разговор луки и актера

А.М. Горький. «На дне». Пересказ по действиям с цитатами из текста. ДЕЙСТВИЕ 2.

И.М. Москвин в роли Луки

Действие 2.

Вечер в ночлежке. Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин играют в карты. Клещ и Актер наблюдают за игрой.

Анна говорит Луке, как тяжела была её жизнь : «Побои… обиды… ничего кроме — не видела я… ничего не видела. Не помню — когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась...». Лука успокаивает её, говоря, что на том свете будет спокойно. «Потерпи еще! Все, милая, терпят… всяк по-своему жизнь терпит…»

Бубнов и Кривой Зоб запевают песню:

Мне и хочется на волю… эх!
Цепь порвать я не могу…

Татарин возмущён нечестно игрой Сатина и Барона, на что Кривой Зоб говорит: «Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут…»

После окончания игры все отправились в трактир.

Актёр рассказывает Луке о своём прошлом. Как он играл, у него была хороша память, ему аплодировали. А сейчас он не помнит даже любимое стихотворение. («Пропил я душу,»)

Лука обнадёживает Актёра, говоря, что от алкоголизма можно вылечиться: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница — тоже человек… и даже — рады, когда он лечиться желает!».

Название города Лука обещал сказать потом, а пока Актёру нужно готовиться: « Воздержись… возьми себя в руки и — терпи… А потом — вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо… Человек — все может… лишь бы захотел…». Актёр уходит.

Анне не хочется умирать, она надеется, что выздоровеет, говорит, что потерпит, раз там так хорошо будет: «Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!».

Пепел, слыша слова Луки, понимает, что тот обманывает: «Врешь ты хорошо… сказки говоришь приятно! Ври, ничего… мало, брат, приятного на свете!».

Пепел спрашивает у Медведева (дяди Наташи), каково её здоровье, сильно ли избила её Василиса. На угрозы Медведева говорит, что выдаст всё их семейство: « Спросят: кто меня на воровство подбил и место указал? Мишка Костылев с женой! Кто краденое принял? Мишка Костылев с женой!».

Лука просит Пепла уйти от греха подальше, не лезть в дела семейные, уехать в Сибирь, на что тот отвечает: «Нет, уж я погожу, когда пошлют меня в Сибирь эту на казенный счет…»

Пепел о себе: «Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…».

Лука снова предлагает Пеплу в Сибирь поехать, там такие нужны : «А хорошая сторона — Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике!». На слова Пепла о то. Что Лука врёт. Тот отвечает: «И… чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…».

Бубнов: «Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки — прочь…».

Входит Василиса, безразличное говорит Анне: «Жива еще?»

Пепел говорит Василисе, что та надоела ему: «…а никогда не лежало у меня сердце к тебе… И жил я с тобой, и всё… а никогда ты не нравилась мне… души в тебе нет…». Он предлагает ей разойтись мирно, без скандала.

Василиса откровенно говорит Пеплу : «… я все дожидалась, что ты мне поможешь из омута этого выбраться… освободишь меня от мужа, от дяди… от всей этой жизни… И, может, я не тебя, Вася, любила, а… надежду мою, думу эту любила в тебе..».

Василиса просит Пепла освободить её от мужа, а за это она разрешит ему жениться на Наташе да ещё и денег даст. « А какой он мне муж? Наташку теснит, измывается над ней, нищая, говорит! И для всех он — яд…»

Входит Костылёв, он разъярён, кричит на жену и на Пепла. Пепел набрасывается на Костылёва. Тот убегает.

Анна умерла. Лука пошёл за Клещом.

Входят Наташа и Актёр, который говорит, что весной поедет лечиться. «Я на пути к возрожденью… как сказал… король… Лир!». «…по сцене мое имя Сверчков-Заволжский… никто этого не знает, никто! Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя? Даже собаки имеют клички…».

Наташа увидела, что Анна умерла: «… что она умерла… а жалко… Господи. Зачем жил человек?».

Никто не жалеет о смерти Анны, даже муж, что с горечью замечает Наташа. На это Лука говорит: «…куда нам — мертвых жалеть? Э, милая! Живых — не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!»

Входят Сатин и Актёр. Сатин не верит, что есть лечебница. «Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!».

Бубнов просит не шуметь, спать пора. Никого не смущает, что в ночлежке лежит Анна. Сатин: « Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви… мертвецы не слышат. »

Конец 2-го действия.

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Актер в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание

разговор луки и актера
Актер
(в исполнении
Н. Г. Александрова)

Актер является одним из второстепенных персонажей пьесы «На дне» Горького.

Актер в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание

«. приблизительно одного возраста, лет под 40. «

«Мне вредно дышать пылью. (С гордостью.) Мой организм отравлен алкоголем…»

«Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм – совершенно отравлен алкоголем…»

«Идем, Навухудоноссор! Напьюсь – как… сорок тысяч пьяниц…» (Актер о себе)

«В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь… Я играл в ней могильщика…»

«Наташа… по сцене мое имя Сверчков‑Заволжский… никто этого не знает, никто! Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…»

«Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот… кончено, брат! Всё кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом… гром аплодисментов! Ты… не знаешь, что такое аплодисменты… это, брат, как… водка. Бывало, выйду, встану вот так… (Становится в позу.) Встану… и… (Молчит.) Ничего не помню… ни слова… не помню! Любимое стихотворение… плохо это, старик?»

«Им легко деньги достаются… Они – не работают…» (Клещ об Актере и Сатине)

Актер (Сатину). Эх ты… пятак! Вася! Дай нам двугривенный…

Пепел. Надо скорее дать… пока рубля не просите… на!»

«Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему – погиб? Веры у меня не было… Кончен я…»

«Образование – чепуха, главное – талант. Я знал артиста… он читал роли по складам, но мог играть героев так, что… театр трещал и шатался от восторга публики…»

«Я говорю – талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу…»

«Актер (тоскливо осмотревшись вокруг, подходит к Анне). Что? Плохо?

Актер. Хочешь – в сени выведу? Ну, вставай. (Помогает женщине подняться, накидывает ей на плечи какую‑то рухлядь и, поддерживая, ведет в сени.)»

Однажды в ночлежке появляется новый обитатель, старик Лука. Он рассказывает пьянице Актеру о том, что в каком-то городе есть бесплатная больница для алкоголиков. Старик не называет Актеру город (судя по всему, он его выдумал), но советует Актеру бросить пить уже сейчас, а потом отправиться в выдуманную больницу:

«Лука. Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает! Ну‑ка, вот, валяй! Иди…

Лука. А это… в одном городе… как его? Название у него эдакое… Да я тебе город назову. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись. возьми себя в руки и – терпи… А потом – вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо, брат, снова‑то! Ну, решай… в два приема…

Актер (улыбаясь). Снова… сначала… Это – хорошо… Н‑да… Снова? (Смеется.) Ну… да! Я могу?! Ведь могу, а?»

«Актер. Кончено и решено! Старик, где город… где ты?

Сатин. Фата‑моргана! Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!

«Сатин. Чепуха! Никуда ты не пойдешь… всё это чертовщина! Старик! Чего ты надул в уши этому огарку?

Актер. Врешь! Дед! Скажи ему, что он – врет! Я – иду! Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!

Сатин. Нелепо, и всё тут! Дай, я пропью… а то – проиграю…

«Искать город… лечиться… Ты – тоже уходи… Офелия… иди в монастырь… Понимаешь – есть лечебница для организмов… для пьяниц… Превосходная лечебница… Мрамор… мраморный пол! Свет… чистота, пища… всё – даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь и… снова буду… Я на пути к возрожденью… как сказал… король… Лир!»

Сатин. Лахеза… Гера… Афродита… Атропа… черт их разберет! Это всё старик… навинтил Актера… понимаешь, Барон?

«Актер (быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и – почти бежит – в сени). Ушел!»

«Эй… вы! Иди… идите сюда! На пустыре… там… Актер… удавился!»

Источник

Расшифровка Горький. «На дне»

Содержание первой лекции из курса «Русская литература XX века. Сезон 5»

Пьеса «На дне» заканчивается очень эффектно. Ночлежники — среди них уже нет Луки, нет Пепла, умерла Анна, убит Костылев — поют песню. Эта песня звучит на протяжении всей пьесы:

Солнце всходит и заходит,
А в тюрьме моей темно.
Дни и ночи часовые
Стерегут мое окно.

Как хотите стерегите,
Я и так не убегу.
Мне и хочется на волю —
Цепь порвать я не могу.

На этот раз они не успевают допеть песню до конца второго куплета. Рас­па­хи­вается дверь, в дверях — Барон, который кричит: «Идите сюда! На пустыре… там… Актер… удавился!» И тогда Сатин произносит последнюю реплику пьесы: «Эх… ис­пор­тил песню… дур-рак».

Кто испортил песню? На первый взгляд все очевидно: песню испортил Барон. Но часто бывает, что первый смысл тянет за собой второй, и второй оказы­вается глубже, важнее и достовернее первого.

Что значит «могу или не могу порвать цепь»? Могу или не могу начать жизнь сначала, выйти из этого подвала, из этой ночлежки. Вспомним, что все чет­вертое действие Актер — и не только Актер, но и Настя — говорят: «Я уйду» («Он уйдет» — говорит Актер).

И рядом с песней в качестве другого идейного полюса пьесы звучит сти­хо­тво­ре­ние. Это стихотворение Беранже «Безумцы» вспоминает Актер, когда ему удается воздержаться, не пить. Он с удивлением говорит: «Вот они, два пяти­алтынных. Улицу мел, а не пью».

Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

На этих контрастах — свет и тьма, тюрьма и свобода — и существует пьеса «На дне».

Можно встретить полемику о том, лжет ли Лука, когда рассказывает Актеру о городе, где есть ле­чебница, в которой лечат пьяниц. Актер преисполняется надежды, что может вылечиться и вернуться на сце­ну, а Лука ему говорит: «Я тебе назову, а ты пока воздержись, не пей». время Актеру действительно удается не пить. А почему Лука не назы­вает города? Можно встретить, особенно в популярных учебниках, такое вы­сказывание: «Лука лжет Актеру, и никаких лечебниц не было». На самом де­ле лечебницы были, и даже был специальный журнал, который издавало Об­ще­ство трез­вости, — была очень широкая кампания по борьбе с алкоголизмом. Я думаю, Лука не называет города и лечебницы не потому, что их нет, а по­то­му, что человек сам должен себя освободить.

В четвертом действии есть очень важный момент, когда Татарин молится, Актер слезает с нар и говорит: «Князь, помолись за меня». На что Татарин отвечает: «Сам молись…» Что это значит? Грубость, бесчеловечность, эгоизм, бесчувствие ночлежников? Нет. Просто человек должен сам верить.

Как скажет Сатин, которого уже проквасили идеи Луки, человек за все платит сам — за веру, за неверие. Человек должен сам себя освободить — ему не нужен поводырь. И тогда Актер вспоминает это стихотворение Беранже. И здесь стал­киваются эти две прав­ды, которые всегда у Горького сталкивались. Первая — правда реального факта, правда очевидная:

«Какой тебе, Васька, правды надо? — спрашивает Бубнов у Васьки Пепла. — Знаешь ты про себя правду, и все ее про тебя знают».

Горький говорит, что есть другая правда. Есть правда человеческого стрем­ле­ния, правда человеческого идеала. И она сильнее, она важнее. В четвертом действии Актер постоянно чувствует, что ему нужно порвать цепь, нужно уйти. Другое дело, что он может уйти только так, как он ушел, только покончив с собой.

А в чем правда? В том, что этой праведной земли нет? Да, на кар­те ее нет. Но значит ли это, что ее нет вообще? Это очень важно.

Эта пьеса, которую поставили в декабре 1902 года в Художественном театре, звучала как революционная. Поскольку смысл был такой: пока человек живет в подвале, он не сможет освободиться, не сможет быть человеком. Нужно разрушить этот подвал. Но до последних спектаклей (а пьесу ставят до сих пор) она не сводится к одной идее, к одной мысли, она не может однозначно раз и навсегда быть истолкована.

Горький был озадачен тем, как Иван Москвин сыграл Луку. А Москвин играл не жулика. Здесь мы сталкиваемся с очень характерной для Горького ситуа­цией. Горький свои пьесы не очень любил, значительным драматургом себя не считал, но пытался сам свои пьесы комментировать и истолковывать. В част­ности, пьесу «На дне» уже после возвращения в СССР он толковал как пьесу, направленную против утешительной лжи. Но все, что Горький хотел сказать, он сказал самой пьесой. Его толкование — лишь одно из возможных. Насколько оно убедительно, каждый раз решает театр, читатель, актеры и историк литературы.

Источник

Актёр — образ и характеристика героя пьесы М. Горького «На дне»

Действие пьесы Максима Горького «На дне» происходит в ночлежке для бездомных. Здесь можно встретить людей из самых разных социальных слоёв. В этом пёстром сообществе Актёр представляет тех, кого можно назвать творческой элитой. Этот нервный, слабохарактерный, ведомый человек не имеет собственных устоявшихся, проверенных опытом взглядов на жизнь. Характеристика образа Актёра служит своеобразной иллюстрацией философского спора, ведущегося с момента появления Луки в ночлежке.

Жизнь в ночлежке

Актёру около 40 лет. Имя его в пьесе ни разу не звучит. Лишь однажды, уже после появления Луки, он припоминает свой сценический псевдоним. Как и Барон, оказавшись «на дне», бывший артист утрачивает всё: призвание, положение, дом, близких, самого себя и своё имя. Герой очень много пьёт. Пьянство сильно сказалось на его здоровье, о чём он периодически сообщает с какой-то наивной гордостью. Складывается ощущение, что персонаж по-театральному преувеличенно гордится степенью своего падения. Ночлежники, однако, не испытывают к нему никакого почтения. Не успевает Актёр, пробудившись утром, вступить в общий разговор, как Сатин обзывает его болваном, другие требуют, чтобы он прибрал в общей комнате, хотя очередь не его. Жалобы на плохое здоровье («вредно дышать пылью», «мой организм отравлен алкоголем») сочувствия не вызывают.

Живёт спившийся артист в подвале уже давно, все успели хорошо его узнать, и он мало интересен жителям ночлежки. Никто не замечает, если Актёр посреди разговора вдруг, задумавшись, замолкает. Никто не слушает, когда он припоминает эпизоды из своего театрального прошлого. Он словно ведёт диалог с самим собой. Реплики его до появления Луки бессвязны и отрывочны, часто представляют собой заезженные цитаты из классических пьес («Офелия! О… помяни меня в твоих молитвах. »). Нельзя не заметить, что Актёр — добрый человек. Это он отводит больную Анну в сени, где свежий воздух и не так шумно, усаживает её поудобнее, закутывает потеплее.

Актёр и Лука

Неудивительно, что такой жалкий, слабый человек привлёк внимание Луки и сам потянулся к странствующему искателю веры. Актёру нужна поддержка, необходимо чьё-то живое участие. Рядом с Лукой герой преображается, словно расцветает. Даже жаловаться почти перестаёт. Доброжелательный Лука вызывает в Актёре искреннюю симпатию, желание чем-то порадовать странника. «Идем, старик… я тебе продекламирую куплеты…» — внезапно предлагает он. Так в драме появляется стихотворение Беранже.

Стихи Беранже — один из идейных центров пьесы. «Безумец», умеющий подарить человечеству «золотой сон», — без сомнения, метафорический портрет утешителя Луки. Дружелюбие, уважение, простота общения заставляют опустившегося ниже всякого предела пьяницу вспомнить, что в его памяти живут вдохновляющие строки о величии Человека, и когда-то он любил их. Уважительного отношения, доброты достаточно для того, чтобы Актёр почувствовал себя личностью и ощутил в душе искру, казалось бы, навек уснувшего таланта. Надо отметить, что пожилой странник вовсе не льстит спившемуся артисту, не приуменьшает его проблемы, ведь забыть самое дорогое, любимое — очень плохо, «в любимом — вся душа…»

Надежда и притча о праведной земле

Герой цепляется за возможность вернуть себя прежнего, вернуть душу, вновь услышать гром аплодисментов. Надежду на это ему даёт старик, пообещав назвать город, где есть больница, в которой исцеляют от алкоголизма. Именно это обещание, как и совет Пеплу уехать в Сибирь, как утешения для Насти суровый Клещ охарактеризовал так: «Поманил их куда-то… а сам — дорогу не сказал…» На самом деле, Актёр уже встал на путь, который мог бы вывести его из нынешнего состояния. Готовясь к лечению, он перестаёт пить, идёт подметать улицы, чтобы заработать на поездку в другой город. Приобретя привычку к трезвому и деятельному образу жизни, он со временем смог бы обойтись без помощи врачей. Лука сказал ему о больнице потому, что Актёр не поверил бы, что справится сам. Ему необходима была надежда на чудо со стороны.

История персонажа во многом совпадает с притчей о человеке, искавшем праведную землю. Герой притчи становится жертвой той же ошибки, которую совершил Актёр. Он искал край, где люди справедливы и милосердны, вместо того чтобы попытаться строить жизнь на таких нравственных основаниях уже сейчас. Актёр надеялся на больницу, где ему возвратят его самого, его талант, его призвание, в то время как мог сделать это сам.

Вывод

Образ Актёра необходим в пьесе М. Горького «На дне» как доказательство того, что «золотой сон» навеянный благородными безумцами, губителен для слабых душ. Он лишает их веры в собственные силы, во всемогущество Человека, в котором так уверен Сатин. Вопрос о правде, лжи, надежде на будущее, вере в себя, в судьбе горького пьяницы нашёл страшное практическое решение. Актёр поставил точку в дискуссии, которой заняты герои драмы.

Характеристика образа Актёра может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Русская литература. 11 класс

НА ДНЕ

Замысел пьесы.

Театр для Горького стал площадкой, с которой художник мог напрямую общаться со зрителем и публично выразить свою позицию по самым злободневным вопросам современности

Пьеса «На дне» — живой отклик на острые вызовы времени. В конце ХIХ — начале ХХ века в мировой культуре и философии активно обсуждается вопрос о человеке. Популярнейшая теория Ф. Ницше предсказывала рождение сверхчеловека, уравнивающего себя с Творцом. Ницшеанство увлекает и Горького, он даже гордится внешним сходством с немецким философом.

Остро реагирует Горький на идеологию Л. Толстого. Теория всепрощения и смирения претит бунтарскому духу автора «Песни о Буревестнике». Он неоднократно высказывает несогласие со взглядами великого писателя. Литературоведы утверждают, что образ Луки написан под влиянием встреч Горького с Толстым.

Во второй половине ХIХ века в мировой культуре появляется новый вид драматического искусства — «новая драма». Её основоположники — Г. Ибсен, М. Метерлинк, Г. Гауптман — ставят вопрос 15 о необходимости глобальной «переплавки» современного человека. Горький вступает в общелитературную полемику о смысле жизни, совершенствовании и «переделке» Человека.

Премьера «На дне» состоялась в Московском Художественном театре (МХТ). Молодые режиссёры К. Станиславский и В. НемировичДанченко нашли верное творческое решение для сценического воплощения смысла драмы. Зритель живо откликался на реплики персонажей, унося в памяти будоражащие сознание афористические изречения: «Чело-век! Это — великолепно! Это звучит. гордо»; «Человек рождается для лучшего»; «Всё — в человеке, всё для человека»; «Надо жить иначе. Лучше надо жить!».

Ключ к пониманию пьесы подсказан жанром произведения. «На дне» — это социально-философская драма, в которой объединились социально-бытовой и философский планы. Первый формируется на сюжетном уровне и представлен сценами из жизни обитателей ночлежки. Философский смысл раскрывается в спорах героев, содержится в подтексте, многозначность образов осознаётся и благодаря приёму «недосказанности».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *