Очевидно, что это хорошая, высокопрофессиональная, развитая музыка, но она непопулярна, она есть только в своей нише. Также есть метал и его поджанры – ню-метал, прогрессив- метал. Это все, в общем-то, рок-н-ролл, если смотреть по форме, по школе игры на электрогитарах, ударных и прочем. Но эта музыка уже не имеет какой-то широкой популярности», – объясняет Беляев.
Рок-н-ролл для него, как и для многих, – не просто музыка, а нечто большее. Это стиль жизни, образ мышления.
«Суть в том, что рок-н-ролл и все, что за ним чуть позже пришло, то есть классический рок в том виде, в котором мы его знаем, влились в мир таким феноменом, который мало того, что культурный, он еще и социальный, и бизнесовый. Меня часто спрашивают: «А могут ли в нашей стране и, вообще, в мире появиться вторые The Beatles?». Я совершенно спокойно говорю: «Нет, не могут». Не могут потому, что тогда, 60 лет назад, в Европе сложилась уникальная ситуация. Во-первых, западный мир оправлялся от Второй мировой войны, и там потихоньку стало складываться то, что потом Бодрийяр назвал «культом потребления». Люди стали жить немного лучше, и это было ощутимо. Если, допустим, почитать автобиографии великих рок-музыкантов от Эрика Клэптона до Кита Ричардса (гитарист The Rolling Stones – прим. ред.), то все они описывают, что в детстве не пробовали сахара, не видели пряников и конфет. Но в конце 60-х произошел довольно резкий рост народного благосостояния. При этом у всех были семьи, дети. И вот эти дети, у которых было свободное время, которым не надо было идти воевать и у которых дома были проигрыватели, откладывали свои карманные деньги на покупку пластинок. И вот так постепенно сформировалась новая бизнес-модель: появилась новая музыка, у нее появился новый процветающий рынок», – рассказывает журналист.
Группа The Beatles. Фото: ТАСС
Таким образом, подростки 60-х фактически своими карманными деньгами профинансировали мощный взлет рок-н-ролла, а вместе с ним и мощное развитие рекорд-бизнеса и концертной индустрии.
«До рок-музыкантов на стадионах не выступал никто! Это вообще была идея битловских промоутеров в Америке. Когда они столкнулись с тем, что все билеты на The Beatles распроданы, а желающих попасть на концерт гораздо больше, чем мест в зале, они просто стали устраивать шоу на стадионах. Хотя тогда ведь еще и необходимой аппаратуры толком не было! То есть это во всех смыслах была уникальная ситуация. Как бы клишированно это ни звучало, но тогда рок-н-ролл был стилем жизни. Это был стиль жизни целого поколения. Сейчас такого нет: общество по-другому устроено, мир по-другому устроен», – объясняет Александр.
Музыка протеста: рок против рэпа
Спор между рокерами и рэперами, кажется, – один из самых жестких и непримиримых за всю историю музыки. Тем не менее два этих непохожих жанра далеко не всегда враждовали, а в их происхождении есть много общих черт.
«Рэп – это эхо рок-н-ролла, его социальный «черный» двойник, – считает Беляев. – У него подоплека возникновения – та же самая. Рок-н-ролл же не сразу нашел свое протестное содержание именно в политической и социальной сфере. Он изначально родился с целью «потроллить» старших. И уже на эту энергию протеста против непонятно чего (помните, как Элис Купер пел: «I’m eighteen and I don’t know what I want»), естественно, наложилось все остальное: война во Вьетнаме, вопросы морали, религии и т.д. То же было и с рэпом. Он появился в конце 70-х в Америке, в среде чернокожих. Это было такое искусство замкнутого меньшинства – людей, которые жили в гетто, не имели никаких прав. И вот они начали читать стихи под чужие фанковые пластинки, биться друг с другом в рэп-баттлах, танцевать брейк-данс и т.д. И когда эта культура наконец вышла из подполья в 80-х, за нее ухватились, потому что это был новый саунд, новое содержание и опять-таки эта пресловутая протестная энергия. Это очень заразительно!».
В наше время уже никого не удивит сочетание ревущих электрогитар с речитативом. Вспомнить хотя бы тех же Linkin Park, Limp Bizkit и другие коллективы, играющие в жанре рэп-рок. На самом деле этому жанру, соединившему в себе элементы хип-хопа и альтернативы, уже довольно много лет. Первые рок-группы, которые отважились поэкспериментировать с рэпом, были Blondie, The Clash. И даже такие корифеи рока, как Aerosmith, не погнушались хип-хопом, выпустив ремейк на песню «Walk This Way» совместно с рэперами Run-D.M (а это, на минуточку, был 1975 год!). Этот трек сыграл важную роль в популяризации хип-хопа среди белой аудитории, а вскоре после его выхода оформились такие жанры, как фанк-метал, рэпкор и даже рэп-метал.
«В юности меня это сперва насторожило – по идеологическим причинам, – вспоминает Александр Беляев. – Ведь тогда нельзя было это смешивать: ты либо за одних, либо за других. Я за рок-н-ролл стоял стеной. Помню, в 1991 году вышел двойной альбом группы Guns N’ Roses – Use Your Illusion. В этом альбоме последний трек называется «My World»: он длится всего одну минуту, и там реально идет речитатив под бит! А все мои друзья тогда были «двинутые» на рэпе. Я им дал послушать эту песню «My World». В результате и они подсели на Guns N’ Roses, и я уже стал слушать что-то из рэпа. Смешение жанров – это нормально. Когда появляется какой-то острый новый стиль, все пытаются его как-то освоить, пристроить к себе, обыграть. Это естественный и нормальный процесс с искусстве», – убежден критик.
Аксл Роуз, вокалист группы Guns N’ Roses. Фото: Википедия/общественное достояние
Рок как проступок, и почему в России бегают за «козырками»
Известная тенденция такова, что до России все западные культурные (и не только) тренды доходят с большим опозданием. О том, плохо это или хорошо, мы здесь судить не будем – просто признаем это как данность. И, если в Европу и Америку рок-музыка хлынула, подобно цунами, то в Советский Союз она, скорее, просачивалась – потихоньку, аккуратно, постепенно. Но – крайне упрямо.
«Это тоже была абсолютно уникальная ситуация в абсолютно уникальной стране, – говорит Беляев. – В те годы играть рок-музыку было не просто поступком, а еще и проступком. Это было практически антигосударственное дело! И уж если ты в него ввязался, то это было серьезно. Будучи подростком в 80-е, я застал момент, когда тех ребят, которые звучали из всех магнитофонов, типа того же «Наутилуса», «Алисы», Бориса Гребенщикова, «Кино», вдруг резко стали показывать по телевизору. И опять-таки это уникальная ситуация».
За свою жизнь Александр он успел переслушать сотни пластинок, но даже сейчас, отдавая предпочтение джазу, он не забывает о музыкантах, которые захватили его в молодости, подпитывали в нем бунтарский дух. Журналист признается, что теперь воспринимает эти песни совсем иначе, но производимый эффект, пусть и слегка странный, все так же ему нравится.
«Например, джазмена Сергея Курехина я впервые услышал на альбоме «Радио Африка» группы «Аквариум». Тогда я подумал: «Господи, какая фигня! Чего они дурака валяют?». А потом у меня стало отношение к этой музыке совершенно другое. Я послушал то, что делает Курехин в стиле авангард, и просто обалдел от того, какой он прогрессивный человек. И с годами ты понимаешь, что эта музыка – она серьезная, если ей занимался такой талантливый, мастеровитый человек. Да, раньше меня напрягали какие-то старые записи: тут что-то глуховато, там пленка не воспроизводится, я уж не говорю о виниловых пластинках. А сейчас слушаешь и думаешь: такой милый саунд, никто уже такого не делает. В этих записях есть ощущение какого-то рукотворного, винтажного искусства. », – ностальгирует Александр.
Очевидно, что и сегодня найдется немало людей, готовых выложить кругленькую сумму за раритетную пластинку или просто купить в магазине CD-диск. И все же, в цифровую эпоху эти носители все больше теряют свою востребованность и становятся уделом коллекционеров. Это, как и многие, отмечает еще один знаток тяжелой музыки, главный редактор журнала Rockcor Алексей Болдов.
«Если брать компакт-диски, то, конечно, сейчас покупать их предпочитают в основном коллекционеры. И поэтому диски чаще всего выходят в красивом оформлении: фирмы стараются выпускать их в диджипаках со вкладышами и прочими прибамбасами. В плане «бумаги», конечно, тоже все сильно упало, но ничего – держимся!» – бодро говорит Алексей.
Его называют одним из апологетов периодической печатной музыкальной рок-журналистики в России. И, надо сказать, вполне заслуженно: его Rockcor выходит в печать с 1991 года и носит гордое звание первого независимого иллюстрированного рок-журнала в России.
Нелегко приходится Алексею Николаевичу в современных российских реалиях отстаивать интересы рок-сообщества, ох, нелегко. Но он не унывает, хоть и поглядывает одним глазком на Запад – не без сожаления.
«Рок и метал в России, увы, – не мейнстрим, – сокрушается Алексей. – В отличие, кстати говоря, от Запада, где все-таки это осталось. Конечно, какие-то стили затухали, какие-то снова возрождались – допустим, с появлением гранжа и таких групп, как Stone Temple Pilots, Nirvana и т.д. А у нас после взлета в 1991-м тема рока, конечно, сильно упала. В том числе и по количеству пластинок: тиражи (рок-альбомов в России и на Западе – прим. ред.) несовместимы абсолютно! Такие размеры тиражей пластинок для 150-миллионного населения – Западу это просто непонятно».
Группа Queen (фронтмен Фредди Меркьюри и гитарист Брайан Мэй). Фото:
По словам Болдова, многих артистов, которые за рубежом – большие звезды, у нас просто не знают. Или знают, но число их фанатов, готовых прийти на концерт, настолько мало, что выступления просто не могут состояться.
«Недавно у нас выступала шведская группа Adept, на концерт приехали 50 человек – с Запада. А в России эту группу отказываются выпускать на лицензии, потому что она никому не будет нужна. Или возьмем Bullet for my Valentine: два концерта были отменены – из-за непродажи билетов! Музыканты в шоке, потому что там, на Западе, они собирают стадионы», – говорит Алексей.
Человеку, который не раз бывал на концертах зарубежных рокеров и задыхался в битком набитых залах и стадионах, сложно с ним согласиться. Все-таки у нас еще ходят на таких исполнителей, как Thirty Seconds to Mars, Linkin Park (покойся с миром, Честер), Imagine Dragons, да и на группы потяжелее тоже бывает не протолкнуться. Но в чем-то Алексей Николаевич прав, особенно если вспомнить, что зарубежные артисты у нас гастролируют не только по Москве и Питеру, а еще пытаются собрать залы в других городах России и СНГ.
И все-таки на более-менее известных исполнителей у нас по-прежнему ходят, и ходят везде. Болдов дает этому простое объяснение: для россиянина, как и для советского человека, важна сила авторитета.
«Это пресловутая специфика нашей страны: у нас люди бегают только за известными «козырками». Возьмите такие группы, как Metallica, Iron Maiden – там все забито, весь «Олимпийский». Хотя в плане музыки я даже не знаю, что лучше. Я боюсь прослыть вторым Лозой, который сказал, в общем-то, правду: и Metallica, и Iron Maiden давно исписались. Их взлет уже был, и ничего нового уже ждать не приходится. Тем не менее в нашей стране культ – это превыше всего. Может быть, кстати, это объясняет и то, почему у нас так легко создаются культы великих политических личностей», – размышляет Алексей.
Курт Кобейн, вокалист группы Nirvana. Фото: Robert Sorbo/AP/TASS
Профи в роке: быть или не быть?
Перспектива потратить много лет, денег и нервов на музыку, которая в конечном счете может не принести тебе ровным счетом ничего (кроме уязвленного самолюбия, конечно же) – это для избранных. Но как быть, если душа лежит к этому ремеслу и категорически отказывается воспринимать что-либо другое? Как быть тем, для кого музыка – это серьезно? Кто дышать без нее не может, заслушал до дыр альбомы любимых музыкантов и готов явить миру что-то свое, может быть, не менее прекрасное?
Молодой ученый Борис Белик до сих пор не знает ответов на эти вопросы. А ведь он действительно ученый – выпускник Физтеха, научный сотрудник крупного московского концерна, без пяти минут кандидат наук. Но главным делом своей жизни Борис считает не науку, а музыку, которой занимается уже десять лет. За плечами – несколько авторских проектов, все в разных жанрах – от мелодик дэт-метала до акустического рока.
Он – один из тех, кого называют «профессиональными любителями». Дома – две электрогитары, одна акустика, бас, синтезатор, кахон (перкуссионный инструмент). Рабочее место напоминает комнаты музыкантов-блогеров. Здесь есть все, что нужно для вполне качественной записи: конденсаторный микрофон, инструменты и компьютер. Освоив программы для редактирования аудио и прочий полезный софт, Борис сам занялся записью и сведением своих песен.
«У каждого свой путь со своими граблями, и пока человек не набьет своих шишек, он вряд ли что-то поймет, – пожимает плечами юноша. – Могу только сказать: если можете бросить музыку – бросайте и радуйтесь жизни. Значит, не очень-то она вам и нужна. Если не можете бросить – не переживайте, вы не один такой».
Профессионализм для рок-музыканта, конечно, важен, но на первых порах не уметь и не знать всего – не критично, считает Алексей Болдов:
«Практически всегда музыканты доучиваются, поэтому я считаю, что для начала карьеры это не совсем обязательно. Главное отличие наших исполнителей от западных – то, что у нас всегда страдало – это звукозапись. Практически все наши группы можно узнать на слух: и по записи, и по манере играть – она, конечно, непрофессиональная. Безусловно, сейчас идет большой технический прогресс, и это нормально, когда музыкант записывается сам, у себя дома. Современные технологии это позволяют. Тем не менее я смотрю на тех, кто покупает диски, и вижу, что все-таки охотнее берут те пластинки, которые вышли «на фирме».
Виктор Цой и группа «Кино». Фото: Чумичев Александр, Шогин Александр/ТАСС
Тем не менее Болдов поддерживает самоучек и признает, что за ними будущее. С ним солидарен и Александр Беляев, который приводит в качестве примера блестящего непрофессионализма одну из культовых групп Советского Союза.
«Та же группа «Кино» – я ее до сих пор обожаю! Это вообще очень интересный феномен: с одной стороны, эта группа такая советско-роковая, а с другой – и антисоветская, и аполитичная, и какая-то надмировая. Да, действительно, у Цоя нет трехоктавного диапазона, Каспарян – гитарист-самоучка, Гурьянов – барабанил по двум электрическим тарелкам. А вот сейчас слушаешь их – отличная же грувовая музыка! Настоящий «нововолновый» рок, где все правильно качает», – считает журналист.
Любой музыкант, как ни крути, мечтает о мировой славе (а если не мечтает, то не верьте ему – он притворяется). Когда ты берешь в руки гитару или подносишь ко рту микрофон, ты сразу воображаешь себя в центре гигантской сцены, слепящие софиты, ревущую толпу фанатов, готовую разорвать тебя на части…
Но постойте, ведь року изначально был свойственен андеграунд, некая нишевость. Некоторые знатоки музыки и просто любители привыкли проводить четкую грань между чисто коммерческим продуктом и независимым творчеством. А разве может быть независимым то, что однажды стало популярным? И разве вся эта бесконечная вереница продюсеров, менеджеров, пиарщиков, сонграйтеров, неизбежно сопряженная с понятием успеха, не ставит крест на бунтарском духе рок-н-ролла, не душит само его естество? Вопрос сложный, признаюся даже эксперты.
Группа Led Zeppelin (2011 год). Фото: Шамуков Руслан/ТАСС
В любом случае, даже если вы будете на каждом углу кричать юным самородкам о том, что слава, деньги и мировые турне убьют в них все прекрасное, доброе и чистое, то они, скорее всего, проигнорируют ваши увещевания.
Допустим, успех – это хорошо, примем это за аксиому. Вопрос в другом: стоит ли в принципе пытаться этого успеха достичь? Ведь взобраться на вершину музыкального Олимпа суждено немногим. Редактор «Rockcor» дает однозначный ответ: да, пробиться можно. Но цена будет высока.
«Мы в каждом интервью грандам (именитым музыкантам – прим. ред.) задаем этот вопрос, и я могу ответить их словами. Первое, что нужно сделать – конечно, посвятить жизнь музыке, если хочешь, и долбить, долбить, долбить! Потому что, кроме таланта, без сомнения, нужно везение. Везение приходит тогда, когда ты все время что-то делаешь», – утверждает Болдов.
Его ответ звучит жестко, но вселяет хоть какую-то надежду. Немного смягчаясь, Алексей добавляет, что искренне преклоняется перед молодыми музыкантами, которые, несмотря ни на что, продолжают следовать выбранной тропой. На такое способен не каждый, уверен он.
«Конечно, это очень тяжело, – вздыхает Болдов. – Нужно раскручиваться, попадать во всевозможные «топы», проникать каким-то образом на радио и на телевидение. То же самое касается и молодых писателей. Когда они ко мне приходили, я всегда им говорил: «Ребята, хотите стать писателями – бросайте все! Бросайте работу, семью. Живите, как писал Цой: лишь бы была в кармане пачка сигарет. Потому что если вы еще где-то трудитесь, чтобы прокормиться, то все у вас потом получится ерундовское. Вы должны на это положить жизнь».
В этих словах, вероятно, и кроется истинная суть рок-н-ролла. Для кого-то это – подростковый протест против школы и родителей, для кого-то – дерзкая свобода и драйв, тусовки, концерты. А для некоторых (и их меньшинство) рок – это вся жизнь.
Каждый день Борис приходит домой с работы и берет в руки гитару. Его никто не заставляет это делать, ему очень хочется отдохнуть, и в эти моменты он вовсе не думает о мировых турне и платиновых альбомах. Но он берет в руки гитару и начинает играть. Смотрит видеоуроки, вспоминает занятия с педагогом, осваивает новые приемы. Порой он люто ненавидит это все и думает, что лучше бы музыки в его жизни никогда не было. Но длятся эти периоды недолго – как правило, до того самого момента, когда ему в голову приходит очередная песня.
«Все любят повторять, что рок умер, – ухмыляется Борис. – По-моему, он живее всех живых. Живее, чем когда-либо в истории. Рок в России сейчас – как, пожалуй, и положено року, – в андеграунде. Огромное количество дико талантливых ребят играют рок-музыку в таком разнообразии, которое раньше никому и не снилось. Да, они не собирают стадионы, и вряд ли будут. Но я, честно говоря, сомневаюсь, что те, кто сейчас слушает рок, слушали бы его, будь он в мейнстриме. Поэтому вместо того, чтобы ныть, что в России рока нет, лучше приходите в небольшие клубы и слушайте, устраивайте слэм, отрывайтесь! Рок не умер, просто он не на виду и не на слуху. Рок жил, жив и будет жить, потому что те, кто его играет, просто не могут этого не делать».