районы кракова для жизни

Жизнь в Кракове (Польша), опыт российской семьи

Мы свалили в Польшу, в 2015 году, в день, когда убили Немцова. А решение приняли где-то за год до этого. Польшу выбрали из-за того, что вроде бы и не дорого, вроде бы и ЕС, и из-за поста на хабре про удачный опыт валения в ту сторону.

Помню, когда ехали на машине, двигались из Питера, через Прибалтику. Конечно, границу всегда замечаешь, но когда заехали в Польшу, тоже разница была не в пользу Прибалтики: общее ощущение убранности, обжитости. Как-то аккуратнее.

Приехали мы по туристическим визам и я устраивался на работу уже тут, как фрилансер, но с third party, где и числился официально работником (сфера IT). Через четыре месяца нам выдали EU Blue Card. Разница не очень большая с обычными рабочими визами, но по этой дают карты для семьи и жена сразу может легально работать.

районы кракова для жизни

Первые два месяца у нас было снижение уровня жизни. Но потом наладилось и жить стали лучше, чем в России. Мы переезжали втроём: я, жена и двухмесячная дочка.

Теперь попробую как-то разделить впечатления и опыт.

Документы

В официальных инстанциях Кракова нас принимали в 2015 году вежливо и расторопно. Когда мы пошли подаваться на карты, со всеми документами и заявлениями, заполненными на английском, я ожидал, что нас пошлют смачно и сразу.

Но шаблон разорвали и рассказали, что надо заполнить на польском, а вот тут и вот тут поправить. Можете поправить здесь и сейчас и мы у вас документы примем. Жена героически бросилась всё исправлять, но просто не успели всё сделать до закрытия, пришли и успешно сдались на следующий день. (Ремарка от жены: сама виновата, надо было сразу читать ВСЮ анкету, особенно в том районе, где мелкими буквами написано).

Всеми документами от и до мы занимались сами. Никакой помощи, никаких посредников, никаких денег никому. Всё реально и не сложно.

Давайте честно, там где есть рыночные отношения, цены соответствуют географическому положению. Разумеется, при любых рыночных отношениях в Якутии арбузы будут дорогими. Здесь не Якутия, поэтому всё качественнее и дешевле, чем в России. Впрочем, я могу ошибаться и, честно говоря, редко смотрю на ценники. А в России мы были последний раз давно.

Бензин, конечно, дороже. Аренда тоже.

Сервис и магазины

Были в шоке, что в праздники они реально не работают. Просто всё закрыто. Круглосуточных магазинов мало. Вот захотел ты ночью, например, купить дрель и колёса для машины — а фиг!

Сейчас ввели закон,запрещающий торговлю по воскресеньям, и два воскресенья в месяц крупные торговые центры не работают. Но открыты некоторые продуктовые магазины и дежурные аптеки, выжить можно 🙂

Люди и отношение к иммигрантам

Очень много разговоров о том, что в Польше этнонационализм. Нельзя сказать, что этого совсем нет, но отморозки есть везде. За 3+ года нас это ни разу не коснулось, а приехали мы с нулевым польским и нулевыми же знаниями о жизни тут — было к чему придраться.

В общественных местах между собой говорим на русском и английском, поэтому не заподозрить в нас иностранцев было бы сложно.

В целом все доброжелательны, в ходу small talk, прекрасное отношение к детям: умиляются, пропускают без очереди и т.д.

Медицина в Кракове

В той части, что а-ля «по ОМС» всё довольно печально и приёма узкого специалиста можно ждать месяцами. И это тот случай, когда «месяцами» — не для красного словца.

Мы пользуемся услугами частных специалистов и за три с лишним года проблем, очередей и пр. не было ни разу. Но и в частном секторе есть специалисты, на визит к которым нужно записываться очень-очень заранее.

Русскоязычное сообщество в Кракове

В Кракове очень много русскоязычных в основном из Украины. России, Беларуси.
В фэйсбуке есть группы, где можно найти любую информацию и — при желании — специалиста чуть ли не в каждой сфере среди «наших». В последнее время русской и украинской речи стало больше.

районы кракова для жизни

Дороги

Их делают так, чтобы опытный слепой русский водитель мог безопасно ехать. Везде разделительные полосы, разметка (я здесь впервые увидел разметку для остановки общественного транспорта, жёлтую сплошную на мосту), любое изменение в режиме работы обозначается всем, чем только можно: плакаты, растяжки, свистелки, моргалки, указатели, машины дорожной службы с маяками. Честно, это просто сказка. Как будто им есть дело до человеческой жизни.

Как правило, встречные потоки разделены, где разрешена скорость больше 50. Полотно преимущественно хорошее. Платные дороги, по моим ощущениям, лучше немецких.

Общественный транспорт ходит по расписанию. Есть приложение, по которому тебе подскажут, куда идти, на что садиться, через сколько минут оно приедет, через сколько остановок выйти, какой билет купить. Есть приложение для билетов, парковки и чего-то там ещё. Удобная штука. Выделенные полосы работают.

Автопарк «бедненький» по меркам златоглавой. Видел один мазератти. А нет, два. Один до тошноты безвкусный ламбо выкрашенный в золото. А так — средняя машина — опель астра, рено клио и пр.

Полиция

Видно мало, но когда видно, она внушает доверие. Машины с мигалками редкость.

Главное впечатление, которое приходит слегка с задержкой: они какие-то расслабленные. Мало парятся, не стараются как-то сильно тебя объегорить. Ребята, у них в общественном транспорте висят молоточки для аварийного разбивания стёкол, не приваренные и не прикрученные проволокой! Это был мой шок. Ах, да, вот ещё из страшных потрясений: у нас машина простояла на парковке у торгового центра в разгар субботы с распахнутой (не фигура речи) дверью и… ничего не случилось!

Здесь все какие-то эгоисты. Ну то есть им не надо насаждать где-то польский мир, если ещё свой дом не построен. А если дом построен, то там же надо посадить всё нужное, ремонт, все дела. И улыбаются часто. Наших людей видно: на них отпечаток какой-то преждевременной и избыточной мудрости.

Здесь отвыкаешь, что человек человеку волк. Минусы есть, конечно. Но вот честно, если вам не довелось родиться в судьбоносной семье, то эти минусы по сравнению с российской действительностью — ерунда. Валите, говорю я вам!

Источник

Немного о жизни в польском Кракове

Думаю, писать общие сведения о Кракове не имеет смысла — информация о многовековой истории находится в два клика. Так что сразу же перейду к более жизненным рубрикам.

районы кракова для жизни

Фото by medvedevaop (https://fotki.yandex.ru/users/medvedevaop)

Климат и экология

Находится на очень плохом уровне. Вообще, Краков один из самых не зеленых польских городов. Парков и скверов буквально по 5-6 на каждый район. Разумеется, отсутствие природы в городе можно восполнить Народными Парками, один из которых начинается прямо в пригороде. Но осадок это негативный оставляет. Сам я жил в одном из самых застроенных районов. Так что, по вечерам, когда имелась охота погулять по зелени, то приходилось тратить около 10 минут, чтобы дойти до районного парка. По иронии, до всех иных зеленых зон пешая прогулка занимала ровно столько же времени. Так что, Краков — это не город-сад.

Также стоит обратить внимание на экологию. По показателям загрязнения воздуха в нем самые плохие показатели. Самые худшие в Польше. Зимой стабильно бывает по 4-5 дней, когда стоит очень сильный смог. Ситуация очень плохая с загрязнениями, лишь немногим лучше, чем в Москве или Питере.

Климат — стандартный. 4 выраженных сезона. Частые дожди и ветра осенью и зимой. Именно поэтому родившиеся именно в городе никогда не носят с собой зонт, потому что затея бессмысленная — после пары порывов ветра все мусорки завалены поломанными зонтами. А так, климат — типично центральноевропейский.

районы кракова для жизни

Население

Краков — академический город, культурная столица. Именно поэтому во время семестров большую часть населения составляют студенты и молодежь. Это вызывает множество трудностей — низкие зарплаты (но об их точном размере позднее), высокие цены на съем\покупку жилья. Кроме этого, из-за того, что Краков для интеллигенции является эдакой столицей, дома в пригородах стоят достаточно крупные суммы. Так что состав населения оказывает очень сильное влияние на комфорт жизни (ухудшает ее).

Согласно официальным данным, население Кракова — около 750 тысяч. Вместе с агломерацией почти 1,5 миллиона. Но, как уже отмечал, сюда стоит прибавлять студентов и иностранцев, которые приехали на ПМЖ.

Разумеется, Краков не является городом в самом себе — тут главную роль играет агломерация. Которая де-факто занимает в поперечник 60 — 70 км. Так что толпы людей и бесконечная толкотня — это ужасные минусы.

Кроме этого в Кракове весьма представительной группой являются не поляки. Очень много остербайтеров.

Подводя итоги данной рубрики, могу сказать — что одни минусы. Агломерация очень переселена, но последние 6 лет ситуацию очень усугубили люди с Украины, которые не имеют ни малейшего представления о правилах поведения, поэтому громкие разговоры по-русски в общественном транспорте, крики, пьяные разборки и курение на лавочках стало чем-то обыденным.

районы кракова для жизни

Инфраструктура

Все очень плохо. Аэропорт и вокзалы не справляются с ежедневным потоком туристов и жителей. Аэропорт вообще находится во второй тарификационной зоне, так что билет на автобус до него стоит на 1,5 зл дороже, чем по первой зоне. Соединение с Варшавой, которая находится всего лишь в 300 км, у поезда занимает 2 часа 10 минут. Такое чувство, что Краков застрял в 20-м веке. В нормальных городах подобное соединение занимало бы максимум час. Но да, в 2018 году до Варшавы вы по прежнему поедете со средней скоростью в 120 км. Разумеется, подобная болячка повторяется и с другими направлениями. Вроцлав? 3 часа. Жешув? 2,5 часа.

В самом городе явно не хватает парковок. Но это не самая большая беда. Настоящая трагедия — пробки. Помню, как-то вынужден был проехать на своей машине с Новой Гуты к Коллегиум Новум рано в будний день. Расстояние — 14 км. Ехал 30 минут. Трагедия и кошмар. И подобное повторяется во многих моментах. Вокруг города кольцевой нет. На сегодняшний день она окончена наполовину. Окончательно будет готова только через 4 года. Так что выезд за город утром и вечером в рабочие дни превращается в стояние в мертвой пробке.

Качество асфальтного покрытия тоже ужасающее. Ежедневно в город стягивается сотня тысяч жителей пригородов на своих машинах. Так что многие улицы проезжены до колеи. Часто встречаются трещины и выбоины в асфальте.

Городской общественный транспорт, вообще, кажется, не знает слова «расписание». Трамваи единственное, что передвигается согласно расписанию. Для автобуса опоздать на 2 минуты — это обыденное. Если это будний день и час пик — то будьте уверены, с вероятностью в 15 процентов (это в прошлом году магистрат высчитал) вам автобус приедет на конечную с опозданием в 2-3 минуты. Так что, при передвижении общественным транспортом всегда необходимо иметь ввиду, что 1 или 2 минут для пересадки не хватит. Необходимо брать как минимум 5 минутное окно между автобусами, чтобы успеть на следующий.

районы кракова для жизни

Работа

По разным данным до 25 процентов населения составляют студенты со всей Польши и иных стран ЕС. Так что вакансии долго не пустуют. Студенты быстро занимают каждую возможную должность, исходя из своих талантов. Не стоит ожидать от Кракова миллиона рабочих мест, которые ждут работника. Студенты, либо «гости» с Востока закрывают вакансию в течение пары суток.

Кстати, об остербайтерах. Не знаю, сколько их в реальности, но по ощущениям, процентов до 10. Когда идешь рано утром или поздней ночью, слышится лишь характерное гэкание грузчиков и уборщиков. Все низовые должности ими заняты уже крепко.

По поводу зарплат. Не буду приводить статистику — ведь известно, что есть разные степени лжи, одной из коих и является статистика. Лучше расскажу, как обстоят дела среди моих коллег. В среднем, на руки получают от 3,5 тысяч до 5. Большинство получает около 4,5 тысяч. Есть у меня два товарища из Кракова, которые получают гораздо выше — но это исключение из правил, так что их я не включил. А что такое 3,5 тысяч в Кракове? 1,5 тысячи сразу же уйдет на съем жилья и оплату базовых счетчиков. Около 800 на еду. 500 на рестораны и пабы. 200 на культурную программу. А смешной остаток от зарплаты можно будет отложить, чтобы два раза в год слетать на Кубу или Филиппины, плюс траты за машину. С 4,5 свободных денег будет не особо больше. Чтобы купить новый телефон или камеру придется отдать половину своей зарплаты. Так что, трудно говорить о достойном уровне.

Сам я во времена обучения получал крохотную стипендию. Что-то около 1,5 тысяч — так что приходилось ужасно ужиматься в тратах — посещение пабов или ресторанов могло происходить не чаще 3-4 раз в неделю. На обед я ходил не в заведения со средней полки — а в молочные бары или дешевые забегаловки. И разумеется, никакой съемной квартиры для меня самого. Так что жизнь студента живущего на стипендию трудна и полна ограничений.

районы кракова для жизни

Криминальная обстановка

Часто встречаются нелегальные работники. Что это приносит — думаю объяснять не надо. Хотя с другой стороны, я не встретился пока с человеком, который в реальности хотел бы работать грузчиком. Но все равно, большое число людей готовых работать за гроши очень сильно сказывается на уровне зарплат. Так что даже зарплата моего знакомого, который работает на горячей линии, растет медленнее, чем могла бы.

Часто происходят стычки футбольных фанатов (в Кракове два клуба, которые последний 100 лет взаимно друг друга ненавидят). В год происходит по 2-3 массовые драки фанатов. Тогда на улицах появляется полиция, омон и иные специальные службы. Так что Краков — один из самых опасных городов. Неофициально каждая дзельница закреплена за болельщиками какого-то определенного клуба: Вислы или Краковии. Для не болельщика это не представляет никакой ценной информации — но если кто-то любит футбол и решил состоять в клубе поддержки определенной команды, это может принести определенные проблемы. Т. к. жизнь в районе вражеской команды будет утруднена.

районы кракова для жизни

Так как целью моего текста является краткое и емкое изложение плюсов и минусов жизни в Кракове, я не буду подробно останавливаться на описании цен на все и вся. Опишу лишь цены на продукты питания и услуги, которые могут пригодиться так же и туристам.

Итак, цены в Кракове астрономические. Попадая в любой другой нормальный город я чувствовал, что могу купить на пару процентов больше за ту же сумму.

Например, стандартный обед в молочном баре\бистро стоит в среднем 16 злотых. Стандартные обеды в Польше везде одинаковы — это первое, второе и компот. В других городах усредненная цена на обед дня — 14-15 зл. Так что, видим, что Краков реально очень накручивает цены. Разумеется, можно найти хорошие заведения, где подобный обед можно взять за 13 зл. Но проблема в том, то в других городах можно найти места, где его стоимость будет 12 зл. Но тут ничего не поделать — туристы и студенты создают ситуацию, в которой спрос превышает предложение. И цены дерут небожеские.

Куфель пива в пабе со своей варильней — от 12 зл. и выше. Стакан бочкового пива — от 5 зл (за самые хамские сорта), от 10 зл (за более дорогие сорта). Так что видим, что поход в кнайпу тоже оборачивается тратами на 20 процентов большими, нежели в иных городах. И я сейчас не говорю про Россию, где замечательное крафтовое пиво стоит копейки.

Ужин в ресторане. Тут у каждого свои предпочтения — каждый ест разное и в разных количествах. Но на двух человек у меня никогда не выходило меньше 80 злотых. Наверняка, можно поесть и за 50 — если брать что-то совсем дешевое и не заказывать напитков. Но, чтобы наесться и спокойно посидеть, что-то выпивая, на каждые два человека у меня всегда стоял средний счет в 80-100 и выше. Цены на самом деле грабительские.

Источник

Районы кракова для жизни

Вид с балкона на улицу Орлят Львовских, на которой мы обитали.

От парадных достопримечательностей Кракова ненадолго перейду к обычным спальным районам, чтобы показать где и как обитают простые жители этого города. Про Нову Хуту я уже рассказывал. Теперь покажу некоторые другие районы.

Мы жили в районе Ольша неподалёку от Раковицкого кладбища в 15 минутах ходьбы от железнодорожного вокзала в двухэтажном четырёхвартирном доме.

В нашем дворике цвели каштаны и в нынешнюю жару очень приятственно вспоминать как они пахли после прошедшего дождя.

А по утрам к подъезду сползались вот такие улитки.

Большая часть Ольши была построена в межвоенный период. Отсюда обилие рядовых и более изысканных конструктивистских зданий.

Раковицкое кладбище, на котором покоятся, в частности, родители Кароля Войтылы и многие представители польской интеллигенции, создаёт в районе спокойную атмосферу.

Но Краков не был бы Краковом, если бы даже в этом районе не веселились студенты. В данном случае, если не ошибаюсь, Экономического университета.

Кстати, встречаются очень разные данные о количестве студентов. От 100 тысяч до четверти населения.

Здесь же находится колоссальный недострой, который в народе кличут Эскелетор, что значит «скелет».

Здание начали строить до того как в 1978 году Исторический центр Кракова вошёл в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. После этого строительство было заморожено. И до сих пор власти не могут решить, что делать с этим абандоном, не соответствующим по своей высотности требованиям ЮНЕСКО. Впрочем, местное студенчество не особо из-за этого расстраивается и лазает в здание, где устраивает фото-сеты или просто любуется городом с высоты.

Этого цыплёнка на нижнем балконе мы созерцали каждый день, когда шли пешком в центр, и даже успели проникнуться к нему любовью.

Теперь расскажу немного о других спальных районах, в которых довелось побывать.

Не знаю как точно называется этот район, но в нём находится больница Иоанна Павла II.

В нём попадаются и высотные здания.

. и такие небольшие, впрочем, довольно новые домики.

Двери большинства виденных мной в Кракове подъездов выглядят именно так. Не думаю, что у нас бы эта дверь отметила хотя бы свой месяный день рождения.

Это более элитный спальный район неподалёку от Вислы и Вавеля. Судя по кривизне улиц, основан он довольно давно, а застройка довольно свежая.

Один из примеров современной польской жилой архитеткуры.

Общий вид с одного из мостов через Вислу.

А так выглядит краковский частный сектор неподалёку от Нова Хуты.

Что удивительно, в этом доме был единственный пример того, что на табличке был изображён именно тот грозный пес, о котором предупреждают проходимцев.

И напоследок. Так выглядит бюджетное жильё, которое строится в отдалённых районах Кракова. То, что строится в Самаре сейчас возле «Икеи» больше похоже по архитектуре на бараки Безымянки, нежели на современные дома. А вот тут просто и со вкусом.

Фото Эскелетора и студентов повзаимствованы у Максмаксмакса.

Источник

#10 Квартиры в Кракове. По чем? Где лучше? Как снять?

Советы о том, как выбрать квартиру в Кракове: где искать, через кого искать, в каком районе лучше жить, из чего скадывается стоимость квартиры, как заключить договор аренды, стоит ли пользоваться услугами риелтора.

По поводу того, как снять квартиру, как квартиру нанять, сколько стоит и так далее. С чего начали мы? Лучше всего, конечно, узнать у друзей или знакомых, которые живут в Кракове или в городе, куда вы едете. Мы сейчас говорим только про Краков, только про наш опыт, может, в чем-то мы не правы, но что знаем, то и рассказываем. Поговорите с теми, кого знаете.

Мы выбрали район Ручай, даже интуитивно выбрали, то есть полгода мы изучали город, понимали, что хотим именно сюда, и точно знали, куда мы хотим поехать, где мы будем жить. Информации очень мало по району. Есть туристическая, историческая и так далее, реальной по поводу жилых районов и так далее очень мало. Google Maps (карты Google), слава богу, есть. Очень помогли. Я весь Краков исходил по гугл мапс, Кристину тоже замучал этими всеми, но так интересно, что мы пользовались еще сайтом olx.pl. Olx.ul вам знаком — это бывший slando, вы все это знаете. Если пользовались хоть раз, разберетесь. Польского знать не надо, все, в принципе, понятно. Пользуясь опять же хромом, можно переводить на русский, это вообще не проблема.

Мы задали сумму денег, которую хотели. Сначала мы изучали цены, потом поняли, чего мы хотим, мы знали, чего мы хотим, сколько комнат, какой формат и так далее. Таким образом, взвесили все, решили «мы готовы платить не больше вот этой суммы». Выбирали лучшее из того, что было. В итоге, нам нашли то, что буквально в 400-х метрах от того места, где мы выбирали. Главное, чтобы развязка была. Да-да, рядом, нафантазировали. Мы туда ходили по гуглу и в живую потом ходили, для нас как будто мы уже тут были. Так много мы это все выбирали.

Для нас было очень принципиально (мы устали от переездов), очень важно сразу приехать и въехать в ту квартиру, в которой мы будем жить. Во-первых, дети, перекантовываться неудобно. Во-вторых, просто мы уже устали от переездов, — это наша такая фишка. У нас еще было предпочтение — первый этаж, потому что опять же дети, это просто удобнее с коляской, даже при том, что тут практически везде есть лифты. Но здесь первый этаж — это не наш первый этаж. В основном, это этажи над гаражом. Если это новые дома, после 2000-ого года построенные, то такие хорошие, в основном, это приподнятый бель-этаж, или как он там правильно называется.

Если вы неидеально знаете польский, неидеально знаете город, самому будет очень сложно выбирать. Почему? Во-первых, языковой барьер, во-вторых, если хоть как-то знаете польский, он все-таки не ваш родной, люди будут это чувствовать и относиться к вам, как к иностранцу. Мы попробовали написать одному хозяину, но было видно, что «иностранцы. «. Они итак через риелтора не очень в восторге. Но риелтор хотя бы может презентовать вас хорошо, может как-то успокоить его своим родным языком. Это должен быть хороший риелтор. Опять же, если доверяете нам, обращайтесь к нам, мы посоветуем хорошего. Знаете, если человек снимает, как для себя, это чувствуется.

Рассказывают люди, что пришли — фотки, красивая квартира, хороший ремонт, хорошая мебель, но когда заходишь, чувствуешь запах плесени. Когда-то соседи залили, влага осталась в стенах, из-за этого пока долго высыхало или еще не высохло, не знаю, завелась плесень. Через интернет заранее ты это никак не проверишь, а по факту приезжать, бегать где-то у кого-то останавливаться. Во-первых, это дорого будет; если остановились у друзей, то будет неудобно ни им, ни вам. И самому искать, бегать по городу. Город не маленький, на самом-то деле, совсем не маленький. Он такой разлогий, тут большие пространства, много всего. Ощущение, когда едешь по Кракову, ты не чувствуешь, что здесь живет в 5 раз меньше людей, чем в Киеве, а то и в 6 раз. Абсолютно не чувствуешь, иногда даже кажется, что он больше.

Один из десяти согласившихся на иностранцев владельцев квартир согласится на то, чтобы вы прописались, зарегистрировались. Здесь это называется земельдование. Это не ритуал, но это надо обязательно сделать. Без этого будет сложно. Дальше вы. а ничего дальше: ни на работу устроиться, ни детей, ничего без этого не можешь, то есть юридически ты бомж, и, соответственно, рано или поздно это где-то всплывет, начнут вопросы задавать. Здесь не придается такой большой смысл прописке, как у нас. Ты не имеешь права, ты просто уведомляешь. Это абсолютно несложно (про это мы уже сделали ролик). В штатах, везде это есть. Ты просто информируешь органы, государство, всех, где тебя найти, где ты остановился, и заявляешь «вот, я не бомж, я живу здесь», куда мне присылать счета, куда мне присылать какие-то документы. Так принято в цивилизованном мире, это нормально. Обязаловки нет, но потом без этого ты почти ничего не можешь сделать.

Как искать рассказал. Найти хорошего риелтора — только через знакомых, можете пользоваться нашим, мы с этого ничего не имеем, просто, когда человек действительно ищет, как для себя, и ваши интересы отстаивает. Здесь люди, понимаете, риелторы, они не номинальные, они действительно свою работу делают. Мы не можем за всех сказать, вот тот, который у нас и который нашел квартиру нашим друзьям (Артем с Аленой, ролик есть про работу в Польше), им тоже нашли, да, тоже заплатили деньги. Риелтор обычно берет сумму стоимости аренды ту, которую вы платите хозяину.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *