рассказ в поезде жизни
Жизнь в поездах история одной дороги
Путешествия – это замечательно. Путешествия всегда приносят изменения в обыденную жизнь и дарят много ярких эмоций. А вот каких эмоций, положительных или отрицательных, всегда сюрприз.
Для меня детство прошло в поездах. Так уж сложилось, что каждое лето я две недели (в поездках туда-обратно) проводила на Транссибе. Это было приключение. Маленькая детская сказка, когда 10 минут на станции кажутся событием, а длинный вагон поезда ежедневно преподносит множество маленьких сюрпризов. Я люблю поезда. Хотя нет, любила.
Этим летом я снова отправилась в путешествие. Длинный маршрут: Хабаровск – Москва – Краснодар – Архипо-Осиповка – Горячий Ключ – Москва – Иваново – Шуя – Дзержинск – Нижний Новгород – Дзержинск – Москва – Хабаровск. Один самолет направлением Хабаровск-Москва. И около шести разных поездов, в которых я (в общей сложности) провела несколько суток.
Часть первая. Москва-Краснодар
Я никогда не думала, что поездка в плацкартном вагоне может оказаться такой неприятной. Толи в детстве вообще дорога переносится легче, толи сейчас поезда стали гораздо хуже. Но двое суток в поезде Москва-Краснодар оказались для меня тяжелее, чем когда-то недельная поездка из Хабаровска в Москву. Душный вагон без малейшего намека на кондиционер. Сломанные окна, которые днем почти невозможно было открыть, а ночью плотно закрыть (По ночам в душном вагоне отчего-то становилось невыносимо холодно). А туалетные комнаты. Казалось, что их не убирали несколько лет. В общем, впечатление вагончик произвел «восхитительное». «Добила» проводница. Через сутки она пошла по вагону с предложением купить «лотерейку».
– А вам не стыдно? – не выдержала моя мама, до этого она героически переносившая на боковой полке пинки и тычки проходящих мимо пассажиров.
– А в чем собственно дело? – округлила глаза женщина и поправила прическу. Она, кстати, ехала в другом вагоне, а к нам просто зашла «в гости».
– Мы и так отдали за билеты немалые деньги, а едем как скот!
– Вот уж, – фыркнула проводница, – какие все стали нежные. Забыли, небось, как в советское время ездили?
– В советское время я работала проводником, – парировала мама. – И за такое состояние вагона мы получали строгий выговор.
Ответа не последовало. Видимо, ответить было нечего. Зато вечером впервые вымыли пол. Либо «хозяйкам вагона», наконец, стало стыдно, либо сейчас уже не принято подметать дважды в день, и просто настало время уборки. Всего за 10 лет санитарные нормы, судя по всему, изменились. А может, мои детские воспоминания подводят меня и вагон никогда не подметался утром и вечером.
– Простите, а почему у нас розетка не работает? – подали голос девочки с соседней полки. Они ехали на «купейной» стороне и помимо большого стола и открывающегося окна имели в распоряжении и невиданную роскошь – электророзетку. Вот только подпитывать гаджеты она отчего-то упорно отказывалась. Девчонки ехали из столицы с каких-то соревнований по плаванию, подзарядить телефоны не успели и уже заранее представляли состояние родителей, которые лишились возможности с ними связаться. Мой телефон к тому моменту тоже сел, но это не было столь критично. Меня терять было некому, мама ехала рядом. А вот девчонкам позже устроили настоящий скандал.
– Розетка? А она тут и не должна работать, – обрадовала проводница.
– А где же нам телефон зарядить?
– Дома надо было заряжать.
– Мы домой и едем.
– В начале вагона есть розетка, она должна работать.
В начале вагона действительно нашлась одна розетка, к которой кто-то даже заботливо подсоединил «тройник». Мол, даем электроэнергию в массы!
К середине вторых суток сел не только мой телефон, но и мамин, вдобавок разрядились сразу две электронные книги. Стало скучно и я, скорее от желания чем-то занять себя, чем от острой необходимости в общении отправилась заряжать телефон. На двух длинных шнурах уже болтались чужие аппараты, хозяева решили, что красть в вагоне никто не станет, и оставили их без внимания. Не знаю, не знаю. Может я, конечно, плохо думаю о людях, но так бы не полагалась на их честность. Стоять час рядом с телефоном занятие, конечно, не самое приятное, но это хоть какое-то разнообразие. В общем, сказав своему аппарату: «Подходи, третьим будешь», я подключилась к сети, встала рядом и стала рассматривать пейзаж за окном. Наивная.
– А ты думаешь, он заряжается? – весело поинтересовалась вторая проводница, молодая красивая женщина с ярко накрашенными черными глазами.
– Не знаю, – неуверенно ответила я.
Телефон был включен, и мне даже в голову не пришло, что он должен как-то среагировать. А зря. Несчастное маломощное существо, рассчитанное вообще-то только на подключение электробритвы, но до этого честно подпитывающее два мобильных аппарата окончательно расстроилось, получив третьего иждивенца, и вовсе отказалось работать.
– Их много слишком, – подтвердила мою догадку женщина, – Дай-ка посмотрим, может что-то уже зарядилось?
Как приятно было после двух дней откровенно наплевательского обращения, услышать нормальную речь. Совместно мы определили, что один из мобильников уже закончил «трапезу» и вернули его хозяйке, а мой отправили на подпитку. Остаток поездки я провела уже в более веселом настроении.
Часть вторая. Горячий Ключ-Москва
После десяти дней пребывания на теплом Черном море в поселке Архипо-Осиповка возвращаться в холодные места совсем не хотелось, но надо было. Утешало то, что путешествия еще не закончены и впереди поездка к родственникам в Дзержинск еще на целых две недели.
Поезд, начавший свой путь в четыре часа утра в Адлере, мирно спал, когда в него загружалась очередная партия пассажиров. Мы расстались с новой знакомой, которая два часа скрашивала наше одиночество на вокзале в Горячем Ключе, и подошли к 16 вагону. Эх, ну почему нам так не подфартило с билетами, как той милой женщине? В ее 15-м, кстати, тоже плацкартном вагоне, были и новые пластиковые окна, и кондиционер, и прочие радости железнодорожной цивилизации. Мы же вновь оказались в ностальгическом советском прошлом, слегка потрепанном не столь ностальгическим настоящим. Мои предположения о том, что комфортность прямо пропорциональна стоимости разбились о твердые факты. Стоимость билетов в 16-й и 15-й вагоны была одинаковой. Чистой воды лотерея.
– Заходим, заходим, не задэрживаемся, поезд стоит двэ минуты, – поторапливал нас мужчина восточной внешности в форменной рубашке РЖД, наскоро проглядывая билеты и напрочь игнорируя документы.
– А паспорта проверить не хотите? – заинтересовалась я.
– Я вам вэрю!
Ну, верите, так верите, пойдем места искать. На этот раз нам повезло больше. Когда мы приобретали билеты, в наличии были не только боковые полки, и мы оказались в самом первом «купе» недалеко от проводника. Это чудесное местоположение подарило нам не только двух очаровательных попутчиц, на тот момент мирно спавших под куртками, но и массу потрясающих впечатлений.
Кулисы открыты. Второй акт пьесы начинается.
– А вы нам белье-то дадите? – поинтересовались мы, когда поезд, наконец, тронулся.
– Мешок на сосэдней полке видитэ?
Мы кивнули, подтверждая, что мешок действительно видим. Белый, хотя нет, уже серый, сшитый из старых простыней.
– Вот аттуда бэрите.
– А одеяла?
Опыт последних дней подсказывал, что ночи в Краснодарском крае на удивление холодные, а уж ближе к Москве и вовсе ледяные.
– Нэ понадобится.
– Ну а если.
– Тогда ко мне, я вас согрэю! – до ужаса довольный своей шуткой проводник удалился.
Спустя час проснулись попутчицы и некоторое время мы провели общаясь о том, кто куда ездил отдыхать.
На первой же крупной остановке мы вышли, купить что-нибудь съестного. Но с удивлением обнаружили, что порадовать нас некому и нечем. Несколько киосков с пивом и сигаретами, в которых тихонечко пристроились несколько пачек чипсов и семечек. Решив, что голодный желудок хуже, чем немного вредных продуктов, мы запаслись чипсами и водой, надеясь, что следующая остановка порадует нас больше.
Да, мы ехали в поезде почти без продуктов. Да, так делать нельзя. Но то, почему мы оказались без провианта уже отдельная история. Факт в том, что помимо, приобретенного на станции сухого пайка у нас были только йогурт, пара булочек, пакетики с чаем и кофе, а также немного конфет. Не самый богатый запас, но вполне достаточный, чтобы не оголодать. Почему-то у большинства пассажиров продовольственный запас был идентичный. Разве что обогащенный на пару пачек лапши «Доширак».
На одной из станций нам все-таки повезло. Заботливые (или все-таки правильней сказать предприимчивые?) бабушки притащили к поезду вареную картошку, малосольные огурчики и вкуснейшую выпечку. Все было горячим! Домашняя еда, как же я успела по ней соскучиться. Столовские салаты и супчики за две недели уже порядком надоели. Хотелось борща и пельменей.
Вечер. Мы собираемся спать.
– Может все-таки попробуем выпросить у него что-нибудь теплое? – спросила Ира, старшая из девочек, с которыми мы ехали.
– Попробуем, – согласилась моя мама со своей тезкой, и они отправились в купе проводника.
На третьей полке были свалены тонкие покрывала. На первой возлежал хозяин вагона и играл в тетрис.
– Покрывало можно? – поинтересовалась мама.
– Одну? – повернул голову мужчина.
– Две, нас двое!
– Тогда сама.
Больше реакции не было. Две Иры старшая и младшая совместными усилиями стащили покрывала, так и не дождавшись помощи.
Тепла покрывала особо не прибавили. Ночь предстояла холодная.
Семь часов утра. Мы пока не встали, но уже проснулись. К проводнику подходит женщина с вопросом, где можно купить что-нибудь поесть. Обычно этот вопрос приводит проводников в восторг, у них свой конфетно-лапшечный бизнес и возможность что-то продать. Наш мужчина не относился к большинству своих коллег.
– Продукты в киоскэ.
– А где киоск?
– В 12 часов на станции.
Оценив ситуацию, пассажиры стали ждать остановки. В 12 часов голодный вагон высыпал на станцию и. Не нашел ни одного киоска.
– Есть один! – обрадовано дернула я маму, заметив в конце перрона одинокую белую будочку, к которой уже устремились люди.
Помните картинку из сказки, когда Нильс с помощью волшебной дудочки вывел из города полчище крыс? Мы со стороны, наверное, очень напоминали эту картинку. И результат был примерно такой же. Все, конечно остались живы, но продуктов в киоске не обнаружили. Пиво и сигареты. Не нашлось даже пачки печенья или чипсов.
– А что если мы опять подойдем к нему и спросим где поесть? – весело поинтересовалась беленькая Ульяна, с котором мы уже успели немного подружиться.
– В четырэ часа Масква, там поедитэ! – передразнила я проводника, и мы весело рассмеялись.
Все-таки хорошо, когда есть веселые попутчики, дорожные неурядицы воспринимаются сразу совсем иначе.
Часть третья. «Теория большого хамства»
Кстати, на этой веселой и немного голодной поездке наши злоключения закончились. Поезда, на которых нам пришлось путешествовать дальше были довольно уютными, а проводники в них очень вежливыми. Просьбы принести чай или подсказать, какая станция следующая воспринимались не как сигнал к открытию военных действий, а как нормальные пожелания пассажира. И вот тогда в моей голове родилась одна теория. «Теория большого хамства»..
Уж не знаю насколько мои догадки близки к истине, но мне вдруг подумалось, а может не от того, что злые люди работают в поездах, вагон становится некомфортным, а как раз наоборот, от того, что проводникам приходится заведовать такими вагонами, они и становятся злыми.
Вот представьте, вы полный энтузиазма и желания нести людям добро (пусть и в пределах одного плацкартного вагона) надеваете на себя форменную рубашку РЖД и отправляетесь на свой первый маршрут.
– У меня дует из окна! – визжит на весь вагон излишне худая дамочка, демонстративно кутаясь в зеленую шаль. – Есть в этом поезде проводник?!
Вы, бежите в строну дамочки и пытаетесь понять в чем проблема. Из окна и правда дует. В щель при желании можно легко просунуть палец. Но вы-то ничего не можете с этим поделать.
– Давайте закроем штору? Она плотная дуть не будет, – предлагаете вы пассажирке и уже начинаете тянуть коричневое полотно вниз, как оживляется маленькая и миленькая (с виду) бабушка.
– Вы что хотите, чтобы мы сидели в темноте? Я вяжу, мне нужен свет, у меня глаза плохо видят.
– Ваше вязание может подождать, – накидывается на бабушку «зеленая шаль». – А, если мы не закроем штору, то все тут простынем. Это вы может на пенсии только тем и развлекаетесь, что ходите по больницам, а мне потом на работу.
Спор продолжается, а вы не знаете что сделать и не находите ничего лучше, чем сбежать от агрессивно настроенных женщин.
– Смотрите-смотрите, уходит, – шипит вслед «шаль», – у него/нее-то в купе тепло, а мы тут мерзнуть должны.
– Или в темноте сидеть, – подхватывает ее соседка.
Кажется на почве внезапно возникшей ненависти к проводнику (то есть к вам) они даже готовы подружиться.
– Что вы нам такое выдали? – подбегают к вам три пассажира. – Простынь порвана!
– А моя вообще грязная!
– А у меня наволочки в комплекте нет!
Вы растерянно оглядываете простыни и понимаете, что одна из них действительно порвана, а на другое красуется большое желтое пятно. Вам только и остается, что сказать:
– Извините, я не знаю, как так получилось, – и выдать «пострадавшим» запасные комплекты белья.
Кстати, позже, убирая вагон, вы найдете под одной из нижних полок пыльную наволочку, третий пассажир просто уронил ее, когда распечатывал пакет.
– Ой, мороооз, мороооз! – в тихо спящем вагоне неожиданно становится неспокойно. А вы-то надеялись хоть на секунду сомкнуть глаза?
Долго искать источник шума не приходится. Два изрядно подвыпивших существа мужского пола, в которых уже с трудом угадываются признаки хомосапиенсов, направляются прямо к вам.
– Слушай, что у тебя тут есть закусить?
– Ааа.
Вы теряетесь, этих товарищей нужно как-то утихомирить. Только вот они пьяные (а значит, себя не контролируют) и их двое, а вы один и. Кстати, а кто вы? Если вы мужчина, то у вас есть еще хоть какой-то шанс справиться с дебоширами самостоятельно, а вот если вы молоденькая девушка, у вас перед глазами сейчас проходят самые яркие моменты в вашей жизни, и вы быстро соображаете, как бы отделаться от них и привести полицейского.
Мама рассказывала случай, как однажды к ней в купе пробрался наркоман. В ответ на попытки его вывести (там ведь приборы, куча кнопочек, на которые не адекватному человеку точно не стоит нажимать) прозвучала страшная фраза: «А ну брысь отсюда, а то сейчас и тебе вколю!» И что делать в такой ситуации?
Дзинь! А это, пока вы думали о своей недолгой, но очень ценной жизни, наши совсем не трезвые друзья решили поспорить может ли человеческий кулак разбить стекло. Оказалось, может.
Крики. Шум. Вам все-таки удалось быстро позвонить начальнику поезда (мобильный телефон великая вещь), и он привел подмогу. На конечной станции выйдет на двух пассажиров меньше.
Утром на вас полился поток новых жалоб. Вода в титане недостаточно горячая, музыка по радио слишком громкая, туалеты закрываются совершенно неожиданно, чай несут очень медленно.
Вы все еще любите людей? Вам все еще хочется говорить с ними предельно вежливо? Не, даже не так. Вам все еще хочется говорить с ними?
Если вы студент и это всего лишь летняя подработка, то вы не будете слишком серьезно воспринимать эти неприятности. Спустя какое-то время плохое забудется, и останутся только веселые воспоминания. А если это ваша работа? А если это предстоит вам изо дня в день, из года в год?
Пройдет какое-то время, и уже вы будете ворчать по любому поводу, кричать на пассажиров, и валяться на полке, не желая подняться и стащить покрывало. Вам станет просто все равно. Уволят? Да, пожалуйста! Это лишь повод разорвать замкнутый круг и, наконец, что-то изменить в жизни.
Ну а те, кто выдержит, те, кто не сорвется. Они потом уйдут. Нет, не обязательно вообще из РЖД, просто на другие маршруты. Где закрываются окна, где работают вентиляторы, где пассажирам не хочется ругаться из-за мелочей. Потому что поездка превращается в небольшой отдых от повседневной суеты. В маленькую сказку, которую вспоминают выросшие дети спустя долгие годы.
«Дергал крокодила за хвост»: 11 историй о поездах, которые вдохновляют на путешествие
Путешественники делятся на два типа: одни ненавидят поезда, а другие их обожают.
Мы уже рассказывали о попутчиках, которые превращают в ад любую поездку по железной дороге. Но соседи по вагону бывают и другими: бабушки делятся бутербродами, солдаты ведут себя тихо и культурно, а священники-телезвезды угощают икрой. Еще в поезде можно высыпаться, пить вкусный чай, знакомиться с интересными людьми и даже учить языки. Собрали для вас истории, после которых захочется купить билет в плацкартный вагон.
Мы ехали в поезде четыре дня. За это время узнала кучу интересного: как учатся в семинарии и как стать звездой православного телевидения.
Плюсы: потрогал живого поросенка за рыло на одной из остановок.
Минусы: нельзя закрыть окно. В него лил дождь, ветер и попадали запахи из вагона-термоса с курами на соседнем пути. Я приехал домой и заболел.
Чуть ближе к Москве купе расформировали на два СВ.
Во время учебы в институте несколько раз ездили с подругой из Центральной России к родителям в Якутию. Дорога занимала шесть дней в одну сторону. Было много веселых историй.
Как-то раз попали в вагон с красноярской детской футбольной командой. Два дня мальчики 9—14 лет трогательно окружали нас вниманием, заваривали нам лапшу и чай. Мы с ними играли и читали книжки.
Всегда везло с соседями. Как-то ехали с прекрасной татарской семьей, и у меня был интенсив по изучению татарского. В другой раз с нами ехали брат и сестра к родным в Чечню. Несколько фраз на чеченском помню до сих пор.
Больше всего нравилось возвращаться от родителей обратно в конце лета: смотришь в окно, и на глазах меняется погода. В Якутии уже осень, к Байкалу постепенно теплеет, а через пять дней за окном снова лето. Сейчас поезда люблю меньше, но в них классно читать и отсыпаться. Поезд — это маленькая жизнь.
Однажды ехала в «Сапсане». Во Владимире на соседнее кресло села бабушка. Она не поняла, как подключиться к медиасистеме. Я распутала ей казенные наушники, показала, как пользоваться. Бабушка рассказала, что едет в Санкт-Петербург к внуку, он учится на художника, спросила, где я учусь, где живу.
Однажды ехал с призывниками. Их был целый вагон. Они вели себя тихо и культурно, только майор надоел: то встать, то сесть, то выйти, то зайти, то всем в туалет, то принимать пищу. Я был на нижней полке, поэтому меня это тоже касалось. Еще он почему-то не разрешал солдатам спать в одежде и в летнюю жару выходить на станцию без формы и ботинок.
Зато я увидел вблизи военный паек. Для дороги — классный. Мне даже неловко было вынимать свою однообразную еду после этого.
Только в 2019 году накатала на поездах почти 11 тысяч километров, по большей части в плацкарте. Боюсь сглазить, но крупных эксцессов ни в одной поездке не было. Наоборот, или отсыпалась, или прекрасно общалась с попутчиками.
Лучшей была 30-часовая поездка в Петербург: ни храпящих соседей, ни бегающих детей, ни тем более дембелей и вахтовиков. Даже фильмы на полную громкость никто, кажется, не смотрел. Просто удивительно.
Обожаю спать в поездах. Редкий случай, когда можно спать почти нон-стоп без угрызений совести, что мог бы заниматься чем-то более полезным. Атмосфера самая успокаивающая: покачивание, мерные шумы.
Рад появлению поезда Москва Киевская — Москва Павелецкая. Обязательно воспользуюсь: те же деньги, что и в капсульном хостеле, но гораздо привлекательнее.
Долгие стоянки ненавижу из-за разных звуков, которые не дают спать. На попутчиков, видимо, везло: сколько себя помню, проблем не было.
Ехали с подругой из Евпатории в одном вагоне с пионерлагерем. У нас хватило денег только на бутылку воды, а ехать сутки. Вожатые поделились «Дошираками». Главное — компания: с ней в любом аду станет весело.
Я люблю поезда: они обеспечивают плавный переход от работы к отпуску. Из моего города до Москвы ехать сутки, и обычно я планирую все это время проспать. Иногда получается.
Обычно я выбираю верхнюю полку в купе: она стоит как плацкарта или дешевле. Там комфортно сидеть и раскладывать вещи. В отличие от нижней полки никого не нужно пускать посидеть на твоей простыне. Летом в купе кондиционеры.
Еще люблю ночные поезда: заснул в Москве, проснулся в Петербурге. На более короткие расстояния выбираю «Блаблакар».
Обожаю поезда. В детстве ездили в Сочи, в дороге читали книжки, играли в карты. Было жарко, но об этом как-то не думали. Утром всегда чай в подстаканнике. Это святое.
Потом в поездах я ездила по 7—8 раз в год. Ни разу не попались плохие соседи. Никогда в нашем купе не шумели пьяные. Если пили, то тихо.
Читатели путешествуют. Воспоминания о самых впечатляющих поездках
Amore, о, коллега! Дай пять)) тоже работала в студотряде)
Nastya, давно работала?) Я в прошлом году хотела еще раз поехать, но отменили эту затею из-за ковида
Посчастливилось, как ни странно, в этом году ехать из Сочи в разгар сезона одному в купе! Рай и блаженство, хотя вагон был не самый современный!
Поездка на этом чуде из Костромской в Вологодскую область по железной дороге не общего пользования (ей пользуются для транспортировки леса) была самой запоминающейся
Последняя яркая поездка на поезде была к родителям на новый год 31.12.2019.
На поезд сел в Хабаровске утром, до родителей ехать часов 8, половину дороги спал, потом уже когда проснулся обнаружил что еду в вагоне набитом студентами из Кореи, которые отправились в путешествие по России, вначале до Байкала, а потом до Мск и СПб.
Они были такие общительные, искрение и открытые, мы с ними общались на ломаном английском, фотались, подписались друг на друга в Инстаграмме, это были самые яркие попутчики за все мои поездки. 🙂
Ехал служить в военном эшелоне из Челябинска в Хабаровск. Поезд 12 вагонов одних призывников. Ехать 7 суток. На обычном поезде быстрее. Военный эшелон никуда не торопится: пропускает где только можно товарняки, другие гражданские поезда. Стоянки по три часа. Июль месяц, на улице 32, в вагоне 38, открывать фрамугу (форточку) разрешается на 15 минут в час, чтобы солдатиков не продуло. Ладно хоть разрешили раздеться. Ехали в майках и трусах. Из поезда не выпускали никого, боялись побега. От безделья и заточения в жаре у некоторых срывает «крышу»: драки, мелкое воровство, снова драки. Первые два дня ели то, что дали в дорогу родители, потом давали проводнице деньги, у кого были, покупала нам еду на станциях. Кормили за 7 дней 4-5 раз, не 4-5 дней, а именно 4-5 раз. Но зато увидел Байкал😍
Рассказ в поезде жизни
В детстве (особенно раннем) хотя бы раз в год ездил с бабушкой на поезде в Москву. Брали мы с ней всегда нижнюю и верхнюю полки.
Но была у меня проблема- я сильно боялся высоты. Настолько, что просто залезть на верхнюю полку для меня было невыполнимо. И люди, ехавшие с нами, видя страх и истерику в глазах шестилетнего неуклюжего мальчика в гигантских очках, обычно просто уступали мне нижнее место, пока однажды вместо бабушки со мной не поехал дед.
В девять вечера, выслушав все мои причитания вроде «я не могу», «я боюсь» или «давай лучше попросим поменяться», дед сверкнул на меня глазами из под густых бровей и сказал:
-Хватит ныть! У тебя билет на верхнюю полку? Верхнюю! Так что будь добр, не устраивай неудобств остальным из за своих проблем!
Верхнюю полку я, к слову, после этой поездки полюбил и в последующем спорил с дедом, кто из нас её займёт.
Деду в этом году 78. В Москву все так же ездит вместе с бабушкой. И всегда доплачивает за нижние полки. Чтобы «не устраивать неудобств остальным из за своих проблем»
«С костылями карабкался на верхнюю полку». Истории о тех, кому не уступили в поезде.
Когда мы впервые написали о конфликтах, возникающих между пассажирами верхних и нижних полок, мы получили много комментариев в защиту путешествующих внизу. Пассажиры справедливо отмечали, что они купили более дорогой билет на нижнюю полку, озаботившись этим заранее, а значит, никому ничего не должны уступать.
Правила РЖД на стороне купивших билет. Перевозчик четко указывает, что пассажир должен занимать место согласно указанным в билете данным. Более того, за пассажиром нижней полки закреплено право на пространство под полкой, а за пассажиром верхней – право на третью полку (в плацкарте) и нишу для вещей в купе.
И все бы хорошо, но жизнь причудливее правил. Бывает так, что ехать надо, а мест нет никаких вообще. И тогда получается, как в описанных ниже случаях.
Я видела, как мальчик с костылем лез на вторую боковую. Рядом лбы мужские сидели, никто и не моргнул. Я в соседнем купе ехала, стало так противно, подошла к маме, предложила свое нижнее место. Она ответила: «Спасибо, не нужно. Редко, кто уступает. Пусть привыкает к этому». Да, ничего не просить, надеяться на себя, здорово. Но ведь есть ситуации непредвиденные, вот у бабушки, например, умер кто-то, и она срочно покупает билет. Уж какой есть.
Давно, 27 лет назад это было. Сыну полтора года, и он, и я только что переболели тяжелейшей ангиной с осложнениями, я еле ноги передвигала. Умер мой свекр, жил он на Украине, мы в Ленинграде тогда еще. Умер он 29 апреля, похороны 2 мая, самая горячая пора, все едут на майские каникулы по домам. Билетов нет в принципе.
По телеграмме нам дали билеты на самолет до Киева, а нам надо было в Кривой Рог. В Киеве муж с боем добыл билеты на ночной поезд до места, верхние боковые. К моменту, когда началась посадка, я уже была еле жива. Всю ночь попеременно с мужем караулили сына на верхней полке, никто, естественно, не уступил (да я и не просила), хотя полный вагон студентов был.
Кстати, в те времена еще не было ценовой дифференциации «верхнее-нижнее». Я самих похорон даже не помню, как мне плохо потом было.
А еще вот такую историю нам рассказали в комментариях. Не возьмусь судить автора этого текста, но пассажирка мало того, что купила билеты на верхние полки, так еще и решила сделать жизнь «нижних» пассажиров невыносимой, и с упоением рассказала об этом. Никому не пожелаю таких соседей по купе, хотя виноваты обе стороны.
Собралась с двумя детьми в Адлер. Муж умудрился нам купить 2 верхних полки (поменяешься, может). Детям 3.5 и 5.5 лет. Ну дети у меня нормальные, они спать могут хоть на потолке. Неудобно, конечно, но меняться я не собиралась, доедем.
Садимся в поезд, в нашем купе 2 женщины – мама с дочкой, обе хорошо за 100 кг и сын(внук) примерно двух лет.
Бабушка (да там лет-то ей было всего около 50-ти) сразу, как мы зашли, истерично заявляет: «Наши места нижние! У нее ребенок, а я больная!»
– Да я как-то и не просила Вас уступать.
Подумали они еще, видать, много. Потому что всю дорогу, если не лежали на все полки, то сидели за столом, не давая возможности сесть ни мне, ни моим малым. Опять же, мы люди не гордые, поедим и лежа. Но ответка ж прилетит.
Дети мои мирно поползали по верху часа четыре, потом поспали, побегали по коридору, порисовали, поиграли в пазлы, а после решили устроить обезьянью тренировку. Они висели между полками во всех позах, мотылялись по лестнице сверху вниз натоптанными носками по подушкам дам (те, наверное, именно для этого положили подушки к лестнице, трясли над столом ногами в курочку с яйцами…).
Двухлетний мальчик соседок, глядя на веселящихся моих детей, тоже требовал войти-выйти, залезть наверх, игрушки моих детей. Мамашка решила подсадить малыша на полку к моим девицам, на что я заметила: «Наши места верхние».
Когда дамы выходили на своей станции, я тепло попрощалась с ними и сказала, что всегда приятно ездить с добрыми, вежливыми людьми.
Попросили как-то поменяться.
Раньше раз в месяц ездил из Санкт-Петербурга в Москву и обратно. Всегда брал верхнюю полку, т.к. зашел в поезд, закинул рюкзак, расстелил и спать. И этот раз было не исключением, но с одним маленьким но.
Всем хороших дорог и адекватных попутчиков!