ребенок четвертого года жизни может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки

Особенности развития речи у детей четвертого года жизни

ребенок четвертого года жизни может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки Куклина Екатерина
Особенности развития речи у детей четвертого года жизни

В возрасте 3 – 4 лет происходит интенсивное развитие речи дошкольника. Однако понимание обращенной речи преобладает над речевыми возможностями ребенка.

Речь ребенка представлена преимущественно короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Происходит дальнейшее развитие слухового внимания, фонематического слуха, слухо-речевой памяти. Ребенок данного возраста, в норме, создает новые слова или формы слов, пытается рифмовать, более отчетливо произносит звуки и слоги. Возможны запинки в речи, что связано с тем, что малыш еще не в полной мере регулирует речевое дыхание (не всегда делает паузы между словами, фразами, проглатывает окончания слов). Грамматический строй речи формируется, возможны ошибки ударности и при согласовании слов в предложении.

В среднем, словарный запас детей 4 лет составляет около 2 000 слов. Происходит увеличение использования существительных, глаголов и других частей речи.Кроме личных местоимений применяются притяжательные: мой, твой. Начинают появляться в активной речи слова-понятия: одежда, посуда, овощи, фрукты, игрушки.

По наблюдениям Ляминой Г. М. и Тихеевой Е. И. ближе к 4 годам, при нормотипочном речевом развитии:

— ребенок должен использовать распространенные фразы, высказывать суждения об окружающем, делать свои умозаключения;

— пытаться обобщать, объединяя сходные предметы или явления в одну группу;

— в речи активно формируется умение использовать падежные окончания и формы глаголов;

— ребенок должен использовать местоимения, числительные, наречия притяжательные прилагательные;

— ребенок может испытывать трудности при составлении связного и понятного взрослым рассказа, он допускать грамматические ошибки, неточности в употреблении предлогов.

Для ребенка четырех лет характерной психологической особенностью восприятия является способность видеть предмет как целостный образ, неумение замечать детали. Исходя из этого, следует помнить, что в речи детей мало слов –названий частей предметов: составных частей сложных вещей, частей тела животных. Так же дети еще не знают оттенки цветов.

Ближе к 4 годам происходит усвоение активное формирование грамматического строя родного языка, в частности освоение процесса словообразования, который растягивается на весь дошкольный возраст.

Бородич А. М. отмечает, что дети допускают ошибки при употреблении тех или иных приставок. Возникают слова, не существующие в языке. Использование детьми собственных слов с ошибочным употреблением той или иной приставки свидетельствует о том, что дети понимают смысл употребляемых морфем, но они еще не запомнили, как их надо употреблять в речи, то есть они не усвоили речевой нормы. При этом, необходимо отметить, что к 4 годам словообразовательные нормы только начинают осваиваться ребенком, а словоизменением основных частей речи дети должны в основном овладеть. Можно сказать, что грамматические формы продуктивных типов склонений и спряжений применяются правильно. В то же время аграмматизмы встречаются потому, что дети переносят окончания продуктивных типов склонения на непродуктивные, как они это делали и на третьем году жизни. Важно следить, чтобы к 4 годам подобных ошибок становилось все меньше.

На четвертом году жизни совершенствуется синтаксический строй речи, дети чаще используют различные синтаксические конструкции, стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию высказывания.

Необходимо отметить, что ребенок четырехлетнего возраста еще не может самостоятельно рассказать о событиях, свидетелем которых он стал. В высказываниях дошкольника еще нет развернутости, характерной для связанной речи. Как уже отмечалось, ребенок использует короткие предложения, не всегда соблюдая логическую последовательность в изложении события. Учитывая данную особенность, необходимо задавать дополнительные вопросы (простые, косвенные, тем самым развивая понимание обращенной речи и усвоение грамматического строя речи. Зачастую ребенок начинает рассказ, используя местоимения («он», «она») так что непонятно, о ком ребенок собирается рассказывать. Также трудности у четырехлетнего ребенка вызывает описание содержание сюжетной картинки. Чаще всего ребенок называет предметы и перечисляет действия, которые они совершают. Детям этого возраста доступно составить высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования иллюстраций, схем, пиктограмм.

Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее рассказ наизусть. Необходимо учитывать, что у нормотипичных детей четырех лет достаточно хорошая память, поэтому они наизусть могут читать стихи и пересказывать знакомые сказки.

Для детей 4 лет характерным является ситуативность речи, преобладает экспрессивное изложение. Ребенок допускает много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Позднее речь становится более связной и контекстной. Развитие такой формы речи объясняется задачами и характером общения ребенка с окружающими. Усложняется познавательная деятельность ребенка, что требует более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают понятности и ясности его высказываний. Исходя из динамики речевого развития, складывается функция сообщения и диалог.

Детям 4 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы). Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие явятся основой формирования монологической речи.

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью, а потребность в общении побуждает их к проявлению инициативы, они являются инициаторами разговора, уже умеют задавать вопросы, их познавательные потребности увеличиваются. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Следует симулировать этот интерес, поскольку он является фундаментом дальнейшего речевого развития и других высших психических функций ребенка.

1. Бородич А. М. Методика развития речи у детей / А. М. Бородич.— М: Просвещение, 2006. – 183 с.

ребенок четвертого года жизни может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинкиКонспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка» ОГКУЗ «Иркутский областной специализированный дом ребенка №1» Подготовила и провела Титова Елена Константиновна (учитель-дефектолог) при.

ребенок четвертого года жизни может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинкиРодительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

ребенок четвертого года жизни может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинкиИндивидуальный проект «Жизнь озера» для воспитанника семейного детского сада четвертого года жизни Из цикла «Отдыхаем и развиваемся» Возле красивого озера нам с малышом предстояло прожить две недели. Я планировала посвятить часть времени.

ребенок четвертого года жизни может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинкиКонсультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года» Ребенку исполнилось три года. в его жизни наступает очень важный и ответственный период. Именно в этот период малыш начинает открывать.

Перспективный план занятий по развитию речи с детьми второго года жизни (осень) В сентябре идет прием детей, этот месяц отводится на адаптацию малышей к новым условиям, занятия с детьми не планируются. Октябрь. 1. «Позови.

Перспективный план занятий по развитию речи с детьми второго года жизни в весенний период Март. 1. Медвежата Цель. Продолжать обогащать представления детей о дикой природе, развивать речевую активность 2. Белочкино чаепитие.

Перспективный план занятий по развитию речи с детьми второго года жизни в зимний период Декабрь. 1. Рассматривание фотографий «На прогулке Осенью» Цель. Побуждать называть свое имя и имена детей группы. Развивать речь, как.

Источник

Особенности развития речи детей 4–7 лет

ребенок четвертого года жизни может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки Татьяна Попова
Особенности развития речи детей 4–7 лет

Особенности развития речи детей четвёртого года жизни.

Ребёнок четвёртого года жизни начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Дети в этом возрасте обычно легко идут на контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Всё чаще инициатива общения исходит от ребёнка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша всёчаще обращаться ко взрослым с разнообразными вопросами: «Что это?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?» и т. д.

Лексический строй речи.

-к концу четвёртого года жизни словарный запас достигает 1500-2000 слов;

-кроме существительных и глаголов дети начинают использовать другие части речи: прилагательные (холодный, горячий, плохой, хороший, местоимения (мой, твой, наречия (хорошо, плохо, числительные (один, два);

-испытывает трудности из-за неточности словаря при передаче чужой речи, пересказе сказок, рассказов, передаче событий.

Грамматический строй речи.

— отвечает на вопросы развёрнутыми фразами, состоящими из четырёх и более слов;

— в предложениях использует однородные члены (Тут сидят Оля и Света);

— использует существительные и глаголы во множественном числе (Чашки стоят на столе);

-допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, употребляют падежные окончания («Мама окны моет», «У меня на пальте пуговица оторвалась», допускают ошибки при употреблении существительных множественного числа Р. п. (много ручков, яблоков).

Речь носит ситуативный характер: понять содержание рассказа ребёнка без дополнительных вопросов не всегда возможно.

— ребёнок ещё не способен логично, связно и понятно самостоятельно рассказать о событиях, пересказать содержание сказки, рассказа;

-не может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки: называет лишь предметы, действия;

-самостоятельно может рассказать небольшие по объёму стихотворения.

Произносительная сторона речи.

— в многосложных словах пропускают звуки и слоги, переставляют их (пожалуйста- «пожаста», температура- «тематура», бегемот- «гебемот»);

-дети неплохо перенимают интонацию и правильно передают её, подражая речи взрослых.

-характерным речевым недостатком для детей этого возраста является смягчение речи;

— многие дети не произносят шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими;

— часто не произносят звуки Р и Л, заменяя или пропуская их.

Особенности развития речи детей пятого года жизни.

На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Дети начинают выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушать ответы взрослых.

Лексический строй речи.

— словарный запас увеличивается от 2500 до 3000 слов;

— начинают использовать прилагательные для обозначения признаков и качества предметов (голубой, оранжевый, тёмный, твёрдый, гладкий);

— чаще используют притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка);

— используют сложные предлоги (из-под, из-за);

— в словаре появляются обобщающие понятия (посуда, обувь, овощи и т. д.).

Грамматический строй речи.

Допускают грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо «хотят», не согласовывают слова (глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде, нарушают структуру предложения.

Дети начинают овладевать монологической речью. Свои высказывания ребёнок строит из 2-3 и более простых распространённых предложений. Может самостоятельно пересказать знакомую ему сказку, небольшой прочитанный рассказ (из 4-5 предложений).

Произносительная сторона речи.

На пятом году жизни у детей значительно улучшается произношение. Ребёнок способен узнавать на слух тот или иной звук, подбирать слова на заданный звук (при условии, если ранее проводилась работа по развитию фонематического восприятия). Дети различают в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечают ускорение и замедление темпа речи, улавливают различные средства выразительности. Подражая взрослым, могут воспроизводить различные интонации. Дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения.

— в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих;

— появляются шипящие звуки Ш, Ж, Ч, сначала они звучат нечисто, но постепенно дети овладевают ими вполне, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения;

— дети данного возраста уже произносят звук Р, но он еще недостаточно автоматизирован в речи;

— у некоторых детей этого возраста наблюдается непомерно частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к их правильному произношению. Ребенок заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями.

К концу пятого года жизни многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка. Детям, у которых в данном возрасте наблюдаются нарушения звукопроизношения, требуется помощь логопеда.

Особенности развития речи детей шестого года жизни.

Лексический строй речи.

— словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом);

-обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счёт слов, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счёт названия отдельных частей, деталей предметов, а также – глаголов;

— всё чаще появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов;

Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарём является умение детей подбирать:

— противоположные по смыслу слова (антонимы: хороший-плохой, жарко-холодно, положил-взял);

— близкие по смыслу слова (синонимы: ходить- идти, шагать, вышагивать и т. д.);

— подбирать прилагательные к существительным (дождь-холодный, сильный, мелкий, грибной и т. д.);

— подбирать наречия к глаголам (как может говорить мальчик? – быстро, медленно, хорошо, чётко, тихо, громко и т. д.).

Грамматический строй речи.

На шестом году жизни ребёнок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно.

— реже допускают ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных;

— правильно употребляют родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей);

— легко образуют существительные и другие части речи при помощи суффиксов (столик, стульчик; учит детей – учитель, строит дом-строитель);

— образует прилагательные из существительных (ключ из железа-железный, окно из стекла – стеклянное и т. д.)

Встречаются неточности в употреблении союзов, предлогов (между, из-за, из-под и др.)

У ребёнка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Речь перестаёт носить ситуативный характер.

— может без помощи взрослого передать содержание сказки, мультфильма, рассказа;

— описывает события, свидетелем которого он был, не только ближайших дней, но и давно прошедших;

— свободно раскрывает содержание картины (но при составлении рассказа концентрирует внимание на основных деталях, а второстепенные упускает).

Произносительная сторона речи.

— дети хорошо владеют интонационными средствами выразительности (выразительно рассказывают стихи; пользуются вопросительной, повествовательной интонациями;передают свои чувства по отношению к различным явлениям: огорчение, негодование, радость и т. д.);

— дети имеют достаточно развитый фонематический слух: хорошо слышат звуки, способны выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком; подбирать слова на определённые звуки.

Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых. Ошибки отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребёнка новые слова, насыщенные сочетанием звуков, которые он ещё недостаточно чётко дифференцирует (например с-ш: Шла Саша по шоссе; Саша любит сушки, а Соня ватрушки).

Особенности развития речи детей седьмого года жизни.

К моменту поступления ребёнка в школу он овладевает правильным звукопроизношением, имеет хороший словарный запас, грамматически правильную речь.

-в словаре будущих первоклассников имеются слова всех частей

речи: в нем довольно много числительных, которыми дети пользу-

ются уже осмысленно, соотнося слово — название числа с количе-

ством предметов; пользуются дети и разными глагольными

формами, в частности, причастиями и деепричастиями; появляются

и сложные предлоги из-за, из-под и другие;

-к семи годам дошкольники должны четко ориентироваться в ро-

довых и видовых отношениях предметов, правильно относить

единичные предметы к той или иной группе предметов, уметь давать определение предмета через родовое название и видовое

своеобразие (сахарница — это посуда, в которой находится сахар).

-дети хорошо понимают и используют в речи антонимичные

пары прилагательных, обозначающих пространственные понятия

(высокий — низкий, длинный — короткий, состояние предметов

(горячий — холодный, чувства человека (грустный — веселый,

свойства характера (добрый — злой). Им не составляет труда

подбирать слова с противоположным значением и к наречиям,

выражающим пространственные и временные понятия (рано —

поздно, здесь — там, раньше — позже, слева — справа и другие).

— дети начинают осмысливать и понимать слова с

переносным значением (время ползет, потерять голову, не воспри-

нимать их буквально, как было на ранних этапах развития речи;

-если с детьми начали целенаправленную подготовку к школе, в

их активном словаре появляются первые научные термины: звук,

буква, предложение, цифра. Взрослым надо учить детей точно

употреблять данные термины, чтобы в школе ребенку было легче

Целевые прогулки с детьми 3–4 лет в сентябре Целевые прогулки с детьми 3-4 лет в сентябре. Целевые прогулки 1. Целевая прогулка по территории детского сада. Цель: формировать умение.

Источник

Особенности развития речи детей четвертого года жизни

Особенности авалс развития речи детей авалс четвертого года жизни

Четвёртый там год жизни можно там характеризовать новыми там этапами и там умениями в там развитии ребёнка. Он там старается высказывать мнение там о предметах там и явлениях окружающего там его мира, делает свои там выводы. Однако все дети имеют совершенно разное там речевое развитие: одни там в три года хорошо там владеют речью, у там других речь развита там слабо.

На четвертом году агор жизни дети обычно агор хорошо контактируют агор не только агор с близкими, но агор и с посторонними агор людьми. Теперь чаще инициатива агор общения исходит агор от ребёнка. Желание расширить агор кругозор, глубже познать агор окружающий мир побуждают ребенка всё агор чаще и чаще агор обращаться к взрослым агор с самыми разными агор вопросами. агор Ребенок уже хорошо понимает, что агор все, что его агор окружает, имеет своё название, агор т.е. обозначается словом. агор Отсюда и постоянные агор вопросы «Что это?», агор «Как называется?», «Зачем?», агор «Куда?», «Откуда?». И агор чем больше вопросов, агор тем ярче проявляется агор стремление малыша расширить агор свои знания. Это агор помогает ребёнку установить агор взаимосвязь предметов, их качеств агор и действий со агор словами, которые их агор обозначают. Но так агор как дети агор обладают ещё не очень агор устойчивым вниманием, агор то не всегда могут агор дослушать до конца агор ответы, которые им агор дают взрослые.

Осваивая новые слова, ребенок не просто запоминает сорт их, он уже пытается осмысливать сорт их звуковую сторону, сорт старается устанавливать тесную связь сорт между предметом и сорт словом. Обогащая сорт свой словарный запас, сорт ребёнок интенсивно усваивает грамматический строй языка. На сорт заданные ему сорт вопросы он сорт всё чаще старается сорт дать развёрнутый ответ, сорт состоящий из нескольких слов. со Однако, дети сорт этого возраста ещё сорт часто допускают грамматические сорт ошибки. На данном сорт тапе своего развития сорт ребёнок часто еще сорт не способен логично, сорт связно и понятно сорт для окружающих рассказать сорт о событиях, свидетелем сорт которых он был. сорт Нет еще той развёрнутой речи, сорт которая появится позже.

Ребёнок водив часто еще не водив способен раскрыть водив или описать содержание водив сюжетной картинки. Он водив только называет водив отдельные предметы, водив действующих лиц, также водив может перечислить некоторые водив знакомые действия, которые водив они совершают. сорт

Если малыш обладает сорт хорошей памятью, он сорт способен запоминать сорт и воспроизвести небольшие по сорт объёму стихотворения. Несколько сорт раз прослушав, одну и ту сорт же сказку, может сорт передать её содержание, сорт бывает, сорт даже не понимая, смысла некоторых слов. агор

В этом агор возрасте идет дальнейшее укрепление артикуляционного агор (речевого) аппарата: координируются движения мышц сорт языка, губ, нижней сорт челюсти.

Нередко сорт у детей этого сорт возраста происходит появление сорт многих звуков. Идут к сорт норме свистящие звуки. сорт Но, как правило, сорт большинство малышей ещё сорт не произносят шипящие сорт звуки, а заменяют сорт их свистящими. Однако сорт при появлении у сорт некоторых детей шипящих сорт звуков наблюдается обратная сорт замена. Т.е. вместо сорт свистящих звуков (з, сорт с, ц) начинают сорт произносить шипящие («капушта», сорт «жубы»). Удлиняется выдох, сорт но ребёнок еще сорт не сорт всегда контролировать водив и повторять темп водив высоту и силу водив голоса.

Идет водив совершенствование речевого водив (фонематического) слуха ребёнка. Хотя, не все дети водив еще могут правильно произносить некоторые водив звуки, они уже могут заметить неправильное водив произношение у своих водив сверстников. К концу четвертого года жизни произношение детей водив становится явно лучше, постепенно водив становясь похожей водив на речь взрослого сон человека.

Итак, сон итоги четвертого сон года жизни. Словарный запас значительно сон расширяется, количество используемых сон ребенком слов быстро сон растет. Появляется «словотворчество». сон В речи становится гораздо сон меньше ошибок, не так много сон словоизменений основных частей сон речи. У сон многих детей нормализуется звукопроизношение, сон у некоторых сон детей присутствует смешения свистящих и сон шипящих, а также сон отсутствие Р, Р». Связанная речь еще сон не сложена, рассказы о событиях сон из собственной жизни сон не всегда сон последовательны; некоторые дети уже могут пересказать известную сон сказку. Хорошо сон развитая в данном сон возрасте непроизвольная память сон дает возможность сон запомнить большое сон количество стихотворных произведений сон наизусть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *