растения почти всегда ведут неподвижный образ жизни и выбрать для своего потомства
Тестовая работа по русскому языку «Информационная обработка текстов»
Просмотр содержимого документа
«Тестовая работа по русскому языку «Информационная обработка текстов»»
Задание 1-3. Информационная обработка текста
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
I. (1)Упоминания о море, сплошь покрытом ковром водорослей, встречаются у европейских географов начиная с V века нашей эры. (2) настоящим открывателем Саргассова моря был всё-таки Христофор Колумб — во время первого путешествия через Атлантику корабли отважного генуэзца оказались среди такой плотной массы водорослей, что несколько дней едва могли продвигаться. (3)Именно тогда моряки-испанцы из команды Колумба дали название водорослям, а заодно и морю.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Саргассово море, известное с V века нашей эры, было открыто всё-таки Христофором Колумбом и было названо так моряками-испанцами из его команды.
Во время первого путешествия через Атлантику корабли Христофора Колумба оказались среди такой плотной массы водорослей, что несколько дней едва могли продвигаться.
Моряки-испанцы из команды Колумба дали название водорослям, сплошным ковром покрывающим море.
Упоминания о море, сплошь покрытом ковром водорослей, встречаются у европейских географов начиная с V века нашей эры.
Испанские моряки из команды Христофора Колумба дали название водорослям и морю, известному с V века, которое они покрывали плотным ковром, — Саргассово.
2. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАССА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте
словарной статьи.
Одна из основных физических характеристик материи, определяющая её инертные и гравитационные свойства (спец.). Единица массы.
Тестообразное, бесформенное вещество, густая смесь. Древесная м. (полуфабрикат для выделки бумаги). Расплавленная м. чугуна. Сырковая м.
Совокупность чего-н., а также что-н. большое, сосредоточенное в одном месте. Воздушные массы. Темная м. здания.
мн. Широкие слои трудящегося населения. Воля масс. Оторваться от масс (утратить связь с народом).
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
II. (1) Образ белокрылого парусника овеян романтикой приключений и открытий, но чаще всего морских скитальцев вело не стремление увидеть новые земли, а самая обычная жажда наживы. (2)Географические открытия стали причиной не только небывалого развития торговли с дальними странами, но и множества войн между европейскими государствами, соперничающими заморских владений — колоний. (3)Поэтому даже торговые суда того времени имели полное боевое вооружение — артиллерию и оснащение для абордажного боя.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Географические открытия стали причиной небывалого развития торговли с дальними странами.
Поскольку географические открытия стали причиной множества войн между европейскими государствами из-за колоний, то даже торговые суда того времени имели полное боевое вооружение.
Торговые суда того времени имели полное боевое вооружение — артиллерию и оснащение для абордажного боя.
Морских скитальцев в путешествия чаще всего вело не стремление увидеть новые земли, а самая обычная жажда наживы.
Множество войн между европейскими государствами происходило из-за колоний, возникших в результате географических открытий, поэтому даже торговые суда имели боевое вооружение.
2. Самостоятельно подберите предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот предлог.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАЗ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру,
соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т.е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. Человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).
Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый о. матери.
В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.
В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин — о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).
чего. Порядок, направление чего-н., способ. О. жизни. О. мыслей. О. действий.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
III. (1)Наблюдение над характером связи между частями текста показало, что отдельные его части объединяются не только привычными формами связи — союзами, союзными словами, но и другими средствами, менее чётко выделяемыми в ткани текста. (2)К ним относятся повторения слов, словосочетаний, предложений, однотипных структур. (3)Кроме того, ассоциации могут служить средствами связи отдельных частей, следующих одна за другой, а также расположенных на некотором расстоянии друг от друга.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Отдельные части текста объединяются только привычными формами связи — союзами, союзными словами.
Средствами связи в тексте могут служить как союзы и союзные слова, так и средства, менее чётко выделяемые в ткани текста: ассоциации, повторение слов, однотипных структур.
Как союзы и союзные слова, так и средства, менее чётко выделяемые в ткани текста: ассоциации, повторение слов, однотипных структур — могут служить средствами связи в тексте.
Ассоциации могут служить средствами связи отдельных частей текста, следующих одна за другой, а также расположенных на некотором расстоянии друг от друга.
Отдельные части текста объединяются повторением слов, словосочетаний, предложений, однотипных структур.
2. Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту частицу.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТКАНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру,
соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Изделие, изготовленное тканьём. Шёлковая т. Льняные ткани.
Общее название для тканых, трикотажных и некоторых нетканых материалов. Магазин тканей.
перен. Основа, содержание чего-н. (книжн.). Т. рассказа.
В животных и растительных организмах: система преимущественно однородных клеток и продуктов их жизнедеятельности.
Соединительная т. Мышечная т. Нервная т. Защитная т. (у растений).
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
IV. (1)Многие диалектные слова относятся к специфическим сельским реалиям (предметам окружающего нас мира), которые связаны с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьянского дома. (2) не все диалектные слова обозначают какие-то особые сельские реалии. (3)Гораздо больше таких, которые служат местными названиями для совсем обычных, повсеместно распространённых предметов, явлений, действий, понятий.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Диалектные слова как обозначают специфические сельские реалии, так и служат местными названиями для распространённых предметов, явлений, действий, понятий.
Многие диалектные слова относятся к специфическим сельским реалиям, которые связаны с сельским хозяйством и деревенским домашним обиходом.
Не все диалектные слова обозначают какие-то особые сельские реалии, связанные с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьянского дома.
Гораздо больше таких диалектных слов, которые связаны с устройством крестьянского дома.
Диалектные слова чаще служат местными названиями для распространённых предметов и явлений, но могут обозначать и специфические сельские реалии.
2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСТРОЙСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложений текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фраг-
менте словарной статьи.
Расположение, соотношение частей, конструкция чего-н. Удобное у. помещения. Прибор сложного устройства.
Установленный порядок, строй. Государственное у. Общественное у.
Техническое сооружение, механизм, машина, прибор. Решающее у. Регулирующее у.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
V. (1)Попадая в такие условия среды, в которых продолжение жизненных процессов невозможно, некоторые организмы могут впадать в анабиоз, состояние, характеризующееся резким снижением или даже временным прекращением обмена веществ. (2) Таким образом, анабиоз является важным приспособлением многих видов живых существ к неблагоприятным условиям обитания. (3)Глубокое замораживание яиц особо ценных сельскохозяйственных животных для длительного хранения и последующего широкого употребления — пример использования анабиоза в практической деятельности людей.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Люди в процессе практической деятельности научились использовать состояние анабиоза, характерное для некоторых организмов.
Состояние анабиоза позволяет некоторым видам животных приспособиться к неблагоприятным условиям, в которых продолжение жизненных процессов невозможно.
Люди в своей практической деятельности могут использовать состояние анабиоза, которое позволяет некоторым животным приспосабливаться к неблагоприятным условиям жизни.
Состояние анабиоза вызывается попаданием организмов в такие условия, при которых продолжение жизненных процессов затруднено или невозможно.
Состояние анабиоза, позволяющее некоторым животным приспособиться к неблагоприятным условиям обитания, может быть использовано в практической деятельности человека.
2. Самостоятельно подберите сочинительный пояснительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Обстоятельство, от которого что-н. зависит. Требовательность к себе — у. успеха.
Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Назовите ваши условия. Условия перемирия.
Устное или письменное соглашение о чём-н., договорённость (устар.). Заключить, нарушить у.
мн. чего. Правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности. На льготных условиях. Условия проживания в общежитии.
мн. Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы. Природные условия. Жилищные условия. Действовать в благоприятных условиях.
обычно мн. Данные, требования, из которых следует исходить. Условия задачи.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
VI. (1)Люди создали надёжное орудие — язык — и с его помощью развили науку и технику, а потом заставили науку и машины улучшать это орудие. (2) Первая серьёзная помощь от механических приспособлений пришла к языку, когда изобрели книгопечатание. (3) случилось около 1450 года, когда немец Иоганн Гутенберг изобрёл наборные литеры.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Язык помогает развитию науки и техники.
Книгопечатание оказало первую серьёзную помощь в улучшении языка.
Люди заставили науку и машины улучшать язык.
Первую серьёзную помощь в развитии языка оказало изобретение книгопечатания.
Наборные литеры, изобретённые Иоганном Гутенбергом, пришли на помощь языку.
2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРУДИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Техническое приспособление, при помощи к-рого производится работа или какое-н. действие. О. производства. Сельскохозяйственное о. Орудия труда. Орудия лова (рыбацкие).
перен. Средство для достижения какой-н. цели. О. в руках кого-н. (о том, кто покорно исполняет чью-н. волю).
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
VII. (1)Растения почти всегда ведут неподвижный образ жизни и выбрать для своего потомства лучшие условия не могут. (2)Упавшее поблизости от материнского растения семечко может прорасти, но оно будет жить в те и, скорее всего, погибнет. (3)Поэтому растения самыми разнообразными способами отправляют семена в дальние странствия.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Растения почти всегда ведут неподвижный образ жизни и готовят для своего потомства место рядом с собой.
Растения, ведущие неподвижный образ жизни, разнообразными способами отправляют свои семена подальше от себя.
Чтобы потомство не произрастало в тени материнского растения, семена отправляются в дальние странствия.
Упавшее поблизости от материнского растения семечко будет жить в тени и, скорее всего, погибнет.
5) Растения неподвижны и не могут выбрать для своего потомства лучшие условия, поэтому они отправляют свои семена в дальние странствия.
2. Самостоятельно подберите местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАЗ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру,
соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (опуститься, стать непохожим на человека, который ведёт нормальную жизнь). В образе кого-н. (в виде кого-н.).
Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый о. матери.
В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.
В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин — о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).
чего. Порядок, направление чего-н., способ. О. мыслей. О. действий.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
VIII. (1)Франц Шуберт — великий австрийский композитор, автор фортепианных и оркестровых произведений, музыки для театра, инструментальных ансамблей и более всего — песен. (2) они создали композитору необычайную популярность и славу ещё при жизни: (3)Разные по характеру, по настроению, песни Шуберта отличаются проникновенной общительностью, искренней доверчивостью и необычайной чистотой чувств.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Франц Шуберт — великий австрийский композитор, автор фортепианных и оркестровых произведений, музыки для театра, инструментальных ансамблей — был очень популярен ещё при жизни.
Франц Шуберт создавал разные по характеру и настроению песни, которые стали популярны ещё при жизни автора.
Песни Шуберта, отличающиеся доверчивостью и чистотой чувств, ещё при жизни композитора создали ему необычайную популярность и славу.
Необычайную популярность и славу ещё при жизни композитора Шуберту создали его песни, которые отличались доверчивостью и чистотой чувств.
Франц Шуберт являлся автором не только фортепианных и оркестровых произведений, музыки для театра, но и чрезвычайно популярных ещё при жизни композитора песен.
2. Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите эту частицу.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛАВА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Почётная известность как свидетельство всеобщего уважения, признания заслуг, таланта. Неувядаемая с. С. героям!Литературная с. Орден Славы.
Слухи, молва (разг.). Идёт с. о ком-чём-н. Добрая с. лежит, а худая по дорожке бежит (поел.).
Общепринятое мнение, репутация. Хорошая, дурная с. Он пользуется славой выдающегося оратора.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
IX. (1)На поверхности Земли везде, кроме влажных тропических лесов, ощущаются сезонные изменения погоды, нигде они не проявляются в столь резкой форме, как в зоне широколиственных листопадных лесов и тайги. (2)Зимой жизнь в этих лесах замирает, и чем дальше на север, тем длиннее мёртвый сезон. (3)Резкое уменьшение количества света и тепла, достающегося в это время лесу, усугубляется снеговым покровом, на всю долгую зиму закрывающим землю и коренным образом меняющим весь уклад жизни животных.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Уклад жизни животных в зоне листопадных лесов и тайги зависит от сезонных изменений погоды, проявляющихся в данной зоне в резкой форме.
Сезонные изменения погоды проявляются в зоне листопадных лесов и тайги в резкой форме и коренным образом меняют весь уклад жизни животных.
Сезонные изменения погоды ощущаются на поверхности Земли везде, кроме влажных тропических лесов.
Сезонные изменения погоды проявляются в зоне широколиственных листопадных лесов и тайги в очень резкой форме.
Зимой жизнь в широколиственных листопадных лесах замирает, и чем дальше на север, тем длиннее мёртвый сезон.
2. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕЗКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Проявляющийся с большой силой, остротой. Р. ветер. Р. холод.
Внезапный и очень значительный. Р. спад. Резкое похолодание. Резкая боль.
Лишённый мягкости, плавности, порывистый. Резкое движение.
Чётко и грубо очерченный. Резкие линии. Резкие черты лица.
Прямой и жёсткий, нелицеприятный. Резкая критика. Резкие выражения.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
X. (1)С помощью телефонных разговоров деловые люди обмениваются необходимой информацией, договариваются о чём-либо (о встрече, совместных мероприятиях, дальнейшем сотрудничестве и т. д.), консультируются по различным вопросам, наводят необходимые справки(2)По телефону можно выразить просьбу, отдать приказ или распоряжение, проконтролировать чью-то деятельность, поздравить в связи с достигнутыми успехами, праздниками, памятными датами и др.; телефон даёт возможность устанавливать и поддерживать контакты с нужными людьми. (3), телефон сегодня становится незаменимым средством в работе.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Телефонные разговоры позволяют людям обмениваться необходимой информацией, договариваться о чём-либо, консультироваться по различным вопросам, наводить необходимые справки.
Телефон сегодня становится незаменимым средством в работе, поскольку с его помощью можно осуществить многие виды профессиональной деятельности.
По телефону нельзя выразить просьбу, отдать приказ или распоряжение, проконтролировать чью-то деятельность, поздравить в связи с достигнутыми успехами.
С помощью телефона можно осуществлять многие виды профессиональной деятельности, поэтому он становится незаменимым средством в работе.
Телефон — незаменимое средство в работе, потому что даёт возможность устанавливать и поддерживать контакты с нужными людьми.
2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это слово.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОНТАКТ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Соприкосновение, соединение (спец.). Электрический к. Тектонический к. (в земной коре).
Деловая связь, согласованность в действиях. Торгово-экономические контакты. Войти в к. с кем-н. Действовать в контакте с кем-н.
Непосредственное общение, соприкосновение с кем-н. К. с больным.
Деталь, обеспечивающая соприкосновение проводов электрической цепи (спец.).
Задание 1 из ЕГЭ по русскому языку. Страница 3
(1)Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем её содержательная часть. (2)Известно, что блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена …
(1)Альтруизм изначально присущ человеческой натуре. (2)Не глуши его — и он явится источником истинного счастья, с которым не может сравниться то эфемерное, которое под красивой обо…
(1)Давно утвердилось мнение, что жара экваториальных районов планеты, тем более прямые солнечные лучи, совершенно непереносима для европейцев. (2)Англичане, колонизировавшие в поз…
(1)Человек и зверь: какие разные и, казалось бы, какие антагонистические представления! (2)Предчеловек, ещё очень слабый, ещё очень несовершенный, мало чем отличался от зверя и даж…
(1)Если взглянуть на карту распределения растительности, станет очевидно, что самыми распространёнными у нас являются таёжные ландшафты. (2)Севернее всего таёжные массивы расположе…
(1)Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления, доказали, что и возникли они, и совершенствуются одновременно, — ведь для того, чтобы облечь мысль в слова, нужно как ми…
(1)С помощью телефонных разговоров деловые люди обмениваются необходимой информацией, договариваются о чём-либо (о встрече, совместных мероприятиях, дальнейшем сотрудничестве и т. …
(1)На поверхности Земли везде, кроме влажных тропических лесов, ощущаются сезонные изменения погоды, нигде они не проявляются в столь резкой форме, как в зоне широколиственных лис…
(1)Растения почти всегда ведут неподвижный образ жизни и выбрать для своего потомства лучшие условия не могут. (2)Упавшее поблизости от материнского растения семечко может прорасти…
(1)Люди создали надёжное орудие — язык — и с его помощью развили науку и технику, а потом заставили науку и машины улучшать это орудие. (2)Первая серьёзная помощь от механических п…
(1)Попадая в такие условия среды, в которых продолжение жизненных процессов невозможно, некоторые организмы могут впадать в анабиоз, то есть состояние, характеризующееся резким сни…
(1)Многие диалектные слова относятся к специфическим сельским реалиям (предметам окружающего нас мира), которые связаны с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устрой…
(1)Наблюдение над характером связи между частями текста показало, что отдельные его части объединяются не только привычными формами связи — союзами, союзными словами, но и другими …
(1)Образ белокрылого парусника овеян романтикой приключений и открытий, но чаще всего морских скитальцев вело не стремление увидеть новые земли, а самая обычная жажда наживы. (2)Ге…
(1)Упоминания о море, сплошь покрытом ковром водорослей, встречаются у европейских географов начиная с V века нашей эры. (2)Но настоящим открывателем Саргассова моря был всё-таки Х…
(1)Толерантность — терпимость по отношению к иному мнению, поступкам людей, придерживающихся различных политических, нравственных, религиозных, культурных позиций. (2) это не означ…
(1)Портрет всегда был в Англии самым любимым жанром живописи. (2)Недаром в Англию приглашались именно знаменитые портретисты. (3) в XVIII веке искусство портрета достигло в Англии …
(1)Ведущее значение в искусстве Франции XVII века приобретает архитектура. (2) в архитектуре классицизма идея абсолютизма нашла своё наиболее яркое воплощение. (3)Поэтому деятельно…
(1)Морской конёк не похож на рыбу и будто не создан для плаванья. (2)Тело с многочисленными шипами и выростами, непригодный для плаванья скрученный хвост и сама манера плавать «сто…