расскажите о жизни ногайского кочевья используя иллюстрацию на странице 94

Помогите пожалуйста. Расскажите о жизни ногайского кочевья.

расскажите о жизни ногайского кочевья используя иллюстрацию на странице 94

В Ногайской Орде сложилась своя государственная система. Во главе Орды стоял бий. Вторым лицом после бия был нурадин. Должность нурадина означала охрану улусов от возможных нападений с правобережья Волги. Третьим лицом в Орде был кековат, который отвечал за безопасность восточных границ.

Сыновья бия назывались мурзами. После смерти бия его место занимал старший сын.

Вся Орда делилась на улусы, во главе которых стояли мирзы. Места кочевок улусов определялись бием. Улусы под предводительством мирз круглый год вели кочевой образ жизни. Бий в основном жил в г. Сарайчике и только летом выезжал на кочевья. В ногайские кочевья превратилось все левобережье Камы. Некоторые мирзы (например, сын Юсуфа Юнус-мирза) претендовали даже на Горную сторону, на Арские земли и земли по р. Вятке Казанского ханства, обосновывая свои претензии тем, что там живут родственные им племена. Имеется еще и должность тайбуги, возникновение которой, видимо, связано с шайбанидами. Однако содержание этой должности в исторической науке не раскрыто.

При бие в Ногайской Орде существовали должности карачиев, своего рода министров, ответственных по определенным направлениям государственного механизма. При надобности они исполняли посольские обязанности, могли быть военными руководителями и т.д.

Органом постоянного управления государственными делами при бие был карадуван. Возглавлял карадуван чиновник, носящий титул Кара-Дувана. Один из чиновников кара-дувана назывался Ток-Дуваном. Он занимался вопросами организации широкого круга хозяйства бия, сбором пошлин и др. Ток-Дуван не всегда давал отчет бию и был довольно самостоятельным.

В Ногайской Орде в государственном отношении господствовал ислам. Ритуалы ислама выполняли сеиты, абызы, шаехы, суфии, государственным языком служил татарский литературный язык, который был менее засорен арабо-персидскими заимствованиями. В канцелярии бия и в переписке употреблялась арабская графика.

расскажите о жизни ногайского кочевья используя иллюстрацию на странице 94

Подобное сооружение в Белом море стало козырным тузом в руках московских правителей. Во-первых, с помощью сподвижников Соловецкий мужской монастырь приводит в порядок хозяйственную жизнь региона. Освоение Поморья без помощи обители не было бы таким быстрым и качественным. Исходя из этого, монастырю оказывается всяческая помощь. Его высочайший статус можно увидеть по картам того времени. Не на всех были отмечены достаточно крупные города, но Соловецкий монастырь на карте неизменно изображался. Также основатели обители на Московском соборе были признаны святыми, а царский двор участил подношения даров. Все это имело и обратную сторону, к сожалению. Начиная с 16 века на плечи жителей этих земель ложится сложная задача. Кроме дел, связанных с обычной работой монастыря, пришлось заниматься возведением крепости. Серединой этого столетия датируются первые каменные сооружения. Всем строительством заведовал игумен Филипп, именно его пустынь располагается на Большом Соловецком острове. В 1560-1570 годах монастырь провозглашается «великой государственной крепостью», сюда присылается старец Трифон (в миру Кологрив), один из самых одаренных зодчих и военных инженеров того времени. Именно он руководил созданием большей части построек и укреплений на острове, датирующихся шестнадцатым веком. Будучи северным форпостом православия и пограничной зоной с европейскими государствами, Соловецкие острова не раз осаждались вражеским флотом. Вначале английские корабли подошли, несколько лет позже счастье попытала шведская армада. Все они были отброшены. Кроме этого, светские власти стремились использовать крепкие стены монастыря в полной мере. Поэтому с конца шестнадцатого века сюда начинают ссылать неугодных деятелей. Таким образом, острова частично берут на себя функции тюрьмы. Подворье Соловецкого монастыря вмещало в себя более одной тысячи вооруженных стрельцов. Такая мощь нуждалась в обслуживании, поэтому царским указом с монастыря снималась трудовая повинность и оброки. Все акцентировалось только на максимальной автономной работе. То есть эта крепость должна была функционировать долгое время в режиме осады, пока не придет помощь. А подмоге идти далеко! Однако цари и не предполагали, что создадут себе проблему. Все началось с церковных реформ

расскажите о жизни ногайского кочевья используя иллюстрацию на странице 94

Stadt l n der alten Russischen Stadt geht das interessanteste touristischen Route Goldener Ring Russlands, spannende mehrere Regionen der Russischen Föderation: Jaroslawl, Kostroma, Wladimir, Iwanowo, Moskau. Hier sind die einzigartigen Monumente der Kultur und der Geschichte, die Zentren der Volkskunst. Jaroslawl ist die Hauptstadt dieser Städte. Nur in ihm 140 Denkmäler der Architektur. Sich durch Ihre einzigartigen Architektur die Kirche St. Johannes der Täufer in der XVII Jahrhundert, die Christi-Verklärungs-Kathedrale, die Kirche des Propheten Elias und viele, viele andere.

Jede Stadt ist einzigartig, und wir müssen die lehren, die jüngere Generation, zu respektieren und zu lieben Schatz des Russischen Volkes. Und speichern Sie alle unsere Reichtum. Russland ist ein riesiges Land mit seiner einzigartigen russische Geschichte und Kultur. Jeder Russischen Stadt hat auch seine eigene Geschichte, Ihre Architektur-und планировочный Gestalt, Ihre Sehenswürdigkeiten, den Beitrag an die historischen Ereignisse, die Ihre herausragenden Persönlichkeiten, die die Stadt berühmt gemacht. In fast jeder Stadt gibt es Orte, die Sie hinterlassen eine Spur in den Köpfen der Menschen und bereichern es mit geistig und ästhetisch.

Kreativität, kulturelles Erbe Russlands deutlich zeichnet sich in der Welt der Kultur. In den Städten gibt es eine Galerie, wo die einheimische Künstler Ihre Werke ausstellen, und kann, wenn einige von Ihnen zu besetzen einen würdigen Platz in der Eremitage oder der Tretjakow-Galerie.

Источник

Конспект урока по кубановедению на тему:»Ногайцы на Кубани»

Тема урока: Ногайцы на Кубани.

Цель: Познакомить учащихся с кочевыми ногайскими племенами, появившимися на Кубани в конце XV века.

2. Развивающая. Продолжить развитие способностей учащихся на основе исторического анализа различных источников информации осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

Личностные: ценить культурное многообразие мира, уважать культуру других народов и своего, проявлять толерантность.

Металопредметные: уметь организовывать и регулировать свою учебную деятельность, проводить сравнительный анализ, делать выводы.

Предметные: знать историю происхождения ногайцев, характеризовать особенности жизни ногайского кочевья. Объяснять значение новых терминов и понятий.

Основные термины и понятия: мурзы, беи, уздени, чагары, беки, улусы.

1. Б. А. Трёхбратов, И. А. Терская, К. П. Казарян, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов.

ТСО: мультимедийное оборудование

Тип урока: комбинированный.

II . Осмысление (реализация).

У ногайцев существовали родоплеменные отношения. Исследователи насчитывают несколько десятков родо-племенных объединений. Таких как: аз, бадай, байулы, кангалы, кипчаки, мангыт, найманы, сарай, уйшун, уйгуры.

Ногайцы исповедовали мусульманскую религию. Их духовенство относилось к привилегированным слоям общества

Ногайские племена вели в основном кочевой образ жизни и занимались скотоводством, которое являлось главным в их хозяйстве. Они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. А. Олеарий пишет: «Их скот велик и силен… У овец имеются большие толстые хвосты из чистого сала, висящие иногда от 20 до 30 фунтов (1 фунт – 0,5 кг)… Лошади их невзрачны, но сильны и очень выносливы. У них имеются и верблюды, но редко с одним, а обыкновенно с двумя горбами на спине. Коровы славятся размерами и удоями». Важным подспорьем для скотоводства были охота и рыболовство. Земледелие y них играло вспомогательную роль. Отчасти практиковали земледелие, выращивая бахчевые и просо. Известны факты добычи ногайцами соли. Ремеслом практически не занимались. Мужчины обрабатывали кожи, изготавливали обувь, делали седла, плотничали. Женщины пряли шерсть, ткали ткани, выделывали овчины.

Повседневная жизнь регулировалась нормами обычного права. Непременным условием женитьбы был выкуп невесты – калым. Кровными родичами считались люди, имеющие общего седьмого предка. Браки между ними запрещались. Женитьба между родственниками имела место в случае потери мужчины-кормильца. Для сохранения хозяйства, воспитания детей.

Погребальный обряд был таков: в присутствии мулы хоронили в деревянном гробу, в могиле с двумя камушками. Девушкам в ноги и изголовье клали яркие ленты и цветы. Насыпали курганы, чтобы помешать разрыть трупы зверям.

Фольклор: сказки и легенды. Ногайский героический эпос.

Исторический путь ногайского народа оставил глубокие следы в фольклоре. В ногайском народном творчестве представлены языческие заговоры, ритуальные проклятия, заклинания. Ими занимались колдуны, прорицатели, волшебники, знахари, прорицатели, ворожеи. Заклинания, древняя календарная поэзия скотоводов и землепашцев, песни, сопровождавшие ногайцев от рождения до смерти. Среди них широко распространены песни колыбельные, детские, игровые, трудовые, лирические, песни-назидания, частушки, казацкие, исторические. Обрядовая поэзия ногайцев представлена свадебными и похоронными песнями, а также широко бытующими песнями-здравицами (алгыс) и песнями-проклятиями (каргыс).

Большой, популярностью пользовались у ногайцев сказки, легенды, преданиям «хабары» — рассказы о реальных событиях, лицах и «таварых»— народные прозаические повести с элементами художественного вымысла. Широко распространены бытовые сказки. Герои бытовых сказок — обыкновенные люди, действующие с помощью не волшебных предметов и всесильных помощников, а реальных положительных личных качеств — ловкости, смекалки, ума, храбрости. Врагами положительных героев также являются вполне реальные представители эксплуататорских классов — ханы, баи, кулаки, ростовщики. В большинстве ногайских бытовых сказок («Одинокий парень», «День — месяцу родня», «Охотничья овца», «Старик Женали» и др.) восхваляют ум, трудолюбие, мастерство, верность в дружбе, осуждается жадность, трусость, жестокость и другие пороки. Для многих волшебных сказок характерен такой зачин: «В давно прошедшие времена, когда была четырехлетняя коза, когда дочь хана была судьей, когда были деревянное сито, каменное корыто, был, оказывается, некто, кто, вскипятив чистую воду, снимал сливки, муравьев превращал в овец. Вот тогда же был сандрнби». Зачин других» сказок следующий: «В древние времена, когда на льду росла пшеница, когда с гиком её жали серпом, когда грач был судьей, а дочь хана была колдуньей, жил-был бай. ».

Ногайская сказка «Хромая нога не виновата».

— Возместите мне убытки, не то брошу вас в темницу.

— Да, да, заплатите, а не то вас всех бросят в темницу,- в один голос подхватили ханские судьи.

— За эти стога, милостивый хан, мы платить не должны,- ответили три старших брата.

— Правда, козленок нам всем достался от отца в наследство. Но мы его уже между собой поделили. Задняя нога, на которой загорелась тряпочка,- это имущество младшего брата. Ему и платить!

— Мне все равно, кто заплатит,- согласился хан.

— Пусть платит младший.

И все ханские судьи согласно закивали головой:

— Пусть платит младший. Мудрому хану все равно!

— Куда ты идешь, сын мой, и почему так печален?- спросил старик.

Рассказал младший брат о беде, что нежданно упала на его голову.

Созвал хан вновь своих судей, велел заново судить. И пришлось старшим братьям платить долю наравне с младшим.

Хромая-то нога не виновата.

III . Рефлексия/саморефлексия учащихся.

Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу/проверка домашнего задания.

Рефлексия содержания учебного материала.

3. Подведение итогов учителем.

VI . Домашнее задание.

Параграф № 20, стр. 94-96

Выполнить задания № 1,2,4,5, стр. 96

Подготовить сообщения по теме: « Турецкие янычары».

Источник

Расскажите о жизни ногайского кочевья используя иллюстрацию на странице 94

Территории кочевий ногайских орд на кубанской земле

расскажите о жизни ногайского кочевья используя иллюстрацию на странице 94

2. Используя материал в параграфе 18, а также знания, полученные при изучении кубановедения в 6 классе, составьте схему управления Ногайской Ордой.

расскажите о жизни ногайского кочевья используя иллюстрацию на странице 94

3. Подчеркните ошибки, допущенные в тексте. Перепишите текст с учётом исправлений.

Ногайцы, жившие в степях Прикубанья, к XVII в. перешли к оседлому образу жизни. Они занимали территорию от Кубани до Дона. Между нагайскими Ордами после распада Золотой Орды установились добрососедские отношения. Орда Малых Ногаев называлась также Степной Ордой и была монолитным государственным образованием. Управлялась Ногайская Орда великим князем. Ногайцы постоянно совершали набеги на Московское государство. В XVII в. Ногайская Орда попала в зависимость от Персии.

Исправленный текст

Ногайцы, жившие в степях Прикубанья, к XVII в. вели кочевой образ жизни. Они занимали территорию от Кубани до Дона. Между нагайскими Ордами после распада Золотой Орды шла междоусобная борьба. Орда Малых Ногаев называлась также Кубанской Ордой не была монолитной, а делилась на множество мелких. Управлялась Ногайская Орда сераскиром. Ногайцев связывали союзнические отношения с Московским государством. В XVII в. Ногайская Орда попала в зависимость Крымского ханства.

4. Определите, верны ли нижеприведённые суждения.

1) Ногайская Орда управлялась сераскиром.
2) Сераскир во время войны командовал войсками Орды.
3) Кубанская Орда была единым монолитным государственным образованием.
4) Во время войны ногайцы нанимали военные отряды в соседних государствах.
5) Ногайская Орда поддерживала добрососедские отношения с Москвой.

Ответы: 1) верно 2) верно 3) неверно 4) неверно 5) верно

5. Каковы были полномочия сераскира Кубанской Ногайской Орды и источники его доходов?

Сераскир управлял Кубанской Ногайской Ордой. Он обладал широкими полномочиями и выносил окончательные приговоры по делам гражданским и уголовным. Его доходы состояли из десятой доли урожая зерна, одного барана с каждой кибитки и 800 быков при назначении сераскиром. Во время войны он командовал войсками орды.

Источник

Ногайцы (ногай) — воинственный народ Северного Кавказа

Ногайцы — тюркский народ Северного Кавказа. В мире проживает около 110 000 человек. Предками ногайцев являются кочевые средневековые монголоязычные и тюркские племена.

Первое государственное образование народа — Ногайская Орда сформировалось после распада последней из великих держав кочевников Золотой Орды. Ногайская Орда принимала важное участие в политических, торгово-посреднических делах с соседними государствами, собирала дань с казанских татар, некоторых сибирских племен, башкир. В начале 16 века могла выставлять около 300 000 воинов. Хорошая военная организация позволила Ногайской Орде с успехом защищать и отстаивать свои границы, оказывать помощь соседним ханствам, дружинникам, русскому государству. Экономическую, военную помощь ей оказывала Москва.

Где живут

Народ проживает на территории Северного Кавказа в Дагестане, Ногайском, Бабаюртовском, Кизлярском, Тарумовском районах, Махачкале, Кизляре, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии, Астраханской области, Чеченской Республике, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах. Небольшое количество ногайцев живет в Болгарии, Румынии, Казахстане, Узбекистане, на Украине.

расскажите о жизни ногайского кочевья используя иллюстрацию на странице 94

Название

Этноним «ногайцы» связан с военно-политическим золотоордынским деятелем Ногаем, жившим в 13 веке. Он провел консолидацию своих сторонников из разных этнических групп протоногайцев, которые получили свое название по имени прародителя. Ногай обращал основное внимание на роды узо-печенежского, кипчако-половецкого, алано-асского круга, так как основная часть монголов перешла на сторону Токтая. Самое ранее появление этнонима «ногайцы» в золотооардынской эпохе приходится на 1436 год. Другие названия народа: ногаи, крымские степные татары, ногайские татары. Самоназвания: ногай, ногайлар.

Ногайский язык принадлежит к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. В результате широко географического расселения народа образовалось 3 диалекта:

Литературный ногайский создан на основе ногайского говора и караногайского диалекта. На нем издаются газеты, транслируются передачи на радио. Графическая основа ногайской письменности несколько раз изменялась. До 1298 года она была основана на арабском письме, с 1928 по 1938 — на основе латиницы, с 1938 и по настоящее время — на кириллице.

Религия

Основная часть ногайцев — мусульмане, исповедует ислам суннитского ханафитского толка. Ислам постепенно начал проникать на территории проживания ногайских предков в 10-11 веках. В 1312 году после официального введения ханом Узбеком ислама, в Золотой Орде началась массовая исламизация. До наших дней в народе сохранились в некоторой степени древние языческие верования о духах-хозяевах стихий. Вместе с исламом пришел образ духа джинна. Среди ногайцев Большой Ногайской Орды широко было распространено учение братства йасавийа (также ясавия). В других группах преобладало учение накшбандия.

Во времена Ногайской Орды народ очень трепетно относился к могилам видных людей, в основном это были правители. Захоронения представляли собой целые архитектурные сооружения, которые возводились над местом погребения.

У ногайцев было два вида мечетей:

Очень большой урон религиозной жизни народа нанесла советская власть. Все мечети были разрушены, основная часть мулл, кадиев, ахунов, имамов, эфенди, муэдзинов репрессирована. Те, кто остался жить на родине, были вынуждены прекратить свою деятельность. В начале 90-х 20 века в Ногайской степи осталось лишь 2-3 муллы. Малое количество ногайцев из старшего поколения совершало намаз, но так как мечетей не было, все проводилось индивидуально. Не существовало даже религиозного домашнего обучения. Народ старался соблюдать правила своей религии, не употребляли свинину, проводили обрезание. Последние несколько лет религиозная жизнь начала постепенно возобновляться. Ведется строительство мечетей, появились имамы, муэдзины, проводятся религиозные обряды. Ногайцы отмечают праздник мавлид — день рождение Пророка, главные мусульманские праздники — Курбан-байрам, Ураза-байрам. При мечетях открываются мектебы, медресе. Некоторые ногайцы исповедуют ислам шафиитского толка и ваххабизм.

расскажите о жизни ногайского кочевья используя иллюстрацию на странице 94

В кухне народа раньше преобладали мясные и молочные блюда. Сегодня рацион ногайцев значительно обогатился за счет заимствования у соседних народов. Готовят из конины, ягнятины, делают различные колбасы. Из муки пекут лепешки, варят вид галушек инъкал, пельмени, жарят лукумы, пекут хворост, катламу. Из круп готовят вкусные, сытные каши, добавляют в них мясо. Используется кукурузная, пшеничная крупа, фасоль. С кашами принято подавать ногайский сыр ауырша. Супы в кухне занимают особое место, готовятся они с куриной лапшой, мясом, изделиями из теста. Популярны кисломолочные, сырные супы. Из сладостей самая популярная — соьк, готовят ее из пшена и сметаны. Другие лакомства ногайцев:

Главный национальный напиток — кумыс, помимо него пьют айран, хмельной напиток буза, медовый шербет, приготовленный по-особому ногайский чай. Сначала листья чая кипятят в воде, процеживают, добавляют сливки, домашнюю сметану, соль, черный перец. Напиток подают в пиалах с медом, маслом, сыром. Считается что у народа есть минимум пять видов чая.

На свадьбу готовят специальные блюда: вареная баранья грудинка, баурсакъ. Рожениц кормят куриным бульоном, шейкой птицы. На поминки обязательно готовят супы, блюда из мяса. Для гостей делают необычное блюдо «тузланган-кой баш» — вареную баранью голову, предварительно отмоченную в тузлуке.

Внешность

Одежда

Традиционная одежда ногайцев является этнокультурным историческим наследием народа, отличается неповторимой самобытностью, красотой. В основе костюма элементы одежды древних кочевников. Мужчины проводили большое количество времени верхом на лошади, что отразилось на одеже. Сапоги были с высокими голенищами, штаны широкого кроя, для удобной езды. Шепкены, капталы шили с запахом, открытой грудью.

Мужчины носили нательную рубаху (ишки коьйлек) до колен. Ее заправляли в шаровары, носили на выпуск. Сверху надевали куртку-безрукавку, обычно ее носили во время работы по хозяйству. В качестве верхней летней одежды надевали каптал. Некоторые народы называют его бешмет. Все мужчины, независимо от возраста, носили длинные капталы. Еще одной деталью верхней одежды был шепкен. В непогоду и жару носили бурку.

Важным атрибутом мужского костюма был поясной ремень «белбау» — узкий, с ременными подвесками, металлической пряжкой, пластинками с гравировками из золота и черни. Кушак — это не менее важная деталь костюма, представлял собой сложенную или скатанную полосу из шелка, длиной в 2 метра.

Причерноморские ногайцы носили три вида головного убора:

Женщины носили штаны, суженные у щиколоток, туникообразную рубаху, нательную рубаху, шелковый короткий кафтан, плотно облегающий фигуру, часто без рукавов, чтобы проще было работать. Носили распашное длинное платье, каптал, украшенный на груди 10 узорчатыми призматическими серебряными узорами. С верхней одеждой надевали передник, используемый при домашней работе. Женщины никогда не ходят с непокрытой головой. Традиционные головные уборы:

Жизнь

Издавна основным занятием народа было кочевое и отгонное животноводство, разводили лошадей, верблюдов, овец, крупный рогатый скот. Земледелие занимало незначительное место в жизни, выращивали овес, просо, пшеницу, занимались бахчеводством, садоводством, пчеловодством. Разводили домашнюю птицу: гусей, кур, уток. Охота и рыболовство являются древними занятиями ногайцев. На охоту ходили с ловчими обученными птицами: ястребами, соколами, беркутами, а также собаками.

Из ремесел развита обработка кожи, овчины, дерева, производили войлок, сукно, изготавливали бурки, головные уборы, сапоги, ковры-арбабаши. Из пуха гусей делали подушки, одеяла, перины, гусиное перо использовали для письма. Самые важные торговые пути Кавказа проходили именно через ногайские степи, среди которых Великий шелковый путь. Благодаря этому народ занимался торговлей и сбывал свои товары.

Жилище

В Черкесии ногайцы давно живут в домах. Дворы окружают плетневым, каменным забором, обмазанным глиной. Дом (уьй) строят из сырцовых кирпичей. Стены снаружи и внутри белят известью, мелом. Крышу в основном делают из черепицы. В жилище есть комната для гостей, помещение для приготовления пищи, где вся семья проводит основную часть времени. Все дома стоят к улице боком, у многих окна выходят только во двор. Вместо старинных очагов многие установили плиты. Раньше спали на глинобитных лежанках, покрытых кошмами. Встречаются они и сейчас у караногайцев. Сегодня убранство в домах современное. В аулах есть электричество, радио.

Кочевые ногайцы жили в кибитках. В центре жилища был очаг, вокруг него стелили кошмы для сидения. В глубине кибитки располагалось спальное место (тер). Справа от входа складывали вещи, домашнюю утварь, слева устанавливали изгородь, куда помещали молодняк. Сбрую и одежду развешивали на стены. У богатых ногайцев была кровать, на которой укладывали гостей. Кибиточное селение называлось «куп» и состояло из нескольких групп кибиток. В одном селении было 40-60 таких жилищ. Расставляли их по окружности, внутри круга между ними размещали скот. Раз в месяц народ менял свое место жительство, перевозя с собой жилища со всем имуществом.

Еще один тип жилища кочевых ногайцев, юрта, была двух типов: разборная (терме) и неразборная (отав). Остов жилища делали из деревянных складных решеток, скрепляли наверху купольными жердями из дерева, в центре они сходились в ободок. Сверху на него крепилось навершие решетчатого типа, которое служило окном и дымоходом. Дверь состояла из створок, открывавшихся наружу. Зимой ее утепляли кусками войлока. Каркас юрты снаружи обтягивали войлоком, внутри в зимний период утепляли циновкой, зажиточные использовали ковры. При плохой погоде дымоход закрывали куском войлока (серпик). На пол стелили войлок, ковры. Очаг располагался в центре жилища, на нем готовили пищу, обогревали юрту в холода. На очаге стоял треножник из железа — важный атрибут жизни кочевников. Богатые ногайцы покрывали юрту белым войлоком в несколько слоев, украшали красными лентами, тесьмой.

Стояли юрты ногайцев рядами, каждый ряд — выходцы из одной семьи. В самом центре стояла юрта старшего из родственников, он был главой всего квартала. Внутри жилища место женщины с восточной стороны, там же располагалась провизия, посуда, вещи. На северной стороне было почетное место, обложенное подушками. Здесь спал и сидел глава семьи. У ногайцев существовало многоженство, старшей всегда прислуживали остальные жены. Справа от мужа сидят мужчины, слева — все жены по старшинству.

Культура

Ногайские музыкальные инструменты:

Фольклор народа состоит из различных жанров:

Традиции

Раньше у народа существовала кровная месть, которая исчезла до революции. Родовая помощь заменилась на соседскую в 19 веке. До сих пор распространен обычай гостеприимства, ногайцы очень радушно встречают гостей, угощают самыми лучшими блюдами, спать укладывают на лучшем месте. Считается что, если в доме нет комнаты для гостей, это плохой дом. Первое, чем угощают гостя, это ногайский чай.

Важное место занимает рождение ребенка. Первые 40 дней после рождения младенца очень значимы, в этот период происходит этап его «очеловечивания». До 40-го дня ребенку дают имя, укладывают впервые в колыбель, сбривают волосы, снимают старую одежду, одевают в специальную рубашку (ийт коьйлек). Младенец, которому больше 40 дней называется «кыркынан шыккан бала».

Обряды, проводимые во время родов, открывают цикл жизни человека. К ним относятся:

Тело младенца считается сырым, чтобы оно поскорее затвердело, 40 дней ребенка купают в подсоленной воде. Обряд сбривания волос должен проводить дедушка ребенка со стороны матери «нагаш атасы». Он не приходит сам, ему привозят новорожденного домой. Родители дарят мужчине рубашку, он преподносит ребенку в виде дара бычка или барана. Первые волосы называются карын шаш, что переводится как «утробные волосы». Ногайцы верят, если их не сбрить, ребенок будет постоянно болеть, у него будет дурной глаз, его проклятия будут сбываться. Сбритые волосы мальчика заворачивают в платочек или кусок ткани, привязывают к хвосту лошади. Это сделает ребенка сильным, быстрым, выносливым как лошадь. Волосы девочки хранят дома в сундуке, чтобы она была хранительницей домашнего очага, трудолюбивой, хозяйственной. В народе про мальчиков, которые не оправдывают ожидания, говорят: «Его утробные волосы дома оставили наверно».

Первая рубашка ребенка называется «собачья», шьется из подола нательной рубахи свекра матери новорожденного или почтенного старца, чтобы младенец принял их мудрость, был долгожителем. Во время проведения обряда снятия старой рубашки пекут три хлеба, с отверстиями посередине. Один дают собаке, остальные детям. Первую рубашку снимают и продевают через отверстие в хлебе, который привязывается собаке на шею. Дети гоняют ее, чтобы она унесла все плохое в младенце. Детей после обряда угощают сладостями, чаем. У ногайцев считается неприличным ругать, ласкать, кормить детей на людях, особенно при старших родственниках.

Ежегодно перед Пасхой, в пятницу, дети идут на высокий холм Майтобе, на праздник Тепреш. В это день красят яйца, скатывают их с горки. Яйца у народа ассоциируются с новой жизнью, источником мироздания, широко применяются по сей день как символ плодородия.

Свадьба — важное событие у народа. Жену для парня выбирал семейный совет во главе с отцом. Мнение у жениха никто не спрашивал, все вопросы решали старшие братья, мужчины по отцовской линии. Избранницу выбирали очень тщательно, оценивали материальный статус, внешность, воспитание, хозяйственность.

Когда невеста выбрана, проводится сватовство. В дом приезжают мужчины во главе с почтенным старцем, знающим все традиции, обряды. Даже если жених семье и девушке на нравился, принимали его всегда с почестями. Сразу ответ давать не принято, сваты должны прийти еще один-два раза. В это время семья невесты узнает о женихе, оценивает его. Если родители согласны, они дают ответ, назначают день свадьбы, размер калыма. Примечательно, что дату свадьбы назначают с помощью астрологов. Калым у ногайцев большой, помимо него жених должен еще заплатить сверху деньгами. По причине отсутствия больших средств, иногда невесту воруют, чтобы ее родня снизила размер калыма.

Невеста вместе с матерью готовят приданое, шьют одежду для членов своей будущей семьи. Времени и сил на это уходит немало. После помолвки проводят малую свадьбу, во время которой жених передает калым, невеста дарит подарки родне мужа. Гостей угощают, невеста прощается со своим девичьим нарядом — красным платком. Ей уже приготовлен свадебный наряд, белый платок, который она носит после замужества. Перед свадьбой невеста приходила в дом будущих родственников, что означало приглашение на торжество.

Свадьба проводится осенью или весной. На торжестве не только пьют и едят, устраивают скачки, различные состязания, танцы. Молодожены танцуют свой первый танец — лезгинку. Гости во время танца дарят молодым подарки, деньги. Это считается первым капиталом их новой семьи, заработанным совместно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *