регрессия жизнь без страхов
Навязчивый невроз
Навязчивый невроз
Симптомы навязчивого невроза:
Причины навязчивого невроза:
Лечение в ВЕРАМЕДЕ
Схематично навязчивый невроз можно представить в виде патологического очага в мозге на фоне высокой возбудимости. Этот очаг вызывает напряжение в теле, провоцирует навязчивые мысли, страхи. Навязчивые действия могут на время снижать напряжение, но через некоторое время оно опять увеличивается, и соответственно нарастают навязчивые мысли и далее по кругу.
Наша методика лечения – гипнотерапия с бинауральной стимуляцией – как раз позволяет убрать этот патологический очаг и значительно снизить общее напряжение в мозге. То есть наша методика воздействует на причину и механизм протекания ОКР. После проработки первой детской психотравмы и значимых ситуаций, после которых появились первые навязчивости, патологический очаг исчезает. Бинауральная стимуляция уменьшает общее напряжение, повышает устойчивость к стрессу, даёт выброс своих эндорфинов и энкифалинов, которые улучшают эмоциональный фон. Когнитивно-поведенческая терапия позволяет убрать негативное мышление и поменять деструктивно поведенческие реакции на более здоровые и позитивные.
Клинический случай
Женщина 32 лет обратилась по поводу эритрофобии – навязчивого страха покраснеть при общении с людьми и при выступлениях. По роду деятельности – адвокат, приходится выступать публично, также сложно общаться с мужчинами, особенно незнакомыми. В первые минуты общения или выступления «сердце стучит как сумасшедшее, тёплая волна приливает к шее, лицу», потеет, путается, очень стыдится своей красноты.
Прошла 5 сеансов гипнотерапии. Как выяснилось при регрессивном гипнозе, первый раз испытала подобную реакцию в 4 года, когда увидела шаровую молнию во время грозы, которая разорвалась рядом с ней.
В 6 лет в детском саду рассказывала стих на утреннике, мальчик из её группы громко сказал: «Ты красная, как помидор». После этого любая ситуация общения, особенно с посторонними людьми вызывала реакцию стресса – сердцебиение, гиперемию лица и шеи. После проработки этих ситуаций исчез стыд. Женщина по-прежнему при разговоре испытывает волнение, но эта реакция гораздо слабее. Исчез страх и стыд при выступлении, «при общении с молодыми людьми могу покраснеть, но это уже не особо парит».
Через 2 года обратилась вновь по поводу взаимоотношений с мужчинами. Навязчивые страхи ушли, беспокоит тревожность, которая усиливается при отношениях с молодыми людьми, страх одиночества. При гипнотерапии найден ещё более ранний травматичный эпизод, который всплыл при гипнотической регрессии. В 1,5 года девочка лежала в больнице в течение 2 недель (это ей ранее говорила мама). Страх, что её бросили родители, чувство безысходности при этом воспоминании вызвал бурную реакцию, слёзы. После терапии тревожность ушла, повысилось настроение, улучшились взаимоотношения с её молодым человеком.
Пренатальная терапия
Алисон Хантер, Шерли Уорд
Развитие терапии родовых и внутриутробных травм
В конце 70-х годов в своей практической работе мы подошли к оказанию реальной помощи клиентам по преодолению пережитых ими родовых и внутриутробных травм. Мы опирались на гипотезу Франка Лейка, что любая травма, пережитая матерью в период беременности, через пуповину передается плоду. Кроме того, мы установили, что плод, находясь в утробе матери, которая переживает какую-либо травматическую ситуацию, как бы пропитывается негативной атмосферой этой травматической ситуации. Таким образом, мы пришли к выводу, что плод испытывает влияние травмы не только через пуповину, но и через ауру материнского поля в ходе всего периода пренатального развития.
Методика нашей работы состояла в том, что клиенту предлагалось лечь на расположенный на полу матрас, окруженный защитными подушками и, если это было ему удобно, свернуться, приняв позу эмбриона. Сконцентрировавшись на углубленном дыхании, он устанавливал контакт со своими чувствами, направляя их на то, чтобы исследовать тело, разум и дух в целью локализации этой первичной травмы. Излечение, судя по всему, происходит тогда, когда клиент возвращается к этой ранней травме и осознает, что реакция эмбриона, младенца или маленького ребенка не должна больше воспроизводиться в жизни взрослого человека. С этого момента поведение, как правило, достаточно сильно изменяется и взрослый человек начинает вести себя рационально и адекватно, а не как неразумное дитя.
«То, как человек был рожден, по-видимому тесно связано, с его общим взглядом на жизнь, соотношением оптимизма и пессимизма, его отношением к другим людям, способностью противостоять ударам судьбы и добиваться своей цели.» Станислав Гроф.
СЦЕНАРИЙ РОЖДЕНИЯ СТАНОВИТСЯ СЦЕНАРИЕМ ЖИЗНИ
В ходе терапии, когда мы проводим клиента от зачатия до рождения, для нас становится все более и более очевидным, что именно сценарий рождения становится сценарием жизни, и человеческий организм способен не только полностью запоминать этот сценарий рождения, но и претворять его в реальную жизнь — каким образом, мы пока не знаем. Нам известно, что существуют три составные части родовой травмы, нуждающиеся в исцелении: эмоциональное чувство, физическое ощущение и историческая память. Весь процесс кажется необъяснимым и многие клиенты считают, что их негативное отношение к жизни неисцелимо и необратимо. Травмированные люди страдают от разрушительных ощущений того, что они нелюбимы, отвергнуты и от невыносимого страха смерти. Их жизни угрожает опасность, их чувства уязвлены, их «Я» не существует, и эти реакции передаются и проецируются на окружающих людей и ситуации. Переживание заново на физиологическом, психологическом и духовном уровне процесса рождения, во время которого имело место нечто негативное, и осознание этой негативной ситуации, может облегчить процесс исцеления и обратить негативные реакции на первичную травму.
То, что произошло в пренатальный период и в процессе родов, отпечатывается в виде схемы и первичного сценария, зафиксированного при рождении. Например: «У меня все происходит неправильно», «Мне надо бороться, чтобы выжить», «Я хожу по кругу», «Я, наверное, никогда не смогу что-либо завершить», «Я никогда не понимаю, что происходит», «Я никогда этого не сделаю». Все эти установки омрачают жизнь клиентов и мешают им реализовать тот потенциал, которым они обладают. Дальнейшее повторение этих паттернов в периоды младенчества и детства способствует тому, что они укрепляются и фиксируются и, таким образом, сценарий рождения постепенно становится сценарием жизни.
«Нарастающий дистресс — вполне реальная опасность, характерная сегодня для внутриутробного состояния, так же, как и применение щипцов, и искусственно ускоренные роды — все это постоянно увеличивает число ущербных людей, которые будут смотреть на жизнь так же, как это делаем мы и будут продолжать раздоры.»Франк Лейк.
РОДОВАЯ ТРАВМА
Ясно, что травматичные роды во многом определяют характер и образ жизни. Другими словами, в момент рождения человека формируются ощущения, которые впоследствии на подсознательном уровне управляют им. Следует различать проекцию взрослого опыта на инфантильный мир плода и включение в поведение взрослого человека негативных паттернов гнева, тревоги и ужаса, почерпнутых из соответствующего младенческого опыта. Наше многолетнее изучение различных типов родов выявило сходство личностных установок клиентов, переживших роды одного типа. Интересно, что к такому же выводу пришли Рей и Мандел (Ray and Mandel) при исследовании влияния характера родов на взаимоотношения людей (1).
Мы обнаружили, что у многих людей дистресс и родовая травма остаются подавленными и не проявляются в сознании до конца подросткового возраста, начала взрослой жизни или даже — середины взрослой жизни. Они могут проявиться во время болезни, сильного психологического давления или стрессовой ситуации. Открытие, что наши основные, первичные нарушения берут начало в эмбриональной жизни, означает, что для того, чтобы человек мог полностью раскрыть свой потенциал и быть максимально эффективным, терапия должна производиться с регрессией на тот же начальный (эмбриональный) уровень.
Различные типы родовой травмы
В традиционную медицинскую классификацию типов родовых нарушений входят: тазовое предлежание, использование щипцов, кесарево сечение, стимуляция, преждевремененые или поздние роды, поперечное предлежание, лицевой поворот, применение лекарств и анестезирующих средств.
Жизненные Сценарии
Мы предлагаем изложенную ниже классификацию жизненных сценариев, выявленных у взрослых людей, которые, лежа на полу, совершали регрессивное возвращение в процесс своего рождения.
ТАЗОВОЕ ПРЕДЛЕЖАНИЕ С ПОВОРОТОМ
Плод перед выходом из утробы был повернут:
«Я считаю, что все очень сложно. Я всегда делаю то, что не хочу делать. Я боюсь, что то, чем я начинаю заниматься, не получится. Я хожу кругами, стараясь достичь цели.»
ЩИПЦЫ
Это также насильственный тип рождения — помощь в конце концов приходит, но можно ли еще раз довериться такой помощи и поддержке? Людям, извлеченным с помощью щипцов, свойственна двойственность. Установка при рождении часто выглядит так:
«Почему я должен все делать сам? Почему кто-то еще не может это сделать как следует? Они все так некомпетентны! Я сделаю это сам, так надежнее. Жизнь это постоянная борьба! Мне приходится все контролировать, но мне нужна помощь. (Двойственность всегда сопровождается большой недоверчивостью). Я не собираюсь этого делать. Почему мне всегда приходится работать под таким сильным давлением?»
КЕСАРЕВО СЕЧЕНИЕ
При кесаревом сечении человек входит в мир через другие врата. Его проблема заключается в том, как приспособить к жизни опыт типа «это было сделано другими» вместо «сделать это самостоятельно». Матерям таких детей трудно приучить их делать что-либо самостоятельно и научить ограничениям, которых у них никогда нет, в отличие от детей, рожденных обычным вагинальным путем:
«Все, что я бы ни делал, делать не стоит, потому что все равно ничего не выйдет. Я хочу знать, куда идти и что делать. Я жду, чтобы что-то произошло. Все в порядке: дело все равно будет сделано, кто-нибудь другой сделает его. Здесь какой-то пробел — место, которого я не помню. Они все правы, а я не прав. Я буду сидеть и ждать. Я начинаю что-то и не могу закончить. Я не могу думать сам. Я никогда не бываю в нужное время в в нужном месте»
СТИМУЛЯЦИЯ
Вследствие нарушений в развитии эмбриона, или по другим медицинским соображениям, роды стимулируются или искусственно инициируются:
«Я не готов! Не подталкивайте меня. Я чувствую себя беспомощным, я не знаю, что делать. Я не знаю, как это делать. Мне чего-то не хватает. Это большая проблема — узнать, как начинать. Я не могу достичь того, чего хочу. Подожди, я не буду это делать, пока не буду готов.»
В течение последних девяти лет мы много времени посвятили поискам способов помочь нашим клиентам облегчить боль, причиненную этими ранними травмами и не совершать над собой психического и физического насилия в ситуациях, сходных с той, когда возникла первоначальная боль. Это не всегда возможно, но когда понимаешь через какие стрессы доводится проходить плоду, сила человеческого организма поражает.
БОЛЕЗНЬ МАТЕРИ
Серьезная болезнь матери часто приводит к тому, что ребенок испытывает шок в течение большей части, если не всей своей жизни.
«Я болен. Это моя вина, что она болеет. Я чувствую себя выжатым. Если я делаю большие усилия, чтобы достичь того, что мне хочется, то в в результате это оказывается не тем, чего я хочу. Такая степень близости делает меня больным. Меня нельзя было кормить, от молока я заболевал. Со мной что-то неладно. Я всегда чего-то ожидаю, и мне ничего не возвращают. Это все моя вина.»
Печально, что человек может всю жизнь болеть и так никогда и не понять, что он несет в себе болезнь матери в виде воспоминания. Для того, чтобы исцеление состоялось, клиенту жизненно важно отделить свои собственные ощущения от ощущений матери в тот ранний период.
СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
НЕПРАВИЛЬНЫЙ» ПОЛ!
Переживание по поводу того, что ты — девочка, тогда как ждали мальчика, является весьма болезненным событием. Или быть мальчиком, когда в семье уже есть один, два, три, четыре и даже пять мальчиков — можно только удивляться, если в жизни такого мужчины все будет идти нормально. Установки такие:
«Я всегда делаю не то. Я всех разочаровываю. Я никому не бываю приятен. Я хочу, чтобы вы любили меня. Я умру без любви. Она меня не хочет. Я в двойном капкане — она хочет меня, но со мной все не так; я неудачник, и никогда не смогу это изменить.» И находясь в утробе, эмбрион часто чувствует, что у него не тот пол, который хотели бы родители.
КОГДА МАТЬ ОБНАРУЖИВАЕТ, ЧТО ОНА БЕРЕМЕННА
Реакция матери на свою беременность может оказать сильное влияние на новый человеческий организм. Если у матери отсутствует полное принятие этого факта у эмбриона возникает ощущение, нежеланности и отвержения. Если мать испытывает ужас, то плод испытывает (по Ф.Лейку) запороговый стресс. Отторжение обращается внутрь и трансформируется в глубокое и перманентное чувство ненужности. Установки могут быть такими:
«Я никому не нужен. Меня никто не любит. Меня никто не хочет. У меня все не так. Я всегда неправ. Я хотел бы, чтобы меня не было. Я ничтожество. Мне нужно признание. Это моя вина. Я всегда чувствую себя виноватым.»
ИМПЛАНТАЦИЯ В МАТКЕ.
Установки, которые формируются при имплантации, удивляли нас в течение многих лет. Мы проникали все дальше и дальше, чтобы найти для людей точки исцеления. Мы установили, что в том случае, когда переживание родовой травмы не разрешает проблемы, можно продолжить движение назад (хотя это верно не для каждого человека). Это известно тем, кто знаком с работами С. Грофа.
Нахождение в матке места для имплантации влияет на то, каким образом человек «подходит» для жизни. Установки, получаемые от имплантации таковы:
«Для моего существования нет места. Я нигде не могу обосноваться. Я ничему не принадлежу. Я никому здесь не нужен. Я боюсь стремиться к чему-либо. Почему мне так мучительно трудно найти удобное место? Жизнь бросает меня из одного кошмарного места — в другое. Мир кажется мне небезопасным.»
Найти свое место в жизни — очень важно. Найти то, чему принадлежишь — это часть процесса исцеления. Очень интересно заново пережить то, как обретается чувство безопасности и защищенности в утробе.
ПОПЫТКА АБОРТА ИЛИ СОСТОЯНИЕ, БЛИЗКОЕ К СПОНТАННОМУ АБОРТУ
На тех, кому удалось выжить, попытка аборта или состояние, близкое к спонтанному аборту или выкидышу, оказывает стрессовое воздействие. Франк Лейк всегда подчеркивал, что невозможно дольше допускать, будто плод в возрасте 24–28 недель ничего не испытывает при попытках аборта. Еще в конце 70-х годов было получено научное подтверждение (Verny, 3) того, что в этот период уже сформирован высоко развитый организм, чутко реагирующий на любые изменения окружающей обстановки.
Как мы установили, плод, переживший попытку неудачного аборта, знает, что его присутствие нежелательно, а его жизнь находится в опасности. Он переживает свое почти состоявшееся убийство, ужас смерти с поразительной точностью. Острое чувство отверженности в течение всей жизни является бедой многих, кто пережил подобный ужас. Близость смерти при спонтанном аборте может оставить ощущение постоянно таящейся за углом гибели. Преждевременно родившийся ребенок может воспринять также материнский страх, сделав его своим, в результате чего он будет испытывать двойной ужас.
Несчастные случаи с матерью во время беременности (такие, как падение с лестницы, автомобильные и велосипедные аварии), тоже воспринимаются зародышем как попытка убийства. Когда человек вырастает, эта младенческая логика может заместить взрослую, но с помощью возврата назад можно восстановить искаженную ситуацию.
Установки, диктуемые попыткой аборта, похожи на таковые у приемного ребенка и характеризуются полным отвержением:
«Я здесь по ошибке, мне не следует быть здесь. Мне надо остановить боль — это так мучительно. Я все время испытываю напряжение. Я не знаю, нужен я кому-нибудь, или нет. Я не могу забыть — и я не могу ничего с этим поделать.Я не хочу никого огорчать. Я хочу раствориться. Я хочу умереть. Я хочу убраться ко всем чертям!»
В терапии большое значение придается негативным сторонам дородового развития, поскольку это то, с чем терапевт работает, что он должен исцелить. Отметим, однако, что многие клиенты, переживая состояние нахождения в матке, испытывают радость, любовь и другие положительные эмоции. Нередки случаи, когда клиенты в процессе творческой регрессии достигают ощущения « основы существования» в том виде, как оно впервые было ими испытано в течение недели между зачатием и имплантацией зиготы в стенку матки. Франк Лэйн и мы обнаружили, что некоторые люди бывают поражены и даже ослеплены блаженством и великолепием своего входа в фазу бластоциста прежде, чем эта свободная, мистическая сущность будет скована имплантацией. Объединение обменных процессов плода и матери, происходящее через пуповину — это то воздействие, которое эмбрион без сомнения ожидает, но в определенном смысле оно является негативным, сильно ощущаемым.
Установки, получаемые при зачатии могут быть такими:
«Мне не следует здесь находиться. Я ненавижу жизнь. Я хочу умереть. Я не хочу быть нигде. Оставьте меня в покое. Почему я нахожусь там, где я не хочу быть?
БЛИЗНЕЦЫ
Существуют классические установки, вызываемые синдромом близнецов. Близнец, родившийся вторым, часто воспринимает первого, как более умного, яркого и как лидера. Второй близнец будет мириться с положением вещей, считая, что с его положением ничего нельзя поделать, часто будет ждать, что что-то случится, словно оно «в пути». Часто установка проявляется в том, что второй близнец знает выход из трудных ситуаций, но чувствует себя не в состоянии что-либо сделать в этом направлении. Другие установки таковы:
«Я не признан, я не знаю, куда идти. Никто не ждет меня. Все забыли меня. Я незначителен. Мне не следует здесь быть.»
Это стимулирует такие житейские качества, как недоверчивость, склонность к гневу и чувству покинутости. Второй близнец повторяет то, что делает первый: «Я делаю легкий выбор, позволяя ему действовать первым.»
Первый близнец часто испытывает чувство вины и является лидером. Он часто ведет себя как старший брат или сестра. Близнецы часто хотят иметь свое собственное место, испытывают чувство страха близости, но в то же время стремятся к близости и чувствуют, что не смогут жить друг без друга.
Если происходит трагедия, и один из близнецов погибает, либо в результате родов, либо после них, оставшийся в живых близнец безмерно страдает. Сценарий становится следующим:
«Я чувствую, что утратил что-то в своей жизни (и это становится реальностью и выходит на поверхность, даже если выжившему близнецу многие годы после рождения не говорили о том, что он родился как близнец и его близнец умер). Я выполняю двойную работу в своей жизни. Что-то в моей жизни не так. Не понимаю, почему я так много плачу.»
По лицу такого человека часто пробегает гримаса удивления, он часто испытывает чувство потерянности, либо заглядывает в лица прохожих и изучает их, постоянно ища кого-то, кого здесь нет.
Синдром потери близнеца также испытывают люди, родившиеся преждевременно, когда один близнец погибает в результате спонтанного аборта. Практически 65% оплодотворенных яйцеклеток подвергаются спонтанным выкидышам.
Это лишь некоторые из жизненных сценариев, с которыми мы столкнулись за многие годы.
ТРАВМА ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ
От работы с родовой травмой наши исследования продолжались в направлении различных аспектов внутриутробной жизни — ее зависимости от ситуаций, которые происходили в нормальной жизни матери. Эти ситуации имеют сильное влияние на жизнь эмбриона и плода. Франк Лэйк назвал это негативным эффектом пуповины или синдромом дистресса мать/плод, однако ему не удалось установить, почему человеческий организм способен помнить так много деталей этой жизни.
Находится ли разум в энергетическом поле? Если это так, то можно ли этим объяснить очевидное существование клеточного сознания?
Природа того, что позволяет получить терапевтический эффект, стала более понятной после нашей встречи с Розалин Бруйер — первой американской целительницей, способной читать ауру, способности которой были подвергнуты научному изучению. Вместе с доктором Валери Хант Розалин Бруйер в 1979 г. принимала участие в исследовании Рольфа (4). Это было научное исследование, проведенное более чем на 1000 клиентов, которые подвергались глубокому массажу, в то время, как присоединенные электроды регистрировали изменения электромагнитного поля. Розалин также фиксировала изменения конфигурации электромагнитного поля, причем было установлено прямое соответствие между тем, что видела она, и показаниями приборов. 18-летние исследования д-ра Хант выявили связь энергетического поля с сознанием. Эти новые научные воззрения вскрывают связь между биологическими явлениями и Полями Разума.
В нашей работе роль энергетического поля тела, которым обладает человек, приобретает новый смысл. Это связано также со всеми «новыми» и альтернативными методами и лекарствами, которые наводняют рынок. Они все базируются на энергетической системе тела, не признаваемой западной медициной. Приобщение западного мира к йоге, основанной на системе чакр, по-видимому предлагает Западу нечто большее, чем просто техника релаксации.
Розалин Бруйер считает, что разум пребывает в энергетическом поле, находящемся внутри и вокруг тела и контролируемом мозгом. Мы использовали эти идеи в нашей работе параллельно с теорией Франка Лэйка о существовании клеточной памяти, или клеточного сознания. Если разум находится в энергетическом поле, то память также присутствует в каждой клетке тела. Хотя клетки часто обновляются, воспоминание присутствует в энергетическом поле подсознания и остается там до тех пор, пока не переносится в память и не распространяется в ней.
С таким пониманием универсальности разума, проникновением глубоко в клеточную структуру, наша работа по пренатальной терапии начала обретать смысл, особенно в отношении эволюции единичной клетки, которая должна образовать новое человеческое существо. Это также помогло нам понять, что наша работа, которую мы совершали, как священнодействие, и все целительство в целом — духовно. Это также породило более широкую идею — является ли универсальный разум частью того, что или кого мы называем Богом? Если некоторые люди многозначительно заявляют, что Бог — везде и во всем, то саму концепцию, утверждающую, что человек, сотворен по подобию Бога, можно понимать несколько иначе.
ДОСТОВЕРНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ
В связи с проблемой клеточного сознания Грэхэм Фаррант рассказал интересный случай во время своего семинара в Англии в ноябре 1990 г. В родильной палате австралийской больницы была установлена видеокамера. Было замечено, что сестры и акушерки, принимая ребенка, задерживали дыхание, возможно переживая ощущения своего собственного рождения. Им показали видеозапись, после чего они делали сознательные усилия для того, чтобы нормально дышать во время рождения ребенка. Результатом было то, что во время последующих 793 родов не нужно было вводить трубку в горло ребенка, чтобы облегчит его дыхание. Если существует такой эффект, оказываемый нами друг на друга, то углубленное изучение разума может оказать далеко идущее воздействие на всю человеческую расу.
Результаты нашей работы показывают, что травма, полученная в течение первого триместра становится причиной формирования определенных типов личности, а также источником болезней взрослого человека. Хорошо известно, что раковые клетки — это эмбриональные клетки с низкой амплитудой, но большой скоростью размножения. В эмбрионе, возраст которого находится в пределах первого триместра (первые три месяца), если мать подвергается травме, растущие эмбриональные клетки фиксируются в таком окружении. Наша гипотеза состоит в том, что если во взрослой жизни возникнет сходная ситуация, она может запустить, возродить в сознании или рестимулировать травму и, возможно, вызвать болезнь. Мы уже встретились с этим в случае брадикардии, тахакардии и гнева, которые составляют у взрослых людей основу определенных психических и психиатрических случаев.
Перевод: Е.Н. Мяснянкина
© На перевод: МИЦЧ «СанРэй»,1998
НИИ Психотерапии и Клинической Психологии
Школа физического и духовного развития «Навигатор в океане жизни»
Публикации НИИ
Возрастная регрессия как инструмент коррекции пренатальных негативных импринтов
Год публикации: 2008
Автор: Шамиль Ташаев
«Перинатальная Психология и Психотерапия» (материалы III Международного конгресса), Санкт-Петербург, 30 мая — 2 июня 2008
НП «ИПТП» НИИ Психотерапии и Клинической Психологии (Санкт-Петербург)
В настоящее время все большее число исследователей в области пренатальной психологии и медицины приходят к заключению, что характер, поведение и в целом будущее ребенка формируются как за счет наследственности, условий среды обитания, воспитания и обучения в постнатальный период, так и за счет факторов пренатального периода развития ребенка. Это положение справедливо и для будущего семейного благополучия подрастающего поколения. Если такие науки как генетика, экология и педагогика уже состоялись и имеют свой инструмент воздействия на человека от зачатия до естественной смерти, то пренатальная психология и медицина только, только начинают строить концепции и вырабатывать свою методологию исследования человека и, соответственно оказывать научно обоснованную помощь в выборе жизненных ориентиров.
Цель настоящей работы заключалась в обнаружении пренатальных негативных импринтов, их влияния на постнатальный период жизни человека и исследование возможности ослабления или полного устранения этого влияния.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Создание методики возрастной регрессии для выявления пре- и постнатальных импринтов в бессознательном взрослого человека;
Снятие влияния импринта на постнатальную жизнь человека;
Оказание помощи человеку в реадаптации к условиям жизни, поиск новых осознанных жизненных ориентиров после развенчания выявленного импринта.
В период отработки и становления метода возрастной регрессии нами было проведено более сорока исследований на испытуемых обоего пола возрастом от 20 до 65 лет. С каждым из испытуемых проводилась разъяснительная беседа о предстоящем введении его в трансовое состояние. Испытуемый должен был четко отвечать на задаваемые вопросы, и в случае необходимости прислушиваться к советам ведущего. Особенностью состояния возрастной регрессии в нашем случае было то, что испытуемый никогда не терял контроля за внешней и внутренней ситуацией и полностью сохранял критику. Он также сам руководил длительностью погружения в трансовое состояние и мог в любой момент прекратить исследование или повести его в каком-либо другом направлении, отличном от того, что предлагалось ведущим.
Таким образом, наша методология возрастной регрессии существенно отличалась от известных науке до настоящего времени тем, что возрастная регрессия осуществлялась не только в интересах испытуемого, но и при его собственном волевом контроле процесса. Ведущий осуществлял лишь общее руководство процессом.
При обнаружении негативного факта пренатальной биографии (импринта) во время возрастной регрсссии ведущий предлагал испытуемому оценить данный факт с позиции уже накопленного к настоящему моменту испытуемым жизненного опыта или любым другим известным способом девальвировал значимость обнаруженного факта. Маркером успешно проведенной работы являлось перераспределение тонуса мимических мышц испытуемого. Выражение лица становилось умиротворенным. спокойным, отпечатки неосознаваемой тревоги, страха и меланхолии постепенно стирались. После выхода из трансового состояния новое выражение лица сохранялось еще долгое время, н многие из испытуемых сообщали, что чувствуют невероятное облегчение и душевный подъем.
В дальнейшем, с испытуемым проводилась рациональная психотерапия, помогавшая сму в выборе новой стратегии поведения. Все беседы н весь процесс возрастной регрессии записывались на диктофон и выдавались испытуемому для самостоятельной работы.
Возрастная регрессия абсолютно всех испытуемых содержала богатый и неповторимый индивидуальный материал, начиная с ранних сроков пренатальпого периода. Каждый из «сюжетов» возрастной регрессии тщательно анализировался совместно с испытуемым на предмет возможного влияния его на испытуемого в настоящем моменте, т.е. на предемет неосознаваемого испытуемым импринта.
Детальное описание полученного материала не входит в задачу настоящей работы, так как по причине большого объема материала требует нескольких десятков сграниц. Поэтому мы ограничимся двумя характерными случаями из нашей практики.
Испытуемая Е. 38 лет, имеет двоих детей от разных мужей. В настоящее время живет одна и воспитывает детей самостоятельно, без помощи мужа.До обращения к консультанту — неопределенность жизненной позиции, отсутствие планирования будущего н какого-либо целеполагания, неудовлетворенность собственной жизнью. Во время возрастной регрессии ислытуемая утверждала, что не принимает в процессе родов никакого активного действия в связи с тем, что не сама принимала решение о появлении на свет. Поэтому пришлось применить способ Крестеллера. Опрос мамы подтвердил применение способа Крестеллера. Выяснилось также, что до самого последнего момента её мама боялась думать о предстоящих родах (первые роды и беременность).
Боязнь обращения к врачам и панический страх перед белыми халатами. Во время возрастной регрессии испытуемая утверждала, что видела, как мама на приеме у гинеколога подверглась унизительным оскорблениям по поводу своего неумелого поведения на приеме. Опрос её мамы подтвердил хамство гинеколога.
В обоих своих неудавшихся семейных отношениях испытуемая считает виноватыми своих партнеров. Возрастная регрессия в данном случае выявила несколько других негативных фактов во взаимоотношениях родителей во время беременности мамы, где она считала более правой маму, чем отца.
На этапе рациональной терапии испытуемая осознала ранее осознаваемое ею влияние негативных фактов пренатального периода на поведение и качество жизни. Приняла необходимость активной позиции в жизни и более ответственного подхода в построении семейной жизни. Овладела методами аутотренинга. За прошедший год после возрастной регрессии добилась хорошего карьерного роста на работе, имеет достаточный заработок для организации достойного быта и отдыха своей семьи. Поняла необходимость создания полноценной семьи и планирует еще раз выйти замуж и родить может быть еще одного ребенка.
Испытуемый Е. 22 лет, ярко выраженный астеник, студент технического ВУЗ’а — затрудненная коммуникабельность в социуме и семье. Отношения с отцом очень плохие, практически не имеет друзей, с противоположным полом также отсутствуют любые контакты. За несколько сеансов совместного погружения в трансовое состояние для осуществления возрастной регрессии, обучился самостоятельно без помощи ведущего осуществлять возрастную регрессию. После совместного и в основном самостоятельного многократного прохождения возрастной регрессии, у испытуемого Е. произошли существенные изменения в качестве жизни, наладились отношения с отцом, появились друзья, поступил в аспирантуру и в целом он сейчас находится на подъеме своих жизненных и творческих сил.
В подтверждение сказанного приведу выдержку из дневника самонаблюдения Е.:
Хочу написать отчет о своих занятиях медитацией, путешествиями. Во время одной из медитаций при вхождении в транс почувствовал спертость дыхания, напряжение в шее, решил отправиться в момент времени жизни, который этому способствовал. Ошутил себя маленьким трехлетним ребенком, взахлеб рыдающим. После нескольких путешествий в это состояние определилась следующая картина. Я совершил какую-то детскую шалость, получил сильный пинок от отца, в слезах, задыхающийся от плача, пришел к маме. Она очень жалостливо со мной себя вела, говорила мне откровенно жалостливые слова типа «Ах ты мой бедненький!» и т.д. ( При регрессиях звуки слышу плохо, воспринимаю смысл, настроение сказанного, которые, возможно, неточно интерпретируются рассудком). Ощущаю, что мамина жалость, как оказалось, явилась более сильным импринтом, чем отцовская жесткость. Я перед виртуальной свечкой просил прошения, прощал и отпускал, проговаривал, что именно благодаря этой ситуации я стал таким, как есть, что эта ситуация закалила меня, пережил эту ситуацию как она есть и вел в ней себя, как воин: терпеливо, безжалостно, не относясь к себе серьезно. Именно при этом переживании получил наиболее четкую картину происходящего. После этого в медитациях чувство трудности дыхания продоолжало появляться вместе с чувством сильного давления в черепной коробке, и при желании выяснить причину отправлялся сразу в утробу матери. После нескольких путешествий в утробу мамы прояснилась следующая картина. При передвижении к выходу в свет пупочный канатик обвился вокруг шеи, я начал задыхаться, возникли трудности с продвижением. Через некоторое время услышал голос женщины принимающей роды, смысл слов был такой: «Да он так никогда не родится!». Я почувствовал очень сильную обиду и, желая отомстить, решил для себя: «А возьму и не рожусь. » Когда меня вытаскивали, схватив щипцами за голову, чувствовал полный сумбур в голове, абсолютную невозможность что-либо контролировать. Когда я, наконец, появился на свет, ощутил чувство вины. На жизнь смотрел без интереса, был озабочен чувством, что неправильно родился, хотелось возвратиться обратно, заново переделать, в голове царил туман, и было абсолютно непонятно, что и как переделать. В жизни это проявляется в том, что, совершив какой-либо поступок, даже самый простой и неважный, я часто осматриваюсь и задаюсь вопросом: «А правильно ли я сделал? А как было бы лучше сделать?», тем самым загоняю себя в очень ограниченное пространство. При пересмотре ситуации, я изменил слова женщины с «Да он так никогда не родится!» на «Давай, мы тебя ждем, тебя ожидает прекрасный, таинственный и неповторимый мир!». Услышав такие слова, я быстро и легко родился и ощутил глубокую радость и интерес к жизни.
Старые родовые импринты остались, новые начинают постепенно выкристаллизовываться. Во время одной из медитаций «Страж порога» я увидел свою жизнь как гармонично раскрываюшуюся картину. Все те события, люди, которых я избегал, приобрели духовный для меня смысл. Я ощутил, что многие люди, с которыми мне не хочется иметь дело, обучают меня терпению, обучают меня сдерживать что-то в себе. После этих переживаний очень многое, чего избегал, стал принимать с миром и радостью. Спасибо.
Таким образом, на основании полученных результатов и литературы можно сделать следующие выводы:
Пренейт обладает памятью с самых ранних сроков нахождения в утробе мамы вне зависимости от степени созревания головного мозга.
Негативная информация хранящаяся в памяти пренейта после его появления на свет может вытесняться в подсознание и в качестве импринта оказывать существенное неосознаваемое человеком влияние на всю его последующую жизнь.
Импринты могут образовываться из негативных событий послеродовой жизни, вытесняться в подсознание и оказывать существенное неосознаваемое человеком влияние на всю его последующую жизнь.
Практически любое вытесненное в подсознание событие из пренатального и постнатального периода жизни человека может быть выведено в сознание и переосмыслено с точки зрения накопленного к моменту раскрытия памяти жизненного опыта.
Раскрытие и осознание первоначальной информации о событиях приведших к образованию импринта снимает или сильно ослабляет неосознаваемую власть импринта над качеством жизни и поведением человека.
Во время возрастной регрессии имеется возможность виртуального изменения негативного содержания импринта на положительное, что может иметь огромное значение для лечения тяжелых случаев невротических состояний, не поддающихся лечению стандартными способами фармакотерапии и психотерапии.
Литература