развитие щенка с первого дня жизни
Развитие щенка от 1 до 8 недель
Маленькие щенки нуждаются в особом уходе. В нежном возрасте одной недели щенок все еще новорожденный и очень зависит от матери.
В ближайшие недели она начнет расти из младенчества в маленького щенка. Много интересных изменений происходит со щенками в возрасте от одной до восьми недель.
Физическое развитие
В недельном возрасте глаза щенков все еще закрыты. Их глаза начинают открываться на второй неделе жизни, обычно в возрасте от 10 до 14 дней. Однако сначала они не смогут ясно видеть.
Глаза будут постепенно открываться шире, открывая серовато-голубые глаза с туманной дымкой. Глаза щенков продолжат развиваться в течение следующих нескольких недель, достигнув полного зрения примерно в восьминедельном возрасте.
Уши щенков начинают открываться вскоре после того, как открываются глаза, обычно в возрасте от 14 до 18 дней. Их слух будет развиваться до тех пор, пока щенкам не исполнится восемь недель.
Новорожденные щенки не могут поддерживать свой вес в течение первых двух недель жизни, поэтому они ползают на животе, гребя и толкаясь ногами, наращивая силу. Большинство щенков могут стоять на ногах от 15 до 21 дня. Обычно они начинают ходить шаткой походкой в возрасте от 21 до 28 дней.
Щенков необходимо стимулировать к мочеиспусканию и дефекации в течение первых нескольких недель жизни. Мама делает это, облизывая анальную и генитальную области.
Если вы воспитываете осиротевшего щенка, вы можете использовать теплую влажную ткань или ватный диск, чтобы стимулировать эту область. У щенков постепенно развивается способность к мочеиспусканию и дефекации примерно в возрасте трех-четырех недель.
Щенки рождаются без зубов. Их молочные зубы или «молочные зубы» начинают появляться в возрасте от двух до четырех недель и сохраняются примерно до 8-недельного возраста.
Этапы развития щенка в первый год жизни
Первый год жизни щенка – интересный и важный этап развития, причем не только для владельца собаки, но и для подрастающего малыша. Щенки быстро растут и развиваются, поэтому ошибки в воспитании, диете, дрессировке и взаимоотношении с другими членами семьи, допущенные в первые месяцы жизни, могут оказать колоссальное влияние на характер собаки в будущем.
Согласно исследованиям Колледжа ветеринарной медицины, при Университете штата Флорида (США), этапы развития щенка можно разделить на четыре основных периода:
• Неонатальный (от рождения до двух недель);
• Переходный период (до трехнедельного возраста после рождения);
• Период социализации (от трех до двенадцати недель);
• Ювенильный период (с двенадцати недель до достижения зрелости, так как активное развитие собаки завершается в период полового созревания).
Далее мы более подробно коснемся каждого из этих этапов.
На этом этапе щенки весьма беспомощны и полностью зависят от своей матери. Они питаются её молоком. Крайне важно, чтобы в первые 24 часа своей жизни щенята получили молозиво матери, содержащее антитела (колостральный иммунитет), которые будут защищать малыша в первые недели жизни от инфекционных заболеваний.
Сразу после рождения глаза и уши щенят закрыты. Глаза открываются примерно на десятый день после рождения, но зрение крайне ограничено, они плохо реагируют на свет и быстро движущиеся объекты. На данном этапе щенки могут только медленно ползать вперед, они пока не способны стоять и держать вес собственного тела.
Как было сказано выше, в первые две недели щенята полностью зависят от своей матери: они питаются исключительно ее молоком, их способность к поддержанию постоянной температуры тела снижена, поэтому они поддерживают ее за счет тепла матери и остальных щенков в помете. Вылизывая щенят, их мама стимулирует диурез и дефекацию.
Если по каким-либо причинам у щенка нет возможности находиться рядом с матерью в первые недели жизни, то кормление осуществляется при помощи сухих смесей и специализированной бутылочки. В данном случае щенка необходимо держать в тепле (бутылки с теплой водой, грелки, пледы), а также массировать нижнюю часть живота, чтобы проводить механическую стимуляцию процессов диуреза и дефекации.
В этот период важно периодически брать малышей на руки и гладить их, чтобы они привыкали к человеческим рукам и не боялись людей в дальнейшем.
Длительность данного периода составляет в среднем всего неделю (от двух- до трехнедельного возраста), но в эти семь дней происходит множество изменений в жизни щенка.
Щенки начинают проявлять интерес к твердому корму взрослых особей, но по-прежнему получают молоко матери. У малышей формируется способность к самостоятельной дефекации и диурезу. В этот период они уже начинают покидать свое гнездо.
Глаза начинают реагировать на свет и движения, а уши открываются между восемнадцатым и двадцатым днем жизни. Появляются признаки социального поведения: щенки начинают играть между собой, с матерью и людьми. Игры имитируют борьбу, щенки виляют хвостом и начинают издавать множество звуков.
Также важно, как и в предыдущем периоде, держать щенят на руках, разговаривать с ними, чтобы в будущем они не испытывали страха в присутствии человека.
В этот период щенки крайне любопытны. Они начинают больше взаимодействовать между собой, людьми и другими животными. Они с большей готовностью приближаются к новым предметам и людям, с радостью приглашают сородичей к игре.
Щенки начинают больше играть и меньше времени уделять сну. Многие игры имитируют охоту (щенки нападают друг на друга, на свои игрушки, могут бороться между собой, начинают медленно подкрадываться). В этот период щенок начинает контролировать силу своих укусов, так как негативная реакция со стороны других щенят и людей говорит о том, что щенок делает больно. Звуки становятся более разнообразными: щенки пытаются лаять и рычать, скулят для привлечения внимания.
Молочные зубы проявляются ближе к третьей неделе жизни, что обуславливает повышение интереса к твердой пище, также в этот период происходит отъем щенят от груди, который завершается в среднем к шести-восьми неделям.
Этот период крайне важен для формирования общения и дружбы с человеком. Многие поведенческие проблемы, с которыми сталкиваются владельцы собак, формируются именно в этом возрасте. Согласно исследованиям, оптимальный возраст для переезда щенка в новую семью – это восемь недель. Конечно, это сугубо индивидуальный вопрос, но считается, что переезд в более раннем возрасте может негативно сказаться на поведении щенка (ранний отъем от матери), а позже собаке будет сложнее сформировать социальные связи с щенком и оказать влияние на его характер для его новой семьи.
К моменту наступления данного периода все органы чувств щенка полностью сформированы, физиологически щенки сопоставимы со взрослыми собаками в возрасте около шести месяцев. Молочные зубы сменяются на коренные, как правило, к восьми месяцам.
Крупным породам собак необходимо больше времени для созревания организма. Щенки крупных и гигантских пород становятся «взрослыми» только к 18—24 месяцам, напротив, малыши миниатюрных пород могут достигать зрелости в возрасте до года.
Период половой зрелости ознаменовывается первой течкой у самок и проявлением сексуального поведения у самцов. В этот период щенки, как правило, достигли 80% от размера взрослой собаки, и их дальнейшие рост и развитие могут быть не так заметны для владельцев. Важно помнить, что половая зрелость наступает намного раньше физиологической зрелости и половозрелый щенок не может считаться взрослой собакой.
Ювенильный период идеален для осуществления дрессировки, но важно помнить, что сеансы должны быть короткими, так как концентрация внимания у щенка намного ниже, чем у взрослой собаки. Также важно отметить, что для закрепления необходимого поведения (команды, социальное поведение, время кормления и прогулок на улице), необходимо использовать положительное подкрепление (специальный корм для дрессировок, любые лакомства), так как именно такой тип обучения считается наиболее приемлемым для закрепления выученных навыков на многие годы.
Развитие щенка от рождения до года
Ответственность за рост и развитие щенка несёт его хозяин. Главное в этом процессе — не допустить серьёзных ошибок в питании, дрессировке, воспитании и вырастить здоровую, послушную и счастливую собаку. Поговорим о том, какие этапы проходит физическое и психологическое развитие щенка после рождения.
Щенячий период продолжается вплоть до двухлетнего возраста. От младенчества до зрелости проходит немало времени, в течение которого важно наблюдать за развитием питомца и помогать ему расти. Прежде всего рассмотрим, как происходят рост и развитие щенка по месяцам.
Неонатальный: первые 2 недели
На этом этапе важнее всего питание новорождённого щенка. Малыш после рождения полностью зависит от матери. Её молоко — основа его будущего здоровья и силы. Мама также помогает поддерживать оптимальную температуру тела детёныша. Она часто вылизывает малыша для стимуляции его выделительных процессов. Щенок в основном ест и спит, при разлуке с мамой начинает скулить, ползать и искать её.
Несмотря на то, что глаза и уши щенка сначала закрыты, он отлично чувствует запахи и реагирует на прикосновения. Интенсивность набора веса малыша зависит от его породы: например, щенок овчарки растёт и округляется быстрее, чем щенок шпица.
Переходный: 2–3 недели
Примерно на 2 неделе у малыша открываются глаза, зрачки начинают реагировать на свет. Из-за неразвитой сетчатки кроха не видит движущиеся объекты до 3 недель. Он уже ползает, но ещё не ходит, виляет хвостом. С появлением первых зубов щенок начинает жевать и кусаться. Он уже может оставаться без мамы, учится прятаться, задирает братьев и сестёр. У щенка пропадает необходимость в материнском вылизывании, все физиологические нужды он справляет сам. Малыш пока питается молоком, но уже интересуется взрослой едой и лакает воду из миски. К концу этого периода щенку необходима дегельминтизация у ветеринара.
Познавательный: 3–4 недели
Малыш учится использовать зрение и слух, поэтому обеспечьте ему спокойную и привычную обстановку. Его можно потихоньку приучать испражняться на пелёнку. В 3 недели он пытается вставать и ходить, а также лаять. На этом этапе у щенка формируются главные привычки, которые он запоминает на всю жизнь.
Период социализации: 3–12 недель
Во-первых, в месяц щенок уже понимает, что он — собака, различает собратьев и активно играет с ними. Малыш подражает им в звуках, мимике и позах, рычит и дерётся с ними. Примерно в 6–7 недель щенка отлучают от материнского молока и переводят на 4–5-разовое питание кормом. Он уже умеет испражняться в одном месте, поэтому лучше разделить для него зоны кормления, отдыха и туалета.
Щенок, у которого есть место, запоминает правила дома, в котором он живёт.
Во-вторых, малыш вовсю проявляет интерес к миру. Постарайтесь активно знакомить его с другими собаками и людьми, приучать к игрушкам. В 6 недель ему необходима первичная вакцинация, а в 7 собаку можно безболезненно перевозить в новый дом. Маленький пёс учится ориентироваться в пространстве и легко привыкает ко всему новому. Приучайте щенка к мягкому ошейнику и поводку, берите в поездки, давайте ему возможность играть с детьми. Новые впечатления во время прогулки усиливают его уверенность в себе и привязанность к вам как к хозяину.
В 2,5 месяца щенок активно учится первым командам. Всё это требует исключительно положительного подкрепления в виде похвалы или лакомства. Первые уроки дисциплины от матери переходят во взрослые уроки от хозяина. Поэтому надо показывать щенку, кто главный в стае, не позволять ему портить вещи и кусаться.
Обратите внимание на период щенячьих страхов, который начинается в 8–12 недель. Психика малыша очень чувствительна ко всему, что вызывает испуг и боль. Поэтому лучше на время избегать знакомств с большими собаками, не возить его в незнакомые места. В этот период необходима вторая вакцинация.
Ювенальный: 5–12 месяцев
Интересно наблюдать за тем, как развиваются щенки в подростковом возрасте. Они активно растут и набирают мышечную массу. Собаки карликовых и мелких пород (например, йоркширский терьер, той-терьер, чихуахуа) достигают зрелости в возрасте до года. А вот щенки крупных пород (например, лабрадор, дог, зенненхунд) становятся взрослыми к 1,5–2 годам, поэтому им требуется больше времени для созревания.
К 8 месяцам у щенков меняются зубы и шерсть. Мальчики пытаются метить территорию, а девочки вступают в период первой течки. С 4–5 месяцев щенок учится делать свои дела на улице. Чем чаще вы его выгуливаете, тем быстрее закрепляется эта привычка.
Между 6 и 12 месяцами у щенка проявляется второй период страха. Его поведение резко меняется, он начинает бояться новых предметов и даже хорошо знакомых ему людей. Следует почаще гладить и успокаивать собаку. Тогда ей передастся ваша уверенность, а страх со временем исчезнет.
Ювенальный период — прекрасное время для дрессировки молодого пса и приучения приходить на зов. Обучайте его не только новым командам, но и правильной реакции на конфликты с другими собаками. Излишняя самостоятельность щенка нередко заканчивается попытками побега от хозяина. Сумейте заинтересовать его игрой (палочкой, мячиком), но не наказывайте. Собака болезненно воспринимает повышенный тон, поэтому стоит придерживаться золотой середины в её воспитании. Всё, что связано с хозяином, должно вызывать в ней только положительные эмоции.
Период взросления: 1–2 года
Спустя год жизни развитие щенков замедляется. Собака становится половозрелой примерно к 12 месяцам, в это же время её можно переводить на взрослый корм. Она уже знает, кто её «стая», отличает чужаков от знакомых людей. Пёс пытается агрессивно проявлять лидерство и навязывать свою волю хозяину. Пресекайте такое поведение и продолжайте дрессировку.
Каждый этап взросления щенка влияет на особенности поведения и становление характера. Если вы хотите вырастить физически и психически здоровую собаку, участвуйте в её жизни, любите и берегите её.
FREIWIND.SHOP
Надежная амуниция для собак
Этапы психического и физического развития щенка и как они влияют на последующее поведение
Собака относится к высшим животным с высокоразвитым мозгом, который определяет ее богатый поведенческий репертуар. По уровню развития головного мозга псовые (к которым относится и домашняя собака) находятся всего на 3 ступени ниже человека (между нами только дельфины и приматы).
Поведение собаки формируется за счет двух составляющих:
— врожденных программ (моделей) поведения, присущих всему виду;
— программ, которые формируются индивидуально у каждого животного в результате взаимодействия с окружающей средой (научения).
Способность вырабатывать новые формы поведения, выходящие за жесткие рамки инстинктивных моделей, является наиболее успешным приспособительным механизмом животного к реальным условиям существования. Не исключено, что именно благодаря этой развитой способности древние млекопитающие, не занимавшие сколь- нибудь серьезного положения в мире доисторических животных, пережили глобальные геологические катаклизмы, уничтожившие динозавров, и стали венцом биологического царства.
Чем более высокое положение на эволюционной лестнице занимает животный вид, тем дольше длится период послеутробного развития, ибо в это время формируются сложнейшие нейрохимические связи в коре головного мозга живого существа, и врожденные программы проведения самым удивительным образом переплетаются с приобретенными. Вылупившееся насекомое практически сразу представляет из себя взрослую особь, четко следующую наследственному поведенческому алгоритму. Новорожденный олененок уже через несколько часов способен следовать за матерью и передвигаться вместе со стадом. Детеныш собаки становится биологически взрослой особью только к двум годам, а человеческий ребенок – к 16.
Физическое и психическое формирование новорожденного щенка проходит через несколько этапов, каждый из которых имеет особенности и по- разному влияет на то, какой станет взрослая особь. В научной литературе пока нет четко согласованного очертания границ этих периодов, иногда один период накладывается на другой.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЩЕНКА
Неонатальный период (период новорожденности)
Kitty Running Wild со щенками, 2014 г.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Kitty-and-puppies_2.jpg?fit=300%2C233″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Kitty-and-puppies_2.jpg?fit=800%2C622″ src=»https://i1.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Kitty-and-puppies_2.jpg?resize=465%2C362″ alt=»Kitty Running Wild со щенками, 2014 г.» srcset=»https://i1.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Kitty-and-puppies_2.jpg?w=800 800w, https://i1.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Kitty-and-puppies_2.jpg?resize=300%2C233 300w, https://i1.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Kitty-and-puppies_2.jpg?resize=768%2C597 768w» sizes=»(max-width: 465px) 100vw, 465px» data-recalc-dims=1 data-pagespeed-url-hash=1754850219 onload=»pagespeed.CriticalImages.checkImageForCriticality(this);»/> Kitty Running Wild с 6-дневными щенками, 2014 г.
Первый период жизни новорожденного щенка – неонатальный или период новорожденности (18 – 20 дней) характеризуется, прежде всего, быстрым ростом и совершенствованием безусловно- рефлекторных реакций.
В течение первого месяца постнатального периода из совершенно беспомощного эмбриона щенок превращается в животное, более или менее способное к самостоятельному существованию.
В первые восемь дней этого периода щенки удваивают свой вес. К концу первого периода начинают ходить, у них открываются глаза. Совершенствуется поведение – начинаются игры, возникают оборонительные реакции.
В нервной системе после рождения происходят огромные морфологические изменения. Головной мозг новорожденного щенка составляет не более 12 процентов от массы головного мозга взрослой собаки. Он интенсивно растет и к концу второго месяца щенка достигает трех четвертей, а к концу шестого месяца – почти полной массы мозга взрослой собаки.
Мозг новорожденного щенка отличается и по своему развитию. К моменту рождения лучше всего развиты те области центральной нервной системы, которые обеспечивают регуляцию функций, необходимых для его существования: пищеварения, дыхания и сосания. Кора головного мозга новорожденного щенка имеет уже хорошо развитые основные извилины. Однако нервные клетки (нейроны) в первые дни после рождения еще очень незрелы.
У щенков в этот период отсутствует свойственный взрослым суточный ритм сна и бодрствования, связанный с чередованием дня и ночи. У новорожденных щенков периоды сна равномерно перемежаются с периодами бодрствования, т.е. сосания. Некоторая дифференцировка щенком периодов дня и ночи появляется, когда у него хорошо прорезываются глаза и он понемногу начинает выходить из логова.
К моменту рождения у щенка функционируют обонятельный, вкусовой, кожно- температурный и вестибулярный анализаторы. Основные реакции щенка – положительная реакция на теплую, покрытую шерстью поверхность. Только что родившийся щенок, еще будучи связанным пуповиной с плацентой, уже начинает свой путь к соскам и, достигнув их, начинает сосать. Эта врожденная пищевая деятельность в первые же часы становится сложнорефлекторной, «обрастая» условными связями. Постепенно движения щенка совершенствуются, он учится находить наиболее молочные соски, узнает запах матери.
В отсутствие матери все щенки собираются вместе и спят «кучкой» – это помогает им сохранять тепло – терморегуляция новорожденных еще несовершенна. Это так называемая реакция скучивания.
Новорожденные щенки неспособны самостоятельно мочиться и испражняться. Мать подлизывает щенков, осуществляя таким образом массаж сфинктеров, и поедает все их выделения. Если бы щенки все делали самостоятельно, в гнезде быстро возникли бы антисанитарные условия, а таким образом в нем всегда чисто и сухо.
Переходный период
Щенки вельш корги 35 дней
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Velsh-corgi-puppies.jpg?fit=300%2C194″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Velsh-corgi-puppies.jpg?fit=800%2C518″ src=»https://i0.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Velsh-corgi-puppies.jpg?resize=488%2C387″ alt=»Щенки вельш корги 35 дней» srcset=»https://i0.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Velsh-corgi-puppies.jpg?zoom=2&resize=488%2C387 976w, https://i0.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Velsh-corgi-puppies.jpg?zoom=3&resize=488%2C387 1464w» sizes=»(max-width: 488px) 100vw, 488px» data-recalc-dims=1 data-pagespeed-url-hash=319950717 onload=»pagespeed.CriticalImages.checkImageForCriticality(this);»/> Щенки вельш корги пемброк 35 дней
Второй период – переходный (21 – 35 дней). Начало его знаменует появление интереса к мясу и другой твердой пище. Одновременно с этим у щенка появляются жевательные движения – до сих пор ответом на любое раздражение ротовой полости было только сосание.
Переход от молочного питания к смешанному осуществляется в период, когда обонятельный, слуховой и зрительный анализаторы щенка уже достаточно созрели для восприятия и дифференцирования объектов внешнего мира и образования многочисленных условных рефлексов. В первую очередь у щенка формируются пищевые условные рефлексы, которые обеспечивают полноценный акт питания в то время, пока он еще находится в гнезде.
По мере совершенствования движений он начинает отделяться от матери и других щенков, выходить из гнезда, обследовать окружающее. В это время у щенка активно проявляются врожденные ориентировочные реакции, начинают формироваться условные оборонительные рефлексы.
Период первичной социализации
Малинуа Дарт 2,5 мес
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Dart-puppy.jpg?fit=300%2C247″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Dart-puppy.jpg?fit=800%2C658″ src=»https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Dart-puppy.jpg?resize=491%2C402″ alt=»Малинуа Дарт 2,5 мес» data-recalc-dims=1 data-pagespeed-url-hash=3739121239 onload=»pagespeed.CriticalImages.checkImageForCriticality(this);»/> Малинуа Дарт 2,5 мес
Третий период жизни (35 – 80 дней) – период первичной социализации. К этому моменту основные физиологические функции сформированы, но продолжается интенсивный рост животного. Нервная система щенка весьма подвержена влияниям как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий среды. Для этого периода характерна высокая скорость образования условных рефлексов.
Резко повышается двигательная активность щенков, формируется ее дневной ритм. Значительно усиливается игровая и исследовательская деятельность щенков. Появляется ориентировочно- исследовательский рефлекс, названный И.П. Павловым «Что такое?», достигающий наибольшей интенсивности именно в этот период онтогенеза. Щенки настораживаются, поднимают уши, голову при действии каких- либо раздражителей, подходят к незнакомым предметам, лижут, берут в рот, грызут.
Манипулирование с окружающими предметами – важнейшее условие дальнейшего совершенствования разнообразных навыков. Двигательные упражнения благотворно влияют на развитие органов движения и на работу сердца, легких, мозга животных.
Большую роль в регуляции поведения растущего щенка играют положительные и отрицательные эмоции. Условные рефлексы у щенков этого периода развития, как уже было сказано выше, вырабатываются быстро, но сохраняются в памяти недолго.
Ювенальный период
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Kitty-6-months.jpg?fit=300%2C199″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Kitty-6-months.jpg?fit=800%2C530″ src=»https://i1.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Kitty-6-months.jpg?resize=495%2C328″ alt=»Kitty, 6 месяцев» srcset=»https://i1.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Kitty-6-months.jpg?w=800 800w, https://i1.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Kitty-6-months.jpg?resize=300%2C199 300w, https://i1.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Kitty-6-months.jpg?resize=768%2C509 768w» sizes=»(max-width: 495px) 100vw, 495px» data-recalc-dims=1 data-pagespeed-url-hash=4066620145 onload=»pagespeed.CriticalImages.checkImageForCriticality(this);»/> Kitty, 6 месяцев
Четвертый период – ювенальный (свыше 12 недель). В этот период происходит формирование типологических особенностей. До его начала все щенки ведут себя очень похоже – они контактны, игривы, легко возбудимы и практически не имеют ярко выраженных индивидуальных черт. Различия основных свойств нервной системы обнаруживаются к концу второго месяца жизни, но наиболее четкое выражение они приобретают к трем- четырем месяцам.
Часто у щенков возникает пассивно- оборонительная реакция, резко изменяющая поведение и определяющая все последующие характеристики высшей нервной деятельности. По мере усвоения щенком закономерностей окружающего мира она уменьшается. Многочисленные экспериментальные работы показали, что выращивание щенков в изоляции способствовало развитию у них резко выраженной трусости в дальнейшем. Если у щенка в этот период онтогенеза есть такая склонность, крайне важно всячески разнообразить его окружение.
Период полового созревания
Пятый период – период полового созревания (после 7 месяцев). К этому моменту рост щенка в основном заканчивается.
КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Под социализацией понимают многоступенчатый процесс, в ходе которого складывается личность социального животного и образуются связи с его окружением. Каждый этап социализации ограничен во времени и имеет критические сроки, когда включаются врожденные программы поведения и достраиваются за счет приобретения новых условных рефлексов, которые постепенной тренировкой доводятся до совершенства. Этот процесс идет на всех поведенческих уровнях: включаются новые потребности и врожденные компоненты мотиваций. Животное улавливает основные закономерности и причинно- следственные связи окружающего мира, понимание которых ему необходимо на данном этапе развития. Если этап почему- либо не завершен (наследственная программа включилась, но полностью не достроилась), все дальнейшее развитие собаки, как социального животного, оказывается ущербным, психика нарушенной, поведение аномальным. Хотя стадии или периоды социализации с полным правом называются критическими, невозможно жестко определить их рамки для всего вида «собака домашняя» в целом. Продолжительность детства у разных пород может отличаться в три- четыре раза. Нижеприведенные сроки характерны для большинства собак средних и крупных служебных пород, поскольку особенности их возрастной физиологии наиболее характерны.
Первый период социализации
Начинается в возрасте после двух недель от роду и продолжается примерно до восьми недель. Первое и одно из важнейших событий в жизни социального животного – это импринтинг (запечатление), в ходе которого запечатлевается образ своего вида и – это особенность собаки – образ человека- партнера. В ходе импринтинга щенок запоминает свою принадлежность к определенному виду животных, то, как выглядят существа, с кем он в дальнейшем окажется в тесных социальных отношениях. Крайне важно, что импринтинг происходит не только на образ матери, но и на человека, – именно это позволяет собаке воспринимать человека как старшего соплеменника. Более того, очень рано отнятые щенки, которых выкармливали люди, воспринимают себя именно как людей. При поздних контактах с собаками они общаются с ними неохотно, ограниченно, явно не отождествляя себя с этими животными.
Запечатление образа матери усиливает тягу молодой собаки к животным той же породы, что и она сама. Из этого образа собака получает ключевые характеристики внешности и поведения для опознания в будущем полового партнера. Хотя это и не имеет большого значения для домашних собак, но, по сути, служит первичным механизмом разделения пород, далеко разошедшихся в ходе эволюции, является барьером, затрудняющим в таких случаях межпородные скрещивания. Так, например, бульдогов, бассетов, борзых представители прочих пород зачастую просто не воспринимают как собак.
Австралийская пастушья собака
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Australian-Cattle-Dog-on-the-sheep.jpg?fit=300%2C225″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Australian-Cattle-Dog-on-the-sheep.jpg?fit=980%2C735″ src=»https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Australian-Cattle-Dog-on-the-sheep.jpg?resize=529%2C397″ alt=»Австралийская пастушья собака» srcset=»https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Australian-Cattle-Dog-on-the-sheep.jpg?w=1000 1000w, https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Australian-Cattle-Dog-on-the-sheep.jpg?resize=300%2C225 300w, https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Australian-Cattle-Dog-on-the-sheep.jpg?resize=768%2C576 768w» sizes=»(max-width: 529px) 100vw, 529px» data-recalc-dims=1 data-pagespeed-url-hash=2395655423 onload=»pagespeed.CriticalImages.checkImageForCriticality(this);»/> Австралийская пастушья собака (щенок) спит на спине овцы
Следует отметить, что импринтинг у собак, в отличие от птиц, на которых это явление было впервые описано, не является одномоментным процессом. Более того, есть данные, что человек не единственный вид, образ которого может быть запечатлен собакой в качестве «родного» вида. В некоторых овцеводческих хозяйствах щенки рождаются в кошарах, где содержатся овцы, и, повзрослев, воспринимают овец как возможный вариант своего вида.
Наблюдения за щенками ясно показывают, что в течение первого периода социализации формируется понятие «МЫ». Щенок на всю жизнь запоминает, как должны выглядеть животные, к которым относится и он сам. При этом щенок максимально раскрыт для окружающего его мира. Этому времени его жизни свойственно появление и буквально лавинообразное нарастание двух сложных поведенческих комплексов: игрового и неразрывно связанного с ним исследовательского. Количество контактов, в которые может вступать щенок, велико, разумеется, нервная система очень быстро утомляется, но и столь же быстро восстанавливается. Кому не знакома картина: маленький щенок теребит игрушку, бросает ее, принимается возиться с однопометником, потом бросается куда- то бежать и вдруг, буквально на бегу, падает и засыпает; короткий сон сменяется очередным бурным приступом активности.
Формирование понятия «МЫ» зависит не только от внутренней готовности к этому процессу организма, но и от внешних факторов. Так, в случаях с собаками- париями, живущими в мегаполисах, равно как с волкодавами, обитающими в местах традиционного использования, может состояться запечатление только образа своего вида. Критический период продолжается долго, но щенки в этом возрасте далеко от логова не отходят. Более того, при появлении людей мать бывает подает сигнал тревоги и заставляет щенков спрятаться в норе или ином труднодоступном убежище. В результате щенки просто не сталкиваются с человеком, запечатление его образа не происходит. Более поздние контакты не смогут изменить положение радикально: собака будет относиться к человеку с изрядной долей недоверчивости и вовсе не станет самостоятельно стремиться к контактам с ним. Ласковым обращением, лакомством собаку можно будет приручить, но доверять она будет лишь конкретным людям, и то далеко не во всем.
Второй период социализации
Он может смыкаться с первым периодом или перекрываться с ним; приходится на возраст примерно от полутора до пяти месяцев. Суть периода в формировании индивидуальности в том, что щенок начинает выделять себя из мира прочих существ, приобретает собственное «Я». Резко возрастают активность и самостоятельность. Однопометники уже не стремятся держаться все вместе. Усиливается исследовательская активность: щенок энергично изучает не только предметы и явления окружающего мира, но и возможности собственного тела, в буквальном смысле пытается познать себя. Игровое поведение является чуть ли не преобладающей активностью, приобретая более сложные и разнообразные формы. Игры становятся соревновательными, переходят в борьбу и даже драки за место в щенячьей иерархии.
Щенок, выращиваемый в доме, именно в этот период причиняет владельцам максимум забот. Его исследовательская активность, направленная на вещи и предметы обстановки, может привести квартиру в состояние руин. Щенок постоянно куда- то лезет, хватает в зубы что попало, бегает, прыгает, при этом на прогулках с ним просто нет сладу. Стоит хозяину чуть отвлечься, чтобы щенок, снедаемый жаждой знаний и новых знакомств, увязался за прохожим, влез в кучу мусора или бесстрашно отправился к собаке, чьи размеры потрясают даже хозяйское воображение. Складывается впечатление, что на улице собака просто забывает, что у нее есть хозяин, либо злонамеренно испытывает его терпение самыми разными проделками. Многие хозяева именно в этот период наносят непоправимый ущерб психике щенка, наказывая его чуть ли не ежеминутно и особенно за подходы к чужим людям.
Следует представлять, что щенок не слушается не потому, что он не подчиняется командам и бросает вызов доминанту в лице хозяина. Дело в ином – его нервная система все еще несовершенна, процессы возбуждения и торможения плохо сбалансированы, а умение распространять внимание разом на несколько объектов просто отсутствует. Исследовательское поведение приводит щенка к стремлению изучать любой новый для него предмет или явление. Именно на этом явлении и сосредоточивается все внимание щенка, он действительно не слышит окриков хозяина.
Более того, чем чаще и громче кричит на щенка хозяин, тем выше вероятность, что, привыкнув к такой манере общения, собака просто не будет реагировать на спокойный тихий голос.
Щенок не в состоянии одновременно держать в поле зрения хозяина и, допустим, стайку других щенков, чья игра столь привлекательна для него. Это уж дело хозяина контролировать поведение растущей собаки так, чтобы она не попала в опасную ситуацию и не потерялась. Наказания здесь бессмысленны, поскольку в естественном окружении – в стае – щенка одергивают, лишь когда он ведет себя чрезмерно шумно, привлекает к себе излишнее внимание старших, создает непосредственную угрозу. Никто из старших собак не станет наказывать щенка за то, что он грызет старую кость, ветку или играет с найденным лоскутом. Щенок не может представлять себе ценность вещей либо вызываемое ими отвращение, с точки зрения человека: для него равно интересны и привлекательны парадные туфли хозяйки и подобранная на свалке старая мочалка – и то и другое он грызет, чтобы познать качества и ценность данных вещей для него самого.
Наиболее больной вопрос – симпатия юной собаки ко всем встречным, ведь она действительно бросается к ним с самыми искренними выражениями дружественных чувств, часто ведет себя просто подобострастно. Для него еще не существует понятие «чужие» – враждебные к нему представители его вида, образно говоря, понятие «внутренний враг» щенку на второй стадии социализации неведомо.
Щенок немецкой овчарки Лютый (4 мес.) с малинуа Дартом (1 год)
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Dart-and-Lutik.jpg?fit=300%2C217″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Dart-and-Lutik.jpg?fit=800%2C578″ src=»https://i0.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Dart-and-Lutik.jpg?resize=601%2C434″ alt=»Щенок немецкой овчарки Лютый (4 мес.) с малинуа Дартом (1 год)» srcset=»https://i0.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Dart-and-Lutik.jpg?w=800 800w, https://i0.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Dart-and-Lutik.jpg?resize=300%2C217 300w, https://i0.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Dart-and-Lutik.jpg?resize=768%2C555 768w» sizes=»(max-width: 601px) 100vw, 601px» data-recalc-dims=1 data-pagespeed-url-hash=698682068 onload=»pagespeed.CriticalImages.checkImageForCriticality(this);»/> Щенок немецкой овчарки Лютый (4 мес.) с малинуа Дартом (1 год)
Взрослые собаки действительно никогда не обидят щенка в этом возрасте (подчеркиваем, речь идет о собаках с нормально сформированным поведением). Более того, любой щенок, оказавшись в одиночестве и встретив незнакомую чужую собаку, получает некий минимум внимания: он может быть приведен ею в стаю, где о нем позаботятся, где его станут кормить.
Подобная социальная открытость щенка, возможность перейти в другую стаю, найти приемных родителей дают совершенно новый уровень приспособленности. Ведь у достаточно многих видов забота о потомстве эгоистична, в ряде случаев это просто жесткая программа, не позволяющая никаких вариаций. На какие ухищрения приходится идти животноводам, чтобы вынудить овцу с ягненком- одинцом принять под свою опеку сироту. Овца вполне может кормить двойню, даже тройню, но это должны быть ее родные ягнята. Их образ запечатлевается матерью сразу после родов, непосредственно связан с запахом и вкусом ее собственных вод. Проблема неприятия сироты настолько серьезна, что над ней работают научные лаборатории в разных странах мира. И овца тут не исключение, а скорее правило: если лосиха, отелившись, потеряет на некоторое время своего теленка из виду и он обсохнет, то она не станет кормить его, хотя и будет искать. Забредший на чужой охотничий участок щенок песца не только не может рассчитывать на дружественный прием, но должен бояться встречи с хозяевами – могут съесть. И только высокосоциальные виды животных (приматов мы оставим в стороне) приобретают альтруистическое отношение к детенышам: неважно, родной он или нет, но он принадлежит к тому же виду. Напомним, что стремление многих взрослых сук к убийству подсосных (примерно до месячного возраста) щенков отнюдь не противоречит только что сказанному. Убийство маленьких щенков – вариант естественного отбора среди сук на умение следить за своим потомством и защищать его.
Как только вид приобрел механизм, позволяющий спасать от гибели сирот, он сразу же повысил генетическую приспособленность. Гибель взрослого животного, родителя может быть вызвана случайными факторами, сохранение его генотипа стаей при усыновлении детенышей компенсирует такую случайность. Кроме того, таким образом может происходить обмен генетическим материалом между стаями и снижение высокого уровня инбридинга, в норме присущего псовым. Прием в стаю чужих детенышей может оказаться выгодным в тех ситуациях, когда большая стая обеспечивает более эффективные добычу пищи, защиту территории. Возможность для щенка поменять родную стаю на чужую оказывается очень неплохим шансом выжить, когда отношения в собственной стае сложились жесткие, доминант плохо заботится о низкоранговых особях.
Последнее обстоятельство следует учитывать как раз тем владельцам, которые очень жестко обращаются со щенками, то и дело наказывают, особенно сурово карая за подходы к чужим. Добиваются такие владельцы прямо противоположного желаемому: щенок послушнее не становится, он ощущает себя в их обществе скованно, откровенно боится и в конечном итоге может просто сбежать.
Третий период социализации
Он приходится на возраст 6 – 10 месяцев и непосредственно связан с активно протекающим половым созреванием. Только сейчас, когда раннее детство заканчивается и начинается взросление, собака включается в структуру стаи. В результате это резко осложняет для нее возможность легкой смены социальных партнеров и мирного перехода в другую стаю. В этом периоде чужие собаки уже могут проявлять агрессию к подростку, социальное окружение сужается, количество дружественных связей оказывается ограниченным, для образования новых нужны уже особые условия. Суть третьего периода в том, что собака разделяет мир по признаку «свои» и «чужие», к понятиям «МЫ» и «Я» добавляется «ОНИ». Последние также, безусловно, являются собаками, но собаками, априори могущими причинить вред, с ними надо быть осторожным. Это особенно явно видно на примере собак- парий, когда молодые собаки уже в отсутствие взрослых начинают самостоятельно проявлять агрессию к чужим. Этот этап социализации для собаки завершающий.
Поскольку собака воспринимает человека как представителя своего вида, то и людей в ходе последнего этапа социализации она разделяет на своих и чужих. Реакция на чужих зависит от породы: у сторожевых, охранных и подобных им собак отбор велся на агрессивное отношение к чужим, причем в ряде пород именно появление недоверчивой реакции на посторонних людей происходит очень рано, еще в период становления «Я». У таких пород третий период социализации как бы вклинивается во второй, агрессивность появляется при первых же, еще очень слабых выбросах в кровь половых гормонов.
Однако в других породах, где отбор велся на дружелюбное отношение к человеку, агрессия на него не появляется и на третьем этапе социализации. У ездовых собак мы видим явно выраженную реакцию избегания чужих. У ряда собак- компаньонов третий период так полностью и не завершается. Он заканчивается формированием тесного круга общения. Собака очень предана хозяину, его семье, разлука с ними приносит ей сильные страдания, но ни нападать на посторонних, ни толком избегать их животное так и не научается. Такие породы по сравнению с прочими обладают очень высокой инфантильностью, такие собаки за всю жизнь так и не становятся совершенно взрослыми, они нуждаются если не в непосредственной опеке хозяина, то в теснейшем общении с ним.
В ходе третьего этапа молодая собака не просто сталкивается с враждебностью других животных, но и научается определенным образом оценивать уровень опасности от них для себя. Если собака из другой стаи опасна в высшей степени уже тем, что она чужая, то в своей стае часть собак сохраняет к молодому животному дружелюбие, другие только терпят его, зато третьи откровенно третируют.
Собака перестает быть личностью только для себя, она приобретает индивидуальные черты для прочих собак. Щенок по большому счету не имеет пола, а его детский ранг в среде сверстников совершенно не интересует взрослых животных. При половом созревании молодая собака приобретает в поведении черты, которые для ее соплеменников четко ассоциируются с определенным полом, теперь она должна занять свое положение в стае, причем в соответствующей полу подсистеме.
Малинуа Атос (1 год) и Дарт (2 года)
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Athos-and-Dart.jpg?fit=300%2C200″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Athos-and-Dart.jpg?fit=800%2C533″ src=»https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Athos-and-Dart.jpg?resize=582%2C388″ alt=»Малинуа Атос (1 год) и Дарт (2 года) » srcset=»https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Athos-and-Dart.jpg?w=800 800w, https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Athos-and-Dart.jpg?resize=300%2C200 300w, https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Athos-and-Dart.jpg?resize=768%2C512 768w» sizes=»(max-width: 582px) 100vw, 582px» data-recalc-dims=1 data-pagespeed-url-hash=1156208008 onload=»pagespeed.CriticalImages.checkImageForCriticality(this);»/> Малинуа Атос (1 год) и Дарт (2 года) уточняют отношения
Именно на третьем этапе социализации собака включается во взрослую систему иерархии, приобретает определенный социальный статус. Тогда же происходит бурное формирование межличностных связей как с одногодками, так и с другими, более взрослыми собаками. Первичная, щенячья, иерархия практически перестает существовать. Да, память о прежних симпатиях и антипатиях остается, может окрашивать отношения повзрослевших животных, но эти детские отношения перестают быть актуальными. Именно в этом возрасте становится возможным заключение лояльного союза, поскольку теперь надо объединять силы против внешнего мира. В расхожей шутке: «Против кого, братцы, дружим?» на самом деле скрыт глубокий биологический смысл. Пока окружающие сплошь добры к малышу, он может отвечать лишь большей или меньшей привязанностью, легко меняющейся и быстро забывающейся. Но стоит подростку понять, сколь по- разному к нему относятся прочие живые существа, и осознать, что одни могут помочь избежать неприятностей, доставляемых другими, как возникает основа для гораздо более глубокой и прочной привязанности, почва, на которой и взрастает лояльный союз.
Лояльный союз всегда выгоден и взаимоприятен. Как бы сильно ни хотел щенок попасть под опеку доминанта, не случится этого, пока в союзе не окажется приятной стороны и для последнего. Причем совершенно необязательно искать корни дружественных союзов только в легкости добычи пропитания, гораздо чаще они восполняют дефицит дружественных социальных контактов, снимают излишнее напряжение, только так, на наш взгляд, можно объяснить заключение союзов не только между однопометниками или «бандитами»- изгоями, но и между высокоранговыми и молодыми кобелями.
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
Этим термином обозначают лишение или резкое ограничение социальных контактов.
На практике в домашних условиях подобная ситуация формируется чрезмерно заботливыми владельцами, которые искренне желают собаке добра. В естественных условиях щенок не может быть лишен социальных контактов с себе подобными, при проявлении заботы со стороны человека, подобное происходит достаточно часто. Мы уже упоминали социальную депривацию, говоря о возможности запечатления в первом периоде социализации только образа человека при искусственном выкармливании рано отнятых щенков. Отсутствие общения с матерью, а впоследствии длительное лишение контактов с другими собаками приводят к значительным и практически необратимым нарушениям большинства сложных поведенческих комплексов. Однако подобные случаи достаточно редки. Нельзя ли явлением депривации просто пренебречь? Оказывается, нельзя.
Депривация во время второго периода социализации
Дело в том, что гораздо чаще социальной депривации подвергаются животные именно в течение этого периода социализации. Особенно свойственно это для собак, выращиваемых в мегаполисах с неблагополучной эпидемической обстановкой. Щенка отнимают от матери в самом начале второго периода социализации, и он попадает в дом владельца. Желая предохранить малыша от смертельно опасных для него инфекций, владелец проводит курс вакцинаций и держит щенка на карантине, не выводя на улицу до приобретения прочного иммунитета. В результате первый выход на прогулку может произойти в четыре и более месяцев, а до этого момента щенок совершенно лишен контактов с другими собаками.
Это приводит к тяжелейшим последствиям для растущей собаки. Мало того что в течение всего карантина она испытывала острейшую потребность в информации о себе подобных – такая информация является неотъемлемой частью социальной потребности. Отсутствие возможности общаться с другими собаками при достаточно ограниченных контактах с занятыми владельцами создает значительный социальный дискомфорт. Неслучайно аналогичные условия, когда в них ставят человека, называются одиночным заключением и являются тяжкой мерой наказания за преступления против общества. Однако вернемся к судьбе щенка- деприванта.
Малинуа Китти играет со щенками немецкой овчарки
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Kitty-and-GSD-puppies.jpg?fit=300%2C193″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Kitty-and-GSD-puppies.jpg?fit=800%2C515″ src=»https://i0.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Kitty-and-GSD-puppies.jpg?resize=579%2C373″ alt=»Малинуа Китти играет со щенками немецкой овчарки» srcset=»https://i0.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Kitty-and-GSD-puppies.jpg?w=800 800w, https://i0.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Kitty-and-GSD-puppies.jpg?resize=300%2C193 300w, https://i0.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Kitty-and-GSD-puppies.jpg?resize=768%2C494 768w» sizes=»(max-width: 579px) 100vw, 579px» data-recalc-dims=1 data-pagespeed-url-hash=677627714 onload=»pagespeed.CriticalImages.checkImageForCriticality(this);»/> Малинуа Китти играет со щенками немецкой овчарки
По истечении срока карантина его выводят на улицу и выясняется, что он очень неуверен в себе, всего боится и вовсе не стремится к играм с другими собаками. Весь личный опыт собаки сводится к знанию собственной квартиры и ее постоянных обитателей. И это при том, что именно во втором периоде социализации щенку свойственно активно исследовать окружающее. Более того, именно в это время он учится понимать символический язык демонстраций своих сородичей, запоминает большое количество поз, мимических движений и связывает их с действиями, которые они символизируют. Чем шире круг общения с другими собаками, тем больше таких символов он узнает и обучается воспроизводить в соответствующих ситуациях.
Однако если критический период социализации заканчивается, а животное не успело овладеть языком символов, в дальнейшем оно не сможет в полной мере выучить их, т.е. ограниченно будет применять само и далеко не все понимать у других собак. Таким образом, при запоздалом знакомстве с прочими собаками щенок начинает их избегать. Если облик этих существ для него еще смутно знаком, то их действия ему мало понятны.
Немецкая овчарка Гера воспитывает свою заигравшуюся дочь
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Gera-and-puppy.jpg?fit=300%2C201″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Gera-and-puppy.jpg?fit=800%2C535″ src=»https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Gera-and-puppy.jpg?resize=588%2C393″ alt=»Немецкая овчарка Гера воспитывает свою заигравшуюся дочь» srcset=»https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Gera-and-puppy.jpg?w=800 800w, https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Gera-and-puppy.jpg?resize=300%2C201 300w, https://i2.wp.com/www.sportdog-shop.ru/wp-content/uploads/2016/03/Gera-and-puppy.jpg?resize=768%2C514 768w» sizes=»(max-width: 588px) 100vw, 588px» data-recalc-dims=1 data-pagespeed-url-hash=2978607143 onload=»pagespeed.CriticalImages.checkImageForCriticality(this);»/> Немецкая овчарка Гера воспитывает свою заигравшуюся дочь
Еще один аспект, который тесно связан с социальной депривацией. При становлении личности, при утверждении первичной иерархии щенки очень легко переходят к грубым контактам, легко наносят травмы друг другу. Сформировать поведенческий блок, мешающий наносить увечья при конфликте, может только взрослая собака. Один щенок не может преподать другому понятие «чужая боль». Это может сделать только старшая собака, раз за разом она препятствует подобному поведению, причиняя боль инициатору конфликта и отпуская его, добившись криков боли виновника драки. Щенок, не прошедший подобную школу, скорее всего, не обучится обозначать действие символом, не научится демонстрациям. Напомним, что у собак демонстрации не являются строго наследственными, очень многие из них передаются в качестве традиций семьи, стаи.
Таким образом, депривация на втором этапе социализации приводит к необратимым нарушениям комплексов социального, игрового, полового поведения, т.е. вместо собаки некой определенной породы в доме чрезмерно заботливого владельца подрастает животное, чье поведение ущербно, непредсказуемо и состоит из плохо связанных друг с другом компонентов. Добавив к этому повышенную пугливость и неуравновешенность нервной системы, связанные с депривацией информативной, мы получаем портрет животного, неприятного в общении и негодного к работе.
Депривация во время третьего периода социализации
Она не столь фатальна по своим проявлениям и может быть компенсирована, если до того у щенка были нормальные социальные контакты. В естественных условиях депривируется аутсайдер, пока не найдет новых социальных партнеров. В домашних условиях от благополучных сверстников депривант отличается, пожалуй, лишь повышенной нервозностью, которая у пород с развитой агрессивностью может оборачиваться вспышками не мотивированной на первый взгляд злобы.
Депривация взрослого животного
Она вызывает сильный дискомфорт. Подобная депривация, принципиально не отличающаяся от депривации в третий критический период, достаточно часто наблюдается у собак питомнического содержания и у тех, чьи владельцы очень занятые люди. С собакой мало общаются и гуляют, часто вообще не выпускают из выгульного двора или вольера, нет контактов с другими собаками. Животное испытывает острую потребность в информации вообще, в социальной информации в частности. За контакт с себе подобными и/или с человеком такая собака в буквальном смысле готова отдать что угодно.
В практических целях подобную депривацию можно использовать в ряде случаев для коррекции поведения. Например, «отказник», привыкший всего добиваться укусами, попав в новые условия и посидев несколько недель в вольере, может стать гораздо покладистее. Для деприванта общение может оказаться куда более весомым стимулом, чем поощрение кормом. Заставить флегматичную собаку выполнять действие, кажущееся ей неинтересным, подносить, допустим, аппортировочный предмет, можно, лишив ее общения. Получая минимум прогулок и внимания хозяина, флегматик будет готов работать, лишь бы хозяин был с ним.