Размер скидки в договоре

Размер скидки в договоре

Об определении условий о цене товара и скидках

Совокупная сумма всех выплат по вознаграждению и по плате за оказание услуг не должна превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров. Период и срок начисления (выплаты) вознаграждения и платы за оказание услуг определяется сторонами в соответствующих договорах поставки и договоре оказания услуг.

Следовательно, определяющим фактором при установлении соблюдения ограничения, предусмотренного частью 4 статьи 9 Закона о торговле, является цена, по которой контрагентом фактически приобретен продовольственный товар.

Пункт 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться предоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, скидки или скидок, уменьшающих цену товара способами и по основаниям, согласованным сторонами этого договора.

По мнению ФАС России, предоставление скидки или скидок в отношении товара, ранее поставленного хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допустимы, за исключением случаев, если стороны договорились о предоставлении такой скидки или скидок в договоре поставки.

При этом при предоставлении скидок должны соблюдаться положения части 1 статьи 13 Закона о торговле, которые могут быть нарушены в том числе путем злоупотребления предоставлением скидок на товар, поставленный либо приобретенный в предыдущие периоды.

Таким образом, вопросы, связанные со способом и порядком определения цены продовольственного товара (в том числе, такие способы и порядки, которые учитывают предоставление хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, скидок), согласовываются сторонами договора поставки по их усмотрению, но с соблюдением антимонопольных правил, закрепленных в статье 13 Закона о торговле (в частности, недопустимо навязывание контрагенту определенных условий, создание дискриминационных условий и пр.).

Условия определения (изменения) цены продовольственных товаров, в том числе основание, период изменения определяются сторонами договора поставки продовольственных товаров по своему усмотрению с учетом ограничений, предусмотренных частью 12 статьи 9 Закона о торговле, не допускающих включение в договор поставки продовольственных товаров как условий о совершении в отношении поставленных продовольственных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, так и условий об изменении цены за совершение перечисленных действий.

При этом, часть 12 статьи 9 Закона о торговле не содержит ограничений на включение в договор поставки продовольственных товаров условий об определении (изменении) поставщиком цены продовольственных товаров в связи с исполнением условий договора поставки, а также не содержит ограничений на включение в договор поставки условий о снижении поставщиком цены товара для хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, на определенный период при условии реализации последним товара розничным потребителям со снижением цены в не меньшем размере в согласованный сторонами период времени. Такой порядок определения цены или порядок ее изменения, по смыслу Закона о торговле, не подпадает под ограничение, предусмотренное частью 4 статьи 9 Закона о торговле.

В случае если стороны договорились о цене поставляемого товара и в договоре поставки продовольственных товаров предусмотрели цену поставляемого товара, то при требовании о снижении поставщиком цены товара для хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность (предоставление скидки), реализация последним товара розничным потребителям без снижения цены либо со снижением цены в меньшем размере (без трансляции скидки конечному потребителю), подпадает под ограничение, предусмотренное частью 4 статьи 9 Закона о торговле. В этом случае, по мнению ФАС России, для целей применения части 4 статьи 9 Закона о торговле совокупный размер вознаграждения и платы за оказание услуг не может превышать пять процентов от установленной в договоре поставки цены продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера вознаграждения учитывается возникающая разница между ценой товара, предусмотренной в договоре поставки продовольственных товаров, и ценой фактически поставленных продовольственных товаров (ценой поставки продовольственного товара с учетом предоставленной поставщиком скидки).

Источник

Налоговое оформление скидки

Предоставление клиентам скидок – процедура вполне законная. Но при несоблюдении продавцом определенных правил такие «дружеские жесты» могут обернуться серьезными налоговыми проблемами. Как правильно оформить предоставление скидки, рассказала Анна Мишина.

Многие торговые компании, если не все, стараются привлечь новых клиентов и удержать старых, предоставляя им через своих дистрибьюторов различные скидки или бонусы. А чтобы фирмы, предоставляющие своим дистрибьюторам нестандартные условия реализации, не беспокоились о том, как задуманный ими «аттракцион невиданной щедрости» будет расценен налоговыми инспекторами, необходимо с самого начала позаботиться о грамотном оформлении всех операций.

Итак, изначально саму возможность предоставления покупателям бонусов необходимо закрепить в учетной политике предприятия. Нужно четко прописать, в каких случаях, в каких видах и в каких размерах предоставляются скидки. Не забудьте указать, с какой целью ваша организация собирается предоставлять клиентам льготы, например, для продвижения товаров на рынке, наращивания клиентской базы и пр. Затем все эти положения о скидках должны быть отражены во внутренних документах компании, например, в прайс-листах.

Все озвученное выше – очень хорошо и будет крайне полезно, но этого не всегда достаточно. Теперь «бонусные условия» необходимо зафиксировать в договоре. Ведь бонус или скидка – это, по сути, уменьшение ранее заявленной цены товара. А изменение стоимости после заключения контракта опускается в случаях и на условиях, предусмотренных тем же договором или допсоглашениями к нему (п. 2 ст. 424 ГК РФ).

Если скидки не предусмотрены в договорах с контрагентами, а закреплены в дополнительных соглашениях, они являются невыгодными для поставщика, а значит – экономически неоправданными, и не могут быть отнесены на уменьшение прибыли в целях налогообложения.

«В качестве примера можно рассмотреть отношения в рамках дистрибьюторского договора, – комментирует Татьяна Артамонова, руководитель отдела продаж подмосковной компании, занимающейся продажей стройматериалов. – Дистрибьютор – это фирма, работающая на условиях договора, согласно которому она должна выполнять ряд определенных требований при организации сбыта товаров партнера-поставщика. Так вот, в таких соглашениях часто закрепляется правило, согласно которому за повышение объема закупок предусматривают вознаграждение – скидку с цены единицы товара. Кроме того, скидка может быть предусмотрена и в том случае, если распространитель приобретает покупателем полный ассортимент продукции. В то же время в договоре может быть предусмотрено и условие уменьшения уже предоставленной скидки. Например, таким образом может быть выражена ответственность за нарушение какого-то условия соглашения».

В любом случае, в договоре должен быть четко сформулирован и предусмотрен порядок и условия предоставления скидки, ведь покупатель получает бонус не просто так, а за выполнение установленных правил сделки, например, за приобретение полного ассортимента товара поставщика, а также при условии достижения покупателем определенного объема закупок или если покупатель оплачивает товар раньше срока, указанного в соглашении. В противном случае фирма-продавец рискует получить не прибыль от работы дистрибьюторов, а проблемы – в том числе налоговые. Именно в такую ситуацию совсем недавно попала одна фармацевтическая компания, легкомысленно отнесшаяся к вопросу оформления предоставляемых покупателям скидок.

Одна скидка – два мнения

Коммерческая фирма, занимающаяся, как уже было сказано, поставкой фармацевтических товаров, предоставляла компаниям-дистрибьюторам бонусы, расходы на которые указывала как внереализационные для целей налогообложения прибыли. Так продолжалось вплоть до очередной выездной проверки. Лишь узнав о столь щедром предоставлении бонусов, налоговики сразу попросили предъявить им все документы: договоры, дополнительные соглашения к ним, акты на предоставление вышеуказанных скидок, подписанные представителями организаций, подтверждающие правомерность предоставления скидок и включения их в расходы для целей налогообложения прибыли.

После изучения всех интересовавших бумаг инспекторы обнаружили солидную недоимку налога на прибыль. За это предприятию было предписано доплатить налог и перечислить пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности.

Коммерсанты с таким решением не согласились и отправили обращение в вышестоящую налоговую инстанцию, впрочем, этот маневр никаких результатов не принес. Тогда бизнесмены обратились в арбитраж с заявлением о признании решения ИФНС о доплате налога на прибыль и перечислении соответствующих пеней недействительным.

Впервые скидки, вернее распродажи, начали проводить европейские торговцы в конце XVIII века. Вызвано появление товара по сниженной цене было тем, что продукция начала производиться в массовом объеме, что повлекло за собой появление остатков товара.

Суд первой инстанции поддержал требование компании (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 апреля 2014 г. по делу № А40- 13473/14). А вот апелляция посмотрела на ситуацию по-иному. Оценив предоставленные им договоры купли-продажи и допсоглашения к ним применительно к статьям 252, 265, 11 НК РФ и с учетом норм гражданского законодательства об условиях договора поставки, апелляционные арбитры установили, что условия предоставления скидок в них попросту отсутствуют! В перечисленных документах нет ни слова о предоставлении дистрибьюторам бонусов. Скидки отражены лишь в актах, которые оформлялись уже после передачи товаров покупателям. И даже в них бонусы прописывались просто как факт, в отсутствие каких-либо формул расчета и обоснований предоставления. В такой ситуации весь экономический смысл скидки неминуемо исчезает, поскольку организация-продавец предоставляет скидку без выполнения каких-либо предусмотренных договором условий, при этом не обосновано сокращение дохода от реализации для целей исчисления налога на прибыль. Другими словами, требования налоговиков об уплате недоимки и пеней абсолютно законны – решили арбитры (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 сентября 2014 г. по делу № А40-13473/14).

Не прописана – значит не обоснована

Новая жалоба – на этот раз кассационная – продвинула спор дальше. Но тут бизнесменов постигла неудача. Поддерживая позицию своих коллег из апелляции, судьи кассационной инстанции тоже решили, что доводы инспекции о неправомерном включении в состав внереализационных расходов скидок, предоставленных организациям-покупателям, являются законными. Служители Фемиды указали, что, согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства России, используемые в данном своде законов, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК. Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ, условиями договора поставки может быть предусмотрено получение покупателем скидки, бонуса или премии за выполнение некоторых условий, например, достижение определенного объема покупки за установленный в договоре срок, не изменяющей цену поставляемого товара.

Далее, в соответствии с подпунктом 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде скидки, предоставленной продавцом согласно определенным условиям контракта, в частности – объема закупок. Однако внереализационные расходы признаются для целей налогообложения прибыли только в том случае, если они будут признаны обоснованными. Здесь судьи напомнили, что под обоснованными тратами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме и которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. А под документально подтвержденными расходами понимаются, в частности, затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством.

В данном же случае в договорах купли-продажи, заключенных с дистрибьюторами, как, впрочем, и в допсоглашениях к ним, условия предоставления скидки отсутствовали с самого начала. Другими словами, скидки между продавцом и дистрибьюторами предусмотрены не были. Более того, в представленных фирмой-поставщиком актах, датированных позже даты фактической поставки товаров, также отсутствуют какие-либо определенные условия, за выполнение которых дистрибьюторам могли бы быть предоставлены бонусы. В материалах дела имеются только акты, в которых сумма скидки указана просто как факт, без всяких обоснований, пояснений, условий и алгоритмов ее расчета. Но это, по мнению арбитров, делает невозможным определить правильность расчета скидки.

Далее служители Фемиды обратили внимание на то, что в нескольких из представленных актов основанием для представления скидок являлось возникновение курсовых потерь у покупателя, произошедших из-за падения рубля. Таким образом, бонусы предоставлялись дистрибьюторам без выполнения ими каких-либо условий договора. И, как уже было отмечено выше, по закону условия предоставления скидки должны быть в обязательном порядке согласованы и подписаны сторонами сделки до наступления факта поставки (иначе теряется ее экономический смысл, т. к. продавец предоставляет скидку без выполнения каких-либо предусмотренных договором условий, при этом необоснованно уменьшая свой доход от реализации для целей исчисления налога на прибыль).

Подводя итог, арбитры заметили, что спорные бонусы не являются экономически обоснованными, а отсутствие расчета их размера свидетельствует о том, что эти расходы не подтверждены документально. Поэтому, в нарушение пункта 1 статьи 252, подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ, а также пункта 4 статьи 421 ГК РФ, проверенное ревизорами предприятие-продавец неправомерно включило бонусы в состав внереализационных расходов (Постановление АС Московского округа от 28 ноября 2014 г. по делу № А40-13473/14).

Анна Мишина, для журнала «Расчет»

Помогайте вашему бизнесу развиваться

Размер скидки в договоре Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>

Источник

Виды скидок: как выгодно использовать для бизнеса

Стратегия предоставления скидок всегда должна зависеть от целей. Иногда задача бизнеса — не быстро увеличить выручку, а избавиться от складских запасов. Но есть правило, которое работает независимо от целей: предлагать скидки в нужном месте, в нужное время и нужным клиентам.

Любой вид скидки относится к одному из двух типов — завуалированной и тактической. Например, производитель организовал рекламную кампанию своей продукции, заодно указав перечень посредников, у которых ее можно приобрести. В этом случае можно считать, что фирма-производитель сэкономила на рекламе, что, по сути, равноценно предоставлению скидки. К этой же категории относится предоставление льготных кредитов покупателю.

Все остальные виды скидок относятся к тактическому типу, когда производитель дает покупателю за его активность некую премию, создавая, таким образом, дополнительные стимулы к совершению покупки.

О чем мы пишем в этой статье:

Скидки на большие партии товара

Это один из самых распространенных видов скидок. Покупателю гарантируется снижение стандартной продажной цены, только если он единовременно приобретет партию товара с объемом, превышающим некоторую установленную величину.

«Купите десять вещей, и получите одиннадцатую бесплатно» — вот стандартный призыв магазина, который хочет увеличить продажи. В этом случае все в выигрыше: покупатель приобретает вещи оптом по более выгодной цене, а бизнес получает больше выручки за меньший период.

Сезонные скидки

Этот вид скидок предоставляется на товары сезонного спроса. Например, покупателям предлагают шубы по выгодным ценам летом, а купальники — зимой. С точки зрения бизнеса сезонные скидки — это возможность поддержать выручку во время спада. А клиент заранее запасается нужными вещами, а кроме того, что экономит деньги, еще и избавляет себя от ажиотажных очередей, которые обычно неизбежны при покупке товаров в сезон.

Скидка за досрочную оплату

Стандартная цена может снижаться при оплате приобретенной партии товара ранее установленного контрактом срока. Это довольно специфический вид скидок, поэтому продавцам их имеет смысл вводить при необходимости. К примеру, если компания выплачивает кредит и любая задержка оплаты ведет к увеличению расходов.

Скидки на пробные партии и заказы

Хороший способ заинтересовать покупателя новым товаром — это скидки на пробные партии и заказы. Правда, такую скидку можно давать, только если продавец уверен в качестве товара и в том, что у продукта есть характеристики, способные вызвать повышенный интерес со стороны тех, кому он предлагается в качестве пробного образца.

Скидка при комплексной закупке

Такая скидка предоставляется в случае приобретения какого-то продукта вместе с другими товарами.

Например, компьютерная техника часто идет вместе с программным обеспечением. Для компании такие скидки — хороший способ повысить средний чек. Клиент же получает «все и сразу» по выгодной цене.

Скидки для постоянных покупателей

Льготные условия предлагаются исключительно индивидуально и оформляются, например, в форме персональных карт покупателя.

Кроме того, имеется отдельный подвид — скидки для VIP-покупателей, которыми становятся те, кто часто пользуется услугами или продуктами компании и тратит на это большие деньги. Эти люди охотно рекламируют факт покупки данного товара, поэтому о них надо заботиться.

Скидки для постоянных клиентов работают на создание правильного имиджа продукта, атмосферы клуба или ресторана, если речь идет о них. То есть, поощряя отдельных потребителей, можно привлечь похожих на них.

Скидки за оплату наличными или картой

Существуют особые скидки, которые предоставляются при оплате товара наличными или, наоборот, для тех, кто платит картой. Если компании на что-то важное срочно нужен кэш, можно применить этот вид скидок.

Интернет-магазины зачастую, наоборот, рады снизить цену, лишь бы клиент оплатил товар по безналичному расчету. Таким образом они избавляют себя от необходимости превращать курьера в экспедитора и уменьшают риск того, что клиент при доставке может отказаться от товара, не заплатив неустойку.

Существует большое количество особых скидок, предоставляемых в исключительных случаях, например при заключении сделок нестандартного характера. Все вышеперечисленные скидки могут комбинироваться, однако применение одновременно нескольких видов скидок для одного и того же покупателя может привести к противоречию с выбранным стратегическим направлением в ценообразовании.

Как предлагать скидки в интернет-магазине

Есть два основных правила выставления скидок для интернет-бизнеса. Чтобы увидеть результаты, нужно:

Посмотрим, какие могут быть варианты для интернет-магазина.

1. Привлекайте новых посетителей специальным предложением

Посетитель, впервые попавший на ваш сайт, не всегда готов к покупке. Поэтому предлагать ему сразу же код со скидкой на первую покупку не всегда разумно.

Вместо этого можно попросить его оставить адрес электронной почты в обмен на код со скидкой. Как это работает: на всплывающем баннере с формой подписки на рассылку вы предлагаете посетителю оставить свой адрес, чтобы выслать ему на почту скидку. При заполнении полей посетитель должен нажать на кнопку с призывом — «Хочу получить скидку 15%».

При запуске кампании для новых посетителей важно:

Альтернативное решение

Вы можете как минимум предложить подписаться на рассылку.

2. Вознаграждайте постоянных клиентов

Если у вас есть клуб лояльности, вы можете и должны использовать скидки для поощрения постоянных клиентов. Например, когда клиент тратит определенную сумму на сайте, в качестве благодарности вы можете предложить ему код скидки на следующий заказ.

Стоит отметить, что ценность вознаграждений зависит от количества заработанных бонусов. Чем больше бонусов клиент получил, тем выше вероятность того, что он снова совершит покупку.

Альтернативное решение

Если вы хотите иначе поблагодарить постоянных клиентов, предложите им бесплатную доставку.

3. Увеличивайте продажи в праздничные дни

Во время праздников многие потребители приходят за подарками в интернет-магазины, так как количество праздничных рекламных акций увеличивается.

В этот период можно воспользоваться дополнительным трафиком и продемонстрировать посетителям актуальные предложения.

Альтернативное решение

Вероятно, не у всех компаний есть необходимость предлагать скидки во время праздников, чтобы увеличить продажи. Вместо этого можно стимулировать продажи с помощью контента. Например, предлагать интересные рецепты на Новый год, рекомендации по украшению дома и привязывать эти предложения к продуктам.

4. Предлагайте скидки на раннюю покупку новых продуктов

Выпуская на рынок новый продукт, компании хотят, чтобы его купило как можно больше людей. Именно по этой причине многие интернет-магазины предлагают скидку на предзаказ, при этом ограничивая ее, например, конкретным количеством заказов.

Тем самым они делают предложение более эксклюзивным, что привлекает больше трафика к новому продукту. Психологи объясняют это так: возможности становятся менее доступными, когда мы теряем свободу выбора. И когда наш выбор ограничен или находится под угрозой ограничений, потребность сохранить эту свободу заставляет нас хотеть купить конкретный предмет даже больше, чем раньше.

Мотивируйте клиентов покупать чаще и больше при минимальных расходах на персональные скидки или бонусы, следите за историей покупок.

При этом нужно проявлять осторожность, предлагая скидки на новый продукт до его запуска. Есть риск его обесценивая в представлении потенциального покупателя. Поэтому не стоит предлагать большие скидки на новинки.

Альтернативное решение

Во многих случаях достаточно указать на дефицит, чтобы люди захотели сделать предзаказ даже без скидки. Есть, например, метод «осталось всего несколько вещей», когда вы показываете на сайте, сколько предметов доступно для предзаказа.

5. Уменьшайте количество брошенных корзин

Как минимум половина пользователей интернет-магазинов приостанавливают процесс покупки и бросают наполненные товаром корзины. Частично эту проблему можно решить с помощью скидок.

Но если вы постоянно предлагаете скидку при выходе пользователя из корзины, он будет специально пользоваться привилегией и отказываться от покупки только для того, чтобы не платить полную стоимость.

Альтернативное решение

Нередко покупатели готовы потратить больше, чтобы получить бесплатную доставку. Вы можете предложить им именно это, но при условии, что стоимость заказа выше определенной суммы.

6. Поощряйте рефералов

Довольные клиенты рекомендуют компанию своим знакомым. И скидки могут стать эффективным стимулом для того, чтобы они делали это активнее.

Альтернативное решение

Можно предложить подарок или образец продукта в качестве поощрения за привлечение клиента.

7. Правильно управляйте трафиком

Например, если вы используете рекламу в Facebook для привлечения трафика на сайт, то можете разработать спецпредложение для посетителей, которые приходят на ваш сайт через эту рекламу.

Главная задача в этом случае — проявить нестандартный подход. Важно, чтобы сегмент посетителей, который зашел на сайт с Facebook, понимал, что предложение является для него эксклюзивным.

Как это работает: человек кликает на рекламу в соцсети, попадает на сайт и видит всплывающий баннер. Текст на баннере может быть условно таким: «Спасибо, что заинтересовались нашим продуктом. Предлагаем вам эксклюзивную скидку как пользователю Facebook — 20 % на весь ассортимент блендеров». В кнопку «Купить сейчас» можно зашить код с названием соцсети.

Вы также можете ограничить время действия скидки. Предложить купить товар в течение часа, чтобы скидка не сгорела.

Альтернативное решение

Можно попытаться собрать с трафика электронные адреса. Но тогда нужно дать взамен то, ради чего человек будет готов делиться персональными данными. Например, это может быть обещание выслать электронную книгу с подборкой быстрых рецептов для полезных завтраков.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *