роберто орос ди бартини биография
Удивительная биография Роберто Бартини – гения из «шараги» и прототипа Воланда
Мало кто знает, что не было бы у булгаковского Воланда ни акцента, ни лихо заломленного на ухо серого берета, ни чёрных бровей, если бы летом 1925 года в Коктебеле, в доме Волошина, Михаил Булгаков не встретился с авиаконструктором Роберто Бартини.
Имя Роберто Бартини знакомо немногим, хотя он был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы: Сергей Павлович Королёв считал его своим учителем.
Бартини называли вторым Тесла и русским Леонардо, гением предвидения и визитёром из пятого измерения. Его идеи так сильно опередили время, что оценить их в полной мере смогли только спустя десятилетия. Вот несколько фактов из его фантастической биографии.
Его усыновил собственный отец
Роберто Бартини родился на Адриатике в 1897 году в семье губернатора провинции Фиуме барона Лодовико Ороса ди Бартини. Его мать, некая молодая дворянка, состояла во внебрачной связи с Лодовико и, родив ребёнка, подкинула его садовнику барона.
Малыш прожил в семье садовника три года, пока не попался на глаза законной жене барона. Она была бездетна, ей понравился смышлёный малыш, и она уговорила мужа взять Роберто на воспитание. Так Лодовико Ороса ди Бартини усыновил собственного сына.
Роберто оказался удивительно одарённым ребёнком. Он мог рисовать двумя руками одновременно, быстро научился говорить и читать на шести европейских языках, увлекался спортом, физикой, математикой, сочинял стихи, играл на фортепиано. Мальчик постоянно удивлял взрослых телепатическими способностями — он часто отвечал на вопрос, который ему только собирались задать.
В 1912 году Роберто, будучи уже гимназистом, увидел в Фиуме демонстрационные полёты русского авиатора Харитона Славороссова. Они поразили его воображение и перевернули судьбу. Бартини страстно увлёкся авиацией на всю жизнь.
Он отказался от миллионов, стал коммунистом и сбежал из Италии в СССР
Окончив офицерскую школу в 1916 году, Бартини попал на Восточный фронт, где в ходе Брусиловского прорыва был пленён вместе с ещё 417 тыс. солдат и офицеров Центральных держав и попал в лагерь под Хабаровском. Там его очаровали революционные идеи и, вернувшись на родину, он отказался дальше жить в доме отца и пользоваться его привилегиями.
Он работал разнорабочим, разметчиком, шофёром, параллельно сдал в течение двух лет экстерном экзамены авиационного отделения Миланского политехнического института и получил диплом авиационного инженера, а в 1921 году вступил в компартию Италии.
Когда умер отец, Роберто получил в наследство дом в Риме и 10 миллионов долларов и тут же передал всё это международной организации помощи борцам революции.
После фашистского переворота в 1922 году жизнь Бартини оказалась под угрозой и товарищи по партии помогли ему перебраться в молодую советскую страну. Доставкой «красного барона» в СССР занимались агенты Коминтерна. Его путь пролёг из Италии через Швейцарию, Германию и Польшу в Петроград, а оттуда в Москву.
В России из барона Роберто Ороса ди Бартини он превратился в авиационного конструктора Роберта Людвиговича.
На улицах Москвы он выглядел довольно экзотично, прохожие оглядывались на красавца с римским точёным профилем и иссиня-чёрными волосами. От Италии остался серый берет («лихо заломленный на ухо») и белоснежный шарф, а на единственном галстуке, который он завязывал по южной моде свободно, красовалась какая-то необычная заколка с прозрачным камушком.
Своё первое советское жильё бывший аристократ и миллионер получил в старом доме Мерзляковском переулке — крохотная комнатка с окнами на уровне земли: стол, стул, тумбочка и аптечка на стене. Впрочем, быт его не волновал.
Его самолёты опережали своё время минимум на сто лет
Самолёты, которые конструировал Бартини, было невозможно построить в те годы. Впрочем, остались свидетельства, что одна из его невероятных задумок была воплощена в 1935 году — на одном из военных аэродромов был испытан самолёт-невидимка. Об этом испытании стало известно только спустя два десятилетия, и то случайно.
По словам очевидцев, после того, как заработал мотор, самолёт задрожал и. исчез.
После этого был слышен только звук взлетающей и удаляющейся машины, который становился всё тише, потом исчез, потом стал нарастать снова. Невидимый самолёт подлетел к аэродрому и после этого «проявился» — снова возник из пустоты.
В 1935 году в СНИИ, где Бартини работал главным конструктором, был создан 12-местный пассажирский самолёт «Сталь-7» с крылом «обратная чайка». В 1936 году он представлялся на Международной выставке в Париже, а в августе 1939 на нём был установлен международный рекорд скорости на дистанции 5000 км — 405 км/ч. Это был первый разработанный Бартини проект, который был реализован. Первый – и на долгие годы единственный.
Во время войны на базе спроектированного Бартини пассажирского самолёта «Сталь-7» был разработан дальний бомбардировщик ЕР-2. Без преувеличения, этот самолёт внёс огромный вклад в победу СССР, поскольку был единственной машиной, преодолевающей большие расстояния. Только ЕР-2, например, был способен долететь с подмосковного аэродрома до Берлина и вернуться обратно.
Бартини разработал проекты ещё нескольких самолётов, совершенно революционных для того времени, но ни один из проектов не был принят в производство — тогда ещё просто не существовало таких технологий. Американцы сделали самолёт с похожими характеристиками — знаменитую «Валькирию» — только спустя 12 лет.
Но лавров и благодарности гениальный конструктор и бывший миллионер Роберт Людвигович так и не дождался.
Он был осуждён «тройкой» на 15 лет и в тюрьме разработал перехватчик с реактивными двигателями и скоростью, равной двум звуковым. И это в 1942 году!
14 февраля 1938 года Роберт Бартини был арестован НКВД СССР. Ему предъявили обвинение в связях с «врагом народа» Тухачевским и шпионаже в пользу Муссолини. Решением внесудебного органа — так называемой «тройки» Бартини приговорили к обычному для таких дел сроку — 10 лет лишения свободы и пять — «поражения в правах».
Так талантливый конструктор сменил место жительства — из крохотной комнатушки в Мерзляковском переулке он переехал в «шарагу» — камеру спецтюрьмы при закрытом авиационном КБ тюремного типа.
В заключении Бартини начал работать в КБ под руководством Туполева (тоже осуждённого «тройкой»). Cтиль работы конструктора был очень необычным. Он сидел по несколько часов с закрытыми глазами, не шевелясь, и, казалось, даже не дыша, а потом приходил в себя и выдавал фантастические идеи, большинство из которых на тот момент реализовать было невозможно.
Когда началась война, КБ эвакуировали в Омск, а зимой 1942 года Бартини вдруг вызвали к начальству, помыли, побрили, переодели, и отвезли в Москву — к самому Берии.
Лаврентий Павлович Берия
Лаврентий Павлович принял конструктора радушно и доверительным тоном сказал, что стране нужен истребитель-перехватчик. Бартини пообещал, а потом набрался смелости и попросил освободить его из заключения, потому что никакого преступления он не совершал.
«Мы это знаем. Вот сделаете перехватчик — и мы вас освободим».
У него появилась надежда. Вернувшись под конвоем в место заключения, Бартини начал работать и уже к лету появился проект зенитного перехватчика Р-114 со стреловидным крылом, четырьмя жидкостно-реактивными двигателями и невиданной в 1942 году скоростью, равной двум звуковым. Но разве можно было тогда построить такое чудо? Надежды на освобождение рухнули и Бартини продолжил «мотать срок».
В 1946 году из омской «шараги» он переехал в таганрогскую и встретил свою жену – женщину по имени Валентина, которая работала на заводе инженером-конструктором
Вскоре его перевели в Институт аэродинамики Новосибирского отделения Академии наук СССР. Начальника НИИ предупредили: «Вы проследите, чтобы он там вам какой-нибудь самолёт не нарисовал»
К счастью, уследить ему не удалось и Бартини «нарисовал» первый в мире межконтинентальный вертикально взлетающий бомбардироващик ВВ-14. И его удалось построить!
Рассказывают, что когда Бартини шёл к нему по взлётному полю, он плакал — это был второй реально построенный самолёт по его проекту. Самолёт с невероятными, фантастическими характеристиками. Он мог взлетать и садиться где угодно, обладал невероятной грузоподъемностью и весовой дальностью.
ВВА-14, построенный по проекту Бартини в 1972 году. Центральный музей ВВС, Монино
Бартини разработал теорию шестимерного мира
В 1956 году «красного барона» полностью реабилитировали. Он был единственным авиаконструктором, арестованным накануне войны и отсидевшим «от звонка до звонка».
В апреле 1957 года его откомандировали в Люберцы. Здесь под руководством Бартини до 1961 года было разработано 5 проектов самолётов полётной массой от 30 до 320 тонн разного назначения. Работа над всеми этими проектами была прекращена после снятия с должности Министра обороны СССР маршала Жукова, который покровительствовал конструктору.
Всего за свою жизнь Бартини создал 60 проектов самолётов, из которых в серийный выпуск пошёл только один и ещё четыре конструкции были построены в качестве опытных образцов.
Интересно, что конструирование самолётов Бартини считал всего лишь ремеслом, а делом своей жизни — теоретическую физику. Мы обходимся четырьмя измерениями, но во вселенной Бартини их было шесть – три измерения пространства и три – времени. Современные последователи Бартини утверждают, что им была создана «уникальная теория шестимерного мира пространства и времени, которая получила название Мир Бартини».
Роберто Бартини считал, что изменяя пространство, можно изменить и время — и наоборот.
Прошлое, настоящее и будущее — одно и то же. В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает, когда мы прошли по ней и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом.
Роберто Бартини
Говорят, в начале 30-х годов Бартини вёл тайный литературный кружок, куда входили Александр Грин, Алексей Толстой, Андрей Платонов, Евгений Шварц и, конечно, Михаил Булгаков. На заседаниях кружка Бартини рассказывал о трёхмерном времени, о пятом измерении, о связи прошлого с будущим и настоящим.
В Москве Бартини жил в двухкомнатной квартире на Кутузовском проспекте. В ней он оборудовал комнату для медитаций. На потолке было нарисовано небо и солнце, стены до середины тоже были покрашены как небо, а ниже — как море. На полу было нарисовано дно. Окна в квартире были всегда занавешены, он часами лежал на этом «дне» и смотрел в потолок, на солнце. В медитациях он уходил куда-то к источнику своих безумных идей.
Квартира была завалена горами книг, бумаг и чертежей. Его жена, сын и три внука жили отдельно — во первых, существовать в этом хаосе было невозможно, а, во-вторых, Бартини любил работать один.
Обладая даром предвидения, о своей смерти он тоже знал заранее. Накануне Бартини написал завещание, в котором просил запаять его бумаги в металлический ящик и не вскрывать до 2197 года.
Он умер за письменном столом.
14 мая 1997 года в Таганрогском конструкторском бюро, в котором когда-то работал Бартини, отмечали столетие со дня его рождения. В этот же день последнюю из сконструированных им «амфибий» отвезли на свалку и разрезали на металлолом.
«Каждые 10-15 лет клетки человеческого организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы». (Роберт Бартини)
Малоизвестный для широко круга общественности Роберт Бартини был не только выдающимся ученым и авиационным конструктором, но и одним из тайных вдохновителей советской космической программы. Известный всем Сергей Павлович Королев называл Бартини своим учителем, также считали и многие другие известные советские авиаконструкторы. В разные годы с Бартини были связаны: Яковлев, Ильюшин, Антонов, Мясищев и многие другие. Всего на счету данного конструктора было более 60 законченных проектов самолетов, все из которых отличались особой оригинальностью и новизной идей. Помимо авиации и физики, Бартини достаточно много занимался философией и космологией. Им была разработана уникальная теория шестимерного мира, в котором время, как и окружающее нас пространство, обладало 3-мя измерениями. Данная его теория получила известность, как «мир Бартини».
Биография Роберта Бартини по-настоящему удивительна. Его настоящее имя Роберто Орос ди Бартини (итал. Roberto Oros di Bartini). Потомственный итальянский аристократ, родился в семье барона 14 мая 1897 года в Фиуме на территории Австро-Венгрии. В 1916 году Бартини заканчивает офицерскую школу и отправляется на Восточный фронт, где в ходе Брусиловского прорыва попадает в плен и отправляется в лагерь для военнопленных под Хабаровском, где, как предполагается, проникается идеями большевизма.
В 1920 году Роберто возвращается на родину, к этому времени его отец уже вышел в отставку и осел в Риме, сохранив при этом многие привилегии и звание государственного советника, но сын отказывается пользоваться возможностями отца, в том числе и финансовыми. Он идет работать на миланский завод «Изотта-Фраскини», одновременно с этим за 2 года экстерном сдает экзамены в авиационном отделении Миланского политехнического института и получает диплом авиационного инженера. Примерно в это же время в 1921 году он вступает в итальянскую коммунистическую партию (ИКП). После фашистского переворота в Италии в 1923 году Роберто Бартини по решению ИКП отправляется в СССР для помощи молодой республике в области авиастроения. Так начинается советский этап истории «красного барона», именно это прозвище Бартини получил в Советском Союзе.
Советская карьера Роберто Бартини берет начало на Научно-опытном (ныне Чкаловском) аэродроме, где он занимал должность начальника отдела и главного инженера. В 1928 году Бартини возглавил экспериментальную группу, которая занималась проектированием гидросамолетов. Работая в данной группе, он предложил проект экспериментального истребителя «Сталь-6» и 40-тонного морского бомбардировщика МТБ-2. Однако в 1930 году его группа была включена в состав ЦКБ, откуда Бартини уволили за критику создаваемой организации. В том же году по рекомендации М. Н. Тухачевского Бартини был назначен главным конструктором ОКБ НИИ Гражданского воздушного флота. Знакомство и покровительство Тухачевского позднее сыграют с конструктором злую шутку.
В 1933 году на созданном Бартини самолете «Сталь-6» был установлен мировой рекорд скорости – 420 км/ч. На базе уже созданной машины был спроектирован новый истребитель «Сталь-8», однако данный проект был закрыт, так как не соответствовал тематике гражданского авиастроения, которым и занималось ОКБ. Уже в работе над истребителями «Сталь-6» и «Сталь-8» Бартини показал себя как очень дальновидный конструктор-новатор, который не боится предлагать смелые и неординарные идеи.
В конструкции своего экспериментального истребителя «Сталь-6» Бартини применил следующие новшества:
Осенью 1935 года Бартини разрабатывает 12-местный пассажирский самолет, получивший название «Сталь-7» и имеющий крыло «обратная чайка». Данный самолет в 1936 году был продемонстрирован на Международной выставке в Париже, а в августе на нем удалось установить международный рекорд скорости. На дистанции в 5000 километров средняя скорость составила 405 км/ч. Также в конце 1935 года конструктором был спроектирован дальний арктический разведчик (ДАР), который одинаково легко мог садиться на воду и лед. На базе своего самолета «Сталь-7» Бартини начал работы по созданию дальнего бомбардировщика ДБ-240, который позднее был классифицирован как Ер-2. Его разработку заканчивал уже другой главный конструктор В. Г. Ермолаев, так как Бартини к тому моменту был арестован НКВД.
14 февраля 1938 года Бартини был арестован, ему предъявлялись обвинения в связи с «врагом народа» маршалом Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини (при том, что в свое время он бежал в СССР от его режима). Решением внесудебного органа, так называемой «тройки», Роберт Бартини был приговорен к типичному для таких дел сроку в 10 лет лишения свободы и пяти лет в – «поражении в правах». Заключенный Бартини был отправлен в закрытое ЦКБ-29 тюремного типа, такие конструкторские бюро в СССР называли «шарашками». Находясь в заключении, он принимал активное участие в работах по созданию нового бомбардировщика Ту-2. По своей же просьбе он был переведен в группу заключенного Д. Л. Томашевича (бюро 101), которая занималась проектированием истребителя. Это сыграло с ним злую шутку. В 1941 году всех, кто работал вместе с конструктором Туполевым освободили, в то время как сотрудники бюро «101» освободились только после войны.
Уже в начале войны было организовано специальное ОКБ Бартини, которое работало над 2-мя проектами. Сверхзвуковым одноместным истребителем «Р» типа «летающее крыло» и Р-114 – зенитным истребителем-перехватчиком, который должен был оснащаться 4-мя ЖРД конструкции В. П. Глушко и иметь стреловидное крыло. Для 1942 года истребитель Р-114 должен был развивать невиданную скорость в 2 Маха, но уже осенью 1943 года ОКБ было закрыто.
В 1944-1946 годах Бартини работает над проектированием транспортных самолетов Т-107 и Т-117. Т-117 представлял собой магистральный транспортный самолет, который планировалось оснащать 2-мя двигателями АШ-73 мощностью по 2300 л.с. каждый. Схема самолета – высокоплан с достаточно широким фюзеляжем, поперечное сечение которого было образовано тремя пересекающимися окружностями. Данный самолет был первым в СССР позволяющим перевозить грузовики и танки. Также разрабатывался пассажирский и санитарный варианты, которые обладали герметичными салонами. Проект данного самолета был готов уже к осени 1944 года, весной 1946 года он был представлен в МАП, после чего получил положительные заключения ГВФ и ВВС. После того как было подано несколько ходатайств и писем от ряда выдающихся советских авиационных деятелей (М. В. Хруничева, А. Д. Алексеева, Г. Ф. Байдукова, И. П. Мазурука и др.) проект был утвержден и в июле 1946 года был дан старт постройке самолета. В июне 1948 года самолет был закончен практически на 80%, но работы по нему были свернуты, так как Сталин посчитал использование двигателей АШ-73, которые были необходимы для оснащения стратегических бомбардировщиков Ту-4, непозволительной роскошью.
Позднее Бартини начинает работу над новым тяжелым военно-транспортным и десантным самолетом Т-200. Это был высокоплан с фюзеляжем большой емкости, обводы которого создавались крыльевым профилем. Задняя кромка, которая раскрывалась вверх и вниз, между 2-мя хвостовыми балками, образовывала широкий проход высотой 3 метра и шириной 5 метров, который идеально подходил для погрузки крупногабаритных грузов. Силовая установка машины была комбинированной и состояла из 2-х турбореактивных РД-45 по 2270 кгс тяги и 2-х поршневых двигателей АШ мощностью в 2800 л.с. Данный проект разрабатывался в 1947 году и даже был утвержден, самолет был рекомендован к постройке, но так и не был построен. Впоследствии многие наработки по этому проекту были использованы при разработке транспортных самолетов Антонова.
В 1948 году Роберт Бартини освобождается и по 1952 год работает в ОКБ гидроавиации Бериева. В 1952 году его командировали в Новосибирск, где он был назначен начальником отдела перспективных схем СибНИА – Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина. Здесь в это время осуществлялись исследования по профилям, управлению пограничным слоем на сверхзвуковых и дозвуковых скоростях, по регенерации пограничного слоя силовой установкой самолета, по теории пограничного слоя, сверхзвуковому крылу с самосбалансированием при переходе на сверхзвук. У такого крыла балансировка происходила без потерь в аэродинамическом качестве. Бартини был выдающимся математиком и ему удалось буквально вычислить данное крыло, не прибегая к особо большим затратам и дорогим продувкам. Тогда же он представляет проект сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. Данный проект поначалу был отклонен, так как обозначенные характеристики были приняты за нереальные. Помогло Бартини обращение к С. П. Королеву, который обосновал данный проект экспериментально.
В 1956 году Бартини был реабилитирован. В апреле 1957 года его откомандировали из СибНИА в ОКБС МАП в подмосковных Люберцах. Здесь до 1961 года он разрабатывает 5 проектов разнообразных самолетов массой от 30 до 320 тонн различного назначения. В 1961 году он предлагает проект сверхзвукового дальнего разведчика, который должен был оснащаться ядерной силовой установкой Р-57-АЛ. Именно в этот период карьеры у него рождается еще одна выдающаяся идея – создание крупного самолета-амфибии, который бы мог взлетать вертикально и позволял охватить транспортными операциями большую часть Земли, включая моря и океаны, регионы вечных льдов и пустыни. Начинаются работы по использованию экранного эффекта для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолетов. В 1961-1963 годах проводятся испытания небольшого самолета Бе-1, который можно назвать «первой ласточкой».
В 1968 году коллектив Роберта Бартини из Подмосковья перебирается на завод им. Димитрова в Таганрог, данный завод специализировался на гидросамолетах. Здесь в КБ Бериева ведутся работы над концепцией «безаэродромных самолетов». В 1972 году здесь были построены 2 противолодочных самолета ВВА-14 (вертикально взлетающих амфибии). Работа над этим проектом была последней в жизни Бартини, в 1974 году он скончался в возрасте 77 лет, оставив после себя более 60 оригинальных проектов самолетов.
51 год Роберт Бартини прожил в СССР, почти 45 из них он провел, работая главным конструктором. Вместе с ним работали тысячи отечественных специалистов («с ним», а не «у него» – он неизменно поправлял всех при подобного рода оговорках). Министры, директора, академики, начальники цехов и отделов, рядовые конструкторы, слесари, копировщицы, летчики – ко всем он относился с одинаковым уважением, как к своим коллегам по общему делу.
Гений не от мира сего:Ро́берт (Роберто) Лю́двигович Барти́ни.Часть I.
8 августа 1967 года в вечернем выпуске «Известий» было напечатано сообщение: «В Кремле 8 августа группе товарищей были вручены ордена и медали Советского Союза. Ордена Ленина за заслуги перед Советским государством вручены Маршалу Советского Союза В.Д. Соколовскому, министру судостроительной промышленности Б.Е. Бутоме, министру радиопромышленности В.Д. Калмыкову, генералу армии П.И. Батову, тов. Р.Л. Бартини, постоянному представителю СССР в Организации Объединённых Наций Н.Т. Федоренко».
Тов. Р.Л. Бартини – и больше ни слова. Это диктовалось государственной тайной, окружавшей жизнь этого человека в Советском Союзе. Он был не просто носителем важных государственных секретов – он их создавал. Поэтому вокруг имени Роберто (Ороса) ди Бартини так много легенд и мифов.
Но в 1967-м читающая публика могла только гадать: и кто это такой с итальянской фамилией? Ведь тогда ещё не было книги Игоря Чутко «Красные самолёты». И ещё не произнёс свои слова о «Бартини – непонятом гении» наш выдающийся авиаконструктор О.А. Антонов. И только в 1967-м материалы его личного архива (ещё при жизни!) возьмут на хранение и изучение в музеи АН СССР и имени Н.Е. Жуковского. Этого в 1967-м публика не знала.
А мы и сегодня знаем о Бартини далеко не всё и не особенно понимаем.
Эти заметки можно было бы назвать юбилейными: официально гражданин СССР (с 1923 г.) БАРТИНИ Роберт Людовигович, русский (сам так писал), родился в 1897 году (с его слов). Следовательно, в нынешнем году исполнилось бы 116 лет со дня рождения. Но биография этого человека, называвшего себя сыном барона-миллионера ди Бартини, запутана с момента его рождения. Поэтому получилась не юбилейная статья, а своего рода расследование.
Человек ниоткуда
Тот, кто прочитает о Бартини в Интернете, узнает лишь одну из версий его жизни. Но для её подтверждения вряд ли можно найти документы. К тому же искать их придётся в архивах Италии, Австрии, Венгрии, в бывшей Югославии, Германии, Китае, Сирии, на Цейлоне.
В одних архивных бумагах он значится уроженцем австрийской, в других – венгерской части тогдашней Австро-Венгерской империи, в третьих говорится, что в 1920 году он был репатриирован из лагеря военнопленных под Владивостоком как подданный короля Италии.
Даже его фамилию пишут то как Орос ди Бартини, то как Орожди. А потом оказывается, что это не просто разное написание, а две разные фамилии – итальянская и венгерская – вроде как по приёмному отцу и по родному.
«Изучите мою жизнь», – написал Бартини в своём завещании. А как её изучить, если факты, известные с его слов, не соответствуют действительности? Все его бывшие сотрудники – в Таганроге, Новосибирске, Ленинграде, Москве, Омске и т.д. – говорили: о нём известно только с его слов, но каждый раз Бартини рассказывал о себе по-разному, не повторяясь!
С февраля 1938-го его пытали в Бутырке: за связь с врагом народа М.Н. Тухачевским, который якобы готовил военный переворот против Сталина и Политбюро, а также за шпионаж в пользу Муссолини, от которого он бежал в 1923-м в Советскую Россию.
Под пытками он «признался»: фамилия моего приёмного отца Орожди, настоящего, которого я никогда не видел, – австрийский барон Формах. Фамилия матери – Ферсель…
Однако бывший военпред на авиазаводе в Ленинграде В.А. Ключенков предпринимал тщательные розыски ранних документов Бартини. И всё бесполезно. Не нашлось никаких документальных следов детства, отрочества, юности и даже молодости Бартини. О роде ди Бартини нет упоминания в итальянских, венгерских, австрийских генеалогических изданиях. В сборниках «Кто есть кто?», вышедших в этих странах за полтора века, тоже не найдено ди Бартини. Более того, в Европе вообще нет топонимического корня такой фамилии, хотя там дворянские фамилии топонимичны.
Получается, что не было никакого барона Людовико ди Бартини. А кто тогда Роберт Людовигович Бартини.
Но тогда не было и огромного наследства, якобы переданного Бартини на нужды итальянской секции МОПРа? Ведь и по финансовым документам его вклад нигде не проходит. Нет такой записи и в коминтерновском личном деле Бартини. Ладно, миллионы всегда могут по-тихому исчезнуть, нам ли это не доводилось видеть: миллиарды улетают бесследно. Но Роберт Людовигович не был замечен во лжи – напротив, все знавшие его говорили: это был человек высокой чести.
В 26 лет он поклялся товарищам по ЦК итальянской компартии, что отдаст жизнь за то, чтобы «красные самолёты летали выше и быстрее, лучше чёрных», и он действительно положил на это свою жизнь. Придите на Введенское кладбище в Москве, это в Лефортово, так называемое Немецкое. Найдите участок № 29 – там его могила. На надгробной плите высечены слова его клятвы: так хоронившие увековечили верность Бартини своему кредо…
(Кстати, запомните номер могилы – 29. В его жизни с цифрами связано немало символических совпадений. В 1938-м его арестуют и после допросов в Бутырке переведут работать в «шарагу» – ЦКБ № 29 НКВД.)
Ну а что же там с его ФИО? В архивах Лубянки дали справку: документы на имя Бартини и соответствующую «легенду» будущий главный конструктор получил перед нелегальной переброской в Союз. Настоящие имя и фамилия – Роберто Орожди. Но в феврале 1938 года чекистами же с Лубянки записана в протоколе его допроса и вовсе третья, австрийская, – Роберто Формах! Голова кругом! Но опять же: Орожди, Формах, Ферсель «не проходят» по генеалогическим изданиям.
А он продолжал держаться легенды, выданной ему подпольным ЦК ИКП. Статью в «Докладах АН СССР» – о константах шестимерного мира – подписал как Роберт Орос ди Бартини. Хотя до этого в новосибирском институте авиации, где он работал в начале 1950-х годов, в отделе кадров сохранилась его анкета с записью: «До приезда в СССР я носил фамилию Орожди». А Игорю Чутко, авиаинженеру и писателю, с которым делился в последние годы, наверное, самым сокровенным, Роберт Людовигович подробнейше, чуть ли не по дням, рассказывал о своём детстве, проведённом в. замке барона ди Бартини!
Инженер без… диплома.
В его биографии были не просто белые пятна – непонятным было всё до появления Бартини в СССР в сентябре 1923 года. А потом возникали и иные вопросы. По предыдущей жизни было неясно, например, как он мог за два года (от прибытия в Италию в 1920-м до спешного отъезда в 1923-м) окончить авиационное отделение Миланского политехнического института?
«Оригинальный» ответ подсказали коллеги из уважаемого «Военного обозрения», составившие текст к 14 мая 2012-го. К 115-летию конструктора Бартини там нашли решение, как «легализовать» у него инженерный диплом. Написали, что Бартини в 1920-м, «вернувшись в Италию, идёт работать на миланский завод «Изотта-Фраскини», одновременно с этим за 2 года экстерном сдаёт экзамены в авиационном отделении Миланского политехнического института и получает диплом авиационного инженера». Коллеги, а ведь он в эти годы ещё нелегальной работой занимался, например, в Генуе нейтрализовывал террористов эсера Савинкова, который замышлял налёт на советскую делегацию. Это тоже экстерном? Или заочно, по авиапереписке?
Не верите? Тогда пусть нас рассудит автор биографической книги о Бартини «Красные самолёты», который пишет о двух фотографиях того периода.
«Среди множества молчаливых свидетелей прошлого в этом доме обращали на себя внимание две любительские фотографии над столом в кабинете. Исцарапанные, потрескавшиеся. Их никогда не берегли, возили по всей Европе, по Сибири, надолго оставляли в нетопленных помещениях, держали в грудах бумаг и лишь недавно убрали под стекло.
На одной был снят молодой гордый барон Роберто в энергичном байроновском полуобороте – беззаботный наследник богатого отца. В 1922 году в Генуе, во время международной конференции, очаровательный барон умело, в несколько дней, расположил к себе русского князя Феликса Юсупова, савинковца, террориста, одного из убийц Распутина, и помог боевикам компартии сорвать савинковский план покушения на делегатов России.
Хорошая была маскировка, профессиональная, но в конце концов полиция напала на след необычного аристократа, то появлявшегося в разных городах, то вдруг исчезавшего. Прикиньте, сколько времени и сил занимала у экстерна Бартини нелегальная деятельность?
Спрашивается, и для чего вам, коллеги, нужно было одарить Бартини дипломом? Читаем ваш текст и понимаем: это чтобы «красный барон» мог начать свою советскую карьеру на НАО не как это было на самом деле – лаборантом, а сразу на «должности начальника отдела и главного инженера».
Кстати, походя вы, коллеги, зачем-то НАО Главвоздухофлота РККА уже в 1923-м перенесли с Ходынки в Чкаловскую, под Щёлково, куда он, уже как НИИ ВВС, перебазировался только в 1932-м…
Но за что вы, коллеги, из советской жизни Бартини изъяли годы его службы в Севастополе? Ведь он в 1927 году вернулся оттуда в Москву комбригом (генерал-майор, однако) в Научно-технический комитет ВВС РККА. Севастополь – это важно, это Григорович с гидросамолётами, к которому Бартини пойдёт работать в ОПО-3 уже из НТК. Севастополь, Крым – это Коктебель со слётами планеристов. На первом слёте он вместе с В.М. Мясищевым сделает планёр и даже будет избран президентом слёта.
Об этом промолчит в своих мемуарах конкурент конструктор А.С. Яковлев, который (и как замнаркома, и как замминистра, и как просто имеющий вес и связи генеральный конструктор) весьма недолюбливал эту парочку талантов, а заодно и П.О. Сухого. И это чувство было взаимным. Сухой, став генеральным, «не рекомендовал» своим замам общаться с любыми представителями фирмы «Як». А у Бартини на стене квартиры в Новосибирске в конце 1940-х годов видели чудную картину: здоровая змея свернулась буквами «я» и «к».
Но вернёмся к диплому. Чтобы получить его за два года, в Миланском политехе должны были перекомпоновать курсы чуть ли не полусотни дисциплин персонально под индивидуала Бартини. И даже выкинув охрану труда, марксизм-ленинизм (а он бы, кстати, как коммунист возражал), прикладные дисциплины вроде теории допусков и посадок, политэкономии, всё равно за два года ИНЖЕНЕР авиационный даже экстерном не родится.
За два года можно окончить колледж, за три – техникум. Можно в конце концов купить диплом инженера Миланского политеха в переходе Московского метро. Хотя порвав с богатым отцом, лишних денег Бартини на диплом и индивидуальный курс экстерната не имел. В общем, за два года невозможно стать дипломированным инженером. Спросите об этом сами в МАИ у ребят с первого факультета. В Монинке спросите у инженеров. В Казанском КАИ…
Ладно, так и быть, признаемся: не всю правду мы вам сказали. Нечто подобное имело место с А.А. Микулиным. Этому конструктору авиадвигателей, академику с 1943 года, диплом об окончании ВВИА имени Жуковского, где он давно читал лекции, подарили на юбилей – в 1955 году. Это был его единственный диплом. И ничего, до 60 лет творил без диплома.
Академиком без диплома стал и физик-теоретик Яков Борисович Зельдович. Вчерашний школьник, лаборант НИИ, он неоднократно пытался получить высшее образование. Как и Бартини, он два года учился на заочном отделении физико-математического факультета ЛГУ, который не окончил. Но в 20 лет (в 1934-м) он вступил в комсомол и поступил в аспирантуру (без диплома). Как шутили его друзья и сам Зельдович: поучения старших товарищей из Института химфизики приравняли к вузовскому образованию. Однако отметим: обучаясь заочно два года теоретическим наукам, «Яшка-гений» работал в НИИ, по профилю, то есть без отрыва на нелегальную работу и работу на заводе, и при этом его натаскивали по всем предметам вуза очень квалифицированные специалисты, не уступавшие в подготовке вузовским педагогам.
Ну а дальше у Якова Борисовича пошло-поехало, как и у всех нормальных гениев. В 1944-м выбыл из комсомола по возрасту, в 1946-м (в 32 года) получил членкора (не вступая в партию). Вот и в архиве Коминтерна не смогли найти документов в подтверждение того, что Бартини вступал в члены итальянской компартии.
Но нам важнее ответ по существу: «Кто вы, товарищ Р.Л. Бартини?»
Не слышим ответа…
Он вообще был не особенно откровенным. Жил замкнуто. Даже женившись и любя жену и двоих сыновей, Гэро и Владимира, жил отдельно. К себе никого особо не приглашал. Но кто-то из сотрудников Новосибирского НИИ, где он работал в конце 1940-х – начале 1950-х годов, каким-то образом умудрился побывать в его квартире. «Одна комната сплошь красная, говорят, он в ней заряжается идеями. Другая тоже чудная: на голубом потолке нарисовано жёлтое солнце, на стенах сверху небо смыкается с морем, потом вода до самого дна, там рыбы, ракушки, водоросли – чудеса! Это у него для отдыха…»
Откуда об этом узнали в НИИ? Маляр мог только о красной комнате рассказать. Не чекисты же из 1-го отдела НИИ разнесли информацию о «морских погружениях» «красного барона» – итальянца! У 1-го отдела другие задачи, но уж по квартирам сотрудников они точно не лазили.
Бартини же всегда как бы ставил вокруг себя невидимый барьер – устанавливал дистанцию откровенности. Если не хотел отвечать, то «не слышал» вопроса. Переспрашивать было бесполезно. В то же время в разговоре был весьма предупредителен и всегда следил, чтобы человек его понял, поскольку понимали его, тем более сразу, далеко не всегда. И не всем был достижим уровень его знаний и мышления.
Когда «Известия» напечатали в августе 1967-го заметку о награждении, где был упомянут «тов. Р.Л. Бартини», всё же кто-то наверняка вспомнил этого человека.
«Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника. Его образ вы должны запечатлеть в первую очередь.»
С.П. Королёв.
Например, близкие помощники С.П. Королёва, которые были в курсе невообразимого происшествия на их фирме. СП проводил совещание со своими главными конструкторами, когда секретарша доложила о посетителе. СП остановил совещание, быстро вышел в приёмную и привёл в кабинет невысокого смугловатого человека в костюме: «Это мой учитель – Роберт Людовигович Бартини!»
Могли вспомнить и те, кто в начале 1920-х участвовал в слётах планеристов в Коктебеле. Там Бартини вместе с В.М. Мясищевым построили планёр и участвовали с ним в соревнованиях. И у этих двух главных конструкторов дружба была ещё с тех времён. И надо думать, что они не прерывали отношений. Например, в одни годы Мясищев в КБ Туполева, а Бартини в своём маленьком КБ при НИИ ГВФ (Гражданский воздушный флот) строили самолёты, у которых фюзеляжи были сконструированы из хромомолибденовых и стальных труб. Технологию точечной мгновенной сварки разработали Бартини с инженером Петровым. У Бартини трубы были ещё и переменного радиуса. Для ТБ-3 трубчатый фюзеляж позволил резко увеличить объём бомбового люка и продлить его лётную жизнь даже после морального одряхления всей конструкции. А у Бартини появилась невиданная доселе «Сталь-6»…
Как-то один из исследователей биографии Бартини уже много позже его смерти попал на мероприятие, где вспомнили о «красном бароне». И седые почтенные ветераны вдруг повскакивали с кресел и начали наперебой кричать каждый своё. Одни – каким он был выдающимся конструктором и провидцем, как он вежливо мог «приложить» начальство из ЦАГИ или Главка авиапрома, как умел разъяснить простому медянщику свой замысел и подсказать приём для изготовления детали… Другие же, напротив, кричали, что «любой бы из таких трубок переменного радиуса, которые он мне поручил вытягивать, смог бы создать «Сталь-6»! А потом все вдруг замолчали и заулыбались…
Но таким Бартини был уже здесь, в Союзе. А откуда он вообще взялся?
Но так ли это страшно – не знать прошлое человека, который живёт так, словно показывает пример достойной жизни? И какая разница, под каким именем решил жить человек? Главное – жизнь его была яркой, как свет звезды… Чёрт! Опять сорвалось: тут некоторые исследователи жизни Роберта Людовиговича очень даже убедительно доказывают его «космическое происхождение».
Он у них и прототип Друда, летающего «Человека Двойной Звезды» из «Блистательного мира» романтика Александра Грина. (Заметьте себе: «двойная звезда» – это Сириус, потом поймёте зачем.) Якобы по его подобию создан и Дар Ветер из «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова. (Вообще-то с обоими писателями Бартини был знаком.) Но ведь и Михаилом Булгаковым якобы с Бартини написаны мессир Воланд, взяты некоторые черты для рыцарей Азазелло и Бегемота.
Эти же исследователи из первых букв названий проектов самолётов Бартини составили анаграмму и получили слово. МАСТЕР! Как вам вся эта чертовщина.
Самолёт – орудие, которое приобщает человека к вечным вопросам.
Современник (и возможно, знакомый) Бартини пилот Антуан де Сент-Экзюпери.
И вот это обещание органы выбивали из него в феврале 1938-го, пытая Роберта Бартини в Бутырке… Но, назвав два других своих имени (может, тоже «матрёшки», в которых были и третьи, четвёртые и другие легенды?), он про суперпроект чекистам ничего не сказал, потому что уже 16 марта 1938 года был вынесен приговор – «применить высшую меру социальной защиты». Но тут Берия, назначенный главным менеджером по авиации, передумал: нерачительно. «Зачем тратить пулю на голову, которая может снести нам яйцо?» Расстрел заменили на 10 лет тюрьмы плюс 5 лет поражения в правах. И направили работать в «Туполевскую шарагу» на улице Радио – вдруг при работе в изоляции забудется и сам сотворит сверхоружие. Формулу напишет. Или вообще сделает его проект.
Как предполагают сегодня некоторые товарищи-биографы Бартини, особо просвещённые в военно-научной сфере, таким супероружием мог быть. нуль-гравитатор! Насколько можно понять, это что-то вроде лазерной указки: направил луч, и – лишённый гравитационной привязанности объект улетает в космическое никуда… А может, и не так. Судить не берусь, интереснее земная жизнь и творчество комбрига Бартини (его после ареста и при содержании в Бутырке забыли лишить воинского звания!).
НАША СПРАВКА. Вот проекты и самолёты Р.Л. Бартини, «откуда взяты буквы»: МТБ-2 (1930 год) – морской тяжёлый (40-тонный!) бомбардировщик. Странным образом такое же название носит гидросамолёт – гордость Туполевского ОКБ, к разработке которого там приступили. весной 1935 года, «использовав новейшие достижения мировой науки и техники». «Сталь-6» (1933 год) – экспериментальный истребитель (опытный). Летал на 150 км в час быстрее всех других! Уникальная по тем временам конструкция. «Сталь-7» (осень 1935-го) – 12-местный пассажирский самолёт (опытный), рекордсмен мира среди двухмоторных «пассажиров» по дальности – 5.000 км и скорости – свыше 400 км в час. Дуглас ДС-3, улучшенный Мясищевым в 1938-м, и то разгонялся до 368 км в час. ДАР (конец 1935-го) – дальний арктический разведчик (опытный). «Сталь-8» (1934 год) – истребитель на базе «Сталь-6». Ер-2 (ДБ-240) (лето 1940-го) – дальний бомбардировщик на базе «Сталь-7» (серия 428). После того как фронт сместился на Восток и ДБ-3Ф Ильюшина из полка полковника Преображенского уже не доставали Берлин, бомбить его продолжали ДБ-240 с подмосковных аэродромов. Ер-4 (1943 год) – дальний бомбардировщик (опытный). Р – сверхзвуковой истребитель. Р-114 (1942 год) – зенитный истребитель-перехватчик. Т-107 (1945 год) – пассажирский самолёт. Т-108 (1945 год) – лёгкий транспортный. Т-117 (1948 год) – магистральный транспортный с очень широким фюзеляжем, поперечное сечение (мидель) которого образовано тремя пересекающимися окружностями. Это был бы первый у нас самолёт, позволявший перевозить танки и грузовики. При уже 80-процентной готовности его строительство «закрыли» из-за «влияния непреодолимых сил». Т-200 (1947 год) – тяжёлый военно-транспортный и десантный. Т-203 (1952 год) – сверхзвуковой с оживальным крылом. Т-500 – тяжёлый транспортный экранолёт. А-55 (1955 год) – бомбардировщик – летающая лодка. А-57 (1957 год) – стратегический бомбардировщик – летающая лодка, дальность 14.000 км.
Е-57 – гидросамолёт-бомбардировщик, носитель крылатой ракеты К-10 и ядерной бомбы. Экипаж – 2 человека. Дальность – 7.000 км. Р-57 (Ф-57) – сверхзвуковой бомбардировщик. Р-АЛ (1961 год) – дальний разведчик с ядерной силовой установкой.
Потом «вне букв» были Бе-1 (1961 год) – лёгкая амфибия (опытный – для исследования экранного эффекта). МВА-62 (1962 год) – амфибия с вертикальным взлётом и посадкой. ВВА-14М-62 (1972 год) – вертикально взлетающая амфибия – противолодочный экранолёт (модификация 14М1П). Он был выполнен в металле, совершал полёты.
Всего же на счету Бартини 60 проектов. Наверное, из первых букв этих машин и впрямь можно составить подобающий ему титул МАСТЕР.
Так вот, что же позволяло Бартини «воспарять» и глядеть на годы дальше других землян? Когда-то другой гений, Исаак Ньютон, признался: «Я видел дальше других, потому что стоял на плечах титанов». О всеми признанном гении Льве Ландау академики говорили, что особенность его мышления в том, что «Ландау всё видит иначе, чем мы привыкли».
На «Апеннинах знаний» стоял и чрезвычайно одарённый Бартини. Он получил (как он убеждал, домашнее, в семье отца-барона, с репетиторами и тренерами) прекрасное образование. Освоил (гораздо более, чем в объёме гимназии) курсы математики, физики, химии, биологии, знал семь языков, ещё на двух читал. Свободно разбирался в классической литературе, в мировом искусстве. Достаточно было заговорить с Бартини, чтобы убедиться в его необычайной эрудиции.
Хотя с детства (но опять-таки по его легенде) его интересовал вопрос: «как мёртвая материя становится живой?» В поисках ответа о рождении жизни из кристаллов в пробирке он даже во время опыта сжёг ненароком флигель дядюшкиного особняка. Этим дал возможность дяде-барону гордо рассказывать об успехах племянника и говорить о цене науки. Однако всё это по легенде. Но как бы там ни было, в итоге он избрал авиацию.
Второе свидетельство «бездипломности» Бартини. Уже авторитетный проектировщик и самолётостроитель, имеющий опыт создания прекрасных самолётов-амфибий, он в 1963-м едет на Таганрогский авиазавод имени Димитрова, чтобы там как главный конструктор строить гидросамолёты. Его тогдашний коллега конструктор М. Гурьянов вспоминал о своём главном конструкторе так: «Роберт Людовигович сопромат не знал совершенно, узлы рассчитывали другие. Мы удивлялись: как это случилось, чтобы инженер и без сопромата? И чертили другие – не умел он, инженер, чертить… Зато он – видел будущий самолёт. И целиком, и в малейших деталях. И рисовал. Но как он видел. Как будто видел машину даже на всех этапах полёта».
Такие уважительные байки бывалые технари рассказывали, наверное, только об А.Н. Туполеве. Например, как АНТ лишь посмотрел на самолёт и сразу сказал: «Не полетит». И конечно же тот не полетел. Неправильно рассчитали. Или сказал АНТ: «Вот здесь сломается» – и верно, при нагрузках ломалось именно «здесь».
А Бартини ещё чуднее фокусы вытворял. Всем известно: чем больше площадь, тем больше и сопротивление воздушного потока. А он, чтобы скорость гидросамолёту прибавить, пропеллеры поместил в мотогондолы. То есть прибавил ещё и площадь сопротивления этих ободов вокруг пропеллеров. Включили сначала пропеллеры, потом на них направили поток воздуха из аэродинамической трубы и… – пропеллеры вместе с самолётом рванули к встречному потоку! Скорость «подпрыгнула» на 30 процентов! Получилось вроде так: ты дуешь на пушинку, а она летит – тебе навстречу! Этот фокус аэродинамики назвали «эффект Бартини».
В его голове рождались оригинальные новые и необыкновенные конструкции, которые трудно осваивались…» Генеральный авиаконструктор О.К. Антонов.
А как он поступил со «Сталью-6»? Как Остап Бендер. Только тот тайком «убрал» с доски ладью, а Бартини – открыто убирал сразу после взлёта – одноколёсное велосипедного типа шасси в фюзеляж (или прижимал к нему в зимнее время лыжу) и также убирал две подкрыльные стойки. Радиатор испарительного типа поместил в крыльях. Радиатор для сопротивления встречному потоку исчез, его сопротивление – ноль! Больше того, эти «отверстия»-четвертинки в плоскостях начали делать и без радиатора. Они «непонятным образом» увеличивали подъёмную силу – то есть повышали аэродинамическое качество крыла!
Бартини говорил: «Предположим, перед вами неразрешимая шахматная задача. Но вы достаёте из кармана фигуру, и задача решается. В шахматах так нельзя поступать – в технике можно!»
Роберт Людовигович Бартини – человек высокого ума, редкой человечности, кристальной души. Я не ошибусь, если скажу, что он был гениальным. Если его не признать гениальным, то кого же?
И Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ имени П.О. Сухого, всегда помнил и не уставал восторгаться уроком схожего свойства. Как-то Бартини его спросил: может ли одна отстающая система догнать ушедшую далеко вперёд другую? Речь шла о США и СССР. Симонов признался, что в подобное не верит. Бартини же сказал: «А если бежать наперерез?!»
И вот это «наперерез» стало вроде путеводной звезды для тогда молодого конструктора нашей авиационной гордости Су-27 и некоторых его модификаций. Михаил Симонов – доктор технических наук, профессор, академик, лауреат Ленинской и двух Государственных премий и проч. – никогда не скрывал возвышающее воздействие уроков Бартини на свой рост как профессионала и личности. Из-за этого даже вызывал упрёки у фанатов своего выдающегося предшественника П.О. Сухого, когда говорил о Бартини: «Это гениальный конструктор!» Не в укор Павлу Осиповичу так говорил – не дай бог! – просто делился сокровенным или как будто ещё раз благодарил мастера за доверенный ему секрет конструкторства.
О том же сказал С.В. Ильюшин слушателям Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского: «Судьба Бартини позволит, когда она будет изучена, сформулировать некоторые важнейшие закономерности выявления и становления конструкторского таланта».
Мир Бартини
В 1945-м Бартини вместе с другим учёным из заключённых, физиком Ю. Румером направили президенту АН СССР С.И. Вавилову весьма интересный и ценный доклад.
А на завершающем этапе жизни Бартини увлёкся космогонией и философией. Создал «Мир Бартини» – шестимерный, в котором к трём обычным измерениям добавляются три величины времени.
Он пишет автобиографическую киноповесть, которая начинается с пещерных времён человечества, но и там Бартини находит истоки своего происхождения и прослеживает их до и после себя. Вывел формулу, по которой можно высчитать любую мировую константу…
Вообще-то мировые константы – ускорение свободного падения, число пи, скорость света в разных средах и т.д., во-первых, высчитываются эмпирически, то есть со значительными затратами. Во-вторых, они нам все нужны не только для расчётов, но и для душевного равновесия. Проснулся, сразу вопрос: как сегодня пи, не изменилось, нет? Ну и слава богу. А для непогоды есть куртка, пальто, зонтик.
Многие физики-теоретики тогда (в конце 1950-х годов) возмутились: «Ерунда, вздор! И вообще, где начало этого вывода, автор берёт свою формулу, как из рукава, – с середины! Ну и что, если у него рассчитываемые числа совпадают с константами – всё равно это невозможно!» А генеральный конструктор О.К. Антонов, между прочим, тоже академик, напротив, утверждал, что «эти физические формулы Бартини тоже гениальны, хотя не все это понимают, но со временем поймут и поставят в один ряд с Периодической системой Менделеева»!
Загадки продолжились и после его смерти. Виктор Павлович Казневский рассказывал, что после ухода Бартини из жизни неизвестные обыскали его квартиру и даже не сочли нужным скрыть это.
Наша справка
ЦКБ – объединение ряда опытно-конструкторских организаций авиационного профиля в СССР. Включало: ЦКБ Авиатреста (или ЦКБ ВАО – Всесоюзного авиационного объединения), ЦКБ ЦАГИ, ЦКБ завода № 39 имени Менжинского, ЦКБ-29 и ЦКБ-39.
ЦКБ-39 и ЦКБ-29 существовали при НКВД. В них работали авиаспециалисты-заключённые, а также вольнонаёмные сотрудники.
ЦКБ Авиатреста (ЦКБ ВАО). Образовано в 1926 году при Авиатресте ВСНХ СССР в целях сосредоточения и координации усилий в области опытного авиастроения.
Это ЦКБ включало три отдела. Отдел сухопутного самолётостроения (ОСС – сначала на заводе № 1 («Дукс»), потом на заводе № 25, руководитель Н.Н. Поликарпов). Отдел морского опытного самолётостроения (ОМОС – база на заводе № 23 «Красный лётчик» в Ленинграде, в конце 1927-го переведён на московский завод № 22; руководитель Д.П. Григорович).
Отдел опытного моторостроения (ООМ – его функции были возложены на КБ московского авиамоторного завода № 24 имени Фрунзе; руководитель А.Д. Швецов). В начале 1930 года ЦКБ, подчинённому тогда Всесоюзному авиационному объединению, предоставили производственную базу московского авиазавода № 39 имени Менжинского.
В августе 1931 года ЦКБ ВАО подчинили ЦАГИ.
ЦКБ-39 ОГПУ. Было образовано в 1929 году и занимало несколько ангаров на заводе № 39 имени Менжинского. Группой зэков-конструкторов (около 20 человек) руководили также арестованные в 1928-м Поликарпов и Григорович. Здесь были созданы истребители И-5, И-Z, опытный бомбардировщик ТБ-5. После успешных испытаний истребителя И-5 постановлением ЦИК СССР от 11 июня 1931 года репрессированные конструкторы были освобождены. Многие из них стали работать в ЦКБ ВАО. В дальнейшем ЦКБ-39 ОГПУ подчинено ЦАГИ.
ЦКБ ЦАГИ. Образовано в 1931 году путём объединения ЦКБ ВАО и Отдела авиации, гидроавиации и опытного строительства (АГОС) ЦАГИ.
Возглавил ЦКБ ЦАГИ С.В. Ильюшин. С августа 1931 года одним из его подчинённых стал А.С. Яковлев, будущий замнаркома, замминистра авиапрома и будущий главный и генеральный конструктор. В мае 1932 года оно было преобразовано в Сектор опытного строительства (СОС ЦАГИ), а в начале 1933-го из СОС было выделено ЦКБ опытного самолётостроения лёгких самолётов и войсковых серий и переведено на завод № 39 имени Менжинского.
ЦКБ завода № 39 имени Менжинского. Включало несколько специализированных бригад, которые возглавили Кочеригин, Поликарпов, В.А. Чижевский, Г.М. Бериев, С.В. Ильюшин (он же начальник ЦКБ). Под маркой «ЦКБ» здесь был создан ряд известных самолётов: И-15 (ЦКБ-3), И-16 (ЦКБ-12), ДБ-3 (ЦКБ-30), Ил-2 (ЦКБ-55).
То есть на 300-м году после его рождения, если считать с 1897-го. Что-то похожее, кажется, было и с его земляком Леонардо да Винчи. У них вообще много схожего: Бартини часто показывал умение зеркально рисовать и писать, причём сразу обеими руками. Зеркально умел читать. Рисовал то, чего никто не видел. В свои последние годы обычно сдержанный Бартини вдруг вспоминал эпизоды, о которых раньше не рассказывал. Например, как в юности попал на сеанс гипнотизёра, который демонстрировал, помимо прочего, и телепатию. Маг предложил проверить наличие такой способности у зрителей. И оказалось, что по части телепатии 15-летний Роберто может поспорить с самим маэстро… Вот опять мессир Воланд проглядывает. Телепатия – это же чертовщина?
А разве не «чертовщиной» были картины Бартини? Увидевший их инженер Игорь Чутко говорил об их «нездешности». Или запредельности. Сюжеты «о том, чего никто не видел, но нельзя сказать уверенно, что такого быть не может». Явно неземные пейзажи, солнце – маленькое, нездешнее, похожее на далёкую звезду. Совершенно фантастические сооружения и летательные аппараты. И всё это в каком-то сумеречном свете.
Была там и картина с башней. «Судя по масштабу, она получалась колоссальной высоты. Таких не бывает. На самой вершине – огонь. Словно очень яркая звезда. »
Но точно так же выглядит Башня Шамбалы, если верить тем, кто якобы её видел. Огонь на вершине – Шантамани – исходит из некоего таинственного кристалла. А мелкими осколками этого камня владеют посвящённые, выполняющие свою миссию в разных странах.
В общем, красиво и «завираллно», как говаривал сам Роберт Людовигович. (Правда, в острых ситуациях его «итальянский» акцент обычно пропадал, и тогда из уст Бартини звучали без прононсов чисто русские слова.)
Но камушек-то, между прочим, у самого Бартини был. И в Таганроге его ниспадающий шарф, подраспущенный галстук и непременный камушек на них запомнили. И даже в «шараге» он носил вафельное полотенце вместо шарфа! Работавший там (в ЦКБ № 29 НКВД) вольнонаёмным инженером будущий лауреат Ленинской и Государственной премий Л.Л. Селяков не раз вспоминал, как Бартини щеголял в этом шарфе-полотенце и при этом отчаянно стучал деревянными подмётками своих башмаков сабо.