региональная диспропорция в качестве жизни способы их преодоления

Региональные диспропорции в современной России

В современной России существует значительное неравенство по уровню экономического развития и условиям жизни населения между центром и регионами: по уровню урбанизированности территорий, по площади территории, по численности населения, по уровню собственных доходов бюджета, по объему валового регионального продукта на душу населения.

Цель региональной политики — свести к минимуму те неравенства, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом, или ее частей. Поэтому для того, чтобы определить задачи региональноэкономической политики и средства их решения, необходимо выявить основные причины неравенства. К числу наиболее распространенных причин регионального неравенства относятся:

В России при переходе к рынку, наиболее уязвимыми оказались три группы регионов. К первой группе относятся регионы с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при переходе от плановых к рыночным ценам или внезапно потерявших покупательский спрос на свою продукцию (такими являются города, насыщенные предприятиями ВПК и инвестиционного машиностроения, лишившимися государственных заказов; промышленные районы с предприятиями, производившими потребительские товары, которые стали неконкурентоспособными на свободном рынке). Вторую группу образуют часть периферийных регионов. Их положение усложнилось из-за опережающего роста транспортных тарифов, по сравнению с ценами на производимую продукцию, вследствие чего многие транспортные и экономические связи с внутренними регионами страны стали неэффективными. К третьей группе относятся регионы, ранее получавшие из федерального бюджета, значительные средства на инвестиции и дотирование производства и лишившиеся этих источников финансового существования (например, многие северные регионы). При этом ряд регионов входили одновременно в две-три указанные группы.

Общепринятым объяснением инерционности структуры распределения населения и производства по территории страны являются унаследованные особенности развития, «эффект колеи», однако, в условиях ресурсно-сырьевого типа развития российской экономики возник ряд дополнительных факторов и условий, закрепляющих пространственные структуры.

Системное рассмотрение управленческих возможностей федерального центра оказывать влияние на социально-экономические процессы в регионах позволяет выделить следующие два направления подобного воздействия. Первое — применение прямых методов, связанных с выделением средств на поддержку жизненного уровня населения (социальные трансферты), пополнение доходов региональных бюджетов (бюджетные трансферты) и на поддержку отраслей экономики и социальной сферы (каждое из этих направлений может быть представлено расходами на текущее потребление и функционирование или затратами на инвестиции). Второе — использование косвенных рычагов государственного воздействия, сопряженных с изменением порядка формирования и распределения государственных доходов, установлением льготных условий налогообложения и формирования региональных финансовых ресурсов. Прямые и косвенные рычаги и методы федерального воздействия могут по-разному проявляться в конкретных видах экономической политики — налоговой, бюджетной, трансфертной, инвестиционной, социальной.

В качестве государственных механизмов снижения региональной асимметрии в России [1] выделяются четыре направления.

Источник

Возможности выравнивания региональных диспропорций

Одной из целей экономической региональной политики является выравнивание диспропорций в развитии экономики регионов. И, одним из главных направлений решения проблемы дифференциации регионов, является создание институциональной инфраструктуры, поскольку эффективность региональной политики во многом зависит от того, как организованы и как функционируют институты, созданные для ее проведения.

Поддержка депрессивных регионов, в которых производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития, основывается на таких принципах, как: обоснованность выбора объекта помощи, селективность политики государственной поддержки регионов, адресность и локализация помощи, легитимность и контролируемость.

Обоснованность выбора объекта помощи базируется на всестороннем анализе социально-экономической ситуации, разработке прогнозных сценариев развития ситуации в регионе, выборе наиболее острых по ситуации объектов. Прогнозные сценарии представляют собой краткую системную характеристику варианта состояния и развития депрессивной территории, включая и вариант нерегулируемого развития ситуации. С помощью этого же инструментария проводятся анализ состояния и диагностика развития депрессивных ситуаций в масштабах локальных территорий. Каждый из сценариев содержит сведения о собственных и привлеченных ресурсах, направлении перемен в формировании депрессивного состояния, механизмах его преодоления. Иными словами, сценарный вариант есть прогнозная характеристика изменения состояния депрессии и требующихся для этого ресурсов, управленческих действий и т. д. Сравнительный анализ сценарных вариантов должен позволить не только более обоснованно оценить остроту депрессивной ситуации, но и диагностировать саму возможность санации депрессивных территорий.

Селективность (избирательность) государственной поддержки регионов связана со множеством регионов и предприятий, требующих поддержки, а также с дефицитностью регионального бюджета. Объектами особой приоритетной поддержки в условиях массовых кризисных ситуаций социально-экономического, природно-ресурсного и экологического характера должна стать относительно небольшая группа производственно-хозяйственных (предприятия, объединения) и региональных (населенные пункты, ограниченные территории) структур, тех, где ситуация аномально обострена, а собственных и привлеченных ресурсов для перелома нарастающих негативных тенденций недостаточно. В производственно-хозяйственной сфере к числу таких структур, в первую очередь, относятся предприятия-банкроты; в региональных системах таковыми являются депрессивные территории, т. е. пространственно-локальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным причинам перестают действовать стимулы саморазвития, и, стало быть, нет оснований рассчитывать на автоматическое разрешение кризисных ситуаций. В то же время в отличие от обанкротившихся предприятий территории как совокупности социально-экономического, природно-ресурсного, экологического, культурно-исторического потенциалов общества, как неотъемлемые составляющие единого государства не могут, естественно, обрекаться на ликвидацию, на механическое прекращение их функций.

Сам факт существования депрессивных территорий делает невозможной реализацию в их пределах конституционных прав, сво бод и гарантий, отсюда вытекает безусловная необходимость разработки и использования на федеральном, субфедеральном и местных уровнях комплекса антидепрессивных мер. Это связано с тем, что рано или поздно точки депрессии становятся центрами политических, социально-экономических, экологических напряжений.

Санацией (оздоровлением) территорий называется система мер по решению проблемы депрессивности или отсталости того или иного территориального образования. Идеология санации депрессивных территорий в переходный период основывается на априорных представлениях о недостаточности ресурсов для общего и относительно равномерного подъема территорий и о предпочтительности концентрации средств в точках наибольшей депрессии с предварительным запуском специально разработанных системных механизмов санации. При этом требуют решения задачи обоснованного выбора таких экстремальных точек и таких системных механизмов. Пути санации депрессивных регионов сугубо индивидуальны. Так, санация шахтерских поселков после закрытия шахт не может быть совершенно одинаковой для населенных пунктов, например, в Заполярье и в Ростовской области. При этом не исключается возможность существования идентичных элементов в процессе санации, что позволяет использовать некоторые относительно стандартные процедуры. В ряду таких элементов можно, в частности, назвать новую переквалификацию части трудоспособного населения; создание организационно-правовых предпосылок активизации хозяйственной деятельности, организацию самодеятельного или целенаправленного переселения части жителей на более благоприятные территории и т. д.

Набор, последовательность и целевая ориентация мероприятий по санации в каждом конкретном случае индивидуальны, в силу чего их реализация требует специально разработанной программы. Определяющим элементом в выборе вариантов санации депрессивных территорий является ее конечная цель. В качестве такой цели могут выступать:

— тотальная санация, т. е. полный вывод из зоны депрессии промышленных объектов, переселение из нее жителей.

Механизмы проведения санации депрессивных территорий охватывают действия федеральных, субфедеральных и местных органов власти и хозяйствующих субъектов по решению проблем региона. Практически каждое частное действие по санации депрессивных территорий уже сейчас имеет нормативно закрепленный (хотя и не обязательно совершенный) механизм реализации.

Средствами (путями) санации региона являются: действия органов власти по социальной защите населения: мероприятия по банкротству предприятий; регулирование миграции; воздействие на чрезвычайные ситуации; государственная поддержка отраслей и территорий по каналам бюджетов и различных программ; упорядочение отношений собственности; регулирование земельных отношений; формирование и использование бюджетов и налогов; заключение многосторонних соглашений.

Система механизмов санации депрессивных территорий в современных кризисных, переходных, нестабильных условиях станет работоспособной только при опоре на совокупность следующих принципов:

Таким образом, возрождение России, интеграция в мировое сообщество не представляются возможными без максимального использования благоприятных и снижения негативных воздействий территориальных факторов, региональных природно-географических, социально-исторических и геополитических условий на социально-экономическое развитие страны.

Регулирование территориального развития осуществляется в виде государственной селективной поддержки отдельных регионов. Эта поддержка, как совокупность специально организуемых действий политического, правового, социального, финансового, экономического и иного характера, призвана: во-первых, давать стимулы (в том числе и ресурсные) развитию тех территорий, которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития; во-вторых, создавать условия для возникновения и функционирования национально значимых потенциальных «точек роста» (свободных экономических зон, технопарков и т. п.); в-третьих, обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций (содержание на территории объектов и отраслей федерального значения, финансирование закрытых административно-территориальных образований, содержание курортов и т. п.); в-четвертых, формировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого экономического и геополитического значения (например, Калининградская область, Дальневосточный регион).

При этом возникает сложная задача объективного отбора только тех наиболее нуждающихся в этой поддержке территорий, на которые можно оправданно потратить государственные ресурсы. Однако одно ясно, политика регионального выравнивания должна быть направлена на достижение социально-экономического равновесия между регионами только как на долговременную тенденцию.

Опорные регионы будут узлами опорного каркаса пространственной организации страны и должны «собирать» российскую территорию как основные транспортные узлы, зоны интеграции РФ с глобальной экономикой, территории концентрации центров управления товарными, финансовыми, информационными и миграционными. Функции опорных регионов необходимо дифференцировать в зависимости от способа «сборки» территорий, производственной специализации последних и их внутренних кооперационных связей, типа связывающих их транспортно-коммуникационных инфраструктур, способа интеграции в глобальную экономику, а также спецификой этапа развития, который переживает российское общество и его хозяйственная система в настоящий момент.

«Опорные регионы» призваны задать новую связанность для России. Следовательно, федеральная политика регионального развития должна быть ориентирована на формирование системы связанных опорных регионов. Возможно, за счёт «укрупнения юрисдикции» и формирования из опорных регионов некой публично-правовой корпорации, основанной на общем бюджете, единых функциях, равном статусе в органах управления и пр. (наподобие ЕС). Возможно, достижение этих целей может быть достигнуто за счёт разгрузки «опорных регионов» от содержания отстающего окружения, выделения их из этого окружения в виде наиболее динамичных городов или мегаполисов с вменением им функций национальных «окон-переходников» в глобальный рынок и девелоперов по отношению ко всей остальной территории страны. Возможно, речь идет о создании нескольких региональных демонстрационных программ по американскому образцу. Им может быть придан особый правовой статус, вплоть до статуса субъекта Федерации, аналогично Москве или Санкт-Петербургу. Фактически должен быть легализован сложившийся в системе глобальных обменов особый статус «регионов-городов».

Основанием признания того или иного региона «опорным» должна являться его стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны. Поскольку такая инициатива предполагает масштабное действие, постольку управление им в условиях отсутствия централизованного государственного управления требует создания стратегических партнёрств власти и бизнеса. Пока такие партнёрства не сформируются на территории, она не сможет выполнить функцию «опорного региона», даже располагая для этого отличными объективными предпосылками в виде наличия транспортного узла, крупной городской агломерации и пр.

Целью региональной политики является реализация интересов государства в отношении регионов и интересов самих регионов методами и способами, учитывающими специфику региональных систем (табл. 2).

Отличия политики выравнивания уровня развития регионов и поляризованного развития

Политика выравнивания уровня развития регионов

Источник

Влияние региональной диспропорции на социально-экономическое развитие России. Пути преодоления

региональная диспропорция в качестве жизни способы их преодоления

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 09.05.2020 2020-05-09

Статья просмотрена: 141 раз

Библиографическое описание:

Красикова, В. В. Влияние региональной диспропорции на социально-экономическое развитие России. Пути преодоления / В. В. Красикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69824/ (дата обращения: 06.10.2021).

В статье говорится о региональной диспропорции в странах. Эта тенденция в последнее время значительно набирает обороты, а следовательно, и борьба с такой проблемой должна быть комплексной. Автором проводится анализ состояния Российской Федерации по коэффициенту 90/10, в результате которого выявляется, что коэффициент региональной диспропорции равен 15,4, это означает серьезное неравенство между регионами, и большой разрыв в экономическом развитии между самыми богатыми и самыми бедными субъектами в стране. Данное исследование проведено с помощью сравнительного метода статистических данных. Результаты исследования приводят к выводу о возможных путях решения данной проблемы, одним из которых будет путь по инновационной траектории, здесь также выделяются свои трудности, об этом подробнее рассказывается в статье. Еще одним решением проблемы диспропорции станет развитие регионов.

Таким образом, одной из задач региональной политики является привлечение инвестиций для внедрения перспективных новых технологий и научных разработок.

Ключевые слова: диспропорция, регион, экономика, развитие, динамика, экономические показатели, благосостояние, инновации, ВВП на душу населения.

The article refers to regional imbalances in countries. This trend has recently been gaining momentum, and therefore, the fight against such a problem should be comprehensive. The author analyzes the state of the Russian Federation by a coefficient of 90/10, as a result of which it is revealed that the regional imbalance coefficient is 15.4, which means serious inequality between regions, and a large gap in economic development between the richest and poorest entities in the country. This study was conducted using the comparative method of statistical data. The results of the study lead to the conclusion about possible solutions to this problem, one of which will be the path along the innovative trajectory, its difficulties also stand out here, this is described in more detail in the article. Another solution to the problem of imbalance will be the development of regions.

Thus, one of the tasks of regional policy is to attract investment for the introduction of promising new technologies and scientific developments.

Keywords: imbalance, region, economy, development, dynamics, economic indicators, welfare, innovation, GDP per capita.

Автором предлагается к рассмотрению очень важной мировой тенденции, которая в последнее время начала набирать обороты — это борьба с региональным неравенством в странах.

Разница между регионами внутри государства по экономическим показателям может быть, подчас, даже больше, чем между разными странами.

В частности, в США средний реальный ВВП на душу населения приблизительно на 90 % выше, чем в Словакии. Вместе с тем, в США в штате Нью-Йорк ВВП на душу населения выше, чем в Миссисипи на 100 %.

Население, а также многие эксперты, взволнованы тем, что такие серьезные разрывы и расхлждения являются признаком того, что некоторые регионы значительно отстают, а это тормозит всеобъемлющий рост. Слабые показатели уровня развития регионов приводят к возмущениям и расшатывает доверие и организованность в обществе.

Один из методов исследования регионального неравенства заключается в расчете показателя 90/10 посредством деления реального ВВП на душу населения в верхних 10 процентах регионов на тот же показатель для нижних 10 процентов регионов в стране. К примеру, в Италии коэффициент 90/10 равен 2,25, это значит, что в обеспеченной провинции Больцано ВВП на душу населения примерно в 2 раза больше, чем в Сицилии.

Автором было проведено собственное исследование, по результатам которого коэффициент Российской Федерации равен 15,4. Это оказываает огромное отставание (в 15 раз) самых бедных субъектов России, таких как Республика Ингушетия (ВРП на душу населения 112,6 тыс.руб), Чеченская Республика (133,4 тыс.руб.) и другие, от самых развитых: Ненецкий автономный округ (ВРП на душу населения 6950,4 тыс.руб.), Сахалинская область (2407,9 тыс.руб.), город Москва (1423,6 тыс руб.) (таблица 1).

10% самых богатых РФ

ВРП на душу населения

10% самых бедных субъектов РФ

ВРП на душу населения

Ненецкий авт. округ

Ямало-ненецкий авт. округ

Ханты-Мансийский авт. округ

Чукотский авт. округ

Республика Северная Осетия

Республика Саха (Якутия)

Коэффициент 90/10 ≈ 15,43

В значительной степени, сводя к нулю серьезное уменьшение неравенства за последние три десятилетия, диспропорция между регионами в странах с развитой экономикой понемногу увеличивается с конца 1980-х годов. Коэффициент 90/10 в странах с развитой экономикой в современный исторический период составляет около 1,7, то есть в 90-м процентиле в среднем на 70 процентов состоятельнее, чем регион на 10-м процентиле. В то же самое время, между регионами разница в доходах существенно меньше, чем в рамках одного региона.

Прогрессирующие разрывы также говорят о том, чтои уже не так стремительно, как ранее, пытаются сократить отставание от состоятельных регионов более бедные регионы в странах с развитой экономикой.

Меньшую предположительную продолжительность жизни, плохие показатели здоровья, также имея более высокую младенческую смертность, в стреднем обладает население в отстающих регионах. В таких регионах уровень безработицы намного выше, а доля участия населения в рабочей силе — ниже, также в этих регионах меньше доли работников с высшим образованием и людей в возрасте, считающимся наиболее производственным (с 25 до 54 лет).

Отсталые регионы из-за таких негативных социально-демографических условий, часто имеют невысокую производительность труда (выпуск продукции на одного работника) в разных секторах экономики. Эта неблагоприятная разница составляет около 15 процентов в сфере финансов, профессиональных услуг и обрабатывающей промышленности.

Эта тенденция также очень актуальна для нашей страны — проблема диспропорции в распределении. Проведенные швейцарским банком Credit Suise исследования продемонстрировали, что имущественное расслоение России вырывается в лидеры по мировым показателям, исключения составляют малые народы Карибского бассейна. От общего достатка россиян 30 % приходится на долю миллиардеров (около 100 человек). Как и любая другая экономическая проблема, диспропорцияв развитии требует минимизации негативных последствий и мер по ее устранению.

Чтобы преодолнть диспропорцию существует несколько путей. Одним из самых действенных считается путь инновационной траектории. Предложил ее впервые Феликс Янсен. Он рассматривал инновации в качестве фактора, который обеспечивает стабильный рост и процветтание государства. Страны, ориентированные на нематериальные активы, получают конкурентные преимущества. Россия в этой области, с одной стороны, обладает потенциалом и базой научных исследований, а с другой — результаты исследования не всегда доводятся до практически используемых инноваций. На международном рынке российский инновационный продукт составляет всего лишь 1 % (к примеру, в США этот показатель достигает 40 %). Для достижения качественного роста нашей экономики применение инноваций является необходимым фактором.

Вдобавок, еще одним решением проблемы диспропорции станет развитие регионов. Такие мероприятия, как усиление финансирования на развитие отдельных сфер региона: строительство, производство, медицина, наука и др., спровоцируют рост занятости и доходов населения, что будет являться толчком развития инвестиционных проектов и частной экономики на длительную перспективу.

В настоящее время на региональном уровне непременно нужно стараться уберечься от изоляции и выстроить крепкий фундамент для активного экономического роста. Сегодня ключевым фактором конкурентоспособности развитых стран являются новые здания, технологии и идеи, что делает актуальным рассмотрение новых концепций успешного взаимодействия институтов национальной иновационной системы. При этом, мощной силой эффективного служения потребностям регионального экономического развития могут стать университеты. Они выполняют функции движущей силы инновационных исследований для государства. Достижения в исследованиях университетов побуждают к появлению новых отраслей и рынков, что ведет к увеличению экономического роста и созданию новых рабочих мест для деятельности граждан. В настоящее время университеты России нацелены на создание предприимчивого места, в котором люди могут сосредоточить старания исследователей, ученых и производителей по направлению ускроренного внедрения научных разработок. Это побуждает организовывать новый «креативный класс» студентов и серъезного соперничества за таланты.

Таким образом, одной из задач региональной политики является привлечение инвестиций для внедрения перспективных новых технологий и научных разработок. Для реализации такой политики в регионе власти должны создавать условия, которые будут способствовать наибольшему привлечению инвестиций из вне, как для благоприятной деятельности малого и среднего бизнеса, так и для преобразований крупного производства.

В наши дни инвестиционной политике региона нужно уходить от узкой направленности и совершенствовать экономическую отраслевую структуру путем обновления производственно-технической базы.

Из вышесказанного вытекает следующая проблема — внедрение инноваций. Хоть и инновации в современном мире играют важную роль, но в Российской Федерации эта сфера развита слабо. Любые инновационные технологии сталкиваются с проблемой их внедрения в регионы России, среди них такие, как: недостаточное вовличение бизнеса в формирование законодательной базы; низкий уровень цифровой грамотности населения; несовершенство техноологий.

Также важной проблемой является изношенность основных средств предприятия. Это оказывает отрицательное воздействие на развитие процесса модернизауии и освоение предприятиями инноваций, потому что при сильной изношенности фондов, предприятию внедрить какую-либо новую технологию невозможно. Получается так, что внедрение инновационного продукта может привести к обновлению большей части производственного комплекса. Многие предприятия не способны найти на это средства и отказываются от преобразований.

Эти проблемы требуют комплексного решения, таких как:

Все, перечисленные выше мероприятия, безусловно, оказывают положительное воздействие на развитие инновационной деятельности и борьбу с региональной диспропорцией в стране.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *