ребенок спросил в чем смысл жизни

Подросткам о смысле жизни

Подростковый и юношеский возраст – то самое время, когда со школьниками можно и нужно говорить о таком важном понятии, как смысл жизни, о его сути. Но такой разговор, безусловно, непрост.

Надеемся, что предложенный материал поможет ученикам сфокусироваться на главных аспектах поиска смысла жизни и станет толчком для развития в себе необходимых способностей, например рефлексии.

Понятие смысла жизни

Кто я? Зачем я? В чем смысл моего существования? Зачем я живу? Ради чего я живу? Наступает момент, и каждый человек начинает задавать себе и другим подобные вопросы. Наступление времени такого рода вопросов говорит о том, что человек вышел из возраста детства и начал понимать самого себя, задумываться о том, как и зачем ему жить. Это очень важные вопросы, и без нахождения своих, личных ответов на них трудно жить, работать, строить отношения с другими людьми. Но найти свой личный ответ легче, если знаешь о том, как на подобные вопросы отвечали другие люди, что известно о таких поисках философии, психологии, как описаны поиски смысла в великих произведениях мирового искусства. То есть познакомившись с опытом других людей и целых поколений.

Говоря о смысле жизни, люди имеют в виду что-то, что придает жизни ценность, выходящую за рамки самого существования человека, за его хорошее или плохое самочувствие или чью-то оценку.

Можно сказать, что смысл жизни – это знаменатель, позволяющий нам оценивать всё, что с нами произошло, происходит или может произойти. Благодаря ему мы расставляем приоритеты в целях и судим о собственной жизни. Получается, смысл стоит выше целей и ценностей.

В конкретных жизненных ситуациях мы ставим цели и стремимся к их достижению: «Я хочу научиться играть на синтезаторе», «Я хочу попасть в финал Всероссийской олимпиады по физике в этом году», «Я хочу поступить в медицинский институт». Выбирая цели, мы руководствуемся определенными ценностями: «Хочу получить профессию, которая позволит мне помогать людям», «Мне нравится писать музыку», «Я хочу доказать себе, что способен стать лучшим в физике…».

Но все наши цели и ценности становятся по-настоящему важными, когда над ними, как вершина, как купол, настроен смысл, то есть ответ на вопрос: «Ради чего?». Не всем людям важно понять, почему мы живем, но всем нам необходимо иметь ответ на вопрос, как нам жить. Именно для ответа на этот вопрос нам нужно понимание смысла.

ребенок спросил в чем смысл жизни

Рис.1. Масштаб понятия «смысл жизни»

Таким образом, смысл – это значение, которое придается жизни человека вообще и личной жизни в частности. Понятие смысла по масштабу соотносимо не с конкретным желанием, не с эпизодом в жизни, а с жизнью в целом (Рис.1).

Смысл освещает и придает значение всему, что делает человек, помогает правильно расставить акценты и критически отнестись к сделанному и задуманному. Как писал известный мыслитель ХХ века Карл Юнг, «человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной. Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих несчастий вынужден признавать, что играет роль в сказке, рассказанной идиотом».

Личный смысл жизни

Известный психолог рубежа ХХ– ХI веков предложил нам классификацию личных смыслов жизни, назвав среди них альтруизм, преданность делу, творчество, гедонизм (получение удовольствий), саморазвитие (Рис. 2).

ребенок спросил в чем смысл жизни

Рис.2. Классификация личных смыслов жизни

Альтруизм (служение другим).

«Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее», – говорил Альберт Эйнштейн. Служить другим, проявлять милосердие и оказывал поддержку слабым и больным, воспитывать и наставлять детей, участвовать в благотворительности – эти цели дают ощущение смысла многим людям. Многие философы и психологи признают, что человек устроен так, что его по-настоящему радует только то, что доставляет радость другим. Именно поэтому служение людям для многих становится самым осмысленным и самым желанным образом жизни. Выбор таких профессий, как врач, педагог, социальный работник и многих других также связан с осуществлением данного смысла.

Преданность делу.

Историк и философ Уилл Дюран писал в своей работе «О смысле жизни»: «Соединиться с целым, трудиться для него телом и душой. Смысл жизни заключен в возможности, которую она нам дает, – создать нечто большее, чем мы сами…». Приобщаясь к большому и значимому делу, человек чувствует себя значимым, нужным. Он работает на результат, который будет важен для мира и после его личного ухода из жизни. Это придает сил, наполняет уверенностью многих людей. Таким делом может быть участие в создании новейшей техники, лекарства от серьезной болезни, архитектурного шедевра и много другого. Непосредственная роль человека в этом деле может быть довольно скромной, но для обретения смысла достаточно чувства принадлежности к большому целому.

Творчество.

Создание чего-то нового, отмеченного красотой или гармонией – источник смысла для большинства людей, обладающих тем или иным талантом. Творчество не нуждается в ответе на вопрос «зачем?», оно само по себе имеет значение для того, кто посвящает ему всего себя. Но даже если и нет особых талантов, творческий подход к своей ежедневной работе, к приготовлению пищи, к игре, учебе, общению с друзьями, проявлению любви, уходу за домом добавляет жизни человека осмысленности независимости от уровня его достатка и физического здоровья.

Гедонизм (стремление к удовольствиям).

Согласно этой точке зрения, жизнь состоит просто в том, чтобы наполнять свое время, сохранять чувство удивления перед чудом мира, погружаться в естественный поток переживаний, искать и находить разнообразные удовольствия: чувственные, интеллектуальные, физические… Наполненность жизни яркими событиями и переживаниями и придает ей значение и смысл. У такого взгляда на жизнь всегда были свои сторонники и противники, и он имеет право на существование, как и все остальные.

Саморазвитие.

«Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим», – так написал известный писатель Ричард Бах. Саморазвитие, раскрытие своих талантов, самовыражение, самосовершенствование – для многих людей сегодня это слова, исполненные высокого значения. Эти люди рассматривают деятельность по раскрытию своего личного потенциала как главный смысл своей жизни. Выбор профессии, образа и места жительства, хобби, стиля общения в семье и воспитании своих детей – всё это может рассматриваться как возможность самопознания и саморазвития.

Среди перечисленных видов смысла нет хороших и плохих, правильных или неправильных. Гораздо важнее, что они есть, и забота каждого человека – найти среди них самый близкий или создать свой собственный смысл жизни

В поисках смысла

Поиск личного смысла – это особая деятельность, особая работа личности, которая может быть обозначена как осмысление. Особое значение такая работа приобретает в подростковом и юношеском возрасте, хотя и зрелые люди время от времени встают перед необходимостью переосмыслять свою жизнь. Поиск личного смысла может протекать поразному. Во-первых, это знакомство со смыслами, уже открытыми раньше другими людьми. Знакомство, примерка и присвоение. Можно сказать, что в этом случае человек заново открывает для себя смысл, давно известный человечеству. В этом нет ничего унизительного или нелепого. Это нормальный путь развития личности, присвоения, как принято говорить сегодня, культурного кода человечества. Чтение художественной литературы, знакомство с шедеврами искусства, биографиями и высказываниями великих людей, судьбами людей, живших в различные эпохи, помогают открыть для себя различные смыслы жизни. Открыть, примерить и, возможно, выбрать для себя.

Во-вторых, это смыслотворчество, создание новых смыслов. Каждое поколение людей вносит что-то новое в историю человечества. И обогащает потомков своим уникальным опытом поисков смыслов и достижения целей. Так, например, сегодняшние школьники сталкиваются с новой реальностью жизни человечества – виртуальной, информационной культурой. Значительная часть жизни многих современных людей проходит внутри информационных потоков, в виртуальном общении с другими людьми. Никогда еще человечество не сталкивалось с задачей поиска смысла жизни в такой ситуации. Тебе и твоим современникам предстоит выдержать испытание виртуальной реальностью и найти способы остаться людьми.

Поиск смысла жизни – это особая работа не только души, но и ума. Об этом нужно уметь думать, то есть обладать особой умственной способностью. Она называется рефлексией. Великий философ Дж.Локк следующим образом объяснял, что такое рефлексия: «Представим себе, что в голове человека сидит другой маленький человечек, который наблюдает и фиксирует, что делает большой человек. Эти наблюдения и осознание опыта и есть рефлексия».

Рефлексия – это способность, позволяющая человеку делать свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения, самого себя предметом внутреннего анализа и оценки. Благодаря рефлексии мы можем анализировать себя, оценивать, решать, что нам нравится, а что нет. И при необходимости и желании – изменять себя.

Рефлексия может помочь нам в размышлениях о смысле жизни. Заглядывая в себя, мы можем определиться с тем, что нам действительно важно, что находится на вершине нашего «Я»: желание помогать другим, быть нужным людям? Способствовать улучшению мира? Реализовывать свой талант? Познавать тайны мира? Жить ярко и насыщенно? Быть причастным к чему-то действительно большому и важному? Совершенствовать себя?

Потребность в смысле – одна из самых загадочных особенностей человека. И вместе с тем – одна из самых важных. Нет ничего более тупикового для развития человека и безнадежного для обретения им счастья, как состояние смыслоутраты. Можно сказать, что забота о смысле собственной жизни – это одна из главных человеческих забот с того момента, как он осознает себя как самостоятельную личность, и до самого конца жизни.

Марина Битянова, к.психол.н.

Источник

Остроумный священник объяснил подростку в чём смысл жизни и чем человек от обезьяны отличается

Здравствуйте, уважаемые читатели! С самого утра я подумывал написать вечерком пару статеек на сложные психологические темы. Но на пути домой я стал свидетелем очень любопытной сцены, о которой я не могу не написать. Уж больно мне она в душу запала.

Я часто езжу на маршрутном автобусе до бассейна и обратно и всегда в одно и то же время. Уже многих завсегдатаях попутчиков запомнил. Часто вижу в автобусе молодого попа, что служит в местной церкви. Честно говоря, мне очень странно видеть его в общественном транспорте. Я всегда думал, что у них отличные зарплаты и накопить на приличную машину должно быть не проблема. Ну, я человек нисколько не скромный, поэтому решил спросить его об этом напрямую. Подошёл, поздоровался, спросил. Он сказал, что просто не любит рулить и спросил у меня о том, почему я тоже без тачки. Видать решил, что я хочу его чем-то задеть или обидеть своим вопросом, не знаю. Я ответил честно, что зрение не позволяет. Потом ехали молча, до поры до времени…

На следующей остановке в автобус забрались девочки лет по 13 – 15 где-то в количестве трёх штук. Они спорили на какую-то философскую серьёзную тему. Я внимания сначала и не обратил. Ну умничают детишки, что с того? Сейчас у каждого второго пятиклассника на страничках в соц сетях вместо статуса высказывания великих мыслителей позапрошлого столетия имеются. Мода нынче у молодёжи такая. Мы вот в свои 15 стены домов расписывали в стиле «ПАНКИ ХОЙ!». А ведь тогда это и впрямь казалось очень круто и просто жуть, как умно.))

В общем, спорят они, спорят, а потом одна из девочек заметила служителя церкви. Подошла к нему и спрашивает:

— «Скажите, а в чём смысл жизни? Ведь в самой же жизни и есть? Ну там найти пару, родить детей и просто жить и радоваться жизни. Ведь так?

Я уж было рассчитывал услышать скучную проповедь и извечные родительские наставления в духе «Главное – жить так, чтобы люди тебя всегда добрым словом поминали и т д и т п. Но нет, Батюшка, дай ему Бог здоровья, не подвёл. Да так, что моя ухмылка мигом с лица сползла.

— «Так многие люди живут. И им нормально. Да и не только люди. Обезьяны, например, тоже так живут. И другие животные, полагаю. В целом, это мудрый выбор, но немного бесполезный, не находишь? Чем мы по твоему от обезьян отличается?»

Бедная девочка… Надо было видеть её выражение лица! Она явно не ожидала, что ей устроят тест на сообразительность. В ответ она промямлила что-то вроде «Ну, люди умные». И поп продолжил:

Тогда зачем нам ум, если мы можем жить, просто ради жизни? Ты знаешь такое выражение «Создатель создал нас по своему образу и подобию»? Вдумайся в эти слова. Раз уж мы его подобия, значит мы тоже создатели, разве не так? Каждый человек должен что-то создавать. Не важно, что именно: научные изобретения или просто уют в доме. Пока человек создаёт, он развивается, совершенствуется. Если мы перестанем быть создателями, тогда на кой нам столь умные мозги? Смысл жизни каждого человека в том, чтобы создавать. А вот что создавать – каждый решает для себя сам».

Источник

Сам себе философ: как ответить ребенку о смысле жизни?

Из письма в редакцию:»Дорогая редакция, пишу в вашу психологическую рубрику, так как на прием к психологу сына затащить нереально.А профессиональная помощь психотерапевта, думаю, необходима. Может мы, родители, сможем ему помочь?Моему сыну 15 лет, и он практически не общается со сверстниками вживую. Только виртуально. В школу до пандемии, конечно, ходил, но в классе у него не было друзей. Общался с ребятами по минимуму, только по учебе. Нет и девушки, хотя многим девчонкам нравится. А сейчас вообще из дома не выходит, и режим самоизоляции его очень устраивает. Недавно попытались с ним серьезно поговорить, а он спрашивает: «А в чем вообще смысл жизни? Для чего вот эта вся суета с учебой, работой? Все равно все умрем рано или поздно». И в то же время видела у него литературу типа «Жизнь после смерти», да и на подобных сайтах любит зависать. То есть страх смерти присутствует. Причем парень красивый, не изгой в школе, учится нормально, но не в полную силу. Как поставить перед сыном достоверные ориентиры, как разбить его кокон одиночества и нигилизма?С уважением, Эльвира Латыпова, г. Туймазы».

Редакция газеты «Молодёжная газета» – филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан»

Сетевое издание «Молодёжная газета» зарегистрировано в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан

Регистрационный номер: серия Эл № ФС 77-68470 от 27 января 2017 г.

Возрастная категория читательской аудитории: 18+

Учредители: Агентство по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан, Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Издательский дом «Республика Башкортостан»

Источник

Помощь подростку – разговор о смысле и целях жизни

«Человек в поисках смысла»: почему это так важно для подростка

Киберполиция находит группы «Синий кит», арестовывает создателей и кураторов сообществ. Но это не панацея! Появляются новые и новые группы, и каждый ребенок может стать их жертвой.

Главная задача родителей, педагогов, детских психологов – дать ребенку те ответы, которые он ищет. Иначе могут найтись злоумышленники, которые ответят ему совершенно по-иному, и это может привести к плачевным последствиям.

Понимание смысла и целей жизни не только убережет подростка от игры «Синий кит», но и даст ему ощущение спокойствия, удовлетворенности жизнью, поможет легче справляться с приступами хандры, которые возникают в периоды гормональной перестройки. Это эффективная профилактика суицида, наркозависимости, вступления в секту, общения с «дурными компаниями».

Как уберечь ребенка от игры «Синий кит» и помочь осмыслить жизнь?

Наверняка за прожитые годы у вас сформировалось собственное представление о смысле и главных целях в жизни. Поговорите со своим ребенком, обсудите вашу концепцию и выслушайте его мнение. Это поможет ребенку определиться с приоритетами, высказать то, что его беспокоит.

Не исключено, что и вас ждут новые открытия, ведь подростки нередко высказывают чрезвычайно полезные идеи. Также вы поймете, какие проблемы ваш ребенок считает самыми важными.

Предлагаем несколько советов психолога, которые помогут вашему ребенку более четко понять жизненные цели:

Любовь и забота родителей, их искреннее желание выслушать, поддержать и помочь – все это предпосылки для будущего благополучия ребенка. От того, насколько доверительные отношения складываются в семье, зависит, научится ли ребенок управлять собственной жизнью, придет ли к осознанию ее смысла. По большому счету, от этого зависит счастье.

Берегите и любите своих детей! Если же в какой-то момент вам покажется, что вы не справляетесь, обратитесь за консультацией к специалистам нашего психологического центра. Мы подскажем, как вести себя в сложных ситуациях во взаимоотношениях с ребенком.

Давайте вместе, шаг за шагом, выстраивать счастье и благополучие вашей семьи!

Источник

Мой ребенок ищет смысл жизни. Как его понять?

Я совсем не знаю своего ребенка

Однажды случайно нашла дневник своей дочери и прочитала, что она пишет. Меня это сильно напугало. В последнее время замечала, что с ней происходит что-то не то. Когда пыталась вызвать ее на откровенный разговор, она говорила, что я ее все равно не пойму.

ребенок спросил в чем смысл жизни

Поняла, что совсем не знаю своего ребенка и ничего не понимаю в жизни, прожив до 50 лет. Я себе такие вопросы никогда не задавала. Как ребенок может задавать такие серьезные, взрослые вопросы? Не подозревала, что такое бывает. Не понимаю, что происходит.

Что у нее на уме? Мне сложно понять свою дочь. Все, что я прочитала, не вмещается в голове. Я в отчаянии. Надо же что-то делать. Только что?

Ночь, тишина и одиночество

Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, такое поведение подростка вполне объяснимо. Это ребенок со звуковым вектором. Вектор – группа врожденных свойств и желаний, которые обусловливают наше представление о мире и задают поведение.

Звуковой ребенок отличается от других детей с самого детства. Тихий и спокойный, не причиняющий беспокойства близким, любит посидеть где-нибудь в уголке. Необщительный, немногословный, с отрешенным взглядом. Любит одиночество. Этим вызывает недоумение у других: «Почему он не бегает и не шумит, как другие дети? Как-то это странно».

Чувствительная зона звуковика – ухо. Обладает хорошим слухом, слышит даже малейшие шорохи и звуки. Любит тишину. Она ему нужна, чтобы сосредоточиться на внешнем мире.

ребенок спросил в чем смысл жизни

С пяти-шести лет начинает задавать вопросы: «А что будет, когда я умру? А какой тогда смысл жить?» Смотря в ночное небо, любит считать звезды и расспрашивать о планетах и метеоритах. И не стоит удивляться, если на день рождения он закажет телескоп.

Потом эти вопросы уходят на задний план и в подростковом возрасте всплывают снова. Обладатель абстрактного интеллекта, он читает о тайнах вселенной, изучает мироустройство. Интересуется фантастикой и философией, математикой. Ему нравится изучать иностранные языки. Но это не приносит ему полного удовлетворения.

Ночь – любимое время суток для звуковика. Поздно ложится спать, а утром его не поднять. Ведь ночью можно думать, сколько захочется. Мыслит глубоко и нестандартно. Вопросы его просто атакуют. Ночью никто не шумит, не мешает, не пристает. Можно в интернете пообщаться с людьми, которые думают так же, как и он.

Желание звуковика – постичь смысл жизни

В настоящее время подростки со звуковым вектором очень активно ищут смысл жизни. Мир усложняется, усложняется и человеческая психика. Как доказывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, возрастает объем желаний и требований к миру. То, что вчера полностью удовлетворяло, уже не способно наполнить существование смыслом.

Звуковик ищет ответы на свои вопросы. Может не осознавать этого. Будет искать и искать. Вопросы не дают ему жить, ведь если есть вопрос, должен быть и ответ. И страдает, мучается от их отсутствия. Постоянно ведет внутренний диалог, который ни к чему хорошему не приводит.

Когда звуковик не находит хоть на время удовлетворяющих ответов, у него пропадают всякие желания. Родителям кажется, что он еще ребенок, должен жить и радоваться жизни, а звуковика не радует ни одежда, ни еда, ни развлечения. Жизнь не представляет для него ценности. Материальные желания у него на последнем месте.

ребенок спросил в чем смысл жизни

Ему очень плохо, душа болит. Как жить, если ничего не надо? Звуковику подавай совсем другое. Он ищет то, до чего невозможно дотронуться и невозможно ощутить. Желание звуковика – постичь смысл жизни. Он хочет понять, что находится за пределами физического мира.

Этот иллюзорный мир

Эгоцентрик. Считает себя умнее других. Отгораживается от людей. Теряет связь с миром. Сосредоточен на себе. Контакт с внешним миром обязательно должен быть, если его нет, значит, звуковику совсем плохо.

Как объясняет Системно-векторная психология Юрия Бурлана, крики и некомфортная обстановка в семье усугубляют состояние звуковика. Он не переносит громких звуков. Когда мама кричит на него, это больно бьет по уху. И он уходит внутрь себя, отдаляется, чтобы не так болело. Он отгораживается от внешнего мира. Поэтому может не слышать других, когда к нему обращаются.

Этот мир кажется ему нереальным. И он уходит туда, где ему лучше – в компьютерный мир. Звуковик уходит в компьютерные игры, в виртуальную реальность, где можно забыться хотя бы на время. Не может существовать без интернета. Может там сидеть сутками напролет. Не хочет возвращаться в этот мир, где все чужие, не понимающие, пустые.

Или надевает наушники, включает музыку погромче. На время ему становится легче. Чем больше подросток уходит в себя, тем он дальше от ответов на его вопросы. Внутри себя он пытается найти все ответы, а они находятся снаружи.

Могут начаться проблемы с головной болью, голову просто распирает от всех этих мыслей и вопросов. Но даже головную боль невозможно сравнить с внутренней болью, которую он испытывает. Звуковик-подросток не знает, куда деться от этой боли. Она становится непереносимой, всепоглощающей.

Найти ответы на свои вопросы

Каждый человек должен реализовывать свои желания. Пока звуковые желания не наполнены, других желаний у него не существует. Нет желания жить. То, чего он хочет, он не может выразить словами. Кроме чтения, религии, музыки, он не знает, чем себя наполнить. Возникает депрессия, появляются суицидальные мысли. Депрессия возникает только у людей со звуковым вектором. Могут иметь место и наркотики.

Родителям с ребенком необходимо сохранять хорошие отношения. Он должен чувствовать от них поддержку, защищенность и безопасность. Нужно давать ему время побыть в одиночестве. Не кричать, не оскорблять. Из-за криков снижается способность к обучению. Оскорбительные слова разрушают его психику. Необходимо воспитывать звуковика согласно его желаниям и способностям.

Родителям важно вовремя заметить, что с их ребенком что-то происходит и успеть помочь.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана поможет вам понять своего ребенка, его внутренний мир, его желания, найти с ним общий язык. Поможет осознать причину депрессии и найти выход из плохих состояний. Вместе с ним вы сможете справиться с этой ситуацией. Вы будете знать, как найти ответы на его вопросы.

Когда он найдет эти ответы, появится желание жить. И вопрос, почему он не такой, как все, перестанет быть для него загадкой. Чтобы воскресить желания и получать удовольствие от жизни, надо познать себя, свою психику. Если он будет осознавать свои желания, он сможет реализоваться в жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *