расскажите о жизни симеона полоцкого и деятельности какое влияние он оказал на детей царя алексея
Чему учил Симеон Полоцкий детей царя Алексея Михайловича?
В 1656 году, во время войны между русскими и поляками, царь Алексей Михайлович оказался в Полоцке. Симеон сумел снискать расположение русского государя, который отметил писательские таланты молодого человека. Спустя некоторое время Полоцкий вместе с группой образованных людей приглашается в Москву. Там он назначается поэтом при царском дворе и наставником государевых детей. Симеон учил Федора, Софью и Ивана – детей, родившихся в браке правителя России с Марией Милославской. Царское решение оказалось очень удачным.
Симеон Полоцкий поучает царя Московии
Являясь образованным и мудрым человеком, Полоцкий был глубоко убежден в том, что обычные нравоучения не могут идти ни в какое сравнение с силой воздействия художественного слова. Значение литературы и особенно влияние стихотворного творчества на развивающееся молодое сознание переоценить трудно. И Полоцкий исключительно царским детям пишет книгу для чтения стихами, которой дает название «Ветроград Многоцветный».
Выход к народу царя Алексея Михайловича
Симеон полагал, что новые знания будут усваиваться детьми гораздо полнее, если серьезные идеи подавать в форме зрелища. Так по его инициативе при дворе царя Алексея стали разыгрываться первые интермедии. С подмостков распевали стихи нравоучительного содержания, читали звучные стихи. За образец принимали театральные действа, которые давно уже были знакомы жителям Великого княжества Литовского. Кстати, актеров для таких представлений Симеон набирал также из числа литвинов, угнанных в Москву воеводами царя Алексея во время опустошительных вторжений московитов в приграничные земли с Литвой.
Обучение царских детей в Московии
Расскажите о жизни симеона полоцкого и деятельности какое влияние он оказал на детей царя алексея
Подробное решение параграф §2 по истории для учащихся 8 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Торкунова А.В. 2016
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Приведите примеры усиления иноземного влияния в России в XVII в. Оцените значение этого влияния на реформаторскую деятельность представителей власти.
С воцарением династии Романовых началось систематическое приглашение для консультаций и на службу в Россию иностранных военных специалистов, врачей, аптекарей. На окраине Москвы появилась Немецкая слобода – Кукуй, где жили выходцы из западноевропейских стран. Уже в ходе русско-польской (Смоленской) войны в составе русской армии воевали шесть полков «иноземного строя». При Алексее Михайловиче был создан воинский устав, составленный по западным образцам. Голландские специалисты участвовали в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля «Орел», построенного в 1667 г. Модными стали западноевропейская одежда, танцы (полонез, мазурка), иностранные языки.
Это влияние способствовало реформаторской деятельности представителей власти. Во-первых, таким образом можно было познакомиться с преимуществами и недостатками технических достижений и социального устройства зарубежных стран. Во-вторых, мода на всё иностранное повышала престиж реформаторов, следовавших иностранным образцам. В-третьих, использование иноземного опыта позволяло использовать готовые образцы, экономить ресурсы, а не «изобретать велосипед».
2. Расскажите о жизни и деятельности Симеона Полоцкого. Какое влияние он оказал на детей Алексея Михайловича?
Выходец из Белоруссии Самуил Петровский-Ситнианович (1629 – 1680) окончил Киево-Могилянскую академию и около 1656 г. постригся в монахи, приняв имя Симеона. Он жил в Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище – Полоцкий). Здесь же Симеон учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Он писал стихи на белорусском и польском языках. Симеон выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства. Слава о просвещенном монахе быстро распространилась по России, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 г. он обучал будущих служащих московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля.
Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию. Его публицистические работы также превозносили самодержавие. Вскоре царь Алексей Михайлович поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них – Федор и Софья – стали затем царствовать. Это были первые правители России, получившие элементы западного образования, включавшего знание европейской истории, культуры, иностранных языков. Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проводить реформы по западному образцу.
3. Какие реформаторские проекты принадлежали А.Л.Ордин-Нащокину? Что из них удалось воплотить, а что нет и почему?
А.Л.Ордин-Нащокину принадлежали реформаторские проекты во внешне- и внутриполитической сфере. Он способствовал заключению Андрусовского перемирия с Речью Посполитой. На лишь после его смерти Россия перешла от соперничества с Польшей к союзу с ней, направленному против турецкой угрозы, чтобы обезопасить западные и южные рубежи России. В области внутренней политики он отменил привилегии иностранных кампаний, предоставив льготы русским купцам (Новоторговый устав 1667 г.) и основателям ряда новых мануфактур, организовал постоянную почтовую связь между Москвой, Вильно и Ригой. Но многое из задуманного ему так и не удалось осуществить – сократить дворянское ополчение, увеличив число стрелецких полков, ввести рекрутскую повинность, осуществить постепенный переход к постоянно действующей армии, ввести элементы самоуправления по образцу.
4. Как вы думаете, почему историк В. О. Ключевский назвал Ордин-Нащокина «государственным человеком»?
Историк В.О.Ключевский по праву назвал А.Л.Ордин-Нащокина «государственным человеком», поскольку этот один из самых известных политических деятелей России XVII в. был не только незаурядным военным и дипломатом, но крупным реформатором. Он радел об интересах страны, правильно понимал необходимость преобразований в России, разрабатывал важнейшие государственные документы и реформы, выступал за расширение экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока.
5. Выскажите свое мнение о деятельности и государственных проектах князя В.В.Голицына. Почему многие его проекты так и не воплотились в жизнь?
В.В.Голицын был приближенным царевны Софьи, но не обладал всей полнотой власти. Многие его начинания (отмена смертной казни, отмена крепостного права) опередили время и не были воплощены в жизнь. Видимо, ему не хватило социальной опоры, помешали традиционный характер мировоззрения большинства населения и недостаток ресурсов для государственных преобразований и создания наемной армии.
6. Как вы думаете, какие слои общества могли быть недовольны реформаторской деятельностью представителей власти? А кто был в ней заинтересован?
Мне кажется, реформаторской деятельностью представителей власти были многие слои населения. Во-первых, у реформаторов было много завистников, соперников и противников среди царского окружения и высших слоев общества. Во-вторых, против преобразований выступало большинство духовенства, державшееся за старину и противившееся иноземным обычаям. В-третьих, торговые люди, крестьяне и ремесленники также опасались изменений, опасаясь ухудшения своего положения. В реформаторской деятельности были заинтересованы немногочисленные европейски просвещенные люди, купцы и предприниматели, получавшую выгоду от развития международной торговли.
Изучаем документ
1. Нет ли противоречия между приведенными высказываниями А.Л. Ордин-Нащокина? Ответ аргументируйте.
Я считаю, что никакого противоречия между приведенными высказываниями нет. А.Л. Ордин-Нащокин выступал за использование западноевропейских образцов, но подчеркивал, что при переносе зарубежного опыта на нашу почву необходимо учитывать особенности российской культуры и традиций. Во-первых, он был хорошо знаком иноземными порядками и особенностями российской жизни, понимал, что серьезные преобразования требуют долгого времени. Во-вторых, А.Л. Ордин-Нащокин знал, что географические условия и исторический путь России отличается от стран Западной Европы, заимствования оттуда должны быть приспособлены для восприятия нашими людьми.
2. К какому виду исторических источников можно отнести данный документ?
Данный документ можно отнести к такому виду исторических источников, как публицистика.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Напишите короткий биографический очерк об одном из реформаторов XVII в. В конце очерка дайте собственную оценку его личности и государственной деятельности.
Особенно Ордин-Нащокин отличился как дипломат во время русско-шведской войны 1656-1658 годов. После взятия русскими войсками Куконойса Ордин-Нащокин был назначен туда на воеводство и сделался фактическим управителем Ливонии. Ордин-Нащокин был сторонником антишведской внешнеполитической программы, считая для Русского государства необходимым утверждение на берегах Балтийского моря и приобретение морских гаваней. Время пребывания Ордин-Нащокина в Ливонии являлось удобным моментом для осуществления этой цели, т. к. против Швеции образовалась коалиция из Речи Посполитой, Германской империи, Дании и Бранденбурга. Понимая невозможность одновременной войны с Швецией за Ливонию и с Польшей за Украину, Ордин-Нащокин высказывался за мирные отношения с Польшей и готов был даже пожертвовать Украиной. Стремясь укрепить русские позиции против Швеции, Ордин-Нащокин добился официального перехода Курляндии под патронат России. В целях противодействия шведскому флоту Ордин-Нащокин принял меры к строительству русского флота на Западной Двине. Однако планы Ордин-Нащокина не получили поддержки в Москве. Во внешней политике Русского государства победила линия сторонников войны с Польшей, поддержанная царём Алексеем Михайловичем. Было решено начать переговоры о мире с Швецией, ведение которых было поручено Ордин-Нащокину. В результате переговоров в декабре 1658 года в Валиесаре было заключено перемирие на 3 года, согласно которому Россия сохраняла свои завоевания в Ливонии. Кардисский мирный договор 1661 года вернул Швеции её владения в Ливонии, закреплённые за Россией по Валиесарскому перемирию. Таким образом, дипломатические планы Ордин-Нащокина были разрушены. Но, несмотря на это, он и в дальнейшем упорно добивался перед царём претворения в жизнь своей программы, предлагая помириться с Польшей и доказывая, что обладание Ливонией выгоднее присоединения Украины. В январе 1657 года Ордин-Нащокин заключил Андрусовский договор с Польшей, знаменовавший большой дипломатический успех Русского государства. По возвращении из Андрусова Ордин-Нащокин был пожалован в бояре, а затем назначен начальником Посольского приказа с титулом «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель». Качество дипломатической службы, с точки зрения Ордин-Нащокина, определялось не количеством посольских работников, а их талантами и чувством ответственности за своё дело. Для того чтобы держать Посольский приказ в курсе зарубежных событий, переводчики Посольского приказа составляли на основе иностранных газет и ведомостей, поступавших из-за границы, так называемые «куранты», т. е. рукописные сводки иностранных известий.
В качестве главы Посольского приказа и руководителя внешней политики Русского государства Ордин-Нащокин принимал меры к обеспечению торговых интересов России в сношениях со странами Запада и Востока. Новоторговый устав 1667 года, тоже связанный с именем Ордин-Нащокина, основанный на меркантилистических принципах, регламентировал торговлю иностранцев в целях устранения конкуренции на русском рынке. При Ордин-Нащокине был снаряжён с дипломатическими и торговыми целями ряд посольств на Запад: в Испанию, Францию, Венецию, Голландию, Англию, Пруссию, Швецию. В мае 1667 года Ордин-Нащокин заключил торговый договор с армянской «Персидской компанией», ведшей торговлю шёлком. Заботился он и об укреплении торговых связей с Бухарой и Хивой, снарядил посольство в Индию.
Недовольство в правительственных кругах действиями Ордин-Нащокина скоро привело к его устранению сначала с поста руководителя Малороссийского, а затем и Посольского приказа. Тем не менее, в 1679 году он участвовал ещё с успехом в переговорах о продлении Андрусовского перемирия.
Ордин-Нащокин был человеком незаурядного ума и яркого таланта, политиком с хорошей теоретической подготовкой и большим практическим опытом. Его наиболее характерной чертой было стремление к самостоятельности в проведении внешнеполитической программы: «нельзя во всём дожидаться государева указа». Как дипломат он отличался большим искусством в ведении переговоров и вместе с тем большой принципиальностью.
2. Используя материалы параграфа и интернета, оцените позицию В.В.Голицына относительно преимущества наемной армии перед иными принципами комплектования армии. Поддержите или опровергните эту позицию. Сделайте вывод.
В истории известно два основных принципа формирования армии:
1) Принудительный. Это призывная армия, иначе ее еще называют народной или национальной. В призывной армии военный коллектив нацелен на защиту общества от вооруженных нападений извне, связан неразрывными узами с родной страной и своим народом. Но военные эксперты придерживаются мнения, что за недолгое время срочной службы невозможно подготовить хорошего бойца.
2) Добровольческий. Это контрактная армия. К ней нужно отнести и наёмную – она ведь тоже работает по контракту. При наемной армии военный коллектив может превратится в группу хорошо обученных и вооруженных людей, которые служат не стране, а лишь узкому клану или социальной группе, стоящей у власти, оплачивающих их работу и использующих наемников для достижения личных целей.
Видный итальянский государственный деятель, философ Никколо Макиавелли считал, что войско государства может быть полностью или частично наемным, союзным, а также собственным. В тоже время, Макиавелли полагал что наемные и союзнические войска не только бесполезными, но и опасными для государства-нанимателя: наемники честолюбивы, задиристы, лишены моральных принципов, распущенны, вероломны, в бою трусливы, в мирное время они воруют и грабят мирное население. Сколько бы им не платили – им будет всегда мало, а главное, у них полностью отсутствует побуждение ценой своей жизни защитить кого-либо.
Многие утверждают, что наемный солдат будет более профессионально выполнять свои обязанности, чем служащий по призыву. Но мне кажется, что в действительности ни боевые, ни специальные качества бойца не зависят от того, каким путем он попал в армию, а обусловлены личным отношением каждого человека к порученному ему делу.
Можно с уверенностью сделать вывод: наемная армия неспособна участвовать в масштабных и длительных боевых действиях. Для такой большой страны, как наша Россия, содержание исключительно наёмной армии еще и слишком большая финансовая нагрузка. Таким образом, я думаю, что необходимо использовать преимущества призывной и наёмной армии в сочетании.
3. Приведите примеры влияния Симеона Полоцкого на взгляды детей царя Алексея Михайловича. Составьте тезисы сообщения на эту тему.
В 1667 Симеон Полоцкий назначается царем на высокие государственные должности воспитателя царевичей и царского придворного поэта. Симеон воспитывает Федора и Петра (будущего Великого), которым дает замечательное многогранное образование, обучает латыни и польскому языку.
С. Полоцкому приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава («Привилеи») Славяно-греко-латинской академии, представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым. По Уставу академии Полоцкого, ректору и преподавателям академии предоставлялась высший контроль по делам веры и образования; на корпорацию академии возлагалась обязанность бороться с ересями, причём за многие преступления привилея предусматривала сожжение.
С. Полоцкий не только обучал своих царственных учеников гуманитарным наукам (языкам, риторике), но и формировал у них политическое сознание, утверждая, что «Россия славу расширяет не мечом только, но скоротечным типом, через книги, сущим многовечным».
4. Продолжите в тетради заполнение таблицы «Современники». Подчеркните имена, которые вам встречались ранее.
Симеон Полоцкий: белорус, изменивший историю России
В 2019 г. исполняется 390 лет со дня рождения великого просветителя Симеона Полоцкого (настоящее имя – Самуил Гаврилович (по другим данным – Емельянович) Петровский-Ситнянович) – выдающегося деятеля белорусской и русской культур. Родился он в 1629 г. в древнем белорусском городе Полоцке, здесь же, в Богоявленском монастыре, в 1656 г. принял православное монашество под именем Симеона (прозвище «Полоцкий» ему дали уже в Москве). Однако таланты и знания свои по большей части знаменитый белорус применил на русской земле. В истории он известен как поэт, переводчик, издатель, драматург, педагог, политик, библиофил, монах, придворный астролог. Масштаб личности Симеона Полоцкого, его прогрессивное влияние и достижения в эпоху Барокко корреспондент «Евразия.Эксперт» обсудила с заместителем директора Национальной Библиотеки Беларуси Александром Сушей.
— Александр Александрович, расскажите, пожалуйста, что отличало Симеона Полоцкого от его современников и других выдающихся деятелей его времени?
— Симеон Полоцкий – пожалуй, самый яркий деятель белорусской и русской культур XVII в. Широта его знаний и интересов огромны и определяют масштаб личности: политика, богословие, поэзия, просвещение…Симеон Полоцкий сумел соединить в себе православие, католичество и униатство. В совершенстве владел церковнославянским, белорусским, польским, греческим и латинским языками. Сегодня трудно представить, что в одном человеке может вместиться столько дарований, порой, кажется, совсем не совместимых друг с другом. Он был универсальным человеком в части наук и знаний. Сравниться с Симеоном Полоцким может, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи эпохи Возрождения.
В первую очередь, он был интеллектуалом и огромным двигателем культурных изменений в Российском государстве и, отчасти, во всем восточноевропейском регионе. По моему мнению, именно он поменял весь цивилизационный порядок в Европе. Это произошло не в одночасье, он прожил достаточно долгую по меркам того времени жизнь – 50 лет. За этот период он успел очень многое, во многом был первым: создал системы среднего и во многом высшего образования в России, открыл первую альтернативную типографию в Кремле, был первым придворным профессиональным писателем.
Именно Симеон Полоцкий утвердил в высших слоях общества стремление к получению высшего образования, создал культ учености.
— Где был заложен образовательный фундамент будущего просветителя?
— Начальное образование Симеон Полоцкий получил в родном городе, Полоцке, который имел давние традиции образовательной и просветительской деятельности. Между 1637 и 1651 гг. он учился в Киево-Могилянской коллегии. Среди его преподавателей были известные ученые и писатели: Петр Могила, Сильвестр Косов, Лазарь Баранович. В первой половине 1650 г. Симеон Полоцкий перебрался в Вильно – столицу Великого Княжества Литовского, мощного белорусско-литовского государства, которое за сто лет до этого объединилось с Польским Королевством в конфедеративную Речь Посполитую. Здесь он начал обучение в Виленской иезуитской академии – первом высшем учебном заведении в Великом Княжестве Литовском. К тому времени ученый уже настолько досконально владел, помимо родного белорусского, латинским, церковнославянским и польским языками, что писал на всех четырех стихи, проповеди, научные труды.
Нет никаких сомнений, что полученные во время обучения в Киеве и Вильно знания позже были использованы просветителем для создания его «Букваря языка славенска».
— Как белорусский монах оказался в Москве?
— Помимо того, что Симеон Полоцкий был превосходным просветителем, он был еще и человеком с очень хорошей деловой хваткой: умел правильно ориентироваться в складывающихся обстоятельствах. И когда в 1656 г., после захвата московским войском Полоцка, Симеон вместе с учениками братской школы приветствовал царя Алексея Михайловича театрализованными силлабическими стихами «Полоцкие метры», царю и его придворным это пришлось по вкусу. Чтобы избежать возможного преследования за поддержку врага в войне Симеон в 1664 г. окончательно переехал в Москву, где его способности сразу были высоко оценены и востребованы.
— В чем заключались наиболее прорывные идеи просветителя? Как он их реализовывал?
— Будучи в Москве, Симеон Полоцкий создал школу нового типа для подготовки служащих Приказа тайных дел – будущих чиновников, дипломатов, переводчиков. В 1665-1668 гг. он непосредственно руководил работой этой школы.
В Москве, где перед этим существовало только «элементарное образование, которое приобреталось преимущественно путем чтения», настоящим прорывом выглядело появление школы, которая соответствовала требованиям высшего или, по крайней мере, среднего образования.
Образовательные замыслы полоцкого просветителя продолжали жизнь еще долгое время. За год до смерти Симеон Полоцкий работал над проектом русской высшей школы (Академии) по примеру Виленской и Киево-Могилянской академий. Имелось в виду преподавание в ней не только греческого языка и богословия, но и достижений европейской гуманитарной науки и культуры, латинского языка и натурфилософии. В результате уже после смерти Симеона, но благодаря его замыслу в Москве начала свою работу знаменитая Славяно-греко-латинская академия.
— Как Симеон Полоцкий повлиял на становление российского государства?
— Известно, что Симеон Полоцкий был наставником царских детей: царевича Алексея, Федора, царевны Софьи, а также присматривал за воспитанием царевича Петра, который в дальнейшем стал императором Петром Великим. Интересен тот факт, что «Букварь языка славенска» был написан специально для Петра I, последнего «царя всея Руси» и первого российского императора, и подарен ему по случаю семилетия. Архивные источники сохранили сведения, что в марте 1680 г. (через несколько месяцев после выхода в свет книги Симеона Полоцкого) на «учiтельном налое» молодого Петра вместе с «потешной книжкой» находился и Букварь.
Букварь Симеона Полоцкого стал самым полным и наилучшим московским изданием для начального обучения своего времени.
Издание состояло из 320 страниц и насчитывало большое количество обучающих материалов. Букварь был издан большим тиражом и получил большое распространение. Этот объемный учебник вмещал в себя многочисленные поэтические тексты, углубленную грамматическую и хрестоматийную части, катехизис и орации (приветствия по случаю основных христианских праздников). Отличительной чертой Букваря 1679 г. стало то, что Симеон Полоцкий разместил в нем собственноручно написанные поэтические наставления. Петр I осуществил кардинальный поворот страны в сторону Европы и развернул масштабные реформы всего российского общества. Еще с детства он интересовался новейшими достижениями науки и техники.
Исследователи довольно уверенно утверждают, что почву для петровских преобразований подготовила деятельность Симеона Полоцкого в части просвещения, его успехи по углублению в России светского образования, в котором слились лучшие российские, белорусские и украинские традиции с элементами европейской культуры.
Таким образом, перед тем, как Петр I «прорубил окно в Европу», Европа «прорубила окно в Россию». И одним из наиболее активных проводников западной культуры в России стал именно Симеон Полоцкий.
— Что вы можете рассказать о книгопечатной деятельности Симеона Полоцкого?
— Букварь 1679 г. стал первым изданием так называемой Верхней типографии, которая разбила монополию Московского печатного двора. До того все книги в Московском государстве издавались только в подконтрольной патриарху типографии (для сравнения, в родной Симеону Речи Посполитой, в том числе на белорусских землях, действовали 134 типографии).
Симеон Полоцкий нарушил книгопечатную монополию в России, которая окончательно была ликвидирована в XVIII в.
Новую типографию принято называть «Верхней», потому что она находилась на верхнем этаже царского дворца. По мнению исследователей, именно оборудование типографии Кутеинского монастыря под Оршей, перевезенное в Россию, было использовано для работы Верхней типографии. Для издательской деятельности Симеон Полоцкий пригласил в Москву художников и мастеров гравюры. Среди них был известный российский художник Семен Ушаков. Издания Верхней типографии стали новым шагом в истории книжной графики в Московском государстве: впервые использовались гравюры на металле (медные), появились титульные листы, применялись новейшие технические приемы и технологии, украшение страниц наборным орнаментом.
— В чем состояли особенности творчества просветителя? Какое влияние оно оказало на современников Симеона Полоцкого и на будущее России?
— Творчество Симеона Полоцкого стало ярким воплощением литературы эпохи Барокко. В ней нашли отражение многочисленные достижения и противоречия общества того времени: религиозные, политические, моральные, культурные.
Это явилось важным фактором в процессе становления современного русского языка и литературы, определило направление дальнейшего развития культуры России.
Современники удивлялись его трудолюбию и результативности: за шестнадцать лет жизни в Москве он написал более десяти книг. Великий просветитель, он всегда стремился делиться с людьми своими знаниями. Ради этого собрал одну из крупнейших библиотек России и завещал ее четырем монастырям Беларуси, России и Украины, однако, его воля не была исполнена. Умер просветитель в 1680 г. и был похоронен в Заиконоспасском монастыре.
— Хранят ли белорусы сегодня память о наследии своего известного земляка?
— В 2003 г. по случаю празднования Дня белорусской письменности в Полоцке был установлен памятник белорусскому просветителю. Традиционно каждые пять лет на родине великого ученого в Полоцке проходит конференция «Симеон Полоцкий: мировоззрение, общественно-политическая и литературная деятельность». Произведения Симеона входят в обязательную программу обучения средних и высших учебных заведений Беларуси. Память о Симеоне Полоцком в Беларуси свято хранится. Помнят о его свершениях также в России и Украине. В 1980 г. ЮНЕСКО включило имя Симеона Полоцкого в календарь памятных дат этой организации.