родители участвуют в жизни школы

Как родители могут принимать участие в жизни школы

родители участвуют в жизни школы

родители участвуют в жизни школы

Всё зависит от того, насколько школа разрешит родителям участвовать в своей жизни. Очевидно, что образовательные организации не любят такое вмешательство в свое управление.

Что такое родительский совет

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации (пункт 7 части 3 статьи 44 Закона об образовании).

Для этого в школе создается родительский совет (не нужно путать с родительским комитетом), чтобы школа имела возможность услышать мнение ещё и родителей при принятии каких-либо решений.

Однако деятельность совета родителей должна проходить в соответствии с локальными актами образовательной организации (т.е. уже изначально деятельность родителей можно существенно ограничить).

В состав совета родителей могут входить по одному родителю от каждого класса, либо по одному представителю от целой параллели (всё зависит от количества классов в школе, вполне могут быть и два представителя от каждого класса, если количество классов это позволяет).

Возможности совета родителей

Тем не менее никто не запрещает совету родителей вносить свои предложения и идеи для улучшения школьной жизни. Однако все решения совета родителей могут носить только рекомендательный характер. Администрация школы может прислушаться к ним, а может и нет. Это ее право.

Тем не менее совет родителей может:

Конечно, все эти права родителей хорошо выглядят на бумаге. В жизни школы очень ревностно относятся к попыткам родителей активно участвовать в жизни школы. Поэтом часто такие советы родителей носят формальный характер. Они существуют, но какой-то существенной роли не играют.

А когда родителям нужно чего-то добиться, но они предпочитают действовать самостоятельно заинтересованным в данном вопросе кругом лиц. Часто это эффективнее, чем решать какой-то вопрос через совет родителей.

Источник

Как школе вовлечь родителей в учебный процесс (и зачем это нужно?). Опыт педагогов из США

В понедельник, 18 января, российские школьники массово возвращаются в классы. Учителя беспокоятся: как все будет после нескольких месяцев на дистанте? Не отвыкли ли дети от очной учебы? Смогут ли быстро перекроить режим? И это тот случай, когда поддержка родителей нужна и детям, и педагогам. Вместе с преподавателями из США разбираемся, как включить мам и пап в учебный процесс.

Зачем родителям участвовать в школьной жизни

Согласно американским исследованиям Национальной образовательной ассоциации и Национального центра профилактики исключения из школ, активное участие родителей в учебном процессе влияет на успеваемость детей.

У школьников, чьи родители поддерживают их в учебе, улучшаются посещаемость и поведение, быстрее развиваются социальные навыки. Кроме того, им легче адаптироваться к изменениям и вероятность поступить в вуз у них выше. Фактически чем больше родители участвуют в школьной жизни, тем большего успеха добьется их ребенок.

Привлекать родителей к учебному процессу можно двумя способами. Во-первых, на микроуровне, когда учитель лично общается с родителями каждого школьника. Во-вторых, на макроуровне, когда коммуникацию с семьями налаживает школа или образовательный комплекс.

Как педагогу вовлечь родителей в учебу

Родители обычно все время заняты, постоянно работают. Иногда им сложно найти время, чтобы сходить на собрание или отвести ребенка в школу — не то что активно участвовать в жизни класса. Как в таком случае вовлекать их в учебу? Хизер Вольперт-Гаврон, учительница английского языка средней школы Лос-Анджелеса, предлагает «8 способов вовлечь родителей в учебный процесс», которые педагог может использовать как в классе, так и на удаленке.

родители участвуют в жизни школы

Как школе вовлечь родителей в свою жизнь

Не только учитель, но и вся школа или образовательный комплекс могут принимать меры для того, чтобы наладить коммуникацию с родителями и вовлечь их в учебный процесс.

Это можно сделать несколькими способами. Например, провести опрос родителей, чтобы понять их потребности, выяснить, что им нужно для помощи детям. В то же время узнать у педагогов, какую поддержку они хотели бы получить от семей учеников. Школа также может делать трансляции крупных мероприятий или даже уроков, чтобы родители могли учиться вместе с детьми.

Стоит убедиться, что родители знают, как работает школьный сайт, какие у школы есть соцсети, понимают, где искать информацию

Так, объединенный школьный округ Сан-Габриэль, где работает Хизер Вольперт-Гаврон, создал программу «Родители как партнеры». Они провели несколько вебинаров для школьников и их семей, на которых эксперты рассказывали о том, как правильно общаться и поддерживать дружбу (в том числе и в онлайне), противостоять буллингу, контролировать время, проведенное за экраном.

родители участвуют в жизни школы

Родители школьников Питера решают сами — дистант или очное обучение. Первые итоги эксперимента

Округ Сан-Габриэль также провел тренинг для родителей по кинезиологии (чтобы помочь детям оставаться физически активными) и тренинг по цифровой грамотности. Хизер Вольперт-Гаврон предполагает, что программа «Родители как партнеры» продолжит существовать и после пандемии. По ее словам, во время карантина сформировалось понимание того, что школа не может учить детей в одиночку. Педагогам нужна помощь родителей, чтобы полностью удовлетворять потребности учеников.

Как родителям помочь школе и учителям

По мнению той же Хизер Вольперт-Гаврон, чтобы помочь учителям в обучении ребенка, родителям нужно делать не так много: интересоваться его школьной жизнью, приходить на собрания, отвечать на звонки и сообщения классного руководителя. Еще стоит следить за тем, чтобы ребенок делал уроки в определенное время и на отведенном ему рабочем месте, а его домашнее задание всегда было выполнено и отправлено в срок.

Именно семья в первую очередь формирует личность ребенка. Поэтому неважно, сколько в ней человек и каких ценностей они придерживаются, семья в любом случае должна поддерживать школьника в его обучении. Педагоги могут быть экспертами в области образования, но родители — эксперты по отношениям со своими детьми.

Текст подготовлен по материалам Edutopia, NEA News и Huffpost.

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Участие родителей в жизни школы помогает ребенку добиться успехов

Вовлеченность семьи в образование школьника действует как социальный лифт. Малообеспеченные родители расширяют жизненные возможности своих детей, если активно участвуют в их школьной жизни, показали специалисты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Михаил Гошин и Татьяна Мерцалова.

Работа опирается на масштабное исследование НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования». Опрошены почти 4 тыс. семей во всех типах населенных пунктов в девяти федеральных округах.

Многие исследования доказывают, что уровень образования и доходов родителей, то есть их социально-экономический статус (СЭС), влияет на успеваемость ребенка. Школьники из семей с высоким СЭС обычно учатся лучше и в итоге чаще поступают в вузы. И наоборот, дети малообеспеченных родителей имеют «меньше шансов получить образование на том же уровне, что их более благополучные одноклассники», отмечает Татьяна Мерцалова. Такие выпускники реже продолжают образование, а потом становятся менее квалифицированными специалистами. Возникает «замкнутый круг» — неравенство воспроизводится, подчеркивает эксперт.

Однако, как показало исследование, разорвать этот круг и обеспечить ребенку лучшее будущее вполне возможно. Многое зависит от того, насколько семья вовлечена в учебу школьника. Чем выше родительская активность, тем лучше результаты ученика. А значит — и шире образовательные возможности.

Интерес семьи в школьной жизни ребенка помогает ему преодолеть образовательное неравенство. Высокий уровень вовлеченности родителей «нивелирует разницу в успеваемости между детьми из семей с разным экономическим статусом», пишут исследователи. Активность семьи «косвенно влияет на то, чтобы образовательные результаты и возможности ребенка были не хуже», чем у его сверстников из более обеспеченных семей, поясняет Мерцалова.

Отношение семьи к школе влияет и на получение высшего образования. СЭС родителей определяет не только возможности, но и мотивы. Среди семей, мало вовлеченных в учебу, об отсутствии желания у ребенка идти в вуз заявили 13,5% обеспеченных родителей и почти половина родителей с низким уровнем дохода. А в малообеспеченных, но интересующихся школой семьях доля подростков, не собирающихся учиться дальше, примерно такая же, как в состоятельных.

Для анализа связи оценок учеников и вовлеченности семей в школьную жизнь исследователи выделили несколько уровней родительской активности. При «нулевом» уровне, когда семье нет дела до учебы, дети часто получают двойки и тройки.

Первый, или базовый, уровень предполагает «воспитание и коммуникацию»: внимание родителей к школьным оценкам и событиям в классе, контакт с учителями. Таким способом в школьной жизни участвуют свыше 90% семей. «Дети, чьи родители вовлечены в их образование на этом уровне, показывают более высокие образовательные результаты по сравнению с теми, чьи родители в образовании не участвуют», — отмечают авторы статьи.

Высший уровень вовлеченности — участие в управлении школой и образовательной политике на уровне местного сообщества — «реализуют лишь немногие родители». Так, в принятии решений по развитию школы задействованы 13,1% родителей (это, например, члены управляющих советов). И 3,4% семей сотрудничают с органами управления образованием (как правило, это люди с высоким СЭС, многие из них имеют ученую степень, занимают руководящие должности и пр). В таких семьях дети добиваются самых высоких образовательных результатов.

Средний уровень родительского участия предполагает, например, помощь детям в выполнении домашних заданий («домашнее обучение»), а также в организации учебы и разнообразных мероприятий в школе («волонтерство»). И первым, и вторым «занимаются около половины российских родителей», указывают авторы. Достижения школьников из таких семей выше, чем у их ровесников из семей, интересующихся школой лишь на базовом уровне, заключают эксперты.

Источник

«Вовлечение родителей в школьную деятельность. Совместная работа по обмену опыта»

Автор: Фисенко Елена Николаевна

Из статьи С. В. Астахова «Актуальные методы и приёмы вовлечения родителей в образовательный процесс».

Астахов Сергей Владимирович

Занимаемая должность (должности):руководитель структурного подразделения

Уровень образования: высшее

Наименование оконченного учебного заведения:Московский государственный открытый педагогический униветситет им. М.А. Шолохова (2002), Московский институт открытого образования (2012) Наименование направления подготовки и (или) специальности:социальный педагог, педагог-психолог; менеджер

Общий стаж работы :18

Стаж работы по специальности: 18

Опыт работы: учитель нач. классов, зам. директора по экспериментальной работе, методист, директор, руководитель структурного подразделения

© Ссылка на источник:

Данные методы работы с родителями, приёмы вовлечения их в образовательный процесс разрабатывались и апробировались в течение четырёх лет экспериментальной работы, которая проводилась под руководством Шалвы Александровича Амонашвили в школе № 258 г. Москвы. Сергей Владимирович Астахов – директор школы № 958, г. Москва.

Ø Одним из условий актуализации жизни младшего школьника на уроке, по нашему убеждению, является вовлечение родителей в образовательный процесс, ведь они тоже являются его участниками.

Для развития ребёнка важно, чтобы родители и школа не конкурировали, а сотрудничали, только тогда образование станет не ареной конфликтов, а источником радости и спокойствия. Именно поэтому мы рассматриваем работу с родителями как одно из важных направлений актуализации жизни ребёнка на уроке.

При этом учитель ставит перед собой следующие задачи:

– психолого-педагогическое просвещение родителей;

– включение родителей в образовательный процесс;

– создание духовной общности родителей, учителя и детей;

– установление в семье гуманных отношений.

Необходимо, чтобы родители разделили взгляды учителя или согласились с ним в ключевых моментах воспитания и обучения детей.

В этом случае усилия учителя получают поддержку со стороны семьи, что приводит к повышению возможностей актуализации жизни ребёнка на уроке, качества образовательного процесса, семейного воспитания. Главное – чтобы родители приняли школу, проявляли о ней заботу, помогали ей, а в семье установились гуманно-личностные отношения с детьми.

К сожалению, из-за высоких темпов жизни, отсутствия организаций и общественных институтов, занимающихся просвещением родителей, из-за проблем материального характера взрослые в большей своей массе не имеют понятия о новых методах и формах обучения, тенденциях сегодняшнего образования, его целях и задачах. Учитель же может рассчитывать на максимальное воплощение своих идей только при условии поддержки семьи ученика. Следователь но, необходимо раскрыть перед родителями возможности гуманной педагогики, познакомить их с различными современными технологиями, методами, особенностями обучения.

Ø Существующие классификации методов, на наш взгляд, недостаточно полно отражают весь спектр возможностей актуализации жизни ребёнка на уроке. Традиционные методы касаются, скорее, знаниевой стороны обучения, поэтому мы пошли по пути инноваций, среди которых были и методы работы с родителями (организация открытого пространства школы), а именно:

– приглашение родителей на уроки в качестве учеников («уроки на родителях»);

– приглашение родителей на уроки в качестве учителей;

– особые приёмы общения с семьёй (педагогическое общение в рамках родительских собраний, открытие образовательного процесса для родителей, торжественные родительские собрания);

– включение детей и взрослых в совместную творческую деятельность;

– подготовка папок программного материала для родителей и др.

Ø Приглашение родителей на уроки в качестве учеников. Учитель готовит урок по какому-либо предмету и даёт его взрослым. Материал соответствует возрастным интересам взрослых, но подаётся так, как подавался бы на уроке с детьми. Это делается для того, чтобы родители почувствовали на себе эффект приёмов, уровень развивающего потенциала заданий, качественное изменение эмоционального состояния, наконец вспомнили бы себя учениками, преодолевающими трудности познания. Данная форма работы с родителями помогает семье понять, как и чему обучать детей дома.

При общении с родителями на собраниях учитель проводит не только фрагменты уроков, но и целые уроки, на которых дети присутствуют как гости. Каждый взрослый, присутствующий на таком уроке, выполняет те же задания, что и дети. Родители получают возможность прочувствовать урок, приёмы и методы работы учителя, способы подачи материала, общения с детьми; детям же позволяем услышать, что говорят их родители по обсуждаемым вопросам, как они размышляют.

Ещё одна форма участия родителей в образовательном процессе, которая взрослым помогает почувствовать значимость своей деятельности, а детям – испытать за них чувство гордости, – это приглашение родителей на уроки в качестве учителя, на должность руководителя кружка, для организации мероприятий и т.п. Родители рассказывают о своей жизни, профессии, учат интересным вещам. Идея таких уроков при их умелой организации должна исходить от самих детей. Учитель вместе с ними советуется о работе на таких уроках, готовит сюрпризы для взрослых. Ученики дарят гостям свои работы, делятся своими интересами, привлекают к обсуждению какой-либо темы.

Следующее направление работы – открытие образовательного процесса для родителей.

Это значит, что родителям предоставляется возможность присутствовать на уроках и занятиях вместе с детьми. Задачи такого посещения:

– показать используемые учителем приёмы для удовлетворения природных потребностей ребёнка;

– показать многослойность заданий

– что могут выполнить дети с трудностями в обучении и дети, готовые к более высокому его уровню;

– показать систему работы с детьми, требующими особого внимания (как с проблемами в обучении, так и мотивированных);

– показать качественные изменения ребёнка за определённый период;

– повысить уровень мотивации к учению.

Подчеркнём: каждый из членов семьи ребёнка может прийти на любой урок, и учитель сделает это событие значимым для них, радостным, запоминающимся. Урок проводится специально для гостя, дети выполняют его задания (что заранее обговаривается с учителем), пишут сочиненияразмышления и дарят их гостю. Родители посещают уроки как по своему желанию, так и по приглашению учителя и детей.

Цели этих приглашений могут быть разными: стремление продемонстрировать успехи ребёнка, его общение с учителем, услышать рассказ о профессии, поделиться жизненным опытом, мудростью (чаще всего для этого приглашают бабушек и дедушек).

Учитель, пригласив родителей, заранее общается с ними, продумывает задания, которые они предложат детям: можно решать задачи, в том числе и логические, писать сочиненияразмышления. Дети тоже готовятся к посещению родителей, стараются показать свои достижения.

Не менее актуальная задача учителя – включить детей и взрослых в совместную творческую деятельность.Например, мы просим детей составить книжки-малышки по разным проблемам с обязательным подключением к работе членов семьи: кто-то оформляет текст, кто-то выступает в роли корректора, а кто-то в роли редактора. Вся семья ищет информацию, отбирает из неё самые интересные, важные сведения. Для создания своих страниц в учебниках семья помогает ребёнку найти нужный материал, необычный, познавательно-трудный. При выполнении подобных заданий проявляется творческое содружество в семье и, кроме того, ребёнок завышает планку стандарта, тем самым развиваясь.

Необходимость создания папок программного материала для родителей мы почувствовали в конце 2-го класса. Родители видят и понимают, что дети с интересом ходят в школу, выполняют задания, но они перестают понимать, что, дети получают из знаний, т.е. каково содержание образовательной программы. Чтобы ответить родителям на эти вопросы, мы закладываем в особую папку знания программного материала. Вместе с тем она служит ребёнку средством наблюдения за собой – каждый прослеживает свой рост в знаниях – и инструментом для постановки краткосрочных и долгосрочных целей и задач, для анализа причин успехов и неудач в учении и определении способов их совершенствования.

В нашей школе проводился день открытых дверей. Наибольшую активность проявили родители учеников начальной школы. Поводя анализ мероприятия, мы выяснили, что активность родителей нашей школы пока не очень высокая. Но мы работаем в этом направлении.

Источник

Родители в образовательном процессе

родители участвуют в жизни школы

В чем должно заключаться участие родителей в образовательном процессе? Характерно ли вообще активное участие наших родителей в педагогической работе?

Похоже, что нет, не характерно. Если спросить среднестатистическую маму, принимает ли она участие в учебной и воспитательной деятельности школы, родитель, скорее всего, растеряется. Потом начнет вспоминать о родительских собраниях, сборах на ремонт и нужды класса, о подарках для педработников, организации выпускных праздников и мероприятий к окончанию учебного года, выезды раза три в год на экскурсии или спектакли.

И это еще не самый плохой вариант потому, что, если спрашивать только мужскую половину, некоторые папы российских школьников могут вообще не понять, о чем речь. Многие наши сограждане рассуждают таким образом: отпрыска до школы довели, сдали под ответственное наблюдение – все! Дальше за чадо отвечают специалисты, имеющие профессиональное педагогическое образование. И к сожалению, это происходит не так уж редко.

А если взглянуть на проблему с другой стороны, педагоги не доверяют родителям: ни их мнению, ни их компетенциям. И все сотрудничество двух основных институтов – семьи и школы – остается в рамках обсуждения успеваемости на собраниях и отдельных мероприятий, в которых родители иногда являются участниками, но не полноправными организаторами. Такое участие в жизни класса не является систематическим, не организовано в программу, поэтому его нельзя назвать эффективным.

Среди наших учителей распространена установка, что родители неправильно поймут их рекомендации, что-то неверно истолкуют, поэтому педагогические работники боятся допустить пап и мам до активного участия в учебном процессе. Такая позиция может быть связана с тем, что у родителей невысокое мнение о профессиональном уровне школьных преподавателей, их моральных качествах.

В результате тотального непонимания двух сторон образовательного процесса страдает главный его участник – ребенок на протяжении всей своей долгой школьной жизни.

При этом все эксперты в области образования, педагогические издания и методички называют родителей неотъемлемым элементом воспитательного и обучающего процесса. И для правильного формирования личности ребенка необходимо эффективное сотрудничество родителей и учителей. Семья должна быть хорошей школой, а школа – семьей.

Согласно таким представлениям, родителей следует наделить соответствующими полномочиями, чтобы они могли со своей стороны влиять на учебный процесс, на распорядок и содержание внеурочных мероприятий, в особых случаях, когда этого требуют обстоятельства, даже присутствовать на уроке.

Современные российские родители – это в массе своей наблюдатели, они практически никак не влияют на ход образовательного процесса, не включены в жизнь школы. И это серьезная проблема, решить которую можно только совместными усилиями преподавателей и родителей.

Как должно быть организовано сотрудничество семьи и школы?

Существует научно разработанные методические рекомендации о возможных видах участия родителей в процессе школьного образования, его объемах, формах и способах организации.

Управление школьными учебными и воспитательными процессами должно быть общественно-государственным – этот основной принцип системы образования в нашей стране закреплен законодательно в 1992 году. И в последующих нормативных актах, поправках к Закону об образовании данный принцип всегда получал подтверждение. Статья 44 закрепляет за родителями право участвовать в управлении организацией, реализующей образовательные программы.

На данный момент механизмы общественно-государственного управления образованием (далее ОГУО) в нашей стране продолжают развиваться и совершенствоваться. Подготовлены методические инструкции, сформированы органы коллегиального управления образовательными учреждениями, разработаны различные виды участия родителей в системе независимого оценивания качества образования.

Действующие на данный момент органы ОГУО способны достаточно эффективно справляться с отдельными вопросами, связанными с организацией воспитательного и учебного процессов в школе.

Органы ОГУО, действующие сегодня в учебных организациях:

В образовательных учреждениях на данный момент действуют и создаются все новые виды органов управления учебно-воспитательными процессами, вопрос состоит в том, как именно следует определить меру участия родителей во все более сложных вопросах. Составители методик по вовлечению представителей общественности в деятельность школ, формулируют даже вопрос о так называемой «профессионализации» родителей, участвующих в управлении образованием.

Перечисленные органы ОГУО не являются обязательными, каждое образовательное учреждение самостоятельно выбирает те формы общественно-государственного управления, которые ему подходят. Наибольшее распространение получили управляющие советы как самые эффективные на сегодняшний день.

Активное участие родителей учащихся в жизни школы отражается на развитии образования, так как увеличивается число участников учебного процесса, понимающих его специфику и заинтересованных в его успехе. Более того, как показывает практика, повышается самооценка ребят, чьи мамы и папы участвуют в управлении школой, востребованы в учреждении, что, конечно же, сближает детей и взрослых.

Важнейшая сторона участия родителей в жизни школы – независимый анализ и оценка ее деятельности.

Региональные и муниципальные органы ОГУО наделены законодательно закрепленными функциями и полномочиями по проведению независимой оценки качества работы учебных заведений по ряду общих критериев:

В каждой организации общественные советы имеют право утверждать собственные дополнительные критерии для оценивания качества работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *