родительские запреты и предписания влияние на жизнь ребенка

Что нельзя говорить ребенку. Опасные родительские предписания.

Мало кто из нас подлинно осознает всю опасность фраз, пророненных в адрес ребенка. И зря. Ведь в какой бы косвенной форме они не были озвучены, дети всегда склонны наполнить их своим собственным смыслом. Любое, даже самое, на первый взгляд, безобидное слово может запустить негативный сценарий в жизни вашего чада. Конечно, не факт, что ваш ребенок отреагирует на них именно прямо противоположно заявленным установкам. И, тем не менее, как показывает опыт, представленные ниже выражения зачастую формируют чувства неполноценности, вины и пр. Если Вы не хотите, чтобы в жизни вашего ребенка прочно укрепился сценарий неудачника, обратите внимание, как не стоит общаться со своим чадом.

Не будь (Не живи)

Не делай

Такое предписание передают родители, которые не верят в возможности своего ребенка. Как правило, это вызвано страхом самих родителей. Фразы, которые они произносят: «Не лазай по деревьям», «Не бегай, упадешь», «Не катайся на скейте, разобьешься». Иногда это объясняется тем, что такие родители просто не хотели ребенка. Инстинктивно понимая это, их душит чувство вины за подобные мысли, поэтому они становятся гиперзаботливыми и сверхосторожными. Иногда подобные установки являются результатом фобий одного из родителей. Во время взросления ребенка родители переживают по поводу каждого его поступка: «Это надо еще раз хорошенько обдумать». В конечном итоге, ребенок перестает верить в то, что сможет сделать что-то правильное самостоятельно, начинает сильно сомневаться и искать кого-то, кто сможет подсказать, как поступить в той или иной ситуации. Другие фразы, относящиеся к данному предписанию: «Оставь, лучше я сама всё сделаю, иначе снова придется за тобой переделывать», «Ничего тебе нельзя доверить», «Руки-крюки».

Не сближайся

Равнозначно запрету на близость любого рода: эмоциональную и физическую. В основном, наблюдается в семьях, где детей унижают, оскорбляют, обделяют лаской, обманывают. К сожалению, зачастую передается из поколения в поколение. Также установка запрета на сближение может возникнуть после смерти близкого человека. То есть, ребенок сам себе задает предписание: «Зачем сближаться, если они умрут?»

Не будь ребенком

Такое предписание часто можно встретить в отношении старших детей при рождении младших. Их наделяют множеством дополнительных обязанностей: «Ты старший, должен следить за маленькими», «Ты уже большой, надо помогать маме (папе)». В дальнейшем такие дети всю оставшуюся жизнь будут ощущать личную ответственность за младших сестер и братьев. Единственный ребенок в семье также может быть подвержен влиянию данного предписания. При ссоре родителей, он может подумать, что причина в нем и нужно поскорее стать взрослым, чтобы избежать родительских разладов. Такие фразы, как «Ты уже взрослый», «Большие дети не ноют» тоже относятся к этому предписанию.

Не взрослей

Это предписание имеет тайное родительское послание: «Не покидай меня». Именно поэтому чаще всего оно передается младшему ребенку. Такие дети, повзрослев, могут испытывать большие трудности в личной жизни. Родители, видящие смысл жизни в роли хорошего отца или матери, подсознательно не хотят, чтобы их дети вырастали. Такие родители проецируют предписание «Не взрослей» неосознанно, боясь потерять собственную значимость. Еще один вариант передачи такой установки происходит от отца к дочери во время подросткового периода. Чувствуя просыпающуюся в дочери сексуальность, отец может начать запрещать ей пользоваться косметикой или ходить на свидания.

Не добейся успеха

Часто возникает из-за страха родителей, что их малыш превзойдет их в чем-то. Например, отец и сын играют в шахматы. Как только ребенок начинает побеждать, отец тут же прекращает игру. Мальчик может воспринять это следующим образом: «Нельзя побеждать, иначе меня не будут любить». Постоянная критика, указания на то, что малыш все делает неправильно, также приведут к данному предписанию. Опасные фразы: «Что ты так переживаешь? Ну не сдашь экзамены, пойдешь на рынок рыбой торговать», «Зачем тебе учиться? Все равно, когда родишь, дома будешь сидеть», «Зачем тебе в эту секцию записываться? Ты ведь от пола еле отжимаешься». Родители, подшучивая подобным образом, не осознают, что формируют у своего ребенка четкую установку не быть успешным.

Не будь собой

Это предписание часто передается в семье, где хотели девочку, а родился мальчик. Или наоборот. Таких детей могут называть именами, которые подходят и для мужского, и для женского пола. Девочек при этом стремятся воспитывать чересчур строго, а мальчиков, наоборот, зачастую балуют. Если отец очень хотел сына, а родилась дочь, он может начать обучать ее нетипичным для девочек занятиям, например, боксу, футболу и т.п. Но такое предписание может сформироваться, даже если до рождения не было никаких ожиданий по поводу пола ребенка. Сравнивая своего малыша с другими, есть риск развить у него установку «Не будь собой».

Не будь первым

Не думай

Не принадлежи

Опасность такого предписания заключается в том, что где бы не находился ребенок, он везде будет чувствовать себя изгоем, «белой вороной». Фразы: «Ты не такой, как другие, как все», «Ты слишком застенчивый», «Как с тобой сложно», «Ты необщительный».

Не будь здоровым (Не будь нормальным)

Встречается у детей, которые получают внимание и заботу только во время болезни. Родители таких детей нередко говорят о них: «Какой-то ты у нас хиленький», «Не в коня корм», «В окопах, что ли воевал, дохлый такой». Опасность заключается в том, что, будучи уже взрослыми, в сложных жизненных ситуациях они будут применять такую сценарную стратегию.

Не чувствуй

Выше перечислены лишь некоторые из возможных предписаний. Отреагировать на них ребенок может по-разному: может принять, а может и отвергнуть. Но если они оказываются принятыми, то в дальнейшем человек будет усиливать их в течение всей жизни.

Не забывайте, что жизненные сценарии формируются под влиянием родителей с самого раннего детства. Программируя судьбу собственного чада, родители передают ему личный жизненный опыт – тот фундамент, на котором по кирпичику выстраивается вся его жизнь.

Информацию предоставил: Лебедева Е.В., методист

Источник

Почему мам и пап ограничивают в родительских правах?

Причины, по которым может быть принято решение об отобрании детей у родителя, не зависят от него. Ограничение родительских прав возможно из-за трудных жизненных обстоятельств или тяжелой хронической болезни, мешающей исполнять обязанности родителя

родительские запреты и предписания влияние на жизнь ребенка

«Отец четверых детей воспитывал их один на протяжении 7 лет после того, как мама их оставила. Все было хорошо, пока он не заболел: орган опеки и попечительства забрал у него детей и передал на воспитание маме. Но она до этого момента детьми не интересовалась. К тому же сейчас она состоит в браке с человеком, который ранее был привлечен к уголовной ответственности. Правомерны ли действия органа опеки?» – такое письмо поступило в редакцию «АГ».

В этой статье мы рассмотрим причины ограничения родителей в правах и порядок определения места жительства ребенка в таких случаях.

Почему родителей могут ограничить в правах?

Ограничение в правах родителя возможно лишь в том случае, если оставление с ним детей подвергает их опасности. Причины и обстоятельства, приводящие к этому, не зависят от родителя: трудные жизненные обстоятельства, расстройство психики, тяжелая хроническая болезнь, мешающая исполнять обязанности родителя, и т.п.

Иск на ограничение прав родителя рассматривает суд, который будет принимать решение, руководствуясь положениями ст. 73 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ): «Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав). Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и др.). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав».

Кому ребенка передадут на воспитание?

В решении суда об ограничении или о лишении родительских прав должно быть указано, кому передается ребенок на воспитание: другому родителю, опекуну (попечителю), если он уже назначен, или органу опеки и попечительства.

В целях защиты прав несовершеннолетнего и обеспечения надлежащих условий его дальнейшего воспитания, а также охраны прав родителя, не проживающего вместе с ребенком, суд должен известить этого родителя о времени и месте рассмотрения дела об ограничении или о лишении родительских прав и разъяснить ему, что он вправе заявить требование о передаче ему ребенка на воспитание.

Как выявляется отсутствие родительского попечения над ребенком?

Обследование осуществляется с целью принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав или ограничения в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, их длительного отсутствия, уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных или медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Обследование проводит в течение 3 дней с момента получения сведений о детях специалист органа опеки и попечительства либо образовательной, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (далее – организация), которой передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких детей и их семей.

Что именно проверяют при обследовании условий жизни ребенка?

Уровень физического развития и его соответствие возрасту ребенка; наличие у него заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании и лекарственном обеспечении; удовлетворение базовых потребностей ребенка в пище, жилье, гигиене, обеспечении одеждой, предоставлении медицинской помощи; режим дня и режим сна ребенка и др.

Наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность его поведения в различной обстановке и др.

Наименования образовательных организаций, в том числе учреждений дополнительного образования детей, которые посещает ребенок; форма и успешность освоения им образовательных программ; организация его свободного времени и отдыха; наличие развивающей и обучающей среды.

Состав семьи и его изменение в настоящем и прошлом; особенности отношений между членами семьи, их влияние на ребенка и степень его привязанности к ним; распределение обязанностей в семье; наличие и место жительства близких родственников ребенка; степень участия родителей, других совместно проживающих лиц и родственников в воспитании и содержании ребенка.

Наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места для сна, игр, занятий; наличие личных вещей ребенка (игрушек, книг) и др. Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам, медикаментам, электроприборам, газу и т.п.).

Источники дохода родителей и других членов семьи; среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; сведения об удовлетворении его основных потребностей.

В ходе обследования используются такие способы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком и их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и др. При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

Что будет после проверки условий жизни ребенка?

По результатам проверки составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи. В нем должна быть дана оценка выявленных в ходе обследования обстоятельств, а также изложены выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка или препятствующих его нормальному воспитанию и развитию; выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком; рекомендации о форме защиты его прав и законных интересов.

Акт обследования оформляется в течение 3 дней после проверки, подписывается проводившим обследование специалистом и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации, если ее сотрудник провел проверку. Акт обследования, проведенного специалистом организации, оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в орган опеки и попечительства в течение одного дня, следующего за днем его утверждения, а второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта РФ или органа местного самоуправления либо руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений об их месте жительства или месте пребывания.

При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение одного дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства.

Как суд принимает решение о дальнейшей судьбе ребенка?

Ответ на этот вопрос можно найти в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

При подготовке дел данной категории к судебному разбирательству судье следует правильно определить обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора и подлежащие доказыванию сторонами, обратив особое внимание на те из них, которые характеризуют личные качества родителей или иных лиц, воспитывающих ребенка, а также сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком.

Независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Он обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение, подлежащее оценке в совокупности с другими доказательствами (ч. 2 ст. 47 ГПК РФ, ст. 78 СК РФ). Причем такие дела назначаются к разбирательству в судебном заседании только после получения от органов опеки и попечительства актов обследования.

Решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), суд должен исходить из его интересов и учесть мнение ребенка, если ему исполнилось 10 лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания условий для его воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения его требований), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

Суд учитывает все обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что ни родители, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд, отказывая в удовлетворении иска, передает несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства, чтобы были приняты меры для защиты прав и интересов ребенка и был выбран наиболее приемлемый способ устройства его дальнейшей судьбы (п. 2 ст. 68 СК РФ).

Должно ли учитываться мнение ребенка?

Пунктом 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Согласно ст. 12 Конвенции ребенку, способному сформулировать собственные взгляды, должно быть предоставлено право свободно выражать их по всем вопросам, затрагивающим его. Причем взглядам ребенка нужно уделять должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. С этой целью ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Как указано в ст. 57 СК РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145 СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, если ему уже исполнилось 10 лет.

1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав».

2 Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 10 января 2019 г. № 4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»).

Источник

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Ответственность родителей за поведение детей, ведь то, как они воспитывают своего ребенка в дальнейшем отразиться на его поведении. Забота о физическом, психическом, нравственном и духовном развитии детей. Родители несут ответственность за детей, и они обязаны обеспечить ребенка общим образованием. Каждый ребенок должен посещать учебное заведение. Защита интересов детей. Так как родители являются законными представителями несовершеннолетних детей, они вправе отстаивать их права и интересы в отношении как юридических, так и физических лиц. Обеспечение безопасности. Ответственность родителей за безопасность детей никто не отменял, а значит, родители не имеют права причинять вред психическому, физическому и нравственному здоровью своих детей. Содержание детей до достижения ими совершеннолетия. Родители не имеют права выставлять ребенка за дверь до достижения им совершеннолетнего возраста.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования; соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам ответственности:

Административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»);

Гражданско–правовой (статьи 1073 – 1075 Гражданского кодекса Российской Федерации); согласно ст. ст. 69, 73, 77 Семейного Кодекса РФ – в виде ограничения, лишения родительских прав и отобрания ребенка. Лишение родительских прав и ограничение родительских прав производится в судебном порядке.

Семейно–правовой (статьи 69 («Лишение родительских прав»),73 («Ограничение родительских прав») Семейного кодекса Российской Федерации);

Уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»). Согласно ст. ст. 156 Уголовного Кодекса РФ – за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, 157 Уголовного Кодекса РФ – за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. За совершение преступлений, наносящих вред жизни или здоровью, посягание на половую неприкосновенность ребенка родители несут уголовную ответственность на общих основаниях

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством РФ. Ст. 61 СК гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. (вступление в брак и эмансипация (п. 2 ст. 21 ГК и ст. 27 ГК).

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка (см. ст. ст. 69, 70 и 140 СК и комментарий к ним). Право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка (п. 2 ст. 14 Конвенции ООН о правах ребенка). Типичной ответственностью за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав (комментарий к ст. 69 СК).

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования. Закон РФ «Об образовании» рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Этот процесс обеспечивает не только государство, но и родители. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы. Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя).

Статья 65. Осуществление родительских прав 1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители несут ответственность за осуществление своих прав и обязанностей в ущерб правам и интересам ребенка. При этом имеется в виду не только злоупотребление родительскими правами, но и другие действия, поступки родителей, которые наносят или могут нанести ущерб правам и интересам ребенка как личности.

За помощью в защите прав и законных интересов несовершеннолетних

Вы можете обратиться в Межмуниципальный отдел МВД России «Искитимский» по адресу: г. Искитим, ул. Пушкина, д.53

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *