регулирование уровня жизни населения

Регулирование уровня жизни населения в российской федерации

Раскрытие содержания понятия «уровень жизни населения». Рассмотрение нормативно-правовых актов и федеральных целевых программ государственного регулирования уровня жизни. Анализ уровня жизни в Республике Мордовия. Разработка рекомендаций по его улучшению.

РубрикаЭкономика и экономическая теория
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления01.03.2019
Размер файла28,6 K

регулирование уровня жизни населения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Регулирование уровня жизни населения в российской федерации

Кисняшкина Ольга Ивановна студентка 2 курса экономического факультета,

Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва, г. Саранск

В статье раскрыто содержание понятия «уровень жизни населения». Рассмотрены нормативно-правовые акты и федеральные целевые программы государственного регулирования уровня жизни на сегодняшний день. Проведен анализ уровня жизни в Республике Мордовия. Дана рекомендация по улучшению регулирования уровня жизни населения Российской Федерации.

Ключевые слова: уровень жизни, методы регулирования уровня жизни, нормативно-правовой метод, программно-целевой метод.

The paper describes the concept of «living standards of the population». Regulatory legal acts and federal target programs of state regulation of the standard of living for today are considered. The analysis of the standard of living in the Republic of Mordovia has been carried out. A recommendation is given to improve the living standards of the population of the Russian Federation.

Keywords: standard of living, methods for regulating the standard of living, normative legal method, program-target method.

уровень жизнь население государственный

Уровень жизни населения является базовым показателям успешности и стабильности социально-экономического развития страны.

Проблема уровня жизни в настоящее время находятся в центре внимания всего общества. Все более актуальным становится вопрос государственного регулирования уровня жизни населения. Это связано с тем, что, с одной стороны, государство выступает защитником прав, интересов народа, с другой стороны, способствует развитию экономики всего государства, через создание условий для развития бизнеса, привлечение иностранных инвестиций, поддержку отечественных товаропроизводителей, в целях повышения уровня и качества жизни.

И. О. Потапова определяет под уровнем жизни степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени [5].

В общем виде можно, сказать, что понятие «уровень жизни населения» призвано отражать экономическое положение населения государства.

Государственное регулирование уровня жизни населения Российской Федерации осуществляется специальными методами. Схематически они изображены на рисунке 1.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Первый метод предполагает создание необходимой нормативно-правовой базы. В нормативно-правовую базу, регулирующую уровень жизни населения, входит широкий спектр нормативно-правовых актов РФ и нормы международного права.

Помимо федеральных законов РФ вопросы уровня жизни населения регулируются указами Президента РФ. К числу таких может быть отнесен Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13

«Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Данный указ предполагает, что результатом реализации государственной политики регионального развития, в первую очередь, должно стать сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности и сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов. Также вопросы регулирования уровня жизни населения РФ затрагивает Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Указ Президента

Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

К международным законодательными актами, регулирующим вопросы уровня жизни населения, относят: Конвенцию Международной организации труда (МОТ) и Концепцию Организации Объединенных Наций.

Стоит особо подчеркнуть, что вся нормативно-правовая база периодически претерпевает изменения, приспосабливаясь к новой экономической политике государства, но, несмотря на это, некоторые нормативно-правовые акты требуют постоянного пересмотра и существенных доработок.

Перечень основных государственных программ, регулирующих вопросы уровня жизни населения и их цели, приведен в таблице 1.

Название государственной программы

«Социальная поддержка граждан»

«Развитие образования на

развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны; обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, а также обеспечение его конкурентоспособности на мировом рынке образования

программа развития сельского хозяйства и

продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы»

повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и мировом рынках на основе инновационного развития АПК;

обеспечение финансовой устойчивости и поддержка товаропроизводителей АПК;

воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства; устойчивое развитие сельских территорий

обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности

среды» на 2012-2020 годы

повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем

«Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы

реализация стратегической роли культуры как духовнонравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепления единства российского общества и гражданской идентичности, а также комплексное развитие туризма для приобщения граждан к культурному и природному наследию с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации

Программно-целевой метод активно используется и на уровне субъектов Российской Федерации. Большинство из них так же касаются развития социальной сферы, таких отраслей как: безопасность, здравоохранение, образования, ЖКХ, занятость населения, культура, физическая культура и спорт. Но так же есть и программы способствующие развитию сельского хозяйства, лесного хозяйства, строительства, малого и среднего предпринимательства, улучшения дорог и др.[2].

Так, на 1 января 2014 года на территории Республики Мордовия действовало 42республиканских целевых программы. Общий объем программных расходов в 2013 году в рамках реализации республиканских целевых программ планировался в сумме 6 947 702,3 тыс. рублей, исполнено в отчетном году 4 442837, 5 тыс. рублей (тогда как в 2012 году объем финансирования составлял 7814,92 млн. рублей). Процент исполнения составил 63,9 %. В 2013 году 11,3 % ассигнований республиканского бюджета республики было направлено в рамках реализации республиканских программ, при этом по отношению к 2012 году расходы бюджета на реализацию республиканских программ сократились почти в два раза[2].

Уменьшение объема финансирования возможно, связано с достаточно сложным финансовым положением региона и вследствие уменьшения денежных средств, поступивших из федерального бюджета. В 2013 году бюджетные средства, в первую очередь, направлялись на поддержку устойчивости предприятий агропромышленного комплекса республики, улучшение демографической ситуации и повышение качества предоставляемых услуг в сфере социальной защиты и здравоохранения, развитие системы образования, формирование рынка труда и улучшение условий и охраны труда, развитие физической культуры и спорта. Остальные расходы финансировались в соответствии с фактической динамикой поступления доходов. То есть можно отметить, что наиболее важные республиканские программы направленные на повышение уровня жизни населения принимались к финансированию из бюджета Республики Мордовия, однако, оставался достаточно низким процент исполнения от 65% до 85%, а в 2013 году всего 63,9%.

В целом можно отметить то, что все разработанные программы направлены на повышение уровня жизни населения России. Однако как показывает на практика, их реализация осуществляется не всегда эффективно.

Для количественного определения диспропорций в сфере уровня жизни населения РФ агентство «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня» подготовило рейтинг российских регионов по качеству жизни. Рейтинг строился на основе комплексного учета различных показателей, фиксирующих фактическое состояние тех или иных аспектов условий жизни и ситуации в социально-экономической сфере. При расчете рейтинга проводился анализ 72 показателей, которые объединены в 11 групп, характеризующих основные аспекты качества жизни в регионе: уровень доходов населения; занятость населения и рынок труда; жилищные условия населения; безопасность проживания; демографическая ситуация; экологические и климатические условия; здоровье населения и уровень образования; обеспеченность объектами социальной инфраструктуры; уровень экономического развития; уровень развития малого бизнеса; освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры. Позиции субъектов РФ в итоговом рейтинге определялись на основании интегрального рейтингового балла, который рассчитывался путем агрегирования рейтинговых баллов регионов РФ по всем анализируемым группам. Рейтинговый балл группы определялся путем агрегирования рейтинговых баллов показателей, входящих в группу. Лидерами рейтинга вновь стали основные центры притяжения рабочей силы: Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Эта тройка возглавляет рейтинг уже в течение многих лет, имея высокие рейтинговые баллы, пока недосягаемые для других регионов. Скорее всего, в ближайшие годы эта ситуация не изменится. Развитость инфраструктуры, высокий уровень развития экономики, социальной сферы вкупе с высоким потенциалом дальнейшего развития позволяет этим регионам надолго закрепиться в топе рейтинга. Замыкают рейтинг Республика Тыва и Республика Ингушетия.

Значимым показателем уровня жизни населения является размер денежного дохода и расхода на душу населения. В Республике Мордовия в 2014 г. денежный доход в среднем на душу населения в месяц составлял 16133,6 р., увеличившись на 11,8 % по сравнению с 2013 г. Денежные расходы в среднем на душу населения в месяц в 2014 г. составляли 14367,4 рублей, увеличившись на 11,4% по сравнению с предыдущим годом. Необходимо отметить, что среднедушевые денежные доходы населения в Республике Мордовия остаются на достаточно низком уровне. Они в 1,72 раза ниже, чем в среднем по РФ при этом данная тенденция прослеживается на протяжении последних лет (таблица 2). По данному показателю регион в 2014 г. занимал последнее 14 место среди субъектов Приволжского федерального округа[1].

Таблица 2- Динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения в регионах Приволжского федерального округа, рублей в месяц [1]

Среднедушев ые денежные доходы населения

Потребительск ие расходы в среднем на душу населения в месяц

Среднемесячна я номинальная начисленная заработная плата работников организаций

Источник

регулирование уровня жизни населения

регулирование уровня жизни населения

регулирование уровня жизни населения

регулирование уровня жизни населения

регулирование уровня жизни населения

регулирование уровня жизни населения

регулирование уровня жизни населения

регулирование уровня жизни населения

РЕГУЛИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проблема уровня жизни в настоящее время находятся в центре внимания всего общества. Все более актуальным становится вопрос государственного регулирования уровня жизни населения. Это связано с тем, что, с одной стороны, государство выступает защитником прав, интересов народа, с другой стороны, способствует развитию экономики всего государства, через создание условий для развития бизнеса, привлечение иностранных инвестиций, поддержку отечественных товаропроизводителей, в целях повышения уровня и качества жизни.

На сегодняшний день не существует единого определения для понятия «уровень жизни населения». Это обусловлено тем, что данная категория является сложной и многогранной, и при решении различных задач используют различные ее толкования. Так, А.Н. Романов дает следующее определение – уровень жизни представляет собой комплексный показатель, характеризующий благосостояние и качество жизни граждан или социальных групп отдельной страны или территории [3]. В качестве системы показателей он предлагает использовать: объем реальных доходов на душу населения;

структура потребления продовольствия, непродовольственных товаров, услуг; уровень и динамика цен на основные товары народного потребления; ставки квартирной платы, жилищных услуг; объем выплат и льгот из общественных фондов потребления; уровень образования, медобслуживания и др.[3].

И. О. Потапова определяет под уровнем жизни степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени [5].

В общем виде можно, сказать, что понятие «уровень жизни населения» призвано отражать экономическое положение населения государства.

Цель создания любого государства – это удовлетворение потребностей людей. К числу таких потребностей относится и экономическое благосостояние населения. Следовательно, государство должно стремиться создать все необходимые для его обеспечения условия.

Государственное регулирование уровня жизни населения Российской Федерации осуществляется специальными методами. Схематически они изображены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Методы регулирования уровня жизни населения

Первый метод предполагает создание необходимой нормативно-правовой базы. В нормативно-правовую базу, регулирующую уровень жизни населения, входит широкий спектр нормативно-правовых актов РФ и нормы международного права.

В российском законодательстве, в первую очередь, вопросы уровня жизни населения регулируются Конституцией РФ. Так, в статье 7 Конституции РФ, говорится о том, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [4]. Кроме того, в статье 44 также говорится о свободе творчества, преподавания, охране интеллектуальной собственности, о праве на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям [4].

Помимо федеральных законов РФ вопросы уровня жизни населения регулируются указами Президента РФ. К числу таких может быть отнесен Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13«Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Данный указ предполагает, что результатом реализации государственной политики регионального развития, в первую очередь, должно стать сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности и сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов. Также вопросы регулирования уровня жизни населения РФ затрагивает Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

К международным законодательными актами, регулирующим вопросы уровня жизни населения, относят: Конвенцию Международной организации труда (МОТ) и Концепцию Организации Объединенных Наций.

Стоит особо подчеркнуть, что вся нормативно-правовая база периодически претерпевает изменения, приспосабливаясь к новой экономической политике государства, но, несмотря на это, некоторые нормативно-правовые акты требуют постоянного пересмотра и существенных доработок.

Вторая метод – программно-целевой. Сущность этого метода заключается в создании различных программ социально-экономического развития, которые принимаются на определенный период, как на федеральном уровне, так и уровне субъектов федерации. На сегодняшний день в Российской Федерации реализуется огромный перечень федеральных целевых программ, направленных на повышение уровня жизни населения.

Перечень основных государственных программ, регулирующих вопросы уровня жизни населения и их цели, приведен в таблице 1.

Таблица 1 – Перечень основных государственных программ РФ, регулирующих уровень жизни населения [6]

Название государственной программы

«Социальная поддержка граждан»

повышение доступности социального обслуживания населения;

«Развитие образования на 2013–2020 годы»

развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны;

обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, а также обеспечение его конкурентоспособности на мировом рынке образования

«Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы»

повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и мировом рынках на основе инновационного развития АПК;

обеспечение финансовой устойчивости и поддержка товаропроизводителей АПК;

воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства; устойчивое развитие сельских территорий

обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности

«Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы

повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем

«Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы

реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепления единства российского общества и гражданской идентичности, а также комплексное развитие туризма для приобщения граждан к культурному и природному наследию с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации

Программно-целевой метод активно используется и на уровне субъектов Российской Федерации. Большинство из них так же касаются развития социальной сферы, таких отраслей как: безопасность, здравоохранение, образования, ЖКХ, занятость населения, культура, физическая культура и спорт. Но так же есть и программы способствующие развитию сельского хозяйства, лесного хозяйства, строительства, малого и среднего предпринимательства, улучшения дорог и др.[2].

Так, на 1 января 2014 года на территории Республики Мордовия действовало 42республиканских целевых программы. Общий объем программных расходов в 2013 году в рамках реализации республиканских целевых программ планировался в сумме 6 947 702,3 тыс. рублей, исполнено в отчетном году 4 442837, 5 тыс. рублей (тогда как в 2012 году объем финансирования составлял 7814,92 млн. рублей). Процент исполнения составил 63,9 %. В 2013 году 11,3 % ассигнований республиканского бюджета республики было направлено в рамках реализации республиканских программ, при этом по отношению к 2012 году расходы бюджета на реализацию республиканских программ сократились почти в два раза[2].

Уменьшение объема финансирования возможно, связано с достаточно сложным финансовым положением региона и вследствие уменьшения денежных средств, поступивших из федерального бюджета. В 2013 году бюджетные средства, в первую очередь, направлялись на поддержку устойчивости предприятий агропромышленного комплекса республики, улучшение демографической ситуации и повышение качества предоставляемых услуг в сфере социальной защиты и здравоохранения, развитие системы образования, формирование рынка труда и улучшение условий и охраны труда, развитие физической культуры и спорта. Остальные расходы финансировались в соответствии с фактической динамикой поступления доходов. То есть можно отметить, что наиболее важные республиканские программы направленные на повышение уровня жизни населения принимались к финансированию из бюджета Республики Мордовия, однако, оставался достаточно низким процент исполнения от 65% до 85%, а в 2013 году всего 63,9%.

В целом можно отметить то, что все разработанные программы направлены на повышение уровня жизни населения России. Однако как показывает на практика, их реализация осуществляется не всегда эффективно.

Для количественного определения диспропорций в сфере уровня жизни населения РФ агентство «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня» подготовило рейтинг российских регионов по качеству жизни. Рейтинг строился на основе комплексного учета различных показателей, фиксирующих фактическое состояние тех или иных аспектов условий жизни и ситуации в социально-экономической сфере. При расчете рейтинга проводился анализ 72 показателей, которые объединены в 11 групп, характеризующих основные аспекты качества жизни в регионе: уровень доходов населения; занятость населения и рынок труда; жилищные условия населения; безопасность проживания; демографическая ситуация; экологические и климатические условия; здоровье населения и уровень образования; обеспеченность объектами социальной инфраструктуры; уровень экономического развития; уровень развития малого бизнеса; освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры. Позиции субъектов РФ в итоговом рейтинге определялись на основании интегрального рейтингового балла, который рассчитывался путем агрегирования рейтинговых баллов регионов РФ по всем анализируемым группам. Рейтинговый балл группы определялся путем агрегирования рейтинговых баллов показателей, входящих в группу. Лидерами рейтинга вновь стали основные центры притяжения рабочей силы: Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Эта тройка возглавляет рейтинг уже в течение многих лет, имея высокие рейтинговые баллы, пока недосягаемые для других регионов. Скорее всего, в ближайшие годы эта ситуация не изменится. Развитость инфраструктуры, высокий уровень развития экономики, социальной сферы вкупе с высоким потенциалом дальнейшего развития позволяет этим регионам надолго закрепиться в топе рейтинга. Замыкают рейтинг Республика Тыва и Республика Ингушетия.

Значимым показателем уровня жизни населения является размер денежного дохода и расхода на душу населения. В Республике Мордовия в 2014 г. денежный доход в среднем на душу населения в месяц составлял 16133,6 р., увеличившись на 11,8 % по сравнению с 2013 г. Денежные расходы в среднем на душу населения в месяц в 2014 г. составляли 14367,4 рублей, увеличившись на 11,4% по сравнению с предыдущим годом. Необходимо отметить, что среднедушевые денежные доходы населения в Республике Мордовия остаются на достаточно низком уровне. Они в 1,72 раза ниже, чем в среднем по РФ при этом данная тенденция прослеживается на протяжении последних лет (таблица 2). По данному показателю регион в 2014 г. занимал последнее 14 место среди субъектов Приволжского федерального округа[1].

Т а б л и ц а 2 Динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения в регионах Приволжского федерального округа, рублей в месяц [1]

Среднедушевые денежные доходы населения

Потребительские расходы в среднем на душу населения

Среднемесячная номинальная начисленная заработная

Источник

Государственное регулирование жизненного уровня и дифференциации населения

Государственное регулирование уровня жизни и степени дифференциации населения является реализацией распределительной функции механизма государственного регулирования экономики. Государство является институтом, призванным обеспечивать социальный компромисс. Особенно важно это в условиях рыночной экономики, поскольку в ней действует объективный закон дифференциации производителей, направленный на расслоение общества, усиление сильных экономических единиц и ослабление слабых. Слабые экономические единицы (от хозяйствующих субъектов и регионов до отдельного человека) становятся неконкурентоспособными и вытесняются из своих сегментов рынка. Захват новых сегментов сопряжен с необходимостью мобилизации экономических ресурсов, которых им недостаточно для закрепления на рынке.

Ослабление экономических единиц в результате рыночной конкуренции зачастую возникает в результате случайного стечения неблагоприятных обстоятельств и не характеризует их как принципиально непригодных для функционирования в том или ином секторе общественного производства.

Излишне сильная дифференциация населения вызывает социальные конфликты, разрушающе действующие на социально-экономическую систему. Повышенная дифференциация приводит к люмпенизации части населения. Сильная дифференциация населения приводит к ослаблению среднего класса, являющегося социальной опорой рыночного хозяйства, к уменьшению его численности, сужению профессионального состава, понижению устойчивости. Проявление незаинтересованности государства в благосостоянии населения приводит к адекватной ответной реакции граждан, не стремящихся к поддержке государства как единой системы, к своеобразному социальному нигилизму.

Чисто экономическая причина нежелательности дифференциации состоит в том, что рост доходов приводит к росту потребления, но не в той мере, в какой растет доход. В результате усиливается склонность к сбережению у лиц с повышенными доходами, ограничивающая потребительский спрос и, соответственно, способствующая стагнационным процессам в экономике.

Особенно важно поддержание известного уровня социальной однородности общества в тех случаях, когда он является одним из компонентов институциональной среды.

Можно выделить несколько важных показателей, характеризующих уровень социальной дифференциации:

Для конкретных целей могут использоваться и другие показатели.

Не существует какого-либо уровня дифференциации населения, приемлемого для всех государств. Во многом он зависит от институциональной среды, привычек, обычаев, отношения населения к государству. Например, в России государство — это институт, пользующийся достаточно высоким уровнем доверия и политической поддержки со стороны населения. Соответственно, последнее вправе требовать от государства активной социальной политики.

Институция доверия населения к государству обеспечивает возможность использования разнообразных инструментов регулирования, позволяющих двигаться по оптимальной траектории развития. В то же время она делает возможным применение неэффективных, бюрократических методов регулирования социально-экономических процессов, в результате которых возникает задолженность по заработной плате в общественном и частном секторах экономики; растет слой населения, живущего ниже уровня бедности, и др.

Для стран, имеющих длительные традиции функционирования государственного сектора (в том числе России), более чем для стран с традиционной рыночной экономикой, важна ее социальная составляющая. На ее основе воспроизводится институт доверия, способствующий повышению эффективности трудовой деятельности и формированию системы ценностей постиндустриального общества.

Важным фактором, который необходимо учитывать при выборе перспективных форм и методов государственного регулирования, является наличие таких институтов, как общинность, равенство, коллективистские принципы взаимоотношений. Характер развития этих институтов определяет уровень доверия населения к частной собственности.

В процессе развития рыночных отношений институты общинно- сти, коллективизма подвергаются разрушительному воздействию, поскольку они направлены на дифференциацию товаропроизводителей, усиление сильных и ослабление слабых. В целом такая дифференциация способствует повышению эффективности производства. Механизм дифференциации действует объективно, независимо от вмешательства государства, поэтому можно не опасаться за его результаты. Дифференциация будет обеспечена. Поэтому задача государства, особенно в социально-экономических системах с выраженными традиционными институтами (в том числе и в России), состоит в обратном — не допустить чрезмерной дифференциации. Государственное регулирование экономических и социальных процессов должно быть направлено в противоположную сторону — на сглаживание последствий рыночной дифференциации товаропроизводителей.

Дифференциация населения и товаропроизводителей смещает страну на путь, уже пройденный развитыми странами, ориентирует экономику на «догоняющий» путь. Напротив, сглаживание противоречий товарного хозяйства, ослабление дифференциации позволят более активно перейти к построению новой технологической базы постиндустриального общества, создать основу для всестороннего социального прогресса, гуманизации общества.

Это тем более необходимо для России, поскольку понятия общества, государства, социально-экономического устройства в нашей стране практически совпадают. Степень дифференциации населения, даже по меркам западных стран, в России чрезвычайно высокая. При этом не появилось ни одного убедительного доказательства того, что эффективность труда, производства увеличилась в связи с ростом дифференциации. Более того, есть очевидные, статистически достоверные свидетельства того, что эффективность производства в стране упала. Не в последнюю очередь это объясняется тем, что нарушены традиционные институты россиян, связанные с коллективными формами производства и приверженностью социальным ценностям.

Регулирующее воздействие государства на формирование социального рыночного хозяйства в значительной степени реализуется посредством социально-экономических программ. При этом программы должны быть ориентированы на достижение важнейших социальных приоритетов, присущих социальному рыночному хозяйству, и учитывать экономические и институциональные особенности страны.

К общепринятым социально-экономическим программам, реализуемым с разной степенью интенсивности, относятся следующие.

1. Поддержка конкуренции. Конкуренция обеспечивает реализацию одного из важнейших экономических приоритетов — формирование рынка потребителей. Поэтому поощрение конкурентной среды является одним из аспектов государственного регулирования, который не только не противоречит законам рынка, но и прямо способствует их наиболее полной реализации. Это особенно важно для высокомо- нополизированной российской экономики.

В отсутствие государственной системы поддержки конкуренции рыночная система может легко утратить конкурентный характер. При введении в действие мер, поддерживающих конкуренцию, следует исходить из следующих соображений:

В большинстве стран проводятся мероприятия по созданию новых рабочих мест, трудоустройству отдельных категорий работников, переобучение, квотирование рабочих мест для молодежи, инвалидов. Затраты на создание новых рабочих мест и переквалификацию работников обычно составляют 25—30% всех расходов на регулирование занятости. Значительные средства расходуются на выплату пособий по безработице. К отличительной черте пособий по безработице относится их временный характер. При прекращении выплаты пособий безработные, относящиеся к категории малообеспеченных, начинают получать помощь как малообеспеченные граждане.

Программы борьбы с безработицей могут быть связаны с реализацией трех основных направлений, апробированных мировой практикой:

При построении модели обеспечения эффективной занятости следует исходить из того, что для наиболее динамичных сегментов рынка труда характерна гибкая занятость, приводящая к расширению «серого» сектора рынка труда, разрушению системы социальной защиты работников. Поэтому регулирование занятости должно осуществляться в двух направлениях:

В рамках государственного пенсионного обеспечения выделяются основная и дополнительная пенсии. Основная пенсия обеспечивается в фиксированной сумме или в размере около 20% заработка, предоставляется всем гражданам, достигшим пенсионного возраста независимо от стажа работы. Дополнительная пенсия устанавливается гражданам, имеющим длительный (30—40 лет) трудовой стаж. Источником дополнительной пенсии являются взносы работодателей. Основная и дополнительная пенсии могут достигать 70% доходов работника до границы пенсионного возраста.

Степень развития негосударственных пенсионных фондов различна в странах, реализующих ту или иную модель социального рыночного хозяйства. В скандинавской модели их роль незначительна, поскольку основную нагрузку по пенсионному обеспечению несет государство. В англосаксонской и континентальной моделях роль негосударственных пенсионных фондов выше, но характер государственной поддержки этих фондов достаточно однотипен. В основном они создаются в рамках профсоюзов или крупных компаний за счет взносов работодателей. Государство устанавливает льготный характер налогообложения страховых взносов в эти фонды.

Применяются две основные системы финансирования расходов по пенсионному обеспечению:

Наиболее распространена первая система. Она имеет положительную сторону из-за отсутствия коммерческих рисков. Но одновременно возможности финансирования постепенно ослабевают в силу старения населения в развитых странах.

Снижение возможностей финансирования пенсионных фондов за счет текущих взносов работников активизировало вторую систему финансирования расходов. Государственная пенсионная система расширила практику, типичную для негосударственных пенсионных фондов, — осуществление инвестиционных и других финансовых операций, расширение доходной базы и использование полученных доходов для выплаты пенсий. Происходит своеобразная коммерциализация государственной пенсионной системы. Например, Национальный пенсионный фонд Швеции является крупнейшим в стране поставщиком кредитных ресурсов. Доходы от инвестиций обеспечивают значительную часть поступлений в пенсионные фонды Швейцарии.

4. Программы охраны здоровья. Как правило, даже в странах с развитой рыночной экономикой формирование рациональной и социально справедливой системы здравоохранения представляет проблему. Так, западноевропейские страны опираются на Бевериджскую систему финансирования здравоохранения, предусматривающую бесплатную медицинскую помощь для всего населения и покрытие расходов за счет государства. В основе данной системы заложено серьезное противоречие. Система фактически предусматривает различные виды медицинских услуг для граждан с неодинаковым социальным статусом, жителей разных регионов, крупных и мелких населенных пунктов. В результате гарантии государства в области здравоохранения оказываются недостаточно специфицированными, нечеткими. Система в значительной степени направлена на перераспределение национального дохода в пользу высокообеспеченных слоев населения за счет получения ими более качественных медицинских услуг.

При неспецифицированных обязательствах государства в области медицинского обслуживания следует исходить из оказания медицинскими учреждениями традиционных услуг на безвозмездной основе. Но это возможно только в условиях стабильного или повышающегося финансирования системы здравоохранения. При быстром росте объема и удорожании медицинских услуг возможны три пути трансформации системы бесплатного медицинского обслуживания:

Первый путь достаточно эффективен с экономической точки зрения. Но может сопровождаться существенными политическими издержками. К тому же его сложно в чистом виде обеспечить в организационном плане.

При формировании системы медицинской помощи по второму и третьему пути следует учитывать, что непременными условиями сокращения перечня бесплатных медицинских услуг являются:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *